Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
14:22
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Гусь

Мордовский Городок (Елатьма)

Мордовский Городок

Елатьма. Поселение, эпоха бронзы. Восточная часть города, восточная окраина парка, 75 м. от танц-площадки, краевая часть левого коренного берега р. Ока. Размеры ок. 70х50 м., высота над рекой до 50 м. Культурный слой до 0.5 м. В нижних горизонтах культурного слоя - лепная неорнаментированная керамика, предположительно эпохи бронзы, в верхних - гончарная позднесредневековая, относящаяся к историческому культурному слою г. Мордовский Городок - Елатьма.

Считается, что Мордовский Городок был основан племенами финно-угорской языковой группы: мещеряки и мордва, которые в XIV в. мигрировали на Волгу. Потомки этого племени известны нам под именем народа мари. Часть племени мещеры осталась на своих исконных землях и обрусела.

Мещера как область в исторических документах впервые упоминается в 1298 г., когда ею овладел Бахмет Усейнов сын Ширинский, выдворивший из Мещеры Махмета царя Осан-Уланова сына Крымскова, вместе с ним много князей, мурз и рядовых татар. От него пошел род князей Мещерских. Сын Бахмета Беклемиш, во крещении Михайло, поставил в Мещере Андреев городок, в нем соорудил церковь и с собой крестил многих татар. У Михайло был сын Федор, у Федора - Юрий. О последнем говорится, что он со своим полком участвовал в Куликовской битве на стороне Дмитрия Ивановича, где и погиб.
Городцом Мещерским (Касимов) и Мордовским Городком в XIV в. владел Мещерский князь Александр Укович (Окович, Окский).
Елатьма впервые упомянута в письменных источниках в 1381 г. под названием Мордовский Городок.

69. Елатьма. Исторический культурный слой г. Мордовский Городок - Елатьма, XIV-XVII вв.
Исторический культурный слой Елатьмы, прослеживается в восточной части современного города, на склоне левого берега р. Ока и пойменного оз. Заводь на протяжении ок. 1 км. вдоль берега.
Центром города было, вероятно, так называемое Елатьминское городище, расположенное на мысу высокой террасы левого берега р. Ока между двумя оврагами. Площадка его подтреугольная в плане, размерами ок. 200х150 м., с юго-запада зафиксированы слабые следы заплывшего рва. В настоящее время площадка застроена, занята огородами, частично разрушена молодым оврагом.
Городище было окружено рвом. Крепость была оборудована по всем правилам военно-инженерного искусства. Длина рва и крепостного вала с южной стороны составляет 300 м., с северо-запада - также 300 м., на востоке крепостная стена возвышалась на крутом откосе берегового холма.
Рвы вокруг крепости заполнялись водой, в их концах вода запиралась шлюзами. В ночное время мосты через рвы поднимались, а шлюзы имели специальную защиту, преграждавшую путь непрошенным гостям.
Культурный слой до 0.5 м. Керамика гончарная позднесредневековая, в т.ч. белоглиняная и чернолощеная. В северо-восточной части площадки, на пашне, найдены также единичные фрагменты лепной керамики с сетчатыми отпечатками, свидетельствующие о наличии здесь в древности какого-то поселения дьяковской или городецкой к-ры, напластования которого полностью переработаны в средневековье. Культурный слой городских посадов и, возможно, пригородных сел прослежен местами на расстоянии ок. 0.5 км. к северу и югу от городища, на склоне левого берега р. Ока, в 0.2-0.6 км. от русла, на высоте 15-50 м. над рекой. И.В. Климковой выявлено не менее восьми пятен культурного слоя, названных ею поселениями I-VIII, главным образом на территории современных огородов. Толщина культурного слоя установлена в двух случаях 0.15 и 0.50 м. Керамика гончарная позднесредневековая, в т.ч. сероглиняная, белоглиняная, чернолощеная, мореная, обломки глиняных игрушек, изразцы с зеленой поливой, железные каванные гвозди.
Между 1362 и 1373 гг. князь Мещерский Александр Укович продал свои земли Городец Мещерский (Касимов) и Мордовский Городок (Елатьма), в. кн. московскому Дмитрию Ивановичу. Сам Укович погиб в Городце Мещерском в 1373 г. после вторжения большеордынцев Бегича.
Существует договорная грамота великого князя московского Дмитрия Ивановича Донского с великим князем рязанским Олегом Ивановичем. Согласно этому документу Дмитрий Донской «прикупил» у мещерского князя Александра Уковича два города - Городец Мещёрский и Елатьму, сделав их своими крепостями и укрепив тем самым свои восточные границы с беспокойным в то время соседом - Казанским ханством.
Под московский контроль была взята важная военная и торговая коммуникация, древнейший тракт Рязань-Муром. Рязанские действия были почти синхронны московским. Войска Олега Рязанского одновременно с московскими овладели левобережьем Цны и Мокши. Вот только земли лежащие напротив купленных московских мещерских городков, Олег Иванович купил еще раньше. Это была Ерахтурская Мещера, в треугольнике: Ерахтур-Сеитово-Гусский Погост, т. е. земли лежащие напротив будущих московских купленных земель.
В Орде внимательно следили за московскими и рязанскими действиями. Для усмирения непокорных темник Мамай направил мурзу Бегича, который в 1378 г. был разбит рязанско-московскими дружинами на р. Воже. Тогда Мамай решил сам навести порядок, но был разбит на Куликовом поле.
Все достигнутое москвичами и рязанцами было закреплено в «Докончании великого князя Дмитрия Ивановича с великим князем рязанским Олегом Ивановичем» в 1381-1382 гг.
О купле-продаже земель говорилось: «А что купля князя великого Мещера, как было при Александре Уковиче, то князю великому Дмитрию, а князю великому Олгу не вступатися по тот розъезд». Грамота подчеркивала, что рязанцы, как и при Александре Уковиче должны соблюдать суверенитет соседних земель.
На своих землях (Мещерский городок и Елатьма) Василий Темный создает Касимовское ханство.

С XV в. Мордовскиq Городок стал называться Елатьма.
Много споров вызвало объяснение названия города. По преданию он, якобы, назван именем мещерской княгини Елатомы, некогда жившей здесь. Но это предание не имеет документального подтверждения.
Обратимся к «Краткому топонимическому словарю» Никонова В., где сказано следующее: Группа названий этой части Поочья, объясняемых из современного марийского языка, позволяет предположить происхождение названия Елатьма из поволжско-финского языка, из которого развились мордовские языки и марийский: марийское «йулалтымс», «сожжённый, выжженный» могло означать «место, расчищенное от леса». Окончание – «ма» могло быть и не исконным - название употреблялось и в форме Елатом. Похожую версию мы встречаем у Н. Левошина, который так же выводит слово с финно-угорских языков, только как «место, удобное для жилья», или «место обжитое, жилое». И поныне в современном финском языке «еляма» - «жизнь», а «елет» у саамов – «обжитое, жилое». Так назвать можно местность, а не поселение. Вероятно, первоначально словом «елатом» называлась именно местность, а уже возникшее позже поселение получило по ней своё название.
Ещё один перевод этого слова: финно-угорское - татарское – «бойкое место».
На сегодняшний день три версии: «сожжённый, выжженный», «место, удобное для жилья» или «место обжитое, жилое» и «бойкое место» в топонимии считаются основными.
В документах же XIV века этот термин встречается в ином смысле - как территориальная единица: «Киевская тьма, Володимирская тьма, Великого Луцка тьма, Сараева сына Егалтанова тьма».
Обратясь к древним историческим источникам, можно заключить, что «тьма» - это единица административно-податного деления, произведенная ордынцами, появившаяся во времена хана Навруса. С этим понятием связан и современный город Темников. И в средние века Мещерский край именовался юртом. А «юрт» - это область, состоящая из нескольких (более трёх) тем. Всего в Мещерский юрт в XIV-XV вв. входило пять тем, одна из них - с центром в Городце Мещерском.
В русских летописях о г. Елатьма есть сведения за 1537 и за 1550 гг. В Пискаревском летописце указано: «В лето 7045 (1537 г.) царь казанский, зиме, генваря, на всеядной неделе, под Муром приходили и сел и деревень пожег, от Мурома и до Новгорода воевал. И ходил за царем из Елатьмы князь Михайло Кубенский, а из Володимеря князь Роман Одоевский да Василей Шереметьев, а из Мурома князь Михайло Курбский - тот передовый полк». (Полное собрание русских летописей, т.34, М, 1978, с.25).
В 1539 г., в Елатьме, по приказу Ивана Грозного, был произведен обмен пленных ногайцев на плененного князя Семена Бельского.
В 1550 г. елатомский воевода князь Константин Иванович Курлятов вместе с рязанскими воеводами разбил ногайских мурз, явившихся грабить Мещерский край, и преследовал их (аж до ворот Шацких).
Никоновская летопись, древнейший список которой хранится в архиве ЦГАДА (ф. 201 Рукописное собрание М.А. Оболенского, №163), упоминает г. Елатьму при описании борьбы с ногайскими мурзами в 1551 году: «А из Елатьмы князь Константин Иванович Курлятев да Семен Шереметев да Степан Сидоров такоже во многых местах Нагай побили».
В «смутное» время (1606-1612 гг.) город заняли поляки, сторонники самозванца Лжедмитрия II. Войсками, освободившими Елатьму в 1608 г. командовал боярин Ф.И. Шереметьев: «…государевы бояре и воеводы Федор Иванович Шереметев с товарищи государевы городы: Муром и Касимов, Мещеру, Елатьму, Кадому, Володимер и Суздаль очистили» (ААЭ, т. 2, СПб., 1836, № 104, II).
В успешном походе на Казань, предпринятом Иваном Грозным в 1552 г., участвовали и елатомцы. В Елатьме собирались отряды, так как здесь пролегала Посольская дорога из Москвы через Владимир, Касимов и Елатьму в сторону Казани. В передовой полк вошел князь Курлятов с ратниками, которые не раз проливали кровь в рукопашной сече против татар. После этого Казанское ханство прекратило свое существование. И открылся путь торговли с Востоком. За участие в этом походе Иван Грозный разрешил елатомцам построить каменную церковь Рождества Богородицы вместо деревянной и подарил колокол, на котором была надпись «Дар царя Ивана Васильевича».
В 1702 г. известный голландский путешественник, этнограф, художник и писатель Корнелий Де Бруин, путешествуя по реке Оке, так описал свои впечатления о Елатьме:
«Ночью миновали мы еще несколько сел и 2 мая утром достигли до Елатьмы, находящейся в шестидесяти верстах от Касимова. Город этот стоит на вершине горы и значительно продвигается внутрь страны, таким образом, что с реки, на левом берегу коей к югу лежит, всего его видеть невозможно. Он довольно обширен, с восьмью церквами, и несколько каменных домов его расположено вдоль левого берега реки. Он окружен многими деревнями, а частью лесом, и представляет с обеих своих сторон довольно красивый вид, а далее виднелись еще многие селения».
(К. Де Бруин «Путешествия в Московию»)


Репродукция с картины А.А. Александровского «Елатьма. ХVII век»

В 1708 г. в соответствии с указом императора Петра I города Елатьма и Касимов вошли в состав Казанской губернии.
Великий русский царь Петр I знал Елатьму и был в ней. Проплывая по Оке он остановился здесь и пробыл около суток. 24 мая 1722 г. он принял крестьянина села Богданова Ново-Спасского монастыря Шацкого уезда Антона Иванкова с товарищами, с которых брали лишние подати-налоги, отчего он разорился, а в один набор с его двора взяли в рекруты сына и племянника. Петр I подписал указ шацкому воеводе Андриану Раевскому, чтобы он разыскал виновного и жестоко наказал отсылкой в каторжную работу навечно в Петербург.

Указ шацкому воеводе Андреяну Раевскому.
«В прибытии наше в Елатму, бил челом нам Шацкаго уезда села Богданова Новоспасского монастыря крестьянин Антон Иванов на старость и на выборных того села; а именно, на мирскаго старосту Родиона Никитина с товарищи; что они в сборе лишних податей (которые от него брали и берут) всякие обиды и налоги ему учинили; так же, как он сказывает, что в один побор с одного его двора взяли у него в рекруты сына, да племянника, отчего де он пришел во всеконечное разорение; того для о том розыщи накрепко и кто из них в том явятца виноваты, тем учини жестокое наказание, чего они по указу будуть достойны и кто из них будет более виноват, того пошли в каторжную работу в Петербурх вечно.
Петр».

Впрочем, впервые царь Петр проплыл мимо Елатьмы в ночь на 11 мая 1695 года, совершая свой Азовский поход.
Во многих европейских городах помнят о визитах Петра Великого и гордятся этой честью, там есть музеи, памятники, мемориальные доски, посвященные Петру. В Елатьме, увы, нет...
В Елатьме с Петром I был князь Александр Меншиков, который выдал отпускную грамоту темниковскому помещику, драгуну, князю Давлеткильдееву.
В ноябре 1792 г. вышел указ Сената об упразднении в Елатьме воеводы и о приписке города к городу Касимову Шацкой провинции. Местность утратила свой оборонительный характер.
По данным ревизии 1762-1765 гг. в Елатьме проживало 1895 жителей мужского пола, из них – 12 купцов, 108 человек мастеровых, мещан – 1792.
В 1778 г. в царствование Екатерины II были учреждены генерал-губернаторские округа и наместничества с уездами. 16 декабря того же года было открыто Рязанское наместничество, к нему-то и присоединили Елатьму и город Касимов. Оба этих равноправных города получили уезды. Верхняя часть первого елатомского герба отражала символику Рязанской губернии – скрещенные меч и ножны, а над ними княжеская шапка.

В октябре 1779 г. Елатьму передали Тамбовскому наместничеству, утвердили в 1781 г. новый герб города, а в 1785 г. был утвержден план его застройки.

Герб Елатьмы – щит, разделенный на две части. В верхней части – герб губернский (улей с пчёлами); в нижней части – уездный: серебряный распущенный парус с золотыми веревками в знак того, что Елатьма обогащается парусами.

При вступлении на престол (1796 год) Павел I преобразовал наместничества в губернии. В результате этого Елатьма лишилась статуса уездного города и была оставлена за штатом.
В 1802 г., сохранив бывшим наместничествам названия губерний, Александр I возвратил им прежние деления на уезды. В том же году Елатьму опять назначили уездным городом Тамбовской губернии, и она оставалась им вплоть до 1923 г.
В это время в Елатьме насчитывалось 778 обывательских домов, проживало 196 купцов, 1864 мещан.

Во время Отечественной войны 1812 года в городе Елатьме устроены были общинные военные лазареты, действовавшие с 1812 по 1813 год. По этому поводу губернатор Нилов обратился ко всем тамбовским дамам с следующим воззванием: «К вам я обращаюсь, почтенные российские боярыни, с просьбою приготовить кто сколько может бинтов и корпий (корпия – нащипанные из тряпок нитки, употреблявшиеся при перевязках вместо ваты). Ваше хозяйство ничего не потерпит, если вы несколько часов уделите на заготовление испрашиваемых мною потребностей, которыя зависят от вашей чувственности. Помещицы тамбовских округ! Вам особенно предоставлена честь успокоить русских воинов и слезою умиления облегчить их боль, от нанесенных злодеями ран терпимую».
К 20 сентября 1812 г. в госпиталях Касимова и Елатьмы, а также в ближайших к ним селениях было 9 000 больных и раненых. В последующие две недели число больных дошло до 20 000 человек, и все они, по свидетельству современников, были хорошо устроены. X. Лодер по этому вопросу писал: «...менее нежели в три недели лазареты в Касимове, Елатьме, Меленках и в окрестных селениях были устроены так, что тогда уже слишком 20 000 человек имели в оных покойные постели, скамьи и койки, пользовались хорошим продовольствием, присмотром, одеждою и пр.». В распоряжении профессора Лодера в Касимове, Елатьме и Меленках было 46 врачей, 15 аптекарей и их помощников, 98 студентов, 130 фельдшеров и учеников, то есть были примерно те же лица, которые работали в военно-временных госпиталях Москвы.
То обстоятельство, что эта сравнительно небольшая группа медицинских работников отлично справилась с поставленной задачей, ярко показывает самоотверженность медицинского персонала и активную помощь населения. Выздоровевшие направлялись в армию. Так, 3 декабря 1812 г. старший врач Касимовского госпиталя X. Лодер писал, что выздоровевших скопилось более 9 000 человек и ежедневно количество их прибавляется.
За период с 14 сентября 1812 г. по 25 мая 1813 г. в госпитали, расположенные в Касимове, Елатьме и Меленках, по данным Лодера, поступило 30 126 больных и раненых, из них 586 офицеров.
За это же время вернулось в строй 23 413 человек – почти 77% (из офицеров – 60%);
на нестроевую службу (в гарнизонную и комиссариатскую службу) выписано 2896 человек – почти 10%;
инвалидами признано 543 человека – 2%;
199 офицеров – около 1% – направлено в домашний отпуск до совершенного излечения, большая часть из них вернулась в армию;
умерло 2095 человек – 7%. Такой относительно небольшой процент смертности, особенно если учесть, какой длительной и тяжелой была транспортировка после Бородинского сражения, говорит о действительно хорошей организации лечения раненых и больных.
Профессор Лодер, организовавший это лечение, приписывает низкий процент смертности «неустанному попечению о чистоте воздуха и здоровой пище больным, а также старательности и искусству моих подчиненных, однако более еще доброму духу, веселому нраву и крепкому сложению нашего народа».

На территории елатомского кладбища должно быть значительное количество захоронений воинов-героев Бородинского сражения.
Местонахождение этих могил в настоящее время остается неустановленным. Неужели елатомцы не поставили им памятника?
Конечно же поставили! Но большевики стерли его с лица земли. Памятник этот стоял в самом центре Елатьмы близ Спасо-Преображенского собора. Это была часовня, называвшаяся в народе Часовней Александра II.


Часовня в память о воинах России, отдавших свою жизнь в Бородинском сражении 1812 г.

Упоминая о событиях войны 1812 года следует отметить, что в Бородинском сражении особо отличились кавалеристы елатомского дворянина генерала-майора Дяткова Степана Васильевича, участника Смоленского сражения.


Генерал-майор Дятков Степан Васильевич
Портрет из Военной галереи Зимнего Дворца

С 1816 года и до начала 20-х годов XIX века в Елатьме квартировал Павлоградский гусарский полк.

В 1835 г. было построено деревянное здание городской елатомской больницы, а в 1863 г. межевые инженеры составили план Елатьмы и дали её экономическое описание для межевого атласа Тамбовской губернии. На эту дату в ней проживало 6738 человек обоего пола, из них духовных – 45, дворян – 47, служащих – 42, купцов – 58, мещан – 5609, нижних чинов разных команд – 398, помещичьих крестьян и дворовых – 49. Летом большая часть обывателей уезжала на различные промыслы. В это время на городище находились городские присутственные места: соляной магазин, три винных погреба, тюремный замок, а также каменная Рождественская церковь. Обратите внимание на такие любопытные факты: род Пушкиных имел неоднократное касательство к Елатьме.

При царе Федоре Ивановиче (сыне Ивана Грозного) наместником в Елатьме был Евстафий Михайлович Пушкин, представитель одного из боковых ветвей рода предков великого поэта А.С. Пушкина.
Евстафий Михайлович Пушкин за службу свою получил поместье Болдино. Позднее Болдино стало вотчиной Пушкиных (т.е. родовым владением, которое могло переходить по наследству от одного представителя рода к другому).
Под русско-шведским Тявзинским мирным договором 1595 г. от имени государя всея Руси, царя и великого князя Федора I стоит одна из подписей: "боярин Остафий (Евстафий) Михайлович Пушкин, стольник и наместник Елатомский".
В середине XIX века город делился на 29 кварталов, 40 улиц, 3 площади. В нем были приходское (1807 г.) и уездное (1787 г.) училища. 11 церквей, 788 частных домов, из них 14 каменные и остальные деревянные. На торговой площади и торговом каменном ряду было 5 лавок. Во время проведения ярмарок на площади устраивалось до 50 балаганов, а во время базаров до 20. При домах было еще 12 лавок. В Елатьме размещались: почта, аптека, гостиницы, 11 постоялых дворов, 7 питейных домов, 33 кузницы, 4 ветряные мельницы, 10 кирпичных заводов, 4 канатные фабрики, 6 бань, скотобойня.
Очерк веровании крестьян Елатомского уезда, Тамбовской губернии
Мещера, мещеряки, мишари.
Городец Мещёрский.
Город Гусь-Хрустальный
Ворота в Мещерский край.
Город Мещера. Городище «Архангел».

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Гусь | Добавил: Николай (16.06.2015)
Просмотров: 5555 | Теги: Мещёра | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru