Главная
Регистрация
Вход
Пятница
04.12.2020
01:49
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [139]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [1319]
Суздаль [413]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [424]
Музеи Владимирской области [60]
Монастыри [7]
Судогда [10]
Собинка [113]
Юрьев [222]
Судогда [104]
Москва [42]
Покров [139]
Гусь [156]
Вязники [279]
Камешково [95]
Ковров [376]
Гороховец [121]
Александров [248]
Переславль [112]
Кольчугино [75]
История [39]
Киржач [82]
Шуя [105]
Религия [5]
Иваново [59]
Селиваново [39]
Гаврилов Пасад [9]
Меленки [104]
Писатели и поэты [102]
Промышленность [90]
Учебные заведения [119]
Владимирская губерния [37]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [75]
Медицина [50]
Муромские поэты [5]
художники [25]
Лесное хозяйство [16]
священники [6]
архитекторы [6]
краеведение [41]
Отечественная война [244]
архив [6]
обряды [15]
История Земли [4]

Статистика

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Реки – Рпень, Лыбедь, Почайна

Реки – Рпень, Лыбедь, Почайна

В.И. Титова «Владимир в волшебном зеркале топонимии» история города в названиях его улиц, переулков, площадях и др. Владимир 2012

Названия водных источников - это гидронимы, гидротопонимы. Во все времена большую роль в жизни людей играла вода - реки, озера, водные пути, броды, переправы. Места для своих поселений человек всегда выбирал у воды, без которой жизнь была просто невозможна. Города в древности часто возникали на крутых речных берегах. В этом случае река становилась естественным препятствием для врагов. Ярким примером служит местоположение Владимира, для которого Клязьма была защитой с юга, а крутой берег Лыбеди позволил создать защиту с севера. Клязьма к тому же была важной связующей нитью с южными землями: из Клязьмы попадали в Оку, из Оки - в Волгу, а великий Волжский путь всегда играл большую роль в торгово-экономических, политических и культурных связях Северо-Восточных земель с ближними и дальними соседями.
Названия водных источников чаще всего являются более древними по сравнению с населенными пунктами, возникавшими на их берегах. В нашей местности до славянской колонизации, а позднее и рядом со славянами, жили племена угро-финской группы: меря, мурома, весь. Именно поэтому многие реки сохранили названия, которые мы не можем расшифровать до сих пор, например, Клязьма («Коло-Аз Мать». Коло-Аз был рожден богиней Окою (Лакомой) и богом любви Камой.), Сунгирь, Содышка. Но, как и населенные пункты, реки и речки иногда тоже меняли свои названия. Так случилось во Владимире. Пришедшим сюда славянам многие угро-финские названия казались чуждыми, поэтому они старались приспособить их к своему языку, пытались найти понятное объяснение непонятным названиям. Приведем высказывания авторитетных специалистов в области топонимики.
Мнение Л.В. Успенского: «Люди не любят непонятных географических названий, особенно в своей родной стране. Они невольно начинают искать ему объяснение, вытекающее из их родного языка».
Мнение Э.М. Мурзаева:
«И конечно, можно утверждать, что многие нерусские топонимы были переработаны русским населением в порядке народной этимологии, либо оформлены русскими суффиксами, т.е. подверглись морфологической переработке».

Такое явление демонстрирует нам одна из владимирских речек - Ирпень, Рпень - приток Клязьмы, наиболее крупная из остальных городских рек. Существует предположение, что ее древнее название - Кузячка, в свою очередь, возникшее от созвучия с еще более древним названием, которое ей было дано угро-финнами. На языке угро-финского народа эрзя слово «куз», а на финском «kuusi» (кууси) означает «ель». Это косвенно говорит о том, что река протекала среди хвойного леса: одно из многих свидетельств того, что в древности Владимир был окружен дремучими лесами. Местность в долине Рпени долго сохраняла название Кузячка, Кузянка, Кузявка, образованное с помощью суффиксов русского языка от угро-финского слова «Куз».
По мнению некоторых исследователей, близко по своему происхождению к возможному древнему названию Рпени - Куз. Название реки, на которой возникло селение - Куз, кууси (от протекает в значительной своей части по темному еловому лесу), было воспринято пришедшими сюда славянами как более понятное им слово «гусь».

Упоминание о роще Кузянке встречается в документах начала XVII века. Позднее название Кузячка относилось к оврагу (леса в этой местности были истреблены).

На восточной окраине города Владимир располагается уникальный природный объект «Красная гора», которая возвышается над левым берегом реки Рпень. Здесь начинается знаменитое владимирское Ополье с его плодородными черноземами. Исстари Ополье было житницей Северо-Восточной Руси, и с XII в. высокий кряж над Рпенью называли «Гора Золотник». Здесь выращивались зерновые, и со стороны города гора казалась золотой от поспевавших полей пшеницы и ржи. С XV в. гора стала называться «Красной» - по названию расположенного на ней Красного села.
Первоначальный Владимир X в. пока не найден, но есть сообщение Тверской летописи: «На реце на Клязьме, на усть-Лыбеди». Лыбедь же впадала в Клязьму не на прямую, а через Почайну или Рпень, которые в низовьях, вероятно, разветвлялись в виде дельты.
Земли по берегам Рпени принадлежали в средневековье ряду крупных землевладельцев, а по течению и в окрестностях Рпени с древности известно несколько сёл и деревень.
«Церковь Зачатия святой Анны, что было под старым городом у реки у Рпени» - так именуется эта городская церковь в 1675 г в патриарших окладных книгах. В низовьях Рпени, вблизи Нижегородской дороги находились её церковные владения - сенной покос (более 13 десятин), пашенная земля (более 7 десятин) и мельничное строение.
К древнейшим землевладельцам Порпенья принадлежит Федоровский монастырь, основанный в XII в. Андреем Боголюбским, или ранее. Так, в 1657 г. «Володимерского уезду Покрова Пречистой Богородицы Федоровские пустыни Стратилата, что на реке на Рпене под Красном селом, строитель старец Устин с братиею» жаловался, что «Федор Плещеев завладел их же монастырскими сенными покосы Звеновицким лугом по реке по Рпене на устье на 150 копен и больши, да на речке на Почаенке паханные земли три десятины, да сенных покосов за речкою Почайкою по речку Сухонку на 200 копен, да отец его, Федоров, Лев Плещеев их же монастырские земли завладел по речке по Рпени на пустоши Уршове десятин шесть и большие».
В 1682 г. Фёдоровский монастырь был приписан к Рождественскому монастырю, к которому перешла и земля. Луга и земля на реке Почайке - также, вероятно, бывшее владение Фёдоровского монастыря, перешедшее к Рождественскому монастырю, а затем к Архиерейскому дому.
На бывшей земле Фёдоровского монастыря - пустоши Уршевской - впоследствии находился загородный Архиерейский дом (Уршевский) на р. Рпень. По описанию 1763 г., дом был таков: «Загородный Уршевский двор при р. Рпени, в нем 3 архиерейских покоя в один этаж, при них одна ветхая мыльня. Здесь также скотный двор, на нем 3 избы, конюшня на 15 стойл, сенница, 10 хлевов для скота, 4 хлебных житницы, погреб, 2 овина». Кроме дома, архиерею принадлежала земля по реке Рпени: 8 десятин пашенной земли, 8 десятин дровяного лесу, 13 десятин сенных покосов.
По берегам Рпени располагались владения Княгинина, Боголюбова и Рождественского (Архиерейского дома) монастырей.
Княгинин монастырь по грамоте царя Иоанна Васильевича 1557 г. получил «мельницу оброчную в Владимирском уезде, что под селом Красным на реке на Рпени». Мельница эта называлась Зихаровка.
У Боголюбова монастыря также имелась мельница на реке Рпени: «Мельница. Она находится на речке Рпень и называется “Свинуха”. Пожалована монастырю в 1798 году императором Павлом Петровичем. С 1887 года отдана она в аренду крестьянину Анисиму Шушкину по условию от 14 октября 1886 года на 12 лет, с платою по 50 руб. в год. Плата эта полностью никогда не получается». Копия с книги письма и меры Фёдора Скрябина 1632 г. упоминает: «Треть селца Сущова на реке на Рпени, а в нем двор, живет мельник». В описи Боголюбова монастыря 1689 г. значится «деревня Фалелеевская на реке на Рпени, а треть сельца Сущова тож».
Рождественскому монастырю в 1-й половине XV в. великие князья Василий I Дмитриевич и Василий II Васильевич пожаловали мельницу на р. Рпени. Историческим владением Рождественского монастыря была пожня Макаровка. Очевидно, это те самые «Новгородские луга», которые пожаловал в 1595 г. Федор Иоаннович: «В лето 7103 [1595] благоверный государь царь и великий князь Феодор Иванович всеа России дал в дом Пречистыя Богородицы и чюдотворцу великому князю Алексадру луга Новгородские за Рпенью рекою». Новгородскими они назывались, надо думать, потому, что располагались вблизи дороги на Нижний Новгород.
В Межевой книге земель владимирской Зачатьевской церкви 31 мая 1771 г. значится: «...начало межи смежною пожнею Макаровскою бывшего владения Владимирского Рожествена монастыря, а ныне ведомства государственной Коллегии экономии <...> Межевой ямы, которая состоит от речки Ирпени в тринатцети саженях <...> отступя от оной ямы в левую сторону две сажени на лугу Макаровском вырыта к прежней другая починная межевая яма».
Пожня (луг, пустошь) Макаровка располагается в низовьях Рпени. С конца XVIII в. она становится землёй обывателей г. Владимира по императорскому указу от 18 мая 1798 г.: «Отхожие пожни называемые Макаровка, что словет Перемай Болшей, Языковка, Подберезная тож, в коих вообще по окладной книг значит 28 дес. 608 саж., а в одной пустоши Языковке по плану межевой канцелярии покосу 7 дес. 42 саж.». По-видимому первоначально этот единый участок земли простирался как на юг, так и на север от большой Нижегородской дороги.
«Подробный инвентарь недвижимых имуществ г. Владимира» 1852 г. различает «пустошь Макаровку» и «пожню Макаровку ». В рубрике «Незастроенные места (земли внутри города) значится: «Пустошь Макаровка. Заливается. Отдаётся под огороды. Под сенокосами, отдаваемыми частным лицам из оброка в отдельных участках. Находится в окружных границах дачи выгонной земли. По качеству разделяются на 3 главных разряда: суховатые, сухие, мокрые луга. Пожня Макаровка (Языковка) - внутри общей дачи города».
«Пустошь Макаровка» находилась восточнее оконечности города, между реками Лыбедью и Рпенью. На плане с трёхвёрстным циркулем эта земля показана как «оброчная земля ведомства Коллегии экономии». Пустошь Макаровка и прилегающие кварталы заливались реками; использовались горожанами под огороды.
«Пожня Макаровка (Языковка)» - так называлась, как нам кажется, земля в этом же районе севернее Нижегородской дороги. Это было владение Рождественского монастыря, а с конца XVIII в. - Государственной Коллегии экономии; использовалась эта луговая земля под сенокос. Пожня Макаровка на востоке граничила с землёй Зачатьевской церкви.
В 1798 г. городу был пожалован также луг Фёдоровский, прежде числившийся внутри земель села Красного севернее города. Вообще земли по правобережью Рпени в нижнем течении принадлежали городскому выгону, по крайней мере в конце XVIII в.
В бассейне Рпени с древности существовало несколько населённых пунктов: села Красное — первоначально дворцовое, Горицы (Старая и Новая) - вотчина Рождественского монастыря, Овчухи - вотчина Дмитриевского собора с 1515 г., а впоследствии - московского Успенского собора, Яновец- владение (деревня) митрополита Московского Симона с 1504 г., а с учреждением патриаршества - домовое патриаршее село Расловское; деревня Фалелеевка (Боголюбка); сельцо Сущево; сельцо Большое Житково. Все они имели свои земельные угодья им берегах Рпени, зафиксированные межевыми книгами. Особенно значительными были, судя по плану с трёхвёрстным циркулем, владения села Красного.


Река Рпень в пос. Содышка

Река Рпень в д. Сущево

Родник в д. Сущево

Кроме горести о потере жены, в Князе Долгорукове Иване Михайловиче была и прежде наклонность к уединению, столь благоприятствующему мечтательности, несмотря на то, что он любил рассеянность, веселости и шум народный. В обыкновенном житейском человеке мы назвали бы это непостоянством, но в поэте это происходит, может быть, от способности души быстро переходить от одного впечатления к другому, часто противоположному, от живой приемлемости впечатлений и от живости фантазии, требующей разнообразной пищи для ума и сердца. Близ Владимир, на речке Рпени, на берегу, противоположном городу, устроена была хижина, в которой поэт, в свободные дни от службы, любил по нескольку часов в день предаваться совершенному уединению; там он читал, мечтал и писал стихи. Памятником этого поэтического успокоения осталось стихотворение под названием «Хижина на Рпени». Здесь изображен его день в сельском уединении, от утренней молитвы до восхода луны, до того позднего часа, когда, по его словам, все умолкает:
Не слышен гул глухой в народе,
Вся тварь покоится в природе,
Не спит лишь зло – и человек!
«Река Рпень соприкасается с чертой города на востоке на протяжении 2 в., течет сзади кладбища, потом поворачивает и течет параллельно ж. д. на задах инвалидного дома и, завернув к югу впадает в Клязьму за 2 ½ в. от моста, ширина 4-7 саж., глубина 1-7 ф., выше кладбища мельница, а пониже бойни; вода мутная, отчасти известкового состава, для питья неудобна…» (Губернский город Владимир в 1877 году).
«… еще доселе существует близ города «Ярилова» долина, среди которой протекает река Рпень (Ирпень), где, как говорит предание, стоял истукан – Ярило, пред которым с буйною веселостью, торжествовали язычники (на этой долине еще доселе бывает народное гулянье каждогодно в Духов день)» (Свящ. В. Косаткин. Владимир, 1881 г.).
30 сентября 1908 г. губернской управой было получено предложение Владимирского губернатора следующего содержания: «Из акта осмотра и заключения комиссии, осматривавшей сплавную канализацию на участке губернской земской больницы, усматривается, что означенная канализация, как сплавляющая в р. Рпень, а затем и в р. Клязьму, сточные воды мутно-грязного цвета и с запахом гнилостно-фекальным, должна быть признана безусловно вредной…» «В настоящее время все нечистоты спускаются по трубам в речку Рпень, на больничной усадьбе имеются отстойные колодцы, из которых твердые остатки периодически по мере накопления убираются…» (см. Канализация гор. Владимира).
В 1910 году купеческий сын Петр Прокофьевич Белов, у реки Рпень в 2-х верстах от Владимира, купил у Тюльпанова небольшой участок земли (в количестве 5 дес. 2000 кв. саж.) для постройки бумаготкацкой фабрики (см. Бумаго-ткацкая фабрика «Пионер»).
В 1920-е годы многие владимирцы собирались на бой в «чистый» понедельник, в первый день после масленицы, на правом берегу реки Рпень, а красносельцы на ее левом берегу (см. Кулачные бои во Владимирской губернии).


Постройка Владимирской электростанции. Водоотводный канал на реке Рпени.

«Сооружение технического водоснабжения и плотины на р. Рпень во Владимире. В ближайшее время строительной конторой «Водоканал» начнутся работы по сооружению технического водоснабжения и плотины при владимирской электростанции и красильной фабрике хлопчато-бумажного треста. Эти работы будут осуществлены в два приема.
Одним из источников водоснабжения будет служить река Рпень. Вопрос о втором источнике временно оставлен открытым. Сооружение на р. Рпени, по предварительным подсчетам, должно давать не менее 750 куб. метров воды в час. Что касается второго источника, то здесь предполагается добиться подачи не менее 1500 куб. м. в час. Вода из р. Рпень будет подаваться самотечным водоводом в особую шахту, откуда через всасывающие трубы поступят внутрь красильной фабрики. По использовании вода по трубоотводам направляется в так называемую сборную шахту и оттуда по самотечному водоводу в реку, значительно ниже плотины. Плотина будет устроена для того, чтобы поднять уровень в р. Рпень на 2 метра. Благодаря этому образуется пруд, обладающий известным запасом воды, на случай временного маловодья р. Рпень. Плотина будет стоять весь год на подпоре. Только весной на очень короткое время плотину будут разбирать для пропуска весеннего паводка и ледохода. Полная разборка и сборка плотины займет не более 15 часов. В зимнее время перед плотиной будет ежедневно скалываться лед, как это делается при плотинах МКХ—Бабьегородской на Москве-реке и Краснохолмской на водоотводном канале, благодаря чему плотина может стоять на подпоре и зимою.
Для того, чтобы закрепить положение русла намечен ряд укрепительных работ. По левому, согнутому берегу реки устраивается дамба до уровня высоких вод. Эта дамба будет служить преградой и речному потоку во время высокого паводка. Откосы берега предполагается укрепить на протяжении 30 метров вверх от плотины и на 50 мет. Вниз — мостовой и на протяжении 150 метров — хворостяной выстилкой.
Проект всех сооружений представлен на утверждение губисполкома» («Призыв», 23 авг. 1927 г.).


Река Рпень. Улица Большая Нижегородская , д. 79 - Завод "Автоприбор".

«Кроме Лужи, ходили купаться на речку Рпень. По тропинке от железнодорожного переезда через поле шли до заводской пилорамы, вокруг которой высились горы опилок. Слева от пилорамы находились деревянные постройки, заводского свинарника, за ним протекала Рпень. В 1958 — 1965 годах это была (по детским меркам) глубокая и широкая река. У своего берега купались, а переплыв речку, загорали на песках, которые назывались немудрёно — Первые, Вторые и Третьи.
В этом месте и выше мы ловили пескарей «на банку». Из куска толи скручивали воронку, вставляли её в литровую банку, которую закрепляли на конце длинной верёвки. В банку насыпали крошки белого хлеба и забрасывали банку в реку. Рыба через отверстие в воронке заплывала за хлебом, а назад выплыть уже не могла. Через несколько минут банку вытягивали на берег и вынимали пескариков. Не ахти какой улов, но, во-первых, важен был азарт, а во-вторых, десяток рыбёшек всё же позволял сварить небольшую кастрюльку ушицы. Хотя чаще попадалась мелочь, которую отдавали кошкам. Выше по течению, ближе к теперешнему тепличному комбинату, простирались красивые заливные луга, расцвеченные яркими полевыми цветами. Траву здесь скашивали красносельцы при заготовке сена для скотины. Рпень, Рпешка или Арпешка, как мы её называли, огибала Граммзавод сзади. Через неё по мосту переходит на Красносельский берег…» (Юрий Никитин «О чем напомнила улица». Штрихи истории завода «Точмаш». Владимир 2009.).
Совхоз «Тепличный» площадью 54 гектаров стал выпускать продукцию с 1973 года. Площадка под него отведена в пойме реки Рпень на землях совхоза им. 17 МЮДа, примыкающих к городу. На месте сооружения будущих цехов протекала р. Рпень, петляя по всей территории. Чтобы освободиться от неё, был прорыт отводной канал, в который и направили воды своенравной реки. Её старое русло было засыпано соответствующим грунтом, и завод получил необходимую территорию для развёртывания строительства. Если первоначальная территория составляла всего 9 гектаров, то по генплану она увеличилась до 78 гектаров.


Речка Лыбедь

«Братья Кий, Щек и Хорив, с сестрою Лыбедью, жили между полянами на трех горах, из коих две слывут по имени двух меньших братьев, Щековицею и Хоривицею; а старший жил там, где ныне (ХI в.) Зборичев взвоз. Они были мужи знающие и разумные... построили город и назвали оный именем старшего брата Киевым». Вятичи основали Киев, где они назвали Лыбедью одну из рек (см. Основание Владимира).

«Из Стрелецкого оврага начинается р. Лыбедь, и ее долина служит как бы продолжением этого оврага, спускается к долине Клязьмы, к Воронцовской слободе (1/2 в. дл.); этот живописный, покрытый густым орешником и глубокий (до 50 ф.) овраг носит не менее живописное название «Чертовье» или Чертов враг, яр.
«Чертов Яр» или Чертовье. Это название присвоено одному большому оврагу, расположенному на юго-западной стороне г. Владимира. Глубокий и широкий ров с крутыми окраинами, покрытый различными лиственными деревьями, болотной травой и вьющимися растениями - очерк Чертовья. По ложбине его течет с средины маленький проток с родника; посредине оврага лежит песчаный холм овальной формы, с мелкой порослью леса. Кто бывал в Сосенках — небольшой сосновой роще близ Вознесенской горы, тот конечно знает Чертовье... И доселе за молодыми деревьями рощи стоит старая прикрепистая сосна, а при начале пути к деревне Быковке — два больших вяза стоят как бы на стороже у крутой окраины рва (Газета «Владимирские губернские ведомости», 1874, №№ 27, 30.).
«Речка Лыбедь начинается в Стрелецком овраге, орошает северную часть города, извивается змейкой на протяжении 3 ½ в., близ больницы поворачивает к юго-востоку и впадает в Рпень за ½ в. от устья последней; ширина 1-4 ар., глубина 1-4 верш., довольно быстра, берега низменны и болотисты; вода к употреблению не годится, ибо насыщается органическими нечистотами. Вся водная поверхность Лыбеди равняется 520 кв. саж., через нее 6 проезжих мостов…
Кроме того во Владимире празднуется Иванов день (Иван купала) 24 июня, причем устраивается гулянье за Лыбедью близ мельницы, где продают сласти, пекут пышки, водка запрещена года 3 тому назад…» (Губернский город Владимир в 1877 году).
Мосты через Лыбедь. Мост через реку Лыбедь прослеживается до перепланировки не по планам, а по документам. 21 февраля 1779 г. владимирский комендант Яков фон Каулбарз направил в наместническое правление доношение о мостах и их содержании, где сообщал: «...по Суздальской и Юрьевской дороге от самой площади даже чрез реку Лыбедь и несколько сажен за оную всегда в летнее время бывает и с лёгким возом самой труднейший проезд, а при случившейся дождевой погоде и пешему проходить способу мало. Но как сие место лежит от начала городового мосту да и до конца без всякого по обе стороны жилья, следовательно, по оной дороге мостов сделать неким, а хотя пред недавним временем чрез реку Лыбедь и был накатной деревянной мост, но оной неведомо кем, когда и куды снят... ». На регулярных планах через Лыбедь с северной стороны показан единственный мост - при выходе из крепости, на дороге по рву к Юрьевской дороге. Мост через реку Лыбедь, видимо, общий для обеих дорог, прослеживается до перепланировки не по планам, а по документам.
На «чертеже» 1715 г. мост через Лыбедь показан в другом месте - напротив кремлёвской Фроловской башни с пешими Тайнишными воротами. Изображён этот мост очень крупным, однако недостающим до реки, и обозначен лаконично: «Мост». Возможно, во второй половине XVIII в. мост перенесли от Тайнишной башни, уже разрушенной, к западному выезду из города.
По берегу реки Лыбеди проходила деревянная мостовая, о чём становится известно из ордера, посланного 1 ноября 1786 г. землемеру Епишеву: «Его сиятельству [графу Салтыкову] <...> угодно иметь план и профиль дороге за Лыбедью, лежащей мимо генерал-губернаторского дома внизу по рву начиная сверху от дому купца Лазарева чрез реку Лыбедь до мостовой, коя идет за оною речкою по берегу...». 4 апреля 1789 г. тот же комендант доносил в наместническое правление о мостах, которые «необходимо следует подмостить вновь», имея в виду, очевидно, не собственно мосты, а мостовые. В их числе оказались «за рекою Любедью на вынутых в горе местах по Суздальской дороге 75 сажен, по Юрьевской 30 сажен».
На месте площади Фрунзе протекала Лыбедь, через которую строителям Московско-Нижегородского шоссе пришлось построить в 1837 г. мост. Мост через р. Лыбедь во Владимире построен из Ковровского белого камня, с гранитными столбами и чугунными перилами. Через этот мост проходит шоссированная улица (часть Московско-Нижегородского шоссе), проложенная тоже в 1837 году (см. Улица Большая губернского гор. Владимира).

Река Лыбедь, левый приток Клязьмы, прежде, до спрямления русла реки Рпени, впадала в нее, а сейчас в своем низовье и течет по старому руслу Рпени. В древности река являлась естественной северной границей города. На ее крутом берегу были воздвигнуты укрепления с боевыми башнями.
В дореволюционном Владимире общегородской канализации фактически не имелось. Протяженность канализационных сетей составляла всего лишь три с небольшим километра, к которым было подсоединено только 31 здание. Сточные воды сбрасывались в Лыбедь, Рпень и Клязьму по существу без всякой очистки.
«Залыбедьем эту родную нам местность мы тогда не называли. Сама Лыбедь вызывала брезгливое чувство, потому как превратилась она в сточную зловонную канаву. Ходили даже стишки: «Владимир, город наш могучий, / Стоит на Лыбеди вонючей, / А посреди вонючих вод / Построен тракторный завод» (воспоминания С.А. Жинкина).
В настоящее время Лыбедь в большей своей части заключена в коллектор. Только в верховье (в районе Стрелецкого оврага) она течет в естественном русле, где на ней создан каскад прудов. В ее долине проложена транспортная магистраль, которая называется Лыбедской, и таким образом, исчезнувшая под землей река напоминает о себе.


Лыбедская магистраль

Происхождение названия и Рпени, и Лыбеди связывают либо с именем Андрея Боголюбского, либо с именем его отца - Юрия Долгорукого - суздальских князей, при которых наш край стал заселяться пришедшими с юга поселенцами. Возможно, это произошло еще раньше - славянская колонизация древней Ростово-Суздальской земли проходила очень активно на протяжении не одного столетия; она заселялась выходцами из Новгородской земли, из среднего Подвинья, с верховьев Днепра (соответственно словенами и кривичами). Северо-Восточная Русь заимствовала у Киевской Руси не только названия рек, но и городов: Переславль, Галич, Звенигород и др. Само название - Лыбедь (варианты: Лебедянъ, Лебедия). По предположению топонимиста В.А. Никонова последнее могло произойти от имени территории, где лежала страна Лебедия, в которой до VIII века обитали венгры.

Еще одна речка, скорее ручей, приток Рпепи, с «киевским» названием:
Почайна, в настоящее время, как и Лыбедь, заключена в коллектор.


Сальватор Тончи. Крещение владимирцев при Св. Великом Князе Владимире.1813 г.

На месте, где река Почайна впадала в Рпень (в районе завода «Точмаш») и происходило крещение жителей Китежа-Залесского (будущий Владимир-Залесский) святым Федором Суздальским, где впоследствии возник Федоровский монастырь. На 4-й версте от г. Владимира, по дороге к Суздалю, вправо возвышается довольно большой холм, на вершине которого во многих местах в XIX в. видны были белые камни, бывшие, вероятно, надгробными, и большая часть из них вросли в землю. На этом месте был Феодоровский монастырь. Против холма, где была обитель, по левую сторону дороги, в небольшом овраге, которым протекает речка Почайна, был святой ключевой колодец. Многие сюда ходили умываться и брать воду в дома, как целительную от болезней. Есть предание, что ключ этого колодца обретен первым настоятелем Феодоровского монастыря, по приказанию которого сделан на нем сруб, и братия с того времени пользовалась из него водой. В 1850-е годы при этом колодце стоял столбик, с образом Иоанна Предтечи, под крышей. Из села Красного, находящегося недалеко от этого колодца, ежегодно совершался крестный ход сюда 24 июня, в праздник Рождества Иоанна Предтечи, установленный с давних времен, куда по этому случаю, стекалось немало и жителей Владимира.
В верховьях речки Почайны находилось старое урочище «Русалка», где еще в XIX веке в начале лета происходил любимый праздник древних славян Купала или Русалия. Этот праздник характерен красочными хороводами с однообразным и унылым напевом старинных песен, а в ночь на Ивана Купала — зажиганием костров и прыганьем через них. Если у славян-язычников по древним понятиям огонь имел очистительную силу, то позднее этот обряд имел уже другое значение: «кто выше прыгнет через купальный костер, у того уродится и хлеб выше».
Археологические наблюдения в этом урочище позволили на поверхности земли обнаружить несколько фрагментов керамики, характерной для города Владимира XII—XIII веков, свидетельствующих о том, что урочище Русалка в этот период времени не была безлюдным местом.

В Нижнем Новгороде также есть речка Почайна. Там ее название связывают с основателем города Юрием (Георгием) Всеволодовичем, великим Владимирским князем, который, как полагают, дал имя этой речке. Как и владимирская, крошечная нижегородская Почайна спряталась под землей. На ее месте - овраг. В Нижнем Новгороде существует поверье, связанное с Почайной: перед концом света Почайна выйдет из берегов и затопит весь город!

Итак, названия трех речек во Владимире свидетельствуют о тесной связи Северо-Восточной Руси с Киевской Русью. Первым князем Ростово-Суздальской земли был сын Владимира Мономаха Юрий, известный в истории под именем Юрия Долгорукого (1091 - 1154). Видимо, здесь родился и рос его сын Андрей, получивший потом имя Боголюбского (ок. 1111 — 1174). С князьями приходили на северо-восток их дружинники, сохранявшие память о родных киевских местах. Они тоже приносили сюда свои обычаи, привычки и - названия. Вот как пишет об этом поэт Д.Н. Семеновский в стихотворении, посвященном Лыбеди:
Князь Андрей вернулся в свой Владимир.
Вместе с ним из Киевской земли
С матерями ,батьками седыми
Новоселы-парубки пришли.

Высоки владимирские горы,
Глубоки на Клязьме омута,
Сумрачны заклязьминские боры -
В них и днем, как ночью, темнота.

И переселенцы вспоминали
Солнечную Киевскую Русь,
Где они родились, где знавали
Труд, и радость, и любовь, и грусть.

Нет, ничем из памяти не выбить,
Как весной цветет вишневый сад,
Как течет серебряная Лыбедь
Мимо светлых киевских палат.

Принесли с собою киевляне
В дар тебе, лесная сторона,
Южных рек и городов названья
И садов вишневых семена.

Дома их водой поила Лыбедь.
Тут река другая, но и тут,
Чтобы край суровый разулыбить,
Лыбедью они ее зовут.

В Киеве - ворота Золотые,
Быть воротам Золотым и здесь,
И сады вишневые густые
По горам над Клязьмой будут цвесть.

Рядом новоселы срубы срубят,
Печи сложат, избы обживут,
Север неулыбчивый полюбят
И его отчизной назовут.

Имена рек, о которых шла речь, не могли не отразиться на названиях владимирских улиц и на других объектах города. Несколько топонимов современного Владимира связано с именами рек Лыбеди, Pneни и Почайны. Поскольку Лыбедь и Почайна текут в трубах под землей, об их существовании напоминают только сохранившиеся названия улиц, проездов, переулков. Вот они:
Лыбедский проезд. Этот небольшой протяженности проезд от площади им. М.В. Фрунзе до железной дороги может о многом поведать любознательному краеведу. Как же он связан с Лыбедью? А вот как. Совсем не так давно, еще в середине XX века, в районе нынешнем площади улица Больший Нижегородская пересекалась с Лыбедью, и здесь был один из двух Каменных мостов через Лыбедь. Недалеко отсюда находился Зачатьевский вал, который с древности защищал эту часть города с северо-востока. Зачатьевским он назывался по имени стоявшей там Зачатьевской церкви, которая в документах упоминается с XVI века. В 1776 году церковь была упразднена, а позднее и снесена. Возле нее находился Зачатьевский переулок. Недалеко находился Инвалидный переулок, который получил свое наименование от близости к Инвалидному дому, как называлась выстроенная в начале XIX века на окраине города губернская больница. В 1927 году оба переулка - и Зачатьевский, и Инвалидный - соединили под общим названном - так появился Лыбедский проезд.
«Вторым преимуществом училищного владения на Дворянской улице перед владением училища за Лыбедью является чистый, здоровый воздух, чего нет там при близком соседстве с страшно загрязненною рекой Лыбедью. По заявлению некоторых лиц, живших вблизи реки Лыбеди, постоянная сырость воздуха, наполненного испарениями этой реки, весьма вредно отзывается на здоровье — частые головные боли, соединенные с лихорадочным состоянием, вот последствия близкого соседства с рекою Лыбедью…» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 1-й. 1908 г.).

В начале XX века в среднем течении реки Лыбеди были улицы Передний Боровок, Задний Боровок, Верхний Боровок, Нижний Боровок, Боровок под Никитским спуском. В 1934 году образовалась Верхнелыбедская улица, в которую влился Верхний Боровок. Верхнелыбедская улица идет от улицы Гороховой до Октябрьского проспекта. В паре с улицей Верхнелыбедской существует улица Нижнелыбедская, расположенная вдоль бывшего русла реки.

Почаевскан улица (вариант: улица Почаевский Овраг) проходит от завода «Точмаш» до улицы Северной: проходит по Почаев скому оврагу. Там же Почаевские проезды. Всем им дала имя речка Почайна, которая в прежние времена текла в этой местности.

Рпенский проезд проходит от улицы Погодина до улицы Суворова. Не так далеко отсюда протекает река Рпень.

Но не только из названиях улиц отразились имена местных рек и речек. Они сохраняются в наименовании некоторых городских объектов. Одним из самых старых было название гостиницы "Клязьма", живо описанной В. А. Соллогубом в повести «Тарантас» (Некоторое время после 1917 года и ресторан, и гостиница носили другое название - «Прогресс»). Это здание, находившееся на углу улиц Большой Московской и Царицынской (сейчас им. Гагарина), не сохранилось. В настоящее время название «Клязьма» носит гостиница на Судогодском шоссе за Клязьмой. Там же находится санаторий-профилакторий «Заклязьминский». В начале XX века имя главной владимирской реки носила газета - «Клязьма» (выходила с 2 февраля 1906 г. по 4 июня 1906 г.).
Имя реки Лыбеди сохраняется в названии стадиона «Лыбедь», который раньше назывался «Локомотивом», некоторое время - «Строителем».


Стадион «Лыбедь»
Спортивный переулок, д. 4а

Маленькая Почайна дала имя кафе и гостинице, правда, с искажением: «Почайка» вместо «Почайна».


Улица Северная, д. 1б. Бывший торгово-бытовой комплекс «Почайка». Гостиница «Почайка» (закрыта в 2018 г.)

Улица Северная, д. 1д. Кафе «Почайка» (закрыта в 2020 г.).

Название реки Рпени носила некоторое время станция технического обслуживания автомобилей в районе рынка «Тандем».
В течение нескольких десятков лет существовал ресторан «Нерль» (там сейчас торговый центр), построенный на срытом Ивановском валу.


Ресторан "Нерль" 70-е гг. XX в.


Судоходство на Клязьме
Рыбная ловля в Клязьме, называемая Громом
Водные пути сообщения Владимирской губернии в сер. XIX века
Реки Владимирской губернии впадающие в Клязьму
Сплав леса по Клязьме во Владимирской губернии (1852 г.)
Мост через Клязьму в г. Владимире
Меряно-славянские поселения вдоль рр. Клязьма и Рпень.

Copyright © 2017 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Николай (06.12.2017)
Просмотров: 3313 | Теги: Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край



Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2020
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика