Главная
Регистрация
Вход
Вторник
06.12.2016
20:59
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 194

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [396]
Суздаль [151]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [101]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [60]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [22]
Гусь [31]
Вязники [85]
Камешково [24]
Ковров [28]
Гороховец [14]
Александров [44]
Переславль [35]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [14]
Религия [1]
Иваново [10]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [5]

Статистика

Онлайн всего: 19
Гостей: 19
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Суздаль

Село Барское Городище, Спасское Городище, Якиманское

Село Малое Городище/Спасское Городище

- Селище раннего железного века и мерянское «Спасское Городище», 2-я пол. 1-го тыс. н.э. 0,45 км. северо-восточнее села Спасское Городище, всхолмление правого берега р. Нерль близ устья безымянного ручья. Размеры ок. 500х225 м. Территория памятника распахивается. Керамика лепная, с сетчатыми отпечатками на внешней поверхности, дьяковской археологической культуры, а также гладкостенная, поздних этапов развития дьяковской к-ры и мерянская.
При с. Малом Городище, на берегу Нерли, сохранились пизнаки земляного городка. Раскопан Уваровым в 1851-52 гг.

Суздальская дорога из Владимира шла в противоположной стороне Ветшаного города к северо-востоку и проходила мимо Зачатьевского монастыря через броды на реке Лыбеди, мимо Федоровского монастыря, через реку Рпень, далее по горе через село Красное на Суходол, Порецкое, Спасское городище и Суздаль. Другая дорога в Суздаль шла из Владимира (Серебряные ворота) в Боголюбово, далее на нынешнее село Новое и в Порецкое, Спасское городище и Суздаль.


Село Спасское городище. Вид со стороны села Переборово.

Старинное село на берегу р. Нерли.
Название своё Спасское село получило потому, что с ХVI в. принадлежало Суздальскому Спасо-Евфимиеву монастырю. В описи монастыря 1660 г. значится жалованная грамота на это село Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича: «жалованная грамота Государя Царя и Великаго Князя Ивана Васильевича 70 (1562) г. Въ Суздальскомъ уъзде въ Опольскомъ стану на село Малое Городище… дано въ монастырскую вотчину противъ монастырскiе вотчины, что взято у монастыря на Государя и роздано въ роздачу въ Костромскомъ уъздъ село Баглаево, да въ Суздальскомъ уъзде с. Кадничи съ деревнями».
В приходорасходных книгах Спасо-Евфимиева монастыря 1697 года записано: «съ села Городища взято съ крестьянъ съ 21 выти съ полуосмухою 21 руб. 2 алтына; платилъ Степка Козминъ».
В 1852 году Суздальский округ и уезд делился на:
- два стана: местоприбывание становых приставов находятся в I ст. - в городе Суздале, во II ст. - в селе Крапивное.
- три волости: 1. Яневская - волостное село Янево; 2. Кибиргинская - волостное село Кибергино; 3. Городивщевская - волостное село Спаское Городище.
С 2006 г. входит в состав муниципального образования - сельское поселение Павловское.
Численность населения в 2010 году – 176 муж. и 217 жен., всего 393 чел.


Памятник жителям села погибшим в ВОВ

Богородице-Рождественская церковь

В 1773 г. на средства прихожан была построена каменная холодная Богородице-Рождественская церковь, при ней каменная теплая церковь с престолом в честь Рождества Христова, построенная в 1789 г. усердием прихожан. Каменная колокольня.
8 июня 1870 г. умер села Спасских Городищ священник Иоанн Гусев.
Перемещен согласно прошения 13 июня 1870 г. села Якиманского священник Прокопий Казанский в село Спасские Городищи, на его место священник села Барского Городища Василий Георгиевский.

«Причт-штат: священник и псаломщик. Земли при сей церкви: усадебной одна десятина, пахатной и сенокосной 33 дес. План на землю и межевая книга имеются и хранятся въ ризнице. От земли и за требоисправления дохода причт получает до 640 руб. в год. Кроме того, причт пользуется половиной доходов с прихода Якиманского; другой же половиной доходов пользуется причт Барского-Городища.
Приход состоит из одного села, в коем числится 149 дворов, душ мужеского пола 404 и женского пола 438 душ».

У села на Нерли работала монастырская мельница, имевшая сначала 6, а позже 9 поставов (пар жерновов).

Церковь села в 1922 г. переживала изъятие ценностей, в кон. 20-х нач. 30-х гг. закрытие; священнослужитель был репрессирован; колокольня порушили, в самой церкви была устроена мельница колхоза "Заветы Ильича". Очевидцы рассказывают о комсомольских субботниках по очистке живописи со стен храма.
В 50-е гг. почти вся церковь была разобрана на кирпич на строительство неподалеку на р. Нерли Заполуцкой ГЭС.
Остатки прежнего Богородице-Рождественского храма в с. Спасское Городище в январе 1996 г. получили статус памятника архитектуры.

2 декабря 2002 г. был зарегистрирован приход Свято-Богородице-Рождественский села Спасское Городище Суздальского района Владимирской области Владимирской Епархии Русской Православной Церкви. Руководитель религиозной организации - Уткин Дмитрий Вячеславович.
Адрес: 601260, Владимирская обл., Суздальский р-он, с. Спасское Городище, ул. Центральная, д. 8, кв. 7


Остатки прежнего Богородице-Рождественского храма.


Село Барское Городище

- Барское городище. Курганный могильник. Отмечен А.С. Уваровым как исследованный в 1852 г. Данные об обряде погребения и находках отсутствуют.
При с. Большом (Барском) Городище, на берегу р. Нерли, еще в нач. ХХ века имелись слабые остатки земляного укрепления, созданного, по преданию, Юрием Долгоруким. Раскопано гр. Уваровым в 1851-52 гг.

Барское-Городище с Большим Городищем и Спасским Городищем упоминается в межевой выписи Суздальским ямским охотникам 1588 года: «у могильниковъ едучи отъ Суздаля отъ посаду къ Володимеру по Володимерской дороге церковная земля пошла… на Городецкой дороге отъ Михайловой стороны».
Городище называется Барским, потому что изстари принадлежало помещикам. Так, в нач. XVIII в. владельцем села был помещик Стефанов, пожертвовавший в 1719 г. в местную церковь икону Знамения Божией Матери, писанную с чудотворной Новгородской иконы Знамения Божией Матери, украшенную жемчугом и разноцветными драгоценными камнями.
В пол. XIX в. владельцем села был князь П.А. Долгоруков.
Князь Пётр Влади́мирович Долгору́ков (1816 — 1868) — русский историк и публицист, деятель Вольной русской печати, один из крупнейших специалистов по русской генеалогии, составитель «Российской родословной книги». В петербургском светском обществе имел прозвище Bancal («колченогий»). Прославился своим злоязычием. С 1859 года — в эмиграции. После смерти архив его документов через подставное лицо приобрело царское правительство России.

14 января 1870 г. скончался на 81 году своей жизни священник Афанасий Федорович Полисадов, с 1863 года бывший за штатом и проживавший у зятя своего в селе Барском-Городище. При Георгиевской церкви села Чирикова священствовал родитель о. Афанасия 60 лет, а после него сын его 40 лет.

Вспомогательная школа-интернат с 1954 г. занимает комплекс построек бывшей барской усадьбы Долгоруких.
Долгоруковы, или Долгорукие — одна из многочисленных ветвей князей Оболенских.
Предком князей Оболенских, как и многих других, семейные предания называют Михаила Всеволодовича Черниговского. Родоначальник собственно Долгоруковых — князь Иван Андреевич Оболенский (XVII колено от Рюрика), получивший за свою мстительность прозвище Долгорукий. Из рода князей Долгоруковых вышли видные государственные деятели, полководцы и литераторы.


Комплекс построек бывшей барской усадьбы Долгоруких

Памятник жителям села погибшим в ВОВ

Село Барское городище входит в Павловский сельский округ.
Численность населения в 2010 году – 129 муж. и 123 жен., всего 252 чел.

Церковь Святой Живоначальной Троицы

Каменная церковь в Барском Городище во имя Святой Живоначальной Троицы, с теплым приделом в честь иконы Знамения Божией Матери, построена усердием прихожан в 1792 г., вместо обветшавшей деревянной, с такой же колокольней.
17 октября 1867 г. освящен придельный храм в селе Барском-Городище в честь Казанской Божией Матери.
«Из св. икон особенным благоговением прихожан пользуется древняя икона Феодоровкой Божия Матери.
Причт-штат: священник и псаломщик. При церкви земли: усадебной 1,800 кв. саж., пахатной 31 десят. 241 кв. саж. и сенокосной 3 дес. 191 кв. саж. На усадебную землю особого плана нет, но она значится в общем крестьянском плане; на пахатную и сенокосную план и межевая книга имеются и хранятся в церкви. От земли и за требоисправления причт получает ежегодного дохода около 400 р. сер. Кроме того, причт пользует половину доходов с села Якиманского; другой же половиной доходов пользуется причт Спасского-Городища. Дома у причта собственные на церковной земле.
В селе числится 111 дворов, 406 душ мужеского пола, а женскаого пола 454 души».

В селе существовала с 1864 г. земская народная школа.
В с. Барское Городище одноклассное училище открыто в 1870 г. Учащихся – 15 муж. пола. Законоучитель и учитель свящ. Василий Георгиевский. Помещается довольно тесно в доме учителя.
1903 г. «По ходатайству Суздальского уездного земского собрания о выдаче обществу крестьян села Барского-Городища ссуды на постройку школы в размере 1500 руб. на 10 лет и пособия в размере 1000 руб.
Суздальская уездная земская управа при отношении от 24 ноября за № 3159 препроводила в губернскую управу приговор общества крестьян с. Барского-Городища, коим просители ходатайствуют о выдаче на постройку училища в селе Барском-Городище ссуды в 1500 руб. и пособия в 1000 руб. Ходатайство это, как видно из отношения уездной управы, рассматривало экстренное Суздальское уездное земское собрание 19 ноября 1903 года, согласно постановлению коего и возбуждено оно пред губернским земством.
Из дел губернской управы видно, что просители ходатайствовали через уездную земскую управу перед губернской в 1901 году о выдаче им ссуды в 1500 руб. на 10 лет, но постановлением губернской управы от 5 января 1902 года им в ссуде отказано, так как они хотели выстроить школу только для села Барского-Городища на 56 учеников, а не для всего нормального школьного района (№ 71), в который входит кроме названного села еще село Якиманское и в котором насчитывается всего 105 детей школьного возраста. Приговором, бывшим на рассмотрении экстренного Суздальского земского собрания, крестьяне выражают согласие рассчитывать школьное здание и на детей села Якиманского, т.е. на все количество детей школьного возраста в 71 районе, но за то просят кроме ссуды еще пособие в 1000 руб.
В селе Барском-Городище существует школа в наемном здании, вмещающем не более 39 учеников. По сети намечено здесь расширение школы в двухкомплектную на 105 учеников с двумя учителями.
Заключение. Ввиду того, что губернское земское собрание уже несколько раз высказывалось в том смысле, что пособия выдаются лишь на школы вновь открываемые, губернская управа полагала бы ходатайствовать Суздальского земства о пособии на постройку Барско-Городищевской школы отклонить, предоставив губернской управе выдать на это лишь ссуду на установленных губернским земским собранием условиях».
Барско-Городищевская школа принадлежит по сети к 71 району, состоящему из селений Якиманское и Барское-Городище. В этом районе в 1904 г. - 105 чел. детей учебного возраста, а школа может удовлетворить только 28-39 чел., так что 66 чел. остаются без образования.

Церковь села была закрыта в нач. 30-х гг. и использовалась вначале под клуб, затем склад горюче-смазочных материалов колхоза "Новый Завет". Последний священнослужитель о. Никодим был расстрелян. В нач. 60-х гг. была сломана колокольня, а церковь с новой постройкой с запада была приспособлена под столовую школы-интерната.
Статус памятника архитектуры Троицкая церковь села Барское Городище получила в октябре 1960 г. Церковь по-прежнему используется под столовую.
Небольшая церковь в формах классицизма, построенная в 1792 г. на месте старого деревянного храма на средства прихожан. В настоящее время выглядит несколько иначе, нежели изначально, так колокольня церкви была разобрана до первого яруса, а главы снесены. Основной объем храма - классический четверик, к которому пристроена вытянутая трапезная. Декор прост и лаконичен.
В госцентре по учету, использованию и реставрации памятников истории и культуры Владимирской обл. разрабатывается программа возрождения барской усадьбы, в комплекс построек которой входит и Троицкая церковь.


Село Якиманское

Якиманское – старинное русское село, располагающееся в живописном месте на берегу Нерли.


Село Якиманское. Вид с юго-запада.

- Якиманское. Городище дьякова типа Якиманское, ранний железный век, VI-Х вв. Памятник отличается мощным (до 2 м.) культурным слоем, причем основная часть напластований приходится на 1-е тыс. до н.э. – нач. 1-го тыс. н.э. Здесь насчитывается не менее четырех культурных горизонтов с углистым грунтом, разделенных стерильными прослойками песка, что свидетельствует о неоднократном заселении площадки городища и долгих периодах его запустения. Северная окраина села, мыс правого коренного берега р. Нерль при вхождении в ее долину оврага с протекающим по его дну ручью. Площадка размерами 60х50 м. вытянута с северо-запада на юго-восток, возвышается над рекой на 12-16 м. С напольной юго-восточной стороны – вал, первоначально бывший, вероятно, сопковидным, ныне частично снесенный, высота до 2.5 м., перед ним – частично засыпанный и сильно размытый ров. На площадке размещается церковь и кладбище. В верхнем горизонте культурного слоя найдены обломки лепных неорнаментированных сосудов позднего этапа развития дьяковской к-ры и мерянских, 6-10 вв. Ниже, под песчаной прослойкой без находок, обнаружен горизонт с лепной посудой, имеющей сетчатые отпечатки на внешней поверхности, дьяковской археологической культуры раннего Железного века.

- Якиманское. Курганный могильник. Близ села, правый берег р. Нерль. Исследовался А.С. Уваровым в 1852 г.

- Якиманское. Древнерусское селище Якиманское-IБольшое Городище»), 11-13 вв. 0.3 км. к северу северо-западу от села, правый берег р. Нерль. 40-60 м. от русла, к северу северо-западу от Городища. Размеры ок. 480х220 м. Ф.Я. Селезневым и И.П. Богатовым памятник рассматривался как селище, Н.Н. Ворониным, как городище, хотя следы оборонительных сооружений не выявлены. Керамика гончарная древнерусская, кованые железные гвозди, куски шлака, кости животных.

Зимой 1238 г. часть татаро-монгольских орд от Владимира направилась к Суздалю, выжигая и разграбляя всё на своём пути. К юго-востоку от Суздальского кремля находились укрепление, называвшиеся - Большое Городище (сейчас село Якиманское) и Малое Городище (село Спасское Городище).
Татаро-монголы встали лагерем на месте, где до 1960-х гг. существовало село Батыево («Село Батыево отъ Владимiра въ 20-ти верстахъ, а отъ Суздаля въ 14-ти верстахъ, при ръчкъ Уловкъ»).
Малочисленная суздальская дружина пыталась задержать врага в первом на пути татаро-монгол – Большом Городище, где сейчас расположено село Якиманское. Силы были слишком неравны и все суздальцы геройски погибли. Здесь под холмом на котором построен храм в честь родителей Богородицы Иоакима и Анны (от чего и пошло название села – Якиманское) нашли вечное упокоение тела погибших русских витязей. Татары похоронили своих убитых под курганом на месте своего становища, где потом и появилось село Батыево. Впоследствии на Батыевом кургане была построена церковь.
Народное предание вспоминает это место летописи следующим образом: «Егда злочестивый и безбожный татарский Царь Батый, разоряя Русскую землю войною, взя славный град Владимир мечем, и оттуду со всею своею богомерзкою подвижеся силою ко граду Суждалю, хотя его себе покорити и разорити, и не доходя до него за несколько поприщь постави стан свой (где бысть стан безбожнаго Батыя, ныне ту село имеется называемо Батыево) и из того исходя стана, творяше войну с воинством Суждальским». Историч. Собр. О гр. Сужд. Ан. Федорова, стр. 95
После гибели дружины Суздаль оставался совершенно беззащитным и был обречён. Татаро-монголы подошли к Пассадским укреплениям с южной стороны и появились на Ироновой горе в непосредственной близости от кремля. Многие насельницы монастырей при виде жестоких завоевателей, убежали в город, надеясь найти защиту в его укреплениях. Суздаль подожгли и разграбили. Всех кто не успел убежать, увели в рабство, стариков и больных перебили. Целым и невредимым остался только Ризоположенского монастыря, несмотря на то, что находился вне городских укреплений и ничем не был защищён.


Бывшее Городище дьякова типа Якиманское

Овраг, защищавший городище с северо-запада

Вид на Нерль с городища

Вид на Нерль с городища. Слева с. Барское городище

Холм, на котором располагалось Городище дьякова типа Якиманское

Барское-Городище с Большим Городищем (село Якиманское) и Спасским Городищем упоминается в межевой выписи Суздальским ямским охотникам 1588 года.
Начиная с сер. XIX в. число дворов и сельского населения постепенно возрастало.
До революции входило в Городищевскую волость Суздальского уезда. Как отмечал в «Статистическом списке населённых местностей Владимирской губернии» в сер. XIX в. К. Н. Тихонравов, местное население «занимается хлебопашеством и обработкой миткаля».
В советское время статус села несколько раз менялся. Сперва Якиманское было административным центром Якиманского сельсовета, позднее вошло в Спас-Городищевский сельсовет, а затем в Павловское сельское поселение, в составе которого и остаётся по сей день.
С нач. 2000-х гг. село начинает застраиваться новыми домами, становясь по сути коттеджным посёлком, повторяя судьбу многих сёл и деревень. Активная дачная жизнь в селе продолжается с весны до наступления холодов, зимой многие дома пустуют.
По данным переписи 2010 г. постоянно в Якиманском проживает 7 человек (3 муж. и 4 жен.).

Церковь Живоносного Источника Пресвятой Богородицы и Никольская церковь

Точной даты постройки Никольской церкви из исторических источников пока выявить не удалось, однако известно, что о существовании этого храма было сказано в «Статистическом списке» Тихонравова в 1857 г.: «Ц. к. (Церковь каменная) во имя Св. и Чудотворца Николая. Священник с причтом».

В 1867 г. усердием прихожан, вместо деревянной Николаевской церкви, была построена каменная церковь во имя Живоносного Источника Пресвятой Богородицы. Престол был один. Была построена каменная колокольня.
«Причта при церкви не положено; церковь приписана къ Барскому Городищу и Спасскому Городищу. Земли при церкви: усадебной полдесятины, сенокосной 2,025 квадр. саж. и пахатной 32 дес. 90 квадр. саж. Планъ на землю и межевая книга имеются. Отъ земли и за требоисправления дохода получается до 225 руб. сер. Въ годъ. В селе Якиманскомъ 39 дворовъ, 134 души мужескаго пола, а женскаго пола 164 души».
/Березин, В.М. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии/.

Церкви села были закрыты в годы коллективизации (кон. 20-х нач. 30-х гг.). Использовались местным колхозом для хранения зерна и муки. С нач. 60-х гг. церкви никем не используется и являют собой пример разрушения забвением и безжалостным временем.
Церковь живоносного источника получила статус памятника архитектуры в 1974 г., а Николаевская в августе 1995 г.
В настоящее время в селе имеется ансамбль церквей Живоносного Источника Пресвятой Богородицы (ныне отреставрированная) и Никольской церкви (руины).
При ансамбле храмов на крутом и высоком берегу Нерли располагается погост, насчитывающий небольшое количество могил.


Слева Никольская церковь, справа церковь Живоносного Источника Пресвятой Богородицы

Церковь Живоносного Источника Пресвятой Богородицы

Никольская церковь


Храмы и часовни Суздальского района
История Суздаля и Суздальского района.
Городищи развитого средневековья Владимиро-Суздальского княжества.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Суздаль | Добавил: Jupiter (17.05.2015)
Просмотров: 1427 | Теги: Церковь, суздальский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика