Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
09:14
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Зачатьевская церковь в губернском городе Владимире

Зачатьевская церковь гор. Владимира

Зачатьевская церковь, при которой существовал монастырь, находилась в крайней восточной части древнего «ветчаного города», близ рч. Лыбеди, у каменного моста через неё. Рядом с монастырем располагались древние Зачатьевские ворота.


Цифрами на плане обозначены:
I - город Мономаха (Печерний город); II - Ветчаной город; III - Новый город; IV - детинец;
1 - церковь Спаса; 2 - церковь Георгия; 3 - Успенский собор; 4 - Золотые ворота; 5 - Оринины ворота; 6 - Медные ворота; 7 - Серебряные ворота; 8 - Волжские ворота; 9 - Дмитриевский собор; 10 - Вознесенский монастырь; 11 - Рождественский монастырь; 12 - Успенский (Княгинин) монастырь; 13 - Торговые ворота; 14 - Ивановские ворота; 15 - ворота детинца; 16 - церковь Воздвижения на Торгу.

Суздальская дорога из Владимира шла в противоположной стороне Ветшаного города к северо-востоку и проходила мимо Зачатьевского монастыря через броды на реке Лыбеди, мимо Федоровского монастыря, через реку Рпень, далее по горе через село Красное на Суходол, Порецкое, Спасское городище и Суздаль. Таким образом, мы имеем две стратегически важные дороги, выходившие из города через Серебряные и Зачатьевские ворота.

В делах патриаршаго казеннаго приказа сохранилась опись земли, принадлежавшей Зачатьевской церкви, произведенная в 7138 (1630) г. по распоряжению патриарха Филарета князем Романом Мещерским. Здесь говорится: «В Владимире на посаде в старой осыпи изстари бывал храм во имя Зачатия святых и праведных Богоотец Акима и Анны и той церкви церковного места и кладбища длина 17 сажень, а поперек 11 сажень, да попова места двора и огорода длина 47 сажень, поперек 16 сажень, а на том поповском месте стоит двор, а в нем живет Ивашко Тимофеев, сын Мурамщик, да пономарева двора и огорода в длину 17 сажень, а поперек 11 сажень, а на том попомаревском месте двор, а в нем живет Лев Иванов, сын Роспопа. Да спорные земли пониже поповского огорода, что назвали старожильцы той же Зачатейской церкви что владел преж сего посацкой человек Данило Овсяников… и той спорной земли тово огорода в длину городовому валу 16 сажень, а поперек от Зачатейского от поповского огорода 13 сажень». Далее следует подробное исчисление, с точным обозначением границ, земли, принадлежавшей Зачатиевской церкви. Всего подле Большой Нижегородской дороги до реки Рпени во всех трех полях было 20 десятин, да кроме того у реки Рпени имелось покосов 60 копен и мельница, называемая Елховка».
Из приведенной описи видно, что церковь во имя Зачатия Иоакима и Анны существовала во Владимире в осыпи «изстари», но к 1630 г. «запустела». Как и большая часть храмов Владимирского края того времени, Зачатиевская церковь запустела, вероятно, в период «литовского разорения». Церковные пустовые земли ее отдавались в оброк разным охочим людям. Так, в приходных окладных книгах патриаршего првказа под 155 г. (1647 г.) о Зачатиевской пустовой земле находим следующее: «155 г. на архамандрите Ионе 1 р. 14 алт. 2 денга, и по государеву патриархову указу и по памяти из Володимерские четверти, какова прислана в прошлом в 154 г. мая 14 день, за приписью дьяка Семена Сафонова, та церковная земля отдана на тот же оброк в посад Володимерцам, посацким людем, и оброчные деньги велено им платить на Москве, и на той земле церковь поставить и попа призвать. Декабря в 30 день те деньги взяты».
В 1675 г. на Зачатиевской земле возведена была церковь и внесена «в книгу данных жилых церквей из тогож оброку». В патриарших окладных книгах за этот год обозначена прибылою из пустовых церковных земель церковь Зачатия Иоакима и Анны. «183 декабря 11-го по выписке за пометою дьяка Перфилья Семенникова, а по челобитью из Владимира церкви Зачатия св. Анны попа Ивана Гаврила пребыла вновь из пустовой оброчной книги пустовых церковных земель церковь Зачатия св. Анны, что была под старым городом у реки Урпени, а вместо оброку велено ему попу Ивану платить данью старый оброк по 3-ж рубли на год и в пустовой оброчной книге очищено и впредь писать: церковь Зачатия св. Анны в старом городе в осыпи дани и заезда 3 рубля».
В 1680 г. проверена была вновь мера принадлежащих к церкви угодий.
В 1710 г. при этой церкви был поп Андрей Иванов, дьячок Гаврило Иванов.
В 1756 г. священник Петр Андреев ездил в Москву и выхлопотал из вотчинной коллегии выпись на церковную землю Зачатиевской церкви; выпись эта потребовалась для предъявления межевщикам, определенным в силу указа 1752 г. К этим годам деревянная Зачатиевская церковь пришла в такую ветхость, что пришлось подумать о создании на месте ее новой.
27 мая 1759 г. архиепископ Антоний дал храмозданную грамоту на построение в городе Владимире «вместо ветхой деревянной во имя Зачатия Пресвятыя Богородицы вновь деревянной же и во имя того же храма церкви». В 1761 г. новоустроенная церковь была освидетельствована десятоначальником свящ. Петром Яковлевым и по освидетельствовании оказалось, что она построена по подобию прочих церквей, святыми иконами и сосудами оловянными удовольствована вполне. В августе 1761 года Зачатиевская церковь была освящена протопопом Кафедрального Успенского собора Василием Григорьевым.
Протопоп Василий Григорьев не только освящал Зачатиевскую церковь, но принимал, по-видимому, большое участие и в ее постройке. Им, между прочим, пожертвованы в новопостроенную Зачатиевскую церковь некоторые богослужебные книги. Книги эти в нач. ХХ века хранились в семинрской Богородицкой церкви. Надписи на этих книгах, сделанные рукою самого протопопа, говорят о Василии Григорьеве, как о строителе Зачатиевской церкви. Так, на полях Евангелия и Триоди постной читаем: «1761 года Июля дня. Владимирского Успенского Кафедрального собора протопоп Василий Григорьев в граде Владимире в церковь Зачатия св. Анны сию книгу св. Евангелие (Триодь постную) приложил ради поминовения своих родителей, и оное церковное Евангелие ныне и впредь священнику и причетником никому от означенной Зачатской церкви не похищать и нигде не продавать и ниже и под заклад не отдавать и быть всегда в церкви, ибо церковь безприходская возобновлена и построена вместо ветхой новая означенным же вкладчиком и подписано его же рукою ради звания впредь будущим показанной церкви священнослужителям».
Активное участие, которое принимал Василий Григорьев в постройке Зачатиевской церкви, объясняется быть может тою экономическою связью, в какой он стоял в отношении к владениям этой церкви. Именно, в 1757 г. мельница Елховка взята была им во владение на оброчных началах на 25 лет. Впоследствии условие это наделало хлопот причту Зачатиевской церкви. В августе 1771 г. протопоп Василий Григорьев умер. Во владение мельницей вступил сын его солдат Семеновского полка Павел Васильев, который не только не платил оброчных денег, но даже в 1772 г., когда последовало во Владимире генеральное межевание земель, хотел отобрать мельницу и вокруг ее землю в свое полное владение, считая данную отцу его от причта Зачатиевской церкви запись за «фундамент». Причт вовремя вошел с протестом, и мельница осталась за Зачатиевской церковью.
Но и новопостроенная Зачатиевская церковь просуществовала во Владимире недолго. Приходских дворов у нее по прежнему не было; стояла она в глухом и пустынном месте. Естественно, что при таких условиях она скоро стала приходить в упадок и потребовала капитального ремонта. В 1775 г., по просьбе священника Иоанна Петрова, из консистории выдана была книга на два года для сбора пожертвований от доброхотнодателей «на возобновление ветхостей» Зачатиевской церкви. Но и сборы по епархии не дали, кажется, требуемой для ремонта суммы. В виду этого 10 мая 1778 г. повелением Иеронима, епископа Владимирского, Зачатиевская церковь приписана была к семинарской Богородицкой церкви, с тем, чтобы священнослужители Богородицкой церкви владели Зачатиевской землей. Таким образом при семинарской церкви оказался особый причт.
В 1880-х годах при св. Викторе, несмотря на распоряжение, к Зачатиевской церкви назначен был священником Иван Тимофеев. Но священник этот сразу же по определении заявил, что при оной церкви поселиться в близости и жительство иметь никак невозможно, и просил еп. Виктора числиться ему с прячетникамя при семинарской Успенской, а содержание иметь от Зачатиевской земли, покосов и мельницы. Просьба Ив. Тимофеева была удовлетворена, и Зачатиевская церковь после того соединена была с семинарской Богородицкой.
Прошло еще несколько лет. Оставленная без причта и надзора, Зачатиевская церковь все более и более ветшала и разрушалась. Началось даже хищение принадлежащих ей священных предметов. Так, еще в 1779 г. священник Богородицкой церкви Иоанн Иоаннов и диакон Максим Петров объявили в консистории, что 13 февраля, явившись в Зачатиевскую церковь для отправления великого повечерия, они не нашли двух висящих при той церкви на столбе колоколов, из коих один был весом в пуд, другой в полпуда. «Как видно, писали священнослужители, они кем-нибудь из татей похищены, и по разведованию нашему нигде не отыскались, почему ныне при той Зачатиевской церкви ни одного колокола не имеется». Наконец, 20 сентября 1806 г. дан был из консистории в Правление семинарии следующий указ. «Сего сентября 4 дня в данном от Его Преосвященства Ксенофонта, еп. Владимирского и Суздальского, определении написано: как Зачатиевская церковь остается доселе непроданною по прежнему о ней предписанию, а между тем приходит уже в крайнюю ветхость, то за сим, разобрав оную в следующем году, употребить ветхий материал на топление Богородицкой церкви, а прочий, сколько окажется, на отделку нового каменного семинарского флигеля».

По уничтожении Зачатиевского храма в семинарской Богородицкой церкви устроен был с северной стороны Зачатиевский придел. Придел этот заменил уничтоженные в 1771 году два древних придела Богородицкой церкви: Петра и Павла и Нерукотворенного Образа. Уничтожение их произошло при таках обстоятельствах. 20 сеетября 1771 года к еп. Иерониму вошел с просьбою ректор Владимирской духовной семинарии архимандрит Аврамий. «В оной Вашего Преосвященства семинарии, писал ректор, в соборной Богородицкой церкви, в алтаре имеются забранные досками от алтаря два придела, один с южной страны во имя святых апостол Петра и Павла, другой с северной Нерукотворенного Образа, и за ветхостью остаются праздны, возобновить же их за недостатком семинарской суммы не на что. Сверх же того место алтарное теснят, и свет застеняют. Того ради Вашему Преосвященству сам благопочтеннейше представляю, не соблаговолено-ли будет из вышеозначенных приделов один повелеть упразднить, а другой для ризницы переделать,— и на оное oт Вашего Преосвященства повелительной требую резолюции».
В конце XVIII в. мало дорожили церковной стариной. Испрашиваемое разрешение было дано, и приделы были упразднены.
По уничтожении Зачатиевской церкви, часть ее икон, богослужебных принадлежностей употреблена была для устройства в семинарской церкви нового придела, на место уничтоженного, в честь Зачатия св. Анны, как говорилось об этом выше, материалы же пошли частию на отопление семинарской церкви, частию на постройку того семинарского корпуса, при возведении которого использованы были материалы и другой обветшавшей церкви — теплой Богоявленской.

Источник: Малицкий Н. Из прошлого Владимирской епархии. Вып. 1. 1904 г.


Сохранившаяся часть Зачатьевского вала

Северную часть Зачатьевского вала стали использовать под сады и огороды. Распашка валов под огороды и отведение их под усадьбы стало повсеместным явлением в сер. XIX в. По этому донесению капрала Коптева был произведен, по приказу Провинциальной Канцелярии, осмотр всех повреждений на валах как от рытвин, так и от разведения садов и огородов подьячим Михаилом Яковлевым с бурмистром Дмитрием Мыльниковым, фискалом Василием Мыльниковым и с Ратушским старостой Дмитрием Поварковым при капрале Коптеве и по окончании осмотра ими была представлена за общей подписью в Провинциальную Канцелярию следующая опись: «…Огород Зачатейскаго попа длиною по валу от речки от Лыбеди 50 сажен, поперег 4 сажени.
Огород Александра Мошнина от речки от Лыбеди длиною по валу 15 сажен, поперег 4 сажени и больши.
Сад володимерца ж посадскаго человека Александра Шапошникова от речки от Лыбеди ж длиною по валу 64 сажени, поперег 2 сажени и больши.
Сад посадскаго человека Семена Самойлова от речки ж от Лыбеди длиною по валу 15 сажен…
От речки от Лыбеди ж сад посадскаго человека Никифора Казаринова по валу длиною 23 сажени… Подле оной же речки Лыбеди через вал от воды рытвина длиною сажен на 8 и больши.
Огород посадскаго человека Ивана Кирилова сына Паркова от речки Лыбеди по валу длиною 15 сажен…
Огород Рожественскаго монастыря от реки от Лыбеди ж по валу, длиною 66 сажен; против онаго огороду к речке Лыбеди валу обмыло полою и дождевою водою длиною 33 сажени» (опись производилась с востока на запад).
«… за Ивановским мостом, осталось 2 вала: на севере Зачатьевский (1050 саж.) склон к Варварской улице, а на юге Богословский (960 саж.)» (Губернский город Владимир в 1877 году. Субботин А.П.).


Зачатьевский вал на Плане города Владимира 1899 г.

Почти весь Зачатьевский вал был снесен в 1960-х гг. Сохранилась лишь его подошва в виде слоя красновато-бурой глины мощностью от 20 см до 125 см. Под слоем этой глины находился влажный слой щепы толщиной до 70 см. В слое щепы на протяжении 32 м. была зафиксирована деревянная конструкция из уложенных в линию бревен и плах. Все бревна вторичного использования. Их максимальная длина не превышала 6 м. Вся конструкция вытянута с запада на восток по кромке высокого берега реки Лыбеди. В слое щепы была найдена керамика первой трети XIII в., а также многочисленные изделия из кожи. В основном это обувь. Найдено 70 экземпляров и крупных частей, дающих представление о модели и размере обуви. В основном это туфли и поршни для взрослых и детей. Интерес представляет и кожаная скоморошья маска личина, полностью закрывавшая лицо. Подобные маски найдены в Новгороде. Применялись они и в святочных карнавалах. Также в слое щепы найдены инструменты, которые могли использоваться при строительстве городских укреплений: пилы, сверла, чекмари для забивания кольев, веревки, детали ведер и деревянные лопаты, которыми древние плотники так же, как и современные, собирали и относили лишнюю щепу от места работы.
Под строительной щепой лежал слой серого суглинка толщиной 10-40 см, ниже которого находилась материковая глина без каких-либо культурных включений. Керамика, встреченная в сером суглинке, датируется XII – нач. XIII в. Но здесь же был найден крупный фрагмент глиняного лепного горшка, близкого по форме керамике Дьяковской культуры. Среди индивидуальных находок в слое найдены ножи, точильные камни, кресала, цилиндрические замки, наконечник стрелы, два берестяных туеса, игрушечный деревянный меч, пряслица, бусины, фрагменты стеклянных браслетов и посуды, бронзовые украшения, каменный нательный крест, обломок каменной зернотерки и др. Все предметы датированы XII – нач. XIII в. Исключение составляют фрагмент лепного горшка и обломок каменной зернотерки. Эти два артефакта относятся к дославянскому времени.
На площадке раскопа прослежена планировка четырех улиц, расположенных перпендикулярно друг другу и ориентированных по направлению север юг и восток запад. Улицы образовывали усадьбы. Длина усадеб - 13,3 м., ширина 10 м.
Итак, по результатам раскопа можно сделать вывод, что Ветшаный город строился по единому плану с усадебной застройкой и ориентацией улиц по сторонам света.
На первоначальном этапе серьезных укреплений на берегу Лыбеди не было, так как река сама по себе являлась оборонительным рубежом. Через какое-то время создается Зачатьевский вал. Вал прошел прямо по застроенным улицам. Возможно, мощный слой слежавшейся щепы (до 70 см) относится к сооружению деревянной крепостной стены. Скорее всего, стену сначала срубили на земле, потом разобрали, насыпали вал и затем установили готовую стену на вершине вала. Все говорит о поспешном строительстве вала. В теле вала нет клетей, укреплявших насыпь. В основании вала древние строители оставили мощный слой щепы, а над одной из хозяйственных ям настил из досок.
Строители не могли не понимать, что щепа и доски неизбежно истлеют и насыпь будет проседать и разрушаться. Но, видимо, вал был нужен немедленно, и дальнейшая его судьба представлялась не столь важной. В условиях крайней спешки разобраны были все постройки, а их бревна пошли на строительство укреплений. Были разобраны даже настилы мостовых. Под оставшимся куском настила найдена серебряная нательная иконка с изображением Успения Богоматери.
Дендрохронологический анализ бревен мостовых показал их порубочные даты: 1206 - 1216 гг. О том, что вал и крепостная стена возводились осенью, говорит большое количество лесных орехов в слое щепы. Такое срочное строительство укреплений могло быть только перед внезапно нависшей колоссальной военной угрозой. И этой угрозой было татаро-монгольское нашествие 1237 г. Как раз осенью 1237 г. рязанский князь Юрий Ингварович обращался к владимирскому князю Юрию Всеволодовичу за помощью против татар, но владимирский князь решил обороняться самостоятельно.

До революции по названию располагавшейся поблизости давно снесённой Зачатьевской церкви, существовал Зачатьевский переулок. После революции Зачатьевский переулок был назван Лыбедским переулком. Бывший Лыбедский переулок переименован постановлением президиума горсовета от 27.02.1935 г. и получил название Спортивный переулок.
В 1925 году на берегу речки Лыбеди усилиями профсоюза железнодорожников города был построен стадион» получивший «железнодорожное» название – «Локомотив» (сейчас Стадион «Лыбедь»).
Феодоровский монастырь.
Сергиевский монастырь
Оборонительные укрепления г. Владимира
Храмы, монастыри города Владимира.

Copyright © 2018 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Николай (07.01.2018)
Просмотров: 2266 | Теги: Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru