Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
17.11.2024
12:18
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [255]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2405]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Владимирская теплоэлектроцентраль (ТЭЦ) в 1928-32 годах

Владимирская теплоэлектроцентраль (ТЭЦ) в 1928-32 годах

Город хотя и просвещен, но мало освещен (в 1877). Всех фонарей 215 (по одному на 82 саж. уличного протяжения), на расстоянии один от другого по Большой улице на 20 саж., а в боковых и за Лыбедью на 30-40; улицы освещаются в течении 9 месяцев, с августа по май. Освещение сдается от Управы подрядчику за 1997 руб., т.е. по 3 ½ коп. за вечер на фонарь. Здешние фонари скорее служат для усиления мрака, чтобы более оттенить окружающую тьму. Даже на Большой улице в осенний вечер при полном освещении можно, переходя улицу попасть под лошадь (хорошо еще, что езды мало), а в стороне от Большой улицы еле мерцающее светлое пятно фонаря замечается только тогда, когда подойдешь к нему на 2-3 шага. Кроме того Владимирские фонари могут содействовать также появлению натуральных «фонарей» ручными фонарями. При том те окраины, где освещение нужнее, где обыватель более рискует увязнуть или наткнуться на не доброго человека, почти лишены освещения, таковы прибрежные части Подъяческой улицы, Слободы, Боровок, Ременники и т.п. (Субботин А.П., 1877).

В конце XIX века стремительно развивающаяся промышленность Владимирской губернии выдвинулась на одно из первых мест в России. Этому способствовали: густая сеть рек и дорог, облегчавшая торговлю и перевозку материалов; запасы древесного и торфяного топлива, обеспечивающие предприятия энергией; дешевые людские ресурсы.

Директор Мальцевского технического училища Д.К. Советкин закупил за рубежом динамо-машину и использовал ее как источник тока в электростанции, которая была размещена в левом крыле здания училища. Вращаясь от английской паровой машины, через трансмиссию, динамо-машина вырабатывала ток и освещала с 1885 года только мастерские училища. Так начала работать первая во Владимире электростанция инженера Советкина.

Электростанция инженера Русакова в гор. Владимире первый ток дала 5 декабря 1908 года.

В 1920 году была создана Государственная комиссия по электрификации России (ГОЭЛРО) для разработки проекта электрификации страны.
«Новая электростанция. С окончанием оборудования блокстанции при спирто-складе, центральная станция получила значительное облегчение. Блокстанция оборудована паровой машиной 25 сил и такой же мощности нефтяным двигателем. Район обслуживания охватывает часть города, начиная от Красной церкви. Идея использования установки спирто-склада возникла еще в 1919 году, но за разными ведомственными трениями дело не шло дальше разговоров. Установку предполагалось использовать как подстанцию, т.е. питать ее током общегородскую сеть. Однако значительным препятствием явилось отсутствие динамомашины напряжения 440 вольт, какое вырабатывается центральной станцией. Осуществленное теперь использование является блокстанцией, т.е. вспомогательной станцией, питающей свою независимую сеть. Это позволило не считаться с напряжением городской сети и использовать стоявшие без употребления динамо-машины из губернской больницы. Оттуда же перенесен и нефтяной двигатель. Оборудование продолжалось три месяца, хотя уже к концу первого месяца станция начала работать с половинной мощностью, освещая больницу и тюрьму. Таким образом новая станция подоспела на помощь как раз к моменту наиболее темного времени, сопровождающегося наибольшей нагрузкой. Если вспомнить, что еще в прошлом году центральная станция с большим трудом справлялась с зимней нагрузкой, станет понятно значение этой новой победы на фронте труда» («Призыв», 22 января 1921).
«На мельницах быв. Бабушкина (у Московской заставы) и электромельницы (при электростанции, на манежной площади) производится размол всякого зерна без предварительных разрешений, при уплате 2 ½ фунта натурой с размолотого пуда» («Призыв», 18 октября 1921).

В ходе всеобщего трестирования промышленности 9 мая 1922 г. в системе Владимирского губернского народного хозяйства образован Владимирский электро-трест. 5 марта 1923 года приказом по ГСНХ Владимирский электро-трест ликвидирован.
В 1922 году, по инициативе Губпрофобра, во Владимире были открыты краткосрочные электрические курсы. «Недавно на курсах были выпускные экзамены и из общего числа слушателей, допущенных на испытания (их было 32 человека) не выдержало только двое. Остальные все успешно сдали экзамены и теперь готовы работать в области электрофикации. Но увы! Очевидно, курсам не суждено пустить свои корни в почву науки, так как теперь они закрыты и те слушатели, которые выдержали испытания, совершенно не имеют возможности укрепить свои теоретические познания на практике и работать вообще в этой области» («Призыв», 12 сентября 1923).
«Электростанция усиливает подачу энергии. Владимирская электростанция приобретает динамо-машину к двухсот-сильному дизелю. Этим мероприятием удастся увеличить выработку электроэнергии дизелем вдвое» («Призыв», 6 февраля 1925).
«Электрическая станция снабжает светом до 40 проц. всего населения города при количестве 1776 абонентов. Длина проездов, охваченных электрической сетью, равняется 27 км.; число владений, присоединённых к сети, - 592; число уличных фонарей - 80. В течение 1926 г. количество абонентов увеличилось на 11 проц. и число уличных фонарей на 8,7 проц. Оборудование станции: локомобиль в 150 л.с., три дизеля в 40, 120 и 200 л.с. и 5 генераторов постоянного тока на 500 вольт. Обслуживающий персонал: рабочих 46 чел. и служащих 5 чел. За 1925-26 г. станция выработала 916 000 киловатт часов, в среднем по 2150 кв. час. в сутки. Из них учтено 733 000 кв. час., не учтено 183 000 кв. час. (20 проц.). Средний расход в сутки на 1 жителя выразился: учтённых 0,06 кв. час., не учтённых 0,011 кв. час. За указанный период времени станцией получено дохода 209 395 руб. (с дебиторами), израсходовано на отопление, ремонт и содержание служащих и рабочих 128 251 руб.» (Иванов А.И. Город Владимир на Клязьме. 1927 г.).

В декабре 1925 года XIX губернская конференция РКП(б) подтвердила задачу полной электрификации производства Владимирской губернии, для чего требовалось строительство электростанции на 8000 кВт.
2 июня 1926 года государственная комиссия наметила площадку под строительство первой Владимирской теплоэлектроцентрали и красильно-отделочной фабрики, названной впоследствии именем газеты «Правда», на базе которой еще позже возник «Химзавод». Площадка была выбрана на свободных землях между реками Рпенью и Клязьмой на восточной окраине Владимира. При этом отказались от первоначального варианта сооружения электростанции в районе Большого Урусова болота близ станции Второво (Согласно плану под п. № 10 стояло строительство электростанции возле станции «Второво» в районе Большого Урусова болота - источника торфа, на котором должна была работать станция.). Решили, что все-таки дешевле не ТЭЦ строить ближе к источнику торфа, а подвозить его по железной дороге.
Владимирская электростанция в знаменитом плане ГОЭЛРО числилась под № 10.
7 ноября 1926 года, в день девятой годовщины Октябрьской революции, состоялась торжественная закладка Владимирской ТЭЦ-1 по плану ГОЭЛРО.


Закладка Владимирской районной электростанции

«На закладке электростанции
У здания клуба им. Рыкова к общей колонне направляющихся за город присоединились железнодорожники.
Колонна демонстрантов растянулась во весь город: голова уже на месте, у станции, а хвост – у Центрального клуба.
По жидким мосткам спускаются все с Нижегородского шоссе, к месту митинга.
Перед глазами высится обнесенное здание будущей электрической станции.
Рядом — наскоро сколоченная трибуна.
Кругом море голов. Над головами колышутся знамена.
Парад.
Половина первого. Приближается командир корпуса тов. Куйбышев.
— Смирно! — прорезает воздух команда т. Велесевича.
Тов. Куйбышев с представителями губкома, губисполкома, губпрофсовета обходит фронт. Здоровается с красноармейцами. В ответ ему — громогласное ура.
Оркестры исполняют «Интернационал». Орудия салютуют.
Митинг.
Тов. Цикин открывает митинг, посвященный девятой годовщине Октябрьской революции.
Первым выступает представитель губкома ВКП(б) тов. Сергиев. Он говорит:
— Сегодня пролетариат Советского Союза девятый раз празднует свое освобождение от царя, попов и буржуазии.
— Девять лет тому назад пролетариат взял в свои руки власть, для того, чтобы строить и построить новое социалистическое общество, новое, — первое в мире, — Советское государство.
— Да здравствует Октябрьская революция!
Затем слово предоставляется заместителю председателя губисполкома, крестьянину тов. Матвееву.
Он приветствует собравшихся от имени ГИК-а.
— В течение девяти лет мы работали. И сегодня, в день девятой годовщины Октября, мы подсчитываем свои победы.
— Наша страна пережила полосу страданий и лишений. Мы испытывали и холод, и голод, и нужду. Но они, эти недостатки, только закалили нас. Республика с честью вышла из экономической разрухи.
— И сегодня можно, и нужно подсчитать свои победы. А они — налицо. Вот это здание — есть кирпич в фундамент будущего социалистического общества.
— Много сделано. А еще больше впереди. Но все, что нам нужно, — мы сделаем.
— Да здравствует союз рабочих с крестьянством — залог дальнейших успехов!
— Завершить начатое в октябре 1917 года — наша неотложная задача, — заявил председатель владимирского губпрофсовета тов. Семагин.
— Мы работали, восстанавливали народное хозяйство. Теперь восстановительный период закончен. Приступлено к новому промышленному строительству, к индустриализации страны.
Комкорпуса тов. Куйбышев приветствовал трудящихся от имени Красной армии. Он указал на достижения СССР за 9 лет.
— Народное хозяйство вплотную подошло к довоенному уровню. И под руководством ВКП (б) хозяйственное строительство пойдет дальше.
— Да здравствует коммунистическая партия, — руководитель трудящихся!
— Ура!
— Ура!!! — вторит тысяча голосов.
Первая часть митинга окончена.
Начинается торжество закладки.
Слово берет представитель ВСНХ тов. Никифоров.
— В день девятой годовщины великой Октябрьской революции, — говорит он, — Владимир приступает к постройке мощной электростанции, являющейся одним из звеньев электрического кольца, которое охватит всю страну.
Следующим выступил инициатор постройки станции — председатель Владимирского треста тов. Еремин.
— Рабочие Владимирской губернии, пережив тяжелые годы разрухи, начали восстанавливать свое производство. В губернии строятся новые фабрики. Здесь, во Владимире, строится новая электрическая станция, которая будет готова к осени будущего года. Конечная мощность ее — 24000 сил. Электроэнергия двинет фабрики Владимирского и Ковровского уездов, город обстроится рабочими кварталами.
— Это будет показательный участок социалистического строительства.
— Мы развиваем и разовьем свою промышленность. Пусть наши враги негодуют. А мы спокойно делаем свое дело.
От владимирского уездно-городского комитета партии выступил товарищ Бирюков.
- Партия ведет пролетариат по верному пути. Доказательством служит вот эта новая станция — двигатель промышленности.
— Вот здесь, где мы стоим, — раньше ничего не было. Теперь - здесь будет промышленный район.
Председатель горсовета тов. Быков сказал:
— На грани десятого года существования советской власти, мы вступаем в полосу нового промышленного строительства. Владимирская губерния не отстает.
Предгуботдела текстильщиков тов. Тарасов заявил, что постройка электрической станции даст большой толчок развитию текстильной промышленности во Владимирской губернии.
— Будем стремиться, — сказал товарищ Тарасов, — к новым победам, к новым успехам на хозяйственном фронте.
Работница-текстильщица тов. Перевезенцева произнесла простую, но содержательную речь.
Инженер Курицын — строитель станции, в своей речи, между прочим, сказал, что еще 5 лет назад считалось почти сказкой по тонким проводам пустить ток, двигающий машины. Ныне же сказка превратилась в действительность.
Последним выступил старик-крестьянин, пришедший поблагодарить за то, что скоро окрестные деревни получат электрический свет.
Митинг окончен.
Представители партийных, профессиональных, советских, военных, общественных организаций отправились с трибуны на закладку станции.
Все подмостки буквально унизаны народом.
Вслед за представителями организаций, со знаменами на подмостки входят группы демонстрантов.
Место закладки огорожено.
Сергиев, Еремин и другие товарищи кладут первые кирпичи.
Оркестры грянули «Интернационал». Артиллерия салютует. Звездой кладутся кирпичи.
Закладка окончена» («Призыв», 9 ноября 1926).
С этого момента началось строительство Владимирской районной электростанции (ВРЭС) и Красильно-отделочной фабрики «Правда». «Именем «9-й годовщины» Октябрьской революции решено назвать строящуюся во Владимире районную электростанцию» («Призыв», 24 ноября 1926).
«Пожар на новой электростанции. Вчера, в 9 часов утра, на строящейся во Владимире новой электрической станции вспыхнул пожар. Прибывшей пожарной командой огонь был быстро ликвидирован. Как выяснилось, от печки загорелся деревянный накат» («Призыв», 12 января 1927).
«Одно здание — высотой семнадцать с половиной метров уже отстраивается. В этом здании две трети отводится под турбинный зал. Здесь будут спокойно работать силовые гиганты-паровые турбины, мощностью в 23000 лошадиных сил. Остальная часть зала будет занята распределительными приборами.
Сейчас внутри корпуса-полумрак. Строительный беспорядок. Кладутся железно-бетонные перекрытия между этажами, устанавливаются бачки для подвижного крана, двигающегося вдоль всего турбинного зала. По возможности — все работы механизированы.
Рабочие-строители — их 100 человек - попыхивают махорочным чадом «козьих ножек». Блестят в сумраке, как светлячки, огоньки папирос. В этой полутьме муравьи-рабочие настойчиво готовят производство ослепительно яркого света, мощной электроэнергии, которую мы на наших фабриках заставим работать на социализм.
По целой сети проводов электроток устремится на фабрики и заводы, завертит, закрутит станки. Свет озарит город, скрасит деревенские избушки, ильичева лампочка заблестит в комнатах домов новых рабочих поселков.
К турбинному корпусу будет пристраиваться еще более грандиозное здание котельной. Вышина его будет 22 метра. В основание этого здания лягут семь громадных железо-бетонных рам, с незначительными кирпичными простенками. Громадные окна котельной заблестят площадью в одиннадцать квадратных аршин стекла. Котлы будут отапливаться торфом.
Во второй этаж здания котельной будет въезжать поезд в 8-9 вагонов, груженых торфом. Из вагонов торф ссыпается непосредственно в топки.
Для въезда поезда к уровню второго этажа котельной подводится эстакада (так называется мост, построенный на земле). Эстакада постепенно снижается и будет кончаться у Доброго села. Там она соединится со специально построенной железнодорожной веткой, идущей от станции Владимир, через реку Нерль.
Топки котельной будут пожирать до 40 вагонов торфа в сутки...» («Призыв», 31 марта 1927).
«Вооруженное нападение на электростанцию. В воскресенье, около 8 часов вечера, на строящейся близ Владимира районной электростанции остались только старик сторож и мальчик. Неожиданно из темноты появились две фигуры и подошли к конторе. Приблизившись к сторожу, один из неизвестных выхватил револьвер и, скомандовав «руки вверх», потребовал отдать ему ключи от кухни.
Когда ключи были отданы, бандиты загнали старика и мальчика в кухню, где их и заперли, а сами принялись отворять шкафы и ящики столов, надеясь, очевидно, найти деньги. Денег не оказалось. Тогда, пригрозив жестокой расправой, они предложили запертым никуда не выходить в течение 20 минут и сами скрылись» («Призыв», 8 февраля 1927).


Постройка Владимирской электростанции. Водоотводный канал на реке Рпени.

«Сооружение технического водоснабжения и плотины на р. Рпень во Владимире. В ближайшее время строительной конторой «Водоканал» начнутся работы по сооружению технического водоснабжения и плотины при владимирской электростанции и красильной фабрике хлопчато-бумажного треста. Эти работы будут осуществлены в два приема.
Одним из источников водоснабжения будет служить река Рпень. Вопрос о втором источнике временно оставлен открытым. Сооружение на р. Рпени, по предварительным подсчетам, должно давать не менее 750 куб. метров воды в час. Что касается второго источника, то здесь предполагается добиться подачи не менее 1500 куб. м. в час. Вода из р. Рпень будет подаваться самотечным водоводом в особую шахту, откуда через всасывающие трубы поступят внутрь красильной фабрики. По использовании вода по трубоотводам направляется в так называемую сборную шахту и оттуда по самотечному водоводу в реку, значительно ниже плотины. Плотина будет устроена для того, чтобы поднять уровень в р. Рпень на 2 метра. Благодаря этому образуется пруд, обладающий известным запасом воды, на случай временного маловодья р. Рпень. Плотина будет стоять весь год на подпоре. Только весной на очень короткое время плотину будут разбирать для пропуска весеннего паводка и ледохода. Полная разборка и сборка плотины займет не более 15 часов. В зимнее время перед плотиной будет ежедневно скалываться лед, как это делается при плотинах МКХ—Бабьегородской на Москве-реке и Краснохолмской на водоотводном канале, благодаря чему плотина может стоять на подпоре и зимою.
Для того, чтобы закрепить положение русла намечен ряд укрепительных работ. По левому, согнутому берегу реки устраивается дамба до уровня высоких вод. Эта дамба будет служить преградой и речному потоку во время высокого паводка. Откосы берега предполагается укрепить на протяжении 30 метров вверх от плотины и на 50 мет. Вниз — мостовой и на протяжении 150 метров — хворостяной выстилкой.
Проект всех сооружений представлен на утверждение губисполкома» («Призыв», 23 авг. 1927).
«На постройке новой электростанции сейчас работает около 600 человек. Почти закончена постройка турбинного здания. Постройку станции предполагается закончить к осени» («Призыв», 9 июля 1927).
«Сейчас на постройке владимирской центральной электростанции занято около 700 человек рабочих. На постройке нет общежитий-бараков, рабочие живут в городе и ближайших от постройки селениях. Живут даже на чердаках и в сараях, платя за это по 5-7 руб. в месяц.
Культработа рабочкома строителей среди сезонников хромает на обе ноги. Правда, организовали десятка полтора кружков, ячеек, но они не работают. В красном уголке красуется гигантская труба громкоговорителя. Он молчит. Некому его слушать. Ведь строители живут от уголка за 2-3 версты. Так зря и ухлопали 500 с лишком рублей союзных денег.
Казалось само собой понятным, что культработу необходимо вести там, где живет рабочий. Но этого, пока что, не было.
Общие собрания рабочих проходят при самом малом количестве рабочих. Теперь решили прибегать к строгим мерам. Если член союза два раза не присутствует на собрании, на третий раз его исключают из союза.
Работающие на постройке практиканты из ВУЗ-ов в общественную и культурную работу рабочкомом не втянуты» («Призыв», 22 июля 1927).
«На постройке электростанции нужен врач. На постройку электростанции рабочих принимают без медицинского освидетельствования. В результате среди строителей много больных. Принимают даже совершенно больных. Они работают два—три дня, а потом идут в больницу и гуляют по больничному листу. На стройке около 700 рабочих. Для обследования их необходим постоянный или периодически приходящий врач. Сезонники живут в ближних деревнях в антисанитарных условиях. Едят и спят вместе. Между ними могут быть заразные больные.
Больница от постройки далеко. Больному нельзя отлучиться в город, тем более, что в больнице часто по несколько часов приходится ждать приема» («Призыв», 26 августа 1927).
Очевидец так описывает эту стройку: «Под склонами сел Доброго и Красного в версте от Нижегородской заставы, где протекает обрамленная ивняком Рпень, растет новый город. Каменные корпуса поднимаются среди полей. Прежде всего, удивляет темп работы. Около года тому назад были заложены первые кирпичи, а сегодня высятся почти законченные корпуса. От восхода до захода солнца свыше тысячи рабочих заняты своим делом. Нет сутолоки, каждый знает свое место и обязанности».


Фрагмент карты г. Владимира 1927 г. На карте обозначена электростанция при строящейся красильно-отделочной фабрики.

«Котлы вышиной в трехэтажный дом. Оборудование для электростанции к красильной фабрики уже поступает. Электростанцией получены — динамо-машина, генератор и много более мелких частей. Из 58 заказанных для красильной фабрики машин 6 уже получены. Оборудуются электростанция и фабрика по последнему слову техники. Паровые котлы на электростанции, например, достигают вышины трехэтажного дома. Самые сильные из имеющихся в СССР котлов, выдерживают давление в 25 атмосфер, а котлы нашей электростанции будут выдерживать давление в 35 атмосфер» («Призыв», 10 августа 1927).
«Ученичество на стройке электростанции.
На стройке электростанции работает 15 человек учеников, хотя по количеству рабочих их должно было бы быть 30 человек. Учеников часто заставляют носить материалы и инструменты. Приносит ученик 20-30 фунтов гвоздей и говорят:
— На, ступай теперь, — погуляй!
И ученик пойдет «гулять» от одной артели к другой.
Учеников артели арматурщиков (Туркина) заставляют очищать железо от ржавчины и грязи. Конечно, на этом деле ничему не научишься. Есть, правда, и артели, где ученики поставлены в хорошие условия. Так, в артели Ипполитова ученик занимается приращиванием стоек, пришиванием и прибиванием досок и т. д. По отзывам артельных старшин, многие ученики работают дельно и добросовестно, но труд их оплачивается все по тому же 3 разряду.
С увеличенном навыков и квалификации должна, безусловно, увеличиваться и зарплата учеников.
Согласно колдоговора, госпромстроем на постройке должно быть организовано бригадное ученичество. Но бригадного ученичества нет, хотя работы уже развернулись широко.
Нужно серьезно поставить вопрос об ученичестве на постройке. Нам ведь так нужны новые кадры квалифицированных рабочих.
На смену старикам!» («Призыв», 12 августа 1927).
«Бетонные работы на стройке электростанции во Владимире идут в две смены. В первой смене, начинающей работать с 3-х часов утра, в начале работ происходят значительные простои из-за отсутствия воды на верхних лесах. Воду качает локомобиль из реки Рпень. По пожарным рукавам она подается к месту работ. Чем выше бетонные работы, тем сильнее должен быть напор воды. Но локомобиль долго не развивает необходимого количества оборотов.
Простои до сих пор учитывались надзором треста и Госпромстроя. В виду этого бетонщики были спокойны, надеясь получить зарплату и за простой. На деле вышло иначе. Администрация треста отказалась подписать акты, ссылаясь на то, что снабжение стройки водой всецело лежит на обязанности Госпромстроя и что бетонщики сами должны бы поднести воду к месту работ. Бетонщики небыли предупреждены, что должны подносить воду.
Это недоразумение может разрешить лишь РКК. Необходимо обеспечить бесперебойную работу локомобиля, чтобы вода подавалась к месту работ вовремя» («Призыв», 6 сент. 1927).
«В начале строительного сезона во Владимире на реке Рпень была устроена водокачка для снабжения строительных работ на электростанции водой. Большого труда и средств стоило устроить водокачку. Нужно было сделать плотину, здание для водокачки, поставить 30-сильный локомобиль.
В конце ноября главный механик постройки Завадский, не получив согласия треста и госпромстроя, останавливает водокачку и снимает локомобиль. Бетонные работы очутились без воды. Это влекло за собой крупные простои в бетонных работах и постоянную угрозу срыва этих работ, не говоря уже об убытках.
В мае сгорела временная электростанция. От пожара еле уцелел двигатель внутреннего сгорания. Долго ходил главный механик вокруг да около мотора.
Наконец мелькнула ему идея: «Поставить двигатель внутри турбинного корпуса! Дело себе найдет и помещения для него не надо устраивать! Экономия!» («Призыв», 4 января 1928).
«1-й номер стенгазеты «Двигатель» вышел на-днях на Владимирской новостроящейся электростанции. Стенгазета выпущена при активном участии рабочих, администрации, а также партийной и профессиональной организаций» («Призыв», 4 апреля 1928).
«Трещина в облицовке котельной электростанции никакого значения не имеет для прочности и устойчивости здания.
По поводу трещины в здании новой электростанции, редакция обратилась за разъяснениями к инженеру губплана Дмитриеву, который был председателем комиссии по расследованию заметки «Призыва». Тов. Дмитриев сообщил следующее:
— Обычно, железобетонные сооружения строятся с так называемыми температурными швами. Назначение этих швов кратко сводится к следующему: когда температуpa воздуха повышается -сооружение расширяется и наоборот, укорачивается при понижении температуры. Шов как бы воспринимает эти изменения и не позволяет нарушиться целости здания.
В здании котельной электростанции (в его железобетонном остове) температурный шов сделан вертикально у одной из жестких поперечных рам. Наружные поверхности столбов этой рамы облицованы кирпичом. Сама по себе данная облицовка не представляет «работающей» части здания. Она не воспринимает от здания, действующего на железобетонном остове веса его, или каких-либо других временных нагрузок. Но избежание неожиданных повреждений, облицовка усилена внутри железом, связывающим ее со столбом.
Вот в этой то облицовке, как pаз против температурного шва, с южной стороны котельного здания имеется вертикальная (шириной до 2 миллиметров) рванина (трещина). Несомненно эта трещина температурного происхождения. Зимой, когда здание охлаждалось, произошло горизонтальное расширение температурного шва, что в свою очередь привело к рванине на кирпичной облицовке против этого шва.
С северной стороны столба все обстоит нормально. Здесь при кладке кирпичной облицовки, сделан вертикальный шов, который является как бы продолжением температурного шва. На этой стороне кирпичная кладка «температурно дышит» без нарушения своей строительной целости и вида.
Если бы при кладке облицовки против температурного шва на южной стороне столба было бы сделано такое же продолжение шва, как и на северной, то образовавшейся сейчас рванины не было бы.
Но, конечно, для прочности и устойчивости здания и его железобетонного остова эта трещина никакого значения не имеет» («Призыв», 6 апреля 1928).
В 1928 году шли монтажные и наладочные работы. Впервые в Советском Союзе на Владимирской станции установили 3 котла с параметрами пара 35 атм., 425 град. С и турбину с генератором мощностью 2500 кВт (это была вторая по счету турбина, изготовленная Ленинградским металлическим заводом, поэтому в ней было много конструктивных недочетов). В частности, она была очень длинной и громоздкой, при работе в ней возникали значительные осевые усилия, что приводило к перегреву подшипников. Последнее обстоятельство вызвало аварию турбины при пусковых испытаниях в середине ноября 1928 года.
Инженерно-технический персонал электростанции с конструкторами ЛМЗ немало потрудились, чтобы усовершенствовать конструкцию турбины: в дисках, размещенных на валу, выполнили специальные отверстия, и турбина стала работать на полную мощность.
Оборудование на ней было установлено преимущественно отечественного производства, лишь трансформаторы закупили у Всеобщего шведского электрического акционерного общества.
«Свет с новой электростанции
Световая энергия от новой электростанции будет в первую очередь пущена по следующим районам города.
От понизительных подстанции № 7, 9 и 11 будет освещен район, прилегающий к Московско-Нижегородской ж. д., от переулка «Красный Профинтерн» к Летне-Перевозинской ул., затем район Летне-Перевозинской ул. до угла Гоголевской, Сосенки, Солдатская слобода, Военный городок и Стрелецкая.
От подстанции № 12 — район Юрьевской ул. и Конной площади, до ул. Сакко и Ванцетти и, наконец, от ул. Сакко и Ванцетти до Луначарского переулка и конца Луначарской ул.
Район губизолятора, губбольницы, до Зачатьевского и Варваровского спуска, и от железной дороги до Верхних ямок будет пользоваться энергией от подстанции № 1.
Центральные городские улицы будут пользоваться энергией первое время от старой городской электростанции» («Призыв», 5 июля 1928).
«При владимирской центральной электростанции есть столовая. Во время дождей вода льется с потолка в чашки, стаканы и на хлеб обедающим. На столах и на полу образуются целые лужи. Такое антисостояние столовой отбивает всякую охоту обедать в ней» («Призыв», 22 июля 1928).
«Электростанции угрожает катастрофа
Ежегодно с наступлением осени владимирская центральная электростанция начинает зло подшучивать над своими абонентами: несколько раз в вечер лишает их света совсем, а если и дает свет, то его хватает лишь для освещения внутренности электрической лампочки.
В этом году, хотя часть города и переводится на переменный ток, старая история в центральном районе города, очевидно, будет повторяться. Вот факты, подтверждающие это.
Вновь установленный дизель в 250 сил в данный момент работает с оборванным и отремонтированным шатуном.
Еще в декабре прошлого года началась переписка с ленинградским заводом «Русский Дизель» по вопросу об изготовлении нового шатуна. Завод дал согласие изготовить его в шестимесячный срок за 1500 рублей. Для окончательного оформления заказа необходимо было внести 25 проц. стоимости его. Но коммунальным трестом деньги эти не внесены до сих пор.
Кроме того, комтрест, по предложению горсовета и горкома ВКП(б) командировал на завод в первых числах апреля завед. электростанцией для заказа частей к другим дизелям. Заведующий договорился о цене и сроках. Дело осталось только за внесением задатка. Задатка коммунтрест до сих пор не внес.
С наступлением осени и увеличением нагрузки станции не исключены возможности не только перебоев с подачей электроэнергии, но и возможность целой катастрофы (негодный шатун)» («Призыв», 26 июля 1928).
«Подготовка к приему энергии от новой электростанции в городе будет закончена в ближайшие дни.
Работа по прокладке по городу подземного кабеля уже закончена на две трети. работа идет значительно быстрее установленного срока.
Постройка 11 понизительных подстанций и 3-х распределительных – уже закончена.
В ближайшие дни,- как сообщили нам в коммунальном тресте,- станции будут оборудованы.
Первая распределительная станция, куда пойдет первоначально ток от новой станции, устроена у Юрьевской заставы. она соединена с двумя такими же станциями, находящимися около коммунального отдела и у Золотых ворот. Магистраль подземного кабеля проложена от губбольницы до механического техникума, где она разветвляется и идет одной стороной на Ямскую, а другой на Солдатскую слободу.
Для питания города электроэнергией с новой станции предполагалось пустить ток в 500 киловатт. 300 киловатт из этого количества пришлось отдать ф-ке «Пионер».
Городу таким образом будет предоставлено энергии 200 киловатт.
В связи с этим старая городская электростанция, которая была сначала предназначена к ликвидации, сохраняется на некоторое время.
Старая станция будет освещать центральную часть города, ток с новой станции рассчитан пока преимущественно на окраины.
Новые правила проводки электричества
В связи с электрификацией города, горсовет утвердил новые правила проводки электричества. согласно этих правил абонент будет включен в сеть только после осмотра проводки техническими силами коммунального треста. самовольное присоединение, хотя бы для испытаний, не допускается.
После включения в сеть, владелец проводки несет полную ответственность за ее состояние» («Призыв», 27 июля 1928).
«Сейчас закончен монтаж двух котлов и одной турбины на электростанции, оборудован первый корпус фабрики, оборудован капитальный водовод от реки Рпени к станции, прокладывается электролиния на Ковров и «Оргтруд», построены жилые здания около фабрики, устроен водоочиститель и плотина для увеличения бассейна реки Рпень и закладывается фундамент для второго корпуса» («Призыв», 28 июля 1928).

29 июля 1928 года в строй вступили красильно-отделочная фабрика имени газеты «Правда» и электростанция (см. Открытие красильно-отделочной фабрики им. газета «Правда»).
«Присоединение владимирской районной электростанции к Шатурской намечено произвести в 1928-29 г. Линия от Шатурской электростанции пойдет через фабрику им. Лакина. Президиум губисполкома утвердил указанный срок присоединения к Шатурской станции» («Призыв», 8 августа 1928).
«Авария на новой электростанции
Станция и фабрика остановлены на 10 дней

21 августа районная электрическая станция имени «Правды» была остановлена из-за дефектов, обнаруженных в работающей турбине. Это повлекло за собой останов красильной фабрики.
В беседе с нашим сотрудником директор этих предприятий тов. Сарычев рассказал, при каких обстоятельствах произошла авария.
— Двадцать первого августа, — говорит т. Сарычев,— при пуске был замечен шум в цилиндре турбины в то время, когда она шла еще неполным ходом. Турбина была сейчас же остановлена. Технический осмотр показал, что поверхность ротора имеет в одном месте отклонение в четыре сотых миллиметра. Но проверить это здесь оказалось невозможным из-за отсутствия необходимых приборов. Все части, нуждающиеся в проверке, посланы на Ленинградский металлический завод, который производил турбины.
До сего времени турбина работала хорошо. Однако, это не исключало возможности каких-либо недоразумений, так как это первая турбина, выпущенная советским заводом. Надо еще добавить, что нигде в СССР нет такого большого давления, как на нашей электростанции — 35 атмосфер.
Необходимо заметить, что два месяца прошедшие с момента постановки турбины, являются испытательным сроком, в течение которого Ленинградский завод имеет право в любую минуту остановить турбину для проверки. Это обусловлено договором.
Та часть фабрики, которая связана с подачей энергии, сейчас остановлена. Около 70 рабочих отпущены в декретный отпуск. Отпущена в отпуск и часть служащих. Инструментальный отдел работает. Работают также и другие обслуживающие и подсобные отделы.
Проверка частей турбины продлится, примерно, 10 дней, после чего мы предполагаем пустить и станцию и фабрику» («Призыв», 26 августа 1928).
«Проволочка с постройкой трансформаторных будок
В трансформаторных будках, строящихся в связи с электрофикацией города, предполагались ранее железные двери. Но в виду отсутствия железа, двери поставлены деревянные. Установка этих дверей велась коммунальным отделом очень медленно. Будки были без дверей. В результате, в будке на Летне-Перевозинской улице неизвестными лицами был обрезан проведенный уже кабель. После этого случая горсовет предложил комхозу повесить двери в будках. Но это постановление не было выполнено своевременно. В этой же будке кабель был обрезан второй раз.
Президиум горсовета поставил на вид коммунальному отделу недопустимость подобной волокиты, могшей повести за собой задержку в переходе на новый ток» («Призыв», 28 августа 1928).
«Пожар на электростанции
В четверг на владимирской новой электростанции снова произошла катастрофа. При пуске второго котла остановился дымосос, вследствие чего получился затор в проходах торфа. Тяги не стало и огонь направился не по своему направлению. В резервуарах, откуда поступает торф, он загорелся.
Администрация тепло-технического института бросалась принимать меры против распространения пожара. Взялись за рукава, но давление воды не достало даже и на 3 сажени. Явившийся на пожар брандмейстер ходил, как на прогулке, а механик явился только тогда, когда пожар в проходах был в полном разгаре. Вследствие нераспорядительности открывались ненужные краны, а водонапоры, которые могли разом пресечь распространения огня, открывать не дозволялось. Много у нас имеется и других мелких и крупных недостатков. Материалы берегутся плохо. А ведь они, в большинстве, получаются из-за границы.
Надо обратить более серьезное внимание на электростанцию и внимательно расследовать причины пожара.
Рабочий П.Н. Петров» («Призыв», 13 октября 1928).
«3-го ноября проводились испытания на изоляцию подземной кабельной сети, проложенной коммунальным трестом от новой электростанции.
Испытания показали, что подземная кабельная сеть вполне отвечает всем правилам и нормам, предусмотренным договором станции с коммунтрестом.
Кроме испытания сети на изоляцию, представителями московского экспериментального электроинститута сеть испытывалась на напряжение прямого тока в 18.000 вольт. Эти испытания сеть также выдержала удовлетворительно.
Сейчас по вопросу приемки электроэнергии с новой электростанции и эксплуатации сети создается специальная комиссия из представителей горсовета, губэлектро, новой электростанции, коммунтреста и общественных организаций» («Призыв», 3 ноября 1928).
«Силовые установки или механическая мощность электростанции - 760 л. сил и мощность второй электростанции — 95 л. сил. Несмотря на то, что мощность силовых установок как будто на первый взгляд довольно значительная, но изношенность машин значительно понижает их мощность и работоспособность, а отсюда, следовательно, и перебои с подачей света населению. Учитывая это горсовет принял ряд мер к устранению этих недостатков. Главнейшие из них: полное переоборудование электросети с переводом ее на переменный ток от районной электростанции, на что затрачивается до 350 тысяч р. Работы в данный момент подходят к концу, трансформаторные будки уже готовы, испытание сделано, ведутся работы по переустройству домовых вводов и внутренней электропроводки. В текущем осветительном сезоне будут переведены на переменный ток только окраины города и военный городок, центр города останется на постоянном токе от существующей электростанции.
Таким образом эти мероприятия дадут возможность улучшить электроснабжение потребителей города» («Призыв», 29 ноября 1928).
Новая теплоэлектроцентраль, хотя и сооружалась при отделочной фабрике, но по своему значению являлась районной, так как предназначалась для электроснабжения Владимира, поселка Оргтруд, а в перспективе - Суздаля и Судогды. Из 8000 кВт мощности, которой должна была располагать Владимирская ТЭЦ после пуска II очереди, для нужд соседних предприятий намечалось расходовать около 1500 кВт, а остальная мощность передавалась в общую систему.
Электростанция становилась главным связующим звеном между Московской, Ивановской и Нижегородской энергосистемами. Но особенное значение она имела для города Владимира и центральной части губернии, потребители которой получили надежный источник энергоснабжения.
«Нас чрезвычайно интересовали причины систематических остановов районной электростанции. Каждый получасовой останов фиксируется актом. Внимательно просматривая эти акты можно установить, что 85 проц. остановов происходит из-за отсутствия топлива. Техническое состояние электростанция вполне удовлетворительно. По отзывам дежурных инженеров станции видно, что паротурбина, сделанная на наших советских заводах (ленинградском) ни на одну йоту не уступает по своему качеству работы заграничным. По словам директора фабрики им. «Правда» тов. Шарова — систематические перебои в работе станции имели место в начале августа и продолжаются по сие время и как директор утверждает, такие же остановы будут иметь место вплоть до последних чисел ноября, а может быть они будут и в декабре».
«Фабрика «Правда» работает отработанным паром и двигательной энергией станции. Исходя из этого нужно было ожидать, что фабрика приложит все усилия на своевременную заготовку топлива. Однако, из предварительных данных видно, что фабрика возложенные на нее обязательства, не выполнила. Основным топливом для электростанции служит торф. Торфоразработки находятся в близком соседстве с электростанцией, удалены не дальше 20 километров. Несмотря на это, мы имеем бесспорный факт кризиса на станции в топливе.
По правительственным распоряжениям, каждая фабрика, предприятие имеет право иметь запас топлива на три месяца и больше. В свое время фабрика «Правда» имела (судя по отношению к тресту) не трехмесячный запас, а годовой. Зимой 1929 года во дворе станции высились торфяные горы. Торф сваливался в общую кучу, вместо бережной укладки в штабеля по его качеству. В результате небрежного отношения к хранению торфа получилась такая картина: высокие сорта были смешаны с торфом, имеющим большую влажность и зольность. Токая смесь торфа, попадая в топки, дает неравномерную температуру в котлах, получается резкое падение атмосфер, а отсюда ослабление работы паротурбины, снижалось количество ампер.
Технический персонал станции своеобразно боролся с этими явлениями. Отдавались строжайшие приказы подвозчикам торфа из сваленных куч торфа кирпичи выбирать такого цвета, который бы полностью подтверждал его высокое качество по горению и температуре. Рабочие с честью выполняли приказ свыше. Торф плохого качества остался нетронутым. Когда производилась «рассортировка» торфа по качеству, в это время его было много раскрошено (т. е. кирпичи были разбиты вдребезги). Такой «окрошки» в настоящее время имеется трехмесячный запас для электростанции. Получается забавная картина: торф есть, а жечь его нельзя!
Администрация спохватилась и решила положение с топливом исправить. Был пущен в ход весь имеющийся запас дровяного топлива. Стали сжигать торф плохого качества вперемежку с дровами. В течение июля и августа от дровяного запаса и следа не осталось. Администрация метнулась к торфоразработкам с просьбой дать им немедленно требуемое количество торфа. Дело осложнилось до чрезвычайности. Торфоразработки не могли дать требуемого количества рабочей силы для погрузочных работ, потому что на разработках ощущался недостаток рабочих. (По обыкновению, отправка торфа начинается после окончания сезона).
Железная дорога открыла волокиту с подачей вагонов. Пока все это шло, от неприкосновенного фонда дров и следа не осталось. В августе фабрика ожидала получить от второвских торфоразработок до 300 вагонов, получила 227. 67 недоставленных вовремя вагонов с торфом положило начало кризиса. Бывают такие случаи: к 12 часам ночи не подадут вагонов — электростанция встает.
В настоящее время фабрика не имеет ни одного полена дров.
Ежедневно фабрики «Организованный Труд», «Абельмановка», «Свердловка» и «Правда» из-за недостатка электроэнергии приостанавливают работу своих производств, все эти фабрики питаются током от владимирской электростанции.
Фабрика «Организованный Труд» по вине электростанции в первом месяце особого квартала не сработала 200 000 метров суровья, а фабрика имени Абельмана, начиная с сентября и кончая 15 октябрем недодала государству 64 258 килограмм пряжи. У фабрики «Правда» также имеется большая недоработка».
«Главным поставщиком топлива являются второвские торфоразработки. Отгрузка торфа с разработок требует желать много лучшего. Основной недостаток отгрузки,— несвоевременная подача вагонов. Бывают такие случаи: вагоны для погрузки торфа прибывают ночью. Старший рабочий вынужден бегать по баракам рабочих и упрашивать итти поработать. Часть людей отказывается работать ночью. Вагоны вынуждены простаивать до утра. Второвская партийная и комсомольская организации на это смотрят сквозь пальцы и очевидно считают себя незаинтересованными в том, что из-за несвоевременной подачи торфа останавливаются фабрики».
«Районная электростанция сидит на голодном топливном пайке. Топливо черпается с второвских торфоразработок. Ежедневно электростанция требует 10-12 вагонов торфа. Такого количества вагонов не дает железка. Дает она не больше 3-4 вагонов, бывает и меньше. Администрация фабрики исписала горы бумаги в правление Московско-Курской железной дороги, а результаты известны. Правление Московско-Курской железной дороги отдало распоряжение давать требуемое количество вагонов. Четвертый участок упорно не хочет выполнить распоряжение начальника Московско-Курской железной дороги. Мы ждем немедленного вмешательства в это дело прокуратуры»
«Директор фабрики «Правда» заявил, что электростанция будет работать с перебоями вплоть до установления санного пути. В настоящее время не представляется возможным весь имеющийся запас торфа перебросить к погрузочным станциям железной дороги, т. к. он сложен в штабеля вдалеке от дороги. Весь торф приходится возить на лошадях, а в болото в настоящее время ехать нельзя.
Возникает еще одно опасение. Вопрос упирается в своевременную доставку вагонов со стороны железной дороги.
... Второвский леспромхоз приступил к отгрузке сырых березовых дров в адрес нашей фабрики в количестве 11000 кубометров, надобности в которых у нас не имеется, а главное, мы дров у леспромхоза не просили, а поэтому, просим сделать распоряжение о немедленном прекращении отгрузки дров.
Директор Лосев. Завхоз фабрики Кочетков» («Призыв», 21 ноября 1930).
В 1930 году для осуществления дела политехнизации школ, центральные органы предложили всем своим подведомственным учреждениям немедленно провести прикрепление всех школ к предприятиям. Педтехникум прикреплен к районной электростанции.

Общая мощность станции проектировалась равной 17.500 кВт. Строительство станции должно было идти так: до 1929 г. устанавливается одна турбина в 2500 кВт. От нее электрифицируются, начиная с 1-го октября 1928 г. фабрики "Оргтруд", Красильная во Владимире и освещается город Владимир, начиная с 1-го января 1929 г. частично электрифицируется фабрика им. Абельмана. В 1929-1930 гг. должна быть установлена вторая турбина в 7500 кВт. С установлением ее должна продолжаться электрификация фабрик "им. Абельмана", "Красильной" г. Владимира и частично должна быть электрифицирована фабрика «Пионер».
«Районная электростанция накануне останова
Годовая потребность райэлектростанции в топливе — 58.500 тонн торфа. При полной нагрузке турбины, каждый день надо 160 тонн торфа и до 50 кубометров дров (зимой).
Торфа в запасе на складах станции — до 4000 тонн. Но по своему качеству торф не может удовлетворить станцию — необходима примесь до 80 проц. второвского торфа. Запасов же второвского торфа нет совершенно. То же количество, которое из Второва сейчас поступает — недостаточно.
Таким образом, несмотря на то, что сейчас есть полная возможность для подвозки топлива гужевым транспортом — электростанции грозит полный останов. В лучшем случае работа пойдет с большими перебоями.
В первом квартале (январь-март) Ивгосторф должен доставить станции с Второвских разработок 12000 тонн, с Собинских — 11000 тонн и с болота «Долгая лужа» 6700 тонн. Это количество может быть доставлено лишь при достаточном количестве возчиков. Между тем, сейчас во Второве, вместо 600 подвод, работает 50, на болоте «Долгая лужа» вместо 100 подвод — 10, с Собинки всего поступило 3 вагона.
Положение с перевозкой дров обстоит еще хуже. В январе-марте должно быть доставлено 9000 кубометров, поступило всего лишь 7 вагонов транзитом. Гужевым же транспортом подвозки совершенно нет. Владимирский леспромхоз отделывается одними обещаниями, а практических мер к снабжению станции дровами не принимает.
Положение чрезвычайно тревожное. Срыв работы электростанция грозит громадными убытками фабрикам им. Абельмана, им. Свердлова, «Оргтруд» и «Правда» («Призыв», 14 января 1931).

Владимирская центральная электрическая станция представляла собой одно целое с Владимирской красильно-отделочной фабрикой и подчинялась Правлению государственного Владимирского хлопчатобумажного треста на тех же основаниях, как и все другие, входившие в трест фабрики. Штаты конторского персонала станция имела общие с фабрикой. Количество инженеров и техников первое время было 12 чел., рабочих - 22 чел.
ТЭЦ находилась до октября 1931 г. в ведении четвертого хлопчатобумажного треста. В связи с тем, что ТЭЦ являлась энергетической базой ряда предприятий различных наркоматов, НКРКИ 8 октября 1931 г. постановил передать ВлТЭЦ в систему "Главэнерго" с передачей ее в энергетическое управление "Ивэнерго".

«Как сообщалось, 3-го декабря топки районной электростанции потухли потому, что второвские торфоразработки прислали накануне недоброкачественный торф. На фабриках получились огромные простои.
Сейчас мы получили сведения о результатах лабораторного анализа этого торфа.
Анализ говорит, что влажность 11 вагонов присланного тогда торфа (из 14 вагонов) составляли 56,2 проц., зольность — 3,82 проц.
Анализ производился при участии специальной комиссии из представителей разных организаций, в том числе и РКИ.
Второвцы — что вы ответите на это? Когда же будет прекращена присылка недоброкачественного торфа.
Надо немедленно привлечь к ответственности виновных в таком небрежном отношении к снабжению станций топливом» («Призыв», 8 декабря 1931).
«18 декабря на районной электростанции выбыл из строя дымосос. Причина — сгорел мотор дымососа. В результате, целые сутки станция работала без дымососа, на следующий день — 19 декабря — были выключены фабрика «Оргтруд» и частично город Владимир.
Торфсклад, зная о том, что станция работает без дымососа — не дал вовремя хорошего топлива. В свою очередь, виновата здесь и смена Тушина — она вовремя не известила торфяной склад. Результатом же этой халатности и было выключение фабрики и города.
Надо привлечь к строгой ответственности виновных в этой халатности» («Призыв», 24 дек. 1931).
В 1931-1932 гг. устанавливается третий (последний) турбогенератор в 7500 кВт. С установкой его заканчивается электрификация фабрик г. Владимира и продолжается электрификация фабрик Ковровского района.

«Весь январь районная электростанция работала без перебоев. Не было ни минуты простоя. Сейчас снова начались перебои. 2-го февраля, например, станция недодала 924 киловатт-часа энергии, 3-го февраля — 2000 киловатт-часов.
Основная причина перебоев — недопустимо плохое снабжение торфом со стороны второвских торфразработок.
Еще с 23-го января разработки начали присылать торф в меньшем, чем это требуется, количестве. Суточная потребность станции — 16 вагонов торфа, а стало присылаться только 7 — 13 вагонов. 31-го января поступило всего лишь 3 вагона, 2 февраля — 7 вагонов. А 1-го февраля не было прислано ни одного вагона.
Станция израсходовала весь имевшийся небольшой запас кускового торфа, а потом уже вынуждена была снимать нагрузку с предприятий.
Неподачу торфа администрация торфоразработок объясняет тем, что станция не уплатила в срок деньги.
Действительно, последние дни у станции с деньгами было неблагополучно — денег на текущем счету не было. Но у торфоразработок были другие меры воздействия на электростанцию — неустойки, пени и т. д. Прекращать же отгрузку торфа, срывать этим работу станции и всех связанных с нею предприятий — недопустимо.
Сейчас же выясняется, что ссылка торфоразаботок на неуплату денег — лишь формальность, прикрывающая бездеятельность администрации разработок. Оказывается, что просто администрация разработок не сумела обеспечить погрузку торфа в вагоны.
В том, что у электростанции был прорыв на финансовом фронте, который дал торфоразработкам повод оправдать неподачу торфа — в значительной степени виновата фабрика «Оргтруд». Мы не раз писали, что администрация фабрики долго тормозила заключение договора со станцией на получение тока.
Сейчас же администрация тормозит другое — не платит деньги за отпускаемую электроэнергию. За январь фабрика должна всего 35000 руб. Несмотря на неоднократные предупреждения о том, что с фабрики будет снята нагрузка — администрация все же никаких мер к уплате денег не принимает.
В это дело должен срочно вмешаться трест. Своим недопустимым отношением к принятым на себя обязательствам администрация наносит фабрике огромные убытки, так как при перебоях в работе РЭС-а, нагрузка в первую очередь снимается с «Оргтруда», которая не платит денег за энергию.
4 февраля второвские разработки прислали уже 18 вагонов торфа. Положение на станции несколько улучшилось, но все же это не гарантирует дальнейшую бесперебойную работу, так как запасов кускового торфа на станции нет.
3 февраля деньги разработкам переведены. Следовательно, повода срывать снабжение станции торфом уже нет. Торф должен подаваться своевременно и в достаточном количестве, чтобы станция снова могла создать хотя бы небольшой запас.
Кстати, давно ведутся разговоры об отправке из Второва маршрутных поездов с торфом. Маршрутизация торфяных поездов значительно бы облегчила работу РЭС-а, была бы более удобной и для разработок и для железной дороги. Но дальше разговоров дело до сих пор еще не двинулось. Торфоразработки ссылаются на железную дорогу, дорога — на разработки.
Вопрос о маршрутизации должен быть срочно разрешен.
«Призыв» долго боролся за освоение электростанцией фрезерного торфа. Перестроенная топка сейчас работает успешно, фрезерный торф, и примеси к кусковому сжигается удовлетворительно.
Сейчас ведется переоборудование под фрезерный торф и второй топки. Работы выполнены уже на 60 проц. К концу февраля топка будет готова» («Призыв», 6 фев. 1932).
«Районная электростанция переведена на хозрасчет полностью. По РЭС-у создано 4 бригады, по торфу — 4 и 1 бригада на железнодорожной ветке. «На фабрике «Оргтруд» среди администрации процветает семейственность. Вот главные виновники: мастер Кабанин, зав. фабрикой Тупиков и бригадир Варюшин. Мастер Кабанин прибыл на фабрику в 1931 году с фабрики им. Свердлова. Через некоторое время Кабанин перетащил односельчанина Варюшина и устроил его на должность бригадира.
Заведующий ткацкой фабрикой блико знаком с мастером и бригадиром. Между этими работниками и образовался коллектив. Этот коллектив в выходные дни «выходят» по подмастерьям и их опивают.
Бригадир Варюшин поставил Пронина работать регулировщиком. За это назначение Варюшин с Кабаниным «накачиваются» у Пронина.
Зав. фабрикой нашел себе еще приятеля — шлихтовала Шебонилова. К нему похаживают пьянствовать. За это зав. фабрикой поставил шлихтовала учиться в клеевары.
В тоже время молодой подмастер Летягин, окончивший школу ФЗУ в 1928 году, в настоящий момент работает не по своей квалификации и ряд молодых подмастеров ходят по запасу, а не квалифицированные рабочие работают подмастерьями.
За такое отношение к молодым подмастерам и за «опой» и семейственность надо виновных привлекать к ответственности» («Призыв», 21 марта 1932).
Бригады РЭС-а имеют такие показатели: за январь задание по производству пара выполнено на 100,9 проц.; получена экономия по топливу в сумме 6350 рублей. В феврале бригады темпы не сдали.
Хозрасчетные бригады на торфу не выполняют промфинплана исключительно из-за скверной подвозки топлива с торфоболот. В январе по плану должно быть ввезено на склад 7482 тонны, а фактически поступило торфа 5628 тонн. В феврале положение улучшилось. По плану должно быть вывезено торфа на склад 7200 тонн, доставлено — 7136 тонн.
Отчетность сильно отстает. Поэтому, показатели хозрасчетных бригад до рабочих доводятся с большим опозданием.
Необходимо наладить учет работы бригад и доводить показатели до них вовремя.
Бригады должны добиваться еще лучших показателей.
Карнулин В.И.» («Призыв», 22 марта 1932).
«На владимирской паро-электроцентрали со стороны администрации не ведется борьба с потерями топлива и проявляется исключительная безответственность.
Вот, например, еще зимой прошлого года с «Долгой лужи» было завезено пять тысяч фрезерного торфа. Последний сложили в штабеля в разрез техправилам. Об этом рабочие своевременно заявляли, но получили такой ответ от администрации:
— Не ваше дело!..
В результате сейчас торф самозагорается. Хуже того, когда дежурные пожарники вызывают пожарных для тушения торфа, то администрация против этого, а старший инженер тов. Мигулин заявляет:
— На болоте горит несколько штабелей, а у нас только один.
За такое головотяпство виновных нужно привлечь к строгой ответственности» («Призыв», 14 августа 1932).

Далее »» Владимирская теплоэлектроцентраль (ТЭЦ) в 1933-37 гг.

Категория: Владимир | Добавил: Николай (14.03.2016)
Просмотров: 5620 | Теги: Промышленность, Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru