Главная
Регистрация
Вход
Четверг
08.12.2016
19:03
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 195

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [400]
Суздаль [151]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [102]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [60]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [22]
Гусь [31]
Вязники [86]
Камешково [24]
Ковров [30]
Гороховец [14]
Александров [44]
Переславль [38]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [18]
Религия [1]
Иваново [11]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [5]

Статистика

Онлайн всего: 18
Гостей: 18
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Никитская церковь города Владимира

КОЗЬМО-ДЕМЬЯНОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

В XII в. по указанию киевской летописи по Ипатьевскому списку под 1174 г. в сказании об убиении великого князя Андрея Боголюбского упоминается Арсений Игумен «св. Кузьмы и Демьяна», который пришел в Боголюбов на третий день после совершившегося там события и сказал боголюбовским клирошанам: «долго намъ зревшимъ на старейшия игумены и долго сему князю лежати, отомкните ботницу, да отпою надъ нимъ». Этот игумен пришел из г. Владимира, где были и другие монастыри, были и другие игумены; а так как в Предтеченской церкви издавна существовал престол во имя св. Космы и Домиана, в других же Владимирских храмах такого престола не было, то значит на месте Предтеченской церкви был Козмодамьянский монастырь. Но что это был за монастырь и долго ли он существовал, об этом не имеется никаких сведений.

Никитская церковь

В XVII в. при церкви монастыря уже не значится. В патриаршей окладной книге под 136 (1628) г. значится «церковь великаго Христова мученика Никиты въ земляномъ городе… дани восемнадцать алтынъ 4 деньги наместничьихъ и заезда гривна».
В 1633 г., как это видно из сохранившегося в церкви антиминса, освящена была церковь во имя св. великомуч. Никиты, а в 1656 г. – в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Но остается неизвестным, были ли это две отдельные церкви, или были только два придела в одной церкви; не известно по какому случаю они были выстроены, были ли они каменные или деревянные и как долго они существовали.
В 1656 г. – по дозору Семена извольскаго – церковь стала «платить дани рубль 22 алтына съ деньгою.
В кон. XVII в. при царях Иоанне и Петре Алексеевичах Никитская церковь была «ружною», как это видно из надписи на сохранившемся от того времени кресте; из этой же надписи видно, что главный престол тогда был во имя св. Иоанна Предтечи. В 1710 г. при Никитской церкви был священник, так же и в 1715 г., как видно из «патриаршихъ данныхъ книгъ». В Топографическом описании провинциального г. Владимира 1761 г. мы находим о Никитской церкви следующее известие: «церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи и при ней приделъ св. в. муч. Никиты каменные построены въ давнихъ годахъ, а издревле по писцовымъ книгамъ оная церковь пишется по приделу во имя в. муч. Никиты».

Вместо этой каменной церкви, вероятно по её ветхости, в 1762 г. на средства Владимирского купца Семена Лазарева начата была постройка новой каменной церкви и освящена была в 1765 г. Владимирским епископом Павлом. Церковь освящена во имя преподобного Никиты Столпника, уроженца Переславской земли.
Она получилась трехэтажная, имела форму продолговатого четырехугольника. Престолы были расположены на всех трех этажах. На первом, в теплой церкви ‑ во имя святых Козьмы и Демьяна, на втором, в летней церкви ‑ во имя святого Иоанна Предтечи, на третьем ‑ во имя святого великомученика Никиты.
Лазаревы принадлежали к верхушке местного купечества. Семен Андреевич Лазарев был членом Владимирского городового магистрата, гласным Городской думы, городским головой. Не забывал он и о купеческих делах: торговал сукном и шелком, овощами в своих лавках в гостином дворе. Богатый человек, Лазарев имел каменный дом, харчевню, три сада, несколько лавок, землю за Клязьмой.
Из всех Лазаревых особенно повезло Ивану Лазареву. Его дочь Александра вышла замуж за сына шуйского купца-миллионера Диомида Васильевича Киселева. Основателем их рода был Максим Степанович Киселев, выходец из крепостных, торговавший кожами и полотном. Его сын Василий разбогател, занимаясь оптовой торговлей бумажной пряжей из Англии. Первая жена сына Василия ‑ Диомида - скончалась, оставив после себя дочь Елизавету и сыновей Ивана и Дмитрия. Но уже через два месяца после смерти первой жены Диомид Васильевич справил свадьбу с Александрой Ивановной Лазаревой. Диомид Киселев, владелец нескольких мануфактур в Шуе и Москве, жил в Москве, был знаком с Василием Тропининым, который писал портреты членов семьи Киселевых для их галереи. Так появился и портрет Александры Киселевой, урожденной Лазаревой. Сегодня это единственный известный портрет владимирской купчихи кисти известного художника Тропинина.
Счастье молодой семьи длилось 4 года. В июле 1831 года Василий Максимович и Диомид Васильевич Киселевы умерли от холеры. Наследниками многомиллионного состояния стали сыновья Диомида Киселева от первого брака Иван и Дмитрий, а также их мачеха Александра Ивановна.
Молодая женщина, Александра Ивановна недолго оставалась одна. В 1836 году она вновь вышла замуж - за шуйского городского врача Андрея Ивановича Гильденбранта. Братья Киселевы, пасынки Александры Ивановны, прекратив торговлю английской бумажной пряжей, разорились и умерли в бедности.

16 лет, с 1849 по 1855 год, должность церковного старосты Никитского храма исполнял владимирский купец 1-й гильдии Петр Васильевич Козлов. В 1849 г. усердием владимирского купца П.В. Козлова с северной и южной сторон сделаны каменные пристройки в уровень с карнизом второго этажа церкви. Для соединения пристроек с нижней теплой церковью в стенах были пробиты арки. Внизу, кроме среднего, прежнего престола было устроено еще два престола,- в правой стороне во имя св. ап. Петра и Павла, и в левой во имя св. в. муч. Никиты; последний был устроен вместо упраздненного престола в 3-м этаже церкви. Эта пристройка делала неудобной и верхнюю и нижнюю церкви, ибо ни той, ни другой не давала достаточно света.
В 1849 г. на деньги Козлова владимирский мещанин Воронов расписал теплый храм.
Средства на благотворительность Козлову давал доход от своего дела. Начав с 3-й гильдии, в 1843 г. Петр Васильевич записался во 2-ю гильдию, а потом стал купцом и 1-й гильдии. В 1852 г. Козлов открыл во Владимире первый мыловаренный завод (до этого времени город снабжался мылом из села Павлова Нижегородской губернии). В 1858-1860 гг. выработка мыла на его предприятии достигала 20 тысяч пудов (стоимостью 70 тысяч рублей).
В августе 1859 года Козлов направил в Сенат ходатайство о возведении его с семейством в потомственное почетное гражданство. Принадлежность к привилегированному сословию означала пожизненное освобождение от подушной подати, рекрутской повинности и телесных наказаний. Владимирский отставной подпоручик Булгаков, узнав об этом, просил Сенат не утверждать купца в звании, так как тот был судим в числе других членов Сиротского суда за растрату денег, принадлежавших малолетним купцам Лазаревым. Жалоба возымела действие. В почетном гражданстве Козлову было отказано.

В 1867 г. на должность церковного старосты заступил прихожанин Никитской церкви владимирский купец 2-й гильдии Николай Львович Философов. В 1869 г. на средства Владимирского купца Н.Л. Философова были произведены новые переделки церкви: в нижнем этаже пристройки были пробиты окна; придела разделены на два этажа и в верхнем этаже соединены с верхней церковью большими арками.
В 1887 г. в верхнем этаже пристройки с правой стороны устроен на средства прихожанина П.А. Козлова иконостас и престол в честь Рождества Пресвятой Богородицы, очевидно, в память когда-то бывшего здесь такого же придела. После всех этих перестроек церковь получила вид креста, продольную линию которого составлял прежняя церковь, а поперечную – пристройки 1849 г.
Философов вел активную общественную жизнь, в разное время был членом Владимирского городового магистрата, городской управы, училищного совета, председателем Сиротского суда. За 12-летнюю службу в должности почетного мирового судьи при Владимирском окружном суде Николай Львович был награжден орденом св. Анны III степени. Орден дал право именоваться ему потомственным почетным гражданином и кавалером.
21 ноября 1897 года Философов умер. Отпевали его в Никитской церкви, рядом с ней и похоронили. Много сделал этот достойный прихожанин для Никитского храма. Более 50000 рублей собственных средств потратил на украшение, устроил вокруг храма каменную, с железными решетками ограду, приобрел в собственность церкви 2 участка земли. Построил на ней 2 каменных дома: двухэтажный с лавкой - для причта и трехэтажный - для церковно-приходской школы (открыта в 1876 г.) и призрения престарелых прихожан.


Улица Княгиниская, д. 6
Здание притча Никитского (Предтеченского) храма.

14 марта 1882 года умер известный прихожанин Никитской церкви ‑ археолог, архитектор Николай Андреевич Артлебен. Его похоронили на Князь-Владимирском кладбище. Имевший дворянские корни, он окончил Дворцовое архитектурное училище в Москве, с 1851 года был архитектором во Владимирской казенной палате и с 1857 года ‑ владимирским епархиальным архитектором. В 1869 году он вел наблюдение за перестройкой Никитской церкви. По проектам Артлебена во Владимире построены Георгиевский придел Успенского собора, епархиальное женское училище (ныне дом № 3, ул. Луначарского). В 1879 году его назначили секретарем Владимирского губернского статистического комитета, редактором неофициальной части газеты «Владимирские губернские ведомости».

19 сентября 1893 г. состоялось открытие женской Воскресной школы, которая расположилась в здании Предтеченской церковно-приходской школы (училища), возле церкви Никиты Мученика.

В 1899 году церковным старостой Никитского храма был избран купец 2-й гильдии Дмитрий Петрович Гончаров. На его средства в верхнем холодном храме были устроены новые резные вызолоченные клиросы, позолочен средний иконостас в нижнем этаже. Вскоре по старости (ему было 76 лет) и слабости здоровья Гончаров отказался от должности, и на его место выбрали дворянина Николая Васильевича Рагозина, служившего во Владимирском губернском правлении.

Главный алтарь церкви полукруглый. На наружных стенах храма обращают на себя внимание наличники на окнах: на верхней части наличников третьего этажа сделан лепной трехгранный выступ и на нем лепной лик архангела.

Никитская церковь во Владимире резко отличается от других культовых строений XVIII в. В основе её композиции положен трапезный тип храма, реализованный в традициях дворцового зодчества. Трёхэтажное бело-зелёное здание расчленено тремя ярусами больших окон, обрамлённых барочными наличниками. Углы церкви украшены пилястрами с ордерными капителями. Обильный декор фасадов, выразительная пластика и динамичный силуэт, подчёркнутый стройным барабаном главы и высокой колокольней, делают Никитскую церковь ярким памятником провинциального барокко. Солнечный свет, попадающий через боковые окна, освещал просторные залы сквозь клубы ладана, создавая атмосферу торжественности и духовности, побуждающей к молитве. Изначально главной гордостью храма был роскошный иконостас, выполненный в духе времён Екатерины II, с резными царскими вратами, похожими по форме на иконостас Успенского Владимирского собора.
В 1794 - 1801 гг. Никитская церковь послужила образцом для Троице-Тихвинского храма, возведенного в подмосковном городе Дмитрове. В новой постройке дмитровский зодчий почти точно повторил композицию и детали владимирской церкви.
Колокольня одной работы с церковью. Храм и колокольня увенчиваются железными прорезными крестами, крест на церковной главе четырехконечный прорезной, на вершине его корона, которую держат два ангела, внизу креста полумесяц, на колокольне крест с резным из железа изображением ангела с трубою, для указания ветра.
В холодной церкви иконостас сделан во вкусе времени Екатерины II; на царских вратах резное изображение Благовещения Пресв. Богородицы; над престолом устроена деревянная сень
Престолов было пять: в середине верхнего этажа во имя св. Иоанна Предтечи, с правой стороны его в честь Рождества Пресв. Богородицы; в нижней церкви в середине в честь св. Космы и Дамиана, а по бокам в честь св. ап. Петра и Павла и в честь св. в. муч. Никиты.
«Причта по штату положено – священникъ и псаломщикъ. Приходъ Никитской церкви в 1780 г. был небольшой и состоял большею частию изъ крестьянъ деревни Семязина и ямщиковъ, которые жили близъ церкви за землянымъ валомъ на Мещанской улице. Въ 1794 г. числилось дворовъ: купеческихъ 3, мещанскихъ 4, ямщиковъ 11, крестьянскихъ въ дерев. Семязине 32, а въ полусельце Тельмячеве 3, разночинцевъ 7,- въ нихъ было 136 душ муж. пола. Въ 1876 г. д. Семязино приписана къ Казанской церкви Ямской слободы, часть сельца Тельмячева (4 вер. от Владимира, при р. Дериножке, 27 дворов, 200 жит. в 1877 г.) – къ церкви Сретения Владимирской иконы Божией Матери, что въ Солдатской слободе. Въ настоящее время въ приходе по клировымъ ведомостямъ числится 193 душ муж. пола и 231 жен. пола; все православные и живут въ гор. Владимире. При Предтеченской церкви имеется церковно-приходская школа, которая помещается въ особомъ доме, построенномъ въ 1887 г. на средства купца Н.Л. Философова».


Никитская площадь


Никитская (Предтеченская) церковь. Фотография. Кукушкин В.Г. 1876-1881 гг.
Вид с юга, панорама с окрестностями.
В центре, на остатках земляного вала XII в. - каменное трехъярусное здание приходской церкви трапезного типа с тремя престолами (1765, на средства владимирского купца Семена Лазарева): в нижнем ярусе Козьмодемьянская церковь, в среднем Предтеченская, в верхнем Никитская. Над церковным объемом выпуклая кровля и ярусный верх: восьмерик с глухим окном и главкой на шее. Справа выступающая алтарная апсида с главкой. Над объемом трапезных двускатная кровля, слева - столп колокольни: ярус звона с колоколами и невысокий шпиль. С юга к церкви и апсиде пристроена двухэтажная паперть (1849, на средства владимирского купца П.В. Козлова). На кровлях трапезной и паперти печные трубы. Здание очень нарядное: углы и вертикальные членения отмечены пилястрами или лопатками, вверху карниз, окна арочной формы с наличниками, в каждом ярусе своего фасона, на кровле церкви и колокольне элементы стиля “барокко”- люкарны и волюты. Над входом навес. Здание побелено, кровли железные, темные.
Перед церковью - Никитская (Ярмарочная) площадь с разбитым на ней бульваром прямоугольной формы, с легкой оградой, молодыми деревцами и скамейками. С двух сторон – застройка Никитской улицы. Справа - ансамбль Княгинина монастыря: Успенский собор (нач. XVI в.), с выпуклой железной кровлей (1782, снята 1960), накладной главой (1781, снята 1925), ярусной, со шпилем колокольней (1796, снес. 1932) и теплой Казанской церковью (XVII-XVIII вв.). На заднем плане – слобода Боровок, Гороховая улица, кирпичные сараи.
Надписи. На паспарту наклейка: “Панорама Владимира от Успенского Княгинина монастыря”.


Никитская (Предтеченская) церковь. Фотография. 1946 г. Николаев А.М.
Вид с юга.
Каменная приходская церковь трапезного типа (1765, на средства владимирского купца Семена Лазарева, в это время артель “Электрик”): трехъярусное здание с признаками стиля “барокко”, состоящее из церкви с ярусным верхом, колокольни со шпилем и трапезной между ними. Над церковным объемом выпуклая кровля и ярусный верх: восьмерик с глухим окном и главкой на шее, с крестом на крупном яблоке. На кровле слуховое окно с волютами. Справа выступающая апсида с маленькой главкой. К церкви и апсиде с юга пристроена двухэтажная паперть (1849, на средства владимирского купца П.В. Козлова). Над трапезной двускатная кровля с печной трубой. Слева четырехгранная колокольня: ярус звона (без колоколов) с глухой люкарной, сдвоенными угловыми пилястрами, шейкой, как на церкви, невысоким шпилем с флюгером в виде ангела. Нарядные наличники, в каждом ярусе своего фасона. Здание светлое, кровли темные. Левую часть здания заслоняет аллея деревьев за оградой (Первомайский сквер). Вокруг церкви дощатый забор, у забора мужская фигура, около сквера велосипедист. На переднем плане грунтовая дорога.
Фото любительское.

Иконостас главной, Предтеченской, церкви (нижняя часть). 1938 г.
Церковь Иоанна Предтечи с самого начала и до закрытия в 1938 г. занимала средний этаж трёхэтажного здания 1765 г. Иконостас многоярусный, монументальный, в стиле «рококо», с пышной золочёной резьбой по дереву (XVIII в., очевидно, на средства ктитора церкви владимирского купца Семёна Лазарева). Нижний ярус состоит из ряда высоких икон с арочным верхом; под ними горизонтальные квадрифольные картуши, отделённые карнизом; над ними трифольные картуши. Все иконы в резных золочёных рамах, живопись тёмная, высокие иконы изнутри обложены гирляндами искусственных цветов.
В центре царские врата с резной скульптурой, изображающей Благовещение в храме. На левой створке изящная фигура архангела Гавриила с простёртой вверх рукой, на правой - несколько скованная фигура сидящей Марии с молитвенно сложенными руками. В подножии как бы ступени с перилами, под ними три картуша с евангелистами. По бокам колонны с прерывающейся сенью и драпировками. В пространстве между скульптурами завеса. Над вратами крупная скульптура голубя в «сиянии». По сторонам врат витые колонны ионического ордера на фигурных тумбах-консолях, повёрнутых на угол; иконы: слева Богородица (извод «Боголюбская»), справа Вседержитель на троне.
Нижний ярус отделён от среднего развитым карнизом. В основании среднего яруса, над царскими вратами и голубем, корона с крестом на массивном цилиндре со скульптурными драпировками. По сторонам, в продолжение витых колонн – развёрнутые на угол тумбы; горизонтальные картуши, над ними иконы среднего яруса. От картушей свисают к нижнему ярусу массивные светильники.
На обороте, чёрными чернилами написано : «Никитская церковь г. Владимира. Нижняя часть центрального иконостаса верхнего этажа. Снимок 1938 г.»

Иконостас главной, Предтеченской, церкви (средняя часть). 1938 г.
В кадре центр иконостаса, в виде ризалита сложной конфигурации, почти во всю высоту: часть нижнего яруса выше царских врат, средний и верхний ярусы и часть навершия. Ярусы разделены широкими профилированными карнизами.
Нижний ярус: витые колонны по сторонам царских врат, скульптурный голубь в «сиянии», арочный верх высоких икон с трифольными картушами над ними. Средний ярус: в основании - корона с крестом на массивном цилиндре со скульптурными драпировками. По сторонам, в продолжение витых колонн нижнего яруса – развёрнутые на угол тумбы с каннелированными колоннами коринфского ордера; горизонтальные картуши, над ними иконы среднего яруса. От картушей свисают к нижнему ярусу массивные светильники.
Иконы среднего и верхнего ярусов высокие, с арочным верхом, средние более крупные, над боковыми круглые картуши в резных фигурных рамах. Над верхним ярусом часть навершия с поясной скульптурой Саваофа.
Надписи. На обороте, чёрными чернилами: «Никитская церковь г. Владимира. Верхняя часть центрального иконостаса верхнего этажа. Снимок 1938 г.»

Иконостас главной, Предтеченской, церкви (верхняя часть).1938 г.
В кадре центр иконостаса в виде ризалита сложной конфигурации: часть среднего яруса, верхний ярус и навершие. Ярусы разделены широкими профилированным карнизом. Иконы верхнего яруса высокие, с арочным верхом; под боковыми горизонтальные картуши, над ними и над иконами среднего яруса - круглые картуши в фигурных рамах. Навершие в виде конуса с резным обрамлением, без выступов, вписанное в свод апсиды. В центре арочная ниша, в ней поясная скульптура Саваофа. Над ним рисованные парящие ангелы. В своде перед навершием три поперечные и две продольные связи для привязки иконостаса к поперечной балке. От неё же свисает до среднего яруса стержень для паникадила (его нет).
Надписи. На обороте, чёрными чернилами: «Никитская церковь г. Владимира. Верхняя часть центрального иконостаса верхнего этажа. Снимок 1938 г.»

Иконостас главной, Предтеченской, церкви (левая, северная, часть). 1938 г.
Северный иконостас (после 1869) в пристройке (1849, на средства владимирского купца П.В. Козлова) – под невысоким сводом, одноярусный, с умеренной резьбой по дереву. В центре икона-картина с килевидным верхом «Снятие с креста», в фигурном резном киоте, сверху широкая резная доска на круглых колоннах с плоским рельефом. По бокам по две узкие иконы с арочным верхом и карнизом, разделённые витой колонкой. По сторонам их круглые гладкие колонны. Цоколь высокий, гладкий, под средней иконой картуш в резной золочёной раме, под другими резные накладки. Сверху «сияние». Слева, на переднем плане плащаница в деревянной гробнице со стеклянным верхом.
Надписи. На обороте, чёрными чернилами: «Никитская церковь г. Владимира. Левый иконостас верхнего этажа. Снимок 1938 г.».

Надпрестольная сень главной, Предтеченской, церкви. 1938 г.
Церковь Иоанна Предтечи с самого начала и до закрытия в 1938 г. занимала средний этаж трёхэтажного здания 1765 г. Сень (XVIII в., очевидно, на средства ктитора церкви владимирского купца Семёна Лазарева) в форме беседки-ротонды с дисковидным верхом на широком резном карнизе и 4-х опорах в виде строенных колонн коринфского ордера: одна круглая гладкая и две плоские, с каннелюрами. Вид сбоку. Между опорами резные драпировки с кистями. С правой (восточной) стороны внизу между колоннами фигурная вставка. Слева видна тыльная сторона иконостаса. Под сенью резной престол, накрытый скатертью, с небольшим Евангелием в окладе. В глубине видна печура в алтарной стене, вверху слева часть арки с резьбой и в ней связь, на своде роспись.
Надписи. На обороте, чёрными чернилами: «Надпрестольная сень центрального алтаря верхнего этажа. Снимок 1938 г.».

Иконостас придела Рождества Богородицы. 1938 г.
Придел Рождества Богородицы (1887, на средства П.А. Козлова) в среднем этаже, в правой (южной) пристройке (1849, на средства владимирского купца П.В. Козлова). Под невысоким сводом иконостас – одноярусный, с умеренной резьбой (1887, на средства П.А. Козлова). В центре царские врата: узкие створки с арочным верхом, посредине резной крест, слева в рост архангел Гавриил, справа Мария, вверху и внизу евангелисты в круглых медальонах. Над вратами дуга с резным голубем, внизу резные тябла. По сторонам врат по две иконы и одностворчатые малые врата; северные раскрыты. Под ними квадратные филёнки с розетками в геометрических рамках, на цоколе; над ними резной карниз, «Тайная вечеря» и 4 медальона в резных фигурных рамах. Перед иконами подсвечники на кронштейнах. Слева резной фигурный столбик и часть большой иконы. Справа часть кафедры. Перед иконостасом двухступенчатая солея и круглый амвон, выстланные метлахской плиткой.
Надписи. На обороте, чёрными чернилами: «Никитская церковь г. Владимира. Правый иконостас верхнего этажа. Снимок 1938 г.».

Иконостас придела Козьмы и Дамиана. 1938 г.
Тёплый придел Козьмы и Дамиана с самого начала и до закрытия в 1938 г. занимал середину нижнего этажа трёхэтажного здания 1765 г.
В распалубку сводчатого зала встроен невысокий тябловый иконостас (1869, на средства владимирского купца Н.Л. Философова). На узких створках царских врат с трёхдольным верхом и прорезным орнаментом архангел Гавриил (не в полный рост) и Мария, в рамах с трёхдольным верхом, вверху и внизу поясные евангелисты в квадрифолиях. Под ними тябла с прорезным орнаментом, отделённые карнизом. По сторонам царских врат витые резные колонны с аркой, в ней голубь и «Тайная вечеря» в «сиянии».
По сторонам врат Деисус: по 4 высоких прямоугольных иконы в рамах, с тёмной живописью и фоном в окладах (XVIII в. крайняя справа икона не видна). Резными дужками выделены северные и южные врата. Над Деисусом почти квадратные иконы в рамах, с Господскими праздниками, тёмного письма, с венцами, фон в золотых гравированных окладах (XVIII в.). Под Деисусом тябла с рельефным орнаментом. Перед иконостасом двухступенчатая солея, гранёный амвон и пол, выложенные метлахской плиткой. Справа у солеи Распятие с вырезанными предстоящими.
Надписи. На обороте, чёрными чернилами: «Никитская церковь г. Владимира. Центральный иконостас нижнего этажа. Снимок 1938 г.».

Иконостас придела Великомученика Никиты. 1938 г.
Иконостас тёплого придела св. Никиты в нижнем этаже, в левой (северной) пристройке (1849, на средства владимирского купца П.В. Козлова, вместо упразднённого придела на 3-м этаже) – невысокий, с золочёной резьбой (1865, на средства владимирского купца Семёна Лазарева; 1869, на средства владимирского купца Н.Л. Философова). Створки царских врат двойные: прорезные поверх живописных. На вратах овал в центре и 4 круглых медальона в углах. Над вратами круг, внутри голубь в «сиянии», по внешнему контуру крупная резьба и скульптурные погрудные изображения ангелов с крыльями. По сторонам врат ростовые иконы Богоматери с младенцем и Вседержителя в окладах, малые врата с живописью и по одной иконе; справа – великомученик Никита в окладе. Средняя часть иконостаса с царскими вратами и двумя иконами завершена аркой на колоннах коринфского ордера. Над боковыми иконами килевидные резные арки с тёмной живописью, резной фриз и круглые медальоны в резных рамах. Иконы с арочным верхом; разделены витыми колонками. Под царскими вратами и иконами тябла с резной плетёнкой. Слева виден арочный проём и часть кафедры. Перед иконостасом приподнятая солея и амвон, выложенные метлахской плиткой.
Надписи. На обороте, чёрными чернилами: «Никитская церковь г. Владимира. Левый иконостас нижнего этажа. Снимок 1938 г.».

Иконостас Петропавловского придела. 1938 г.
Иконостас тёплого Петропавловского придела в нижнем этаже, в правой (южной) пристройке (1849 г., на средства владимирского купца П.В. Козлова) – невысокий, с золочёной резьбой и ярусом прямоугольных икон с арочным верхом (1869, на средства владимирского купца Н.Л. Философова). Створки царских врат с признаками стиля «рококо» (XVIII в.), двойные: прорезные поверх живописных, в центре картуш с Благовещением, в углах круглые медальоны с евангелистами. Фигурный верх увенчан короной. Над вратами резная арка. По сторонам по три иконы, разделённые витыми колонками. Под вратами и иконами (кроме средней слева) тябла с накладной резьбой в виде плетёнки. Над иконами Праздники в килевидных арках, над вратами – «Тайная вечеря». Слева напольный подсвечник.
Надписи. На обороте, чёрными чернилами: «Никитская церковь г. Владимира. Иконостас правой половины нижнего этажа. Снимок 1938 г.».




Никитская церковь

Церковь была закрыта в 1938 г.
Вопрос о закрытии Никитской церкви поднимался еще в 1929 г. По мнению губисполкома, здание находится в аварийном состоянии (приводился длинный список повреждений), верующим оно не нужно, зато у города наблюдается сильная нужда в помещениях. Но верующие написали жалобу во ВЦИК, который не утвердил закрытие. Церковь действовала еще 7 лет.
28 апреля 1936 г. на общем собрании сотрудников управления Владимирского хлопчатобумажного треста делегат горсовета т. Николаева выступила с докладом об основных городских проблемах: работа в полсилы из-за нехватки рабочих рук кирпичного завода, отсутствие капитального ремонта на фабрике «Пионер», некультурный вид улиц и многое другое. На собрании постановили поставить в горсовете все эти вопросы и вопрос о закрытии Никитской церкви. Через несколько дней, 8 мая на общем собрании сотрудников лесного школьного санатория выступила депутат т. Седова с отчетом по вопросам канализации, состояния дорог, автомобильного движения, строительства бани, благоустройства братских могил на кладбище, ликбеза и т.д. Итог собрания был примерно таким же - поставить в горсовете все эти вопросы - включили и вопрос о закрытии Никитской церкви. Так был выпущен джинн из бутылки. Через полгода, в конце октября - середине ноября 1936 г. вопросом № 1 в городе стал сбор подписей о закрытии церкви.
11 октября 1936 года состоялось общее собрание рабочих фабрики «Пионер», на котором прошло голосование и сбор подписей о закрытии Никитской церкви.
13 октября - собрание студентов, преподавателей и служащих Владимирского педагогического техникума, 29 октября - общее собрание членов артели «Утиль-комбинат», 30 октября - собрание отделов завода «Автоприбор» (рабочие постройки ОКС, цеха №№ 1, 2, 4, 6, 8, 13, автоматно-револьверный, сборочный, ремонтный, мастерские гибких залов, технический и плановый отделы, лаборатория, склад готовых изделий), 31 октября - общее собрание сапожной артели им. 2-й Пятилетки, 2 ноября - артели им. К.Е. Ворошилова и рабочих и служащих МТС «Мельзавода» № 12 «Союзмуки», 3 ноября - сотрудников диспансера № 1 и детского диспансерного отделения и студентов и преподавателей Владимирского сельхозтехникума, 5 ноября - объединенный митинг коллективов Владрайпотребсоюза и отделения Союзхлопкосбыта и общее собрание сотрудников Владимирского отделения архитекторов и рабочих завода «Красный строитель», 20 ноября - общее собрание студентов и преподавателей Владимирского текстильного рабфака. Все просили закрыть церковь, почти все добавляли, что решение принято единогласно; только в цехе № 13 «Автоприбора» 2 человека из 13 было против и в цехе № 6 один воздержался из 95, а среди рабочих постройки ОКС Захаров заметил, что в церковь ходит очень много народу, поэтому нужно подождать, но в момент голосования присоединился к большинству. Но единства в требованиях о цели закрытия церкви не было. Студенты, преподаватели и служащие сельхоз- и педагогического техникумов просили церковь себе под общежитие; артель им. К.Е. Ворошилова - себе под столярные мастерские и клуб; студенты и преподаватели Владимирского текстильного рабфака и рабочие фабрики «Пионер» выстроили целую цепочку: в церкви разместить артели им. В.И. Ленина, Швейкуста и сапожную, а освободившуюся площадь использовать под жилье; сотрудники диспансера № 1 и автоматно-револьверный цех «Автоприбора» просили церковь снести, а на этом месте построить жилой дом, например, для рабочих и ИТР завода «Автоприбор», сотрудники детского диспансерного отделения просили церковь Архангела Михаила (!) под детскую больницу; общие собрания членов сапожной артели им. 2-й Пятилетки, рабочих и служащих МТС «Мельзавода» № 12 «Союзмуки», сотрудников Владимирского отделения архитекторов (по иронии судьбы вели заседание некто Благонадеждин и секретарь Архангельский) и рабочих завода «Красный строитель» и объединенный митинг коллективов Владрайпотребсоюза и отделения Союзхлопкосбыта просто единогласно просили закрыть церковь без указания целей. Наконец, от некоторых самых сознательных цехов «Автоприбора» и членов артели «Утиль-комбинат» было выдвинуто предложение использовать церковь под клуб. Указали даже причину: как «одну из лучших и наиболее пригодных церквей под помещение для культурного очага». Т.е. если большинство церквей изымалось у общин за неподобающее содержание, то эту церковь - за то что была самой лучшей, за то что у церкви была самая хозяйственная и ответственная община. На основании всего этого 9 марта 1937 г. президиум Владимирского горсовета постановил: «Исходя из того, что около 3 тысяч граждан города на собраниях вынесли решения о закрытии Никитской церкви и учитывая текучесть общины верующих Никитской церкви, просить облисполком санкционировать решение о закрытии Никитской церкви для передачи этого помещения под аэроклуб» - и 23 марта выслали это решение в облисполком. 19 мая 1937 г. президиум Ивановского облисполкома утвердил решение горсовета, добавив, что в городе есть еще 4 церкви. Далее, как можно предположить, постановление о закрытии церкви, в соответствии с законом, было объявлено верующим и те воспользовались своим правом в двухнедельный срок обжаловать это решение. Они съездили в Иваново, где «2-3 часа ждали, потом вместо т. Анисимова вышел секретарь», который отослал их во ВЦИК. 30 мая 1937 г. верующие пишут М.И. Калинину просьбу со ссылками на сталинскую Конституцию оставить храм, т.к. все налоги с 1918 г. уплачивались своевременно, вверенное имущество сохранено, это памятник старины и здание под клуб не подходит (верхний этаж не отапливается, а нижний мал и темен), а недалеко есть трехэтажный клуб им. Н.К. Крупской. 6 июня была повторная просьба о том же, но краткая, без указания причин. 2 июня ВЦИК затребовал у облисполкома все дело о закрытии церкви. 5 июня облисполком высылает затребованный материал вместе с решением президиума Ивановского облисполкома от 19 мая 1937 г. во ВЦИК. 2 августа Комиссия по вопросам культов при ВЦИК запрашивает о возможности переоборудовать церковь Комитет по охране памятников при ВЦИК, на что последний отвечает, что т.к. церковь находится на госохране, то «против передачи здания памятника аэроклубу Комитет не возражает, при условии недопущения изменения его внешней и внутренней архитектуры».
По данным ВЦИКа, в городе кроме Никитской имеется 5 церквей: у староцерковников Николо-Галейская и Солдатская, у обновленцев Спасская, Троицкая и Кладбищенская. 12 августа церковная община Никитской церкви запрашивает ВЦИК, рассмотрено ли ее ходатайство, добавляя при этом, что верующих много (до 2 тысяч исповедующихся), что до Николо-Галейской церкви далеко, ссылаются на сталинскую Конституцию; кроме того, пишут, что «нам известно, что по этим мотивам закрыто сейчас самими руководителями общин 2 обновленческие церкви: Троицкая и Спасская». Несмотря на это, 27 августа 1937 г. ВЦИК выносит заключение: «Церковь закрыта постановлением облисполкома 19 мая 1937 г. Здание предполагается использовать под аэроклуб. В городе есть еще 4 церкви. Основание закрытия - ходатайства населения (3 тыс. человек требуют закрытия). Верующие не находят причин к закрытию - обязательства выполняются полностью, община 600 человек, церковь является памятником старины. Полагаю: церковь закрыть, использование согласовать с комитетом ВЦИК по охране памятников». 25 декабря 1937 г. Президиум ВЦИК постановил: постановление президиума Ивановского облисполкома от 19 мая 1937 г. о закрытии Никитской церкви в г. Владимире утвердить, церковь закрыть, использование здания согласовать с Комитетом по охране памятников при Президиуме ВЦИК. 27 декабря постановление было выслано в Ивановский облисполком и Владимирский горсовет. 3 марта 1938 г. ВЦИК пишет во Владимирский горсовет: «Использование здания церкви Никиты Мученика допустимо без изменения внешней архитектуры здания со снятием лишь крестов; имеющиеся внутри здания церкви иконостасы должны быть изъяты (цельными или отдельными фрагментами) Музеем Академии архитектуры, которая должна произвести предварительную фиксацию памятника».
ГАВО. Ф. 24. Оп. 1. Д. 1655. Л. 104; ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 704. // Ершов А.Л. О закрытии Никитской церкви в г. Владимире в 1936-1937 гг. // Материалы Межрегиональной краеведческой конференции (16 апреля 2010 г.) / Департамент по культуре Владим.обл., ГУК «Владим. обл. науч. б-ка им. М. Горького»; Союз краеведов Владимирской обл.; [ред.совет: М.А. Барашев и др.; отв. за вып. И.В. Мишина]. - Владимир, 2010. С. 508-513.


Офорт Владимира Нилова

В 1930-е годы ее отдали сначала под металлоремонтную мастерскую, а затем под реставрационную. В её стенах разместились реставрационные мастерские. Много лет тут работал великий реставратор Игорь Столетов.
После 85-летнего перерыва уникальное здание в 2015 г. перешло в распоряжение Владимирской епархии. После того как реставраторы покинули церковь, там начато проведение капитальной реконструкции.
Внутри церковь уже давно была переделена под административное здание,- там сделано множество перегородок, кабинетов, надстроен третий этаж. Совсем нет алтарной части. Все это необходимо восстанавливать.
Восстановить церковь епархия планирует «с божьей помощью и пожертвованиями прихожан и благотворителей».


Никитская церковь, вид с Княгинина монастыря

Никитская церковь


Улица Княгиниская, д. 6б
ГУП "Владимирспецреставрация"

27 сентября 2016 года, накануне дня памяти святого великомученика Никиты, митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий возглавил Всенощное бдение в Никитском храме города Владимира. Это богослужение стало первым, которое возглавил архипастырь, после закрытия храма в 1938 году и возвращения его Русской Православной Церкви в 2015 году.

По окончании богослужения Его Высокопреосвященство поздравил настоятеля храма протоиерея Михаила Морычева и прихожан храма, сказав: «Во Владимире разросся круг храмов. Как будто этот храм был открыт всегда. Мы рады сегодня служить здесь! Приход духовно рос, креп и входил в высокое служение. Господь сказал, что пришёл в мир послужить. В этом всё Святое Евангелие – служить ближнему, как себе. Нужно отвечать на бесконечное милосердие Божие, на Его любовь. Мы читаем житие великомученика Никиты и видим, как Господь прославил его на многая лета. Бог прославляет того, кто прославляет Его святостью жизни. Нужно подумать глубоко о самих себе и тогда Господь, видя наши старания, посетит нас Своей благодатью».
Отец Михаил поблагодарил Его Высокопреосвященство за молитвы: «Ваше присутствие в этом храме особенно значимо для всего нашего прихода. Это великая милость Божия! Это благословение на новые дела. Пусть духовная жизнь на нашем приходе укрепится через эту молитву».
Мария Федотова

Храмы города Владимира

МОНАСТЫРИ Владимирской области.
Никита Столпник.
Улица Никитская.
Никитский сквер.

Copyright © 2016 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Jupiter (03.05.2015)
Просмотров: 1074 | Теги: Церковь, Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика