Главная
Регистрация
Вход
Среда
18.10.2017
12:15
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 370

Категории раздела
Святые [132]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [684]
Суздаль [236]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [175]
Музеи Владимирской области [56]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [46]
Юрьев [98]
Судогда [30]
Москва [41]
Покров [51]
Гусь [46]
Вязники [115]
Камешково [46]
Ковров [131]
Гороховец [27]
Александров [131]
Переславль [80]
Кольчугино [21]
История [14]
Киржач [35]
Шуя [63]
Религия [2]
Иваново [26]
Селиваново [5]
Гаврилов Пасад [4]
Меленки [14]
Писатели и поэты [7]
Промышленность [0]
Учебные заведения [0]
Владимирская губерния [1]

Статистика

Онлайн всего: 20
Гостей: 20
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Суздаль

Село Павловское, Суздальский район

Село Павловское

Павловское — село в Суздальском районе Владимирской области России, центр Павловского сельского поселения. Село расположено в 10 км к югу от Суздаля и в 17 км на север от Владимира.
Численность населения: в 1859 г. – 572 чел.; в 1897 г. – 595 чел.; в 1926 г. – 556 чел.; в 2010 г. – 644 муж. и 768 жен., всего 1412 чел.

Древнерусское селище Павловское-1, XII-XV вв. 0.3 км. к северо-западу от северной-западной окраины села, левый берег р. Уловка, рядом с курганным могильником. Протянулось вдоль берега, размеры 280х65 м. Керамика гончарная древнерусская и позднесредневековая.
- Древнерусское селище Павловское-2, XI-XIII вв. 0.65 км. к северо-западу от северо-западной окраины села, к западу от шоссе А-113 Суздаль-Владимир, левый берег р. Уловка, к северу от курганного могильника. Размеры 200х160 м., перепад высот между верхней и нижней частями памятника ок. 7 м. Керамика гончарная древнерусская, фрагмент шиферного пряслица, глиняное яйцо-писанка. При шурфовке в южной части памятника обнаружена часть наземной постройки с глинобитным полом и печью-каменкой.
- Курганный могильник Павловский, XII-XIII вв. 0.5 км. к северо-западу от северо-западной окраины села, левый берег р. Уловка, 0.15 км. от шоссе А-113 Суздаль-Владимир, южный склон оврага, у северо-западной окраины селища 1. Сохранились 120 компактно расположенных насыпей высотой 0.3-0.5 м., диаметром 3-5 м., с ровиками у основания. Могильник исследовался в сер. 19 в. А.С. Уваровым. Количество раскопанных им курганов неизвестно. Выявлены трупоположения с западной ориентировкой без сопровождающих вещей.

Село Павловское лежит при большой Владимиро-Суздальской дороге, в 20 верстах от Владимира, в 10 от Суздаля и не более, как в 4-х верстах от древней Владимиро-Суздальской дороги. Расположено по двум довольно высоким берегам маленькой речки Чиндаровки (Чендяревка), которая разделяет село на две половины, та и другая соединены между собой деревянным мостом (1883 г.). Чиндаровка берет свое начало невдалеке от Павловского и протекает довольно незначительное пространство по направлению к реке Нерли. Каменная церковь, дома священно-церковнослужителей и несколько крестьянских домов стоят на правом ее берегу, большая же часть населения расположена на левом берегу. Такое расположение села по словам старожил существует издавна.


Речка Чендяревка

Внешняя сторона с. Павловского почти вся окружена сравнительно небольшими возвышенностями (С одной из возвышенностей, к северо-западу от села, довольно ясно виден весь Суздаль с его высокими колокольнями и золочеными главами церквей.), там и сям прорезанными проточками, речками и сухими овражками с названиями «подболотная, подуворотная, христовица, кузнечиха, подсосна, воробьиха, дуброва, осихово и т. п.».
Местность села за отсутствием лесов и гор довольно открытая, почему и весьма благоприятна в гигиеническом отношении. Но за то полное отсутствие лесов около Павловского, на значительно далекое расстояние, неблагоприятно отразилось на экономической стороне крестьян.
Впрочем село Павловское в XIX веке лишилось своего собственного леса, по правую сторону сёла еще в кон. XIX века были видны на значительном пространстве кочки, по уверению старожил, образовавшиеся из пеньев бывшего здесь огромного леса.
Почва села Павловского и его угодий суглинистая, требующая тщательной обработки, почему далеко не удовлетворяла самым необходимым потребностям крестьянина, вследствие чего в селе издавна существовал отхожий промысел.

Названием своим село Павловское указывает на чисто русское и вместе с тем христианское происхождение. Названием своим село обязано или первому поселившемуся здесь Павлу, или лицу, владевшему им и оставившему по себе какую-либо память. Такое предположение о названии села подтверждается лишь одним народным преданием. Есть предположение, что во время татарского погрома, когда жители Суздаля и его окрестностей, разоренные до последней степени монголами, бродили с места на место и поселялись там, где Бог приведет, и, вот, близость Суздаля, небольшая речка были достаточным поводом поселиться здесь двум или трем бродячим семействам, имевшим во главе какого-либо Павла.

Впервые в исторических документах село Павловское появляется в 1328 г., когда оно принадлежало московскому великому князю князю Иван I Даниловичу Калите. Село досталось ему, вероятно, от отца князя Даниила Александровича, а тому от матери княгини Александры, жены князя Александра Невского. Поскольку княгиня Александра умерла в 1263 г. Отсюда очевидно видно, что село Павловское существовало раньше 1263 г.
Великий князь Иоанн Данилович, отправляясь в 1328 г. в Орду, написал завещание, в котором Павловское отдать жене своей – княгини Елене: «а что село Павловское бабы нашея купля, то даю княгине своей». Завещание Калиты на этот раз не исполнилось: он благополучно возвратился из Орды и все завещанное, при отъезде туда, оставил при себе. После смерти Иоанна Даниловича в 1340 г. село перешло в собственность его сына князя Ивана II Ивановича (Красный), который в духовной грамоте 1356 г. завещал Павловское Владимирскому Рождества Пресвятой Богородицы монастырю, где лежали мощи досточтимого предка его, Святого Благоверного Князя Александра Невского; «село Павловское», сказано в завещании, «далъ есмь святому Александру въ прокъ, себе въ память». В 1381 г., сын Ивана Ивановича, Великий Князь Дмитрий Донской, в благодарность святому Александру, за небесную помощь его в борьбе с татарами, в духовной грамоте относительно села Павловского подтвердил волю своего отца: «а что отецъ мой великiй князь далъ село Павловское ко святому Александру, того не подвигнуть». Великий Князь желал, чтобы Павловское навсегда осталось за монастырем Св. Александра.
Однако, по документам нач. ХVI в. село Павловское принадлежит суздальским князьям Горбатовым, ведущим род свой от коренных государей Русских.
Непонятно, как и по какому случаю изменилась сила завещаний Великих Князей относительно села Павловского? Ни в летописях, ни в актах нет на это прямого ответа. Может быть Рождественский монастырь, не находя удобным владеть этим селом, счел за лучшее продать его, что было законным и обычным делом в конце XY и начале XYI века. Но, впрочем вероятнее всего то, что Рождественский монастырь лишен был села Павловского (Во время владения Рождественского монастыря селом Павловским, царской грамотой Василия Васильевича в 1435 году, при архимандрите означенного монастыря Ионе, павловцы уволены были от мирских повинностей. В 1506 году избавлены от подсудности государевым наместникам, кроме уголовных дел.), в то время, когда волею Великого Князя Иоанна III села и вотчины отбирались у монастырей в Царскую казну, а впоследствии раздавались боярским детям, за различного рода послуги. Такое предположение подтверждается даже словами вышеприведенного завещания: «что дал мне Великий Князь» (Князья Горбатовы в свое время занимали видное место в Русском Государстве и были крепко преданы Престолу и Отечеству (Соловьев Т. YI стр. 3). Князь Борис Горбатый, по выражению Карамзина, муж—ума глубокого, искусный в делах ратных, знаменитый участник в покорении Казани (т. IX стр. 91) был один из преданных кн. Елене, во время управления ее Государством за малолетством Иоанна IV. Во время опричнины заподозренный в мнимой измене первый с сыном своим Петром положил голову под топор палача. Андрей Горбатый в 1535 году был в непосредственных сношениях с гетманом Юрием Радзивиллом по делам Русско-Литовским (Солов. Т. VI стр. 18). Кн. Александр Борисович Горбатый был наместником в покоренной Казани (Там же стр. 112—119). Наконец Кн. Михаил Вас. Горбатый в 1534 году по указу Царя вел Московский полк в Литву, а в 1535 году был наместником Новгородским.).
В духовной грамоте Михаила Васильевича Горбатого Кислого, 1535 г., сказано: «а по душе моей прикащики дадут в Суздаль где мое тело грешное погребут в соборе Пречистой по мне и по нашим родителям село Павловское и с тою половиною что мне дал Князь Великий другую половину села Павловскаго против моей отчины, что мне часть была в Юрьевце».
Село было передано Суздальскому Богородице-Рождественскому собору. Право Суздальского собора на владение Павловским и другими селами и деревнями Суздальского уезда утвердил жалованной грамотой Великий Князь Московский Василий Иоаннович; но его грамота во время пожара в 1576 г. сгорела; поэтому, по прошению епископа Варлаама, Иоанн Грозный снова подтвердил своей грамотой, от 1578 г., февраля 3, права собора на вотчины, а также и льготы, дарованные этим вотчинам его отцом, Великим Князем Василием Иоанновичем.
Завещание князя Михаила Васильевича Горбатого относительно села Павловского исполнилось во всей своей силе,— подтверждением чего служит летописное сказание ключаря Суздальского Богородице-Рождественского собора Анания Федорова, жившего около 1754 года. «В упомянутой (города Суздаля Рождества Богородицы) соборной церкви, пишет он, значатся, по разным надписаниям на стенах и описным книгам, положенные различные знатные персоны, над которыми прежде над всеми имелись гробницы, а имянно: ... Благоверных князей Суждалск. Князь Михайло Васильевич, инок Закхей, Горбатой, Кислой, княгиня его Александра, сын их князь Феодор, княгиня Горбатая. По них памяти. Память по них обще Сентября 6. Вкладу их соборной церкви священнослужителем село Павловское». В описи Суздальского Соборного храма в конце XVII в. значится: «на гробу князя Михаила Васильевича Горбатаго покров бархат черной гладкой, а на нем в кресте 17 дробниц серебряные золочены, а на них выбесменены святые, а около обнизано жемчугом, обложен камкою зеленою, подложен крашениною, а около креста в подписях иной жемчуг посыпался». Значит тело князя Михаила Васильевича Горбатого, согласно его завещания, положено в Суздальском соборном храме, и село Павловское, после сего, в целом своем составе поступило в полную собственность Суздальского Собора, который и владел им до времени отнятия у соборов и монастырей населенных имений, до 1764 года.
Во время реформы 1764 года Екатерина II лишила церковь земельных владений, Многие селения она щедро раздавала дворянам. Некоторые села вокруг Павловского принадлежали помещикам, Павловское же осталось казенным селом, которое управлялось Государственной коллегией экономий.

Село Павловское относилось к Городищенской волости Суздальского уезда. Волостное правление находилось в с. Спасское-Городище.
В экономическом состоянии крестьяне села Павловского стояли не высоко. Скудный надел земли заставлял их искать средств к жизни на стороне. Павловцы по большей части каменщики и по части этой жили в разных городах России и по преимуществу в десятниках,— хлебопашество поэтому лишь только поддерживалось.

Павловское училище, Городищевской волости, в селе Павловском. Основано училищным советом в 1874 г.
С 1874 года, со времени открытия в селе народной Школы умственная сторона крестьян значительно поднялась — явилась охота к приобретению различного рода книг, которые по большей части привозятся крестьянами с заработков.
В 1884 году «Помещение наемное, деревянное, вместе с владельцем дома; по свету и теплоте удобное; квартира учителю есть; классных комнат одна — длиной 7 ¼ , шириной 6, вышиной 3 ½ арш. Учебных пособий достаточно — на 86 р. 70 к. Библиотеки нет, кроме 150 кн. Земли нет. Законоучитель священник Иоанн Введенский, окончивший курс во Владимирской духовной семинарии, преподает с 1877 г.; учитель Василий Полисадов, имеет звание учителя, преподает с 1872 г., а в настоящем училище с 1877 г. Попечитель священник Иоанн Введенский, пожертвовал 150 книг. Учащихся к 1-жу января 1883 г. 30 м. и 6 дев. Окончило курс со свидетельствами 5 м. Вновь поступило 8 м. и 5 дев. К 1-му января 1884 г. состояло 33 м. и 11 дев. Учатся все вместе. Возраст: 7- 8 л. - 5, 8 — 9 л. - 11, 9 — 10 л. - 10, 10 — 11 л. - 11, 11 — 12 л. - 7. Все из с. Павловского. Ночлежного приюта нет. Вероисповедания православного и все крестьянского сословия. Средства: от земства 306 р., от общества 35 р.; платы за учение нет. Расходы: наем помещения, отопление, освещение, прислуга и ремонт 45 р.; жалованье — законоучителю 35 р., учителю 240 р.; на книги и учебные пособия 21 р. Посещали классы исправно. Прием в сентябре; поступили все неграмотными. За теснотой помещения отказано 4. Учебный год с сентября по май. Пению не обучаются. Учатся с день 6 час. и даются изредка уроки на дома. Отделений 3. Уроков в неделю; в 1 отд. — по Закону Божию - 4, по Русскому языку - 8, по арифметике - 3; во 2 отд. — по Закону Божию - 4, по Русскому языку - 8, по Славянскому языку - 2, по арифметике - 3; в 3 отд. — по Закону Божию - 4, по Русскому языку - 9, по Славянскому языку - 1, по арифметике - 3. Получивших наград не было. Получившие свидетельства учились 3 — 4 г. Не окончившие курса учились до 2-х лет. Обозревал училище 1 раз инспектор народных училищ. Обучения ремеслам и рукоделию нет. Воскресных бесед и чтений нет».
До постройки нового здания в 1905 г., училище размещалось в наёмном деревянном помещении.
Сейчас в селе есть средняя школа, в которой есть краеведческий музей.

В первом десятилетии ХХ века село Павловское, хотя и было средним по величине, даже не волостным селом, но среди соседних поселений считалось зажиточным. Здесь имелось 120 дворов 70 хозяйств занимались только хлебопашеством, 40-отхожим промыслом, продолжая обрабатывать свои земельные наделы. В крестьянских хозяйствах было 70 лошадей, 105 коров, а также много овец, свиней и домашней птицы. Над селом возвышались три ветряные мельницы, кроме того в селе имелось: три ручные молотилки, шесть веялок, две жатки. В дореволюционные годы в селе функционировало Павловское кредитное товарищество. Благодаря банковским ссудам многие павловцы смогли приобрести усовершенствованные орудия труда и племенной скот. По традиции значительная часть мужиков продолжала уходить в Москву на заработки. В страдную пору, особенно на покос, они старались приехать домой, в остальное время хозяйство вели женщины и подросшие сыновья.
Важнейшие вопросы жизнедеятельности села регулировал сход крестьянской общины. Вся земля находилась в распоряжении «мира», сельского схода, а не отдельного лица. На сход приходили обычно мужчины, хозяева двора или женщины-домохозяйки, если муж находился на заработках в городе. Они решали в первую очередь вопросы совместной хозяйственной деятельности крестьян: деление наделов, благоустройство полевых дорог, сроки начала посевной, покоса, уборочной, наем пастуха, очередность подвоза дров для церкви, а также порядок обработки церковного поля. На сходе решались и мелкие споры. С серьезными конфликтами жители села обращались к волостному старшине или уездному исправнику. Мир зорко следил за тем, чтобы все решения сельского схода строго выполнялись. Вековые обычаи крестьянской общины способствовали сохранению между павловцами добрососедских отношений, максимальной справедливости, дружелюбия, честности и взаимопомощи. Пьянство, грубость, воровство были тогда большой редкостью.
1917 год известен бурными политическими событиями в России, но вначале революционные перемены мало коснулись жизни павловцев. Еще более десятилетия уклад крестьянской жизни в основном оставался прежним, так как в селе продолжали вести единоличное хозяйство. В 1918 году организован совет бедноты, в тот же год начал функционировать Павловский сельский Совет.
В 1929 году павловцы сменили почтовый адрес: вместо Суздальского уезда Владимирской губернии, что значилось последние полтора века, стал Суздальский район Ивановской промышленной области. Владимирская область была восстановлена только в 1944 году. На рубеже 20-30 годов было принято решение о создании образцовых хозяйств – совхозов, которые должны были показать крестьянам преимущество совместного труда и использование сельскохозяйственных машин. Одним из таких хозяйств стал совхоз имени Фрунзе. Новое хозяйство создали на землях павловских крестьян. В Суздальском районе было всего два совхоза. В каждом же селе организовывали колхоз.
В 1931 г. в Павловском был организован колхоз им. Фрунзе. В том же году на окраине села был основан и совхоз, носивший то же название.
В 1931 году при Павловском сельском Совете открыли сберегательную кассу.
В 1932 году Павловская школа стала неполной средней, в этом же году открылась столовая и детские ясли. С ростом совхоза все больше в селе появлялось приезжих, привлекало то, что в совхозе получали наличные деньги, а не колхозные «палочки». В 1940 году в совхозе появился электрический свет. Электричество вырабатывал движок трактора.
Первые дни войны запомнились павловцам проводами в армию. За четыре года было мобилизовано 127 жителей села. Хотя с. Павловское было далеко от линии фронта наши земляки каждый день видели людей в форме. Через село то и дело проезжали грузовые машины, которые везли вновь мобилизованных в армию. По распоряжению районных властей ни один дом на ночь не запирался, так как в любое время могли придти на постой военные или другие командированные.
Несмотря на суровые испытания в 1941-1945 гг., Павловское выжило, но Великая Отечественная война нанесла ему очень тяжелый удар. От полного запустения его спасло то, что оно являлось центральной усадьбой сельского Совета и совхоза.
В 1952 году вступила в строй межколхозная гидроэлектростанция на Нерли у с. Заполицы. Ее открытие было отмечено торжественным митингом и массовым гуляньем жителей окрестных сел. Заполицкая ГЭС снабжала энергией Павловское и еще несколько колхозов.
Почти все население жило трудом в совхозе или колхозе. В 1951 году в совхозе имени Фрунзе имелось 12 тракторов, 7 комбайнов, грузовых автомобилей, 380 голов крупного рогатого скота, 340 свиней, 105 лошадей. В Павловском и на Чернижском участке трудились 190 человек. Совхоз сдавал ежегодно государству 250 тонн зерновых, 410 тонн молока, 22 тонны говядины, 36 тонн свинины, 21 тыс. яиц. Значительно меньше было колхозное хозяйство , где в послевоенные годы имелось 90 лошадей, 80 коров, 140 овец и 80 свиней.
В 1956 году началось регулярное автобусное сообщение между Владимиром и Суздалем..
В 1959 году произошло важное событие-укрупнение совхоза. К нему присоединили хозяйства соседних колхозов. Общая площадь сельскохозяйственных угодий составила 14,5 тыс. га, в том числе пахотной земли - 9,5 тыс. га. число работающих достигло 950 человек. Это объединение сделало совхоз имени Фрунзе одним из крупнейших хозяйств области.
Павловский сельский Совет с 50-ых годов насчитывал 15 сел и деревень. Население с. Павловское составляло 850 человек.
В 90-е годы демократические реформы коснулись и с. Павловское. Павловский сельский Совет был преобразован в Павловскую сельскую администрацию, правопреемником совхоза имени Фрунзе стало АО Суздальские зори» , площадь пашни составила 4284 га.
В 2003 году с. Павловское отметило 675-летие.
В январе 2006 года произошло объединение сельских округов: Павловского, Порецкого и Садового и возникло муниципальное объединение Павловское сельское поселение с центром в с. Павловское с населением 7827 человек.


Гостиничный комплекс «Старый двор», с. Павловское.

Плотина на р. Чендяревка («Вавилова плотина»)

Памятник жилого зодчества. «Дом Ладьиных». Сер. XIX в.
Горелка (Ладьина сторонка) – так в старину называли эту улицу из-за частых пожаров и по фамилии одного из жителей.

Павловская сельская школа

Церковь Рождества Иоанна Предтечи

В грамоте Калиты Павловское уже называется селом, следовательно, в нём была уже церковь.
«В вотчине Суждальской соборной церкви Рождества Пресвятыя Богородицы протопопа с братиею, Суждальского уезду Опольской десятины в селе Павловском, имелась старинная церковь, два престола: един во имя святаго пророка предтечи и крестителя Господня Иоанна, честного его рождества; второй, во имя сих святителей и чудотворцев Иоанна и Феодора епископов Суждальских, которая церковь за ветхостию в 1729 году разобрана».
Церковь эта была разобрана за ветхостью в 1729 году. Кем и когда построена разобранная в 1729 году церковь, неизвестно. Если предположить на существование деревянной церкви 200 лет, то построение этой церкви будет совпадать с переходом села от князя Михаила Васильевича Горбатого в Суздальский Рождественский собор. Церковь эта первоначально устроена однопредельная — в честь Иоанна Предтечи, а потом около 1637 года устроен придел в честь и Суздальских угодников Феодора и Иоанна. На такое предположение наводит имеющийся в Суздальском соборе древний антиминс с следующею надписью: «освятися олтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в церкви иже во святых отец наших Ивана и Феодора епископов Суждальских чудотворцев, священа бысть церковь сия в лето 7145 Индикта 5, месяца Июня в 24 день, на праздник Рождества честного славного пророка предтечи и крестителя Ивана, при благоверном Царе Государе и Великом Князе Михаиле Феодоровиче всея Русии». Антиминс этот мог принадлежать и другой какой-либо церкви, но для нас важно то, что Павловский придельный храм во имя Суздальских чудотворцев Феодора и Иоанна, по весьма достоверным преданиям, дошедшим до составителя исторического сказания «о граде Суждале», соборного ключаря Анания Феодорова, существовал около времени освящения означенного антиминса, а очень может быть и пристроен к главному храму в год освящения антиминса.
Из принадлежностей этой, в 1729 году разобранной церкви в кон. XIX века имелись в церкви следующие вещи:
Напрестольное Евангелие с следующим послесловием: «7161/1653 года печатанное марта в 21 день на память Иакова исповедника в 8-е лето богохранимаго царствования царя Алексея Михайловича — во 2-е лето патриаршества отца его и богомольца великого Государя святейшаго Никона патриарха».
Постная триодь, печатанная в 7192/1684 года при Царях Иоанне и Петре Алексеевичах. На листах этой книги была подпись, от которой остались лишь следующие слова: «сия книга нарицаемая треодь»...
Пролог за 6 месяцев — с сентября с следующею подписью по листам: «сия Богодухновенная глаголемая книга преславная пролог царствующаго града Москвы златоустаго монастыря игумена Феоктиста келейная а взята по казенной цене спечатного двора и переплетена на его игуменския келейныя деньги и отдана в село Павловское в церковь св. Иоанна Предтечи деньги по цене взяты... подиакон Андрей Пустынно... по приказу отца своего священно-иерея Феодора». Упоминаемый в подписи: игумен Феоктист был родом из сёла Павловского.
Не излишне добавить здесь одно небезынтересное сведение о игумене Феоктисте, проливающее некоторый свет на значение подарка его в церковь села Павловского. В истории русского раскола почти всем известны лица, крепко стоявшие за раскол при его появлении,— протопоп Аввакум, поп Никита и диакон Федор. Наряду с ними в истории раскола стоит и игумен Московского Златоустова монастыря Феоктист, тоже крепко ратовавший против новшеств. Так между прочим известно: на соборе, бывшем в Москве в 1666 году в 10-е заседание, происходившее в крестовой патриаршей палате, явился игумен Златоустового монастыря Феоктист для словопрений против новопечатных книг и, убежденный отцами собора, принес искреннее покаяние. Выражение подписи на прологе: «Богодухновенная книга новая с печатного двора» показывает, таким образом, что книга эта есть одна из первых экземпляров исправленных новопечатных книг при патриархе Никоне и Феоктист, признавая ее вполне правильною, назвал «Богодухновенною». Выражая усердие к своему родному храму подарком исправленной новопечатной книги, Феоктист, вместе с тем, можно с достоверностью предполагать, имел в виду подействовать этим обстоятельством против раскола, закравшегося и в родное его село. Сам самолично судился на Московском соборе за противодействие исправлению книг и, убежденный в правоте патриарха Никона, вполне сознал свое заблуждение и, признавая уже непогрешительность новопечатных книг, присылает несколько экземпляров их для вразумления своих соотчичей — поселян Павловского.
Священно-иерей Феодор — священник того села и вероятно отец игумена Феоктиста, иподиакон Андрей переплетчик или келейник игумена. На внутренней стороне досок книги была следующая надпись: «сия книга села Павловского церкви Иоанна Предтечи подписал того села священник Тимофей Андреев».
Два образа св. Иоанна Предтечи и святителей Феодора и Иоанна, Суздальских чудотворцев, древнего письма, в ризах низанных стеклярусом по очень грубому холсту.

Деревянный храм построенный в 1729 году имеет следующую о себе историю. В 1729 году деревянная двух-предельная церковь села Павловского настолько пришла в ветхость, что не оставалось более возможности совершать в ней богослужение. Требовалось или прикрыть храм, или построить новый. Но, во чтобы-то ни стало, крестьяне села Павловского решились построить новый — деревянный же и таковых же размеров. В этом же 1729 году, чрез церковного старосту Кондрата Васильева, на имя Преосвященного Иоакима, епископа Суздальского и Юрьевского подана была просьба о том, что «в сельце Павловском приходская церковь Божия, во имя рождества Иоанна предтечи и святителей Иоанна и Феодора епископов Суждальских, старинное строение, ныне весьма обветшала, и ныне де они (крестьяне) иметь обещание построить в том селе церковь Божию новую, во имя рождества ж Иоанна предтечи, по которому их прошению о строении церкви вновь дана благословенная грамота». Получив разрешение на постройку нового храма, крестьяне тотчас приступили к работе. В этом же году церковь была отстроена и освящена. Но к немалому прискорбию крестьян села Павловского к новоотстроенной церкви не дан был причт, и требы и богослужение исполнял причет Суздальского Рождественского собора, в вотчине коего состояло село.
Новоотстроенный храм этот существовал сравнительно недолгое время. Построенный, или точнее перестроенный из старой обветшавшей церкви на собственные средства павловцев следовательно не мог иметь достаточной прочности и достаточного внутреннего украшения. Оставшиеся от этого храма царские двери свидетельствуют о его крайней бедности.

Каменная церковь Рождества Иоанна Предтечи была построена в 1805 г. на средства прихожан с приделом во имя Святителей Федора и Иоанна Суздальских Чудотворцев.
Каменный храм этот хотя и далеко превосходит ценностью прежний деревянный, но также беден внутренними и даже внешним украшением. Фасад храма общий с фасадами бедных сельских церквей, построенных в начальных годах ХIX столетия — совершенно без всяких украшений,— четырехугольный, в виде столба, в два света, с двумя боковыми дверями, с полукруглым алтарем и с трапезою в два придела. Купол на церкви четырехгранный — изнутри совершенно круглый, фонарь на куполе с четырьмя щелеобразными окошками, на нем небольшая глава с железным восьмиконечным крестом. Стены выбелены известкой, иконостас в 5 ярусов, простой столярной работы.
Колокольня построена одновременно с церковью, в три яруса с четырехгранным куполом, на котором утвержден фонарь с четырьмя небольшими пролетами, на нем глава с железным восьмиконечным крестом.
В начале 60-х годов, с одной стороны усмотрев значительную тесноту в храме, а с другой, затруднение в зимние месяцы молиться в холодном храме, крестьяне решили на собственные средства сделать пристройку к церкви в параллель с прежде-устроенным приделом. В 1864 году на праздник св. Пасхи сами крестьяне (почти все крестьяне села Павловского каменщики) сложили другой придел во имя Свят. Безсребренников Козьмы и Дамiана, снабдив его очень ценными хорошего древнего письма иконами, приобретенными некоторыми из крестьян из Московского Чудова монастыря.
В непродолжительном после сего времени на средства же крестьян села Павловского, с помощью иных доброхотных дателей, слит колокол в 400 пудов и куплены довольно ценные серебреные, густо вызолоченные сосуды.

В 1876 году расписанием приходов и причтов во Владимирской Епархии усердие крестьян села Павловского к своему храму поощрено было тем, что Павловский приход назначен самостоятельным приходом с причислением к нему церкви и причта соседнего села Батыева — церкви более богатой внутренним и внешним украшением. Как бы в благодарность за это крестьяне села Павловского в непродолжительном времени после такого расписания приходов, построили довольно приличный деревянный, крытый железом дом для священника.
В 1882 г. преподано благословение от Преосвященного Феогноста, Епископа Владимирского и Суздальского прихожанам и церковному старосте с. Павловского, за пожертвование на устройство сторожки 200 руб.
Причт села Павловского кроме добровольных пожертвований за требоисправления, простирающихся до 300 руб., имели пахотной земли 30 десятин, сенокосной 3 и усадебной 1 десятину. Земля обрабатывалась самим причтом, при содействии прихожан, которая в урожайные годы давала чистой пользы около 200 рублей.
Весь приход села Павловского к 1883 году состоял из одного своего села, к приписному селу Батыеву отношение не более как официальное. Приходских душ муж. 306 и жен. 343.
Религиозно - нравственное состояние павловцев особенно не выдается (По преданию, из павловцев не мало было иноков, отличавшихся высокими иноческими подвигами по преимуществу в Суздальских обителях. К сожалению до нас не дошло никаких более или менее достоверных письменных сведений о таковых подвижниках, за исключением сведений о игумене Феоктисте и крестьянине Иване Васильеве, о котором в приходорасходных книгах Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря 1697 года лишь сказано только, что «в 29 день (месяца декабря 7205 года) Суздальского уезда села Павловского крестьянин Ивашко Васильев дал вкладу 3 рубли и за тот вклад в монастырь пострижен».); суеверий и грубых пороков в селе не слышно. Долг исповеди и таинства Св. Причастия в большинстве исполняется ежегодно, за исключением тех, которые живут в разных местах Российской Империи, на заработках.

Причта при церкви в кон. XIX века положено: священник и псаломщик. Причт кроме добровольных пожертвований за требоисправления, простирающихся до 300 руб., имел пахотной земли 30 десятин, сенокосной 3 и усадебной 1 десятину. Земля давала причту дохода до 200 рублей.
Приход состоял из одного села, в котором в 1897 г. числилось 108 дворов, душ муж. пола 322 и жен. пола 343 души.

27 декабря 1999 г. был зарегистрирован приход храма святого Иоанна Предтечи села Павловское Суздальского района Владимирской области Владимирской Епархии Русской Православной Церкви. Руководитель религиозной организации – Трегубов Евгений Владимирович.


Церковь Рождества Иоанна Предтечи

Остатки фундамента колокольни

Постройка при церкви

Звонница.
На этом месте в 1328 г. возникло село Павловское.

Церковь Георгия Победоносца

На «Поклонной горе» села располагаются:
- Храм св. Георгия Победоносца (2004 г.);
- Памятник павловцам, погибшим в ВОВ;
- Сквер, разбитый пионерами Павловской школы в 1967 г.






Церковь Георгия Победоносца

Храм выстроен в 2004 г. рядом с памятником погибшим во время Великой отечественной войны 1941-1945 гг. на средства прихода церкви Архангела Михаила на Студеной горе в г. Владимире трудами протоиерея Анатолия Сегеда. Освящен 9 мая 2004 г. Архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием.
Храм Георгия Победоносца представляет собой единый компактный объем со встроенной колокольней и минимальными украшениями на фасадах. Материал для строительства - силикатный кирпич с последующим оштукатуриванием. Храм не имеет какого либо определенного архитектурного стиля и не повторяет никаких старинных или характерных стилевых направлений. Абсолютная лаконичность напоминает прибалтийско-католические скиты. О принадлежности храма к православию напоминает лишь завершение колокольни в виде луковицы с крестом и небольшое мозаичное изображение Георгия Победоносца на западном фасаде.

Храм расположен рядом с «Большой дорогой». «Большая дорога» - старинное название улицы вдоль Переславского тракта, где находились Земская школа и трактир братьев Назаровых. 16 мая 1913 г. здесь сделал короткую остановку на пути в Суздаль царь Николай II.


Сквер перед храмом


Памятник павловцам, погибшим в ВОВ

Поле западнее с. Павловское

Поле северо-восточнее с. Павловское


Храмы и часовни Суздальского района.
Село Теренеево
Село Семеновское-Красное
История Суздаля и Суздальского района.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Суздаль | Добавил: Jupiter (17.05.2015)
Просмотров: 2061 | Теги: суздальский район, Владимирское благочиние | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика