Поволжские татары, в основу которых поставлены две этнические группы казанские татары и татары-мишари, являются одним из многочисленных народов быв. Советского Союза. Они расселены по всем регионам страны. Поволжских татар можно встретить не только в Поволжье и Приуралье, но и среди шахтеров Кузбасса, рыбаков Сахалина и Камчатки, их много в Сибири, на Севере, в крупных городах в Москве, Ленинграде, Нижнем Новгороде, Свердловске, Самаре, Новосибирске. Они весьма заметны среди населения Средней Азии, Казахстана.
У этого народа богатейшие возможности для самореализации в контакте с другими народами татары проявляют свои лучшие черты, отстаивают свою самобытность, язык, культуру, традиции, оказывают благотворное влияние на другие народы. Вместе с тем нельзя забывать о том, что этот народ в течение многих веков находился в центре драматических исторических событий - монгольского нашествия, господства Золотой Орды, противостояния русского государства и татарских ханств.
К сожалению, в советской исторической науке длительное время культивировались идеологические штампы и схемы, сложившиеся в эпоху дворянско-буржуазной России, когда начали формироваться образы народов-богоносцев и народов-врагов. Идеологические шоры, несмотря на кажущиеся благовидные цели, мешали формированию сознания исторической общности народов России, не способствовали удовлетворению их естественных устремлений к взаимопониманию, сближению. Отдельные авторы популярных изданий, особенно адресованных детям, юношеству, увлекаясь показом патриотизма своего народа, принижают роль других народов в исторических событиях, забывают о фактах сотрудничества, совместной борьбы, тем самым искажают ход истории, представляя его как односторонний процесс. Это очень четко прослеживается на примере изложения истории русско-татарских отношений. Эта история в освещении многих авторов предстает как сплошная цепь захватнических войн, непрерывного противостояния. За пределами истории остается судьба предков современных поволжских татар булгар, буртасов, маджар, кипчаков и других тюркоязычных племен и народов Поволжья и Приуралья, произвольно получивших название татар в эпоху господства Золотой Орды и после ее распада.
Да, современные поволжские татары сложились в единый этнос из множества компонентов. Довольно сложной по происхождению является и мишарская этническая группа татар.
Татары-мишари в течение многих веков жили в Мещере, местности, расположенной в среднем течении реки Оки. Именно здесь происходят интенсивные контакты между тюркоязычными племенами и народами (кипчаками, буртасами, булгарами и др.) и мордвой, предками русских - кривичами, муромой, мерей и другими славянскими и финно-угорскими племенами. Здесь начинается сотрудничество разноязычных народов.
С расширением рамок русско-татарского сотрудничества мишаря в конце XVI-ХVII вв. расселяются во многих так называемых понизовых городах Поволжья, смешиваясь с другими народами - чувашами, черемисой, мордвой, башкирами служат в оборонительных системах (так называемых засечных чертах, крепостях), входят в состав российского войска, участвуют в боевых действиях против западных соперников России.
Расселение мишарей из Мещеры, а позднее из нижегородских, симбирских, тамбовских, пензенских земель по Поволжью и Приуралью, продолжается и в XVIII-XIX вв. Много татар-мишарей оказывается не только в Казанской, Уфимской и Оренбургской губерниях. В Башкирии еще в XIX в. имелись мещеряцко-башкирские казачьи полки, участвовавшие в боевых действиях.
Мещера продолжает жить в памяти народа, в гордом названии татар-мишарей, их преданности Отчизне, звучит как символ сотрудничества различных народов края. Отсюда вышла целая плеяда видных деятелей - военных, ученых, дипломатов, писателей, предпринимателей, которые вобрали в себя лучшие черты многих народов, кровно породнившихся между собой русских, татар, мордвы, черемис, чувашей. Во многих поколениях они несли в себе свое татарское прошлое и русское настоящее. Выдающийся писатель А.И. Куприн, например, гордился тем, что он потомок татарского хана Колунчака и офицер русской армии. В таком же сплаве исторической памяти и этно-культурной среды сформировались такие выдающиеся деятели, как Н.М. Карамзин, И.С. Тургенев, К.А. Тимирязев, Ф.Ф. Ушаков, А.Н. Радищев, Строгановы, Беклемишевы, Бахметьевы, Юсуповы, Апраксины, Чаадаевы, Вельяминовы и многие другие.
Вместе с тем мишарская среда дала многих выдающихся деятелей татарской культуры - Гафур Кулахметов и Гаяз Исхаков, Кави Наджми и Хусаин Фейзханов, Шариф Камал и Хади Такташ.
Заглядывая в прошлое татар-мишарей, мы лучше узнаем специфику процесса становления и всего татарского народа.
В данной книге предпринимается попытка обобщить исторические сведения о татарах-мишарях, рассказать о малоизвестных современному читателю фактах их сотрудничества с русским народом.
К ВОПРОСУ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ТАТАР-МИШАРЕИ
О Мещере больше всего написано поэтических слов как об одном из красивейших уголков центра России. Меньше всего изучена она исторически, хотя Мещера занимает особое место в этнической истории России. Здесь, как и на соседних землях Рязанщины, Нижегородского Поволжья, Мордовии, вступили в отношения все три основные группы племен и народов нашей страны угро-финские, славянские и тюркские. Мурома, меря, кривичи, мордва, бесермены, маджары, булгары, буртасы, кипчаки, ногайцы, татары, русские, башкиры - далеко не полный перечень народов, заявивших о себе здесь и обитавших рядом в течение многих веков.
Можно смело сказать, что в Мещере в миниатюре зародилась модель будущей многонациональной России. Отсюда эта модель, увеличиваясь в объеме, распространилась на другие регионы - к востоку, юго-востоку, по всему Поволжью, Приуралью, вовлекая в свою сферу все новые народы. Ныне забыты многие из народов Мещеры, стерты из памяти их названия. Мало кто знает, например, о мещере, совсем исчезли маджары, мурома, буртасы, меря, булгары, кипчаки (половцы). Лишь осколки некоторых из этих народов сохранились за пределами Мещеры - это бесермены в Удмуртии, мордва-каратаи в Татарии, остальные слились с более крупными народами.
Чтобы воссоздать историю Мещеры и связь татар с Мещерой, необходимо уточнить значение этого термина. Термин Мещера употребляется в нескольких значениях:
1) Мещера как географическое понятие;
2) Мещера как народ;
3) Мещера в значении области, земли;
4) Как производные от них мещерские города: Мещерский Городец (Касимов), Кадом, Елатьма, Темников, Шацк, позднее Арзамас, Алатырь, Курмыш.
Географически Мещерская низменность находится в пределах Московской, Владимирской, Рязанской областей, ее примерные границы на западе р. Москва, на севере - р. Клязьма, на юго-востоке - р. Ока, ее среднее течение.
Мещера как область, земля впервые упоминается в связи с историей мещерских князей. В Родословной книre сообщается что в лето 6706 (1298 г.) князь Ширинский Бахмет, Усеинов сын, пришел из Большой орды в Мещеру, и Мещеру воевал и засел ее... Известно также, что его сын Беклемиш принял крещение, был назван Михаилом, в Андрееве городке поставил храм во имя Преображения Господне и с собою крестил многих людей. У князя Михаила сын князь Федор, у Федора Юрий, и, князь Юрий был на Дону, пришел из Мещеры к великому князю Дмитрию Ивановичу с своим полком. У Юрия сын, князь Александр. Есть сведения о том, что князь Юрий пал в Куликовской битве и что кроме рода Бахмета были и другие владетели мещерские князья, принимавшие, участие в битве с Мамаем.
В 1382 г. великий князь Василий Дмитриевич добился от Тохтамыша ярлыка на Мещеру, и Мещера стала рассматриваться как Отчина русских князей, прежде всего московских.
После Куликовской битвы начинается новый этап в истории Мещеры. Мещерская земля как владения мещерских князей постепенно стала терять свою автономию и начинает приобретать значение буферной платформы между русскими землями и Востоком.
Внимание Москвы к Мещере объясняется ее особым географическим положением. Длительное время Мещера была единственной инородческой землей, находившейся в непосредственной близости к русским княжествам. Она обеспечивала прямой выход к мордовским и татарским землям".
Мещера как инородческая область была расположена между Рязанской землею и Муромским княжеством. Она включала земли по Оке и ее левым притокам Пре и Нижнему Гусю, по р. Мокше. В этих пределах в 1462 г. находились города Мещерский Городец, Елатьма, Кадом, Темников.
К кон. XVI в. по мере развития русской колонизации границы Мещеры расширились за счет присоединения южных земель по Цне и Мокше. В 1553 г. центр Мещеры перемещается в Шацк, он становится административным центром всей Мещеры, за исключением незначительного округа г. Касимова. Позднее из состава Мещеры выделяются Елатомский, Шацкий и Кадомский, затем Темниковский, Краснослободский, Троицкий, Спасский уезды Тамбовской губернии, Керенский, Чембарский, Пензенской губернии. В состав Мещеры входила и часть Наровчатского уезда. Приведенные данные свидетельствуют о том, что Мещерская земля не совпадает с границами мещерской равнины. Мещера как бы раздвигается на юг. Затем, уже в перв. трети ХVII в., в связи с массовым переселением татар в пределы Нижегородского края мещерскими городами стали называться Арзамас, Алатырь, Курмыш. Это дает повод для утверждения о том, что Мещерская земля названа по мещерской народности.
В истории Мещеры мы имеем дело с целым рядом других загадок. Одна из них жила ли в этом крае мещера? Этноним от названия местности, или наоборот?! Почему татары, жившие здесь, назывались мещерянами, мещеряками, маджарами и, наконец, мишарами?
Одни исследователи считают, что название Мещеры перенесено на князей тюркского происхождения, ставших владельцами земель по р. Цна и в низовьях р. Мокша. Есть и противоположная гипотеза. В частности, П.Н. Петpoв подвергает сомнению широко распространенное утверждение о том, что родоначальник князей мещерских Гусейя Ширинский является выходцем из Большой Орды, который якобы в 1298 г. пришел в Мещеру и начал распространять здесь магометанство. Свое мнение он обосновывает тем, что к тому времени Золотая Орда еще не была мусульманской. Петров видит в нем местного уроженца, воспринявшего учение Магомета в Булгаре и, явясь на родину, начавшего обращение ея огнем и мечом.
Исторические сведения о мещерском племени очень противоречивы. Не однозначны и трактовки этих сведений. Есть суждения, что мещеры как народности не было. Другие же считают, что мещерские племена были, но они ассимилировались: частью с русскими, частью с татарами. Третьи же полагают, что мещера переместилась к черемисе и слилась с нею, поскольку мещера, как и черемнса, относится к угро-финской группе народов.
До монгольского нашествия и в период господства Золотой Орды термин мещера, как этноним в летописях и других исторических документах вообще не употребляется. И только начиная с кон. XIV в. (1882, 1402 гг.) появляется в качестве географического названия.
Исходя из этого В.А Куфтин утверждает, что этноним был введен в более поздние документы после появления указаний иа Мещерскую область, мещерские городки, мещерскую рать. Мещера как название народа вводится в текст Повести временных лет вместо черемисы в старых списках этой летописи. Исследователь указывает на неуместное употребление термина мещеряки в отношении к русской мещере.
Другие дореволюционные исследователи этнической истории Мещеры (Лызлов, Черепнин, Селиванов, Иловайский и др.) считают, что мещера еще в домонгольскую эпоху (X-XI вв.) сошла с насиженных мест или вытеснена тюркоязычными племенами. А. И. Лызлов, например, сообщает, что они (мешера) жили прежде на нижней Оке; теснимые русскими они в первоначальный еще период нашей истории удалились на северо-восток, точно так же как вследствие этих же причин и черемиса переселилась на Волгу и Каму из Ростовской области, где прежде того обитали.
А.И. Черепнин, исследовавший могильники Мещеры IX-XI вв., заключает, что в период образования рязанско-окских могильников эта часть населения (речь идет о восточно-финских племенах) не была уже господствующей в долине средней Оки, население финского происхождения уже утратило свою самостоятельность и вынуждено было уступить главенство пришлому воинственному конному племени, которое в период образования могильников составляло значительную и высшую часть местного населения, отличавшуюся по своему характеру от коренного населения рязанского края. Пришлые завоеватели по многим признакам принадлежали к степным кочевникам тюркской народности.
Как установлено, тюркоязычными народами, проникшими в Мещеру, были вначале половцы (кипчаки), затем булгары.
В кон. XI в. в Мещере столкнулись половцы и русские. Половцы потеснили к северу рассеянную мещеру. Русские князья основываются на Оке в том месте, где она достигла наибольшего юго-западного изгиба. Русские срубили обычный острог и начали собирать ясак с туземцев. В эти годы здесь создается небольшая христианская община, которой противостояли язычники и мусульмане. Ислам был занесен сюда булгарами. Последние не только имели постоянные торговые сношения с поволжскими и поокскими племенами, но даже несколько времени господствовали в Муроме. Булгары поддерживали мусульман, язычники находили опору в соседней мордве.
Д.И, Иловайский пишет о столкновениях русских с половцами и булгарами. Борьба между рязанцами и половцами продолжалась непрерывно до самого появления татаро-монгол. Вместе с тем наблюдается сотрудничество русских князей с половецкими ханами. Князья дружились с ханами, вступали с ними в родство, искали у них убежища и войска в случае своих неудач. С другой стороны, рязанские князья своею ласкою привлекали к себе многих детей и братьев от половецких ханов и обращали их в христианство.
Из потомков половецких ханов и вельмож вышли такие дворянские роды, как Кобяковы, Сунбуловы-Коробьины, Селивановы, Апраксины.
В пределах Мещеры в домонгольские времена обитали и булгары. О булгарском населении края мы узнаем из истории русской колонизации и распространении там христианской религии. О булгарском присутствии в Мещере и их влиянии на местные племена говорят частые столкновения между ними и русскими Мещеры, происходившие в кон. XII в. Так, в 1183 г. рязанский тысяцкий Матвей Андреевич разбил булгар близ Кадомы, а в 1209 г. он был здесь убит.
О тесных разносторонних связях булгар с Муромской землей свидетельствуют находки при раскопках Тумовского селища предшественника древнерусского Мурома, в частности, фрагменты булгарской глиняной посуды, гирьки и разновесы, арабские дирхемы. Булгары поставляли в землю Мурома металлы - медь, серебро, из которых изготавливались на месте многочисленные украшения. Е. И. Горюнова считает, что эти сведения свидетельствуют о существовании в Муроме булгарского торгового фактора.
Следует иметь в виду, что через Муромскую землю проходил водный путь по Оке, связывающий Рязань с Булгаром.
Н.M. Щегольков, ссылаясь на церковные источники, что s 1236 г. часть булгар, спасаясь от нашествия монголо-татар бросилась в окрестности Арзамаса, основала свои селения, сохранявшиеся до середины XVI в.
Некоторые исследователи (Халиков, Фахрутдинов, Мухамедова) считают булгар, расселенных к западу от Волжской Булгарии, булгаризованными буртасами, что вполне вероятно, если иметь в виду их тюркоязычность, длительные тесные контакты. В эпоху Золотой Орды сюда проникают бесермены, буртасы, маджары, крымские татары, ногайцы.
Повторное проникновение русских в Мещеру относится к кон. XIV – нач. ХV вв., когда Мещера Тамерланом передается русским князьям, начинается распродажа мещерских земель. Купив земли мещерских князей, московские государи направляют сюда своих наместников и служилых людей. В частности, в 1426 г. а затем в 1508 г. говорится о праве русских служилых людей пользоваться городами Елатьмою и Кадомом. Из содержания духовной грамоты Ивана III (1504 г.) видно, что кроме владений мордовских князей в Мещере были особые волости и села.
Впервые гипотезу о единстве происхождения татар-мишарей и русской мещеры выдвинул П.П. Семенов (Тянь-Шанский). Он писал: Мещеряки или мещера, туркофинское или, лучше сказать, отчасти отатарнвшееся, отчасти обрусевшее финское племя, обитавшее раньше в так называемой Мещерской области. Аналогичную формулировку дали Б.Ф, Миллер, С.П. Толстов, С.А. Токарев.
Гипотеза о генетическом родстве русской мещеры и татар-мишарей в 50-е годы подверглась проверке учеными научно-исследовательского института антропологии МГУ. На основании антропологических материалов они высказались против точки зрения, утверждающей единство происхождения мишарей и так называемой русской мещеры, и указали на возможность генетической связи русской пещеры с локальными группами мордвы-эрзя.
Но есть и другая версия. Некоторые исследователи Мещеры, в частности, П.Н. Черменский и др., склонны видеть в мещере разновидность черемисы. На наш взгляд, это вполне вероятно, если исходить из того, что авторам летописей средневековья была присуща тенденция видеть укрупненные этнические общности. В XV-XVI вв. в прилегающих к Мещере землях упоминается черемнса рядом с мордвой, а позднее, в XVII в., с казанскими татарами. Если принять за мещеру черемисов, то последние упоминаются в 1489 г., рядом с мордвой между Муромом и Мещерой, с одной стороны, и Казанью, с другой. В частности, Иван послал в Казань хану Мухомеду Эмину посольство, которое сообщало, что князь великий велел тебе говорити: и ты бы в Казане через мордву и через черемису на Муром и на Мещеру не ездил никто, а ездили бы из Казани все Волгою на Новгороде на Нижнем.
Почти в это же время (1483 г.) в духовной грамоте великих князей Московского и Рязанского в перечне черных людей Мещеры даются бесермены, мордва, мочары. А вот мещеры и черемисы в грамоте мы не встречаем.
Герберштейн, посетивший Московское государство в 1517 и 1526 гг., черемису наблюдает только в пределах Нижегородской земли, в числе народов Мещеры их не перечисляет. Он пишет, что черемисы живут в лесах около Н. Новгорода, живут также вокруг крепости, называемой Сурой.
Черемисы всплывают в 1572 г. в духовной грамоте Ивана IV. Они перечисляются рядом с мордвой, в Н. Новгороде, Муроме, Мещере, Алаторе, Курмыше и Арзамасе с волостьми, и с путьми, и с селы. В кон. 70-х и нач. 80-х гг. ХVI в. происходит черемисская война, которая охватила огромную территорию Нижегородского уезда и причинила большое разорение местному населению.
О присутствии черемис рядом с мордвой и мещерскими татарами говорят и наблюдения английского дипломата Флетчера (1588-1589 гг.). Он пишет о черемисских -татарах вблизи Кадома, о мордовских татарах. Эти сочетания скорее всего говорят о татарах, живущих среди черемис и мордвы, но подтверждают и наличие черемисского населения в Мещере. Термин черемисские татары употреблялся и применительно к черемисам, обитавшим к востоку от Н. Новгорода. Примечательно то, что часть из них исповедовала ислам, а другая язычество.
Особо следует сказать о татаризации Мещеры, ведь к XVI в. большая ее часть стала в сущности татарской и отсюда начинается расселение татар-мишарей по другим регионам Поволжья. Этот процесс иногда объясняют подчинением местного нетатарского населения пришлым татарским феодалам. Действительно, феодализация Мещеры имела свою специфику у мордвы и мещеры не было своей государственности, и они легко подпадали в зависимость от славянских или тюркоязычных феодалов.
О принадлежности некоторых мещерских земель татарам говорится вскоре после присоединения их к русским княжествам. В 1405 г. в договорной грамоте великого князя Василия Дмитриевича с князем Владимиром Андреевичем, сей названный младшим братом великого князя обещается не вступаться в Мещеру с волостями и в места татарские и мордовские.
Татарские феодалы, убегая от своих, более сильных сюзеренов со своими людьми расселяются по лесам, бортным ухожаям, вовлекая в свою среду тюркоязычные общины. В Мещере поселяются все новые татарские феодалы, перешедшие на службу Московскому государству. Так, род Усекая Сулейманова, сына князя Колончакова, был пожалован в районе Мещеры Дмитрием Донским поместьем и тамгою и с посаду поземельными и полавочными деньгами. В низовьях Мокши и Цны имелись татарские поселения на землях древних родов Седиахмета, Адашева, Кугушевых, Асбердиновых, Богиша.
В кон. XV – нач. XVI вв. в окрестностях Темникова находились татарские селения Азарепино, Шукетрово, Алкаев Болезино, Кадышево, Аракчеево, Чюрнша, Кадомо-Агеев Агишева, Айтуганово, Акбулатово, Байтеряково, Терегул во и многие др.
Мещерские князья XIII-ХV вв. по всей вероятности управляли местным тюркоязычным населением. В истории Мещеры и Мордовии известны так называемые мордовские князья-татары, управляющие мордвой, о чем несколько подробнее будет сказано в последующих главах. Позднее на части территории Мещеры помещается татарский царевич Касим. Согласовав предварительно с рязанским великим князем Василием Васильевичем при посредств князя Кобяка Айдаровича и Исака Ахматовича, московский великий князь заключает с царевичем договор, в силу которого царевичу отводилась часть Мещеры во владение. При этом перечисляется этнический состав ясачных людей бесермене, мордва, мочары.
Мордовские князья, как и мещерские, были выходцами из Золотой Орды, имели свои городища и селнща и мордовских беляках или управляли местным население по власти Золотой Орды или Москвы. Татарские владения имелись на месте Саровской пустыни городок Сараклы Тюленево городище (с. Тюленево Елатомского уезда) городок Стельдом на берегу Мокши, верстах в 10 от нынешнего г. Темникова, ниже по течению Мокши Городише (Старый Темников). В 15 верстах от Краснослободска на месте селения Ефаева было страновище татарских мурз Тениша и Ефая. Много было татарских владений по другим местам Тамбовской, Нижегородской, Пензенской, Симбирской губернии.
Татарские селения имелись в непосредственной близости Арзамаса, в частности, по обоим берегам Теши. Ес предания, что татарские селения были на речке Акша Само название этой речки искаженное татарское слов Ак су (Белая река). В 3 верстах от Арзамаса на Акш существовало русское селение с татарским названием Исупово.
Несмотря на частые набеги на местных татар (а они были и со стороны степняков, и со стороны Русских), татары не покидали Мещеру. Князь Бехан, построивший г. Сараклыч, перебирается за р. Мокшу, на левобережье, Темниковский уезд, строит себе поселенье на том месте, где ныне село Кангуш. В архиве Саровского монастыря сведения о родоначальнике князей Седехметовых: "Князья Седехметовы жили в деревне, в лесу за Мокшей и от мору и от рати Рязанской разошлися в разные места... От вода Седехметовых пошли селения на Бегеевской поляне, Кавтотижине, Апаеве, Дашкине, Адаеве и др.
К сер. XVI в. Мещера приобрела татарский облик настолько, что волжские воровские люди, в случае плохой поживы на Волге, обыкновенно отправлялись добывать себе зипуны у темниковских и кадомских татар.
В XVI в. в числе мордовских владетелей называются и мажары, что указывает на близость мажар с татарами. Мажары перечисляются наряду с казанскими князьями, тарханами (феодалы из среды чувашей и черемисов), обращавшимися к царю с предложениями своих услуг.
В то же время наблюдается усиленное проникновение Русских в Мещеру и перемещение татар к востоку от Мещеры. Это связано с тем, что после покорения Казани русское правительство в целях укреплении своей власти, Раздает мордовские и татарские земли русским помещикам. В результате такой политики уже в нач. XVII в. в Елатомском, Шацком и частично Кадомском уездах плотной массой сидят русские помещики, тогда как обширные территории Темниковского уезда все еще остаются в руках татарских землевладельцев. Отдельные татарские поселения в Мещере сохраняются еще и в XVII-XVIII вв. А. Олеарий, посетивший эти места в 30-е гг. XVII в., пишет о том, что Муром населен русскими и татарами, что здесь начало поселений мордовских татар, которые все покорны великому князю.
В XVI-ХVII вв. в Мещере наряду с татарами-кипчаками и бесерменами фигурируют башкиры, буртасы, буртасские татары, маджары, называемые общим названием мещеряк, мещеряков.
Особенно часто упоминаются маджары. Впервые этноним мачярин употребляется рядом с мордвой, бесерменами в договорной грамоте 1483 г. Вельяминов-Зернов в примечании к своему труду так комментирует этот термин: мачярин очевидно то же, что мещерянин, мещер (у нас они назывались можарами), имя народа одного происхождения с мордвой. Мишари отатарившиеся остатки прежней мещеры.
В кон. XVI-ХVII вв. происходит татаризация всех тюркоязычных народов Мещеры (буртасов, башкир, маджар и др.) и дифференциация угро-финских народ (мордвы, черемисов и др.). Видимо, зто происходит в связи с образованием сословия служилых татар. Об это говорит фраза из исторического документа, относящего к 1575 г. в Темникове татары из тарханов, башкирцев, можерян. Об этом процессе свидетельствуют и употребляемые термины бургасские татаровя в районе Кадом (1596 г.), кадомские бургасы (1682 г. последний раз) Одновременно с этим начинается расселение татар-мишарей в другие регионы Поволжья и Приуралья. Постепенно Мещера теряет свой татарский облик. Лишь отдельные татарские селения, находящиеся в окружении русских мордовских, напоминают историческое прошлое Мещеры.
Для исследования истории татар-мишарей важное значение имеет выяснение вопросов об их происхождении, расселении, контактах с другими народами.
Большинство исследователей, занимающихся проблемами татар-мишарей, считает, что именно в Мещере и прилетающих к ней районах сложилась мишарская группа татар, расселившаяся из Мещеры по другим районам Поволжья и Приуралья. В этнографической литературе вы делаются четыре территориальные группы татар-мишарей: окская, волжско-правобережная, заволжская (левобережная) и приуральская. В окской группе четко выделяется темниковская (чокающая) подгруппа, охватывающая западные районы Мордовии и прилегающие к ней районы Рязанской и Тамбовской областей. В волжско-правобережной группе выделяется сергачская (цокающая) подгруппа. Учитывая историю формирования, эту подгруппу иногда называют сергачско-кадомской. Из носителей темниковского говора образовались кузнецкая (Пензенская обл.), лямбнрская (Мордовия) и хвалынская (Саратовская обл.) подгруппы волжско-правобережной группы татар-мишарей. Представители этой группы расселены и иа волжском левобережье и в Приуралье.
Выходцы из Сергачско-кадомского региона группы образовали буинско-симбирскую подгруппу, а также байкибашскую подгруппу приуральской группы татар-мишарей. Чистопольская и чердаклинская, а также альметьевско-бавлинская подгруппы левобережной группы мишарей, расселенных в Татарстане, имеют смешанный характер.
Фонетические особенности говора (цоканье или чоканье) сохраняются независимо от места расселения, характера контактов с другими этническими группами и в современных условиях. До начала интенсивного процесса урбанизации сохранялись различия и в элементах материальной культуры (одежде, жилищах и др.), что позволяет говорить о некоторой автономности и различиях в этнической основе различных групп татар-мишарей.
Вопрос о происхождении указанных этнографических групп решался в рамках единой концепции этногенеза мишарей. Между тем дифференцированный подход позволяет оценить достоверность выдвинутых гипотез об этногенезе татар-мишарей, о их отношении к маджарам, буртасам, булгарам, кипчакам.
Впервые гипотезу о древнетюркском населении Мещеры выдвинул В. В. Вельяминов-Зернов, исследовавший историю Касимовского царства. Он считал мишарей древними насельниками (аборигенами) данной местности и видел в них отатарившиеся остатки финно-угорской мещеры мочаров или можаров. Эта гипотеза была принята многими исследователями как основа объяснения этнонима мишари. Она была подхвачена и местными исторриками и этнографами, проявившими большой интерес к истории татарского населения края. На IV сьезде членов Общества археологии, этнографии и истории при Казанском университете Можаровский высказал мысль: мещера и мишари искаженное чувашами и мордвой название летописных можар. Эту точку зрения поддержал и другой участник съезда академик В. В. Радлов. Он отождествлял можар с мишарями, указав на то, что они (мишари) прежде обитали густыми массами в южной части Казанского ханства и тогда были известны русским под названием можар, этноним, трансформировавшийся в тюркском звучании на мяшяр. Скорее всего наоборот: мяшяр на мажар. Несколько иного мнения придерживался П.П. Семенов, который считал, что мещеряки или мещера - это потомки отатарившегося, отчасти обрусевшего финского племени, уцелевшие ныне только в Оренбургской, Пермской, Пензенской и Саратовской губерниях. В прежние времена они обитали в так называемой Мещерской области. Он предполагает, что казанские татары и мещера когда-то составляли одно непрерывное целое. Мещера оказалась разделенной на две части восточная часть оказалась под властью и влиянием татар, западная под влиянием русских, сохранив от своих предков только цоканье.
Точки зрения угро-финского происхождения мишарей придерживался и Х. Фейзханов, выходец из нижегородских татар, адъюнкт Петербургского университета, сотрудничавший с Вельяминовым-Зерновым в исследовании истории Касимовского царства. Наши благословенные мишари являются (по происхождению) финнами, писал он, одннако они более близки к мокшам. В древней истории России мокши и мишари упоминаются друг за другом. Чуваши и черемисы упоминаются совместно отдельной группой. Наружность мишарей, в особенности, саратовских, имеет мокшанский вид: и в действиях и манерах они похожи на мокшанцев.
С.П. Толстов, в частности, категорично заявлял, что в лице русской мещеры и татар-мишарей мы имеем остатки одного и того же древнего племени, часть которых отатарилась, другая же часть обрусела.
Другую гипотезу о происхождении татар-мишарей, э основном на материалах нижегородских и симбирских татар, выдвинул Г.Н. Ахмаров. Он считал, что мишари - это потомки тех кочевников Азии, которые в XIII в. хлынули в Европу и утвердились на Ахтубе под именем Золотой Орды. При распаде Золотой Орды часть этого племени под предводительством царевича Касыма в середине XV.в. утвердилась на Оке. Оставшиеся в степи татары стали называть себя ногайцами. Часть ногайцев в нач. XVII в. (1612 г.) пришла в места современного расселения нижегородских татар, в Алатырский уезд, вытеснила мордву и заняла их поселения. При этом он категорично утверждал о том, что в этих местах татар до этого не было.
Г.Н. Ахмаров обращает внимание на цоканье, имеющее место в мишарском диалекте и во многих восточно-тюркских наречиях, а также в монгольском языке, находит много общих слов с языком алтайских татар (напр., карагат, ыцкыр, карсак, куэы, куй, куцкар, сырга, ут, байталялцы, елкы). Акцентирует внимание на русских заимствованиях, касающихся в основном строений, домашнего хозяйства, земледелия, что, по его мнению, является доказательством отсутствия длительных контактов с другими тюркоязычными народами. В подтверждение своего выведа Ахмаров приводит и такой факт: мишари Карсунекого Курмышского и Сергачского уездов называют себя татарами, а пензенских татар относят к настоящим. Шарям Ахмаров считал, что название мишар навязано татарам Поволжья мещерского формирования казанцами.
Предположение о том, что предками мишарей были тюркоязычные этнические элементы выходцы из Золотой Орды, содержится и в Большой Советской Энциклопедии.
В последние десятилетия появились более углубленные исследования по этногенезу татар Поволжья и Приуралья. Среди них монография Р.Г. Мухамедовой Татары-мишари (М., 1972).