(Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 6-й. 7-го февраля 1915 года). Его Высокопреосвященством, Высокопреосвященнейшим Алексием, Архиепископом Владимирским и Суздальским, предположено в текущем Великом Посте совершать по пятницам первых четырех седмиц в кафедральном соборе обряд Пассии. В городе Владимире до сих пор этот обряд не совершался, а потому считаем не лишним сделать историческую и уставную справку относительно его. Церковно-богослужебный обряд, называемый пассией, получил свое начало в южно-русском западном крае. Здесь он совершался в православных соборных и монастырских церквах. Название пассия, что означает страсть, страдание, обряд получил от содержания богослужения, так как содержанием богослужения служат, главным образом, евангельские чтения о страданиях Господа нашего Иисуса Христа. Установление богослужебного обряда-пассии принадлежит Киевскому Митрополиту Петру Могиле, так как первые по времени сведения об этой службе мы встречаем в Цветной Триоди, напечатанной в Киево-Печерской лавре в 1702 году, при архимандрите Иосафате Кроковском. В конце указанной Триоди, в виде прибавления к обыкновенному церковному уставу, изложен и порядок совершения пассии. Там сказано, что по установлению митрополита Киевского Петра Могилы, в первые четыре пятка Великого поста в нарочитых монастырях и соборных церквах на малых повечериях читаются страстные евангелия с страстными же припевами, т. е. пред чтением евангелия: «Слава cтрастем Твоим, Господи», а по окончании: «Слава долготерпению Твоему, Господи». В конце описания этого обряда прибавлено: «Сия вся воспоминаются по совету, а не по повелению, я нее вся под разсуждение церкве святыя православныя подаются». Поводом к установлению митрополитом Петром Могилой пассий послужили происки католического духовенства к совращению православных в католицизм. Посредством так называемых «шкаплержов» и «корунок», т. е. иконок и значков, которые раздавались в костелах, ксендзы учреждали из получивших эти значки братства. Братчики должны были совершать особенно установленные молитвы, а во время Великого Поста обязаны были собираться в костелы для усиленной молитвы и прославления в особенных песнопениях страданий Спасителя. Собрания эти, сопровождавшиеся общим пением, привлекали в костелы и православных. В противовес этим собраниям и с целью доставить сокрушенному духу утешение «от живоносных глаголов евангелия», так как в посте чтение евангелия по уставу, сокращается, и установлены были пассии. Новая служба оказалась вполне отвечающей запросам сокрушенного раскаянием духа верующих и до сих пор продолжает привлекать в храмы многочисленных богомольцев. Чинопоследования пассии в общих богослужебных книгах нет. На основании Киево-Печерской Цветной Триоди 1702 года порядок чина таков. Пассия совершается на малом повечерии. Благовест к пассии производится в большой колокол, большей частью за час раньше до обычного начала вечернего богослужения. По прочтении повечерия, поется стихира великого пятка: «Тебе одеющагося светом, яко ризою». При словах стихиры «и раздирашеся церковная завеса», отнимается от царских врат завеса, и врата открываются. Первенствующий священно-служитель, предшествуемый диаконом со свечей, совершает каждение храма и молящихся, а потом, в сопровождении сослужащих, в траурных облачениях выносить из алтаря на средину храма евангелие. По окончании пения стихиры и после обычных предшествующих чтению евангелия возгласов, читается евангельское сказание о страданиях Спасителя: в первый пяток Матф. 26 и 27 глава, во 2-й Марка 14 и 15 гл., в 3-й Луки 22 и 23 гл. и в 4-й Иоанна 18 и 19 гл. Молящиеся во время чтения Святого евангелия в некоторых храмах стоят с возженными свечами. С возженными свечами молящиеся приглашаются стоять и Высокопреосвященнейшим Алексием, Архиепископом Владимирск. и Сузд. По окончании евангельского чтения, поется умилительная стихира великой субботы: «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного», священнослужители уходят в алтарь, и малое повечерие заканчивается пением «Помилуй нас, Господи, помилуй нас», краткой сугубой ектенией и обычным отпустом. В Киево-Софийском соборе и Киево-Братском монастыре исстари установилось на всякой пассии, после стихиры «Приидите ублажим» произносить проповедь. В Киево-Софийском соборе проповеди произносятся соборными священно-служителями, а в Братском монастыре профессорами духовной академии. В некоторых храмах после пассии совершается чтение акафиста «Страстям Христовым».
Владимирский Архипастырь Высокопреосвященнейший Владыка Алексий, желая подробно познакомить духовенство г. Владимира с обрядом пассии, сделал распоряжение ключарю Кафедрального собора распределить священников г. Владимира так, чтобы каждый из них мог участвовать в совершении пассии, хотя один раз. Проповедниками на пассии назначены Его Высокопреосвященством: на 1-ую, о. Ректор Владимирской духовной семинарии, Протоиерей П. Борисовский, на 2-ую Протоиерей Георгиевской церкви г. Владимира М. Сперанский, на 3-ю законоучитель Владимирской женской учительской семинарии, Протоиерей Смирнов, на 4-ую законоучитель Владимирской мужской гимназии, Протоиерей А. Васильев.
Протодиакон на штатной диаконской вакансии Влад. Кафедр. Успенского собора Капитон Орлов определен 24 янв. 1915 г. во священника к Георгиевской гор. Мурома церкви.
Заштат. Прот. Юрьевского Георгиевского собора, Михаил Добротворский, 14 окт. 1915 г., определен на третье священническое место, к Владимирскому Кафедральному собору.
Священник Владимирского Кафедрального собора, Василий Богословский, 17 окт. 1915 г., переведен к Предтеченской гор. Владимира церкви.
20-го декабря 1916 г. Его Преосвященство в 11 часов дня совершил с градским духовенством в кафедральном соборе панихиду по почившем протоиерее Иоанне Кронштадтском. 6 Января 1917 г. Его Высокопреосвященство совершил Божественную Литургию в сослужении с Преосвященнейшим Евгением в кафедральном соборе. По совершении Литургии совершен крестный ход на р. Клязьму. 27 января 1917 г. в покоях и под председательством Алексия, Архиепископа Владимирского и Шуйского состоялось совещание по вопросу о замене существующего иконостаса в Успенском кафедральном соборе новым. На совещании присутствовали: Высокопреосвященный Председатель, Преосвященный Евгений, о.о. Настоятель и ключарь кафедрального собора, церковный староста его, городской голова и представитель от граждан, о. о. члены и секретарь духовной Консистории, многие члены Владимирской архивной комиссии. Псаломщик Крестовоздвиженской гор. Иваново-Вознесенского ц., Иоанн Волский 28 янв. 1917 г. определен на четвертое священническое место к Влад. Кафедральн. собору. 9-го августа 1917 г. в соборе совершался торжественный акт избрания кандидата на Владимирскую кафедру. Был избран архиепископ Сергий (Страгородский). 28 ноября 1917 г. возведён в сан митрополита. В 1917-1922 гг. в Успенском соборе совершал богослужения митрополит Сергий (Страгородский), будущий Всероссийский Патриарх.
Антирелигиозный музей
Успенский собор поступил в ведение Главмузея наркомпроса, однако, как сообщал в 1923 г. зав. губмузеем в Рабоче-крестьянскую инспекцию, «в Успенском соборе Главмузеем разрешены богослужения в 1918 г. в силу особого религиозного значения храма». С 1917 по 1922 г. в Успенском соборе совершал богослужения митрополит Сергий (Страгородский), будущий Всероссийский Патриарх. В феврале 1918 г. комиссия вскрыла мощи свв. блгвв. князей Андрея Боголюбского, Глеба и Георгия, находящихся в Успенском кафедральном соборе, и составила акты вскрытия и осмотра. В Успенском соборе г. Владимира было установлено дежурство при мощах. Его постоянно несли священник и псаломщик. В числе первых дежурных были псаломщик А.А. Потапов и иеромонах Афанасий (Сахаров), который превратил эту попытку глумления над святыми в их прославление.
И.Э. Грабарь
Летом 1918 г. сразу после создания Всероссийской реставрационной комиссии во Владимир была направлена экспедиция в составе историков, искусствоведов, архитекторов, мастеров-реставраторов, фотографов под руководством И.Э. Грабаря. Вместе с Грабарем во Владимир приехали искусствоведы А.И. Анисимов, В.Т. Георгиевский, реставраторы И.А. Баранов, В.Е. Горохов, А.Е. Израсцов, Ф.А. Модоров, В.А. Тюлин, Г.О. Чириков, П.И. Юкин. Необходимость реставрационных работ объяснялась тем, что настенная живопись местами растрескалась и начала шелушиться. Поэтому был произведен ряд работ по укреплению и изучению красочного слоя. Под руководством Грабаря учеными была проведена большая работа по расчищению и укреплению фресковой живописи XII–XV вв. от более поздних записей.
За пять месяцев работы во Владимире Комиссия провела укрепление и раскрытие аварийных фресок в Дмитриевском и Успенском соборах, а также самых древних и прославленных памятников станковой живописи Владимира - икон «Богоматерь Максимовская» (конец XIII в.) и «Владимирская» (начало XV в.) в Успенском соборе и «Боголюбская» (XII в.) в Боголюбове.
Фрески Андрея Рублёва расчищал И.Э. Грабарь. В 1929 году реставраторы В.О. Кириков и И.И. Тюлин проводили частичные укрепления отдельных фрагментов росписей Андрея Рублева. В очередной раз осмотр фресок Успенского и Дмитриевского соборов специалистами состоялся в 1931 году. Комиссия тогда признала необходимым уже «в текущем году произвести работы по консервации фресок». Фактически же это было выполнено В.О. Кириковым и И.А. Барановым в 1937 году, и то лишь на отдельных композициях в Успенском соборе.
Верующие должны были отныне заключать соглашение с местной властью на пользование церковью и церковным имуществом. 1 ноября 1920 г. такое соглашение подписали прихожане Успенского собора; 31 октября 1921 г. было составлено дополнение к нему (27 подписей); настоятель собора протоиерей М. Сперанский удостоверил принадлежность всех подписавшихся к православному вероисповеданию. 15 марта 1922 г. начальник милиции «произвел опечатку владимирского Успенского собора и поставил караул для охраны впредь до распоряжения председателя ГИК. Опечатка собора произошла по поводу утери и хищения злоумышленно ключей согласно заявлению члена комиссии по изъятию церковных древностей тов. Беспалова...». 23 марта 1922 г. из Успенского собора было изъято ценностей — 1 фунт 13 золотников золота и 4 пуда серебра. Изъятое церковное имущество делилось на несколько категорий: драгметаллы сдавались в финорганы, историко-художественные ценности — в музей, обиходное имущество и прочий «инвентарь» — на распродажу. 17 мая 1922 г. в соборе вновь работает комиссия по изъятию церковных ценностей, в октябре имущество собора было принято от настоятеля протоиерея Михаила Сперанского.