Варганов Алексей Дмитриевич. Улица Варганова гор. Суздаля
Алексей Дмитриевич Варганов
На улице Варганова, идущей вдоль кремлевского вала, на первом доме у самых Архиерейских палат, висит скромная мемориальная доска, поясняющая, что улица названа в честь Алексея Дмитриевича Варганова, реставратора и почетного гражданина Суздаля. Делом всей жизни Варганова было сохранение и восстановление архитектурных памятников города в самые тяжелые времена, и увековечение его памяти - то немногое, чем могли отплатить ему суздальцы.
Улица Варганова, дом 12
Алексей Дмитриевич Варганов родился 26 сентября 1905 г. в Ярославской губернии. В 1930 г. Алексей Варганов закончил в Ленинграде Высшие государственные курсы искусствоведения и приехал в Суздаль для работы в музее. В 1931 г. становится директором Суздальского музея (до 1958 г.) и начинает заниматься исследованием памятников архитектуры города, защитой их от разрушения, а также комплектацией музейной коллекции. С 1930 года по 1945 год А.Д. Варганов вел подробный дневник всех событий музея, реставрационных работ, исследований и открытий.
Колокольня Суздальского Кремля В этой колокольне многие годы жил Алексей Дмитриевич со своей семьей.
В 1934 г. вместе с Н.Н. Ворониным начинает археологическое обследование города. Варганов занимался историей строительства и архитектурой Рождественского собора Суздальского кремля. В 1934 г. он обнаружил в стене западного притвора древнюю лестницу на хоры, а в 1938 г. — домонгольские фрески XIII в. с изображением старцев. В 1934 г. в усыпальнице Покровского собора, под небольшой белокаменной плитой (без надписи) директором Суздальского музея Варгановым А.Д. было вскрыто детское захоронение «сына» великой княгини Соломонии Сабуровой (1610 г.).
Алексей Дмитриевич Варганов
В 1945 году Правительством принимаются постановления: «По переустройству г. Суздаля и превращению его в город-музей» и «О мероприятиях по сохранению и реставрации памятников архитектуры Владимирской области». С 1945 по 1950 год А.Д. Варганов – главный инспектор по охране памятников Суздаля. Одновременно — руководитель реставрационных работ Суздальского реставрационного участка. С 1951 года он – руководитель Суздальского реставрационного участка.
Святые ворота с Благовещенской надвратной церковью Покровского монастыря. Реставрация 1958 г., выполненная по проекту А.Д. Варганова, вернула памятнику первоначальный вид.
Трапезная палата с Зачатьевской церковью. Реставрированы по проекту А.Д. Варганова и Е.А. Архипова.
Приказная изба. Авторы проекта реставрации А.Д. Варганов и М.А. Фирсов.
Во время Великой Отечественной войны в Суздале размещалось Винницкое военно-пехотное училище. В 1943 году после просмотра фильма «Минин и Пожарский» курсанты, узнав, что Пожарский похоронен в Спасо-Евфимиевском монастыре, послали на имя начальника Главного политического управления письмо с предложением поставить памятник герою земли русской. Просьба была удовлетворена. Выполнить бюст было поручено скульптору Заиру Исааковичу Азгуру. Памятник был привезен в Суздаль в 1955 г. и установлен в сквере им. Д.М. Пожарского, перед центральной входной башней монастыря. Постамент для памятника был выполнен архитектором Г.А. Захаровым. Эмблема - щит и меч - и надпись «Дмитрию Пожарскому благодарная Россия» принадлежат А.Д. Варганову.
Памятник Дмитрию Пожарскому перед входом в Спасо-Евфимиев монастырь Суздаля
Бюст покоится на постаменте, который своими крыльями напоминает нам о подвиге Д.М. Пожарского — освобождении Москвы. Крылья — фрагмент кремлевской стены. На фасаде помещены символы воинской доблести — щит и меч — и надпись: «Дмитрию Пожарскому благодарная родина».
С момента образования в 1958 году Владимиро-Суздальского музея-заповедника А.Д. Варганов является его директором.
Город Владимир, ул. Офицерская, д. 3.
Мемориальная доска из черного гранита открыта 26 сентября 2005 г. на доме №3 ул. Офицерской в гор. Владимире. «В этом доме с 1959 г. по 1977 г. жил искусствовед архитектор-реставратор заслуженный деятель искусств РСФСР почетный гражданин г. Суздаля АЛЕКСЕЙ ДМИТРИЕВИЧ ВАРГАНОВ (26.91905 – 21.2.1977)»
Колокольня Антипьевской церкви и Лазаревская церковь. Очень хороша и стройна примыкающая к церкви Антипия с запада и построенная, видимо, несколько раньше колокольня с типичным для Суздаля вогнутым шатром с круглыми люкарнами-«слухами». Она очень похожа на колокольню церкви Николы в кремле. При реставрации комплекса Варгановым А.Д. в 1959 г. восстановлена ее старая наружная расцветка, выделявшая здание среди других колоколен Суздаля.
В 1960 году он окончательно переходит в проектно-реставрационную мастерскую и продолжает работать с суздальскими памятниками. С 1961 г. — главный архитектор Владимирской научно-реставрационной мастерской. В 1964 г. Рождественский собор внимательно реставрирован А.Д. Варгановым и И.А. Столетовым.
В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР № 882 от 23 июля 1965 года исполком Владимирского облсовета принял решение № 934 от 11 августа 1965 года «Об организации добровольного общества охраны памятников истории и культуры», согласно которому 22 декабря 1965 года была проведена Владимирская областная Учредительная конференция Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. На конференцию прибыли делегаты, избранные на городских и районных конференциях. Были обсуждены цели и задачи Общества, проект Устава Всероссийского Общества и приняты соответствующие решения. Был избран Совет областного отделения Общества и ревизионная комиссия. Было избрано 5 делегатов на Всероссийский учредительный съезд. 6 июля 1966 года Совет Министров РСФСР своим постановлением № 589 утвердил Устав Всероссийского Общества охраны памятников истории и культуры. На заседании пленума Совета областного отделения Общества был избран президиум Совета в составе 11 человек. Председателем президиума совета избран Столетов А.В., зам. председателя - Варганов А.Д., секретарем - Маслов В.М. С начала 1967 года Центральным Советом Всероссийского общества охраны памятников были выделены штаты областного, городских и районных отделений Общества, были разрешены все организационные вопросы, началась работа по созданию организаций Общества в области. К апрелю 1968 г. было создано и работало Владимирское городское отделение и 16 подведомственных районных отделений Общества: Александровское, Вязниковское, Гороховецкое, Гусь-Хрустальное, Камешковское, Киржачское, Ковровское, Кольчугинское, Меленковское, Муромское, Петушинское, Селивановское, Собинское, Судогодское, Суздальское, Юрьев-Польское. В состав Общества входили первичные организации, объединяющие, кроме индивидуальных членов, предприятия и организации, которые являлись коллективными членами общества. В первичных организациях Владимирского областного отделения общества охраны памятников истории и культуры проводились экскурсии, лекции и доклады, тематические вечера, выпускались плакаты по всем видам памятников. Основными задачами общества являлись: а) привлечение широких слоев населения к активному и непосредственному участию в охране памятников истории и культуры; б) активное содействие государственным органам охраны памятников в их работе по сохранению, пропаганде и реставрации памятников и памятных мест; в) пропаганда среди населения знаний о памятниках истории и культуры и воспитание на этой основе любви к Родине, ее истории, уважение к труду и таланту народа.
Крестовая палата
По его проектам в Суздальском кремле восстанавливаются галерея-переход Архиерейских палат и Крестовая палата XVII века. В декабре 1969 года он пишет Г.Л. Григорьеву: «В Большой Крестовой палате свод готов, стоит незыблем… Видимо, увековечу себя в архитектуре Архиерейских палат. Эта работа досталась мне лихо!» Весь архитектурный комплекс Архиерейских палат был отреставрирован в 1950-1960-е гг. по проекту Варганова А.Д. 1974 г. «Помню, как по-русски широко встречал Суздаль многочисленных гостей в праздник своего 950-летия. К знамени города был прикреплен орден «Знак Почета» — высокая и заслуженная награда за пропаганду культурного наследия прошлого, сохранение и реставрацию памятников зодчества, за развитие массового туризма. А потом славный город призвал на свой юбилей тех, кто помог ему возродиться из забвения, обрести новое лицо и жизнь, почувствовать себя нужным людям. Первым было названо имя Алексея Дмитриевича Варганова, о котором хорошо сказал писатель-владимирец В.А. Солоухин: «Варганов был не просто директором маленького музея, но рыцарем Суздаля. Суздаль для Варганова стал единственной любовью, целью жизни, самой жизнью. Варганов для Суздаля стал судьбой и счастливым жребием». На торжественном собрании, посвященном юбилею города, А.Д. Варганов был провозглашен почетным гражданином Суздаля, ему вручили памятный диплом, удостоверение, на плечо легла широкая красная лента... На сцене стоял небольшого роста пожилой человек, смущенным жестом поправлял очки и улыбался. Ритуал растрогал его. Председательствующий рассказывал о жизненном пути и заслугах Варганова, собравшиеся в зале поглядывали то на оратора, то на почетного гражданина, а он, казалось, отвлекался. Видимо, Алексей Дмитриевич вспомнил июньский день 1930 года, когда он первый раз приехал в Суздаль…» (Белов Ю. Суздаль: Путеводитель:- Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1986).
Умер А.Д. Варганов 22 февраля 1977 г. Похоронен в Суздале.
Память:
- Именем Варганова А.Д. названа одна из улиц Суздаля. В.И. Романовского и его приемника Алексея Варганова. Эскиз мемориальной доски выполнен дизайнерами Владимиро-Суздальского музея-заповедника, а изготовили её мастера из Гусь-Хрустального под руководством Дмитрия Белинского.
Звания и награды: - Заслуженный деятель искусств РСФСР (1957 г.). - Почетный гражданин Суздаля (1974 г.). - Награжден медалью «За доблестный труд» (1969 г.).
Основные труды: - Суздаль. М., 1944. (Серия «Сокровища русского зодчества»). - Из ранней истории Суздаля (IX—XIII вв.) // Краткие сообщения института истории материальной культуры. Вып. 12. М., 1946. С. 127—134. - Обжигательные печи XI—XII вв. в Суздале // Краткие сообщения института истории материальной культуры. Вып. 65. 1956. С. 49.- Суздаль: историко-экономический очерк. Владимир, 1957. - Суздаль. Очерки по истории и архитектуре. Ярославль, 1971. 184 с. - Еще раз о суздальском соборе // Советская Археология. № 2. М., 1977. С. 249—255.
- Суздаль. Путеводитель. Исторический очерк./ А. Д. Варганов, А. А. Варганов. М., Советская Россия, 1985. 160 с.
Литература: Голицын С. М. Сказания о белых камнях: Повесть / Художник В. Перцов; Фотографии в тексте, на вкладках и обложке и форзац А. С. Потресова. — М.: Молодая гвардия, 1969. — С. 14—37: «На Суждали». — 272, с. — 65 000 экз.
В городе Суздале учреждена ежегодная городская премия в области культуры имени А.Д. Варганова.
Положение о премии имени А.Д. Варганова в области культуры, искусства и литературы
1. Премии в области культуры, искусства и литературы (далее премии) присуждаются за наиболее талантливые произведения, получившие общественное признание и ставшие явлением в культурной жизни города Суздаля, а также наиболее достойным деятелям культуры, искусства и литературы, внесшим большой вклад в развитие культуры города. 2. Ежегодно присуждается не более 3-х премий в сумме двух минимальных размеров оплаты труда каждая в области культуры (музейное, библиотечное дело, организация досуговой деятельности, народное творчество, и кино), в области искусства (музыкальное, изобразительное искусство, архитектура, дизайн, реставрация), в области литературы (литературное творчество, журналистика). Премии присуждаются постановлением главы города Суздаля по представлению конкурсной комиссии по рассмотрению кандидатур на премии (далее комиссия). Вручение премий приурочивается к Дню города Суздаля. 3. Выдвижение произведений, авторов на соискание премий осуществляется отделом по туризму, культуре, физической культуре, спорту и молодежной политике администрации города Суздаля, учреждениями культуры, учебными заведениями, редакциями средств массовой информации, общественными организациями. Документы и материалы на соискание премий представляются в комиссию в порядке и сроки, установленные комиссией. 4. В комиссию направляются следующие документы: - представления с указанием полного названия произведения, фамилии, имени, отчества автора (по паспорту), даты и места публикации (показа, исполнения, ввода в эксплуатацию) произведения, общей оценки произведения, мотивирующей выдвижение его на соискание премии; - коллегиальное решение выдвигающей организации о выдвижении данного произведения, автора на соискание премии; - документы, подтверждающие выпуск в свет произведения, дату и место; - материалы, свидетельствующие о признании произведения; - произведение в 2-х экземплярах (или его воспроизведение-сценарий, слайды, каталоги, альбомы, репродукции, записи и т.д.); - творческая характеристика произведения. 5. Комиссия принимает документы ежегодно с 1 февраля по 1 июля. 6. Произведения рассматриваются комиссией на конкурсной основе, при необходимости, с привлечением экспертов. 7. Решение комиссии принимается большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии. 8. Лицам, удостоенным городской премии, присваивается звание «Лауреат премии имени А.Д. Варганова в области культуры, искусства и литературы», вручается диплом, памятный знак и денежное вознаграждение. 9. Если премия присуждается группе авторов, она распределяется поровну между членами группы; в случае получения премии коллективом она используется по решению коллектива, персональный состав получателей не определяется. 10. Диплом, памятный знак и денежное вознаграждение, в случае смерти Лауреата премии, передаются родственникам. 11. На соискание премии посмертное выдвижение не принимается. 12. Решение о присуждении премии вступает в силу после подписания соответствующего постановления главы города Суздаля.
РЕСТАВРАЦИОННАЯ ТЕМА В ПЕРЕПИСКЕ А.Д. ВАРГАНОВА И Н.Н. ВОРОНИНА
Т.П. Тимофеева. Суздальский сборник за 2019 год
В истории исследования и реставрации памятников зодчества Владимирского края особая роль принадлежит Николаю Николаевичу Воронину и Алексею Дмитриевичу Варганову. Этих выдающихся ученых связывала полувековая дружба, отразившаяся в их переписке. Изучено около 300 писем за 1934–1976 гг., хранящихся во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике и Государственном архиве Владимирской области. Одной из важнейших тем, кровно интересовавших обоих корреспондентов, с самого начала переписки становится тема исследования и реставрации памятников архитектуры во всем ее многообразии. В августе 1945 г. была образована Владимирская реставрационная мастерская. Оставаясь директором Суздальского музея, Варганов по совместительству работал инспектором областного отдела архитектуры и начальником Суздальского участка только что созданной Мастерской, а в 1960–1965 гг., когда Суздаль, благодаря ему, начал уже обретать качества уникального города-музея, – главным архитектором Мастерской.
Варганов одновременно выступал как исследователь, автор проектов и руководитель производства. Его исследования публиковались в научных и популярных изданиях, многочисленные проекты сохранились в архиве Мастерской (и частично в ГАВО) и осуществились на практике. Плоды его труда очевидны и многим знакомы. Но гораздо менее известно (или теперь вообще неизвестно) о его роли организатора собственно реставрационного дела, мастерства разных специальностей. В переписке с Ворониным обсуждались вопросы ремесла реставратора-практика, так необходимого при воссоздании памятников архитектуры. 23 декабря 1944 г., еще до создания Мастерской, Варганов писал Воронину, что добивается «открытия в Суздале если не художественно-промышленного училища, то, во всяком случае, подобных мастерских при местном промкомбинате. Последний идет навстречу и согласен отпустить на первых порах более 100 тыс. рублей. Как удалось выяснить, у нас еще есть последние возможности – мастера-старики, «ветхие деньми». Нашел резчика по дереву (бывший иконостасный мастер), гравировальщика по металлу, ювелира, скоро приедет, вернее, вернется в Суздаль великолепный чеканщик и позолотчик, мастер каменного дела есть тоже (обработка лекального кирпича, наличники и своды всех типов). Последние весьма бы необходимы, так как в связи с восстановлением нашей владимиро-суздальской старины нужно иметь мастеров под руками «от клеврет и своих”… Может быть, тебе удастся этот вопрос поднять в Москве и заинтересовать кое-кого!?».
В письме от 11 января 1945 г. он сделал приписку на полях: «Ни о каких мастерских в Суздале, с «клевретами», Мордвишина (вероятно, чиновница по делам архитектуры и искусства в Совете народных комиссаров) слышать не хочет – детский дом или снова воинская часть!.. Только что закончил письмо, как мне сообщили… что мастерские такого типа организуются во Владимире и что Г.Н. (Георгий Николаевич Пальцев – первый секретарь Владимирского обкома ВКП(б)) уже об этом знает и хлопочет. Найденные мною кадры будут зарегистрированы и использованы. Однако надо сказать, что суздальцы переезжать во Владимир откажутся». Художественно-ремесленное училище с отделением реставрации действительно открылось в 1945 г. во Владимире. Варганову и самому приходилось работать в качестве реставратора настенной живописи. Его образование – сначала Ленинградский художественно-промышленный техникум, по специальности «художник монументальной живописи» (1923–1927), затем Институт истории искусств (1927–1930) – давали ему такое право. В Институте истории искусств предмет «реставрация и технология» преподавал профессор Мстислав Владимирович Фармаковский – крупный специалист в области консервации и реставрации исторических памятников материальной культуры. В 1945 г. Варганову было присвоено звание «ученый реставратор». В 1938 г. Варганов обнаружил и расчистил древнюю фреску в диаконнике Рождественского собора в Суздале, ныне широко известную, в 1946 г. – в Кидекше.
Старец. Фреска XIII в. в диаконнике Рождественского собора в Суздале
Волхвы. Фреска XII в. в Борисоглебской церкви в Кидекше.
Вот что написал он Воронину 7 декабря 1939 г. о соборе: «В сентябре закончили реставрацию фресок «из чуд чудо»: открылись замечательные «угодники» прекраснейшей сохранности, как будто мастер только отнял кисть. Орнаментальные ковры, два поясных изображения и две пары ног, одне волосатые, вроде твоих, другие совершенно голые, но чьи? неизвестно. Лицевые фрески, точно, как во Владимире всеволодовские, но гораздо крупнее и монументальнее, даже те же самые два святые. Теперь меня очень интересует: есть ли какой материал по владимирским фрескам Всеволода и Андрея, изданы они или нет? Когда и как открыты? И почему установлено, что всеволодовские? Ведь в ПСРЛ (Полное собрание русских летописей) нет как будто сведений о росписи Всеволодом Успенского собора…». Об этих фресках упоминается еще в одном письме, от 11 января 1945 г.: «Проблемы, связанные с собором, стоят уже три года без движения… Скажи в Третьяковке, что в Суздале надо чистить фреску XIII в. огромной величины и прекрасной сохранности. НПС[ычев] тянет все к Македонии, как и раньше…».
В это время руководителем секции монументальной живописи в Мастерской был выдающийся искусствовед и реставратор, профессор Николай Петрович Сычев (1883–1964), проживавший во Владимире в 1944–1954 гг. Он и Федор Александрович Модоров (1890–1967), известный художник-реставратор, уроженец пос. Мстёра, преподавали во Владимирском ремесленном училище на отделении реставрации. Варганов, как следует из писем, весьма критически относился к их методике реставрации. 23 ноября 1946 г. он писал Воронину: «Несмотря на все мое благоговение перед реставрацией как наукой – приходится сожалеть, что методы расчистки фресковой живописи еще далеки от науки, как небо от земли, и что сами реставраторы скорее фокусники и мошенники, чем люди науки. Конечно, о реставрации икон этого сказать нельзя. В пылу разочарования сгрохал статью «о реставрации и реставраторах», помещать ее никуда не намерен, а отложил в свой архив. Н.П. [Сычев] прочитал ее и «узрев образ свой» – запретил ее печатать где-либо. В ней я критикую методы тех, кого И.Э. [Грабарь] посылает к нам для работ. В частности, работы по Княгинину я считаю варварством, так как «мастера» смыли все надписи с изображений святых1. Теперь ходим и гадаем! а имярек остается. Вопреки коммерческой мастерской Н.П. [Сычева] и Ф.М. [Федора Модорова] насаждаю свою Владимирскую реставрационную школу, при художественно-ремесленном училище. Вызвал туда своих старых мастеров из Мстеры, создали им условия, выделили для учебы ребятам плохоньких иконок штук 10 и штук 6 мастерам, пусть чистят. Н.П. сильно возражал, но я отстоял свою позицию, думаю, сделал так, надеясь учить молодые кадры этому делу, тем более, что ребята горят желанием. Руководит В.И. Савин (мастер), тот, который чистил мне фрески XIII в. в соборе и икону «Честных древ».
Тогда же, в 1946 г., Варганов начал работы в с. Кидекша, в белокаменной церкви Бориса и Глеба XII в. В научной литературе честь открытия фресок в Кидекше закрепилась за Сычевым, хотя на самом деле открыл, впервые расчистил и дал им правильную интерпретацию Варганов. 31 октября 1946 г. он писал Воронину: «За это лето есть некоторые результаты работ по древней живописи. Так, открыл фрески в Кидекше, пока одна головка – XII в., пойдет еще дальше, что там будет, еще не понятно… Жаль, что Сычевы и Модоровы не дают мне трогать хотя мною раскрытые памятники, так как они одни только имеют на это право (от И.Э.) [Грабаря]». В следующем письме, от 23 ноября: «Очень рад за приглашение участвовать в «Кратких сообщениях» – фресками Кидекши. Трудно мне это сделать, так как Н.П. [Сычев] уже проглотил эту пилюлю, тут же дав заметку в «Призыв». Жаль, что мне не разрешено раскрытие. Нет никакого сомнения, что я сделаю не хуже Фед. Мод[орова], а пожалуй, поосторожнее и вежливее. То, что я видел, это не метод, а… не пойму что. Когда я сообщил об открытии Н.П. [Сычеву], он мне тут же запретил прикосновение как «не имеющему мандата на реставрацию». И отправились в Кидекшу с Ф.М. [Федором Модоровым]. Правда, все не раскрыли, а расчистили то, что я уже раскрыл. Зафотографировали (был специальный фотограф) и мне отпечатка не дают. Вслед за этим появилась статья Н.П. [Сычева] в «Призыве». Воронин ответил 29 ноября: «Получил твое письмо и очень расстроился положением дела с открытием в Кидекше и качеством расчистки фресок в Княгинином монастыре. Побороться с этим делом трудно… Надо было бы тебе получить «права» на расчистку, полагаю, что ты с успехом бы выдержал экзамен и не был бы связан с Н.П.». В письме от 20 декабря Варганов сетует: «Неужели Грабарь, после моих фресок XIII в. в соборе не доверит мне самостоятельную работу по реставрации живописи. Икону я не возьму, а фреску сделаю лучше, чем кто-либо, а наипаче М[одоров] с его многожеланным (для непонимающих) хирургическим инструментом. К чему это все, молоточки и резиновые перчатки. Это все ерунда одна». Следующая подборка писем о Кидекше – за 1948 г. 8 ноября Варганов пишет: «В Кидекше проводил работы с Н.П. [Сычевым] вместе, тоже сижу за отчетом. Он свою часть представил довольно фантастическую и необыкновенно надуманную. Посылаю 2 фрагмента фресок Кидекши (к сожалению, так как под руками только эти нашел). Очень прошу дать по ним заключение ГАИМК – al fresco или secco? Что-то не такая, как в соборе и других местах. Хорошо бы и другое: анализ известкового раствора. Будь добр, если не затруднит это. Мне нужно для отчета». Из письма от 20 ноября: «Отчет (Сычева) оказался фантастичен, скорее, не отчет, а просто готовая статья для книги. Так, обнаруженные два всадника названы Борисом и Глебом, в то время когда на этих обнаруженных святых не оказалось нимбов и оба безбородые (надписей, конечно, нет). Не говоря о коврах, майоликовых плитках, которыми Н.П. устлал пол апсиды, хотя их и не нашел. Интересного, конечно, много. Резной камень типа боголюбовской капители, плинфа (1 шт. ) и пр. В раскопках масса фрагментов фрески, охру из коих я тебе и послал для анализа в мой отчет для мастерской. Конечно, я не все найденные мной фрагменты показал Н.П. [Сычеву], зная хорошо, что им самим не найти, оставил несколько кусков для себя. Которые и открыл уже после их отъезда и работ по зондажам на стенах». Из письма от 15 декабря: «В Кидекше при раскопках алтарной абсиды, по ее полукружию, открыто белокаменное сидение с остатками епископского трона, причем обнаружены белокаменные квадры с резьбой (птица), один обломок плинфы с фрагментом фресок. Одна из фресок представляет двух всадников на конях без нимбов и без шапок. Сычев называет их Борисом и Глебом. Хотя они больше похожи на вохвов из «Рождества» (это мое мнение), так как фрагмент фрески vis a vis, он утверждает, из сцены «Успение Божией Матери». Фрески, особенно «Борис и Глеб», похожи на помпейские из терм…». Не только фреска интересовала Варганова как реставратора. Прежде всего, как реставратор памятников архитектуры он уделял пристальное внимание мастерству каменщика. 4 июля 1948 г. Варганов писал Воронину о ремесле кирпичника: «Провожу интересные реставрационные работы: выкладываем жгуты, наличники, порталы по всем правилам древнерусской практики. Ломка суздальских церквей не прошла для меня даром. Наблюдение над разборкой деталей и своевременные зарисовки сделали теперь из меня мастера каменных дел не хуже Григория Борисова или Постника. Обучаю новых мастеров теске фигурного кирпича, кладки его в стену, перевязке и т. п., все по древнему типу. Ужасно приятная и интересная работа. Теперь, пожалуй, любому архитектору нос утру кладкой арок любого типа, кладем и своды, укрепляем и восстанавливаем «мертвые» детали и арки, словом, практика колоссальная». В письме от 22 июля 1952 г. звучит та же тема: «Лето все проходит на строительных площадках, которых у меня хоть отбавляй. Мало того, Суздаль теперь развернул работы в Юрьеве и Гороховце. Основной кадр выдрессированных мной каменщиков отправил в Юрьев-Польский, а с ним и старшего прораба. Сегодня только вернулся из Вязников, Мстеры и Коврова, а в среду еду в Юрьев для научной консультации реставрации трапезной Михайло-Архангельского монастыря. Работы сложные и ответственные. Все же так наторел на производстве, что стал «сам бе мастер». Своды кладем любые: сомкнутые, крестовые, коробовые и т.п., кирпич режем как репу, можем вытесать хоть черта с хвостом. Словом, не уступим камнетесам XVII века». В письме начала 1961 г. читаем: «Проблема реставрационного кирпича, весьма актуальная у нас на производстве реставрации, заставляет меня ездить и искать на слом церкви. Дело не легкое для нас, так как в каждом древнем сооружении мы видим свои особенности, свою манеру, почерк мастеров и их специфические особенности. А поэтому, изъездив все районы, «не нашел ничего»! – к великому удивлению властей. Вот миссия ученого руководителя научной организации».
Мастер-кирпичник Суздальского реставрационного участка за работой. 1963 г. Из Собрания ГВСМЗ
Когда со стороны государственных структур стало заметно охлаждение к реставрации, на что жаловался в письмах Варганов, Воронин в письме от 21 сентября 1963 г. отвечал: «Очень понимаю твое настроение по части древностей и реставрации их. Об этом еще Аввакум писал: «видим, яко зима хощет быти: сердце озябло и ноги задрожали…» и там же – «ино батька еще побредем». Вот и надо запастись терпением и верой, чтобы перезимовать до очередной краткой «оттепели». Лишь бы за это время не погибли последние остатки памятников. Всяко может быть… Это, конечно, не очень весело, но плетью обуха не перешибешь. И все-таки выходят книги, и все-таки работают люди, так что пока свеча не угасла. Вот только смены порядочной нет. Мало людишек остается. Ну, авось. И не такое еще бывало…».
Эти письма обогащают наше представление о роли Воронина и особенно Варганова в организации реставрационного дела и в подготовке кадров для него во Владимирской области. Алексей Дмитриевич явился предтечей создания реставрационного училища в Суздале, о котором мечтал задолго до его открытия, и письма свидетельствуют о его прозорливости.
Улица Варганова
Улица Варганова в Суздале находится в кремле и проходит вдоль вала от Никольской церкви до Архиерейских палат. Улица Варганова названа так в 1977 году, в честь архитектора-реставратора Алексея Дмитриевича Варганова - заслуженного деятеля искусств РСФСР и почетного гражданина Суздаля. Историческое название улицы - Ивановская. В XIX веке улица называлась Никольской, по названию одноименной церкви.
В 50—70-е годы XIX века красильное заведение (см. Текстильная промышленность гор. Суздаля в XIX – нач. ХХ вв.) на реке Каменке имел суздальский купец Сергей Петрович Адов. Его отец Петр Антонов сын Адов был вольноотпущенным из дворовых людей, владел домом на Борисовой стороне и получал доход от «мастерства портного». Он состоял в мещанском сословии Суздаля в 1818 году, сын же его был уже купцом и приобрел в 1855 году у Гаврилы Охлонина деревянный дом «со светелкой» — так в Суздале продолжали называть часть дома, известную как мезонин. Самим Адовым был построен двухэтажный каменный дом. Там у него разместилась миткалево-ткацкая фабрика. Фабрика, как тогда говорили, «не пошла», и Адов в 1877 году дом с фабрикой продал. Интересные сведения сообщил об этом доме В.М. Снегирев: «в нем разместилось общежитие суздальского духовного училища, находившегося в Архиерейских палатах. Во время большого весеннего разлива 1896 года произошел, по его словам, такой случай: «Ночью внезапно раздался стук в наше окно и стряпуха... мокрая по пояс, взволнованно сообщила отцу, что речная вода затопила нижний этаж их дома, вода через окна вошла в помещение настолько, что сундучки учеников плавают по комнатам, а ученики с ногами забрались на свои кровати. Немедленно были приняты меры для спасения утопающих; за неимением лодок были сняты с петель ворота, и на них учеников переправляли из затопленного дома на кремлевский вал».
Потом второй этаж был продан врачу Проппер, а на первом, нежилом устроили, после 1896 года, казенную винную лавку «монопольку».
Улица Варганова, дом 2
Улица Варганова, дом 3
Улица Варганова, дд. 4, 6
Улица Варганова, д. 8
Улица Варганова, дд. 8, 10
Сохранилось краткое описание владения титулярного советника Василия Сергеевича Зашлянкина, относящееся к 1842 году: в кремле — деревянный одноэтажный дом на каменном фундаменте размером 6 саж. х 3 саж. 1 аршин, пристройка двухсаженная, баня, флигель, сарай, при доме «огород, занятый овощами, размером 10x9 саж.». В этом доме впоследствии поселился Владимир Михайлович Снегирев.
Дом № 10 в начале XX века.
Улица Варганова, дом 12
Поворот направо на улицу Кремлевскую.
Поворот налево к мосту через речку Каменку.
Разрыв в системе укреплений для проездных Дмитриевских ворот. Слева территория Суздальского Кремля, справа улица Варганова