Главная
Регистрация
Вход
Пятница
26.04.2024
02:32
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [138]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Благоверный княжич Глеб Владимирский

БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЖИЧ ГЛЕБ ВЛАДИМИРСКИЙ

Глеб Владимирский († 1174), в святом крещении Георгий, святой благоверный княжич, сын святого благоверного князя Андрея Боголюбского.


Благоверный княжич Глеб Владимирский

Матерь Божия явила чудо. Вот как повествует о нем древнее сказание: «Через некоторое время подоспел праздник - Госпожин день. Князь же Андрей стоял в церкви на утрени и пел со всеми, а сердце у него болело, потому что княгиня его не могла разрешиться ребёнком: дня два тяжко мучилась. По окончании службы он омыл водою икону Пресвятой Богородицы и ту воду послал княгине. Она же выпила этой воды и родила здоровое дитя, и сама стала сразу здоровою по молитвам Святой Богородицы». Так появился на свет в 1155 (1156) младший сын Андрея Боголюбского Глеб (во святом Крещении Георгий).
Под влиянием благочестивых родителей он вырос глубоко верующим и с двенадцатилетнего возраста проводил уединенную духовную жизнь. Родители не препятствовали сыну и даже содействовали ему в духовном возрастании. Святой князь особенно любил чтение святых книг, почитал священнослужителей и был милостив во всем. Несмотря на юный возраст, он избрал для себя подвиг строгого поста и молитвенного бдения.

Скончался благоверный князь Глеб в 1174 г., в девятнадцатилетнем возрасте. Его нетленные мощи сохранились и прославились чудесами. «И Господь прославил сего Угодника таким дивным нетлением, что не только все члены его остались целы, но и самые составы их не расторгнулись, так что руки его, крестообразно сложенные на груди, как бы готовы разогнуться для молитвы» (см. Утверждение веры в нетление св. Мощей).
Не только его отец оплакивали Глеба: все граждане Владимира столь неутешно плакали о нем. По словам летописи, он отличался незлобием, кротостью, смирением и благотворением по всей великой России; за то по кончине его, замечает летописец, горько плакали о нем нищие и убогие, вдовы и сироты, что даже иностранцы, бывшие в городе, не могли удержаться от слез при виде столь сильной всеобщей печали. «Видите, как любезен был княжеский сын граду сему», говорили они.
Совершив 20 июня 1174 г. погребальное в храме Богородицы над сыном своим, Андрей уклонился от шумной столичной жизни в любимый им Боголюбов, чтобы здесь в тиши монастырского уединения утолить скорбь души своей благочестивыми занятиями.

В 1238 г., во время нашествия Батыя на Русскую землю, татары подожгли собор во Владимире. В этом пожаре сгорели епископ Митрофан, великая княгиня Агафия, супруга великого князя Георгия Всеволодовича († 1238), и множество жителей Владимира, закрывшихся в соборном храме. Однако огонь даже не коснулся гробницы благоверного князя Глеба.
Из надписи на раке Благоверного Князя Глеба видно, что в то время, как варвары жгли храм, снаружи и внутри обложив его бревнами, — над гробницей сего Князя виден был иной огонь, который не позволял опаляться ей.

В июле 1410 г. на Владимир напали татары. Разграбив город, они стали расхищать церковные сокровища собора, убив соборного ключаря Патрикия. Полагая, что в гробнице спрятаны сокровища, они хотели разломать ее. Как только татары коснулись каменного гроба святого благоверного князя Глеба, из него вышло пламя, и татары в страхе покинули город.

По молитвам святого князя был спасен город от нашествия польско-литовских захватчиков. В 1608 году в царствование Василия Иоанновича Шуйского приступали ко Владимиру литовцы; но после тщетных покушений овладеть городом, вдруг в одну ночь, в страхе бежали от него. Это внезапное бегство неприятелей в рукописном житии Благоверного Князя Глеба и приписывается заступлению сего Угодника. Вот что по этому случаю рассказывается в нем: «в то время, как неприятели окружили город, — церковные стражи в одну ночь заметили в Соборе не обыкновенный свет, и тотчас дали знать о том тогдашнему пономарю Герасиму. Немедленно явившись к храму благочестивый клирик отворил двери его и поражен был ослепительным светом; однако дерзнул войти в церковь и вот пред гробницею Благоверного Князя Глеба увидел он сидящаго человека, который обратившись к нему сказал: «Не ужасайся человече! Не бойся! Не предаст Господь град сей в руки врагов, ибо мы соблюдаем его и молим о нем Всемилостиваго Бога и Матерь Его Пречистую Богородицу; но иди к Протопресвитеру церкви сея и ко всему причту и поведай все, что я сказал тебе. Я лежу в этом гробе». Герасим немедленно поведал сие видение Соборному причту и всему городу. В туже ночь неприятели, пораженные внезапным страхом бежали от Владимира».

30 ноября 1702 г. мощи были открыты и оказались нетленными. Своею гибкостью, мягкостью и белизною они производили впечатление тела живого человека. Император Павел I, приложившись к мощам св. Глеба, сказал великим князьям Александру и Константину: "дети, молитесь угоднику Божию Глебу; впервые в России вижу нетленно сохранившиеся мощи".

20 июня 1818 г. мощи св. Глеба были переложены в новую, серебряную раку, на 6 клеймах которой читаются фрагменты его Жития, в этой раке мощи святого почивают до настоящего времени. 12 и 15 февраля 1919 г. его мощи наряду с мощами других владимирских святых были подвергнуты вскрытию. В протоколе осмотра засвидетельствована исключительно хорошая сохранность св. останков князя. Священноисп. Афанасий (Сахаров), присутствовавший при вскрытии, отметил, что «тело святого... было мягким и гибким, и кожу на нем можно было схватить пальцами, она отставала, как у живого».

Празднование благоверному князю Глебу установлено в 1702 г., в том же году была написана служба, несколько позже - житие. Мощи до настоящего времени почивают в Успенском соборе во Владимире. В 1774 г. южный придел собора был освящен в честь его имени.


Придел св. блг. князя Глеба в Успенском кафедральном соборе

Рака с мощами св. Глеба Владимирского в Успенском соборе

В 1982 г. имя благоверного князя Глеба было внесено в Собор Владимирских святых, празднование которому установлено по инициативе архиеп. Владимирского и Суздальского Серапиона (Фадеева).


Святые владимирские князья Андрей Боголюбский, Георгий Всеволодович и Глеб Андреевич. Конец XIX - начало XX века.

Собор Владимирских князей. Крайний слева - блгв. кн. Глеб Андреевич.
Икона. 1814 г. Мастер И. Афанасьев

Благоверный князь Глеб почитается как особый покровитель и защитник города Владимира.

20 июня/3 июля - память святого благоверного князя Глеба Владимирского.

Тропарь благоверному князю Глебу Владимирскому, глас 4

Днесь светло красуется славнейший град Владимир, имея в себе пребогатое сокровище - чудоточащия честныя мощи благовернаго князя Глеба, имиже украшаяся и хваляся, вселенную всю созывает к веселию и велегласно вопиет: о Владыко Христе, даровавый таковую благодать угоднику Твоему, его молитвами помилуй нас.

Кондак, глас 8

Взбранному и крепкому в праведницах, православною мудростию сияющему великому чудотворцу, благодарственная восписуем ти, благоверный княже Глебе: яко имея дерзновение у Престола Христова, верою чтущих тя, град и люди сохраняй молитвами твоими: ты бо еси земли Российския похвала и утверждение.

Слово на день святого Благоверного князя Глеба, Владимирского Чудотворца

Речь, произнесенная во Владимирском Кафедральном Успенском соборе священником Николо-градской церкви Андреем Златовратским. 1873 год.

Соборный храм нашего города есть не только памятник набожности державных князей земли Русской, но, можно сказать, сокровищница высоких образцов благочестия для всякого русского человека. Хотим ли мы иметь пример нелицеприятного правосудия?
Здесь нетленные мощи святого Благоверного князя Андрея, который пострадал от безбожных Кучковичей, его свойственников, единственно потому, что был беспристрастным судьей для лиц особенно близких ему. Желаем ли видеть пример любви к отечеству?
Здесь нетленные мощи святого Благоверно князя Георгия, который в защиту отечества положил живот свой на берегах реки Сити в борьбе с татарами.
Наконец здесь нетленные мощи святого Благоверного князя Глеба, скончавшегося еще юношей, но прославленного Божией милостью за святость жития своего; а это представляет нам весьма убедительный пример воспитания детей в духе истинно-христианском у древних князей земли Русской.
Не останавливаясь мыслью на правосудии и любви к отечеству,- каковые добродетели по преимуществу должны украшать державных Царей наших и лиц от них поставленных собственно для суда и защиты отечества, обратим, бр. христиане, особое внимание на семейное благочестие Благоверных князей наших, которое воспитано Благоверного князя Глеба в такой высокой, святой жизни, что не тленные и чудотворные мощи его служат доселе источником исцелений для всех прибегающих к нему с верой. Такого внимания от нас требует самый день нынешний, в который собрались мы почтить память сего святого князя.
Чтобы проследить мысленно порядок семейного воспитания святого Благоверного князя Глеба, мы должны обратиться к указаниям истории, хотя в этом отношении очень скудным, но достаточным для того, чтобы по крайней мере в главных чертах определить характер отца празднуемого угодника, святого Благоверного князя Андрея. История свидетельствует, что святой князь Андрей имел особое усердие к устройству святых храмов Божиих, памятником чего служит и сей святой храм, в свое время – чудо воликолепия и архитектурного искусства. Любил он молиться в храме: в Боголюбове при храме, им же построенном, до сего времени указывают комнату, спальню сего князя, в которой он молился по ночам, подражая инокам. Воодушевляемый и укрепляемый молитвой святой князь Андрей отличался строгою справедливостью к лицам ему подвластным. Так, причиной мученической смерти сего святого князя был строгий, впрочем совершенно справедливый, суд над одним из братьев его супруги, которые, оскорбившись таковым судом, решились убить своего Государя и близкого родственника. Повествуется, что когда тело пострадавшего от убийц святого князя Андрея привезено было из Боголюбова во Владимир для погребения, тогда великий плачь был в городе, и особенной горести предавались нищие, ибо он был для них отцом, питающим их от своих княжеских щедрот. Итак главные черты характера святого Благоверного князя Андрея были: усердная и постоянная молитва к богу, любовь и милосердие к ближним, и строгая справедливость ко всем. Понятно, что, при таком душевном настроении святого князя Андрея, и семейная жизнь и воспитание детей сего князя были проникнуты теми же главными свойствами. Таким образом святой Благоверный князь Глеб с самого раннего, еще младенческого, возраста мог навыкнуть к усердной молитве и посещению храма Божия, и целомудрию и кротости во всех своих поступках, любви к бедным и убогим, и готовности облегчат их положение щедрой милостыней. Посему Бог, который видит и судит не только наши поступки, но и самые намерения, призрел милосердием на сего святого юношу и прославил его нетлением.
Воспитание детей в духе христианского благочестия служит основанием благополучия как частных лиц, так и целых обществ. Посему заботливость о семейном благочестии есть долг всякого христианина.
Кому из нас неизвестно, что призванные к общественной деятельности мы на этом поприще нередко встречаем большие огорчения; нам приходится бороться с людскими страстями, быть оскорбляемыми в высших наших стремлениях. Сознаем и исповедуем, что при таких обстоятельствах мы только тогда не будем малодушными когда в сердце нашем есть твердая вера в Бога, что Он с небес видит наши добрые намерения и благословляет их, что временные неприятные отношения к людям суть только испытания нашей веры и надежды на Господа, что добрая наша деятельность, если не в настоящем, то в будущем времени получит достойное воздаяние. Если мы видим людей преданных порочным страстям, то большей частью сии несчастные виновны только в том, что в юном возрасте были предоставлены самим себе, и, к большему их несчастью, видели постоянные примеры порочной жизни. Если мы слышим, что в состоянии мрачного душевного расположения, некоторые приходят в отчаяние и лишают себя даже самой жизни; то это только потому бывает возможным, что в сердце этих людей не положено никакого религиозного убеждения. Напротив сего, если в нашем сердце с детства будут твердо запечатлены христианские убеждения о Боге Творце и Промыслителе, о Боге-Спасителе нашем, о силе небесной помощи во всех обстоятельствах нашей жизни: то не может быть никакого сомнения в том, что жизнь наша будет отличаться теми добрыми делами, которые делают имя наше почтенным и уважаемым, и самую жизнь – спокойною и счастливою.
Общественное благополучие есть также плод общественного благочестия. Всякий порядок общественного благоустройства нарушается дурным, предосудительным поведением отдельных общественных членов, но это явление бывает тем реже, чем более воспитывается и ревностнее оберегается общественная нравственность. Где более людей с дурной нравственностью? Там, где общество равнодушно к духовному просвещению своих членов, где нет нравственной основы для жизни семейной, где христианские добродетели неизвестны или забыты, где во всей силе является дух ненависти, строптивости и безверия. Если до нас доходят слухи с дальнего запада о беспорядках общественных, если мы слышим о возмутительных убийствах и страшных казнях, то будьте уверены, что это есть естественный плод нравственного беспорядка тех обществ. Наш долг оберегать себя от тех учений, которые там произвели столь печальное опустошение. Общественное благополучие поддерживается общественным благочестием, т.е. общим стремлением к доброму христианскому просвещению так, чтобы каждый член общества, хорошо понимая свои обязанности, неуклонно стремился к их выполнению, чуждался праздности, как источного начала всевозможных пороков и страстей, в жизни семейной вел бы добрый порядок, в жизни общественной показал бы сдержанность, берегся самолюбия, снисходительно относился к недостаткам других, защищал слабых, поддерживал малодушных. Кто же нам даст сии столь необходимые для нас добродетели? Семейное благочестие: отсюда выходим мы в общество с теми или другими убеждениями, по которым действуем в тех или других обстоятельствах жизни. Не даром же о некоторых общественных деятелях говорят, что тот ил другой хорошо воспитан, или такой-то совсем без воспитания. Кажется, нельзя ограничивать смысл этих слов узкими приделами внешнего приличия; если внешнее обращение с людьми мы выносим из домашнего воспитания, то и внутренние убеждения наши о тех или других нравственных истинах мы, по крайней мере в начале, выносим также из домашнего воспитания. Совершенно верно с этой стороны поступаем мы, когда, желая узнать кого-либо покороче, допытываемся прежде, кто родители его; и если знаем родителей за людей четных, то доверяем такому лицу в полной уверенности, что из честной семьи можно выносить убеждения единственно честные. Таким образом религиозно-нравственное воспитание детей, служа основанием благополучия семейства, служит верным залогом благоустройства и целого государства.
Как хорошо, как отрадно сердцу нашему, что в своих древних державных князьях мы находим уроки добродетелей! Не будем забывать бр., таковых уроков! Под условием только исполнения оных мы и можем надеяться на то, что наши молитвы будут услышаны св. угодниками, и они испросят нам у Господа благословения во всем. Аминь.

ИСТОРИЯ города Владимира.

Собор Владимирских святых.
Князь Андрей Боголюбский.
Утверждение веры в нетление св. Мощей
Категория: Владимир | Добавил: Николай (05.05.2015)
Просмотров: 4692 | Теги: Владимир, Князь | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru