Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
24.11.2024
14:19
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [257]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2406]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Иодко Виктор Владиславович

Иодко Виктор Владиславович

10 октября 1905 года разрешение владимирского губернатора Леонтьева Ивана Михайловича на открытие фотомастерской во Владимире получил Виктор Владиславович Иодко.
Фамилия Иодко хорошо знакома владимирским старожилам: как правило, именно она стоит на бланках хранящихся в их архивах фотопортретов. Известна она специалистам музейного дела и коллекционерам: не только портреты, но и многочисленные видовые открытки из частных и музейных собраний имеют лаконичную ссылку на автора - В.В. Иодко.

Родился В.В. Иодко 9 декабря 1871 года, очевидно, в Витебске или его губернии. Во всяком случае, именно Витебским дворянским депутатским собранием 8 марта 1890 года окончившему 4 класса городского училища восемнадцатилетнему Виктору Иодко был выдан документ о том, что он «сопричислен к признанному в потомственном дворянстве», а род Иодко внесен в шестую часть дворянской родословной книги.
Как скоро Виктор Владиславович покинул Витебск, где и чем жил, у кого учился фотографии, пока не установлено. Можно только предположить, что какое-то время он совершенствовался в профессии в Москве, где находился в июне 1900 — июле 1901 годов.
Дата прибытия В.В. Иодко во Владимир также не установлена, но в 1905 году он впервые значится одним из трех фотографов, работавших в губернском центре. Количество фотографических заведений во Владимире будет с течением времени то увеличиваться, то сокращаться, но на протяжении почти полутора десятков лет популярность В.В. Иодко останется неизменной.


Иодко Виктор Владиславович

В 1904-1905 гг. от Н.Н. Воронина фотомастерская перешла к В.В. Иодко. Мастерская В. Скульского (в январе 1911 г. Вацлав Томашевич Скульский открыл во Владимире фотосалон) в начале ХХ века перешла к М.А. Иодко.
10 октября 1905 года разрешение владимирского губернатора на открытие фотомастерской во Владимире получил Виктор Владиславович Иодко.
Первым домом, облюбованным Виктором Владиславовичем под размещение фотографического заведения, был дом Жаровой, «за Золотыми воротами против женской гимназии», как обозначал его фотограф на бланках своих работ. Здесь его ателье занимало три «покоя», за аренду которых фотографу приходилось платить «наемную плату» в размере 600 рублей в год.


Справа - жилой двухэтажный дом (дом Бузиных), слева женская гимназия.

Дворянская улица. 1909-1913 гг.
Справа сад (сад Жигалова) за забором на углу Дворянской и Летнеперевозинской улиц, до строительства в 1913 г. на этом месте старообрядческой церкви Троицы-Живоначальной. Рядом дом, который принадлежал в нач. ХХ века Жаровой, в 1905-1913 гг. сдавался в аренду фотографу В.В. Иодко.


Дворянская улица. 1909-1913 гг.
Слева: угол Летнеперевозинской улицы с деревянным домом и садом, огороженными забором (до строительства в 1913 г. на этом месте старообрядческой церкви); перед забором рекламная тумба - цилиндрическая, на восьмиугольном цоколе; далее каменный двухэтажный дом и другая застройка (не сохр.). Справа: женская гимназия с двумя навесами у входов (1870, архит. Н.А. Артлебен; с западной пристройкой по проекту 1902; виден боковой восточный фасад).

Почти впритык к красной старообрядческой церкви, с западной стороны стоит двухэтажный каменный дом. Его снесли в 1960-х гг.
Фото Николая Атабекова

Ни дома, некогда принадлежавшего Жаровым, ни хотя бы незначительного описания ателье Иодко не сохранилось. Очевидно, выглядело оно так же, как и многие ему подобные в провинции: протяженная пристройка к дому с застекленными крышей и одной из стен (в то время фотография еще во многом зависела от естественного освещения), вывеска и неизменная витрина с образцами продукции.
Расположение ателье «против женской гимназии» было весьма удачным и с самого начала существования фирмы Иодко поставляло ему немалое число дополнительных клиентов - гимназисток. На долгие годы Виктор Владиславович стал и чуть ли не единственным в городе фотографом, исполнявшим большие групповые портреты выпусков других учебных заведений, в том числе оформлявшим массивные выпускные альбомы, пользовавшиеся особым успехом у выпускников семинарии, духовного и епархиального училищ.

К началу 1910-х годов В.В. Иодко был уже достаточно широко известен как фотограф. Об этом свидетельствуют и фотографии отнюдь не рядовых жителей Владимирской губернии, избравших для изготовления своего портрета не чье-нибудь, а именно его ателье.
Сад, принадлежащий Жаровой, был облюбован старообрядцами под строительство церкви. Выкупив у владелицы землю, заручившись предварительной сметой, которую, кстати, составил старообрядцам архитектор С.М. Жаров, сдав подрядчикам часть работ по постройке храма, новые хозяева земельного участка рассчитывали уже к осени 1912 года закончить возведение церкви. Виктору Владиславовичу, доказывавшему, что помещение и часть участка земли «заарендованы» им у Жаровой до 15 октября 1913 года, пришлось судиться со старообрядческой общиной. Возведение Троицкого храма («Красная» церковь на Театральной площади), таким образом, значительно задержалось. Но отстоять полюбившееся место фотографу не удалось. Троицкий храм был торжественно заложен 23 июня 1913 года.

Фотографический павильон Иодко в 1913 г. разместился в пристройке со двора дома №7 (дом Ананьина) на улице Б. Московской. С 10 апреля по 14 июня 1913 года в газете «Старый владимирец» перепечатывалось из номера в номер короткое объявление: «С 15 апреля фотография В.В. Иодко переведена на Б. Моск. ул., дом бывш. Ананьина, телеф. 138». Пристройка, в которой разместился Иодко, стояла в глубине участка, перпендикулярно Большой улице, вдоль земельного участка, принадлежавшего соседней церкви.


Ул. III Интернационал, д. 7

ТЦ «Галерея». ул. Б. Московская, д. 5

Из всех владимирских домов, когда-либо использовавшихся под размещение фотоателье, дом Ананьина у фотографов был самым популярным. Еще в 1876 году здесь открыла свое ателье Е.В. Соколова - один из первых владимирских фотографов и, очевидно, первая в губернии, но не единственная, женщина-владелица фотомастерской. С этого момента начался отсчет стажа дома Ананьина как «фотографического» дома, стажа, исчислявшегося не менее, чем восемью десятилетиями.
Этот дом хорошо узнаваем на старых открытках по вывеске «Касса» и высокой колокольне Николо-Златовратской церкви, которая была следующей по улице за участком, занятым домом Ананьина с его многочисленными пристройками и надворными строениями.


Николо-Златовратская церковь. Нач. ХХ в. Фото из архива Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Среди всех прочих условий, которые «наследники Ананьина» поставили арендатору, нам особенно интересны те, которые касаются его фотографической деятельности. Так, для устройства нового фотографического павильона Иодко мог использовать крышу каменного складского помещения, продолжавшего собой то здание, в котором на втором этаже находилась его квартира, и весь пригодный для строительства материал, который мог остаться после сноса старого фотографического павильона. Вывески и фотографические витрины В.В. Иодко имел право поместить «на лицевой стороне дома по улице, не стесняя при этом других квартирантов».
В разрешении Городской управы на строительство павильона, выданном 24 апреля 1913 года (заключение для которого делал все тот же городской архитектор С.М. Жаров), говорилось: «Устройство света на соседнюю церковную усадьбу может быть допущено, если со стороны церковного причта не будет на это каких-либо препятствий». Очевидно, стена павильона, выходившая на усадьбу церкви, была застеклена.
Нужно заметить, что история с вынужденной сменой места расположения фотоателье, вероятно, стоившая Виктору Владиславовичу немалых затрат, как душевных, так и физических, тем не менее, не помешала фотографу именно в 1913 году осуществить две значительные акции. Об одной из них - съемке посещения Николаем II городов Владимирской губернии в рамках празднования 300-летия правящего императорского дома. Другая акция - выполнение заказа Губернской земской управы на издание «7 тысяч экземпляров открыток с видами Владимира и его окрестностей», о чем сообщала газета «Старый владимирец». Открытки предполагалось разослать «в начальные земские школы по 10 и более экземпляров». Кстати, В.В. Иодко был одним из немногих фотографов, не просто снимавших виды губернии для последующего их воспроизводства в открытке, но и принявших на себя все труды по их изданию.
И здесь мы вплотную подходим к интереснейшей стороне деятельности владимирского фотографа, - его сопричастности к такому увлекательному занятию, как краеведение, которая прослеживается с первых же лет жизни Виктора Владиславовича во Владимире - от выпуска им в 1906 году открытых видовых писем до вступления в пожизненные члены ВУАК 28 сентября 1914 года.
Именно В.В. Иодко Владимирская ученая архивная комиссия заказала «альбомы фотографических снимков с древних церковных зданий в гг. Владимире и Суздале», преподнесенные «королеве эллинов ее императорскому величеству Ольге Константиновне и его императорскому высочеству великому князю Константину Константиновичу» во время посещения ими Владимира в 1908 году.
В 1913 году В.В. Иодко осуществил две значительные акции: съемка посещения Николаем II городов Владимирской губернии и выполнение заказа Губернской земской управы на издание «7 тысяч экземпляров открыток с видами Владимира и его окрестностей». Открытки предполагалось разослать «в начальные земские школы по 10 и более экземпляров».

О связи Виктора Владиславовича с краеведением можно говорить долго, чего стоит только одна галерея фотопортретов видных деятелей владимирского краеведения, созданная Иодко за многие годы. Однако еще одной, значительной и очень интересной темой являются политические пристрастия фотографа.
Иодко, как и многие представители интеллигенции того времени, многие из тех, кто окружал его, в том числе и в рядах Владимирской ученой архивной комиссии, принадлежал к партии «народной свободы», то есть к конституционно-демократической партии. Нельзя сказать, что он был во Владимире одним из ведущих или хотя бы одним из самых активных ее членов.

«Партия Народной Свободы. Владимирский уездно-городской комитет партии народно свободы приглашает Граждан-Владимирцев, сочувствующих программе, записываться в члены партии. Запись и прием членских взносов производится ежедневно от 12-2 дня и от 5-7 ч. веч. в бюро Владимирской Организации Студенчества (основана в 1914 г.) по оказанию помощи жертвам войны (Большая ул., д. Рыбина, тел. 99), а также в фотографии В.В. Иодко (Большая ул., д. Козлова) от 10-6 ч. дня» (газета «Старый владимирец», 17 мая 1917 г.).


Ул. Б. Московская, д. 20. «Дом Козлова»

Как известно, наиболее ярким представителем партии кадетов во Владимире был Кирилла Кирилловича Черносвитова, депутат четырех Государственных дум, в три из которых он был избран от Владимирской губернии. Деятельности Кирилла Кирилловича, его дальнейшая судьба достойно отдельного внимания. Тема эта обширна, чрезвычайно интересна и заслуживает отдельного повествования. Однако, чего нельзя не отметить даже в коротком рассказе, одно имя лидера владимирских кадетов самым трагическим образом отразилось на судьбе В.В. Иодко. В сентябре 1919 года К.К. Черносвитов был расстрелян в Москве. К этому времени за владимирским фотографом уже давно следили и, видимо, не найдя более серьезных провинностей перед советской властью, в октябре арестовали его, вменив ему в вину оплакивание гибели К.К. Черносвитова и популярность в городе как фотографа.
«На время гражданской войны», то есть на 5 лет, как определили владимирские чекисты, В.В. Иодко был заключен в концентрационный лагерь принудительных работ - прообраз лагерей 1930-1950-х годов, занимавшихся «перековкой» так называемых «врагов народа». Но пережить все это Виктору Владиславовичу было уже не суждено: в начале 1922 года он умер в лагере от сыпного тифа, эпидемия которого бушевала в то время в стране.

Все имущество В.В. Иодко, в первую очередь фотомастерская, было конфисковано. Сохранилось его письмо, направленное кому-то, кто имел вес уже в новом обществе. Письмо, полное трагизма, поскольку описывает крайнюю нужду фотографа, оставшегося не просто без крова и прекрасно оборудованной фотомастерской, дававшей ему средства к существованию, но и без предметов первой необходимости. И даже в таком страшном положении, когда и сам В.В. Иодко еще не знал, как будет выживать он в подобных условиях, его глубоко волновала судьба той части конфискованного, что имела не только материальную ценность. «... Прошу принять участие, — писал фотограф, — чтобы все оборудование фотографии и ценные негативы и отпечатки со старины и архитектуры не уничтожили окончательно. Я 15 лет трудился во Владимире, и тяжело видеть уничтожение своих трудов без пользы государству...»
Виктор Владиславович Иодко был реабилитирован постановлением Владимирского областного суда 19 февраля 1993 года.

Автор: Г.Г. Мозгова
Источник: Старая столица - Выпуск 2
Владимирские фотографы Соколовы
Первая типография в гор. Владимире - типография Пономарева
Типография Владимирской губернской земской управы
Прокудин-Горский Сергей Михайлович (18/31.8.1863-28.9.1944) - русский фотограф, химик (ученик Менделеева), изобретатель.
Коиль Исайя Самуилович (1845–1923) – владелец в гор. Владимире типографии и переплетной мастерской.
Коренев Василий Иванович - Владимирский фотограф, владелец фотоателье в гор. Владимире (1878-1906) и Иваново-Вознесенске, организатор «Народного мира».
Вавилов Петр Иванович (1884-1959) – фотограф, владелец фотоателье в гор. Владимире.
Категория: Владимир | Добавил: Николай (05.09.2017)
Просмотров: 2836 | Теги: Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru