Первая пассия в приходе Воскресенской церкви г. Юрьева
Начало » » » Приходская благотворительность в приходе Воскресенской церкви г. Юрьев-Польского 1912 г.
В периодической духовной печати неоднократно рекомендовалось настоятелям церквей служение в своих приходах в воскресные дни Великого поста, так называемой, пассии, как службы весьма трогающей душу православных и потому любимой ими. Поэтому в приходе Воскресенской церкви г. Юрьева, с согласия местного о. благочинного, назначено было служение пассии в четвертое воскресение Великого поста после вечерни. В предшествующее воскресение богомольцы были осведомлены о предполагавшемся служении пассии, при чем им был разъяснен состав ее. К концу недели стало слышно, что желающих прийти на «страсти» Господа оказывается очень много и в числе их даже – много жителей ближайших к Юрьеву сел. Правда, было слышно и то, что некоторое число православных намеренно прийти на пассию просто из любопытства и даже ради развлечения, так как она должна была совершаться при участии хорошо поставленного приходского хора. Однако большинство собирались, именно потому, что представлялся случай помолиться за «Страстями» Господа. Как бы то ни было, но едва только в воскресенье, 16 марта (1914 г.), в четыре часа по полудни раздался благовест, как через несколько минут храм оказался битком набит. По свидетельству наблюдавших в нем поместились, весьма вероятно, гораздо менее половины из подходивших к нему, так что остальные вынуждены были пойти домой, а часть их довольно значительная осталась стоять под открытым небом перед растворенными дверями храма, хотя время от времени моросил дождь. Чтобы создать или оживить подобающее настроение, а равно несколько уяснить смысл служения пассии, перед выходом к св. Распятию священник церкви произнес слово, которое разделил на две части. В первой части, обращенной к людям явившимся в храм с неподобающим настроением, было разъяснено, что если вообще весьма грешно как бы обращать дом Божий в место для развлечения, то в особенности это так в данный момент, когда через чтения и песни духовные благоговейно и благодарно вспоминает и прославляется самое дорогое и самое высокое перед внутренним духовным оком верующего человека событие – неисповедимое истощание нашего Господа. Поэтому, чтобы не омрачить своим настроением данного торжества, им необходимо теперь же принести в нем искреннее раскаяние в полной уверенности, что в этом случае Сладчайший Иисус простит их так же, как некогда простил благоразумного разбойника. Во второй части, обращенной к тем, кто пришел в св. храм не для развлечения, но именно за тем, чтобы вслушиваясь в чтение и песни духовные, вдохновенно изображающие «страсти» нашего Господа, всем сердцем отдаться св. впечатлениям от них и через это в своем сердце воздать должное беспредельной любви Господа к нам, была выражена радость по этому случаю; потому что, если человеческой душе вожделенны такого рода переживания то, значит, жива в ней вера в Сладчайшего Иисуса, не померкла и любовь к Нему, а это нельзя не признать основными, а потому, и самыми высшими сокровищами духа для земли и неба. В заключении слова все присутствующие в храме призывались, принося нашему Господу ради Его неисповедимого истощания дар любви, благодарения, вместе принести Ему и дар смирения и покаяния в той мысли, что это послужит к особой радости Его, потому что, по слову Его, об одном грешнике кающемся на небе бывает более радости, чем о 99 праведниках, не имеющих нужды в покаянии (Лук. XV, 7). Выслушав с видимым вниманием слово, богомольцы, как рассказывают, умилялись за совершавшимся богослужением, так что многие из них, по окончании его, подходили к священнику церкви с выражением благодарности за полученное духовное утешение. Между прочим, от одного богомольца пришлось выслушать следующее заключение: «Что греха таить, батюшка. Для многих из нашего брата страстная неделя, как вы знаете, время особой хозяйской суеты и торговли. Из-за этого то совсем не пойдешь молиться, а если пойдешь, то стоишь занятый совсем не молитвой. А вот теперь на свободе и в покое как было хорошо послушать «Страсти» Господа. Да, для нашего брата пассия была большим утешением». На основании всего изложенного остается подтвердить, что пассия, действительно, нравится православным и совершение ее оказывается нужным в особенности для тех, кто в силу жизненных условий не может посетить богослужений Страстной седмицы вовсе или не может слушать их в торжественной обстановке. Священник К. Твердислов.
/«Владимирские Епархиальные Ведомости» Отдел неофициальный, № 17 (26 апреля), 1914 г./ Церковь Воскресения Христова О пассии в кафедральном соборе г. Владимира в 1915 г.Город Юрьев-Польский. Copyright © 2016 Любовь безусловная |