Главная
Регистрация
Вход
Пятница
09.12.2016
03:03
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 195

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [400]
Суздаль [151]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [102]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [60]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [22]
Гусь [31]
Вязники [86]
Камешково [24]
Ковров [30]
Гороховец [14]
Александров [44]
Переславль [38]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [18]
Религия [1]
Иваново [11]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [5]

Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 3
Пользователей: 1
Jupiter

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Ковров

Село Любец. Любецкий Успенский монастырь

Село Любец Ковровского района

7. Любец. Селище 1, XI-XIII, XIV-XVII вв. 0.2 км. к северу от села, правый высокий берег р. Клязьма. Размеры 250х200 м., высота над рекой 10-15 м. Северная часть памятника поросла кустарником. Керамика гончарная древнерусская и позднесредневековая. Древнерусская керамика обнаружена только в прибрежной части памятника.
8. Любец. Селище 2, XI-XIII, XIV-XVII вв. Территория села, правый высокий берег р. Клязьма, к югу от Селища 3, на противоположном от него южном берегу оврага. Размеры 180х160 м., высота над рекой 10-14 м. Территория памятника занята кладбищем и церковью. Керамика гончарная древнерусская и позднесредневековая. Первая встречена только в прибрежной части памятника.
9. Любец. Селище 3, XI-XIII, XIV-XVII вв. Западная окраина села, правый высокий берег р. Клязьма, на противоположном от Селища 2 северном берегу оврага. Площадь ок. 4 га., высота над рекой 10-12 м. Восточная часть памятника распахивается под огороды. Керамика гончарная древнерусская и позднесредневековая.
10. Любец. Селище 4, XI-XIII, XIV-XVII вв. Юго-западная окраина села, правый высокий берег р. Клязьма, к югу от Селища 3. Площадь ок. 4 га., высота над рекой 10-12 м. Поверхность поросла деревьями и кустарником, в восточной части распахивается под огороды. Керамика гончарная древнерусская и позднесредневековая.
6. Любец. Курганный могильник Абельмановский. Ок. 2 км. к юго-западу от села, у южной окраины и на территории детского лагеря им. Абельмана, надпойменная терраса правого берега р. Клязьма, 0.15-0.20 км. от русла, в сосновом лесу. 44 насыпи высотой 0.5-1.0 м., диаметром 4-8 м., с кольцевыми ровиками у основания, расположенные на высоте 5-7 м. над рекой. Курганы поросли деревьями и кустарником. По внешним признакам могильник может быть отнесен к древнерусским домонгольского времени.

11. Погост. Селище Нерехотское, X-XIII вв. Ок. 1.5 км. к северу от северной окраины села, ок. 3 км. к северо-востоку от северной окраины с. Любец, два слившихся дюнообразных всхолмления, протянувшихся с запада на восток в пойме левого берега р. Нерехта, 0.5 км. от устья. Площадь ок. 3 га., высота над поймой 4-6 м. Поверхность памятника местами подвергается ветровой эрозии. Керамика древнерусская, в т.ч. раннегончарная, орнаментированная глубокими линиями. Селище является одним из наиболее ранних памятников славяно-русского населения в нижнем течении Клязьмы.
См. Поселения вдоль р. Клязьма.

Основание Любца дошедшая до нас легенда приписывает великому князю Андрею Юрьевичу Боголюбскому. Проплывая на ладьях со своей дружиной, Боголюбский причалил для отдыха к высокому берегу Клязьмы. Это место Боголюбскому понравилось («любо здесь») и он приказал выстроить храм во имя Успения Божией Матери. Легенда правдоподобна, тем более архивные документы подтверждают, что Андрей Боголюбский в 1164 г. проплывал по Клязьме вниз.
Однако, в Любце люди жили за 200 лет до великого князя Владимирского. Это были переселенцы из Киевской Руси, изнурённые постоянными набегами племён кочевников. Впервые это предположил в XIX в. краевед Н.С. Стромилов, обратив внимание на созвучность южнорусского городка Любеч и села Любец. Позднее его предположение было подтверждено археологическими находками. В селе и близ него были обнаружены 4 селища и курганный могильник X – XI вв., на месте которых найдена древнерусская гончарная керамика.

Любецкий Успенский монастырь

К 1462 г. относится первое документальное упоминание об Успенском монастыре, «что на Любецком рожку». Тогда великий князь Московский Иван III в своей грамоте указал, что Успенский монастырь подчиняется «государеву двору», а не митрополиту Московскому.
В XVI в. в духовной грамоте князя Петра Васильевича Пожарского упоминается мужской Любецкий монастырь и монастырская Успенская церковь. Тогда же упомянут первый известный нам настоятель монастыря – игумен Симеон.
В XVII в. Любецкий монастырь считался домовым патриаршим монастырём, а церковь Успения Пресвятой Богородицы упоминается с приделом великомученицы Параскевы Пятницы.
В 1634 г. в монастыре построена деревянная Никольская церковь, а через 10 лет ещё одна – в честь иконы Казанской Божией Матери. Этот храм простоял недолго и до 1653 г. сгорел. Монастырь тогда был окружён деревянным забором, а в приходе монастырских церквей состояло 110 дворов.

В 1692 г. в описи Любецкого монастыря упоминается «церковь каменная и та каменная церковь не покрыта и внутри не построена». Точная дата постройки каменного храма неизвестна. Но известно, что построена она была вместо двух ветхих деревянных церквей. Освятили новую церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Она простояла до наших дней и сейчас её можно видеть с Никольским приделом и колокольней, которые построены позднее.
Успенская церковь в селе Любец считается ярким и образцовым представителем древнерусского зодчества. Её архитектура перекликается с суздальской школой каменных дел мастеров. Характерны пропорции и наличие шатровой колокольни. Место постройки её на холмистом и лесистом берегу реки Клязьма выбрано очень удачно. Она находится поодаль современного села Любец, но идя по нему вдоль его просторной улицы невозможно оторвать от неё взгляд. Церковь имеет колокольню и каменную ограду, рядом с ней кладбище.

В нач. XVIII в. Петром I началось сокращение числа монастырей, доход которых он предполагал пускать на нужды государства. Маленькие обители, где число монахов не превышало 30 человек либо объединяли с другими монастырями, либо совсем закрывали. Любецкий монастырь избежал участи закрытия и был приписан к Покровскому монастырю на реке Нерли.
В 1725 игуменом Боголюбского монастыря стал Авраамий. В 1728 гг. был возвращен в свой Любецкий монастырь.
В 1722 г. указом Святейшего Синода оба этих монастыря приписали к Николо-Волосову монастырю под Владимиром. Через пять лет Любецкий монастырь снова стал самостоятельным.
По ведомости 1741 г. при монастыре состояло всего 12 монахов вместе с игуменом. Эту немногочисленную обитель в 1749 г. причислили к Успенскому Козмину монастырю.
В 1764 г. Екатерина II во время проводимой церковной реформы, учреждая новые монастырские штаты, повелела упразднить маленькие монастыри и Любецкий Синодальный мужской монастырь прекратил своё существование. К тому времени монастырский штат состоял лишь из одного человека – его настоятеля иеромонаха Феофилакта. В самом монастыре были две церкви: каменная Успенская и деревянная Никольская. При храмах размещались три братских кельи и одна настоятельская. Окружала монастырь деревянная ограда, а за ней находились некоторые хозяйственные постройки.
По упразднении монастыря часть церковной утвари была передана в ризницу Владимирского Успенского кафедрального собора. В 1770 г. каменная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы с приделом во имя святителя и чудотворца Николая обращена в приходскую. Первоначальный причт из двух священников, диакона, дьячка и псаломщика впоследствии был сокращён до священника, диакона и пономаря. В кон. XIX в. на своё содержание причт получал в год не более 850 рублей при 1320 прихожанах, проживающих в 400 дворах.
В Успенской церкви хранилось немало старинных икон и церковной утвари, оставшейся с монастырских времён. Самой почитаемой была большая храмовая икона Успения Божией Матери письма XVII века. Оклад и венцы на ней были серебряными, покрытые золотом. Другая икона Смоленской Божией Матери по преданию была перенесена чудесным образом в храм из лодки купца, проплывавшего по Клязьме и заночевавшего у Любца. На образе был серебряный оклад, но в 1830 г. его перенесли на список с этой иконы, а к оригиналу тайным советником Михаилом Леонтьевичем Тихонравовым была приложена бархатная риза с нанизанными на неё пятьюстами жемчужинами. Также от монастыря в церкви сохранялся старинный медный крест, покрытый серебром. В богатой храмовой библиотеке хранилось Евангелие печати 1634 г., а также Триоди постная и цветная московской печати 1693 г. и Апостол 1694 г.

С сер. XVII в. известна Успенская ярмарка, проводимая при монастыре. Для этого у его ворот были поставлены «восемь шалашей» для торговли в них, «а пошлины собирают на монастырь». В 1741 г. эти пошлины с купцов составляли 83 рубля 80 копеек. С упразднением монастыря Успенские ярмарки не прекратились и даже наоборот с течением времени их размах увеличился. В 80-х гг. XVIII в. в Любец съезжалось до 1000 человек, среди них были купцы из Шуи и Суздаля. В сер. XIX в. Успенской церкви принадлежали более 65 торговых лавок, стоящих на церковной земле. В кон. XIX в. ярмарка в Любце стала проходить в два дня. На продажу выставлялась мануфактура, железный и кожевенный товар, рогатый скот и мёд. Его привозили особенно много. Тогда всего товара доставлялось на сумму до 10000 рублей. В нач. 1930-х гг. Успенские ярмарки в Любце прекратились.
Сама Успенская церковь продолжала действовать до 1935 г. Но богослужения хотя и совершались, на каждое из них требовалось особое разрешение от местных властей. В 1937 г. арестовали последнего любецкого иерея и церковь опустела. 29 июля 1941 г. Ковровский районный Совет депутатов принял решение о закрытии и ликвидации церкви с передачей её здания Бельковскому сельскому совету (Бельково – приходская деревня Успенской церкви). Ключевые аргументы в деле о закрытии любецкого храма были следующими: «церковь … в культовых целях общиной не используется в течение ряда лет,… находится в бесхозяйственном состоянии, причитающиеся с общины платежи государству не вносятся». Низкой ложью было заявление о том, что о закрытии церкви ходатайствовали граждане «этого прихода».
В декабре 1941 г. тот же Совет районных депутатов своим постановлением передал «бывшее молитвенное здание в селе Любец» в аренду Ковровскому отделению «Лесзаготтекстиль». В здании Успенской церкви разместилась… тюрьма. Днём заключённые исправительно-трудовой колонии №2 заготавливали дрова для ковровской фабрики имени Абельмана, а ночь они проводили за метровыми стенами любецкой церкви – надёжнее узилища и не придумаешь. Позднее церковь совсем забросили.
Долгое время Успенский храм представлял собой жалкое зрелище. При разграблении церкви был уничтожен четырёхъярусный иконостас, растащено всё церковное убранство, включая уникальные иконы и книги. Ограда вокруг кладбища полностью разобрана, а само старинное кладбище поглотили свежие могилы как местных жителей, так и ковровчан.
Погибающий храм был отреставрирован благодаря хлопотам писателя Сергея Михайловича Голицына, жившего в Любце. Однако это не было спасением. Завсегдатаями церкви были отдыхающие в близлежащем лагере пионеры. И каждое такое посещение храма отнюдь не позитивно сказывалось на его состоянии. Успенская церковь была объявлена памятником архитектуры, охраняемым государством, но и это не останавливало вандалов, постоянно выбивавших запертую дверь в церковь и проникавших внутрь.
В 1995 г. указом епископа Владимирского и Суздальского Евлогия церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы села Любец была приписана к ковровскому Иоанно-Воиновскому храму. Заботами ковровского благочинного здание церкви было приведено в порядок. В тёплое время года в храме совершается богослужение. Храм поддерживается в относительном порядке, внутри появились иконы, да кое-какая мебель для проведения богослужения. Постепенно возрождаясь, церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы приобретает свой исторический облик, устояв среди бурь и невзгод, по-прежнему украшая Любец, что на высоком Кляземском берегу…

В конце октября - начале ноября 1937 г. в Ковровском районе было арестовано несколько священников: Смирнов Николай Алексеевич (с. Русино), Доброцветов Николай Иванович (с. Любец), Хваленский Валентин Константинович (с. Марьино), Лекторский Афанасий Сергеевич (с. Крутово). Следствие утверждало, что они, «являясь участниками контрреволюционной группы церковников в сельской местности Ковровского района, на протяжении ряда лет вели среди населения Крутовского, Дмитриевского и Бельковского с/с. контрреволюционную деятельность, направленную на подрыв Советской власти»: «на протяжении длительного времени вели среди колхозного населения контрреволюционную агитацию, оказывая сопротивление организации колхозов, агитировали колхозников не работать во время религиозных праздников, агитировали за выход из колхоза, чем срывали работу в колхозах. Занимались вымогательством материальных средств у населения на укрепление Церкви и духовенства. В целях более организованной работы устраивали между собой нелегальные сборища под видом приезда друг к другу в гости, где договаривались о совместной контрреволюционной работе среди населения, клеветали на экономическое положение Советского Союза». Смирнов якобы возглавлял эту организацию.
Доброцветов, по мнению следствия, «является одним из активных участников контрреволюционной группы, который на протяжении ряда лет вел среди населения антисоветскую агитацию, направленную на подрыв колхозного строительства, призывал колхозников выходить из колхоза, устраивая нелегальные сборища из близких ему людей у себя на квартире».
Если допустить, что показания свидетелей истинны, то более или менее серьезной его виной можно считать неверие в перспективность колхозов (говорил, что «в колхозе состоять нет никакой пользы») и вытекающие из этого советы выходить из них и работать в индивидуальном порядке (2 хозяйства действительно вышли, некоторые люди и не вступали). «Клевета на экономическое положение Советского Союза» заключалась в том, что он жаловался на непосильные налоги, которыми его обложили. Некоторые свидетели, действительно, говорили, что видели у него дома гостящих священников, но объяснение следствием целей их приезда, как минимум, поспешно. В остальном же он был обвинен за выполнение своих прямых обязанностей как служителя культа. Так им был обновлен состав двадцатки, выбран председатель церковного совета (при отсутствии этих условий власти храм закрывали), крестил детей до пятилетнего возраста, «он среди верующих часто вел всевозможные разговоры, интересовался жизнью, давал наставления, советовал, как надо жить», «как только приехал, сразу начал вовлекать нас в церковную общину и призывал быть активными». Многого стоит оценка его деятельности, сделанная одним из свидетелей: «У меня складывается такое мнение, что за последнее время я знаю людей в нашей деревне, которые не ходили долгое время в церковь, как например: две молодые женщины Роговы и ряд других, а теперь они в церковь ходят, это, конечно, благодаря его агитации». Или: «Вел агитацию по всем деревням, что люди приходят к [о]сознанию, начинают крестить людей до пятилетнего возраста». Но больше всего недовольства у представителей местной власти вызывали его призывы не работать в дни религиозных праздников. Это расценивалось ими как «агитация против трудовой дисциплины в колхозах», т.е. антисоветская и контрреволюционная деятельность, направленная на срыв мероприятий советской власти и партии.
Из 4 обвиняемых только Доброцветов Н.И. не признал себя виновным. На требование следователя дать показания по предъявленному обвинению в проведении контрреволюционной деятельности ответил: «От дачи показаний в проводимой контрреволюционной деятельности отказываюсь, т.к. я за собой не нахожу подобных обвинений».
Все четверо обвиняемых были расстреляны.

Отдел Комиссии по канонизации святых Владимирской епархии) // Ершов А.Л. Церковь на земле Владимирской в 1930-е годы. - Владимир: Калейдоскоп, 2011. – 322 с. С. 202-204.

ИСТОРИЯ Владимирской области.

Город Ковров.
Ковровский район.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Ковров | Добавил: Jupiter (19.06.2015)
Просмотров: 422 | Теги: Ковровский район, монастыри | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика