Археологическая культура Рязано-Окских могильников
КУЛЬТУРА РЯЗАНО-ОКСКИХ МОГИЛЬНИКОВ
В конце первого тысячелетия до нашей эры в Мещере появляется таинственный народ, культуре которого археологи весьма условно присвоили название рязано-окской. Захоронения воинов этого племени были обнаружены и в Гусевском районе близ д. Парахино, а также в Заколпье.
Пришельцы варварски уничтожали все местное аборигенное население. На месте городищ, особенно Городецкой культуры, остались пепелища, а близ них - глубокие ямы, набитые скелетами изрубленных людей: стариков и детей, мужчин и женщин... Агрессивные пришельцы взяли под свой контроль большую территорию от современного ближнего Подмосковья до Касимова и все Окско-Клязьминское междуречье.
По образу жизни рязано-окцы были воинами-скотоводами.
Рязано-окские племена, как назвали их исследователи, относились к финно-угорским народам — об этом свидетельствует их материальная культура. В процессе этногенеза они могли захватить часть угорских племен, предков современных венгров. Но на протяжении своей почти тысячелетней истории они были тесно связаны с германскими племенами готов. В начале I тысячелетия готы кочевали на Дону, откуда впоследствии ушли в Западную Европу.
Археологи считают, что рязано-окцы пришли в Мещеру с юго-запада и были в союзе с восточными готами. В боевом снаряжении рязано-окцев много готских элементов. Их сбруя скопирована у готов, а короны родовой знати (князьков) повторяют форму корон готских королей. Существует предположение о существовании войскового союза рязано-окцев и готов. Они были своеобразным северным флангом восточной готской империи, которая занимала половину территории Средней Европы.
Материальные памятники этой культуры представлены грунтовыми могильниками, которые насчитывают сотни погребений. Могильники расположены на луговых пространствах у рек, на мысах оврагов. Прямоугольные погребальные ямы, ориентированные на север или восток, обносились оградками из колышков. В большинстве своем в могильниках находят трупоположения, но иногда встречаются и трупосожжения.
Ямы содержат богатый погребальный инвентарь.
В женских погребениях обнаружены украшения из железа и меди, реже из серебра — шумящие подвески, сульгамы, височные кольца, накосники, шейные гривны, браслеты, нагрудные и поясные бляхи, а также стеклянные бусы.
В мужских погребениях встречаются железные и бронзовые орудия труда и оружие — топоры-кельты, однолезвийные мечи, ножи, наконечники стрел, копий и дротиков.
Оружие часто встречается и в женских погребениях.
Женские косы темного цвета в белом песке сохраняются прекрасно, пугая абсолютной нетленностью. Длинные, всегда прямые волосы соседствуют с оружием и костями лошадей (еще одна загадка: части конских скелетов в могилах знатных воинов — обычное явление для рязано-окской культуры). Женщины этих племен были настоящими амазонками.
По словам историков, рязано-окские амазонки сражались в боях наравне с мужчинами начиная с IV - V вв. н.э. Возраст таких захоронений датируется только до кон. VII в. – после этого воительницы, очевидно, вернулись к традиционным женским занятиям. Не исключено, что амазонки жили отдельными общинами и рожали детей от мужчин из соседних племен, куда отдавали затем на воспитание сыновей. Ведь трудно представить, чтобы женщина, имеющая маленького ребенка, отправилась воевать.
В истории рязано-окской цивилизации есть загадочные моменты. Так, однажды она просто исчезла. Ушли отсюда эти племена или с ними что-то случилось – неизвестно.
Керамика представлена неорнаментированными глиняными горшками.
Находки конской сбруи свидетельствуют о развитии коневодства.
Поселения культуры рязано-окских могильников не обнаружены.
В книге «Война с готами» (555 г. н.э.) Прокопий упоминает о борьбе антов - самом восточном крыле племен славянского происхождения, с восточными готами. После ряда сражений и поражений остготы захватили хитростью вождя князя Буса (Бужа) Белояра и казнили его, распяв на дубе… В Мещерском крае есть река с названием Бужа (Гусь-Хрустальный район).