Главная
Регистрация
Вход
Среда
24.04.2024
19:04
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [134]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Столетов Александр Васильевич, архитектор

Столетов Александр Васильевич

Столетов Александр Васильевич (1896 - 8.08.1966) - архитектор-реставратор, главный архитектор г. Владимира (1944–1946), главный архитектор Владимирской специализированной экспериментальной научно-реставрационной производственной мастерской (1950-1956), председатель правления Владимирского отделения Союза архитекторов СССР (1960–1962).

Род Столетовых во Владимире ведет свое начало из Новгорода Великого. Как известно, Иван IV, борясь с давним демократическим правлением этого свободолюбивого торгового города и его населения, выслал многие знатные новгородские семьи в разные места Русской земли. Столетовы попали во Владимир. Среди документов сохранилась «Книга записи купчих и иных крепостей владимирской приказной избы за 1762 г.» В ней записана купчая крепость, из которой следует, что «...Иван да Григорий Несмеяновы дети Зловидова продали в Володимери на посаде за рекою за Лыбедю свое купленное белое дворовое место без хором с огородом и вишенником и с яблоньми посацкому человеку Потешке Столетову...».
Жили Столетовы в патриархальном Владимире, занимаясь огородничеством — типичным для горожан российского Нечерноземья делом.


Александр Васильевич Столетов

Александр Васильевич Столетов родился во Владимире 14(27) октября 1896 г. (крещен на третий день в Ильинской церкви) в многодетной и дружной семье мещан Василия Ивановича и Варвары Васильевны Столетовых, занимавшихся огородничеством вплоть до 1910 года. Огороды семьи находились на месте современного хлебозавода, по соседству с огородами известных Муравкиных, по левому берегу Лыбеди. Будучи очень скромным по натуре человеком, Александр Васильевич отрицал родственные связи с известными деятелями русской культуры, владимирцами Н.Г. и А.Г. Столетовыми. Вполне возможно, что этих связей в конце XIX века уже и не было.
Столетовы с 70-х годов XVI века строили на Варварке свои дома, постепенно отделяя сыновей по мере их взросления и обзаведения собственными семьями. Так и отец Александра Васильевича Василий Иванович Столетов (1841 г.р.) на участке своего дома (угол ул. Воскресенской и Подьяческой) еще 19 августа 1903 года испросил разрешение городской управы на постройку «деревянного одноэтажного флигеля и... деревянных служб». Дом разрешен одноэтажный в три окна и «парадным» (крыльцо-вход) по фасаду на Подьяческую улицу, а сарай имел бы в сторону соседа брандмауэр выше конька крыши.


Чертёж на постройку деревянного одноэтажного дома и сарая на усадьбе земли, принадлежащей владимирскому мещанину Василию Ивановичу Столетову (выкопировка из плана г. Владимира 1865-1866 гг.). 26 августа 1903 г.

Дом Столетовых. Улица Менделеева, д. 1

В этом самом доме по улице Менделеева, 1, и прожил потом свою жизнь Александр Васильевич с женой Наталией Сергеевной и сыном Игорем.
На месте снесённого в 1978 году дома было построено здание школы №3, где в память об А.В. Столетове в 2002 году установлена новая мемориальная доска из белого камня.
Глава семьи - Василий Иванович Столетов умер в 1905 году.
В 1907 году Александр поступил во Владимирское реальное училище. Из-за материальной необеспеченности с 14 лет стал подрабатывать уроками, которые давал своим неуспевающим однокашникам. Это воспитывало у него чувство ответственности за свое дело и умение постоянно и упорно трудиться.
В мае 1913 года он завершил полный курс основного отделения, а в июне 1914 г. дополнительный класс. Зарабатывал тогда на жизнь репетиторством среди однокашников.
В 1915 году Александр Васильевич стал студентом Петроградского института гражданских инженеров. В документах А.В. сохранилось интересное удостоверение на бланке гражданского инженера Семёна Николаевича Фёдорова, тогдашнего владимирского губернского архитектора, о работе в течение четырех летних месяцев 1916 года студента А.В. Столетова, который “состоял на работах при постройке в городе Владимире зданий для дворянского пансион-приюта, где он занимал должность казенного десятника. Его работой и трудолюбием я остался весьма доволен, что и удостоверяю своею подписью”...
Шла первая мировая война. В начале 1917 года учение пришлось прервать — студента призвали в армию. Его служба началась с должности войскового техника-строителя 7-й Строительной партии Юго-Западного фронта. Эта служба закончилась в феврале 1918 года, когда техник 142-й инженерной рабочей дружины 9-й бригады Столетов Александр был после расформирования дружины направлен в распоряжение дежурного генерала XI армии.
По демобилизации вернулся в родной Владимир. Работы по специальности не было. Работал сначала помощником, а потом и лесничим Владимирского лесничества - до июня 1920 года.
Ещё в 1919 году Александр Васильевич подал заявление с просьбой зачислить его на работу по строительной специальности в Красную армию и с 1920 года служил техником, а затем помощником начальника строительного отдела Военно-инженерной дистанции г. Владимира. Здесь он познакомился со своей будущей женой Натальей Сергеевной Тихонравовой.
В 1921 году А.В. Столетов получил направление для продолжения образования в Петроградском институте гражданских инженеров. Учебу приходилось совмещать с тяжелым трудом по разгрузке барж с зерном, что привело к серьезному заболеванию легких, которое преследовало его всю жизнь.
В 1925 году окончил инженерно-архитектурный факультет Ленинградского института со званием гражданского инженера-архитектора, получив высшую оценку за дипломный проект здания музея. Проработав архитектором три месяца в ленинградской мастерской проф. А.С. Никольского, он вернулся в родной Владимир.
Первые пять лет Столетов работал на стройках в системе «Госпромстроя» на родине: четыре года строил Лакинскую прядильную фабрику, временный жилой посёлок при фабрике и клуб фабрики Лакина (Первым успешным делом стал проект посёлка Лакинской фабрики, осуществлённый в 1926 г. В фонде хранится дневник подготовительных работ к проекту посёлка за 1924 г., планы, проекты и рисунки домов-коммун, дома для 2-х рабочих семей, гостиницы и спортивного объекта, выписки из специальной литературы о проектировании доходных домов, а также зарисовки античных архитектурных элементов.), ВладТЭЦ, а потом руководил техническим надзором на строительстве владимирской прядильной фабрики Владгубтекстильтреста.
В 1931 году он переходит на проектную работу.
«Школа строительных десятников открывается в ближайшее время во Владимире. В школу будет принято 60 человек. Срок обучения в школе 1 год 4 месяца» («Призыв», 8 января 1930). Столетов преподаёт строительные дисциплины в школе десятников.
Далее следуют проекты планировки городов Коврова и Вязников (1930-1934), генеральная схема планировки Владимира (1938), проекты жилпоселков торфо-предприятий (1938-1940), жилые дома фабрики “Комавангард” и дом в городе Муроме (1939) - они выстроены в 1940 и 1946 годах.
В 1936 году Александр Васильевич принят в члены Союза советских архитекторов Ивановским областным отделением ССА. Возглавил как уполномоченный владимирскую группу Союза архитекторов.
Накануне войны было создано Владимирское проектное бюро, в котором было всего три человека. С началом войны оно потеряло свое здание на улице Ленина (Гагарина). Руководителем бюро был Столетов Александр Васильевич. Столетову пришлось разместить бюро в одной из комнат своего дома (на улице Менделеева). Электричество там было не всегда, а нужно было выполнять чертёжные работы, вести инженерные расчёты. И.А. Столетов вспоминал: «Чтобы использовать для работы и тёмное время суток, мы с отцом ходили к моей бабушке, которая жила в коммунальной квартире на улице Ленина [ныне ул. им. Гагарина], в автоприборовском доме. В доме жили специалисты завода, и электричество там было. Как только темнело, мы шли туда, и отец работал часов до 12-ти».
Война приближалась к городу, а во Владимире 19 августа 1941 года было подписано во многом знаменательное “Трудовое соглашение”, по которому инженеру-архитектору Владимирского проектно-сметного бюро поручалось под полную ответственность за качество работ реставрировать бывший Дмитриевский собор, доработав проект однолучевых связей, и одновременно руководить работами “по ремонту памятников XII века бывшего Успенского собора в гор. Владимире и бывшего храма Покрова на Нерли и др. Срок договора - до конца работ. Текст соглашения очень строг к исполнителю, как будто ничего не произошло и все еще возможны оплата командировок и сами командировки, как будто над головой мирное небо и возможно осуществить “право на трудовой отпуск, согласно КЗоТ (п. 8)".


Дмитриевский собор

В августе–декабре 1941 года руководил неотложными работами по укреплению Дмитриевского собора во Владимире. Построенный владимирскими мастерами еще до татаро-монгольского нашествия, собор со временем ветшал. Сгнили дубовые связи, заложенные в процессе строительства в конце XII века на уровне пола хор, по периметру стен и осям пилонов. Попытки укрепить храм предпринимались и ранее. Но они были недостаточными и скорее нанесли зданию собора вред. Определенную роль в разрушении памятника сыграла разборка в 1838-40 гг. в процессе «реставрации» пристроек к храму и угловых башен. Очистив наружные стены от поздних пристроек, реставраторы того времени невольно способствовали ослаблению сопротивления стен, постепенно терявших прочность, и действию сил внутреннего распора арочно-сводчатых конструкций, несших тяжесть огромного цилиндра-барабана и купола. Замена сгнивших деревянных связей стен храма слабыми металлическими была недостаточной для предотвращения действия разрушающих сил. Появление трещин и деформаций в основных конструкциях собора заставило Наркомпросс приступить к его укреплению в 1930 году. Однако начатые работы, проводившиеся без серьезного обследования и анализа причин, не были способны предотвратить процесс разрушения, и в 1939 году собор был поставлен на коренные леса — на них опирались каменные своды. Были приняты и другие меры. Однако лишь в начале 1941 года, когда состояние собора было рассмотрено Комиссией по охране и реставрации памятников архитектуры при Академии архитектуры СССР, за его спасение взялись всерьез. Война потребовала быстрейшего проведения первоочередных работ. И тогда они были поручены Александру Васильевичу Столетову, бывшему в то время архитектором Владимирского проектного бюро и имевшему богатейший опыт проектирования, ведения расчетов и инженерных работ. Ему пришлось оставить прежнюю должность, заключив договор с Владимирским краеведческим музеем.
Трудно сейчас представить себе те условия, в которых пришлось вести работы по проекту, утвержденному Ученым советом Комиссии Академии архитектуры 31 августа 1941 г. Это было грозное время. Враг приближался к Москве. Наступали осенне-зимние холода. Было трудно с продуктами. Над Владимиром пролетали вражеские самолеты. Они шли бомбить заводы г. Горького. В сбрасываемых ими листовках выражалась уверенность в скорой победе фашистских войск.
А.В. Столетов смог в течение месяца провести обследование собора и предложить оригинальный проект его укрепления. Обследуя собор, А.В. Столетов пришёл к заключению, что для укрепления стен необходимо заменить сгнившие дубовые связи, заложенные во время его возведения в XII веке. Поэтому задача состояла в том, чтобы извлечь из стен эти превратившиеся в труху связи и заменить их новыми, металлическими. Это была сложнейшая задача - в военное время не хватало материалов, техники, рабочих. И всё же ценой огромных усилий А.В. Столетову удалось её решить. Он придумал оригинальное устройство, которое было изготовлено на заводе «Автоприбор». Это был специальный бур, с помощью которого вручную сверлились отверстия в стенах, через них извлекалась деревянная труха и устанавливались металлические связи. Известно, что стены собора представляют собой два белокаменных слоя, поэтому между ними, по всему периметру стен предполагалось сделать новые связи и залить их бетонным раствором. Из-за отсутствия насосов бетонный раствор приходилось вручную носить на крышу.
С двумя-тремя рабочими каждодневно взбирался наверх шедевра русского зодчества, скрупулезно анализировал состояние его конструкций, заменяя пришедшие в ветхость камни, устанавливая металлические и железобетонные связи (это была его собственная конструктивная разработка).
Несмотря на все трудности, работы по спасению собора были проведены в короткий срок - до конца 1941 года. Государственная комиссия и специалисты высоко оценили их качество: железобетонный пояс, скрытый внутри стен, крепко связал всё здание. Этот успешно завершённый А.В. Столетовым проект положил начало целому направлению в реставрации. Собором А.В. Столетов занимался и в последующие годы.

В 1942–1944 годах в качестве проектировщика принимал участие в восстановлении городов Калининской (ныне Тверской) области, разработал проект реконструкции г. Торжка.

14 августа 1944 года была образована Владимирская область, и Владимир стал областным центром. В 1944 г. в городе появляется местный орган архитектуры - Управление главного архитектора (УГА) г. Владимира, которое и возглавил А.В. Столетов.
В 1944–1946 гг. Александр Васильевич работал главным архитектором г. Владимир.
При управлении главного городского архитектора была создана Архитектурно-проектная мастерская. Её главным архитектором стал А.В. Столетов.
«Архитектурно-проектной мастерской на сдельную работу — проектировщики-архитекторы, инженеры и техники-конструкторы и сметчика отопления, вентиляции, водопровода и канализации, главный бухгалтер, счетовод, машинистка, секретарь, завхоз и чертежники-калькировщики. Адрес: ул. III Интернационал, 58, управление главного городского архитектора» («Призыв», 25 марта 1945).
8 апреля 1945 г., Совет народных комиссаров СССР постановлением № 706 «О проведении работ по благоустройству г. Владимира и сохранению памятников архитектуры во Владимирской области» придал новый импульс работам по охране памятников архитектуры в городе. Материалы постановления были скрупулезно подготовлены и содержали конкретные задачи по всем позициям городского строительства.
В списке памятников, нуждавшихся в первоочередных Неотложных ремонтных работах (Приложение 4), оказалось 11 названий:
«1. Успенский собор с Георгиевским приделом и колокольней,
2. Дмитриевский собор с фресками (реставрация в 1946-1947 гг.),
3. Золотые ворота с пристройкой XVIII в.,
4. Земляной вал и рвы,
5. собор Княгинина монастыря с фресками,
6. Богородицкая (Семинарская) церковь,
7. церковь Николы на Галлеях с колокольней,
8. Спасо-Златовратская церковь,
9. Дом б. Дворянского собрания и гимназия,
10. Рождественский монастырь,
11. Георгиевская церковь с остатками построек».
Они нуждались в починках кровли, водостоков, остеклении окон и общем текущем ремонте, включая и мелкий.
Постановление предписывало в 1945 г.:
- разработать в 1-м полугодий общий план и методику проведения реставрации памятников архитектуры во Владимирской области;
- обеспечить все работы по реставрации проектами, научно-техническим руководством и консультациями;
- во втором полугодии при областном отделе по делам архитектуры создать проектно-реставрационную мастерскую (что и было сделано) и т.д.
В это время идет интенсивная работа над Генеральным планом г. Владимира, который разрабатывался Государственным институтом по проектированию городов (ГИПРОГОР), автор проекта генплана - архитектор А.И. Кузнецов. К концу 1945 г. ГИПРОГОР закончил разработку генерального плана, а утвержден он был Советом Министров РСФСР лишь 11 января 1947 г. Увязка генплана с местными условиями, обеспечение его необходимыми изыскательскими и топогеодезическими материалами, подготовка проектно-планировочной документации легла на плечи сотрудников УГА и созданной при нем Архитектурно-планировочной мастерской, насчитывающей 12 человек. Работа в суровых условиях послевоенного восстановления страны, в ограниченный отрезок времени, под жестким государственным контролем требовала от этих людей огромного напряжения и самоотверженности. И когда в июле 1947 г. был представлен на рассмотрение “Сводный план строительства 1 очереди г. Владимира” (автор - арх. Бузин В.Н., ГИПРОГОР) в Заключении по нему А.В. Столетов пишет: “Сводный план строительства 1 очереди в силу значительного запоздания с его окончанием (должен быть выполнен в 1946 г.) в основной его части - как в установлении объема строительства в IV пятилетке, так и фактического размещения этого строительства в плане города - уже решен УГА”.
Рядом с А.В. Столетовым в этот период трудятся архитекторы Архитектурно-планировочной мастерской Колодяжный А.М., Погорелко В.А., Пономарёва Л.И., сотрудники Управления - Маров Н.Е., Прокофьев С.К., Баннов А.М. и др. Работу затрудняет множество организационных проблем - не хватает сотрудников, квалифицированных кадров для ведения проектно-изыскательских работ, нет даже своего помещения у мастерской, и часть людей вынуждена работать дома.
В заметках к разрабатываемому институтом «Гипрогор» послевоенному генплану Владимира (утвержден в начале 1947 г.) А.В. Столетов отмечает: «... среди главнейших факторов, определяющих размещение и организацию главного городского центра западнее Золотых ворот, за пределами исторического ядра,— наличие исторически сложившегося существующего центра города и памятников древнерусского зодчества». Далее он пишет: «... размещение городского [центра] за Золотыми воротами подкрепляется не только пересечением проспекта им. Сталина (ныне Октябрьский проспект), ведущего к ВТЗ, но и продолжением традиционно линейного развития города». К тому же, положение центра «учитывает природные особенности, оставляет в неприкосновенности ценные памятники русского зодчества XII — XVII вв., трактует старый центр [с Успенским собором] как исторический заповедник», «... часть Козлова вала, выходящая на площадь, должна быть оформлена с тем, чтобы придать ей значение памятника, позволяющего ввести вал в ансамбль площади». Решение центра было поддержано академиком Г.П. Гольцем.
Снос Троицкой старообрядческой церкви и считавшихся ветхими 1-2-этажных зданий от Золотых ворот до ул. Гоголя был предрешен. Кроме того, по проекту, от Кремля до Студеной горы по улицам III Интернационала и Большой Московской здания выборочно надстраивались, а новая застройка заменяла ветхую. Улицы озеленялись, бровку к Клязьме предстояло очищать и благоустраивать в пределах будущей площади. Там предполагался общегородской бульвар, а территория вокруг памятников древнего зодчества расчищалась, открывая их обзор.
В разделе тех же заметок «Памятники архитектуры в генеральном плане г. Владимира», написанном по материалам доктора исторических наук Н.Н. Воронина, А.В. Столетов отмечал, что «авторы ставили своей задачей всемерно сохранить в неприкосновенном виде, как ансамбли старого города, так и его архитектурные памятники. Эти установки и реализованы в проекте в полной мере: а) памятники города полностью сохранены (за исключением аркады Торговых рядов, о чем ниже); б) городской центр размещен вне черты валов XII в. за Золотыми воротами; в) кремлевская часть мыслится проектом как историко-архитектурный заповедник». И еще в панораме западной части древнего города «существенным новым элементом явится открытый и крупный объем городского центра, намеченного на месте современной базарной площади в связи с необходимостью разгрузить застройку нового административного центра города за Золотыми воротами (где и предполагалось первоначально поставить театр). В связи с этим должен быть разобран центральный участок Торговых рядов, боковые трети которых удачно связываются своими аркадами со строгим портиком театра. Это единственная в проекте планировки Владимира жертва. Театр виден в панораме через большой разрыв в застройке южной стороны главной улицы, который образуется после слома б. Пятницкой церкви, уже потерявшей ныне, после переделок, всякий историко-художественный интерес». И далее: «Широкая лестница связывает этот участок улицы с нижележащим по склону Летним театром. Нужно отметить, что этот новый кусок панорамы города хорошо увязан как с Успенским собором, так и с корпусом Присутственных мест, а, с другой стороны,— с ансамблем Нового городского центра. Это удачно найденное звено перехода и органической связи старого и нового.
Церкви Спаса и Николы вместе со смежным домиком в стиле деревянного ампира введены в парковую зону с расчетом их лучшей видимости и освобождены от окружающей застройки.
Церковь Георгия точно также открывается со всех сторон и становится вторым историческим уголком в данной зоне городского парка», возможно использование этих памятников под нужды подсобных предприятий летнего театра, «они являются ведущими элементами в этой трети панорамы города». «Хребет Козлова вала с его насаждениями остается в неприкосновенности, создавая выразительную границу нового правительственного центра города. Его конец, обращенный к Золотым воротам, вместе с отрезком рва, оформляется торцовой архитектурно-оформленной стенкой и боковой аркадой, удачно найденной в эскизе: она как бы дополняет аркаду торговых рядов, то же относится к мотивам аркад, использованным в зданиях облисполкома и гостиницы».
В разделе своих заметок «Новый центр города и его исторические ансамбли» Александр Васильевич еще раз подчеркивает: «Старая панорама города, имевшая центром соборы, как бы «затухала» по мере удаления от него [от них]; теперь доминирующая роль должна перейти к новому центру и в месте понижения объемов они теперь нарастают от Успенского собора через фасад нового городского театра к домам облисполкома и гостиницы с их башней.
Таким образом, настоящий проект вполне удовлетворяет и наиболее трудному требованию — сохранению и раскрытию древнего архитектурного ансамбля города».
С 1948 г. начинается воплощение генерального плана в жизнь. Основной акцент в развитии города делался на освоение левобережной территории р. Лыбедь к северо-западу от существующей застройки - новое строительство вышло за пределы исторически сложившейся черты города.
В связи с резким увеличением численности населения города (генпланом намечено - до 150-180 тыс. чел.) первоочередной задачей становится строительство жилья. Разрабатываются проекты планировки и застройки новых жилых районов для завода “Автоприбор”, химзавода, ВТЗ и др., кроме того, в пределах городской черты, на свободных территориях активно разрастается малоэтажная индивидуальная застройка - районы Ямской, Започаевский, Стрелецкая слобода, Красная Горка. Через Управление идет огромный поток проектов индивидуальных жилых домов - порой, за одно заседание комиссии УГА рассматривалось 10-12 таких проектов.
В это время идет большая работа по благоустройству исторического центра - в мастерской УГА разрабатываются проекты благоустройства и озеленения города. Необходима реставрация архитектурно-исторических памятников. Александр Васильевич постоянно возвращается к этой работе. В августе 1946 г. он даже на некоторое время оставляет пост главного архитектора города, чтобы вплотную заняться проектом реставрации Дмитриевского собора.


Александр Васильевич Столетов

Он преподает строительное дело, архитектуру и ведет дипломное проектирование в молодом еще архитектурно-строительном техникуме (1948-1952).
С 1950 года А.В. Столетов – главный архитектор Владимирской специализированной экспериментальной научно-реставрационной производственной мастерской. С этого времени главным делом А.В. Столетова стало изучение и реставрация памятников древней Владимиро-Суздальской архитектуры.
По его проектам реставрированы во Владимире: Дмитриевский собор XII в. (1941–1956), Успенский собор XII в. (1953–1955, 1957, 1966), Успенский собор Княгинина монастыря XII в. (1955–1960 с И.А. Столетовым. Реставраторы сняли кровлю собора и вместо неё восстановили его верх - каждая стена получила завершение в виде трёх килевидных закомар, а выше них - два ряда кокошников. Эти эффектные архитектурные детали придали собору тот запоминающийся облик, знакомый сейчас всем горожанам.), палаты Андрея Боголюбского XII в. в пос. Боголюбово (1953–1954, 1956, с Л.С. Филипповой), церковь Покрова на Нерли XII в. (1951, 1954, 1956, 1963), церковь Бориса и Глеба в Кидекше XII в. (1953–1956, 1966, с М.М. Субботиной), собор Покровского монастыря XVI в. в Суздале (1956, 1960–1961).
Сохраненные благодаря его стараниям памятники домонгольской архитектуры бесценны в истории отечественного зодчества, всей нашей культуры. Предложенное А.В. Столетовым в результате его исследований рассмотрение архитектуры домонгольских белокаменных храмов в хронологическом ряду позволяет проследить зарождение и развитие технических и художественных особенностей, сделать вывод о самобытной русской традиции их создания.
И не только в возрождении памятников древнего белокаменного зодчества заключено важнейшее значение деятельности Александра Васильевича в области реставрации. Он не был самым первым среди отечественных реставраторов XX века. В этой области работали А.В. Щусев и И.Э. Грабарь, Д.П. Сухов и П.Д. Барановский, Н.Н. Воронин и А.Д. Варганов и др. При этом важно заметить, что А.В. Столетов был одним из первых, кто подошел к решению вопросов возрождения памятников архитектуры строго методично, по ходу дела внося свой вклад в разработку научной методики реставрации конструктивных и декоративных форм памятников архитектуры. Ведь в то время еще только нащупывался научный подход к реставрации памятников зодчества.
Хотелось бы еще остановиться здесь на характеристике личности Александра Васильевича, человека благородного, патриотичного, очень трудолюбивого, обладавшего мягкими душевными свойствами и до чрезвычайности скромного. Очень много в его профессиональной деятельности значило хорошее знание инженерных дисциплин, умение рассчитывать конструкции, собственноручно вести работы на стройке и при этом обладать глубокими архитектурными знаниями и умениями. Работа на строительных лесах вместе с рабочими во время реставрации делала его наблюдения и выводы особо ценными для науки и практики. Вот почему, в полемике с видными учеными и искусствоведами преимущество чаще оставалось на его стороне.
Особую ценность имеет то обстоятельство, что А.В. Столетов на протяжении более двух десятилетий пропустил возрождаемые им памятники сквозь свою творческую жизнь, ощупал их руками, измерил и в метрической системе, и в древнерусских мерах, вживаясь в самую сущность техники и мастерства безымянных древних строителей — художников, временами перевоплощаясь в прямого их последователя. И в этом сила его анализа и обобщения семидесятилетнего опыта возведения этих сооружений, прерванного татаро-монгольским нашествием.
Занимал должность главного архитектора до ухода на пенсию в 1956 году. Но и после этого он ежедневно работал за чертежной доской или за письменным столом.
А.В. Столетов написал небольшую книгу «Памятники архитектуры Владимирской области» - одну из первых книг-путеводителей, изданную во Владимире в 1958 году, когда такой литературы ещё не было. В 2008 году путеводитель переиздан под редакцией его сына - И.А. Столетова.
В 1960–1962 годах А.В. Столетов – председатель правления Владимирского отделения Союза архитекторов СССР.
Последние годы жизни А.В. Столетова были посвящены разработке научной системы реставрации и реконструкции памятников белокаменного зодчества, им предложен вариант реконструкции Георгиевского собора XIII в. в Юрьев-Польском (1962–1966), выполнен проект реконструкции Золотых Ворот XII в. во Владимире (1956, 1958, 1966), что позволило Владимиро-Суздальскому музею открыть там военно-историческую экспозицию.


Старообрядческая церковь Успения Богородицы Владимира

В 1962 году отец и сын Столетовы завершили реставрацию ещё одного памятника - церкви Успения Богородицы XVII века (ул. Большая Московская, 106а) - лучшего образца владимирской архитектуры этого времени. С храма была снята кровля и вместо неё восстановлены два яруса кокошников, которые как венок окружили пять его глав и придали ему живописный вид, характерный для храмов ХѴIІ века. Он стал похож на московские и ярославские церкви того же времени. Арочная галерея, окружающая храм с северной и западной сторон, и три крыльца тоже были отреставрированы. Красоту и своеобразие храма подчеркнуло одно из них, особенно нарядное, выходящее в сторону Большой Московской улицы.
В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР № 882 от 23 июля 1965 года исполком Владимирского облсовета принял решение № 934 от 11 августа 1965 года «Об организации добровольного общества охраны памятников истории и культуры», согласно которому 22 декабря 1965 года была проведена Владимирская областная Учредительная конференция Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. На конференцию прибыли делегаты, избранные на городских и районных конференциях. Были обсуждены цели и задачи Общества, проект Устава Всероссийского Общества и приняты соответствующие решения. Был избран Совет областного отделения Общества и ревизионная комиссия. Было избрано 5 делегатов на Всероссийский учредительный съезд. 6 июля 1966 года Совет Министров РСФСР своим постановлением № 589 утвердил Устав Всероссийского Общества охраны памятников истории и культуры. На заседании пленума Совета областного отделения Общества был избран президиум Совета в составе 11 человек. Председателем президиума совета избран Столетов А.В., зам. председателя - Варганов А.Д., секретарем - Маслов В.М.
С начала 1967 года Центральным Советом Всероссийского общества охраны памятников были выделены штаты областного, городских и районных отделений Общества, были разрешены все организационные вопросы, началась работа по созданию организаций Общества в области.
К апрелю 1968 г. было создано и работало Владимирское городское отделение и 16 подведомственных районных отделений Общества: Александровское, Вязниковское, Гороховецкое, Гусь-Хрустальное, Камешковское, Киржачское, Ковровское, Кольчугинское, Меленковское, Муромское, Петушинское, Селивановское, Собинское, Судогодское, Суздальское, Юрьев-Польское. В состав Общества входили первичные организации, объединяющие, кроме индивидуальных членов, предприятия и организации, которые являлись коллективными членами общества.
В первичных организациях Владимирского областного отделения общества охраны памятников истории и культуры проводились экскурсии, лекции и доклады, тематические вечера, выпускались плакаты по всем видам памятников.
Основными задачами общества являлись: а) привлечение широких слоев населения к активному и непосредственному участию в охране памятников истории и культуры; б) активное содействие государственным органам охраны памятников в их работе по сохранению, пропаганде и реставрации памятников и памятных мест; в) пропаганда среди населения знаний о памятниках истории и культуры и воспитание на этой основе любви к Родине, ее истории, уважение к труду и таланту народа.

Скончался Столетов после тяжелой изнурительной болезни 8 августа 1966 года, похоронен на старом Князь-Владимирском кладбище.


Надгробный памятник на Князь-Владимирском кладбище гор. Владимира. Памятник выполнен по проекту архитектора О.Г. Гусевой, работавшей вместе с Александром Васильевичем и разделявшей его подвижничество. Он представляет собой стелу, сложенную из блоков белого камня, которые размерами повторяют кладку белокаменных храмов Владимира. На одном из них вместо эпитафии вырезан автограф А.В. Столетова.

Награды:
— медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
- Почетная Грамота Президиума Верховного Совета РСФСР;
- Грамота Народного комиссариата коммунального хозяйства РСФСР, врученная ему в военную пору и другие.

Память:
- Средняя школа № 3 переехала в новое красивое трехэтажное здание (улица Луначарского, д. 13б), построенное на месте снесенного в 1978 г. одноэтажного деревянного дома, принадлежавшего семье Столетовых.


«В доме, стоявшем на этом месте, жил и работал архитектор-реставратор Александр Васильевич Столетов. 1896-1966 г.»
Мемориальная доска из белого камня установлена в 2002 г. на здании гимназии № 3 вместо прежней гранитной доски, которая была открыта 26 октября 1996 г.

Стены домика были настолько крепки, что их перевезли в Суздаль и восстановили на новом месте, на спокойном, удивительно красивом, высоком берегу реки Каменки. При этом в доме сохранились дух и обстановка прошлых лет.
- В 1996 году было широко отмечено столетие со дня рождения Александра Васильевича не только владимирской общественностью. Два дня длилась программа торжеств во Владимире и Суздале с выступлениями специалистов и представителей творческой интеллигенции Владимира и Москвы.

О РЕСТАВРАЦИИ ДМИТРИЕВСКОГО СОБОРА

Столетов, И.А. В военные годы / И.А. Столетов // Старая столица. - 2015. - № 9. - С. 17-19.
Быстрое продвижение вражеских войск в первые недели войны несло огромные разрушения городов и сёл страны, гибель многих тысяч солдат и мирных жителей. Над государством нависла страшная опасность. И в это-то грозное время во Владимире, находящемся не в таком уж глубоком тылу у наших войск, начались интенсивные работы по реставрации одного из красивейших и ценнейших памятников древнего зодчества - Дмитриевского собора... Появление трещин и деформаций в основных конструкциях собора заставило Наркомпрос (Народный комиссариат просвещения) приступить к его укреплению в 1930 году. Однако начатые работы, проводившиеся без серьёзного обследования и анализа причин, не были способны предотвратить процесс разрушения, и в 1939 году собор был поставлен на коренные леса - на них опирались каменные своды. Были приняты и другие меры.
Однако лишь в начале 1941 года, когда состояние собора было рассмотрено Комиссией по охране и реставрации памятников архитектуры при Академии архитектуры СССР, за его спасение взялись всерьёз. 31 августа 1941 года Учёным советом Комиссии Академии архитектуры был утверждён проект спасения собора. Война потребовала быстрейшего проведения первоочередных работ. Проведение этих работ было поручено моему отцу Александру Васильевичу Столетову, бывшему в то время архитектором Владимирского проектного бюро и имевшему богатейший опыт проектирования, ведения расчётов и инженерных работ.
Трудно сейчас представить себе те условия, в которых пришлось вести работы. Это было грозное время. Враг приближался к Москве. Наступали осенне-зимние холода. Было трудно с продуктами. Над Владимиром пролетали вражеские самолёты. Они шли бомбить заводы г. Горького. В сбрасываемых ими листовках выражалась уверенность в скорой победе фашистских войск.
Но Александр Васильевич постоянно думал о том, как лучше подступиться к делу, с двумя-тремя рабочими каждодневно взбирался на верх шедевра русского зодчества, скрупулёзно анализировал состояние его конструкций. Он пришёл к выводу, что причиной разрушения является давление сверху: барабан главы давил на подпружные арки, опиравшиеся на стены и давившие их. Александр Васильевич понял, что причиной такого давления является состояние дубовых связей, спрятанных в стенах собора. Исследование их состояния показало, что дубовые связи полностью сгнили, превратившись в труху. Задача состояла в том, чтобы извлечь эту труху и вместо прежних деревянных связей скрепить тело собора новыми металлическими связями. Это была нелёгкая работа. На «Автоприборе» умельцами был изготовлен специальный бур, с помощью которого сантиметр за сантиметром из стен извлекали деревянную труху, чтобы потом установить металлические и железобетонные связи. Это была собственная разработка Александра Васильевича. Тот высочайший уровень работы, который тогда был выполнен, никогда больше не был повторён.
Нередко их сопровождал и я. Со своим товарищем иногда вылезал на крышу и долго смотрел в сторону Москвы, у которой шли тяжёлые оборонительные бои. Незабываемое реставрационное крещение в суровых условиях зимы 1941-42 гг. запомнилось на всю жизнь, и я тоже заболел этой нелёгкой, но романтической профессией, ставшей впоследствии смыслом всей моей жизни.

О ЖИЗНИ СЕМЬИ в годы войны

Столетов, И.А. В военные годы / И. А. Столетов // Старая столица. - 2015. - № 9. - С. 17-19.
Условия жизни в нашей семье во время войны были такие, как у всех горожан. Наш дом находился на улице Менделеева, там, где сейчас построено новое помещение третьей школы, в которую я пошёл учиться, однако с началом Финской войны школу занял госпиталь. Нам пришлось учиться на квартире учительницы в её небольшой комнатке на улице Ильинской Покатой.
С началом войны Александру Васильевичу, как единственному архитектору города, поручили заниматься созданием бомбоубежищ. В садах, во дворах, на огородах жители рыли зигзагообразные траншеи. У кого были возможности, делали землянки с накатом.
Улица Менделеева на окраине города была тёмной, электричество давали не всегда. А отцу приходилось много чертить. Дело в том, что созданное накануне войны Владимирское проектное бюро, в котором было всего три человека, с началом войны потеряло своё здание на улице Гагарина (тогда Ленина). В нашем доме было три комнаты, и отцу, который был руководителем этого бюро, ничего не оставалось, как разместить своё бюро в одной из комнат. Проектное бюро работало над генеральным планом города. Осенью и зимой быстро темнело. Чтобы использовать для работы и тёмное время суток, мы с отцом ходили к моей бабушке, которая жила в коммунальной квартире на улице Ленина, в автоприборовском доме. В доме жили специалисты завода, и электричество там было. Как только темнело, мы шли туда, и отец работал часов до 12-ти, а потом тёмными улицами мы шли к себе домой, на улицу Менделеева.
Трудно приходилось маме, Наталье Сергеевне. Отец в юности заболел туберкулёзом, который не удалось вылечить. Чтобы поддерживать его здоровье, прокормить нас, маме приходилось нелегко. Для армии она шила варежки и чехлы для фляжек на старинной машинке «Зингер». Готовую «продукцию» большой кипой относили, а зимой на санках отвозили в артель, которая давала материал для работы. На маме лежала вся работа на огороде около дома и на двух участках. Один был прямо перед окнами: раскапывали улицу до самой дороги, сажали картошку. Второй участок находился там, где сейчас Центральный парк на улице Мира. Наш участок находился на месте нынешнего центрального павильона парка. Надо было запасти не меньше двенадцати мешков картошки. Квасили капусту, делали разные заготовки из того, что выращивали. В пищу шло всё, в том числе, очистки от овощей. Держали двух коз. С ними тоже было немало хлопот. Летом собирали всех коз, которые были на улице Менделеева, и мы, мальчишки, гнали их пастись на Марьинку, к склону Содышки. Утром приходилось вставать очень рано, весь день пасли коз, а вечером возвращали их хозяйкам. Расстояние было немалое, и бедные козы уже на улице Зелёной с трудом передвигались, но когда подходили к своей улице, резво бежали домой. Женщинам приходилось и сено для коз запасать. Собирались по 3-5 человек (в одиночку было опасно) и шли туда же, на Марьинку. Оттуда носили траву мешками, сушили её и складывали на сеновал. Всё это домашнее хозяйство было заботой мамы. И если работу отца я воспринимал как обычный профессиональный труд, то труд мамы казался и кажется до сих пор чем-то необычайным, невероятным...
Запомнился холод. Ночью замерзала в доме вода. Трудно было найти топливо. Помню, что проектной мастерской, которая расположилась в нашем доме, из Иванова присылали на покупку дров 11 рублей. Я ездил с санками на базар в центр города, покупал на эти деньги дрова и вёз их домой.
В 1942 году, когда освобождались от оккупации города Калининской области, отцу поручили проектирование восстановления разрушенных городов. Он уезжал туда в командировки, практически входил в освобождаемые города вместе с наступавшими войсками, с сапёрами, которые разминировали дорогу воинским частям. Из этих командировок он привозил первичные материалы для будущих разработок. Наше проектное бюро сразу приступало к использованию этих материалов для предложений по реконструкции разрушенных городов Калининской области.
Когда отец уезжал в командировки, мама очень боялась воров. На ночь мы старались покрепче запереть двери дома, запирались в одной комнате, а окна заставляли планшетами, которые были в проектной мастерской. Так что проектное бюро сослужило нам ещё одну службу.
В 1944 году, с образованием Владимирской области, Александр Васильевич был назначен главным архитектором города. После окончания войны, учитывая огромные потери культурных ценностей, Сталин подписал Указ о создании реставрационных мастерских.
Во Владимире тоже была создана реставрационная мастерская, а её главным архитектором стал Александр Васильевич.
«Побеждая время» - "живой" музей реставрации
Варганов Алексей Дмитриевич (1905—1977 гг.) — искусствовед, архитектор-реставратор, заслуженный деятель искусств РСФСР, почетный гражданин г. Суздаля.
Суздальские мастера-реставраторы, их роль в возрождении Суздаля
Столетов Игорь Александрович (26.03.1931 – 2014) - архитектор-реставратор.
Владимирское Региональное Отделение Союза Архитекторов России
Владимирская энциклопедия

Категория: Владимир | Добавил: Николай (23.04.2018)
Просмотров: 2300 | Теги: Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru