Главная
Регистрация
Вход
Вторник
22.08.2017
08:32
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 322

Категории раздела
Святые [132]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [596]
Суздаль [228]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [169]
Музеи Владимирской области [53]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [45]
Юрьев [98]
Судогда [29]
Москва [41]
Покров [48]
Гусь [44]
Вязники [114]
Камешково [46]
Ковров [127]
Гороховец [26]
Александров [112]
Переславль [80]
Кольчугино [21]
История [14]
Киржач [35]
Шуя [60]
Религия [2]
Иваново [23]
Селиваново [4]
Гаврилов Пасад [4]
Меленки [14]

Статистика

Онлайн всего: 12
Гостей: 12
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Суздаль

Село Барское Городище Суздальского района

Село Барское Городище

Барское-Городище — село в Суздальском районе Владимирской области России, входит в состав Павловского сельского поселения. Село расположено на правом берегу реки Нерль (приток Клязьмы) в 5 км на северо-восток от центра поселения села Павловское и в 9 км на юго-восток от райцентра города Суздаль.
Численность населения: в 1859 г. - 611 чел.; в 1897 г. – 821 чел.; в 1926 г. – 928 чел.; в 2010 г. – 252 чел. (129 муж. и 123 жен.).


Село Барское Городище

Река Нерль и село Барское Городище

- Курганный могильник. Отмечен А.С. Уваровым как исследованный в 1852 г. Данные об обряде погребения и находках отсутствуют.
При с. Большом (Барском) Городище, на берегу р. Нерли, еще в нач. ХХ века имелись слабые остатки земляного укрепления, созданного, по преданию, Юрием Долгоруким. Раскопано гр. Уваровым в 1851-52 гг.

Барское-Городище с Большим Городищем и Спасским Городищем упоминается в межевой выписи Суздальским ямским охотникам 1588 года: «у могильниковъ едучи отъ Суздаля отъ посаду къ Володимеру по Володимерской дороге церковная земля пошла… на Городецкой дороге отъ Михайловой стороны».
Городище называется Барским, потому что изстари принадлежало помещикам. Так, в нач. XVIII в. владельцем села был помещик Стефанов, пожертвовавший в 1719 г. в местную церковь икону Знамения Божией Матери, писанную с чудотворной Новгородской иконы Знамения Божией Матери, украшенную жемчугом и разноцветными драгоценными камнями.
В пол. XIX в. владельцем села был князь П.А. Долгоруков.
Князь Пётр Влади́мирович Долгору́ков (1816 — 1868) — русский историк и публицист, деятель Вольной русской печати, один из крупнейших специалистов по русской генеалогии, составитель «Российской родословной книги». В петербургском светском обществе имел прозвище Bancal («колченогий»). Прославился своим злоязычием. С 1859 года — в эмиграции. После смерти архив его документов через подставное лицо приобрело царское правительство России.

«Года за полтора до поступления моего в академию родитель мой сдал свое место в селе Чирикове дочери (как обыкновенно в среде духовенства принято выражаться в подобном случае) с приисканием к дочери правоспособного для занятия священнического места жениха из окончивших курс в семинарии, сам же родитель вышел за штат. Несколькими годами раньше сего, приблизительно подобным же образом, устроены были две старшие дочери моих родителей. Именно так: у родителя моего были два близких родственника — священники: брат и племянник. Брат священствовал в селе Любце, Ковровского уезда, племянник — в селе Самаре за Клязьмой. Когда эти родственник умирали, не оставляя после себя дочерей, родитель мой в таких случаях обращался к Преосвященному Парфению. ходатайствуя пред ним о зачислении мест в Бозе почивших иереев за родственницами их — дочерьми многосемейного священника, приходившегося одному из почивших братом, другому дядей. И благостный Архипастырь, следуя издавна существовавшему обычаю зачислять места умерших священнослужителей за их дочерьми и родственницами, приказывал моему родителю подыскивать для девиц-невест женихов из студентов семинарии. Таковые находились и, по рукоположении во священника, определены были: один в село Любец, другой — в Самару, иначе называемую «Погребищем». Конечно эти два определения совершились не в одно и тоже время, а чрез значительные промежутки времени.
Состоя в заштате, родитель мой не оставался без дела; он, с дозволения своего начальства, временно исправлял должность священника, сначала в селе Быкове, Ковровского уезда, потом в Бродницах, Влад. уезда. Нести не легкий труд как-бы странствующего священника заставляла моего родителя нужда, так как в то время пенсии духовенству не полагалось, а у отца на попечении и содержании, кроме супруги, меня — воспитанника семинарии, а потом студента академии, оставались еще три дочери. Для своей семьи, пропитания и содержания ее и продолжал трудиться родитель, исправляя должность священника, в первый раз вместо больного, во второй вместо отсутствующего священника. Такая служба его, требовавшая перемещения с места на место, при преклонных его летах, была ему не по силам, и вот он обратился к бывшему в то время Владимирским епископом Иустину с покорнейшею просьбою — соблаговолить — предоставить ему — много потрудившемуся старцу какое либо постоянное — штатное место, хотя бы в небольшом и бедном приходе. Преосвященный Иустин, по справке узнавши о продолжительном, безукоризненном и полезном священно-служении священника о. Афанасия Полисадова и о том, что он более 20-ти лет безмездно проходил должность духовника в одном из благочиний Владимирского уезда, определил его в небольшой приход — в село Барское Городище, Суздальского уезда. Прослужив здесь года три, родитель мой, вследствие окончательно расстроившегося здоровья, следуя прежним примерам, с благословения преосвященного Феофана, сдал место свое младшей дочери. Таким образом из трех дочерей, остававшихся не устроенными, Бог помог родителю устроить еще одну дочь. Две же дочери его так и остались девицами и впоследствии, по смерти родителей, жили у своих замужних сестер, помогая им в хозяйстве и занимаясь воспитанием их детей.
Живя на покое в селе Барском Городище — на месте своего последнего священно-служения, о. Афанасий за свое добродушие, соединенное с примерным смирением и кротостью, по прежнему, точно не был в заштате, продолжал пользоваться уважением и любовью от всех людей, знавших его, начиная с родственников и оканчивая бывшими его прихожанами. Многие из последних, питая к нему уважение и любовь, еще верили в особую силу его молитв, почему в случаях болезни своей, обращались к нему с просьбами помолиться за них. Женщины же, имевшие больных младенцев, и знать не хотели никакого другого средства, как только то, чтобы о. Афанасий «почитал» над их больными малютками. О. Афанасий в таких случаях действительно «читал», или иначе сказать молился о ниспослании здоровья детям, «читая» положенные для сей цели молитвы по церковному требнику, при чем имел обычай возлагать на головку больного свою эпитрахиль и давал целовать крест. Таким образом любовь, доверие и уважение со стороны всех знавших о. Афанасия сопутствовали ему во всю его долгую временную жизнь, они же сопроводили его и в блаженную вечность. О. Афанасий скончался в 1870 году, имея 80 лет от роду. Чрез три года после его смерти скончалась и его верная и преданная ему супруга и похоронена там же в церковной ограде, где погребен и ее супруг — священно-иерей Афанасий. На памятнике, находящемся на их могиле, на металлической доске выгравированы следующие слова Св. Писания, так близко подходящие к характеристике личностей почивших: «похваление наше сие есть, свидетельство совести нашея, яко в простоте и чистоте Божией, а не в мудрости плоти жихом в мире» (2 Кор. 1, 12).» (Григорий Афанасьевич Полисадов).
14 января 1870 г. скончался на 81 году своей жизни священник Афанасий Федорович Полисадов, с 1863 года бывший за штатом и проживавший у зятя своего в селе Барском-Городище. При Георгиевской церкви села Чирикова священствовал родитель о. Афанасия 60 лет, а после него сын его 40 лет.

6 июля 1888 г. «Губернская управа представила следующего содержания доклад по ходатайству уполномоченного от крестьян села Барского Городища, Суздальского уезда, об отсрочке доверителям его уплаты долга продовольственному капиталу.
В 1881 году крестьянам села Барского Городища выдано было в ссуду из продовольственного капитала на покупку хлеба для обсеменения полей 723 р. Ныне уполномоченный от них обратился в Суздальскую уездную управу с просьбой о рассрочке доверителям его уплаты денег на три года, начиная со 2-й половины 1888 года. Суздальская управа препроводила прошение в губернскую управу, и удостоверила факт пожара, бывшего в 1885 году, и последовавшее вследствие этого и благодаря уплате недоимки казенных и земских сборов разорение, почему и признала прошение заслуживающим уважения.
По изложенным в приговоре крестьян обстоятельствам, удостоверенным уездной управой, губернская управа полагала отсрочить уплату долга на 3 года, начиная со 2-й половины 1888 года, по равной части каждогодно, и за своевременным поступлением денег просить уездную управу иметь наблюдение и настояние.
Собрание постановило: доклад управы утвердить».

Вспомогательная школа-интернат с 1954 г. занимает комплекс построек бывшей барской усадьбы Долгоруких.
Долгоруковы, или Долгорукие — одна из многочисленных ветвей князей Оболенских.
Предком князей Оболенских, как и многих других, семейные предания называют Михаила Всеволодовича Черниговского. Родоначальник собственно Долгоруковых — князь Иван Андреевич Оболенский (XVII колено от Рюрика), получивший за свою мстительность прозвище Долгорукий. Из рода князей Долгоруковых вышли видные государственные деятели, полководцы и литераторы.


Комплекс построек бывшей барской усадьбы Долгоруких

Памятник жителям села погибшим в ВОВ

В конце XIX — начале XX века село входило в состав Городищевской волости Суздальского уезда.
С 1929 года деревня входила с состав Спас-Городищенского сельсовета Суздальского района, позднее — в составе Павловского сельсовета.

Барско-Городищевское училище, Городищевской волости, в селе Барском- Городище. Основано в 1864 г. священником Василием Георгиевским, в своем доме; но в 1870 г. земством и обществом принято на свой счет. Ближайшие училища: Спасско-Городищевское в 1 в. и Павликовское — 4 в.
В 1884 году «Помещение наемное, каменное, вместе с владельцем дома; по свету и теплоте весна удобное; квартира учителю есть; классных комнат одна — длиной 9 арш. 12 в., шириной 7 арш. 4 в., вышиной 3 арш. 8 в. Учебных пособий достаточно — на 164 р. 55 к. Библиотека есть из 276 сочинений. Земли нет. Законоучитель священник Василий Георгиевский, окончивший курс во Владимирской духовной семинарии, преподает с 1864 г.; учитель Иван Рождественский, из 3-го класса той же семинарии, преподает с 1873 г., а в настоящем училище с 1880 г. Попечитель крестьянин Андрей Дмитриевич Канунов, пожертвований не делал. Учащихся к 1-му января 1883 г. 54 м. и 4 д. Выбыло до окончания курса по желанию родителей 12 м. Окончило курс со свидетельствами 4 м. и 1 д. Вновь поступило 17 м. и 4 д. К 1-му января 1884 г. состояло 55 м. и 7 д. Учатся все вместе. Возраст: 7 — 8 л. - 7, 8 — 9 л. - 14, 9 — 10 л. - 10, 10 — 11 л. - 12, 11 — 12 л. - 5, 12 — 13 л. - 8, 13 и выше - 6. Из учащихся: 42 из села Барского-Городища и 20 из села Якиманского в 1 в. Ночлежного приюта и живущих на квартирах нет. Вероисповедания православного и все крестьянского сословия. Средства: от земства 316 р. 70 к., от общества 72 руб. 99 коп.; платы за учение нет. Расходы: наем дома, отопление, освещение, прислуга и ремонт 85 р.; жалованье — законоучителю 35 р., учителю 240 р.; на книги и учебные пособия 29 р. 69 коп. Посещали классы не исправно 17, по домашним обстоятельствам; никакие меры не помогают. Прием в сентябре; поступили все не грамотными. За теснотой помещения отказа не было. Учебный год с 15-го сентября по 5-е мая. Пению обучаются простому и поют в церкви. Учатся в день 6 — 7 час. и даются уроки на дома. Отделений 3. Чисто уроков в неделю: в 1 отд. — по Закону Божию - 4, по Русскому языку - 14, по арифметике - 6; во 2 отд. — по Закону Божию - 4, по Русскому языку - 11, по Славянскому языку - 3, по арифметике - 6; в 3 отд. — по Закону Божию - 4, по Русскому языку - 17, по Славянскому языку - 2, по арифметике - 6. Получивших наград не было. Получившие свидетельства учились 3 — 4 г. Не окончившие курса учились 2 г. Обозревал училище 2 раза инспектор народных училищ. Обучения ремеслам и рукоделию нет. Воскресных бесед и чтений нет».
1903 г. «По ходатайству Суздальского уездного земского собрания о выдаче обществу крестьян села Барского-Городища ссуды на постройку школы в размере 1500 руб. на 10 лет и пособия в размере 1000 руб.
Суздальская уездная земская управа при отношении от 24 ноября за № 3159 препроводила в губернскую управу приговор общества крестьян с. Барского-Городища, коим просители ходатайствуют о выдаче на постройку училища в селе Барском-Городище ссуды в 1500 руб. и пособия в 1000 руб. Ходатайство это, как видно из отношения уездной управы, рассматривало экстренное Суздальское уездное земское собрание 19 ноября 1903 года, согласно постановлению коего и возбуждено оно пред губернским земством.
Из дел губернской управы видно, что просители ходатайствовали через уездную земскую управу перед губернской в 1901 году о выдаче им ссуды в 1500 руб. на 10 лет, но постановлением губернской управы от 5 января 1902 года им в ссуде отказано, так как они хотели выстроить школу только для села Барского-Городища на 56 учеников, а не для всего нормального школьного района (№ 71), в который входит кроме названного села еще село Якиманское и в котором насчитывается всего 105 детей школьного возраста. Приговором, бывшим на рассмотрении экстренного Суздальского земского собрания, крестьяне выражают согласие рассчитывать школьное здание и на детей села Якиманского, т.е. на все количество детей школьного возраста в 71 районе, но за то просят кроме ссуды еще пособие в 1000 руб.
В селе Барском-Городище существует школа в наемном здании, вмещающем не более 39 учеников. По сети намечено здесь расширение школы в двухкомплектную на 105 учеников с двумя учителями.
Заключение. Ввиду того, что губернское земское собрание уже несколько раз высказывалось в том смысле, что пособия выдаются лишь на школы вновь открываемые, губернская управа полагала бы ходатайствовать Суздальского земства о пособии на постройку Барско-Городищевской школы отклонить, предоставив губернской управе выдать на это лишь ссуду на установленных губернским земским собранием условиях».
Барско-Городищевская школа принадлежит по сети к 71 району, состоящему из селений Якиманское и Барское-Городище. В этом районе в 1904 г. - 105 чел. детей учебного возраста, а школа может удовлетворить только 28-39 чел., так что 66 чел. остаются без образования.

Церковь Святой Живоначальной Троицы

Каменная церковь в Барском Городище во имя Святой Живоначальной Троицы, с теплым приделом в честь иконы Знамения Божией Матери, построена усердием прихожан в 1792 г., вместо обветшавшей деревянной, с такой же колокольней.
17 октября 1867 г. освящен придельный храм в селе Барском-Городище в честь Казанской Божией Матери.
«Из св. икон особенным благоговением прихожан пользуется древняя икона Феодоровкой Божия Матери.
Причт-штат: священник и псаломщик. При церкви земли: усадебной 1,800 кв. саж., пахатной 31 десят. 241 кв. саж. и сенокосной 3 дес. 191 кв. саж. На усадебную землю особого плана нет, но она значится в общем крестьянском плане; на пахатную и сенокосную план и межевая книга имеются и хранятся в церкви. От земли и за требоисправления причт получает ежегодного дохода около 400 р. сер. Кроме того, причт пользует половину доходов с села Якиманского; другой же половиной доходов пользуется причт Спасского-Городища. Дома у причта собственные на церковной земле.
В селе числится 111 дворов, 406 душ мужеского пола, а женскаого пола 454 души».

Церковь села была закрыта в нач. 30-х гг. и использовалась вначале под клуб, затем склад горюче-смазочных материалов колхоза "Новый Завет". Последний священнослужитель о. Никодим был расстрелян. В нач. 60-х гг. была сломана колокольня, а церковь с новой постройкой с запада была приспособлена под столовую школы-интерната.
Статус памятника архитектуры Троицкая церковь села Барское Городище получила в октябре 1960 г. Церковь по-прежнему используется под столовую.
Небольшая церковь в формах классицизма, построенная в 1792 г. на месте старого деревянного храма на средства прихожан. В настоящее время выглядит несколько иначе, нежели изначально, так колокольня церкви была разобрана до первого яруса, а главы снесены. Основной объем храма - классический четверик, к которому пристроена вытянутая трапезная. Декор прост и лаконичен.
В госцентре по учету, использованию и реставрации памятников истории и культуры Владимирской обл. разрабатывается программа возрождения барской усадьбы, в комплекс построек которой входит и Троицкая церковь.


Здание бывшей церкви Святой Живоначальной Троицы


Село Спасское Городище
Село Якиманское
Храмы и часовни Суздальского района
История Суздаля и Суздальского района.
Городищи развитого средневековья Владимиро-Суздальского княжества.

Copyright © 2017 Любовь безусловная


Категория: Суздаль | Добавил: Jupiter (03.04.2017)
Просмотров: 276 | Теги: суздальский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика