Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
09:29
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Никитская церковь города Владимира

Никитский храм в городе Владимире

Местная Религиозная Организация Православный Приход Никитского Храма Города Владимира Владимирской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) зарегистрирована 29 февраля 2016 г.
Настоятель, председатель приходского совета - Огурек Ярослав Олегович (с 28 февраля 2020 г.).
Адрес: г. Владимир, Княгининская ул., д. 8.

КОЗЬМО-ДЕМЬЯНОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

В XII в. по указанию киевской летописи по Ипатьевскому списку под 1174 г. в сказании об убиении великого князя Андрея Боголюбского упоминается Арсений Игумен «св. Кузьмы и Демьяна», который пришел в Боголюбов на третий день после совершившегося там события и сказал боголюбовским клирошанам: «долго намъ зревшимъ на старейшия игумены и долго сему князю лежати, отомкните ботницу, да отпою надъ нимъ». Этот игумен пришел из г. Владимира, где были и другие монастыри, были и другие игумены; а так как в Предтеченской церкви издавна существовал престол во имя св. Космы и Домиана, в других же Владимирских храмах такого престола не было, то значит на месте Предтеченской церкви был Козмодамьянский монастырь. Но что это был за монастырь и долго ли он существовал, об этом не имеется никаких сведений.

Приходская Никитская церковь

В XVII в. при церкви монастыря уже не значится. В патриаршей окладной книге под 136 (1628) г. значится «церковь великаго Христова мученика Никиты въ земляномъ городе… дани восемнадцать алтынъ 4 деньги наместничьихъ и заезда гривна».
В 1633 г., как это видно из сохранившегося в церкви антиминса, освящена была церковь во имя св. великомуч. Никиты, а в 1656 г. – в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Но остается неизвестным, были ли это две отдельные церкви, или были только два придела в одной церкви; не известно по какому случаю они были выстроены, были ли они каменные или деревянные и как долго они существовали.
В 1656 г. – по дозору Семена извольскаго – церковь стала «платить дани рубль 22 алтына съ деньгою.


Крест напрестольный. 1694 г. Вклад ключаря Благовещенского собора Московского Кремля Иоанна Владимирца в церковь Иоанна Предтечи и мученика Никиты

В кон. XVII в. при царях Иоанне и Петре Алексеевичах Никитская церковь была «ружною», как это видно из надписи на сохранившемся от того времени кресте; из этой же надписи видно, что главный престол тогда был во имя св. Иоанна Предтечи. В 1710 г. при Никитской церкви был священник, так же и в 1715 г., как видно из «патриаршихъ данныхъ книгъ». О Предтеченской церкви от 1761 г. из Владимирской Провинциальной канцелярии сообщено было в Академию наук, что она «церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи с приделом Св. Великомученика Никиты построена в давних годах и что издревле по писцовым книгам оная церковь пишется по приделу, почему и ныне именуется Никитская». Когда церковь стала каменной – неизвестно.

Вместо этой каменной церкви, вероятно по ее ветхости, в 1762 г. на средства Владимирского купца Семена Андреевича Лазарева начата была постройка новой каменной церкви и освящена была в 1765 г. Владимирским епископом Павлом. Церковь освящена во имя преподобного Никиты Столпника, уроженца Переславской земли.
Церковь была трехэтажная, престолы были расположены на трех этажах: на первом в теплой церкви во имя св. Космы и Дамиана, на среднем этаже во имя св. Иоанна Предтечи, на третьем - во имя св. великомученика Никиты. Одновременно была построена колокольня. У подножия креста колокольни был прикреплен вращающийся ангел. В настоящее время на колокольне также вращается флюгер с ангелом.
Лазаревы принадлежали к верхушке местного купечества. Семен Андреевич Лазарев был членом Владимирского Городового магистрата, гласным Городской думы, городским головой. Не забывал он и о купеческих делах: торговал сукном и шелком, овощами в своих лавках в гостином дворе. Богатый человек, Лазарев имел каменный дом, харчевню, три сада, несколько лавок, землю за Клязьмой.
Из всех Лазаревых особенно повезло Ивану Лазареву. Его дочь Александра вышла замуж за сына шуйского купца-миллионера Диомида Васильевича Киселева. Основателем их рода был Максим Степанович Киселев, выходец из крепостных, торговавший кожами и полотном. Его сын Василий разбогател, занимаясь оптовой торговлей бумажной пряжей из Англии. Первая жена сына Василия - Диомида - скончалась, оставив после себя дочь Елизавету и сыновей Ивана и Дмитрия. Но уже через два месяца после смерти первой жены Диомид Васильевич справил свадьбу с Александрой Ивановной Лазаревой. Диомид Киселев, владелец нескольких мануфактур в Шуе и Москве, жил в Москве, был знаком с Василием Тропининым, который писал портреты членов семьи Киселевых для их галереи. Так появился и портрет Александры Киселевой, урожденной Лазаревой. Сегодня это единственный известный портрет владимирской купчихи кисти известного художника Тропинина.
Счастье молодой семьи длилось 4 года. В июле 1831 года Василий Максимович и Диомид Васильевич Киселевы умерли от холеры. Наследниками многомиллионного состояния стали сыновья Диомида Киселева от первого брака Иван и Дмитрий, а также их мачеха Александра Ивановна.
Молодая женщина, Александра Ивановна недолго оставалась одна. В 1836 году она вновь вышла замуж - за шуйского городского врача Андрея Ивановича Гильденбранта. Братья Киселевы, пасынки Александры Ивановны, прекратив торговлю английской бумажной пряжей, разорились и умерли в бедности.
16 лет, с 1849 по 1855 год, должность церковного старосты Никитского храма исполнял владимирский купец 1-й гильдии Петр Васильевич Козлов.

В 1849 г. усердием владимирского купца П.В. Козлова с северной и южной сторон сделаны каменные пристройки в уровень с карнизом второго этажа церкви. Для соединения пристроек с нижней теплой церковью в стенах были пробиты арки. Внизу, кроме среднего, прежнего престола было устроено еще два престола,- в правой стороне во имя св. ап. Петра и Павла, и в левой во имя св. в. муч. Никиты; последний был устроен вместо упраздненного престола в 3-м этаже церкви. Эта пристройка делала неудобной и верхнюю и нижнюю церкви, ибо ни той, ни другой не давала достаточно света.
В 1849 г. на деньги Козлова владимирский мещанин Воронов расписал теплый храм.
Средства на благотворительность Козлову давал доход от своего дела. Начав с 3-й гильдии, в 1843 г. Петр Васильевич записался во 2-ю гильдию, а потом стал купцом и 1-й гильдии. В 1852 г. Козлов открыл во Владимире первый мыловаренный завод (до этого времени город снабжался мылом из села Павлова Нижегородской губернии). В 1858-1860 гг. выработка мыла на его предприятии достигала 20 тысяч пудов (стоимостью 70 тысяч рублей).
В августе 1859 года Козлов направил в Сенат ходатайство о возведении его с семейством в потомственное почетное гражданство. Принадлежность к привилегированному сословию означала пожизненное освобождение от подушной подати, рекрутской повинности и телесных наказаний. Владимирский отставной подпоручик Булгаков, узнав об этом, просил Сенат не утверждать купца в звании, так как тот был судим в числе других членов Сиротского суда за растрату денег, принадлежавших малолетним купцам Лазаревым. Жалоба возымела действие. В почетном гражданстве Козлову было отказано.

В 1867 г. на должность церковного старосты заступил прихожанин Никитской церкви владимирский купец 2-й гильдии Николай Львович Философов. В 1869 г. на средства Владимирского купца Н.Л. Философова были произведены новые переделки церкви: в нижнем этаже пристройки были пробиты окна; приделы разделены на два этажа и в верхнем этаже соединены с верхней церковью большими арками.
В 1882 г. объявлена признательность Епархиального Начальства владимирским купцам: Николаю Николаевичу, Петру Алексеевичу, Николаю Львову Философову, Василью Петрову Гончарову, коллежскому ассесору Григорью Михайлову Введенскому и купчихе Марье Иосафовой Козловой, за устройство в Предтеченской церкви на икону св. Николая Чудотворца серебряной ризы вес. в 6 фун. 76 зол. И приобретение бронзового подсвечника, всего на 500 руб. 55 коп.; дворянке Варваре Макаровой Булгаковой и крестьянской девице Екатерине Вострухиной, за пожертвование в ту же церковь облигации Восточного займа в 100 руб.; мещанской девице Варваре Иосифовой, за пожертвование облигации в 100 руб.; мещанской вдове Ксении Петровой Юрьевцевой, за пожертвование двух Облигаций Восточного займа по 100 руб.; причетнической дочери Ксении Никифоровой Дмитревской, за пожертвование облигации Москов. Кредит. Общ. в 100 руб.

В 1887 г. в верхнем этаже пристройки с правой стороны устроен на средства прихожанина П.А. Козлова иконостас и престол в честь Рождества Пресвятой Богородицы, очевидно, в память когда-то бывшего здесь такого же придела. После всех этих перестроек церковь получила вид креста, продольную линию которого составлял прежняя церковь, а поперечную – пристройки 1849 г.
Философов вел активную общественную жизнь, в разное время был членом Владимирского городового магистрата, городской управы, училищного совета, председателем Сиротского суда. За 12-летнюю службу в должности почетного мирового судьи при Владимирском окружном суде Николай Львович был награжден орденом св. Анны III степени. Орден дал право именоваться ему потомственным почетным гражданином и кавалером.
21 ноября 1897 года Философов умер. Отпевали его в Никитской церкви, рядом с ней и похоронили. Много сделал этот достойный прихожанин для Никитского храма. Более 50000 рублей собственных средств потратил на украшение, устроил вокруг храма каменную, с железными решетками ограду, приобрел в собственность церкви 2 участка земли. Построил на ней 2 каменных дома: двухэтажный с лавкой - для причта и трехэтажный (построен в 1887) - для церковно-приходской школы (открыта в 1876) и призрения престарелых прихожан.

14 марта 1882 года умер известный прихожанин Никитской церкви - археолог, архитектор Артлебен Николай Андреевич. Его похоронили на Князь-Владимирском кладбище. В 1869 году он вел наблюдение за перестройкой Никитской церкви.


Улица Княгиниская, д. 6
Здание притча Никитского (Предтеченского) храма.

Предтеченская церковно-приходская школа при Предтеченской церкви открыта 25-го января 1887 года в нижнем помещении церковного дома.
19 сентября 1893 г. состоялось открытие женской Воскресной школы, которая расположилась в здании Предтеченской церковно-приходской школы. В декабре 1902 г. школа была переведена в помещение бывшей Ремесленной Управы, где она помещалась вместе с ежедневным Ризоположенским церковно-приходском училищем.

В 1899 году церковным старостой Никитского храма был избран купец 2-й гильдии Дмитрий Петрович Гончаров. На его средства в верхнем холодном храме были устроены новые резные вызолоченные клиросы, позолочен средний иконостас в нижнем этаже. Вскоре по старости (ему было 76 лет) и слабости здоровья Гончаров отказался от должности, и на его место выбрали дворянина Николая Васильевича Рагозина, служившего во Владимирском губернском правлении.

Главный алтарь церкви полукруглый. На наружных стенах храма обращают на себя внимание наличники на окнах: на верхней части наличников третьего этажа сделан лепной трехгранный выступ и на нем лепной лик архангела.

Никитская церковь во Владимире резко отличается от других культовых строений XVIII в. В основе ее композиции положен трапезный тип храма, реализованный в традициях дворцового зодчества. Трехэтажное бело-зеленое здание расчленено тремя ярусами больших окон, обрамленных барочными наличниками. Углы церкви украшены пилястрами с ордерными капителями. Обильный декор фасадов, выразительная пластика и динамичный силуэт, подчеркнутый стройным барабаном главы и высокой колокольней, делают Никитскую церковь ярким памятником провинциального барокко. Солнечный свет, попадающий через боковые окна, освещал просторные залы сквозь клубы ладана, создавая атмосферу торжественности и духовности, побуждающей к молитве. Изначально главной гордостью храма был роскошный иконостас, выполненный в духе времен Екатерины II, с резными царскими вратами, похожими по форме на иконостас Успенского Владимирского собора.
В 1794-1801 гг. Никитская церковь послужила образцом для Троице-Тихвинского храма, возведенного в подмосковном городе Дмитрове. В новой постройке дмитровский зодчий почти точно повторил композицию и детали владимирской церкви.
Колокольня одной работы с церковью. Храм и колокольня увенчиваются железными прорезными крестами, крест на церковной главе четырехконечный прорезной, на вершине его корона, которую держат два ангела, внизу креста полумесяц, на колокольне крест с резным из железа изображением ангела с трубою, для указания ветра.
В холодной церкви иконостас сделан во вкусе времени Екатерины II; на царских вратах резное изображение Благовещения Пресв. Богородицы; над престолом устроена деревянная сень
Престолов было пять: в середине верхнего этажа во имя св. Иоанна Предтечи, с правой стороны его в честь Рождества Пресв. Богородицы; в нижней церкви в середине в честь св. Космы и Дамиана, а по бокам в честь св. ап. Петра и Павла и в честь св. в. муч. Никиты.
Причта по штату положено – священник и псаломщик. [1]
Приход Никитской церкви в 1780 г. был небольшой и состоял большей частию из крестьян деревни Семязина и ямщиков, которые жили близ церкви за земляным валом на Мещанской улице. В 1794 г. числилось дворов: купеческих 3, мещанских 4, ямщиков 11, крестьянских в дерев. Семязине 32, а в полусельце Тельмячеве 3, разночинцев 7,- в них было 136 душ муж. пола. В 1876 г. д. Семязино приписана к Казанской церкви Ямской слободы, часть сельца Тельмячева (4 вер. от Владимира, при р. Дериножке, 27 дворов, 200 жит. в 1877) – к церкви Сретения Владимирской иконы Божией Матери, что в Солдатской слободе. В 1897 г. в приходе по клировым ведомостям числилось 193 душ муж. пола и 231 жен. пола; все православные и жили в гор. Владимире. [1]

Какое-то время регентом в храме был Сорокин Федор Федорович (03.01.1867-08.04.1942), учитель пения в Женском 2-классном училище имени Жуковского. Умер 08.04.1942 г., похоронен на Князь-Владимирском кладбище.
Священник Владимирского Кафедрального собора, Василий Богословский, 17 окт. 1915 г., переведен к Предтеченской гор. Владимира церкви.

В советское время существование и сохранение в первозданном виде храма стало под вопросом. В 1920 г. церковная община составила соглашение о приеме имущества Предтеченской-Никитской церкви. Несколько лет прошли относительно спокойно.


Никитская площадь

Никитская (Предтеченская) церковь. Фотография. Кукушкин В.Г. 1876-1881 гг.
Вид с юга, панорама с окрестностями.
В центре, на остатках земляного вала XII в. - каменное трехъярусное здание приходской церкви трапезного типа с тремя престолами (1765, на средства владимирского купца Семена Лазарева): в нижнем ярусе Козьмодемьянская церковь, в среднем Предтеченская, в верхнем Никитская. Над церковным объемом выпуклая кровля и ярусный верх: восьмерик с глухим окном и главкой на шее. Справа выступающая алтарная апсида с главкой. Над объемом трапезных двускатная кровля, слева - столп колокольни: ярус звона с колоколами и невысокий шпиль. С юга к церкви и апсиде пристроена двухэтажная паперть (1849, на средства владимирского купца П.В. Козлова). На кровлях трапезной и паперти печные трубы. Здание очень нарядное: углы и вертикальные членения отмечены пилястрами или лопатками, вверху карниз, окна арочной формы с наличниками, в каждом ярусе своего фасона, на кровле церкви и колокольне элементы стиля “барокко”- люкарны и волюты. Над входом навес. Здание побелено, кровли железные, темные.
Перед церковью - Никитская (Ярмарочная) площадь с разбитым на ней бульваром прямоугольной формы, с легкой оградой, молодыми деревцами и скамейками. С двух сторон – застройка Никитской улицы. Справа - ансамбль Княгинина монастыря: Успенский собор (нач. XVI в.), с выпуклой железной кровлей (1782, снята 1960), накладной главой (1781, снята 1925), ярусной, со шпилем колокольней (1796, снес. 1932) и теплой Казанской церковью (XVII-XVIII вв.). На заднем плане – слобода Боровок, Гороховая улица, кирпичные сараи.
Надписи. На паспарту наклейка: “Панорама Владимира от Успенского Княгинина монастыря”.


Никитская (Предтеченская) церковь. Фотография. 1946 г. Николаев А.М.
Вид с юга.
Каменная приходская церковь трапезного типа (1765, на средства владимирского купца Семена Лазарева, в это время артель “Электрик”): трехъярусное здание с признаками стиля “барокко”, состоящее из церкви с ярусным верхом, колокольни со шпилем и трапезной между ними. Над церковным объемом выпуклая кровля и ярусный верх: восьмерик с глухим окном и главкой на шее, с крестом на крупном яблоке. На кровле слуховое окно с волютами. Справа выступающая апсида с маленькой главкой. К церкви и апсиде с юга пристроена двухэтажная паперть (1849, на средства владимирского купца П.В. Козлова). Над трапезной двускатная кровля с печной трубой. Слева четырехгранная колокольня: ярус звона (без колоколов) с глухой люкарной, сдвоенными угловыми пилястрами, шейкой, как на церкви, невысоким шпилем с флюгером в виде ангела. Нарядные наличники, в каждом ярусе своего фасона. Здание светлое, кровли темные. Левую часть здания заслоняет аллея деревьев за оградой (Первомайский сквер). Вокруг церкви дощатый забор, у забора мужская фигура, около сквера велосипедист. На переднем плане грунтовая дорога.
Фото любительское.

Иконостас главной, Предтеченской, церкви (нижняя часть). 1938 г.
Церковь Иоанна Предтечи с самого начала и до закрытия в 1938 г. занимала средний этаж трехэтажного здания 1765 г. Иконостас многоярусный, монументальный, в стиле «рококо», с пышной золоченой резьбой по дереву (XVIII в., очевидно, на средства ктитора церкви владимирского купца Семена Лазарева). Нижний ярус состоит из ряда высоких икон с арочным верхом; под ними горизонтальные квадрифольные картуши, отделенные карнизом; над ними трифольные картуши. Все иконы в резных золоченых рамах, живопись темная, высокие иконы изнутри обложены гирляндами искусственных цветов.
В центре царские врата с резной скульптурой, изображающей Благовещение в храме. На левой створке изящная фигура архангела Гавриила с простертой вверх рукой, на правой - несколько скованная фигура сидящей Марии с молитвенно сложенными руками. В подножии как бы ступени с перилами, под ними три картуша с евангелистами. По бокам колонны с прерывающейся сенью и драпировками. В пространстве между скульптурами завеса. Над вратами крупная скульптура голубя в «сиянии». По сторонам врат витые колонны ионического ордера на фигурных тумбах-консолях, повернутых на угол; иконы: слева Богородица (извод «Боголюбская»), справа Вседержитель на троне.
Нижний ярус отделен от среднего развитым карнизом. В основании среднего яруса, над царскими вратами и голубем, корона с крестом на массивном цилиндре со скульптурными драпировками. По сторонам, в продолжение витых колонн – развернутые на угол тумбы; горизонтальные картуши, над ними иконы среднего яруса. От картушей свисают к нижнему ярусу массивные светильники.
На обороте, черными чернилами написано : «Никитская церковь г. Владимира. Нижняя часть центрального иконостаса верхнего этажа. Снимок 1938 г.»

Иконостас главной, Предтеченской, церкви (средняя часть). 1938 г.
В кадре центр иконостаса, в виде ризалита сложной конфигурации, почти во всю высоту: часть нижнего яруса выше царских врат, средний и верхний ярусы и часть навершия. Ярусы разделены широкими профилированными карнизами.
Нижний ярус: витые колонны по сторонам царских врат, скульптурный голубь в «сиянии», арочный верх высоких икон с трифольными картушами над ними. Средний ярус: в основании - корона с крестом на массивном цилиндре со скульптурными драпировками. По сторонам, в продолжение витых колонн нижнего яруса – развернутые на угол тумбы с каннелированными колоннами коринфского ордера; горизонтальные картуши, над ними иконы среднего яруса. От картушей свисают к нижнему ярусу массивные светильники.
Иконы среднего и верхнего ярусов высокие, с арочным верхом, средние более крупные, над боковыми круглые картуши в резных фигурных рамах. Над верхним ярусом часть навершия с поясной скульптурой Саваофа.
Надписи. На обороте, черными чернилами: «Никитская церковь г. Владимира. Верхняя часть центрального иконостаса верхнего этажа. Снимок 1938 г.»

Иконостас главной, Предтеченской, церкви (верхняя часть).1938 г.
В кадре центр иконостаса в виде ризалита сложной конфигурации: часть среднего яруса, верхний ярус и навершие. Ярусы разделены широкими профилированным карнизом. Иконы верхнего яруса высокие, с арочным верхом; под боковыми горизонтальные картуши, над ними и над иконами среднего яруса - круглые картуши в фигурных рамах. Навершие в виде конуса с резным обрамлением, без выступов, вписанное в свод апсиды. В центре арочная ниша, в ней поясная скульптура Саваофа. Над ним рисованные парящие ангелы. В своде перед навершием три поперечные и две продольные связи для привязки иконостаса к поперечной балке. От нее же свисает до среднего яруса стержень для паникадила (его нет).
Надписи. На обороте, черными чернилами: «Никитская церковь г. Владимира. Верхняя часть центрального иконостаса верхнего этажа. Снимок 1938 г.»

Иконостас главной, Предтеченской, церкви (левая, северная, часть). 1938 г.
Северный иконостас (после 1869) в пристройке (1849, на средства владимирского купца П.В. Козлова) – под невысоким сводом, одноярусный, с умеренной резьбой по дереву. В центре икона-картина с килевидным верхом «Снятие с креста», в фигурном резном киоте, сверху широкая резная доска на круглых колоннах с плоским рельефом. По бокам по две узкие иконы с арочным верхом и карнизом, разделенные витой колонкой. По сторонам их круглые гладкие колонны. Цоколь высокий, гладкий, под средней иконой картуш в резной золоченой раме, под другими резные накладки. Сверху «сияние». Слева, на переднем плане плащаница в деревянной гробнице со стеклянным верхом.
Надписи. На обороте, черными чернилами: «Никитская церковь г. Владимира. Левый иконостас верхнего этажа. Снимок 1938 г.».

Надпрестольная сень главной, Предтеченской, церкви. 1938 г.
Церковь Иоанна Предтечи с самого начала и до закрытия в 1938 г. занимала средний этаж трехэтажного здания 1765 г. Сень (XVIII в., очевидно, на средства ктитора церкви владимирского купца Семена Лазарева) в форме беседки-ротонды с дисковидным верхом на широком резном карнизе и 4-х опорах в виде строенных колонн коринфского ордера: одна круглая гладкая и две плоские, с каннелюрами. Вид сбоку. Между опорами резные драпировки с кистями. С правой (восточной) стороны внизу между колоннами фигурная вставка. Слева видна тыльная сторона иконостаса. Под сенью резной престол, накрытый скатертью, с небольшим Евангелием в окладе. В глубине видна печура в алтарной стене, вверху слева часть арки с резьбой и в ней связь, на своде роспись.
Надписи. На обороте, черными чернилами: «Надпрестольная сень центрального алтаря верхнего этажа. Снимок 1938 г.».

Иконостас придела Рождества Богородицы. 1938 г.
Придел Рождества Богородицы (1887, на средства П.А. Козлова) в среднем этаже, в правой (южной) пристройке (1849, на средства владимирского купца П.В. Козлова). Под невысоким сводом иконостас – одноярусный, с умеренной резьбой (1887, на средства П.А. Козлова). В центре царские врата: узкие створки с арочным верхом, посредине резной крест, слева в рост архангел Гавриил, справа Мария, вверху и внизу евангелисты в круглых медальонах. Над вратами дуга с резным голубем, внизу резные тябла. По сторонам врат по две иконы и одностворчатые малые врата; северные раскрыты. Под ними квадратные филенки с розетками в геометрических рамках, на цоколе; над ними резной карниз, «Тайная вечеря» и 4 медальона в резных фигурных рамах. Перед иконами подсвечники на кронштейнах. Слева резной фигурный столбик и часть большой иконы. Справа часть кафедры. Перед иконостасом двухступенчатая солея и круглый амвон, выстланные метлахской плиткой.
Надписи. На обороте, черными чернилами: «Никитская церковь г. Владимира. Правый иконостас верхнего этажа. Снимок 1938 г.».

Иконостас придела Козьмы и Дамиана. 1938 г.
Теплый придел Козьмы и Дамиана с самого начала и до закрытия в 1938 г. занимал середину нижнего этажа трехэтажного здания 1765 г.
В распалубку сводчатого зала встроен невысокий тябловый иконостас (1869, на средства владимирского купца Н.Л. Философова). На узких створках царских врат с трехдольным верхом и прорезным орнаментом архангел Гавриил (не в полный рост) и Мария, в рамах с трехдольным верхом, вверху и внизу поясные евангелисты в квадрифолиях. Под ними тябла с прорезным орнаментом, отделенные карнизом. По сторонам царских врат витые резные колонны с аркой, в ней голубь и «Тайная вечеря» в «сиянии».
По сторонам врат Деисус: по 4 высоких прямоугольных иконы в рамах, с темной живописью и фоном в окладах (XVIII в. крайняя справа икона не видна). Резными дужками выделены северные и южные врата. Над Деисусом почти квадратные иконы в рамах, с Господскими праздниками, темного письма, с венцами, фон в золотых гравированных окладах (XVIII в.). Под Деисусом тябла с рельефным орнаментом. Перед иконостасом двухступенчатая солея, граненый амвон и пол, выложенные метлахской плиткой. Справа у солеи Распятие с вырезанными предстоящими.
Надписи. На обороте, черными чернилами: «Никитская церковь г. Владимира. Центральный иконостас нижнего этажа. Снимок 1938 г.».

Иконостас придела Великомученика Никиты. 1938 г.
Иконостас теплого придела св. Никиты в нижнем этаже, в левой (северной) пристройке (1849, на средства владимирского купца П.В. Козлова, вместо упраздненного придела на 3-м этаже) – невысокий, с золоченой резьбой (1865, на средства владимирского купца Семена Лазарева; 1869, на средства владимирского купца Н.Л. Философова). Створки царских врат двойные: прорезные поверх живописных. На вратах овал в центре и 4 круглых медальона в углах. Над вратами круг, внутри голубь в «сиянии», по внешнему контуру крупная резьба и скульптурные погрудные изображения ангелов с крыльями. По сторонам врат ростовые иконы Богоматери с младенцем и Вседержителя в окладах, малые врата с живописью и по одной иконе; справа – великомученик Никита в окладе. Средняя часть иконостаса с царскими вратами и двумя иконами завершена аркой на колоннах коринфского ордера. Над боковыми иконами килевидные резные арки с темной живописью, резной фриз и круглые медальоны в резных рамах. Иконы с арочным верхом; разделены витыми колонками. Под царскими вратами и иконами тябла с резной плетенкой. Слева виден арочный проем и часть кафедры. Перед иконостасом приподнятая солея и амвон, выложенные метлахской плиткой.
Надписи. На обороте, черными чернилами: «Никитская церковь г. Владимира. Левый иконостас нижнего этажа. Снимок 1938 г.».

Иконостас Петропавловского придела. 1938 г.
Иконостас теплого Петропавловского придела в нижнем этаже, в правой (южной) пристройке (1849 г., на средства владимирского купца П.В. Козлова) – невысокий, с золоченой резьбой и ярусом прямоугольных икон с арочным верхом (1869, на средства владимирского купца Н.Л. Философова). Створки царских врат с признаками стиля «рококо» (XVIII в.), двойные: прорезные поверх живописных, в центре картуш с Благовещением, в углах круглые медальоны с евангелистами. Фигурный верх увенчан короной. Над вратами резная арка. По сторонам по три иконы, разделенные витыми колонками. Под вратами и иконами (кроме средней слева) тябла с накладной резьбой в виде плетенки. Над иконами Праздники в килевидных арках, над вратами – «Тайная вечеря». Слева напольный подсвечник.
Надписи. На обороте, черными чернилами: «Никитская церковь г. Владимира. Иконостас правой половины нижнего этажа. Снимок 1938 г.».


Никитская церковь

С 1926 года по 1931 г. Владимирской епархией управляли временные управляющие епископы. Владимирский Успенский кафедральный собор в 1927 г. был окончательно закрыт для богослужения, Дмитриевский собор, по воспоминаниям А.Г. Козаржевского был превращен в музей, а по сути дела, в склад изъятого церковного имущества, расхищавшегося без всякого контроля. В 1927-36 гг. Никитская церковь была Кафедральным собором. Князь-Владимирская церковь была кафедральным собором с 1936 по 1944 год. 17 марта 1944 г. Владимирский Успенский кафедральный собор был открыт.

25 мая 1928 г., после обследования состояния ряда церквей, в том числе Никитской и Пятницкой, президиум губисполкома постановил, что если это состояние не улучшится, расторгнуть договор на пользование. Акт от 9 апреля отмечал многочисленные дефекты: «крыши запущены, проржавели, крест над главным куполом с оборванными цепями качается при ветре, грозя падением <...>».
24 мая 1929 г. по этой причине Владимирский горсовет постановил расторгнуть договор, а 12 июня Губисполком это постановление утвердил и на следующий день вынес свое постановление: «Храм закрыть и передать Владимирскому горсовету для использования его под культурно-просветительские цели по согласованию с музеем».
В 1930 г. инициативу проявила кооперативно-производственная артель «Электрик», нуждающаяся в механической мастерской для ремонта сельскохозяйственных машин. Об устройстве в храме мастерской ходатайствовал и Владимирский окружной промыслово-кооперативный союз.
2 марта 1930 г. Главнаука объявила заинтересованным учреждениям, что не видит препятствий в использовании здания по новому назначению. Правда, с оговоркой на то, что необходимо сохранить архитектурный облик здания и иконостас, так как они являются памятниками, представляющими интерес.
4 апреля 1930 г. вновь состоялся осмотр здания на предмет определения возможности приспособления под швейное производство артели «Красный Швейкуст».
Церковная община пыталась бороться за свой храм. 1 июля 1930 г. прихожане узнали о предстоящем закрытии церкви и 4 июля 1930 г. направили очередное заявление в горсовет, в котором сообщила о том, что храм приводится в порядок и ремонтируется.
11 июля 1930 г. в горсовет обратился ВЦИК: «По распоряжению М.И. Калинина немедленно сообщите, как предполагаете использовать Никитскую церковь, когда она будет использована, почему не использована до сих пор Георгиевская церковь. До особого распоряжения ликвидацию Никитской церкви приостановите».
24 июля местные власти направили ответ, в котором было сказано, что постановление о закрытии Никитской церкви было вынесено на основании настойчивого ходатайства перед Горсоветом общего собрания рабочих и служащих предприятий и учреждений Владимирского центрального рабочего кооператива, постановления 4-х избирательных участков избирателей, в районе жительства которых находится эта церковь. Указывалось также, что «одной из причин закрытия Никитской церкви послужило невыполнение ее общиной необходимого ремонта и вызванное тем самым угрожающее состояние этой церкви». Здание церкви предполагалось использовать под швейное производство пошивочной артели «Красный Швейкуст».
Община верующих также отправила письмо во ВЦИК, опровергая сведения местных властей: « <...> Никитская церковь, только что отремонтированная, представлена Губисполкомом к закрытию, в то время как Георгиевская церковь рядом с аптекой стоит ничем не занятой, если в помещениях город ощущал нужду, то церковь бы не пустовала».
Для организации более четкого взаимодействия между религиозными общинами и государственными органами на местах создавалась Постоянная комиссия по вопросам культов при ВЦИК СССР. Возглавлял ее П.Г. Смидович, который до этого с 1922 г. являлся членом антирелигиозной комиссии при ЦК ВКП (б) и главой секретариата по делам культов. П.Г Смидович возглавлял Постоянную комиссию по вопросам культов при ВЦИК СССР до своей смерти 16 апреля 1935 года. В состав данной комиссии в середине 30-х гг. XX в. кроме П.Г. Смидовича входили пять человек от различных государственных организаций: от Президиума ВЦИК - Н.А. Семашко, от Прокуратуры СССР - Б.Л. Борисов, от ВЦСПС - И.Н. Мартемьянов, от Центрального Совета Союза воинствующих безбожников - Е.М. Ярославский (председатель) и Ф.Н. Олещук.
В ее задачу входили: разработка и предварительное рассмотрение проектов законодательных актов по вопросам, связанным с культами; общее руководство правильным применением этих законов; систематизация законов, касающихся культов; представление Президиуму ВЦИК заключений по вопросам культов; рассмотрение жалоб на неправильные действия ЦИКов АССР, краевых и областных исполкомов по вопросам, связанным с отправлением культов, о закрытии молитвенных зданий и расторжении договоров с религиозными обществами и группами верующих; общий учет религиозных объединений и составление статистических сводок по ним. По линии ЦК ВКП (б) вопросы культов курировал секретарь ЦК Л.М. Каганович.
Необходимо отметить, что данный орган не только стремился закрыть любыми способами культовые здания в стране, но и рассматривал жалобы верующих на неправомочность закрытия тех или иных храмов. Если комиссия находила нарушения, то храм возвращался верующим. Однако такие случаи были редкостью.
В 1933 г. сняли колокола с Троицкой и Никитской церквей во Владимире.
Председателем Владимирского горсовета был в те годы Орлов. Он же и ходатайствовал о закрытии Никитской церкви. Одной из главных причин называлась большая текучесть верующих и отсутствие постоянного их ядра. В итоге властями был организован сбор подписей за закрытие Никитской церкви.

Сергий (Гришин) с 18 февраля 1935 года — архиепископ Владимирский.


Сергий (Гришин)

Прибыл на кафедру с несколькими священниками из Киевской епархии. Служил в храме святого Никиты Мученика, бывшем тогда кафедральным собором.
Период его управления кафедрой ознаменовался уникальным по тому времени явлением — все это время при канцелярии епархии действовало, как потом говорил архиепископ, «нечто вроде академии по повышению общего и богословского образования служителей культа», которую посещало по 4-8 человек. Лекции читались епископом Ювеналием (Машковским), незадолго до этого вернувшимся из обновленчества, где имел сан митрополита, и административно высланным из Ленинграда профессором П. Г. Васенко.
18 апреля 1936 года в числе 18 клириков Владимирской епархии был арестован.


Михаил Иванович Оболенский. 1930 год.
Московский дворянин Михаил Иванович Оболенский родился в 1907 году, получил высшее образование. К 1927 году он был келейником епископа Сергия (Гришина) и везде следовал за ним – в Серпухов, в Полтаву, Харьков, во Владимир. В 1936 году в одну ночь и Владыка Сергий, и его келейник Анастасий (Оболенский) были арестованы. Михаил принял постриг с именем Анастасий, к 1937 году был возведен в сан архимандрита.

Архиепископ Сергий проходил как главный обвиняемый. У него из квартиры были конфискованы: церковная библиотека, пишущая машинка и другие предметы нелегальной духовной академии. Само же дело было направлено на рассмотрение Особого Совещания при НКВД СССР.
21 сентября того же года он был осужден Особым Совещанием при НКВД СССР за «контрреволюционную деятельность» на пять лет ИТЛ. Заключение отбывал в Ухто-Ижемском ИТЛ, работал конюхом. Освобожден по отбытии срока 26 апреля 1941 года.

28 апреля 1936 г. на общем собрании сотрудников управления Владимирского хлопчатобумажного треста делегат горсовета т. Николаева выступила с докладом об основных городских проблемах: работа в полсилы из-за нехватки рабочих рук кирпичного завода, отсутствие капитального ремонта на фабрике «Пионер», некультурный вид улиц и многое другое. На собрании постановили поставить в горсовете все эти вопросы и вопрос о закрытии Никитской церкви. Через несколько дней, 8 мая на общем собрании сотрудников лесного школьного санатория выступила депутат т. Седова с отчетом по вопросам канализации, состояния дорог, автомобильного движения, строительства бани, благоустройства братских могил на кладбище, ликбеза и т.д. Итог собрания был примерно таким же - поставить в горсовете все эти вопросы - включили и вопрос о закрытии Никитской церкви. Так был выпущен джинн из бутылки. Через полгода, в конце октября - середине ноября 1936 г. вопросом № 1 в городе стал сбор подписей о закрытии церкви.
11 октября 1936 года состоялось общее собрание рабочих фабрики «Пионер», на котором прошло голосование и сбор подписей о закрытии Никитской церкви.
Технический и плановый отдел горсовета 30 октября 1936 г. принял решение о закрытии Никитской церкви как «рассадника антисоветской агитации и использовать ее на культурные нужды города»… 9 марта 1937 г. президиум Владимирского горсовета постановил: «Исходя из того, что около 3 тысяч граждан города на собраниях вынесли решения о закрытии Никитской церкви и учитывая текучесть общины верующих Никитской церкви, просить облисполком санкционировать решение о закрытии Никитской церкви для передачи этого помещения под аэроклуб» - и 23 марта выслали это решение в облисполком. 19 мая 1937 г. президиум Ивановского облисполкома утвердил решение горсовета, добавив, что в городе есть еще 4 церкви. Далее, как можно предположить, постановление о закрытии церкви, в соответствии с законом, было объявлено верующим и те воспользовались своим правом в двухнедельный срок обжаловать это решение. Они съездили в Иваново, где «2-3 часа ждали, потом вместо т. Анисимова вышел секретарь», который отослал их во ВЦИК. 30 мая 1937 г. верующие пишут М.И. Калинину просьбу со ссылками на сталинскую Конституцию оставить храм, т.к. все налоги с 1918 г. уплачивались своевременно, вверенное имущество сохранено, это памятник старины и здание под клуб не подходит (верхний этаж не отапливается, а нижний мал и темен), а недалеко есть трехэтажный клуб им. Н.К. Крупской. 6 июня была повторная просьба о том же, но краткая, без указания причин. 2 июня ВЦИК затребовал у облисполкома все дело о закрытии церкви. 5 июня облисполком высылает затребованный материал вместе с решением президиума Ивановского облисполкома от 19 мая 1937 г. во ВЦИК.
В конечном итоге было решено открыть в Никитской церкви аэроклуб. 2 августа Комиссия по вопросам культов при ВЦИК запрашивает о возможности переоборудовать церковь Комитет по охране памятников при ВЦИК, на что последний отвечает, что т.к. церковь находится на госохране, то «против передачи здания памятника аэроклубу Комитет не возражает, при условии недопущения изменения его внешней и внутренней архитектуры».
По данным ВЦИКа, в городе кроме Никитской имеется 5 церквей: у староцерковников Николо-Галейская и Солдатская, у обновленцев Спасская, Троицкая и Кладбищенская. 12 августа церковная община Никитской церкви запрашивает ВЦИК, рассмотрено ли ее ходатайство, добавляя при этом, что верующих много (до 2 тысяч исповедующихся), что до Николо-Галейской церкви далеко, ссылаются на сталинскую Конституцию; кроме того, пишут, что «нам известно, что по этим мотивам закрыто сейчас самими руководителями общин 2 обновленческие церкви: Троицкая и Спасская». Несмотря на это, 27 августа 1937 г. ВЦИК выносит заключение: «Церковь закрыта постановлением облисполкома 19 мая 1937 г. Здание предполагается использовать под аэроклуб. В городе есть еще 4 церкви. Основание закрытия - ходатайства населения (3 тыс. человек требуют закрытия). Верующие не находят причин к закрытию - обязательства выполняются полностью, община 600 человек, церковь является памятником старины. Полагаю: церковь закрыть, использование согласовать с комитетом ВЦИК по охране памятников». 25 декабря 1937 г. Президиум ВЦИК постановил: постановление президиума Ивановского облисполкома от 19 мая 1937 г. о закрытии Никитской церкви в г. Владимире утвердить, церковь закрыть, использование здания согласовать с Комитетом по охране памятников при Президиуме ВЦИК. 27 декабря постановление было выслано в Ивановский облисполком и Владимирский горсовет. 3 марта 1938 г. ВЦИК пишет во Владимирский горсовет: «Использование здания церкви Никиты Мученика допустимо без изменения внешней архитектуры здания со снятием лишь крестов; имеющиеся внутри здания церкви иконостасы должны быть изъяты (цельными или отдельными фрагментами) Музеем Академии архитектуры, которая должна произвести предварительную фиксацию памятника» (ГАВО. Ф. 24. Оп. 1. Д. 1655. Л. 104; ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 704. // Ершов А.Л. О закрытии Никитской церкви в г. Владимире в 1936-1937 гг. // Материалы Межрегиональной краеведческой конференции (16 апреля 2010) / Департамент по культуре Владим. обл., ГУК «Владим. обл. науч. б-ка им. М. Горького»; Союз краеведов Владимирской обл.; [ред.совет: М.А. Барашев и др.; отв. за вып. И.В. Мишина]. - Владимир, 2010. С. 508-513.)
17 сентября 1937 г. начальник управления НКВД по Ивановской области продлил дело на месяц для дополнительных мероприятий, вызванных новыми данными и арестами. Был арестован священник церкви «Николы Галилейского» (Николо-Галейской) Н.И. Крылов. Затем оказался вовлеченным в процесс причт Никитской церкви г. Владимира (священники А.А. Владычин и И.И. Слободский, дьякон С.А. Урбанский; церковная староста А.В. Маркина, «активный церковник» А.К. Свешников). Этим арестованным выдвигались все те же обвинения в антисоветской агитации, в распространении провокационных слухов, в материальной помощи осужденному духовенству, в крещении детей. В обвинительном заключении по делу А.А. Владычина, кроме того, говорилось, что «в 1937 году, после постановления Ивановского облисполкома по требованию рабочих собраний закрытия церкви Никиты-мученика, обвиняемой Марковой было организовано противодействие против постановления по закрытию церкви. Маркова делала обходы прихожан и нелегальным образом отбирала от них подписи под заявлением-протестом против закрытия церкви, но т.к. ей удалось собрать только незначительное количество подписей, то она совместно с активным церковником Свешниковым составила заявление во ВЦИК, в котором писалось, что 600 человек верующих требуют отмены постановления о закрытии церкви. В действительности же верующие никаких требований не выдвигали, этот вопрос даже не обсуждали и Маркову никто на ходатайство не уполномочивал. Таким образом, Марковой был введен в заблуждение ВЦИК».
Церковная староста А. В. Маркова была приговорена к 10 годам лишения свободы; дело по А.К. Свешникову прекращено в виду его смерти.


Офорт Владимира Нилова

До войны «транспорт в городе практически отсутствовал, ездили в основном на лошадях. Все, что надо, покупали на двух базарах. Один находился позади тогдашнего драмтеатра, где ныне кукольный. Там продавалось все, что блеяло, хрюкало, кудахтало, а также молоко, мясо и прочая снедь. А еще был рынок, где продавали дрова, сено, уголь, лошадей, коров. Он располагался в долине Лыбеди, под церковью Никиты Мученика» (Александр Орлов).

Священно-церковнослужители Предтеченской (Никитской) церкви г. Владимира (кон. XVIII в. - 1924)

См. Священно-церковнослужители Предтеченской (Никитской) церкви г. Владимира (кон. XVIII в. - 1924)

Церковь была закрыта в 1938 г., ее отдали артели «Электрик» под металлоремонтную мастерскую. В 1938 г. были сфотографированы иконостасы, и вероятно, тогда же разобраны.


Никитская церковь (Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи). 1946 год. Архив Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева.

Рынок у Никитской церкви. 1944 г. Торговля древесным углем на рынке, располагавшемся в годы Великой Отечественной войны между Никитской церковью и Первомайским сквером. Появление рынка было вызвано тем, что в годы войны очень остро стояла проблема нехватки топлива. В качестве альтернативы обычному топливу использовался древесный уголь.

4 июля 1945 г. создана согласно решению Владимирского облисполкома Владимирская научно-реставрационная мастерская, впоследствии - Владимирская специальная экспериментальная научно-реставрационная производственная мастерская (ВСЭНРПМ). Ее сотрудники занимались научными исследованиями памятников архитектуры, составлением проектов их восстановления и их реставрацией.
В апреле 1951 г. рассматривался вопрос об улучшении материально-технической базы мастерской, после чего было принято решение передать ей здание Никитской церкви во Владимире и выселить из храма артель «Электрик» под предлогом того, что она «своим механически-силовым оборудованием разрушает памятник». Здание церкви передали Владимирской экспериментальной научно-реставрационной производственной мастерской («Владимир-реставрация»). Церковь была отремонтирована и приспособлена для проектной группы мастерской.


Никитская церковь. 1965 г. Фото: Гиппенрейтер Вадим Евгеньевич

Никитская церковь. 1980 г.

В конце 1980-х годов площадку звонницы колокольни застеклили и сделали смотровой, а также вновь позолотили главы и кресты.

В 2015 г. здание было возвращено Русской православной церкви. После того как реставраторы покинули церковь, там начато проведение капитальной реконструкции.
Внутри церковь уже давно была переделена под административное здание,- там сделано множество перегородок, кабинетов, надстроен третий этаж. Совсем не было алтарной части…


Никитская церковь, вид с Княгиниан монастыря

Никитская церковь

27 сентября 2016 года, накануне дня памяти святого великомученика Никиты, митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий возглавил Всенощное бдение в Никитском храме города Владимира. Это богослужение стало первым.

По окончании богослужения Его Высокопреосвященство поздравил настоятеля храма протоиерея Михаила Морычева и прихожан храма, сказав: «Во Владимире разросся круг храмов. Как будто этот храм был открыт всегда. Мы рады сегодня служить здесь! Приход духовно рос, креп и входил в высокое служение. Господь сказал, что пришел в мир послужить. В этом все Святое Евангелие – служить ближнему, как себе. Нужно отвечать на бесконечное милосердие Божие, на Его любовь. Мы читаем житие великомученика Никиты и видим, как Господь прославил его на многая лета. Бог прославляет того, кто прославляет Его святостью жизни. Нужно подумать глубоко о самих себе и тогда Господь, видя наши старания, посетит нас Своей благодатью».
Отец Михаил поблагодарил Его Высокопреосвященство за молитвы: «Ваше присутствие в этом храме особенно значимо для всего нашего прихода. Это великая милость Божия! Это благословение на новые дела. Пусть духовная жизнь на нашем приходе укрепится через эту молитву».

Источники:
Добронравов, Василий Гаврилович (1861-1919). Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 1]. Владимир и Владимирский уезд / Сост. В. Добронравов и В. Березин. - 1893. - 283 с.
Тимофеева Т. П. Три церкви в центре города Владимира // Старая столица : краеведческий альманах. – 2016. – Вып. 10. – С. 63-66.
Бубнов С. Л. Памятники Владимира : иллюстрированный справочник / С. Л. Бубнов. – 3-е изд., доп. – Владимир : Транзит-Икс, 2008. – С 45-46.
Город Владимир конца XIX - 1-й половины XX вв. в фотографиях и почтовых открытках из собрания музея. Церкви. Каталог / сост.: Т. П. Тимофеева, Т. Е. Маркова. – Владимир, 2002. – 39 с.
Ершов А. Л. О закрытии Никитской церкви в г. Владимире в 1936-1937 гг. // Материалы Межрегиональной краеведческой конференции (16 апреля 2010 г.). – Владимир, 2010. – С. 508–513.
Попова М. П. История Никитской церкви // Владимирские ведомости. – 2012. – 31 мая – 6 июня (№ 97). – С. 11.
Храмы города Владимира
МОНАСТЫРИ Владимирской области
Улица Никитская, Никитский сквер
Категория: Владимир | Добавил: Николай (03.05.2015)
Просмотров: 7100 | Теги: церковь, Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru