Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
29.12.2024
00:27
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1624]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Суздаль

Село Барское Городище Суздальского района

Село Барское Городище

Барское-Городище — село в Суздальском районе Владимирской области России, входит в состав Павловского сельского поселения. Село расположено на правом берегу реки Нерль (приток Клязьмы) в 5 км на северо-восток от центра поселения села Павловское и в 9 км на юго-восток от райцентра города Суздаль.


Село Барское Городище

Река Нерль и село Барское Городище

- Курганный могильник. Отмечен А.С. Уваровым как исследованный в 1852 г. Данные об обряде погребения и находках отсутствуют.
При с. Большом (Барском) Городище, на берегу р. Нерли, еще в нач. ХХ века имелись слабые остатки земляного укрепления, созданного, по преданию, Юрием Долгоруким. Раскопано гр. Уваровым в 1851-52 гг. По другим сведениям крепость построена в XIII веке после распада Владимиро-Суздальского княжества на границе Владимирского и Суздальского княжеств.

Барское-Городище с Большим Городищем и Спасским Городищем упоминается в межевой выписи Суздальским ямским охотникам 1588 года: «у могильниковъ едучи отъ Суздаля отъ посаду къ Володимеру по Володимерской дороге церковная земля пошла… на Городецкой дороге отъ Михайловой стороны».
Городище называется Барским, потому что всегда принадлежало помещикам. Так, в нач. XVIII в. владельцем села был помещик Стефанов, пожертвовавший в 1719 г. в местную церковь икону Знамения Божией Матери, писанную с чудотворной Новгородской иконы Знамения Божией Матери, украшенную жемчугом и разноцветными драгоценными камнями.

«5-го марта. Прошение крестьянина Суздальского уезда Заполицкой волости села Барского Городища К.А. Павлова следующего содержания:
«По крепостным актам 2 и 3, утвержденным старшим нотариусом Владимирского окружного суда 25-го февраля 1871 г., приобрел я через покупку два участка земли, находящейся Суздальского уезда при сельце Кулигам — 1-й у жены коллежского ассесора Е.А. Ранг, заключающийся из 4 десят. 508 квадр. саж., 2-й у коллежского ассесора М.М. Ранга, заключающийся из 101 д. 1,722 кв. саж., всего за 450 руб. сер. и со дня ввода моего во владение означенными участками я уплачивал с 26-го февраля 1871 г. все следуемые поземельные деньги в казну, между тем становой пристав 2-го стана Суздальского уезда в настоящее время за два означенные участка земли настоятельно требует с меня поземельные деньги за все время владения оными гг. Ранг, т.е. за тринадцать лет. А так как недоимка этих поземельных денег накопилась до покупки мной земли, т.е. до 26-го февраля 1871 года, то прямая ответственность к уплате оных должна пасть на прежних владельцев гг. Ранг, как виновных в накоплении недоимки, то, находя требование станового пристава совершенно неправильным и противозаконным, а тем более его угрозы за чужую недоимку продать означенную землю, а потому имею честь покорнейше просить губернскую земскую управу предписать Суздальской уездной земской управе освободить меня от уплаты недоимки поземельных денег за владение означенною землею гг. Ранг, с тем, чтобы земская управа и становой пристав истребовали таковую с гг. Ранг, накопивших эту недоимку».
Справка: Постановление губернского земского собрания 7-го декабря 1870 года.
Постановлено: Объявить крестьянину К.А. Павлову через Заполицкое волостное правление, что вопрос об уплате недоимок по земским сбором за прежнее время с имений, перешедших к другим владельцам, был уже в рассмотрении губернского земского собрания, которое в заседании 7-го декабря 1870 года постановило: недоимки взыскивать с новых владельцев земли, так как за недоимки отвечают имущества, а не лица, а покупщики могут ведаться судом с прежним владельцем, а потому губернская управа не находит возможным удовлетворить его прошение о взыскании с гг. Ранг числящихся на купленной им у них земле земских сборов» (Владимирский земский сборник 1874. №4. Апрель).
6 июля 1888 г. «Губернская управа представила следующего содержания доклад по ходатайству уполномоченного от крестьян села Барского Городища, Суздальского уезда, об отсрочке доверителям его уплаты долга продовольственному капиталу.
В 1881 году крестьянам села Барского Городища выдано было в ссуду из продовольственного капитала на покупку хлеба для обсеменения полей 723 р. Ныне уполномоченный от них обратился в Суздальскую уездную управу с просьбой о рассрочке доверителям его уплаты денег на три года, начиная со 2-й половины 1888 года. Суздальская управа препроводила прошение в губернскую управу, и удостоверила факт пожара, бывшего в 1885 году, и последовавшее вследствие этого и благодаря уплате недоимки казенных и земских сборов разорение, почему и признала прошение заслуживающим уважения.
По изложенным в приговоре крестьян обстоятельствам, удостоверенным уездной управой, губернская управа полагала отсрочить уплату долга на 3 года, начиная со 2-й половины 1888 года, по равной части каждогодно, и за своевременным поступлением денег просить уездную управу иметь наблюдение и настояние.
Собрание постановило: доклад управы утвердить».

В конце XIX — начале XX века село входило в состав Городищевской волости Суздальского уезда.


Пелагея Ножова крестьянка Суздальского уезда, Спас Городищевской волости, села Барское-Городище. Ей—42 г. (1924 г.)

Пелагея Ножова 12-ти лет нанялась в прислуги, к купцам, в гор. Владимире, а 17-ти лет поступила ученицей на фабрику Лемешки, где проработала 3 года. Выйдя замуж за крестьянина, она прожила в семье один год, после чего, вместе с мужем, определилась на ф-ку в Павловском Посаде.
В феврале месяце 1906 г., Ножова и муж ее были арестованы, как политически неблагонадежные и посажены в Орехово-Зуевскую тюрьму, где пробыли 33 дня. По возвращении, ни ее, ни мужа, на фабрику не приняли. Спустя 8 месяцев, после скитаний по городам цаpcкой России, Ножовой и мужу удалось поступать на ф-ку Мещерина в Москве. В 1914 году, вследствие болезни мужа, Ножова возвратилась в деревню. Вскоре муж умер, на руках Ножовой осталось трое малолетних детей.
Невеселая жизнь наступала для Ножовой. Вдова, трое ребятишек, нет лошади, а хозяйство вести надо. Но Ножова не упала духом, выдержала.
С революции Ножова начала посещать Суздальские делегатские собрания, повела работу и среди своих товарок крестьянок.
На последнем Губернском Съезде Советов Ножова вобрана членом Губисполкома, а на Всероссийском Съезде — членом ВЦИКа. Ножова также является членом ВИК и организатором по работе среди крестьянок. («Призыв», 8 марта 1924).
«В селе Барском-Городище, Борисовской волости, пожарный сарай полуразрушен, машины пришли в негодность, бочки развалились. Платный пожарный староста палец о палец не ударил, чтобы содержать машины в порядке. Хуже того: он предложил мужикам-лошадникам взять рукава.
— Пригодятся по хозяйству.
Но этот номер не прошел: женщины-вдовы не дали растащить рукава.
Председатель сельсовета равнодушно смотрит на проделки пожарного старосты» («Призыв», 5 июня 1927 г.).
С 1929 года деревня входила с состав Спас-Городищенского сельсовета Суздальского района, позднее — в составе Павловского сельсовета.
ООО "ТД Спасское" зарегистрирована 20 декабря 2005 г. Генеральный директор - Васильева Мария Растямовна. Юридический адрес: село Барское-Городище, Центральная улица, д. 52. Основным видом деятельности является «Торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах».

Численность населения: в 1859 г. - 611 чел.; в 1897 г. – 821 чел.; в 1926 г. – 928 чел.; в 2010 г. – 252 чел. (129 муж. и 123 жен.).

Барско-Городищевское училище, Городищевской волости, в селе Барском- Городище. Основано в 1864 г. священником Василием Георгиевским, в своем доме; но в 1870 г. земством и обществом принято на свой счет. Ближайшие училища: Спасско-Городищевское в 1 в. и Павликовское — 4 в.
В 1884 году «Помещение наемное, каменное, вместе с владельцем дома; по свету и теплоте весна удобное; квартира учителю есть; классных комнат одна — длиной 9 арш. 12 в., шириной 7 арш. 4 в., вышиной 3 арш. 8 в. Учебных пособий достаточно — на 164 р. 55 к. Библиотека есть из 276 сочинений. Земли нет. Законоучитель священник Василий Георгиевский, окончивший курс во Владимирской духовной семинарии, преподает с 1864 г.; учитель Иван Рождественский, из 3-го класса той же семинарии, преподает с 1873 г., а в настоящем училище с 1880 г. Попечитель крестьянин Андрей Дмитриевич Канунов, пожертвований не делал. Учащихся к 1-му января 1883 г. 54 м. и 4 д. Выбыло до окончания курса по желанию родителей 12 м. Окончило курс со свидетельствами 4 м. и 1 д. Вновь поступило 17 м. и 4 д. К 1-му января 1884 г. состояло 55 м. и 7 д. Учатся все вместе. Возраст: 7 — 8 л. - 7, 8 — 9 л. - 14, 9 — 10 л. - 10, 10 — 11 л. - 12, 11 — 12 л. - 5, 12 — 13 л. - 8, 13 и выше - 6. Из учащихся: 42 из села Барского-Городища и 20 из села Якиманского в 1 в. Ночлежного приюта и живущих на квартирах нет. Вероисповедания православного и все крестьянского сословия. Средства: от земства 316 р. 70 к., от общества 72 руб. 99 коп.; платы за учение нет. Расходы: наем дома, отопление, освещение, прислуга и ремонт 85 р.; жалованье — законоучителю 35 р., учителю 240 р.; на книги и учебные пособия 29 р. 69 коп. Посещали классы не исправно 17, по домашним обстоятельствам; никакие меры не помогают. Прием в сентябре; поступили все не грамотными. За теснотой помещения отказа не было. Учебный год с 15-го сентября по 5-е мая. Пению обучаются простому и поют в церкви. Учатся в день 6 — 7 час. и даются уроки на дома. Отделений 3. Чисто уроков в неделю: в 1 отд. — по Закону Божию - 4, по Русскому языку - 14, по арифметике - 6; во 2 отд. — по Закону Божию - 4, по Русскому языку - 11, по Славянскому языку - 3, по арифметике - 6; в 3 отд. — по Закону Божию - 4, по Русскому языку - 17, по Славянскому языку - 2, по арифметике - 6. Получивших наград не было. Получившие свидетельства учились 3 — 4 г. Не окончившие курса учились 2 г. Обозревал училище 2 раза инспектор народных училищ. Обучения ремеслам и рукоделию нет. Воскресных бесед и чтений нет» (Владимирский Земский сборник 1884. № 12. Декабрь.).
1903 г. «По ходатайству Суздальского уездного земского собрания о выдаче обществу крестьян села Барского-Городища ссуды на постройку школы в размере 1500 руб. на 10 лет и пособия в размере 1000 руб.
Суздальская уездная земская управа при отношении от 24 ноября за № 3159 препроводила в губернскую управу приговор общества крестьян с. Барского-Городища, коим просители ходатайствуют о выдаче на постройку училища в селе Барском-Городище ссуды в 1500 руб. и пособия в 1000 руб. Ходатайство это, как видно из отношения уездной управы, рассматривало экстренное Суздальское уездное земское собрание 19 ноября 1903 года, согласно постановлению коего и возбуждено оно пред губернским земством.
Из дел губернской управы видно, что просители ходатайствовали через уездную земскую управу перед губернской в 1901 году о выдаче им ссуды в 1500 руб. на 10 лет, но постановлением губернской управы от 5 января 1902 года им в ссуде отказано, так как они хотели выстроить школу только для села Барского-Городища на 56 учеников, а не для всего нормального школьного района (№ 71), в который входит кроме названного села еще село Якиманское и в котором насчитывается всего 105 детей школьного возраста. Приговором, бывшим на рассмотрении экстренного Суздальского земского собрания, крестьяне выражают согласие рассчитывать школьное здание и на детей села Якиманского, т.е. на все количество детей школьного возраста в 71 районе, но за то просят кроме ссуды еще пособие в 1000 руб.
В селе Барском-Городище существует школа в наемном здании, вмещающем не более 39 учеников. По сети намечено здесь расширение школы в двухкомплектную на 105 учеников с двумя учителями.
Заключение. Ввиду того, что губернское земское собрание уже несколько раз высказывалось в том смысле, что пособия выдаются лишь на школы вновь открываемые, губернская управа полагала бы ходатайствовать Суздальского земства о пособии на постройку Барско-Городищевской школы отклонить, предоставив губернской управе выдать на это лишь ссуду на установленных губернским земским собранием условиях».


Училище с. Барское Городище Суздальского уезда. 1907 г.

Барско-Городищевская школа принадлежала по сети к 71 району, состоящему из селений Якиманское и Барское-Городище. В этом районе в 1904 г. - 105 чел. детей учебного возраста, а школа могла удовлетворить только 28-39 чел., так что 66 чел. остаются без образования.


Портрет директора школы в с. Барское Городище Земскова Михаила Ивановича с племянником. 1924 г.

Барская усадьба Долгоруких

В последней четверти XVIII столетия имением владела княгиня П.А. Вяземская. Вероятно, именно тогда был построен главный усадебный дом, сохранившийся до настоящего времени. Он был каменный, двухэтажный, выполненный в стиле раннего классицизма. Дом состоял из 16 комнат. При усадьбе был скотный двор, два каменных погреба, фруктовый сад.
С сер. XIX века селом владели Долгоруковы.
Долгоруковы, или Долгорукие — одна из многочисленных ветвей князей Оболенских. Предком князей Оболенских, как и многих других, семейные предания называют Михаила Всеволодовича Черниговского. Родоначальник собственно Долгоруковых — князь Иван Андреевич Оболенский (XVII колено от Рюрика), получивший за свою мстительность прозвище Долгорукий. Из рода князей Долгоруковых вышли видные государственные деятели, полководцы и литераторы.
В первой половине XIX в. усадьбой владел коллежский асессор князь Владимир Павлович Долгоруков (1794-1836), женатый на Александре Петровне Степановой (1800-1859).
Затем имение перешло их сыну поручику князю Петру Владимировичу Долгорукову (1825–1867).
Одним из последних владельцев был некий дворянин Челищев.


Челищева Мария Юрьевна, помещица с. Барское Городище. Начало ХХ в. Фото: Дмитриев Максим Петрович

«Библиотека-читальня в с. Барском Городище начала свои действия 16 февраля 1903 года и состоит из 1 комнаты (45 кв. арш.) в нижнем этаже дома г. Челищевой, в заведывании которой и находится.
В читальню были выписаны следующие периодические издания: 1) «Сельский Вестник», 2) «Вестник трезвости», 3) «Свет», 4) «Детское Чтение», 5) «Юный Читатель», 6) «Нива» и 7) «Вокруг Света».
Читальня посещалась местным населением довольно охотно.
Библиотека в 1903 году состояла из 996 томов, которые по отделам распределяются так:
1) Религиозно-нравственный 85 томов — 8%
2) Исторический 59 томов - 6%
3) Биографический 41 томов — 4%
4) Географический 105 томов — 10%
5) Беллетристический 466 т. — 47%
6) Естественно-научный 135 т. — 13%
7) Медицинский 23 ят. — 2%
8) Юридический 15 т. — 1%
9) Разного содержания 7 т.
10) Периодические издания 60 т. — 6%.
Наибольшим спросом пользовалась беллеттристика.
Читателей в отчетном году было 197 человек и ими предъявлено 3440 требований, так что в среднем на каждого читателя падает 17 требований, след., — несколько более, чем в Суздальской библиотеке.
Читателями библиотеки являются преимущественно мужчины (161 или 82%), не мало впрочем и женщин (36 или 18%), за исключением 6 лиц, остальные (191) — крестьяне.
По образовательному цензу читатели — главным образом ученики (бывшие и настоящие) начальных школ (193 ч. или 98%), и только 4 лица с средним образованием (2%).
Считая взрослыми достигших двадцатилетнего возраста, мы получаем 52 читателя или 26% взрослых и 145 ч. или 73% малолетних. Сравнивая эти данные с отчетными данными по Суздальской библиотеке, мы находим, что здесь % взрослых читателей несколько выше, чем в Суздальской библиотеке, несмотря на то, что % грамотных в селе должен быть гораздо ниже, чем в городе.
Библиотека обслуживает не одно только Барское Городище, но и 2 соседних села Спасское Городище (в 1-й версте) и Якиманское (в ½ версте), при чем первому принадлежит 153 читателя, а последним по 22 читателя каждому.
Выдача книг производилась с ½ октября до ½ апреля 3 раза в неделю от 4 до 7 ч. вечера; в остальную половину года — 1 раз в неделю.
В зимние месяцы читателей бывает от 50 до 70 чел. в день, а в летние — от 10 до 20 человек.
Выдачу книг производит сама Челищева при помощи библиотекаря — местного учителя М.И. Земскова, получающего вознаграждение в размере 60 р. в год.
Комитет израсходовал на библиотеку 245 р. 44 к. и Челищева 64 р. 19 к., так что расход на каждого читателя 1,57 руб.» (Отчет о деятельности Владимирского Попечительства о Народной трезвости за 1903 год).
«Библиотека-читальня в Барском-Городище помещается в доме Челищевой, в заведывании которой она и находится. В читальню были выписаны следующие периодические издания: 1) «Всходы», 2) «Детское Чтение», 3) «Природа и Люди», 4) «Биржевые Ведомости» и 5) «Московский Листок».
Число подписчиков в 1905 году было 239. Книг в библиотеке имеется 1360 экземпляров.
Выдача книг производилась Челищевой и помощницей ее с платой по 5 руб. в месяц.
Комитет израсходовал на библиотеку 150 руб., так что расход на каждого читателя равняется около 62 ½ к.» (Отчет о деятельности Владимирского Попечительства о Народной трезвости за 1905 год).


Прислуга и крестьяне помещицы Челищевой Марии Юрьевны с. Барское Городище. Начало ХХ в.

"Летницы" - крестьянки-сезонницы по сбору огурцов, лука, яблок в имении помещицы Челищевой Марии Юрьевны с. Барское Городище. 1910-е гг.

Вид на село Барское городище Суздальского уезда. Начало ХХ в.

После революции 1917 г. усадьба была национализирована.

Вспомогательная школа-интернат с 1954 г. занимает комплекс построек бывшей барской усадьбы Долгоруких.
ГКОУ "Барско-Городищенская Специальная (Коррекционная) Общеобразовательная Школа-Интернат" действует с 3 апреля 2002 г. Директор - Малай Марина Викторовна. Адрес: Суздальский район, село Барское-Городище, Центральная улица, д. 41.
От усадьбы сохранились главный дом последней четверти XVIII в.; Троицкая церковь 1792 г.; остатки парка из лип и ив второй половины XVIII в. При храме были похоронены владельцы усадьбы.


Комплекс построек бывшей барской усадьбы Долгоруких

Памятник жителям села погибшим в ВОВ

Церковь Святой Живоначальной Троицы

Каменная церковь в Барском Городище во имя Святой Живоначальной Троицы, с теплым приделом в честь иконы Знамения Божией Матери, построена усердием прихожан в 1792 г., вместо обветшавшей деревянной, с такой же колокольней.
17 октября 1867 г. освящен придельный храм в селе Барском-Городище в честь Казанской Божией Матери.
«Года за полтора до поступления моего в академию родитель мой сдал свое место в селе Чирикове дочери (как обыкновенно в среде духовенства принято выражаться в подобном случае) с приисканием к дочери правоспособного для занятия священнического места жениха из окончивших курс в семинарии, сам же родитель вышел за штат. Несколькими годами раньше сего, приблизительно подобным же образом, устроены были две старшие дочери моих родителей. Именно так: у родителя моего были два близких родственника — священники: брат и племянник. Брат священствовал в селе Любце, Ковровского уезда, племянник — в селе Самаре за Клязьмой. Когда эти родственник умирали, не оставляя после себя дочерей, родитель мой в таких случаях обращался к Преосвященному Парфению. ходатайствуя пред ним о зачислении мест в Бозе почивших иереев за родственницами их — дочерьми многосемейного священника, приходившегося одному из почивших братом, другому дядей. И благостный Архипастырь, следуя издавна существовавшему обычаю зачислять места умерших священнослужителей за их дочерьми и родственницами, приказывал моему родителю подыскивать для девиц-невест женихов из студентов семинарии. Таковые находились и, по рукоположении во священника, определены были: один в село Любец, другой — в Самару, иначе называемую «Погребищем». Конечно эти два определения совершились не в одно и тоже время, а чрез значительные промежутки времени.
Состоя в заштате, родитель мой не оставался без дела; он, с дозволения своего начальства, временно исправлял должность священника, сначала в селе Быкове, Ковровского уезда, потом в Бродницах, Влад. уезда. Нести не легкий труд как-бы странствующего священника заставляла моего родителя нужда, так как в то время пенсии духовенству не полагалось, а у отца на попечении и содержании, кроме супруги, меня — воспитанника семинарии, а потом студента академии, оставались еще три дочери. Для своей семьи, пропитания и содержания ее и продолжал трудиться родитель, исправляя должность священника, в первый раз вместо больного, во второй вместо отсутствующего священника. Такая служба его, требовавшая перемещения с места на место, при преклонных его летах, была ему не по силам, и вот он обратился к бывшему в то время Владимирским епископом Иустину с покорнейшею просьбою — соблаговолить — предоставить ему — много потрудившемуся старцу какое либо постоянное — штатное место, хотя бы в небольшом и бедном приходе. Преосвященный Иустин, по справке узнавши о продолжительном, безукоризненном и полезном священно-служении священника о. Афанасия Полисадова и о том, что он более 20-ти лет безмездно проходил должность духовника в одном из благочиний Владимирского уезда, определил его в небольшой приход — в село Барское Городище, Суздальского уезда. Прослужив здесь года три, родитель мой, вследствие окончательно расстроившегося здоровья, следуя прежним примерам, с благословения преосвященного Феофана, сдал место свое младшей дочери. Таким образом из трех дочерей, остававшихся не устроенными, Бог помог родителю устроить еще одну дочь. Две же дочери его так и остались девицами и впоследствии, по смерти родителей, жили у своих замужних сестер, помогая им в хозяйстве и занимаясь воспитанием их детей.
Живя на покое в селе Барском Городище — на месте своего последнего священно-служения, о. Афанасий за свое добродушие, соединенное с примерным смирением и кротостью, по прежнему, точно не был в заштате, продолжал пользоваться уважением и любовью от всех людей, знавших его, начиная с родственников и оканчивая бывшими его прихожанами. Многие из последних, питая к нему уважение и любовь, еще верили в особую силу его молитв, почему в случаях болезни своей, обращались к нему с просьбами помолиться за них. Женщины же, имевшие больных младенцев, и знать не хотели никакого другого средства, как только то, чтобы о. Афанасий «почитал» над их больными малютками. О. Афанасий в таких случаях действительно «читал», или иначе сказать молился о ниспослании здоровья детям, «читая» положенные для сей цели молитвы по церковному требнику, при чем имел обычай возлагать на головку больного свою эпитрахиль и давал целовать крест. Таким образом любовь, доверие и уважение со стороны всех знавших о. Афанасия сопутствовали ему во всю его долгую временную жизнь, они же сопроводили его и в блаженную вечность. О. Афанасий скончался в 1870 году, имея 80 лет от роду. Чрез три года после его смерти скончалась и его верная и преданная ему супруга и похоронена там же в церковной ограде, где погребен и ее супруг — священно-иерей Афанасий. На памятнике, находящемся на их могиле, на металлической доске выгравированы следующие слова Св. Писания, так близко подходящие к характеристике личностей почивших: «похваление наше сие есть, свидетельство совести нашея, яко в простоте и чистоте Божией, а не в мудрости плоти жихом в мире» (2 Кор. 1, 12).» (Григорий Афанасьевич Полисадов).
14 января 1870 г. скончался на 81 году своей жизни священник Афанасий Федорович Полисадов, с 1863 года бывший за штатом и проживавший у зятя своего в селе Барском-Городище. При Георгиевской церкви села Чирикова священствовал родитель о. Афанасия 60 лет, а после него сын его 40 лет.

Из св. икон особенным благоговением прихожан пользовалась древняя икона Феодоровкой Божия Матери. [1]
Причт-штат: священник и псаломщик. При церкви земли: усадебной 1800 кв. саж., пахотной 31 десят. 241 кв. саж. и сенокосной 3 дес. 191 кв. саж. На усадебную землю особого плана не было, но она значилась в общем крестьянском плане; на пахотную и сенокосную план и межевая книга имелись и хранились в церкви. От земли и за требоисправления причт получал ежегодного дохода около 400 р. сер. Кроме того, причт пользовал половину доходов с села Якиманского; другой же половиной доходов пользовал причт Спасского-Городища. Дома у причта собственные на церковной земле. [1]
В селе числилось 111 дворов, 406 душ мужского пола, а женского пола 454 души. [1]

«Конец приходит попу села Барского-Городища. Доходы его совсем падают. Уж что-что он только не делал, чтобы вернуть православных в «лоно православия»,— ничего не берет. Все меньше и меньше становится «овец», подставляющих свою «шерсть» для стрижки.
Из 8 свадеб в нынешний сезон только три венчались в церкви, а о 5 — по-граждански.
Женщины отказываются ходить исповедываться. Молодежь-же предпочитает храму журнал или газету.
Так, постепенно растет сознание у граждан Барского-Городища» («Призыв», 24 апреля 1927 г.).
Церковь села была закрыта в нач. 30-х гг., венчания сломаны. Последний священнослужитель о. Никодим был расстрелян. Церковь использовалась вначале под клуб, затем склад горюче-смазочных материалов колхоза "Новый Завет".
В 1954 году открыта Барско-Городищенская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат, которая заняла постройки бывшей барской усадьбы Долгоруких, церковь была приспособлена под столовую школы-интерната.
Статус памятника архитектуры Троицкая церковь села Барское Городище получила в октябре 1960 г.
В нач. 60-х гг. колокольня церкви была разобрана до первого яруса, а церковь с новой постройкой с запада была приспособлена под столовую школы-интерната и спортивный зал школы-интерната.
Небольшая церковь в формах классицизма, в настоящее время выглядит несколько иначе, нежели изначально. Основной объем храма - классический четверик, к которому пристроена вытянутая трапезная. Декор прост и лаконичен.
В госцентре по учету, использованию и реставрации памятников истории и культуры Владимирской обл. разрабатывается программа возрождения барской усадьбы, в комплекс построек которой входит и Троицкая церковь.


Здание бывшей церкви Святой Живоначальной Троицы

К югу от села Барское Городище находится село Якиманское (околицы сёл разделяет всего 150 м).

Источники:
1. Добронравов, Василий Гаврилович (1861-1919). Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 3]. Суздальский и Юрьевский уезды / Сост. препод. Владимирск. семинарии В. Березин]. - 1896. - 526, VIII с.
Чижков А. Б. Владимирские усадьбы : каталог с картой расположения усадеб / А. Б. Чижков, Е. А. Графова ; Ком. по туризму Администрации Владим. обл., Неком. партнерство «Рус. усадьба». – М. : Русская усадьба, 2015. – С. 86.
Село Спасское Городище
Храмы и часовни Суздальского района
История Суздаля и Суздальского района.
Городищи развитого средневековья Владимиро-Суздальского княжества.
Категория: Суздаль | Добавил: Николай (03.04.2017)
Просмотров: 4949 | Теги: суздальский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru