Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
20.08.2018
02:14
Приветствую Вас Гость | RSS



ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 503

Категории раздела
Святые [132]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [924]
Суздаль [308]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [256]
Музеи Владимирской области [55]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [48]
Юрьев [113]
Судогда [34]
Москва [41]
Покров [70]
Гусь [96]
Вязники [181]
Камешково [51]
Ковров [203]
Гороховец [75]
Александров [154]
Переславль [89]
Кольчугино [27]
История [15]
Киржач [38]
Шуя [82]
Религия [2]
Иваново [33]
Селиваново [7]
Гаврилов Пасад [6]
Меленки [24]
Писатели и поэты [8]
Промышленность [29]
Учебные заведения [12]
Владимирская губерния [19]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]

Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Владимирская ТЭЦ

Владимирская ТЭЦ

Древнерусские осветительные приборы.
Осветительные приборы последней четверти XIX - первой пол. XX в.
Город хотя и просвещен, но мало освещен (в 1877 г.). Всех фонарей 215 (по одному на 82 саж. уличного протяжения), на расстоянии один от другого по Большой улице на 20 саж., а в боковых и за Лыбедью на 30-40; улицы освещаются в течении 9 месяцев, с августа по май. Освещение сдается от Управы подрядчику за 1997 руб., т.е. по 3 ½ коп. за вечер на фонарь. Здешние фонари скорее служат для усиления мрака, чтобы более оттенить окружающую тьму. Даже на Большой улице в осенний вечер при полном освещении можно, переходя улицу попасть под лошадь (хорошо еще, что езды мало), а в стороне от Большой улицы еле мерцающее светлое пятно фонаря замечается только тогда, когда подойдешь к нему на 2-3 шага. Кроме того Владимирские фонари могут содействовать также появлению натуральных «фонарей» ручными фонарями. При том те окраины, где освещение нужнее, где обыватель более рискует увязнуть или наткнуться на не доброго человека, почти лишены освещения, таковы прибрежные части Подъяческой улицы, Слободы, Боровок, Ременники и т.п. (Субботин А.П., 1877 г.).

В конце XIX века стремительно развивающаяся промышленность Владимирской губернии выдвинулась на одно из первых мест в России. Этому способствовали: густая сеть рек и дорог, облегчавшая торговлю и перевозку материалов; запасы древесного и торфяного топлива, обеспечивающие предприятия энергией; дешевые людские ресурсы.

Директор Мальцевского технического училища Д.К. Советкин закупил за рубежом динамо-машину и использовал ее как источник тока в электростанции, которая была размещена в левом крыле здания училища. Вращаясь от английской паровой машины, через трансмиссию, динамо-машина вырабатывала ток и освещала с 1885 года только мастерские училища. Так начала работать первая во Владимире электростанция инженера Советкина.

Электростанция инженера Русакова в гор. Владимире первый ток дала 5 декабря 1908 года.

«Новая электростанция.
С окончанием оборудования блокстанции при спирто-складе, центральная станция получила значительное облегчение. Блокстанция оборудована паровой машиной 25 сил и такой же мощности нефтяным двигателем. Район обслуживания охватывает часть гороа, начиная от Красной церкви. Идея использования установки спирто-склада возникла еще в 1919 году, но за разными ведомственными трениями дело не шло дальше разговоров. Установку предполагалось использовать как подстанцию, т.е. питать ее током общегородскую сеть. Однако значительным препятствием явилось отсутствие динамомашины напряжения 440 вольт, какое вырабатывается центральной станцией. Осуществленное теперь использование является блокстанцией, т.е. вспомогательной станцией, питающей свою независимую сеть. Это позволило не считаться с напряжением городской сети и использовать стоявшие без употребления динамо-машины из губернской больницы. Оттуда же перенесен и нефтяной двигатель. Оборудование продолжалось три месяца, хотя уже к концу первого месяца станция начала работать с половинной мощностью, освещая больницу и тюрьму. Таким образом новая станция подоспела на помощь как раз к моменту наиболее темного времени, сопровождающегося наибольшей нагрузкой. Если вспомнить, что еще в прошлом году центральная станция с большим трудом справлялась с зимней нагрузкой, станет понятно значение этой новой победы на фронте труда» (газета «Призыв», 22 января 1921).
«На мельницах быв. Бабушкина (у Московской заставы) и электромельницы (при электростанции, на манежной площади) производится размол всякого зерна без предварительных разрешений, при уплате 2 ½ фунта натурой с размолотого пуда» (газета «Призыв», 18 октября 1921).

В декабре 1925 года XIX губернская конференция РКП(б) подтвердила задачу полной электрификации производства Владимирской губернии, для чего требовалось строительство электростанции на 8000 кВт.
2 июня 1926 года государственная комиссия наметила площадку под строительство первой Владимирской теплоэлектроцентрали и красильно-отделочной фабрики, названной впоследствии именем газеты «Правда», на базе которой еще позже возник «Химзавод». Площадка была выбрана на свободных землях между реками Рпенью и Клязьмой на восточной окраине Владимира. При этом отказались от первоначального варианта сооружения электростанции в районе Большого Урусова болота близ станции Второво. Решили, что все-таки дешевле не ТЭЦ строить ближе к источнику торфа, а подвозить его по железной дороге.
Владимирская электростанция в знаменитом плане ГОЭЛРО числилась под № 10.


Закладка районной электростанции во Владимире

7 ноября 1926 года, в день девятой годовщины Октябрьской революции, состоялась торжественная закладка Владимирской ТЭЦ-1 по плану ГОЭЛРО.
Демонстранты собрались на митинг у места закладки новой электростанции. С взволнованными речами выступили митингующие. Все они приветствовали начало строительства. Под звуки военного оркестра был исполнен «Интернационал». Грохот залпов артиллерийского салюта возвестил о закладке электростанции. И.Г. Ерёмин и председатель Губкома Сергеев под аплодисменты уложили на дно котлована в виде пятиконечной звезды первые кирпичи. С этого момента началось строительство Владимирской районной электростанции (ВРЭС) и красильно-отделочной фабрики «Правда».


Памятный камень 80 лет ГОЭЛРО
ул. Большая Нижегородская, д. 106
Памятный камень 80 лет ГОЭЛРО установлен на газоне рядом со зданием ОАО Владимирэнерго. ГОЭЛРО - аббревиатура созданной в 1920 г. Государственной комиссии по электрификации России, часто расшифровывающаяся, как Государственный план электрификации России. На камне выгравирована надпись ГОЭЛРО, цифра 80, а также мачта линии электропередач и заводские трубы.

«…Постройка второй прядильной фабрики относится на второе пятилетие (1931-1936 гг.). Кроме того, по линии строительства во Владимире предположено к постройке в ближайшие годы красильно-отделочной фабрики и электростанции при ней. Выбор места для такой фабрики и электростанции в гор. Владимире обусловливается: центральным расположением его относительно всех ткацких фабрик Владимиро-Ковровского района, наличием удобств сообщения с районом обслуживания, возможностью доставки сюда достаточно дешевого торфа с Урсова болота и с болот южного заклязьминского района и близостью крупной реки-Клязьмы. Постройка электростанции и красильно-отделочной фабрики уже начата и должна закончиться в 1929-1930 гг.
Владимирская электростанция будет снабжать энергией гор. Владимир и весь район от Владимира и до гор. Коврова. Для этой цели будет устроена между указанными городами линия электропередачи (первоначально на 38000 вольт), к которой будут приключены и все предприятия вдоль этой электропередачи. Мощность станции, потребная для данного района, не считая фабрик Владгостекстильтреста, составит к концу 1930 года свыше 8000 киловатт. Далее, Владимирская электростанция будет снабжать паром красильно-отделочную фабрику в гор. Владимире. Мощность станции, отдающей свой пар для нагревательных целей, определяется тем количеством пара, которое потребуется для производства.
В данном случае предполагается, что отделочная фабрика при полной нагрузке будет выпускать до 16000 кусков ткани в сутки. Для этого потребуется такое количество пара, которое может получиться при действии паровых турбин мощностью в общем до 22500 лошад. Сил с электрическими генераторами мощностью 15000 киловатт. Вместо установки резервного турбогенератора, который должен быть на случай аварии, предполагается проложить линию электропередачи до Собинки и соединить ее там с линией электропередачи от Шатурской электростанции. Последняя станция будет вливать свою энергию во Владимирскую станцию, добавляя недостающее количество и являясь также резервом на случай аварии с одним из турбогенераторов Владимирской электростанции» (Иванов А.И. Город Владимир на Клязьме. 1927 г.).
С этого момента началась напряженная работа от восхода до захода солнца. Свыше тысячи рабочих были заняты на строительстве.
Очевидец так описывает эту стройку: «Под склонами сёл Доброго и Красного в версте от Нижегородской заставы, где протекает обрамлённая ивняком Рпень, растёт новый город. Каменные корпуса поднимаются среди полей. Прежде всего, удивляет темп работы. Около года тому назад были заложены первые кирпичи, а сегодня высятся почти законченные корпуса. От восхода до захода солнца свыше тысячи рабочих заняты своим делом. Нет сутолоки, каждый знает своё место и обязанности».


Фрагмент карты г. Владимира 1927 г. На карте обозначена электростанция при строящейся красильно-отделочной фабрики.

В 1928 году шли монтажные и наладочные работы. Впервые в Советском Союзе на Владимирской станции установили 3 котла с параметрами пара 35 атм., 425 град. С и турбину с генератором мощностью 2500 кВт (это была вторая по счету турбина, изготовленная Ленинградским металлическим заводом, поэтому в ней было много конструктивных недочетов). В частности, она была очень длинной и громоздкой, при работе в ней возникали значительные осевые усилия, что приводило к перегреву подшипников. Последнее обстоятельство вызвало аварию турбины при пусковых испытаниях в середине ноября 1928 года.
Инженерно-технический персонал электростанции с конструкторами ЛМЗ немало потрудились, чтобы усовершенствовать конструкцию турбины: в дисках, размещенных на валу, выполнили специальные отверстия, и турбина стала работать на полную мощность.
Оборудование на ней было установлено преимущественно отечественного производства, лишь трансформаторы закупили у Всеобщего шведского электрического акционерного общества.
В начале декабря 1928 года Владимирская районная электростанция (ТЭЦ-1) мощностью 2500 кВт поступила в число действующих.
Новая теплоэлектроцентраль, хотя и сооружалась при отделочной фабрике, но по своему значению являлась районной, так как предназначалась для электроснабжения Владимира, поселка Оргтруд, а в перспективе - Суздаля и Судогды. Из 8000 кВт мощности, которой должна была располагать Владимирская ТЭЦ после пуска II очереди, для нужд соседних предприятий намечалось расходовать около 1500 кВт, а остальная мощность передавалась в общую систему.
Электростанция становилась главным связующим звеном между Московской, Ивановской и Нижегородской энергосистемами. Но особенное значение она имела для города Владимира и центральной части губернии, потребители которой получили надежный источник энергоснабжения.
В период второй пятилетки (1933-1937 гг.) в результате введения новой структуры - Ивановская промышленная область - Владимирская губерния была упразднена, Владимирская районная электростанция (ВРЭС) была включена в систему Ивэнерго и переименована во Владимирскую теплоэлектроцентраль - Владимирскую ТЭЦ -1.

В 1934 г. снабжение города электроэнергией недостаточно. ТЭЦ не в состоянии удовлетворить полностью запросы населения и промпредприятий. Чтобы обеспечить предприятия города и района энергией, а население светом – в сентябре 1934 г. начата проводка электролинии Владимир-Ковров с ответвлением на фабрику «Организованный Труд». С проводкой этой линии недостающее количество энергии город будет получать с ИвГРЭС.

В начале 1935 года встала под нагрузку ВЛ-110 кВ «Владимир—Ковров». Владимирская ТЭЦ оказалась надежно связанной с Ивановской и Горьковской энергосистемами.

Энерго-механический техникум открыт в 1938 году.

Постановление № 2 от 29 октября 1941 г. было направлено на решение важнейшего для города и всего района вопроса. Оно касалось работы ТЭЦ, у которой кончался запас топлива. Остановка работы электростанции вызвала бы прекращение всей жизни города. Чтобы предотвратить такое развитие событий, были предприняты решительные шаги: ГКО обращался к Наркому путей сообщения Л.М. Кагановичу с просьбой: дать указание управлению Горьковской железной дороги выделить 30 вагонов для транспортировки торфа с Гусевского торфопредириятия. Директорам всех предприятий города было предписано передать ТЭЦ весь запас каменного угля, оставив себе минимальное количество.
С электричеством было сложно в военные годы. Чаще всего делали сами фитилёк из кручёной нити, закрепляли его в металлической крышке, которая закрывала небольшую консервную баночку с керосином. Была у многих и керосиновая лампа, но зажигали её не часто. Экономили керосин.
В военное время на ВладТЭЦ коллективы цехов электрического и турбинного полностью состояли из женщин. Они обеспечили надёжную работу энергосистемы, освоив эксплуатацию и ремонт энергетического оборудования, за что были награждены орденами и медалями.


Улица Большая Нижегородская, д. 50

В 1949 году был выполнен проект архитектора Л.И. Пономарёвой 42-квартирного жилого дома для работников ТЭЦ. Л.И. Пономарёва разрабатывала его вместе с архитектором А.В. Покровским. Технический проект этого дома включал пояснительную записку и чертежи. В нём были предусмотрены необходимые изменения по сравнению с проектом четырёхэтажного дома на 47 квартир серии 6-48, разработанного архитектурно-проектной мастерской треста «Мосгорпроект». В доме предполагалось, кроме жилья, разместить продовольственный магазин, почту и телеграф. Планы этажей разрабатывала Л.И. Пономарева, автором фасадов стал архитектор А.В. Покровский. Здание, построенное на ул. Фрунзе, которая являлась основной магистралью города, должно было оформить главный въезд в историческую часть города с горьковского направления. Поэтому его угол был подчёркнут высотной композицией и наличием в доме магазина «Гастроном». Высотный акцент представлял собой 5-й этаж в виде круглой остеклённой башенки со шпилем - наблюдательный пункт МПВО (местная противовоздушная оборона). В применяемом проекте предусматривалось газовое отопление дома, но пришлось запроектировать обычную для тех времён котельную. Строительство дома началось в 1949 году и было разделено на две очереди. В первую входил блок на 34 квартиры, он претерпел наименьшие изменения по сравнению с типовым проектом: металлические прогоны перекрытий были заменены на перекрытия по деревянным балкам.
В 1952 году была закончена 1-я очередь строительства этого дома, а в следующем году была закончена и 2-я очередь.

Впервые реконструирована в 1947-1950 годах.
После войны из побежденной Германии на ТЭЦ-1 было доставлено новое оборудование: 4 котла «Борзиг» и 2 генератора.
В связи с быстроразвивающимся городом встал вопрос о строительстве новой ТЭЦ. В ноябре 1962 г. стала работать на полную мощность, равную 100000 кВт, первая очередь новой Владимирской теплоэлектроцентрали ТЭЦ-2.
В 1962 году была проведена реконструкция с переводом ТЭЦ-1 с твердого топлива (кусковой торф) на природный газ.
В 1963 г. обе электростанции были объединены в одно предприятие — Владимирскую ТЭЦ.
Ныне около 3/4 жителей областного центра пользуются теплом, поставляемым ТЭЦ. Многие промышленные предприятия г. Владимира связаны с ней широкой сетью коммуникаций, получают электроэнергию, тепло и пар для технических нужд.


Владимирская ТЭЦ

В 2012 году прошла информация, что ТЭЦ-1 находится в состоянии консервации.

Здание ОАО Владимирэнерго

Адрес: г. Владимир, ул. Б. Нижегородская, д.106

«Владимирский учебный центр «ЭНЕРГЕТИК»


Ул. Большая Нижегородская, д. 91

«Владимирский учебный центр «ЭНЕРГЕТИК» - частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования.
История учебного центра начинается с ноября 1990 года, когда в объединении «Владимирэнерго» был создан учебно-курсовой пункт для подготовки кадров в электроэнергетике и повышения их квалификации.
В 2004 году учебно-курсовой пункт преобразован в учебный центр ОАО «Владимирэнерго».
8 октября 2009 года Правление Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная компания Центра и Приволжья» приняло решение о создании на базе учебного центра филиала «Владимирэнерго» частного образовательного учреждения «Владимирский учебный центр «Энергетик».
26 октября 2009 года «Владимирский учебный центр «Энергетик» зарегистрирован как самостоятельная организация.
Единственным учредителем «Владимирского учебного центра «Энергетик» является Открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья».
«Владимирский учебный центр «Энергетик» расположен по адресу: г. Владимир, ул. Большая Нижегородская, д. 91.
Учебным центром проводится профессиональная подготовка рабочих по 26 специальностям, а также дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации и переподготовка). Кроме штатных преподавателей учебного центра к проведению занятий привлекаются квалифицированные преподаватели высших и средних учебных заведений города Владимира, ведущие специалисты - практики филиала «Владимирэнерго».

Электрификация Владимирской губернии

Источником силовой энергии для предприятий служили паровые машины. В качестве первичных двигателей использовались локомобили немецкой фирмы «Ланц» и дизельные установки.
В 1900 году в городе Гусь-Хрустальном на прядильно-ткацкой фабрике Нечаева-Мальцова появились первые в губернии генераторы электрического тока - три английские динамо-машины мощностью по 35 кВт. В цехах на месте газовых рожков и керосиновых фонарей ярко вспыхнули 110-вольтовые электрические лампочки постоянного тока. Но по конструкции эту установку нельзя было отнести даже к малым электростанциям.
Керосин, газ, масло, свечной жир и лучина по-прежнему служили основным источником света.

Одними из первых в деле электрификации фабрики выступили братья Дербенёвы. Основав в 1891 году в трёх верстах от станции Новки своё дело (будущий гор. Город Камешково), они быстро развивали его, используя для этой цели богатые топливные ресурсы района, труд крестьян и железную дорогу.
В 1908 году Дербенёвы приобрели швейцарскую турбину в 1500 лошадиных сил с генератором 1200 кВт и, спустя год, полностью электрифицировали фабрику и посёлок, в котором жили рабочие. Но уже через два года фабрика расширилась, и этой мощности стало не хватать. В 1911 году Дербенёвы приобрели и установили новый турбогенератор фирмы «Броун Бовери». Фабриканты бесплатно освещали дома тех рабочих, которые пускали к себе жильцов. Электрическая станция при Камешковской фабрике была по тому времени значительным техническим достижением. Для неё выстроили специальное двухэтажное кирпичное здание, в котором смонтировали котлы, турбогенератор мощностью 2500 кВт, панели контроля и управления. 1000 кВт мощности достаточно было для электрификации близлежащих фабрик, окрестных сёл и деревень. Вырабатывала станция переменный трёхфазный ток напряжением 525 В, с её пуском, производство продукции значительно выросло. Для работы генератора такой мощности требовалось много топлива, который добывался на Малом и Большом Урусовой болотах.

Первой электростанцией в сельских районах была Муромцевская. В 1909 году построил электростанцию для освещения своей усадьбы один из богатейших помещиков губернии В.С. Храповицкий. Эта маленькая станция была сделана с большой тщательностью. В центре одноэтажного кирпичного здания стояла котельная с невысокой трубой. Левое крыло занимал машинный зал размером 10x12 метров, в правой части разместился небольшой топливный склад с запасом берёзовых дров и пучков сушняка. В машинном зале было очень чисто. Выстланный цветной метлахской плиткой пол и облицованные зелёным плиточным стеклом стены придавали ему нарядный вид. Панели с приборами и автоматами защиты размещались на большом мраморном щите, стоявшем на высоком помосте и отгороженном от машинного отделения стеклянной стенкой. С помоста хорошо просматривался залитый потоками света зал с тремя паровыми машинами. Они были сблокированы с генераторами постоянного тока и вращали роторы динамо-машин. Для выполнения проводки к дворцу и другим постройкам использовали подземные кабели. Лишь до железнодорожной станции Храповицкая 2 установили столбы и повесили провода. Обычно работала динамо-машина средней мощности, в топке сжигали навязанные пучки сушняка. Когда же приезжал Храповицкий, случалось, работали и три машины. Станция не только освещала имение, но и питала насосы, которые закачивали воду в искусственные пруды и подавали её для хозяйственных нужд. Оборудование Храповицкий закупал в Германии у фирмы «Сименс Шукерт».
В основном крестьяне энергию вырабатывали вручную, используя тягловую силу животных. В незначительных количествах использовалась энергия воды и ветра на мельницах и маслобойнях.

Вскоре после свершения революции в губернии было построено 13 городских электростанций. Их мощность составляла 1000 кВт. Они были предвестниками грядущей большой энергетики и обеспечивали электроэнергией жилой фонд городов до 24 часов. С пуском электростанций потребность в приобретении керосина для освещения резко сократилась.

Продолжала электрифицироваться сельская местность. Люди просили, требовали и настаивали на строительстве электростанций, на устройстве в домах нового света.
По заказу жителей села Городищи Юрьев-Польского уезда был утверждён проект электростанции стоимостью 260 тысяч рублей и выделено 50 тысяч рублей крестьянам взаимообразно. На стройке трудились все от мала до велика, даже из соседних деревень приходили люди и по несколько дней работали бесплатно. Открытие и пуск станции на 200 лампочек проходил 3 октября 1920 года при невиданном скоплении народа. Свыше тысячи жителей старинного русского села, начали жить по-новому. Это была первая сельская электростанция, построенная по проекту и оборудованная в специально отведённом для неё помещении.
Электрификация сёл и деревень Меленковского района осуществлялась от генераторных установок картофелетёрочных заводов, которые строили по берегам речушек. Такая электрификация обладала тем недостатком, что заводы работали около трёх месяцев в году, а остальное время крестьяне вынуждены были пользоваться керосиновыми лампами. Эксплуатировать станцию круглый год только для освещения было невыгодным из-за большого расхода топлива. В связи с этим построили более крупную станцию близ д. Кулаки в Тургеневской волости, куда перевели нагрузку соседних сёл, одним из которых было село Кудрино.
В сельской местности электроэнергию использовали преимущественно для освещения, но уже во многих местах механизировали помол зерна, молотьбу, давали ток мастерским.
Электрификация совершалась в трудных условиях. Шла гражданская война, царила разруха, в ряде районов свирепствовал голод, болезни. Но тяга к новому была настолько сильна, что нашла отражение даже в стихах:
«Деревушка наша Лада
Никакого нет с ней слада:
Хлеба меньше поедим,
Электричества хотим.
Электричество под силу
И Пантюхе и Кириллу.
Эй, ребята, поживей,
Собирай деньгу скорей!
Соберём по доброй воле:
Кто богаче, тот поболе,
По червонцу — середняк,
За тобой слово, бедняк!
Что не хватит, - ссуду спросим,
Инженера к нам попросим.
Словом, братцы, уговор,
Заключаем договор!
От тяжёлой от работы,
От голодной от работы
Есть спасение одно:
В электричестве оно».
В целом по губернии для нужд города и села было выработано 1,5 млн кВт.ч. На одного жителя приходилось 1,15 кВт.ч. По нашему времени это мизерное количество электроэнергии, которого едва хватит, чтобы обеспечить работу утюга в течение часа, но для тех лет это было достижение.

Морозным утром 21 декабря 1920 года на стол Владимира Ильича Ленина положили ещё пахнущий типографской краской том плана ГОЭЛРО. «Владимир Ильич любовно пролистал книгу. Её завтра предстоит раздать делегатам VIII Всероссийского съезда Советов, сказать об её огромном значении», - вспоминал старейший энергетик страны А. Марков.
А на следующий день, выступая в Большом театре, Владимир Ильич сказал: «На мой взгляд, это вторая программа партии». Книга была первым государственным планом развития народного хозяйства. Около двухсот учёных, инженеров, техников под руководством Г.М. Кржижановского разрабатывали план электрификации России в течение года. Инициатором создания этой комиссии и вдохновителем её работы был В.И. Ленин.
И в наше время план ГОЭЛРО имеет огромное значение как образец научных расчётов по отраслям производства и по районам. В книге приводится обширный материал, характеризующий хозяйственное положение, как страны в целом, так и отдельных её областей, даётся описание природных ресурсов, тщательно анализируются достижения науки и техники, указываются трудности, которые могли встать на пути электрификации России, а также пути их преодоления. План ГОЭЛРО насчитывает свыше шестисот страниц и содержит карту электрификации России. В совокупности с электрификацией рассматривались планы государственного хозяйства, топливоснабжения, водной энергии, сельского хозяйства, транспорта, промышленности.
Макет карты электрификации России стоял в Большом театре. Многочисленные лампочки горели в точках строительства будущих электростанций, огненные полосы прочертили её в разных направлениях, обозначая линии электропередачи, электрифицированные водные и железнодорожные магистрали. Карта наглядно демонстрировала будущее России.
Только электрификация страны решала задачу механизации и рационализации труда, поднятие его производительности и в кратчайший срок ликвидации разрухи.
По плану электрифицируемая часть России делилась на 8 экономических округов, подразделяющихся на Северный, Центрально-Промышленный, Южный, Приволжский, Уральский, Кавказский, Западно-Сибирский и Туркменский районы. Районизация, выполненная на основе тщательного анализа экономического положения страны с учётом наличия полезных ископаемых, состояния транспортных артерий и географических особенностей этих территорий, - выдающееся научное достижение.
В плане намечались пути использования действующих электростанций, и обосновывалась необходимость строительство новых электроцентралей и линий электропередач. Учёту подлежали лишь генераторные установки переменного тока мощностью 1000 кВт. Из имевшихся электростанций во Владимирской губернии в план была включена одна, как наиболее перспективная и достаточно обеспеченная торфяным топливом. Это станция фабрики Н. Дербенёва. С неё электроэнергию можно было передать в город Ковров, который не имел электростанции.
Владимирская губерния наряду с Московской, Иваново-Вознесенской, Нижегородской и ещё четырнадцатью губерниями вошла в Центрально-Промышленный район.
Необходимо было резко увеличить торфодобычу на Камешковских и Гусевских болотах для замены электроприводом паросиловых установок и ускорить строительство электроцентралей с развитой системой электропередачи вплоть до 1930 года общей мощностью 100000 кВт. Имевшиеся генераторные мощности составляли лишь 7,5% от требуемых.
Необходимую для губернии мощность наметили обеспечить пятью государственными электростанциями (ГРЭС), работающими на торфе. Это «Электропередача», Шатурская, Иваново-Вознесенская, Нижегородская, Владимирская (которую предстояло построить). Нагрузку на 20% должны были принять станции Московского подрайона, а 80% - Волжского. При строительстве ТЭЦ предполагалось частично использовать опыт строительства и эксплуатации крупнейшей электростанции того времени - «Электропередача», вошедшей в строй в 1914 году, мощностью 15000 кВт. Станция была построена в 70 километрах от Москвы на Богородских торфяных болотах.
Строительство электростанций возглавлял В.В. Куйбышев.
Для пропаганды идей электрификации в губернии издавались плакаты, листовки, обращения. В то время вышла брошюра Виноградова о разъяснении трудящимся плана электрификации страны и губернии, которая не осталась не замеченной Лениным. Он следил за всеми выходящими книгами, глубоко вникал в хозяйственное положение каждого района, заботился о выполнении плана электрификации каждой губернией.

В 1925 г. от Шатурки был дан ток на предприятия Цегостреста и затем на ф-ки «Коммунистический Авангард» и им. Лакина, причем потребление энергии на всех этих фабриках в связи с постепенной установкой электромоторов увеличивалось в течение 2-х лет.
В северо-западном районе производится расширение теплоэлектростанции при фабрике «5-й Октябрь», где произведена установка турбины мощностью в 2500 квт. и проведена линия электропередачи отсюда на ф-ку «III Интернационал».

В связи с провозглашением курса на индустриализацию страны губернскими органами был разработан десятилетний Генеральный план электрификации губернии до 1936 года, который углублял и дополнял программу ГОЭЛРО. Поскольку предприятия нуждались не только в электроэнергии, но и в паре и горячей воде, выгодным являлось вторичное использование пара после турбин ТЭЦ.
Вся губерния была разделена на пять районов: Западный, Центральный, Северо-восточный, Юго-восточный и Южный. В Центральный район входили Собинка, Владимир, Оргтруд, Камешково и Ковров. Средства, вкладываемые в электрификацию, окупились в течение первого десятилетия. Перевод промышленности на местное топливо обеспечивал предприятия надёжной энергетической базой. При создании энергосистемы строителям повсюду приходилось преодолевать огромные трудности. Все работы по установке опор, раскатке и подвеске проводов проводились вручную. Трасса высоковольтных линий проходила по густым лесам и топким болотам. Это затрудняло гужевые перевозки. Просеки прорубали на десятки километров.

Управление губернского электротехника организовано в 1927 году. В задачи управления входил электронадзор за существующими в губернии электростанциями, разработка плановых вопросов электрохозяйства, рассмотрение и дача заключений по проектам как электростанций, так и сетей, выдача разрешений на постройку станций мощностью до 500 кв. и сетей до 6600 вольт, осмотр готовых электроустановок и выдача разрешений на их эксплуатацию. Управлением давались консультации для приезжающих с мест представителей по различным вопросам, касающимся электрофикации промышленности, городов и сельского хозяйства, делались выезды на места для освидетельствования установок, указаний по ним и т.п.

К 1938 г. в Вязниковском уезде проложена трасса от Балахны до Вязников и установлены опоры для линии передачи, производится постройка и оборудование главной Вязниковской подстанции для приема энергии от Балахны и построена линия передачи протяжением 58 км. для электрофикации фабрик 2-го Льноправления и Губтекстильтреста (вязниковское кольцо).
В Муромском уезде производится оборудование подстанции в Ваче (900 ква) для электрификации фабрик Павмурмета и предприятий Муромского кустпромсоюза и постройка линии передачи Павлов-Вача.

"Из истории электрификации Ополья"

Преобразования происходили повсюду. Уже 19 февраля 1918 года на съезде фабрично-заводских комитетов профессиональных союзов был образован Владимирский Губернский Совет Народного хозяйства (ГСНХ). Коммунисты ГСНХ учли сложность и многочисленность проблем, которые вставали на пути электрификации губернии. В июне 1919 года по инициативе Президиума ГСНХ в составе Губсовнархоза учреждается новый орган — Электроотдел.
См. Из истории электрификации Ополья.
Энерго-механический техникум ИСТОРИЯ города Владимира
Промышленность в губернском городе Владимире.
Промышленность города Владимира в 1927 г.
Фабричная и заводская промышленность Владимирской губернии.
Завод "Автоприбор".
Владимирский химический завод.

Copyright © 2016 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Jupiter (14.03.2016)
Просмотров: 1867 | Теги: промышленность, Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика