Главная
Регистрация
Вход
Суббота
20.04.2024
11:18
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [134]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Муром

Село Дмитриевы Горы Меленковского района

Село ДМИТРИЕВЫ ГОРЫ

Дмитриевы Горы — село Меленковского района Владимирской области России. Центр Дмитриевогорского сельского поселения.
Расположено в 23 км от города Меленки. На берегу реки Ока. «Село Димитриевы Горы на берегу реки Оки и при речках Ястребке и Долговке, находится в 20-ти верстах от уездного города Меленок (Меленковский уезд) и в 160-ти от губернского Владимира». [1]

Городище (р.ж.в.) расположено в 1 км. к северу от села Дмитриевы горы, мыс левого коренного берега р. Ока при впадении в ее долину глубокого оврага. Площадка подтреугольная в плане, вытянута с севера на юг, размеры ее 65х55 м., с востока она ограничена обрывом к Оке, с юга и запада - системой оврагов. Сохранились остатки кольцевого вала высотой 1 м. при ширине в основании 10-12 м. Ров не прослеживается. Керамика лепная, с сетчатыми отпечатками на внешней поверхности, в т.ч. горшки баночной формы с поддонами, а также сковороды, предположительно городецкой культуры. [2]
Селище (14-17 вв.) расположено в 0.2 км. к юго-западу от села Дмитриевы горы, левый берег ручья Ястребка, левого притока р. Ока, 3 км. от устья. Протянулось вдоль берега ручья с северо-запада на юго-восток, размеры ок. 200х80 м., высота над ручьем 3-4 м. Керамика гончарная позднесредневековая, в т.ч. красноглиняная 14-15 вв. [2]

Одна из версий связывает название Дмитриевы Горы с именем князя Дмитрия Донского (1363 - 1389 гг.), который в этом месте переправлялся через Оку во время своего похода к Куликову полю.
В писцовых книгах 1628-1630 гг. две трети села Димитриевых Гор значатся старинной вотчиной Семена Волынского, перешедший к нему от деда его, а остальная треть куплена Волынским у гр. Чиркова; в селе тогда были двор вотчинников, двор приказчиков, 6 дворов задворных людей и 16 дворов крестьянских. О церкви в писцовых книгах не упоминается.
В нач. XIX в. Ока протекала в 7-ми верстах от Дмитриевых Гор, делая против села крутой изгиб к востоку, затем вода пробила прямое течение, и село оказалось на берегу нового протока, который за свое направление и назван «Прямицей».
До революции Дмитриевы Горы - центр Димитровско-Горской волости Меленковского уезда.
В 1859 г. наиболее крупные населённые пункты: Гусевский чугунный и железный завод (5 327 чел.); Меленки (4 736 чел.); Гусевская хрустальная фабрика (3 282 чел.); Дмитриевы Горы (1 406 чел.)… В 1897 г. население в Дмитриевых Горах - 1854 чел.

«Расстояние от Меленок до Ляховской и Дмитриево-Горской пристаней одинаковое — 18 верст. Прежде пристань была только в с. Ляхах, здесь выстроен был навес, под которым сваливались товары. Ляховские крестьяне имели исключительное право на возку товаров с пристани и допускали к ней крестьян других селений только в случае накопления очень большого количества груза. Между самими крестьянами с. Ляхов соблюдалась очередь при получении клади. Но года четыре, пять тому назад пристань в с. Ляхах была уничтожена, так как требовали большой прибавки к арендной плате, а судо-промышленники жаловались на частую покражу товара. Пристань перевели в с. Дмитриевы-Горы, несмотря на то, что перед Дмитриевыми-Горами находится мель, через которую большие пароходы в сухое лето переходить не могут. Другое неудобство Дмитриево-Горской пристани зависит от того, что от пристани идет очень крутой подъем в гору, так что много наваливать на воз нельзя — лошадь не вывезет, да и дорога к Меленкам тяжела для езды. Ляховские крестьяне, лишившись такого выгодного промысла, как извоз, поправили дело таким образом: сдали пристань бесплатно в долгосрочную аренду своему волостному старшине, который обязался содержать частную пристань и оберегать от воровства сложенные на пристани товары, за что выговорил себе право брать плату за пристань с судо-промышленников и за извоз с крестьян, кажется, по 1 ½ коп. с дуги. При этом право извоза с пристани осталось за Ляховскими крестьянами. В с. Дмитриевых-Горах возят с пристани все, кому угодно. За перевозку клади платят с пуда от 3 ½ до 6 коп., смотря по времени года и легкости дороги. На один воз наваливают 25 — 30 пуд. Иногда извозчики получают обратный груз от Меленок к пристани или с фабрики, или под осень с рудников, лежащих около Меленок. Обратный груз везут по той же цене. При средней цене в 4 — 5 к. с пуда извозчик, наваливая на одну лошадь 25 пуд., за один конец получит 1 руб. — 1 руб. 25 коп. Не считая своего сена, расходы за одну поездку составляют 40 коп., из которых 20 коп. идут на овес лошади и 20 на харчи извозчику. В барышах, значит, останется 60 — 85 к. Когда же извозчик берет еще обратный груз, то расход его увеличивается на покупку еще 10 ф. овса, т. е. на 20 коп., доход же на 1 р. — 1 р. 25 коп. увеличивается, следовательно, чистого заработка остается рубля полтора, два» (Гужевая перевозка в Меленковском уезде,1901).

Дмитриево-Горская земская аптечка

«Ходатайство Дмитриево-Горского волостного правления от 12-го октября сего года за № 694 об открытии в селе Дмитриеве-Горах земской аптечки и заключение Меленковского врачебного совета по сему предмету. Собрание постановило: В виду того, что некоторые селения Дмитриево-Горской волости находятся в дальнем расстоянии от Ляховской земской аптечки, а деревня Усад, где имеется аптечка, находится в близком расстоянии от аптечек Песочинской и Ляховской, не открывая вновь другой аптечки, перевести таковую из дер. Усада в село Дмитриевы-Горы, как селение более центральное против других» (Журналы очередного Меленковского уездного земского собрания 1887).
В 1900 г. приходящих больных было принято в аптечке первичных 3514 чел. обоего пола, против прошедшего года более на 791 чел., а посещений ими сделано 6627 чел., более прошедшего года на 1490 чел. обоего пола. Аптечкой заведовал фельдшер Сафонов, врач ездил 2 раза в месяц.
Оспы фельдшером Софоновым было привито 366 детям, а вместе с фельдшерами при Меленковской амбулатории всего 2199 детям.
Рецептов в 1900 году выдано 7123 рецепта, а вместе с Меленковской амбулаторией, помимо больничных рецептов 38523 рецепта. Врачом принято было 690 чел., слабые больные навещались на дому.
Было очень много лихорадящих больных, именно: 967 чел., затем много больных корью, которая господствовала во всех селениях Дмитриево-Горской волости и благодаря весьма плохому уходу родителей за детьми, было много смертных случаев: некоторые брали лекарства, но оставляли его нетронутым или же вовсе не желали брать лекарства, другие прямо высказывали, что им желательно даже, чтобы ребят «несколько поубавилось». В д. Муратовой был тиф. Скарлатины и натуральной оспы было мало. Из д. Муратовой больных брюшным тифом я старался уговорить лечь в больницу во избежание заражения других.
Операции были произведены следующие: извлечение зубов 23, инцизий 26, разрезов карбункула 3, вправление вывихов 4, из коих один не был вправлен, как очень застарелый. Итого 56 операций.
Квартира для аптечки фельдшера переведена в гораздо лучшее и удобное помещение.

Об устройстве при Дмитриево-Горском волостном правлении отдельной комнаты для телефона. «Волостное правление 5-го марта 1907 года за № 472 сообщило управе, что с устройством телефона в волостном правлении занятия становятся невозможными ввиду того, что для разговоров по телефону приходит много посторонних лиц, между тем отдельной комнаты не имеется. О пристройке отдельной комнаты правлением было доложено волостному сходу, но последний в этом отказал. А потому и ходатайствует перед земским собранием об ассигновании средств для пристройки к зданию волостного правления телефонной комнаты.
Об изложенном земская управа имеет честь доложить на благоусмотрение земского собрания, присовокупляя при этом, что расходы по постройке помещения следовало бы принять — волости на свой счет, так как телефоном главным образом пользуется население волости и кроме того если сделать отдельное помещение в Дмитриево-Горской волости, то придется делать и в других волостях, на что потребуется довольно порядочные суммы.
26 сентября 1907 г.».

Дмитриевогорская ярмарка

В 2012 году исполнилось сто лет со дня проведения первой ярмарки в селе Дмитриевы Горы. 21 сентября (8 сентября по ст. ст.) в день Рождества Богородицы велась бойкая торговля. В работе ярмарки принимали участие купцы и торговцы из Меленок, Касимова, Мурома, Выксы и других близлежайших населенных пунктов (Елатьма, Ляхов и др.).
Вопрос об открытии в Дмитриевых Горах ярмарки рассматривался 30 сентября 1911 года (по ст. ст.) на утреннем заседании уездного земского собрания. «Дмитриевогорское сельское общество приговором от 4 сентября 1911 года обратилось в управу с ходатайством об открытии ежегодной ярмарки в селе в день Рождества Богородицы,- прозвучало в докладе. – При этом общество мотивирует свое ходатайство тем, что в селе Дмитриевы Горы и других пяти селениях, стоящих в трех-четырех верстах, имеется большое число жителей, почему является крайняя нужда для обмена и сбыта местных товаров, а других ярмарок поблизости нет».
На этом заседании было принято решение о признании ходатайства дмитриевогорского общества заслуживающим удовлетворения и необходимости просить губернское земское собрание об открытии ежегодной ярмарки. Что, кстати, и произошло. Ярмарка была открыта.
Отметим, что у меленковских купцов Валенковых на берегу реки Оки находился соляной склад, лабаз для торговли и емкость – склад для керосина. Дмитриевогорцам старшего поколения были известны купцы Василий Федорович, Иван Федорович, Павел Федорович, Михаил Федорович, Федор Федорович Валенковы. У Михаила Федоровича Валенкова работал приказчиком первого класса житель села Дмитриевы Горы Яков Меркулович Осипов – это дед бывшего председателя совета ветеранов Дмитриевогорского сельского поселения Василия Алексеевича Осипова. Также у Валенковых работал житель села Б. Санчур Егор Авитович Ганькин – отец и дед Анастасии Егоровны и Анатолия Михайловича Борисовых.
На ярмарке торговали льном, хлебом, солью, крахмалом, яйцом, медом, горшками, лыком, дегтем, смолой, мануфактурой, обувью, одеждой и другими предметами ширпотреба. В самом же селе Дмитриевы Горы купцов не было, но были торговцы и крестьяне, занимавшиеся торговлей. Среди них: Тимофей Петрович Афонин, Степан Афонин, Мартын Руфимович Бондарев, Константин Александрович Калинин, Егор Иванович Кикеев, Василий Прошин и его сын Алексей, Иван Яковлевич Царев.
/М. Подобуева./

Корзиноплетение

Очередные земские собрания Муромского и Меленковского уездов признали с 1912 года необходимым устройство корзиночных учебных мастерских в с. Благовещенском Муромского уезда и с. Дмитриевы горы Меленковского уезда, ассигновав ¼ стоимости ежегодного содержания мастерских. Половину стоимости содержания мастерских решено испросить через губернское земское собрание у отдела сельской экономии и сельскохозяйственной статистики, а остальную недостающую ¼ из средств губернского земства. Меленковское собрание внесло кроме того в смету 1912 года 200 руб. на оборудование мастерской.
«Население сел Благовещенского и Дмитриевы Горы, обученное искусственному корзиноплетению, будет в состоянии иметь верный заработок в течение зимних месяцев чего в настоящее время совершенно не замечается. Местоположение выбранных сел при существующих пристанях реки Оки дает очень удобный и дешевый способ сбыта изделий. Сам сбыт изделий является вполне обеспеченным».
Каждая мастерская существует и управляется на основании устава.
«По ходатайству Меленковского уездного собрания об отпуске средств на корзиночную мастерскую.
В губернскую управу поступил следующий доклад попечительного совета Дмитриево-Горской корзиночной мастерской:
«В отчетном 1915 — 16 гг. корзиночная мастерская продолжала занятия по обучению корзино-плетению по установленной программе. Учебный год в мастерской начался с 2 октября и продолжался до 1 мая. Из 11 учеников, в начале года, по семейным обстоятельствам выбыло двое и было принято вновь три ученика, которые и образовали первую группу. В первое полугодие, т.е. по 1 января 1916 года учениками и мастером было выработано изделий на сумму 278 руб. С 1 марта мастер Плохов уволился от службы и остальные два месяца занятия с учениками вела его жена. Отчасти, по этой причине, отчасти же вследствие краткости времени занятий (истекший учебный год был на целый месяц короче принятого в мастерской), ученики второй группы, ознакомившись с плетением всевозможных корзин, не успели однако пройти производство и плетение мебели. Для более основательного изучения корзиночного производства и плетения мебели ученикам второй группы, следовала бы пробыть в мастерской еще один год, в виду чего попечительный совет считает необходимым предложить желающим ученикам остаться на третий год и дополнить комплект до 12 человек вновь принятыми учениками, из которых образовать первую группу.
С 15 августа на должность мастера-руководителя Дмитриево-Горской учебно-корзиночной мастерской определен, окончивший курс в Мариинско-Посадской (Казанской губ.) школе инструктором со званием мастера-инструктора Георгий Тимофеевич Тимофеев.
По прибытии Тимофеева на место службы ему было поручено принять мастерскую со всеми материалами, изделиями и инвентарем. При приемке оказалось — многие инструменты и предметы оборудования мастерской пришли в негодность, часть их утеряна, а некоторые, как например столярные инструменты, пособия по рисованию и пр., не были приобретены; между тем ознакомление учеников со столярным ремеслом и рисованием, поскольку это необходимо для изготовления деревянных частей к плетеным изделиям и рисунков изделий, было бы весьма желательно. Все это мог бы преподавать ученикам новый мастер, инструктор Тимофеев.
Смета на пополнение инвентаря и предметов оборудования мастерской составлена мастером Тимофеевым в сумме 374 руб. Попечительный совет считает возможным сократить смету до 250 р. и просить управу разрешить ему произвести этот расход из специальных средств мастерской».

17/4 июля 1917 года крестьяне с. Дмитриевы-Горы, Меленковского уезда, самовольно сняли с проходившего парохода и разделили между собой 200 мешков ржи.
18/5 июля 1917 г. крестьяне села Дмитриевы-Горы, вновь сняли с проходившего парохода около 200 мешков ржи.
«В селе Дмитриевых-Горах, Меленковского уезда, на помещении Единой Трудовой школы до сих пор еще красуется вывеска: «Церковно-приходская школа основана Преосвященнейшим Иеронимом Епископом Тамбовским и Шацким в 1891 году».
Рядом же со школой и помещением Волисполкома, в ограде, красуется остаток от памятника Александра II-го, на котором надпись: «Самодержавец Всероссийский Государь Император Александр II Освободитель» и прочее, а ниже помещен манифест об освобождении крестьян 1861 г.
Каждый, приходящий в Волисполком и проходящие мимо, читают эти надписи. Интересно то, что проходящие ежедневно мимо члены ВИК-а не обращают никакого внимания на эти остатки прошлого и не постараются их убрать. Надо это сделать возможно скорее» («Луч», 24 августа 1923).
«Плохая земля, низкая урожайность, недостаточная обеспеченность крестьян своим хлебом на круглый год заставляют часть населения Дмитриево-Горcкoй волости, Меленковского уезда, идти на побочные заработки (на ф-ку, торфоразработки, заводы и т. п.). Некоторые крестьяне работают на картофельно-терочных заводах, которых имеется по волости 3. Таким образом, волкому приходится работать среди двух слоев молодежи: рабочей и крестьянской.
Всего молодежи комсомольского возраста по волости имеется 2010 чел., которая на 6 проц. втянута в комсомол. Из 786 девушек – комсомолок только ½ проц. общего количества. В волости имеется 7 ячеек РЛКСМ, с общим числом членов в 122 чел., 4 пионеротряда из 95 чел., в том в том числе 19 девушек. Ячейковый актив из 24 человек занимается раз в месяц в волколпропе, а также обсуждает вопросы комсомольской работы на специальных совещаниях. Партядро незначительно, только 6 чел. комсомольцев состоят в РКП.
Ребята принимают активное участие в работе избы-читальни, красных уголков и c.-x. кружков, работая на опытно-пoказательном огороде при одном из с.-х. кружков».
«В начале 1924 года в с. Дмитриевых Горках, Меленковского уезда, по инициативе ребят, была организована комсомольская ячейка в 10 человек. Примеру дм.-горских ребят последовала молодежь и других селений. В результате, в районе волости организовалось 7 комсомольских ячеек. Работа первое время была довольно трудная. Население относилось к комсомольской организации очень плохо. В девичьих хороводах появились частушки про комсомол.
Летом 1924 г. ячейка сделала несколько субботников: нарубили дров для школы, очистили пруд в одной улице селения, почистили двор одной бедной вдове и т. д. Все этo до некоторой степени авторизировало саму организацию среди беспартийного крестьянства. В настоящее время волостная организация насчитывает в своих рядах 122 члена из них 4 кандидата.
Из всего состава организации - 5 девушек. Партийное ядро у нас очень мало – на всю организацию 4 человека. Актива в нашей организации мало, приходится ставить вопрос о его усиленном выдвижении и вовлечении в практическую комсомольскую работу» («Призыв», 17 октября 1925).
«Крестьяне о. Дмитриевы-Горы, Муромского уезда, привезли лес для постройки нардома. Работают всем коллективом» («Призыв», 12 января 1927).

Дмитриево-Горская волость, центр — с. Дмитриевы Горы, существовала в составе Меленковского уезда с 1917 года. По декрету ВЦИК от 20 сентября 1926 года вошли в Муромский уезд. В составе волости было 8 сельсоветов: Больше-Санчурский, Воютинский, Дмитриево-Горский, Кононовский, Мало-Санчурский, Муратовский, Окшовский и Толстиковский.
Волость ликвидирована в 1929 году, сельсоветы перешли в Ляховский район Муромского округа.

Дмитриевогорский Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов организован в 1917 г. Сельский Совет входил в состав Ляховской волости Меленковского уезда Владимирской губернии, с 20 сентября 1926 г. Муромского уезда. Меленковский уезд был упразднен. В 1929 г. волость была ликвидирована, сельсовет перешел в Ляховский район Муромского округа Нижегородской (Горьковской) области. В 1930 г. Муромский округ был ликвидирован при отмене окружного административно-территориального деления. С декабря 1936 г. - Дмитриевогорский сельский Совет депутатов трудящихся.
С образование 14 августа 1944 г. Владимирской области Дмитриевогорский сельский Совет вошел в ее состав.
В сельсовет входили деревни: с. Воютино, Кононово, Дмитриевы-Горы, Б.-Санчур, М.-Санчур, д. Муротово, с. Окшово, пос. Шохин Бор с центром с. Дмитриевы-Горы.
В связи с ликвидацией Ляховского района в декабре 1962 г. Дмитриевогорский сельский совет присоединяется к Меленковскому району.
С октября 1977 г. Дмитриевогорский сельский Совет переименовывается в Дмитриево-Горский сельский Совет народных депутатов и его исполнительный комитет Меленковского района Владимирской области.
Дмитриево-Горский сельский Совет объединял 8 нас. пунктов: Большой Санчур, Воютино, Дмитриевы Горы, Кононово, Малый Санчур, Муратово, Окшово, пос. Шоркин Бор.
С 04.12.1991 г. Дмитриево-Горский сельский Совет народных депутатов и его исполнительный комитет стал называться сельской администрацией Дмитриево-Горского сельского Совета народных депутатов Меленковского района Владимирской области.
С 09.10.1993 г. сельская администрация Дмитриево-Горского сельского совета народных депутатов переименована в Дмитриево-Горскую сельскую администрацию Меленковского района, с. Дмитриевы-Горы.
С апреля 1998 г. Дмитриево-Горская сельская администрация переименована в администрацию Дмитриевогорского сельского округа Меленковского района с. Дмитривы-Горы и просуществовала до 31.12.2005 г.

В Дмитриевых Горах колхоз образовался 1 августа 1929 года. Семь единоличных хозяйств свели в артель семь лошадей, сдали семь сох (плугов не было) и на первом собрании постановили назвать колхоз по дате его организации – колхозом «именем 1-го августа».
Первым председателем колхоза стал уроженец села, молодой коммунист, Кузин Федор Петрович. Жизнь не баловала дмитрогорцев во все времена. До 50-х гг. двадцатого столетия основной обувью были лапти. Труд был предельно тяжелым, и казалось, просвета в жизни не будет. Но все изменилось с приходом в Дмитриевы Горы нового председателя колхоза Морозова Максима Александровича. Менялся труд, менялись люди, менялась жизнь. К лучшему, конечно.
В 1954 году колхоз «Большевик» становится миллионером (доход=1,24 млн руб).
В 1958-1959 годах населенные пункты колхоза «Большевик» Ляховского района были подключены к электричеству. В 1960 году начало работать грузотакси (кстати, все ли знают, что это такое?) на маршруте Дмитриевы Горы – Ляхи (на базе автомобиля ГАЗ-51). В начале 60-х годов временно работало авиасообщение с. Дмитриевы Горы с г. Владимир.
Крепкая экономика колхоза позволила коллективу направить значительные материальные средства на развитие социальной сферы. В Дмитриевых Горах были построены асфальтированные дороги и улицы, водопровод, жилые дома для колхозников и служащих, детский сад на 140 мест, магазины и другие объекты. Колхоз получил выход на федеральные дороги, было организовано автобусное сообщение с г. Меленки и другими населенными пунктами, проведена газификация, построен дом культуры в д. Кононово, школа, больница и др.
Колхозные автобусы начали широко использоваться для экскурсионных поездок в города Суздаль, Владимир, Москву и другие. Правление колхоза организовывало туристические поездки тружеников села в соцстраны, а также принимало гостей оттуда.
В середине 70-х годов в колхозе было разработано и внедрено положение о заслуженном колхознике. Это звание присуждалось за выдающиеся достижения в сельскохозяйственном производстве и давало право на получение солидных льгот от колхоза.
Молодоженам по случаю бракосочетания выдавались подарки в размере 1-го месячного оклада. В конце 70-х годов принято решение о выплате пособия демобилизованным солдатам, вернувшимся на работу в колхоз в размере 3-х месячных окладов. Молодым специалистам сельского хозяйства предоставлялось жилье.
Колхоз специализировался на мясомолочном животноводстве, семеноводстве зерновых и картофеля. Сельхозугодья занимали 7278 га. На территории колхоза 6 нас. пунктов.


Морозов Максим Александрович

В 1980 году Морозов Максим Александрович, который в свое время был избран депутатом Верховного Совета СССР, передал руководство хозяйством Ульянову Владимиру Михайловичу, который также 30 лет оставался на своем посту и приумножал достигнутое.
«Завод строит зону отдыха. Нe так давно муромское общество охотников и рыболовов передало на субарендных условиях Дмитриево-Горское охотничье хозяйство одному из заводов гор. Муромы. Предприятие решило организовать в нем зону отдыха для рабочих и служащих. Прежде всего в пойме реки Они была построена охотничье-рыболовная база. На ней имеется все необходимое для рыбной ловли: лодки, удочки, транспортные средства. Был открыт стрелково-охотничий тир. Профсоюзная организация завода для обслуживания охотничьего хозяйства нашла возможным содержать четырех егерей. Они охраняют фауну охотничьих угодий, подкармливают в трудный зимний период зверей и птиц, организуют охоту и рыбалку для приезжающих на отдых рабочих, проводят воспроизводственные мероприятия.
Те, кого рыбачка и охота не прельщают, собирают грибы и ягоды, купаются, загорают. А недавно появилась и такая задумка — создать искусственный водоем и выращивать в нем рыбу. Глядишь, пройдет время, и в столовую завода пойдет отсюда свежая рыба.
Как видим, и заводу, и природе хорошо.
Такое охотничье хозяйство, такую зону отдыха могут иметь и другие крупные предприятия области. Было бы только желание. Хочется надеяться, что областной совет профсоюзов заинтересуется этим вопросом, распространит опыт муромцев по всей области.
В. ПЕРЕБАСОВА, старший инспектор госохотинспекции. М. БЕСПАЛОВ, охотовед по Муромскому району» («Призыв», 1970 год, 17 мая).
Новое здание школы построено в 1986 году.

Администрация Дмитриево-Горского Сельского округа действует с 25 сентября 2000 г. Организация ликвидирована 11 ноября 2013 г.
В соответствии с Федеральным законом РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации № 131-ФЗ от 6.10.2003 года ст.84 п.п.4, 5 и Законом Владимирской области от 13.05.2005 года № 57-ОЗ "О наделении Меленковского района и вновь образованных муниципальных образований, входящих в его состав, соответствующим статусом муниципальных образований и установлении их границ" наделить статусом сельского поселения вновь образованное муниципальное образование, определив с. Дм.-Горы - центром данного муниципального образования.
Администрация МО Дмитриевогорское Меленковского района зарегистрирована 26 декабря 2005 г. Глава администрации муниципального образования дмитриевогорское меленковского района - Ларин Сергей Сергеевич. Первомайская улица, д. 65а.
Численность населения: в 1859 г. – 1406 чел., в 1897 г. – 1854 чел., в 1905 г. – 2585 чел., в 1926 г. – 2997 чел., в 2002 г. – 1339 чел., в 2010 г. – 1268 чел. (581 муж. и 687 жен.).
В селе расположены:
- МБОУ "Дмитриевогорская СОШ" действует с 26 мая 1998 г. Директор - Лисихина Ирина Викторовна. Школьная улица, д. 24.
- МБДОУ "Детский Сад № 21" с. Дмитриевы Горы действует с 10 июня 1998 г. Заведующий - Артамонова Ольга Федоровна. Первомайская улица, д. 82а.
- МБУК "Дмитриевогорский Культурно-Досуговый Центр" зарегистрирована 27 декабря 2011 г. Директор - Кузьмина Елена Владимировна. Первомайская улица, д. 67.
- врачебная амбулатория, отряд государственной противопожарной службы, операционная касса №93/0110 Сбербанка России, участковый пункт полиции, отделение федеральной почтовой связи.
- СПК "Дмитриевы Горы" действует с 16 ноября 1998 г. Председатель - Сухарева Валентина Ивановна. Основным видом деятельности является «Разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока».
- ООО "Евростиль" действует с 26 декабря 2000 г. Директор - Ромашихин Вячеслав Анатольевич. Приокская улица, д. 19. Основным видом деятельности является «Производство прочих деревянных строительных конструкций и столярных изделий».
- ООО "Аквакультура-Сосновый Бор" зарегистрирована 23 ноября 2007 г. Генеральный директор - Ромашихин Вячеслав Анатольевич. Приокская улица, д. 19. Основным видом деятельности является «Рыболовство, рыбоводство и предоставление услуг в этих областях». Организация ликвидирована 17 декабря 2010 г.

Дмитриевогорский приход

В писцовых книгах 1628-1630 гг. две трети села Димитриевых Гор значатся старинной вотчиной Семена Волынского, перешедший к нему от деда его, а остальная треть куплена Волынским у гр. Чиркова; в селе тогда были двор вотчинников, двор приказчиков, 6 дворов задворных людей и 16 дворов крестьянских. О церкви в писцовых книгах не упоминается.
Во второй пол. XVII в. церковь была уже построена и в 1676 г. значится в окладных книгах Рязанского епископа; в этих книгах отмечено, что в селе Димитриевых горах церковь Покрова Пресв. Богородицы. У той церкви дворъ попа Афонасья, дворъ дьячковъ, да дворъ боярский, да приходскихъ крестьянскихъ 57 дворовъ (в 1896 г. в Димитриевых Горах 249 дворов). Да по поповой сказке дано ему земли изъ крестьянскихъ дачъ две четверти съ четверикомъ и съ полчетверикомъ, сенныхъ покосовъ 20 копенъ».
В 1772 г. эта церковь сгорела и вместо неё построена новая деревянная церковь, которая без изменений существовала до 1864 г. В том же году церковь была капитально ремонтирована. Она несколько изменила свой первоначальный вид: «деревянная кровля заменена железною, окна расширены, подведенъ фундаментъ». В 1875 г. в приделах устроены новые иконостасы, а в 1891 г. новый иконостас устроен и в главном храме. В 1892 г. была перестроена по новому плану и колокольня. Обновление главного храма и колокольни произведено на средства Преосвящ. Иеронима, архиепископа Литовского, уроженца села Димитриевых Гор. [1]
Престолов в храме три: главный в честь Покрова Пресв. Богородицы, в приделах теплых: в память Усекновения главы св. Иоанна предтечи и св. прор. Илии. [1]
Утварью и ризницей церковь снабжена достаточно; и этим церковь много обязана Преосвящ. Иерониму.
Причт при церкви состоял из священника и псаломщика. На содержание его получалось: от служб и требоисправлений, хлебного сбора и земли церковной до 650 р. в год. Дома у членов причта собственные на крестьянской земле, а церковная усадебная земля занята крестьянскими постройками. [1]
Приход состоял из одного села Димитриевых Гор, в котором по клировым ведомостям числилось 1084 души муж. пола и 1158 женского. [1]

В селе имелась церковно-приходская школа; эта школа устроена и содержалась на средства Преосвящ. Иеронима. В 1891-92 учебном году Преосв. Иероним пожертвовал на содержание школы – 10000 руб. Преосв. Иероним родился в этом селе. Учащихся в 1896 году было 60. [1]

Дмитриево-Горское училище, Дмитриево-Горской волости, в селе Дмитриевых-Горах, основано общество в 1880 г. Ближайшее училище — Воютинское в 4 в.
В 1884 году «Помещение наемное, деревянное, вместе с хозяином дома; по свету и теплоте не удобное; квартира учительнице есть; классных комнат одна — длин. 6 арш. 3 вер., шир. 6 арш. 2 в., выш. 3 арш. Учебных пособий не достаточно — на 75 р. 67 к. Библиотеки и земли нет. Законоучитель священник Орлов Павел Димитриевич, окончивший курс во Владимирской духовной семинарии, преподает с 1880 г.; учительница Екатерина Алякринская, из 5-го класса Владимирской женской гимназии, преподает с октября 1880 г. Попечитель поручик Константин Алексеевич Иконников; пожертвований не делал. Учащихся к 1-му января 1883 года 45 м. и 1 д. Выбыло до окончания курса по желанию родителей 6 м. и 1 д. Окончило курс со свидетельствами 5 м. Вновь поступило 11 м. и 1 дев. К 1-му января 1884 года состояло 45 мальч. и 1 дев. Учатся вместе. Возраст учащихся от 7 до 13 лет. Учащиеся все из с. Дмитриевых-Гор. Ночлежного приюта нет. Вероисповедания православного. По сословиям: дух. 3 м. и 1 д., крест. 42 м. Средства; от земства 225 р., от общества 30 р.; платы за учение нет. Расходы: наем дома, отопление, освещение, прислуга и ремонт 30 р.; жалованье — законоучителю 25 р., учительнице 200 р. Посещали классы исправно. Прием в октябре; поступили все не грамотными. За теснотой помещения отказано 10. Учебный год с 21-го октября по 6-е мая. Пению обучаются простону. Учатся в день 6 часов и даются уроки на дома. Отделений 3. Уроков в неделю: по Закону Божию - 4, по Русскому языку - 9, по Славянскому языку - 3, по арифметике - 6, по пению - 2. Получивших награды не было. Получившие свидетельства учились 3 года. Не окончившие курса учились до 3-х месяцев. Училище никто не обозревал. Обучения ремеслам и рукоделию нет. Воскресных бесед и чтений нет» (Владимирский Земский сборник 1884. № 12. Декабрь.).

Приезд Преосвященнейшего Иеронима, Епископа Тамбовского и Шацкого, в село Дмитриевы-горы в 1891 г.

В 28-ми верстах от гор. Елатьмы, Тамбовской губернии, по направлению к гор. Мурому на левом, довольно высоком, но отлогом, берегу реки Оки находится село Дмитриевы-горы, родина Преосвященнейшего Иеронима, Епископа Тамбовского.
Преосвященнейший Иероним, в мире Илья Тихонович Экземплярский, сын священника села Дмитриевых-гор Тихона Ивановича Экземплярского, родился в 1836 году. Прочные основы религиозного воспитания и первоначальное школьное подготовление он получил под руководством опытного своего родителя и чрезвычайно набожной матери. Обучался во Владимирском духовном училище и, по окончании училищного курса, в 1852 году поступил во Владимирскую духовную семинарию, где во все время учения в разрядных списках занимал № 1-й. В 1857 году Илья Тихонович поступил в число студентов Киевской духовной академии. По окончании академического курса в 1861 году, он определен был преподавателем в Черниговскую дух. семинарию. Чрез год молодой преподаватель Экземплярский перемещен был в Киевскую дух. семинарию, и здесь за свой ученый труд, по составлению Дидактики, удостоен ученой степени магистра Богословия. Как трудолюбивый, энергичный преподаватель, Илья Тихонович обратил на себя внимание Епархиального Начальства, и вскоре определен был законоучителем в коллегию П. Галагана, с возведением его в сан священника; через несколько времени удостоен был сана протоиерея.
Семейная жизнь о. протоиерея, полная счастья и радости, скоро изменилась: еще, можно сказать, в цвете лет он лишился супруги, оставшись с пятерыми малолетними детьми. Озабоченный воспитанием и образованием своих детей, о. протоиерей мало по малу свыкался с положением вдовства и приготовлял себя к иноческой жизни. Исполнивши назначение семьянина-отца, он в 1886 году принял иночество с именем Иеронима, и возведен был в сан архимандрита. В том же году, через несколько месяцев, архимандрит Иероним возведен был в сан Епископа и назначен Викарием Киевским. В 1890 году Преосвященный Иероним перемещен был в Тамбовскую епархию, смежную с Владимирской.
Не видавши своей родины ровно 30 лет, Преосвященнейший Иероним давно желал побывать в Дмитриевых-горах, повидаться с своими родными, а главное — поклониться праху своих родителей. Представился и случай для этого. Перед назначенной им поездкой по епархии, Владыка писал своим родным, что для свидания с ними он прибудет в Дмитриевы-горы из гор. Елатьмы и назначил день своего приезда, который впрочем был несколько ускорен. Всякий не только из родных и сельчан, но даже из окрестных жителей, знавший Преосвященного Иеронима в летах его юности, желал видеть и послушать его и принять от него Святительское благословение. 23-го августа в 8 часов утра жители с. Дмитриевых-гор, и старый и малый, отправились за село для встречи дорогого гостя и ожидали его прибытия на границе своей земли. Вскоре усмотрен был экипаж Преосвященного выезжающим из села Санчур, а через пять минут он поравнялся с земляками Владыки, которые в благоговении все без исключения пали пред Его Преосвященством на колена с обнаженными главами и приветствовали его, кто как сумел. Тронутый такой задушевной встречей своих сельчан, Владыка вышел из своего экипажа, принял хлеб-соль, поднесенную ему, осенил народ благословением и благодарил за радушную встречу. При этом Преосвященный выразил желание вместе с своими сельчанами проследовать пешком до самого храма. Дорогой Владыка обо многом расспрашивал своих Дмитрогорцев и обо многом рассказывал им из своей юношеской жизни. Между прочим, перейдя речку Ястребку и взойдя на гору, Владыка старался отыскать (и отыскал) тот холм, на котором в последний раз прощался он с своим родителем; при этом воспоминании Преосвященный не мог удержаться от слез. Во вратах храма с подобающей почестью, при колокольном звоне, встречал Преосвященного зять его, местный священник Павел Орлов и приветствовал его речью. Преподав благословение всем порознь и осмотрев храм, Преосвященный вышел в южные двери на могилы своих родителей и с слезами на глазах поклонился праху их до земли. Из церкви Преосвященный пошел в дом, где в воротах встречала его родная сестра, жена священника, Елена Тихоновна Орлова, с хлебом и солью. В доме родственная беседа длилась около двух часов. При этом Владыка высказал, что желалось бы ему посетить, хоть на короткое время, также родственное ему семейство священника соседнего села Воютина, посмотреть знакомые места, где бывало, во время семинарских вакаций, приходилось ему гулять, и полюбоваться растущими в глубоких оврагах вековыми деревьями, которые за 35 верст видны из самой Елатьмы, но что при всем его желании, по недостатку времени, в Воютине он быть не может.
В половине 12 часа по колокольному звону весь народ собрался в церковь, где Владыка, облачившись в Архиерейскую мантию, начал служить панихиду по родителях своих, при участии двоих священников - родственников (Дмитриевогорского и Воютинского). По окончании панихиды, Владыка совершил краткую литию на могилах своих родителей и здесь-же сделал некоторые распоряжения о сооружении на месте могил чугунной плиты с надписью, железного креста и таковой же решетки. По возвращении в церковь Владыки с амвона произнес речь сельчанам, в которой, между прочим, обещал для их детей устроить церковно-приходскую школу и для постройки ее просил отвести небольшой участок земли. По выходе же из храма, Владыка сам облюбовал место для школы с южной стороны церкви, на что Дмитрогорцы, с выражением благодарности Его Преосвященству, изъявили полное согласие. Владыка вторично высказал им здесь свое обещание устроить школу, и при этом заявил, что внесет в обеспечение школы капитал, проценты с коего будут поступать на жалованье учителям, наем прислуги и ремонт школьного здания, — и что через два года надеется опять прибыть в Дмитриевы-горы на освящение школы. В заключение всего Владыка сказал: «молитесь только обо мне Богу, чтобы Господь продлил жизнь мою, — все будет для вас устроено – и храм и школа».
Да, счастливы Дмитрогорцы, подумали многие, когда они имеют такого щедрого благодетеля! И действительно, нельзя не удивляться щедрости Преосвященнейшего Иеронима. За последние 4 или 5 лет вещественных и денежных пожертвований поступило от него на устройство и украшение Дмитриевогорской церкви до 3000 руб. и в пользу причта 1000 рублей. А с каким расположением, с каким сочувствием относится Владыка Иероним к просьбам и нуждам своих сельчан! Кто ни приходил к нему, — всякого принимал, дарил книгами, благословлял крестиками и образками, и редкого отпускал без денежного пособия. Уходя из его кабинета, каждый выносил с собой самые отрадные, благодарные чувства.
После обеда, до вечернего чая, Преосвященный совершил прогулку на р. Оку; при этом около каждого ручейка, холмика и кустика у него было много воспоминаний из детских приключений, которые, благодаря его памяти, передавались им с особенною полнотой, как-бы из недавнего времени. Вечер проведен был им не столько в беседе с родными, сколько в приеме сельчан и раздаче им пособия.
На другой день (24-го августа) в 6 часов утра Преосвященнейший Иероним, преподав всем благословение и распростившись со всеми, при колокольном звоне отправился в пределы своей Тамбовской Епархии, опять в гор. Елатьму.
Священник Александр Авроров (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 20-й. 15-го октября 1891).


Покровский храм села Дмитриевы Горы

Вид на улицу Приокская и церковь

Судебный процесс Меленковских штундистов. Во второй половине декабря 1902 года сессией Владимирского Окружного Суда в гор. Муроме судились крестьяне Меленков. у. Василий Сергеев Горин и Павел Петров Афонин в распространении штундизма в с. Дмитриевых-Горах и совращении в эту секту тридцати лиц православных. После трехдневного рассмотрения этого дела Окружный Суд, при участии присяжных заседателей, признал подсудимых виновными в приписываемых им деяниях и приговорил Горина и Афонина к ссылке в Закавказье с лишением всех прав состояния. На приговор этот защитник осужденных московский присяжный поверенный И.Н. Сахаров подал в Правительствующий Сенат кассационную жалобу, которая и была рассмотрена 15—22 марта 1903 года III Отделением уголовного кассационного департамента под председательством сенатора А.Н. Марковича. Заключение по этому делу давал товарищ обер-прокурора А.М. Бобрищев-Пушкин. Указав на основательность судопроизводственных поводов, приведенных в кассационной жалобе и в том числе на эксцессы, допущенные представителем обвинения, Бобрищев-Пушкин представил несколько соображений к отрицанию признаков преступления в фактических данных установленных вердиктом и горячо ратовал за оправдание обвиняемых. Но заключение Бобрищева-Пушкина, в личной жизни которого громкое дело Горина и Афонина составляло целое событие, Правит. Сенатом не было принято. Сенат утвердил приговор Влад. Окр. Суда без всякого изменения, и проповедники штундизма в истекшем августе назначены к отправке административн. порядком в Закавказье. (Орфеев. В. Е. В. № 18-й. 1903).
«Матушка с. Дмитриевых гор Е.Т. Орлова, сознавая, как недостаточны и слабы религиозные понятия наших крестьян и как соблазнительны для них богомоленные собрания штундистов с общедоступной «евангельской» проповедью и веселым народным пением духовных стихотворений, вечерами в некоторые дни недели устраивает в своем доме женские православные собрания. Крестьянки к матушке собираются весьма охотно, так что каждый раз число присутствующих на собрании доходит до 50—60-ти человек разного возраста. Забывшись от будничной суеты и разных жизненных невзгод, все они получают здесь и разумную пищу, и отдых душевный. Под непосредственным руководством почтенного своего мужа о. протоиерея Павла Дмитриевича, Елена Тихоновна с собравшимися женщинами простым народным языком ведет беседы о Христе-Спасителе, объясняет им православное Богослужение и рассказывает жития угодников Божиих, при чем всегда беседы ее сопровождаются общим пением женщинами церковных песнопений и псалмов или же акафиста Спасителю и Божией Матери. В обучении крестьянок пению матушке значительную помощь оказывает обладающая сильным сопрано и умением петь жена местного псаломщика А. Фигуровская. Пишущий эти строки недавно посетил одно из собраний Е. Т-ны и видел, как прекрасно здесь были настроены все, ищущие спасения, сколько в каждой из этих простых женщин было радости духовной и самого горячего стремления — научиться жить по божьи, по Евангелию и уставам Православной Церкви. С уверенностью можно сказать, что посещающие эти собрания женщины не только сами спасутся от опасных сетей Дмитриевогорской штунды, но и оградят семьи свои от ее пагубного влияния! Орфеев» (В.Е.В. Отдел неофициальный. № 7-й. 1904).
В 1909 г. на второй неделе великого поста в селе Дмитриевых Горах скончалась супруга местного протоиерея Елена Тихоновна Орлова. Это была народница-христианка в полном смысле слова. Она в течение всей своей жизни проводила в сознание окружающих ее женщин-крестьянок начала православной веры и благочестия. Близко соприкасаясь с народом и зная, как недостаточны и слабы религиозные понятия наших крестьян и как иногда бывают соблазнительны для них богомольные собрания штундистов с общедоступной „евангельской" проповедью и общенародным веселым пением духовных стихотворений, почившая матушка Ел—на Тих—на вечером в некоторые дни недели устраивала в своем доме женские православные собрания. С собравшимися женщинами Ел—на Тих—на простым народным языком вела беседы о Христе Спасителе, объясняла им православное богослужение и рассказывала жития угодников Божиих, причем беседы эти сопровождались общим пением церковных песнопений и псалмов, или акафиста Спасителю и Божией Матери. Нечего и говорить, что собрания в доме своей сельской матушки местные крестьянки посещали весьма охотно, так что число присутствовавших на них бывало до 50 — 60 человек разного возраста. Ходила почившая матушка и по домам местных крестьян с Евангелием в руках, спеша по преимуществу туда, где замечала обездоленных и несчастных, где видела особенно убогих, униженных и оскорбленных. Брала она к себе на воспитание детей неудачных родителей, брала сирот, воспитывала их и некоторых девушек из таковых сирот выдала замуж на свои собственные средства. Деятельность почившей Ел—ны Тих—ны, как передавали люди близко знавшие ее, не раз обращала на себя внимание Епархиального Начальства, выражавшего ей свою признательность. Нужно-ли распространяться, с какою великою скорбью и с какими горькими слезами все православное, особенно женское, население Дмитриевых Гор проводило к месту вечного упокоения свою дорогую матушку, свою наставницу и утешительницу. Пусть же добрый пример почившей найдет себе подражательниц в лице молодых, образованных сельских матушек, которые должны помнить, что они, по своему положению, являются первыми помощницами своих мужей, сельских священников по части религиозного просвещения и воспитания последними бедного деревенского населения. Н. У — в. (В. Е. В. № 12-й. 1909 г.).

Священнослужители села Дмитриевы Горы

1. Иванов Степан (1780 г.р.) уволен в 1821 году из-за слепоты глаз и в 1824 году умер. С ним и позже служили дияконы Егор Алексеевич Драчевский (до 1832), Зверев Яков Дмитриевич, Лаврентий Иванов, пономарь Егоров Михаил.
2. Экземплярский Тихон Иванович (1799 г.р.). С 19 марта 1821 года он служил священником в с. Дмитриевы Горы. В 1858 году с ним служили: диакон Зверев Яков Дмитриевич, дьячек Василий Лаврентьевич Горский, пономарь Михаил Егоров.
3. Орлов Павел Димитриевич – священник (с 1859), Покровский Петр Евграфович – дьячек.
4. Фортунатов Иван - священник.
5. Фигуровский Михаил Михайлович - священник, арестован в 1930 г. и осужден на 10 лет.
Псаломщик села Димитриевых Гор, Павел Покровский, 3 марта 1908 г., уволен за штат. Сын псаломщика Феодор Покровский, 3 марта 1908 г., определен исполнять псаломщические обязанности в село Димитриевы Горы.
6. Синадский Александр Михайлович – священник, арестован 07.08.1937 года и осужден к расстрелу.
7. Синадская Олимпиада Петровна - служитель религиозного культа , арестована 22.08.1937 года и осуждена на 10 лет лишения свободы.
8. Альбицкий Петр Парфирьевич - учитель церковно-приходской школы.
Последним священником Покровского храма села Дмитриевы Горы был Александр Михайлович Синадский. Он много потрудился на благо церкви. За многолетний добросовестный труд в 1907 году получил медаль « За усердие», а также серебряные медали в память царствования императора Александра III и в память 25-летия церковно-приходских школ. В 1917 году к празднику Пасхи отец Александр был награжден набедренником. В августе 1937 года он был арестован Ляховским РО УНКВД. Обвинялся в том, что «прибыв после отбытия наказания в 1935 году в село Дмитриевы Горы возобновил контрреволюционную деятельность, подстрекал верующих церковников на устройство открытых контрреволюционных волынок на почве защиты церкви от закрытия». В сентябре 1937 года тройкой УНКВД по Горьковской области отец Александр был приговорен к расстрелу.
С 1935 года церковь бездействовала.
В выписка из протокола №24 заседания президиума Ляховского райисполкома от 6 августа 1938 года, значится: «Слушали: решение пленума Дм. Горского с/совета от 18.06.1938 г. и решение общего собрания граждан с. Дм. Горы от 14.06.1938 г. о закрытии церкви в с. Дм. Горы и переоборудовании её под школу согласиться, т.к. по протоколу видно, что против закрытия церкви голосовало всего 16 человек из количества 613 человек. Функционирующая церковь имеется в с. Воютино на расстоянии 3 км, и верующие для соблюдения своих религиозных обрядов могут ходить в с. Воютино. Просить президиум облисполкома утвердить наше решение».
В выписке из протокола №13 заседания комиссии по вопросам культа при президиуме Горьковского облисполкома от 2 сентября 1938 г. значится: «Слушали: о ликвидации церкви в с. Дм. Горы Ляховского района . Постановили: в связи с ходатайсвом преобладающего большинства населения согласиться с постановлением президиума Ляховского райисполкома от 06.08.1938 г., и церковь в с. Дм. Горы ликвидировать, с последующим преобразованием под школу. Ликвидацию поручить произвести райисполкому, с соблюдением ст.40,42 и 44 Закона о религиозных объединениях». Данное постановление утверждено постановлением Президиума облисполкома от 11.09.1938 г. протокол № 50.
Постановление облисполкома от 11 сентября 1938 г. по вопросу ликвидации церкви в с. Дм. Горы Ляховского района объявлено секретарем Ляховского райисполкома 19 сентября 1938 года церковному совету в лице Залетиной Екатерины Осиповны, Шиморяновой Евдокии Даниловны, Кандрушиной Анны Осиповны.
После закрытия церкви с нее сняли колокола. Большой колокол, весом 72 пуда 5 фунтов и 3 золотника разбили на куски. Средний колокол подняли на пожарную вышку колхоза и использовали при пожаре. В 70-е годы ХХ века этот колокол по распоряжению председателя колхоза Морозова М.А., передали Ардабьевскому храму. Третий и малые колокола долго лежали у домика пожарки, а затем они исчезли.
Здание церкви разобрали, а затем началась подготовка к строительству на этом участке школы. Основная часть убранства церкви ( иконы, утварь) была растащена жителями. Сотни книг и тысячи различных папок, стопок бумаг и простой утвари было сожжено в большой железной печке. Большую часть от строения взял колхоз и огородил сад, что был за речкой Долговкой. Осенью 1941 года ограждение было сожжено эвакуированным населением из западных областей страны.
При разборке церкви жительницы села Никитаева Елена Порфирьевна и Шувалова Наталья Васильевна активно мешали работать, за что их арестовали и дали тюремный срок. Арестован был и церковный староста Макеев Иван Алексеевич. Женщины, отбыв срок, вернулись домой, а Иван Алексеевич домой не вернулся.
В церковной ограде, в зарослях крупной синей сирени, была могила священнослужителя. Её вскрыли с целью найти там ценности, но, увы, их там не оказалось, все истлело. Стеклянные и латунные детали кадила и обуви сохранились.
Надгробный памятник Экземплярскому Тихону Ивановичу и его супруге в сентябре 1939 года был занесен в подполье вновь построенной школы. Сейчас этот памятник находится на Дмитриевогорском кладбище.
В 1938-1939 годах на лошадях был завезен строительный лес и на месте церкви в короткие сроки построена новая школа (семилетка). 1 сентября 1939 года она была открыта.
Начиная с войны 1941-1945 годов верующие православные жители стали молиться в частных домах односельчан. Подбирали дома с толстыми перекладами и подпольными столбами под ними, рассчитывая на вес 40-50 человек. Такое богослужение длилось около 60 лет.
В 2000 году в селе умирает одинокая старушка – Соплякова Анна Фроловна по адресу ул. Первомайская, дом № 93, дом остается бесхозным. Верующие прихожане пишут заявление в администрацию сельского округа с просьбой выделения дома для богослужения. В феврале 2001 года собрание граждан с. Дмитриевы Горы положительно решает этот вопрос.


Молельный дом с. Дмитриевы Горы

Дом для богослужения выделен и передан настоятелю прихода Борщ Владимиру Владимировичу. Дом старый, ветхий, требует ремонта. Прихожане дважды собирают деньги у населения , производят ремонт дома. Открытие церкви в селе Дмитриевы Горы состоялось 12 августа 2002 года, на которое приехал благочинный Муромского храма Абрамов Николай. Он назначил священником Дмитриевогорского прихода иерея Борщ Владимира Владимировича.
Местная Религиозная Организация Православный Приход Свято-Покровского Храма села Дмитриевы Горы Меленковского района Владимирской области Муромской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) зарегистрирована 18 апреля 2008 г.
31 октября 2008 года священником Дмитриевогорского храма назначен иерей Журавский Борис Петрович, в ноябре 2009 года его сменил Лавущенко Игорь Владимирович.
В 2010 году началось строительство новой, теплой церкви. Служба проходила в молитвенном доме.


Освящение фундамента Покровского храма села Дмитриевы Горы

Строительство храма завершено в 2016 году.


Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Настоятель, председатель приходского совета - Лавущенко Игорь Владимирович.
Адрес: Меленковский район, село Дмитриевы Горы, Зеленая улица, д. 11.

Источник:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 4]: Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. - 1897. - 588, VIII c.
2. Археологическая карта России Владимирская область. Под редакцией Ю.А. Краснова. Москва. 1995.
Из истории молоканства во Владимирской епархии
Женский Скорбященский монастырь в Меленковском уезде
Категория: Муром | Добавил: Николай (22.06.2016)
Просмотров: 6012 | Теги: Меленковский уезд, владимирская губерния | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru