Главная
Регистрация
Вход
Пятница
22.11.2024
01:33
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [256]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2406]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Николо-Златовратская церковь города Владимира

Николо-Златовратская церковь

Николо-Златовратская церковь стояла на месте дома № 9 на Б. Московской улице.


Николозлатовратская церковь 1628-1929 гг.

Церковь во имя Николая Чудотворца называется Златовратская потому, что находилась вблизи от так называемых «Золотых ворот».
Когда в первый раз построена на этом месте церковь, сведений не сохранилось.
Самое раннее упоминание о ней, как и о многих других приходских храмах г. Владимира, содержится в Писцовой книге 1625-1626 гг.: «храм Николая Чудотворца Золотовороцкого да храм Архангела Михаила древяны с кладбищем, во дворе попа Назарья Лукьянова вдоль 33, а поперёк 17 сажен». В 1628 г. храм упоминается в патриарших данных книгах: «церковь великаго Чудотворца Николы Золотоворотского в посаде в земляной осыпи <...> дани десять алтын две деньги».
«7157 (1649) г. мая в день откроено выбойки уской 17 аршин 2 вершка в церковь Николы чудотворца Золотоворотцкого в прибавку на престол к индитью.
Того же месяца дано из казны зендень красная мерою 10 аршин с полуаршином, да другой зендень красной 3 арш. 9 вершк. на завес к царским дверям в церковь Николы чуд. Золотоворотцкого.
Того же месяца в дорогах полосатых мерою 6 арш. без 5 вершк. цена рубль 11 алт. 4 ден. сделана на престол срачица в церковь Николая чуд. Золотов. и за те дороги по цене деньги присланы от государя патриарха из кельи в домовую казну».
С 1656 г. по новому дозору Семена Извольского церковь стала платить «32 алтына, заезда гривну». Эта церковь была деревянная.
Указ царя Алексея Михайловича о даче жалованья и «понахидных денег» в соборы, монастыри и церкви г. Владимира в 1671 г., со ссылкой на указ 1669 г., называет в числе ружных «загородцких церквей, что на посаде <...> церковь Николая чюдотворца Золотовороцкого».
В 1690 г. был построен каменный храм на месте двух деревянных.
В 1710 г. устроен предел в честь Cв. мученика Иоанна Воина. Когда упразднён престол во имя Архангела Михаила, неизвестно; вероятно, при строительстве самого каменного храма или каменного придела Иоанна Воина. Священником в то время при церкви был некто поп Василий Борисов, диаконом его родной брат Алексей Борисов, а в 1715 г. этот Алексей Борисов был уже здесь священником.
В Топографическом описании г. Владимира 1761 г. указана «церковь Николая чудотворца каменная, построена в 7698 (1690) году, при ней придел во имя святого мученика Иоанна Воина, каменной же, построен в 1710 году».
Церковь с пристройкой показана на рукописном «чертеже» 1715 г. внутри городских валов, недалеко от Золотых ворот, а чуть восточнее её проходит дорога в Успенский Княгинин монастырь; по сторонам изображены посадские слободы. На дорегулярных инструментальных планах эта улица также показана и названа Никольской.


«Чертёж» г. Владимира. 1715 г. Фрагмент с Николо-Златовратской церковью

Улица имела и второе название - Большая Золотоворотская или Большая Златовратская.
Вблизи церкви располагалось кладбище (погост), церковные и обывательские дворы. Однако часть церковной земли также оказалась занята обывателями, в том числе представителями рода Павлыгиных. Ямщик Иван Григорьевич Павлыгин был известен в городе (и в краеведении) как ктитор Николо-Галейской церкви в 1732-1735 гг. Авдотье, жене посадского человека Михаила Павлыгина, принадлежал двор справа (к востоку) от Николо-Златовратской церкви. Возможно, Михаил - сын, брат или другой родственник Ивана Григорьевича. В 1743 г. двор был продан, а позже владельцами этого участка стали купцы Свешниковы.
В конце XVIII в., на бывшей церковной земле, в непосредственной близости от алтаря, появились деревянные строения гауптвахты и питейного дома, также изрядно досаждавшие священникам, но простоявшие до 1840-х гг.

Со времени генерального межевания 1770 г. в течение столетия длился земельный спор священнослужителей с купцами, чьи владения вторглись в церковную землю. К началу XX в. земельный спор разрешился. В напоминание о нём сохранились на Большой Московской улице два дома - № 13 (Свешникова-Ильина-Петровского), известный как бывший кинотеатр «Ампир» (в советское время кинотеатр «Художественный») и № 11 (дом церковного причта).


Дом Петровского (в середине), далее - дом церковного причта

В 1908 году купцы Петровские перестраивают дом в ином стиле.

В XVIII в. в смежности с владением Свешниковых находились дома священнослужителей, сгоревшие во время пожара 1778 г., после чего образовалось пустопорожнее место. Часть его в 1787 г. была отведена по ордеру генерал-губернатора И.П. Салтыкова под почтовый двор, а оставшийся участок перешёл к Свешниковым. Почтовый двор находился здесь более 10 лет, до перевода почтовой конторы в дом Мещерягина, причём в весьма плачевном состоянии. 8 октября 1798 г. титулярный советник Ясницкий, назначенный в Пензу почтмейстером, рапортовал в Московский императорский почтамт, «что он в проезд свой из Москвы в Пензу в владимирской почтовой конторе усмотрел, что назначенных по расписанию сего правления для почтовой гоньбы лошадей с повозками всех содержать при почтовой конторе не можно, ибо сарай и конюшня для помещения тех лошадей с повозками весьма недостаточны; что помянутая контора расположена в одной весьма посредственной величины комнате, где и шкафы с делами, и сундук с казною, и столы один для почтмейстера, да два для канцелярских служителей поставлены, и письма и посылки принимаемы и выдаваемы бывают; печка в оной комнате с лежанкою зделанная, а в другой подле оной, где находятся дежурные и приезжающие с почтами почтальоны, двучельная, делают непристойный вид для конторы», а при разборе почты и приёме денег и посылок из-за тесноты возможны похищения «злонамеренными людьми». [2]

По контракту 1792 г., где заказчиком выступает священник Иван Никитин, строители обязались «Злотовратскую Николаевскую церковь исправить с надстройкой поперешней стороны в полтора аршина и купола», то есть разобрать и перестроить свод и главу. Кроме того, всю церковь следовало поднять (увеличить в высоту) на полтора аршина, завершив «стрельчатым сводом», поднять также двери и окна, подсыпать и замостить кирпичом полы, с улицы устроить «большие двери» с площадкой перед ними в одну ступень (с юга), «а к другой двери паперть по показанию с полаткой» (с севера). С пристройкой паперти с «полаткой» и поднятием пола и дверей пришлось стесать на входной арке резные детали - «фигуры», а затем всё вновь сделанное надлежало оштукатурить и выбелить. Работы должны были начаться 20 апреля и завершиться к 1 июля 1792 г. Кирпич поступал с казённых заводов приказа Общественного призрения и оплачивался приходом постепенно. Однако работы велись и позже. В ведомости о Златовратской церкви за 1795 г., составленной в феврале 1796 г., значится: «Градская Златовратская церковь каменная. В прошлом 794 году по благословению преосвященного Виктора епископа Суздальского и Владимирского начала возобновляться, во оной церкви трапеза Иоанна Воина и поныне возобновляется».
В 1796 г. церковь была «возобновлена».
В 1854 г. к существующему придельному храму пристроен другой придел во имя иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радость», но эта позднейшая пристройка главного храма не коснулась и вида его ни в чём не изменила.

Первоначальная колокольня каменного храма была шатровой. В 1796 г. епископ Виктор по прошению священника и прихода дал храмозданную грамоту на перестройку ветхой колокольни, а также проект колокольни - план и фасад - «за подписанием бывшего правящего должность генерал-губернатора Ивана Александровича Заборовского», но работы почему-то не состоялись. В 1806 г. священник с приходскими людьми пожелали «по конфирмованному плану в линию выстроенных обывательских каменных домов <...> выстроить вновь колокольну на собственной церковной и погостной земле», но их желание не осуществилось, вероятно, из-за сопротивления владельца соседнего участка Мигунова. В 1808 г. намерение построить новую колокольню возобновилось. Губернский архитектор Вершинский Алексей Никитич предполагал строительство колокольни «как позволяло место» - с небольшим разрывом от церкви (2,5 аршина), но в этом случае дом Мигунова имел бы очень узкий проход (4,5 аршина). Тогда Мигунов обратился с прошением, в котором напомнил о храмозданной грамоте 1796 г. и проекте, «в коем назначено колокольню строить на том же самом месте, где прежняя состояла против кумпола церковного, следовательно, как священник, так и прихожане оставались довольными».
Какое-то время, до устройства пожарного двора, на колокольне размещался пожарный пост, и память об этом сохранялась во второй половине XIX в. Причиной послужил пожар в старом деревянном губернаторском доме (в районе нынешнего Манежного тупика) 19 января 1789 г., после которого гражданский губернатор Петр Гаврилович Лазарев (30.07.1787 по 19.12.1796) предложил использовать «Николаевскую колокольню» вместо пожарной каланчи - для «смотрения» за пожарами по всему городу.
В 1808 г. под руководством А.Н. Вершинского построили новую колокольню взамен прежней, в продолжение южного придела, и примерно такой же ширины. Думается, тогда же появилась и колоннада. Алтарь оставался двухчастный. [2]
На акварельном рисунке Ф.Д. Дмитриева «Владимир с юго-восточной стороны (Муромская дорога)», сделанном с натуры примерно между 1848 или 1852 и 1858 г., церковь имеет уже новую колокольню; четверика храма не видно, только световой барабан с главкой на шее.


Большая Московская улица. Грачев Н.П. 1884-1887 гг.
Колокольня Николо-Златовратской церкви с большим колоколом и выступающий портик церкви (1690; снес. 1930).

Пётр Иванович Златовратский (умер в 1859 г.), дед писателя Николая Николаевича Златовратского, был дьяконом Николо-Златовратской церкви. В детстве будущий писатель слышал рассказы деда о таинственном событии, всколыхнувшем спокойную неторопливую жизнь губернского города: о венчании молодого чиновника Александра Герцена, сосланного во Владимир, который тайно привёз из Москвы свою невесту. Венчание произошло в загородной Казанской церкви в Ямской слободе. Венчал молодых священник Николо-Златовратской церкви Иван Остроумов. Почему? Вероятно, потому что Герцен по месту своего жительства (квартира была почти напротив церкви, в доме Адоева, сейчас на его месте стоит дом № 4 на ул. Большой Московской) относился к приходу этой церкви, а Казанская церковь не была самостоятельным приходом, она была приписана к Николо-Златовратской. Именно поэтому в метрической книге этой церкви и была сделана запись о венчании: «Тысяча восемьсот тридцать осьмого года мая 9 дня служащий в штате канцелярии Владимирского губернатора чиновник, титулярный советник, Александр Иванов сын Герцен с дочерью иностранки Ксении Ивановны Захарьиной, девицею Натальей Александровной Захарьиной <...>. Венчал города Владимира Николо-Златовратской церкви протоиерей И. Остроумов. При венчании брака были той же церкви диакон Пётр Иванов Златовратский и пономарь Пётр Дмитриевский». Венчальная запись не сохранилась; она была опубликована в журнале «Русская старина» в 1889 г.
7 февраля 1842 г. Ф.М. Надеждин рукоположен во священника к Николо-Златовратской церкви, 12 октября 1842 г. утвержден в почетном звании ректора Владимирских духовных училищ; 1 февраля 1847 г. назначен был членом духовной Консистории, 22 февраля – смотрителем благочиния по гор. Владимиру; 24 августа 1847 года возведен в сан протоиерея, 15 декабря 1852 г. перемещен в кафедральный Успенский собор; скончался 14 декабря 1876 г. Имел Высочайшие награды: ордена св. Анны 3 и 2 ст. и св. Владимира 3 ст., палицу и украшенный бриллиантами наперсный крест, пожалованный из кабинета Его Императорского Величества.
28 апреля 1867 г. протоиерей Николозлатовратской церкви Миловский Яков Васильевич Святейшим Синодом определен Членом Владимирской Консистории.

К 1840-м гг. появилась ещё одна, южная, апсида (у придела); все три апсиды имели разный вынос и очертания, что видно на планах: один около 1840 г., другой 1842 г.
В 1854 г. «к существующему придельному храму пристроили другой», заполнив северный угол между западной стеной и колокольней. Придельные престолы помещались «в тёплой [церкви] с правой стороны во имя Божьей Матери “всех скорбящих радости”, с левой во имя св. мученика Иоанна Воина». Получается, что придел Иоанна Воина был перенесён с южной стороны на северную, в новую пристройку, а его место занял престол иконы «Всех скорбящих радости». В результате пристройки нового придела план обрёл прямоугольную вытянутую форму. Большую часть помещения занимали тёплая трапеза и два придела. В 1891 г. по проекту архитектора, младшего инженера строительного отделения губернского правления Н.Д. Корицкого была расширена арка в стене, соединяющей трапезу с основным храмом, а в 1892 г. вся церковь стала тёплой.
Храм имел 3 престола: в «холодной» - во имя Cв. Николая Чудотворца, в «теплой» - во имя иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радость» (с правой стороны) и во имя Св. Иоанна Воина (с левой стороны). [1]
«В числе икон обращают на себя внимание древностью своего письма: 1) Местная храмовая икона святителя Николая и 2) Икона Божией Матери Одигитрии – троеручицы; внизу иконы по правую сторону изображен Иоанн Креститель, по левую мучен. Марин; икона эта писана на Афонской горе на кипарисной доске и принесена оттуда архимандритом Феофаном в 1686 г. Причта по штату положено священник и псаломщик. Содержание его составляли: проценты с капитала 1891 р., положенного на вечное поминовение, доходы от служб и требоисправлений и арендная плата с усадебной и сенокосной земли – всего около 1800 р. в год. Земли при церкви усадебной 781 кв. сажень, три сенокосных пожни; на усадебную землю и две пожни план и межевая книга имелись, а на третью пожню плана не было. Причт жил в церковном доме. В приходе Николо-Златовратской церкви по клировым ведомостям числилось 286 душ муж. п. и 342 жен. п.; все православные и жили в г. Владимире». [1]


Николо-Златовратская церковь. Нач. ХХ в. Фото из архива Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Храм славился своим хором, который и отличие от архиерейского был смешанным.
«Николо-златовратская основана 1690 г. близ Золотых ворот, с высокой (22 саж.) 4-ярусной легкой колокольней (прежде был пожарный пост), 2 придела, красивый иконостас, похож на иконостас Успенского собора в миниатюре, замечательная икона Б. Матери-Троеручница; 1-й по богатству приход. Доход 2520 р.» (Субботин А.П., 1877).
«За фотографией (В.В. Иодко) красовалась замечательная церковь в духе московского барокко с величественными колоннадами, с высокой колокольней с выходом под нею в самый храм Николы Златовратского с двумя приделами, с их мраморными алтарями. Это был один из самых красивых и величественных храмов города» (Косаткин М.В. Мои ученические годы во Владимире).

17 мая 1871 года в Николо-Златовратской церкви Владимира был крещен будущий знаменитый врач и либеральный политик, член партии кадетов, депутат 1-й Государственной думы от Владимирской губернии Иван Павлович Алексинский (1871-1945).
В метрической книге Николо-Златовратской церкви Владимира есть запись о крещении 17 мая 1871 года «Иоанна Алексинского - сына надворного советника Павла Ивановича Алексинского и его жены Софьи Николаевны, урожденной Соковниной». До этого наиболее вероятным местом рождения Ивана Алексинского считали родовое имение Опарино Александровского уезда Владимирской губернии, ныне в Сергиево-Посадском районе Московской области. Но метрическая книга из церкви села Опарино не сохранилась.
Во Владимире, в той же Николо-Златовратской церкви, в 1875 году крестили и сестру Ивана Алексинского Екатерину.


Николо-Златовратская церковь

Перед этой церковью вдоль улицы выстраивалась вереницей экипажи: по постановлению Городской управы здесь помещалась «биржа» - стоянка извозчиков... «Извоз был тому 12-15 лет одним из главнейших занятий жителей Владимира. Всего здесь 136 легковых извозчиков и до 50 ломовых, что довольно много для такого города. Ломовые стоят на Торговой площади и у станции. Легковые извозчики размещены на 5 биржах: 1) у цер. Николы Златовратского; 2) у западного угла гостиннаго двора; 3) против гауптвахты; 4) за Ивановским мостом, у съезда к жел. дороге; 5) на углу Торговой площади и залыбедского съезда. Извозчики здесь хороши, лучше, чем в столицах; широкие пролетки, высокие кони, быстрая езда зимой приличные сани с полстью; похуже извозчики на 5-й бирже, да ночные, выезжающие с 8-9 час. веч. и то только зимой, впрочем извозчики с каждым годом стареют. С опустением Нижегородского тракта, промысел этот в упадке и извозная деятельность ограничивается внутренним сообщением граждан: перевозка товаров и пассажиров на жел. дор. и оттуда, катание до Боголюбова, визиты и катание в праздники, на Пасху и Рождество, доставка запоздавших гостей, разъезды приехавших по делам и т.п. Днем владимирские жители пользуются извозчиками только в случаях особой надобности, даже высшие чиновники для моциона предпочитают пройтись пешочком. Цены невелики…» (Субботин А.П. 1877).

Чествование преп. Серафима Саровского в Николозлатовратской церкви г. Владимира. 19 июля 1903 года совершилось причисление к лику святых преп. Серафима Саровского. Из всех концов России потекли верующие к этому дню для поклонения вынутым из могилы святым останкам великого мужа, дивного во Святых. Но не все, конечно, могли это сделать. Не имевшие возможности быть на месте по разным причинам чествовали преп. Серафима излиянием молитвенных чувств в местных храмах. В гор. Владимире местное общество (приказчики) в память этого великого события устроило массивную икону преп. Серафима с ценной киотой и, по соглашению с причтом Николозлатовратской церкви, поставило ее в сем храме, испросив на то разрешение Высокопреосвященного Сергия, Архиепископа Владимирского и Суздальского. Устроено было приличное случаю торжество, начавшееся 19 июля всенощным бдением и окончившееся 20 литургией и молебствием с провозглашением многолетий. За литургией протоиереем Николозлатовратской церкви В.Г. Боголюбовым была произнесена глубоко прочувственная речь на тему «Дивен Бог во святых своих». О. протоиерей охарактеризовал вкратце те элементы неверия, которые в наш малодушный век вкрадываются в духовный строй нашей жизни, внося с собою нечто шаткое, необдуманное; указал на великое значение в деле укрепления нашей веры чудес, совершаемых от нетленных мощей угодников Божиих вообще и в частности новоявленного угодника Серафима Саровского, и в заключение высказал искреннюю благодарность как лично от себя с причтом, так и от прихожан благотворителям, соорудившим от малых лепт сию, в некотором роде по своему благолепию, драгоценность для храма» (Н. Дебрский).
Указом Св. Синода от 25 января 1907 г. за № 954 протоиерей Владимирского Кафедрального Успенского собора Александр Виноградов от должности штатного члена Консистории, согласно прошению, уволен; штатным членом Консистории назначен сверхштатный член Консистории протоиерей Николо-Златовратской г. Владимира церкви Владимир Боголюбов, а сверхштатным членом Консистории тем же указом Св. Синода назначен священник Георгиевской гор. Владимира церкви Михаил Сперанский.
Бывший воспитанник семинарии Михаил Клопов 3 октября 1907 г., определен на псаломщическое место к Николо-Златовратской церкви гор. Владимира.
Псаломщик села Красного, Владимирского уезда, Михаил Соколинский, 25 июля 1908 г., перемещен к Николозлатовратской гор. Владимира церкви.
Подробное описание за подписью протоиерея Владимира Гавриловича Боголюбова, который значился священником церкви в ведомости 1913 г., относится к 1922 г. «Вид церкви продолговатый. В архитектурном отношении она не замечательна. Главная церковь об одной главе с четырёхконечным цинковым крестом <...>, [который] вызолочен, как и глава, шейка и подзор. Алтарь с главой и крестом вызолочен. Окон церковь имеет как в главном алтаре, так и в средней части и в приделах, с южной стороны - 6 больших и над ними 6 малых, с северной стороны - 6 больших и 6 малых, с восточной - одно окно (в главном алтаре). Кровля на всей церкви железная, окрашена зелёной масляной краской. Входов церковь имеет три. Все входы снабжены двойными деревянными стеклянными дверями, кроме того, снаружи железные двери. Длина церкви с алтарём - 17 саж., а ширина - 8 саж. Главный храм. Алтарь. Престол один. Жертвенник <...>. Образ Воскресения Христа - на горнем месте. Южнее - гробница с плащаницей. Свод и стены алтаря украшены живописными изображениями <...>.

1 апреля 1922 г. в Николо-Златовратской церкви комиссией Помгол (Помощь голодающим) были изъяты ценности: 1 пуд 3 фунта 55 золотника 31 доля серебра. В том же 1922 г. произведена опись имущества. 3 ноября 1923 г. прихожане церкви, прежде считавшиеся группой верующих, были зарегистрированы как религиозное общество.
Перед южным фасадом храма возвышалась колоннада из четырёх колонн с треугольным фронтоном под двускатной кровлей. Колоннада выступала на красную линию Большой улицы, заходя на тротуар. «Бюро коммунальной секции горсовета решило произвести сломку колонн у Николо-Златовратской церкви (по ул. III Интернационала), как не имеющих никакой исторической ценности и сильно затрудняющих пешеходное движение по улице» («Призыв», 26 июня 1926).
В 1927 г. церковь числится среди действующих, а священником указан Владимир Гаврилович Валединский. 9 сентября 1927 г. инспектор губернского административного отдела составил докладную записку о техническом состоянии Николо-Златовратской церкви, имущества и инвентаря. В записке отмечено неудовлетворительное состояние здания: наклон колоннады, выходящей на улицу, негодность лестницы на колокольню, недостаточность ремонта, произведённого только изнутри. 25 мая 1928 г. здание вновь было обследовано комиссией горсовета и признано «шатким». На этом основании решено было «просить губисполком разрешить горсовету договор с этой общиной верующих расторгнуть, а церковное здание снести».
Община обратилась в горсовет с ходатайством о продлении срока ремонта, но 15 июня 1928 г. оно было отклонено. Далее для ускорения дела использовалось «общественное мнение».
«Требуем закрытия церквей
На общем собрании коллектива служащих губстраха было единогласно решено: просить владимирский горсовет о закрытии пяти церквей, расположенных вблизи учреждения: Георгиевской, Пятницкой, Николы-Мокрого, Спасской и Николы-Златовратского. Мотивом, побудившим вынести такое решение, служат следующие обстоятельства:
1. Продолжительный колокольный звон пяти церквей не дает служащим сосредоточиться в работе;
2. Наблюдающийся в городе тяжелый жилищный кризис может быть несколько облегчен посредством использования зданий церквей под квартиры для рабочих и служащих, или же под учреждения культурного характера» («Призыв» 13.10.1928).
19 октября 1928 г. пожарная команда ходатайствовала о закрытии трёх церквей: Спасской, Николо-Златовратской и Георгиевской.
12 декабря 1928 г. община выступила с письмом в защиту своих прав на пользование зданием церкви и продление срока ремонта. В тот же день специальная комиссия от управления строительного контроля (УСК), горсовета, горкомхоза и губмузея вновь обследовала церковь и нашла массу недостатков, изложенных в 16-ти пунктах, и немало аргументов «бесхозяйственного содержания». Всё это было квалифицировано как невыполнение общиной обязательств по договору на пользование зданием.
7 января 1929 г. губисполком постановил снести здание церкви. 23 января 1929 г. Главнаука выразила согласие, так как «здание особого историко-художественного значения не имеет», добавив при этом, что «необходимо снять план здания и сфотографировать по фасадам». 28 января 1929 г. губмузей получил распоряжение от губернского административного отдела: часть имущества закрытой Николо-Златовратской церкви взять на хранение по специальной описи, а прочее передать общине. Ещё ранее, 20 января 1929 г., губмузей пригласил техника нижегородской конторы «Рудметаллоторг» для снятия колоколов с колокольни Николо-Златовратской и Пятницкой церквей. Большой колокол Николо-Златовратской церкви весил 300 пудов.
В 1929 г. «Совкиножурнал» в сюжете «Город богомольный становится безбожным» запечатлел момент сбрасывания колокола с колокольни Николозлатовратской церкви.


Снесение колокола Николо-Златовратской церкви. 1929 год.

Колокол с Николо-Златовратской церкви (300 пудов)

1 февраля 1929 г. горкомхоз изъявил готовность приступить к сносу церкви. Однако 9 апреля 1929 г. УСК выявило нарушения при подготовке сноса здания: «<...> недопустимость способа разборки фронтона и колонн у Николо-Златовратской церкви при расположении здания на главной улице и близком расстоянии соседних зданий и притом без согласования с УСК. Разборка зданий должна производиться по заранее разработанному плану с устройством соответствующих лесов, проект устройства каковых должен быть утверждён УСК. Все работы должны производиться под наблюдением лиц, имеющих право производства работ».
11 сентября 1929 г. оно числится в «Списке помещений <...>, могущих быть приспособлены и заняты под складские помещения: здание Николо-Златовратской церкви. 390 кв. м. Занято под общежитие рабочих-сезонников, подлежит в ноябре месяце разборке. В случае особой надобности может быть занято».
25 декабря горсовет постановил: в строительный сезон 1929/30 г. приступить к постройке на этом месте четырёхэтажного дома и «просить окрисполком разрешить освободить указанное здание бывшей церкви Николо-Златовратской от хлебных грузов, предоставив для этой цели другое здание».
«Снести закрытую церковь Николы-Златовратского разрешил горсовету президиум окрисполкома. Склад находящийся сейчас в церкви, будет переведен в другое место» («Призыв», 20 января 1930).
Храм был разрушен в 1930 году. Вместо него в 30-е годы построен был современный дом № 9 - для рабочих граммофонного завода.


Улица Б. Московская, д. 9

В 1991 г. решением сессии городского Совета 21-го созыва возвращены подлинные исторические имена Первой Никольской (с 1925 по 1991 гг. ул. им. Нариманова) и Второй Никольской (с 1925 по 1991 гг. ул. им. Сун-Ятсена) улицам, в названии которых сохраняется память о снесенном храме.

Дом церковного причта


Улица Б. Московская, д. 11

Дом церковного причта построен был во второй половине XIX века, а в конце XIX в. он использовался следующим образом: на втором этаже жили церковнослужители, а на первом сдавались в наем лавки: слева - Мальцову, торговавшему минеральной водой, в том числе сельтерской, квасом и другими не алкогольными напитками, а справа был магазин дамских шляп Гончарова.

Источники:
1. Добронравов, Василий Гаврилович (1861-1919). Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 1]. Владимир и Владимирский уезд / Сост. В. Добронравов и В. Березин. - 1893. - 283 с.
2. Т.П. Тимофеева. НИКОЛО-ЗЛАТОВРАТСКАЯ ЦЕРКОВЬ ВО ВЛАДИМИРЕ
Храмы города Владимира
Улица Большая Московская. Левая сторона
Категория: Владимир | Добавил: Николай (09.05.2015)
Просмотров: 4052 | Теги: церковь, Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru