Главная
Регистрация
Вход
Суббота
08.08.2020
08:49
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [139]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [1286]
Суздаль [393]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [417]
Музеи Владимирской области [60]
Монастыри [7]
Судогда [10]
Собинка [109]
Юрьев [219]
Судогда [103]
Москва [42]
Покров [129]
Гусь [151]
Вязники [274]
Камешково [93]
Ковров [373]
Гороховец [119]
Александров [244]
Переславль [110]
Кольчугино [74]
История [39]
Киржач [81]
Шуя [103]
Религия [5]
Иваново [55]
Селиваново [37]
Гаврилов Пасад [9]
Меленки [103]
Писатели и поэты [99]
Промышленность [89]
Учебные заведения [110]
Владимирская губерния [37]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [75]
Медицина [47]
Муромские поэты [5]
художники [23]
Лесное хозяйство [12]
священники [6]
архитекторы [6]
краеведение [41]
Отечественная война [241]
архив [6]
обряды [15]

Статистика

Онлайн всего: 18
Гостей: 18
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Реки – Рпень, Лыбедь, Почайна

Реки – Рпень, Лыбедь, Почайна

В.И. Титова «Владимир в волшебном зеркале топонимии» история города в названиях его улиц, переулков, площадях и др. Владимир 2012

Названия водных источников - это гидронимы, гидротопонимы. Во все времена большую роль в жизни людей играла вода - реки, озера, водные пути, броды, переправы. Места для своих поселений человек всегда выбирал у воды, без которой жизнь была просто невозможна. Города в древности часто возникали на крутых речных берегах. В этом случае река становилась естественным препятствием для врагов. Ярким примером служит местоположение Владимира, для которого Клязьма была защитой с юга, а крутой берег Лыбеди позволил создать защиту с севера. Клязьма к тому же была важной связующей нитью с южными землями: из Клязьмы попадали в Оку, из Оки - в Волгу, а великий Волжский путь всегда играл большую роль в торгово-экономических, политических и культурных связях Северо-Восточных земель с ближними и дальними соседями.
Названия водных источников чаще всего являются более древними по сравнению с населенными пунктами, возникавшими на их берегах. В нашей местности до славянской колонизации, а позднее и рядом со славянами, жили племена угро-финской группы: меря, мурома, весь. Именно поэтому многие реки сохранили названия, которые мы не можем расшифровать до сих пор, например, Клязьма («Коло-Аз Мать». Коло-Аз был рожден богиней Окою (Лакомой) и богом любви Камой.), Сунгирь, Содышка. Но, как и населенные пункты, реки и речки иногда тоже меняли свои названия. Так случилось во Владимире. Пришедшим сюда славянам многие угро-финские названия казались чуждыми, поэтому они старались приспособить их к своему языку, пытались найти понятное объяснение непонятным названиям. Приведем высказывания авторитетных специалистов в области топонимики.
Мнение Л.В. Успенского:
«Люди не любят непонятных географических названий, особенно в своей родной стране. Они невольно начинают искать ему объяснение, вытекающее из их родного языка».
Мнение Э.М. Мурзаева:
«И конечно, можно утверждать, что многие нерусские топонимы были переработаны русским населением в порядке народной этимологии, либо оформлены русскими суффиксами, т.е. подверглись морфологической переработке».

Такое явление демонстрирует нам одна из владимирских речек - Ирпень, Рпень - приток Клязьмы, наиболее крупная из остальных городских рек. Существует предположение, что ее древнее название - Кузячка, в свою очередь, возникшее от созвучия с еще более древним названием, которое ей было дано угро-финнами. На языке угро-финского народа эрзя слово «куз», а на финском «kuusi» (кууси) означает «ель». Это косвенно говорит о том, что река протекала среди хвойного леса: одно из многих свидетельств того, что в древности Владимир был окружен дремучими лесами. Местность в долине Рпени долго сохраняла название Кузячка, Кузянка, Кузявка, образованное с помощью суффиксов русского языка от угро-финского слова «Куз».
По мнению некоторых исследователей, близко по своему происхождению к возможному древнему названию Рпени - Куз. Название реки, на которой возникло селение - Куз, кууси (от протекает в значительной своей части по темному еловому лесу), было воспринято пришедшими сюда славянами как более понятное им слово «гусь».

Упоминание о роще Кузянке встречается в документах начала XVII века. Позднее название Кузячка относилось к оврагу (леса в этой местности были истреблены).

Кроме горести о потере жены, в Князе Долгорукове Иване Михайловиче была и прежде наклонность к уединению, столь благоприятствующему мечтательности, несмотря на то, что он любил рассеянность, веселости и шум народный. В обыкновенном житейском человеке мы назвали бы это непостоянством, но в поэте это происходит, может быть, от способности души быстро переходить от одного впечатления к другому, часто противоположному, от живой приемлемости впечатлений и от живости фантазии, требующей разнообразной пищи для ума и сердца. Близ Владимир, на речке Рпени, на берегу, противоположном городу, устроена была хижина, в которой поэт, в свободные дни от службы, любил по нескольку часов в день предаваться совершенному уединению; там он читал, мечтал и писал стихи. Памятником этого поэтического успокоения осталось стихотворение под названием «Хижина на Рпени». Здесь изображен его день в сельском уединении, от утренней молитвы до восхода луны, до того позднего часа, когда, по его словам, все умолкает:
Не слышен гул глухой в народе,
Вся тварь покоится в природе,
Не спит лишь зло – и человек!


Речка Лыбедь

Река Лыбедь, левый приток Клязьмы, прежде, до спрямления русла реки Рпени, впадала в нее, а сейчас в своем низовье и течет по старому руслу Рпени. В древности река являлась естественной северной границей города. На ее крутом берегу были воздвигнуты укрепления с боевыми башнями. В настоящее время Лыбедь в большей своей части заключена в коллектор. Только в верховье (в районе Стрелецкого оврага) она течет в естественном русле, где на ней создан каскад прудов. В ее долине проложена транспортная магистраль, которая называется Лыбедской, и таким образом, исчезнувшая под землей река напоминает о себе.


Лыбедская магистраль

Происхождение названия и Рпени, и Лыбеди связывают либо с именем Андрея Боголюбского, либо с именем его отца - Юрия Долгорукого - суздальских князей, при которых наш край стал заселяться пришедшими с юга поселенцами. Возможно, это произошло еще раньше - славянская колонизация древней Ростово-Суздальской земли проходила очень активно на протяжении не одного столетия; она заселялась выходцами из Новгородской земли, из среднего Подвинья, с верховьев Днепра (соответственно словенами и кривичами). Северо-Восточная Русь заимствовала у Киевской Руси не только названия рек, но и городов: Переславль, Галич, Звенигород и др. Само название - Лыбедь (варианты: Лебедянъ, Лебедия). По предположению топонимиста В.А. Никонова последнее могло произойти от имени территории, где лежала страна Лебедия, в которой до VIII века обитали венгры.

Еще одна речка, скорее ручей, приток Рпепи, с «киевским» названием:
Почайна, в настоящее время, как и Лыбедь, заключена в коллектор.


Сальватор Тончи. Крещение владимирцев при Св. Великом Князе Владимире.1813 г.

На месте, где река Почайка впадала в Рпень (в районе завода «Точмаш») и происходило крещение жителей Китежа-Залесского (будущий Владимир-Залесский) святым Федором Суздальским, где впоследствии возник Федоровский монастырь. На 4-й версте от г. Владимира, по дороге к Суздалю, вправо возвышается довольно большой холм, на вершине которого во многих местах в XIX в. видны были белые камни, бывшие, вероятно, надгробными, и большая часть из них вросли в землю. На этом месте был Феодоровский монастырь. Против холма, где была обитель, по левую сторону дороги, в небольшом овраге, которым протекает речка Почайна, был святой ключевой колодец. Многие сюда ходили умываться и брать воду в дома, как целительную от болезней. Есть предание, что ключ этого колодца обретен первым настоятелем Феодоровского монастыря, по приказанию которого сделан на нем сруб, и братия с того времени пользовалась из него водой. В 1850-е годы при этом колодце стоял столбик, с образом Иоанна Предтечи, под крышей. Из села Красного, находящегося недалеко от этого колодца, ежегодно совершался крестный ход сюда 24 июня, в праздник Рождества Иоанна Предтечи, установленный с давних времен, куда по этому случаю, стекалось немало и жителей Владимира.
В верховьях речки Почайны находилось старое урочище «Русалка», где еще в XIX веке в начале лета происходил любимый праздник древних славян Купала или Русалия. Этот праздник характерен красочными хороводами с однообразным и унылым напевом старинных песен, а в ночь на Ивана Купала — зажиганием костров и прыганьем через них. Если у славян-язычников по древним понятиям огонь имел очистительную силу, то позднее этот обряд имел уже другое значение: «кто выше прыгнет через купальный костер, у того уродится и хлеб выше».
Археологические наблюдения в этом урочище позволили на поверхности земли обнаружить несколько фрагментов керамики, характерной для города Владимира XII—XIII веков, свидетельствующих о том, что урочище Русалка в этот период времени не была безлюдным местом.

В Нижнем Новгороде также есть речка Почайна. Там ее название связывают с основателем города Юрием (Георгием) Всеволодовичем, великим Владимирским князем, который, как полагают, дал имя этой речке. Как и владимирская, крошечная нижегородская Почайна спряталась под землей. На ее месте - овраг. В Нижнем Новгороде существует поверье, связанное с Почайной: перед концом света Почайна выйдет из берегов и затопит весь город!

Итак, названия трех речек во Владимире свидетельствуют о тесной связи Северо-Восточной Руси с Киевской Русью. Первым князем Ростово-Суздальской земли был сын Владимира Мономаха Юрий, известный в истории под именем Юрия Долгорукого (1091 - 1154). Видимо, здесь родился и рос его сын Андрей, получивший потом имя Боголюбского (ок. 1111 — 1174). С князьями приходили на северо-восток их дружинники, сохранявшие память о родных киевских местах. Они тоже приносили сюда свои обычаи, привычки и - названия. Вот как пишет об этом поэт Д.Н. Семеновский в стихотворении, посвященном Лыбеди:
Князь Андрей вернулся в свой Владимир.
Вместе с ним из Киевской земли
С матерями ,батьками седыми
Новоселы-парубки пришли.

Высоки владимирские горы,
Глубоки на Клязьме омута,
Сумрачны заклязьминские боры -
В них и днем, как ночью, темнота.

И переселенцы вспоминали
Солнечную Киевскую Русь,
Где они родились, где знавали
Труд, и радость, и любовь, и грусть.

Нет, ничем из памяти не выбить,
Как весной цветет вишневый сад,
Как течет серебряная Лыбедь
Мимо светлых киевских палат.

Принесли с собою киевляне
В дар тебе, лесная сторона,
Южных рек и городов названья
И садов вишневых семена.

Дома их водой поила Лыбедь.
Тут река другая, но и тут,
Чтобы край суровый разулыбить,
Лыбедью они ее зовут.

В Киеве - ворота Золотые,
Быть воротам Золотым и здесь,
И сады вишневые густые
По горам над Клязьмой будут цвесть.

Рядом новоселы срубы срубят,
Печи сложат, избы обживут,
Север неулыбчивый полюбят
И его отчизной назовут.

Имена рек, о которых шла речь, не могли не отразиться на названиях владимирских улиц и на других объектах города. Несколько топонимов современного Владимира связано с именами рек Лыбеди, Pneни и Почайны. Поскольку Лыбедь и Почайна текут в трубах под землей, об их существовании напоминают только сохранившиеся названия улиц, проездов, переулков. Вот они:
Лыбедский проезд. Этот небольшой протяженности проезд от площади им. М.В. Фрунзе до железной дороги может о многом поведать любознательному краеведу. Как же он связан с Лыбедью? А вот как. Совсем не так давно, еще в середине XX века, в районе нынешнем площади улица Больший Нижегородская пересекалась с Лыбедью, и здесь был один из двух Каменных мостов через Лыбедь. Недалеко отсюда находился Зачатьевский вал, который с древности защищал эту часть города с северо-востока. Зачатьевским он назывался по имени стоявшей там Зачатьевской церкви, которая в документах упоминается с XVI века. В 1776 году церковь была упразднена, а позднее и снесена. Возле нее находился Зачатьевский переулок. Недалеко находился Инвалидный переулок, который получил свое наименование от близости к Инвалидному дому, как называлась выстроенная в начале XIX века на окраине города губернская больница. В 1927 году оба переулка - и Зачатьевский, и Инвалидный - соединили под общим названном - так появился Лыбедский проезд.
«Вторым преимуществом училищного владения на Дворянской улице перед владением училища за Лыбедью является чистый, здоровый воздух, чего нет там при близком соседстве с страшно загрязненною рекой Лыбедью. По заявлению некоторых лиц, живших вблизи реки Лыбеди, постоянная сырость воздуха, наполненного испарениями этой реки, весьма вредно отзывается на здоровье — частые головные боли, соединенные с лихорадочным состоянием, вот последствия близкого соседства с рекою Лыбедью…» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 1-й. 1908 г.).

В начале XX века в среднем течении реки Лыбеди были улицы Передний Боровок, Задний Боровок, Верхний Боровок, Нижний Боровок, Боровок под Никитским спуском. В 1934 году образовалась Верхнелыбедская улица, в которую влился Верхний Боровок. Верхнелыбедская улица идет от улицы Гороховой до Октябрьского проспекта. В паре с улицей Верхнелыбедской существует улица Нижнелыбедская, расположенная вдоль бывшего русла реки.

Почаевскан улица (вариант: улица Почаевский Овраг) проходит от завода «Точмаш» до улицы Северной: проходит по Почаев скому оврагу. Там же Почаевские проезды. Всем им дала имя речка Почайна, которая в прежние времена текла в этой местности.

Рпенский проезд проходит от улицы Погодина до улицы Суворова. Не так далеко отсюда протекает река Рпень.

Но не только из названиях улиц отразились имена местных рек и речек. Они сохраняются в наименовании некоторых городских объектов. Одним из самых старых было название гостиницы "Клязьма", живо описанной В. А. Соллогубом в повести «Тарантас» (Некоторое время после 1917 года и ресторан, и гостиница носили другое название - «Прогресс»). Это здание, находившееся на углу улиц Большой Московской и Царицынской (сейчас им. Гагарина), не сохранилось. В настоящее время название «Клязьма» носит гостиница на Судогодском шоссе за Клязьмой. Там же находится санаторий-профилакторий «Заклязьминский». В начале XX века имя главной владимирской реки носила газета - «Клязьма» (выходила с 2 февраля 1906 г. по 4 июня 1906 г.).
Имя реки Лыбеди сохраняется в названии стадиона «Лыбедь», который раньше назывался «Локомотивом», некоторое время - «Строителем».


Стадион «Лыбедь»
Спортивный переулок, д. 4а

Маленькая Почайна дала имя кафе, правда, с искажением: «Почайка» вместо «Почайна».
Название реки Рпени носила некоторое время станция технического обслуживания автомобилей в районе рынка «Тандем».
В течение нескольких десятков лет существовал ресторан «Нерль» (там сейчас торговый центр), построенный на срытом Ивановском валу.


Ресторан "Нерль" 70-е гг. XX в.


Судоходство на Клязьме
Рыбная ловля в Клязьме, называемая Громом
Водные пути сообщения Владимирской губернии в сер. XIX века
Реки Владимирской губернии впадающие в Клязьму
Сплав леса по Клязьме во Владимирской губернии (1852 г.)
Мост через Клязьму в г. Владимире
Меряно-славянские поселения вдоль рр. Клязьма и Рпень.

Copyright © 2017 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Николай (06.12.2017)
Просмотров: 2967 | Теги: Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край



Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2020
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика