Главная
Регистрация
Вход
Пятница
19.04.2024
03:47
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [134]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Ковров

Село Алачино Ковровского района

Село Алачино

Алачино — село в Ковровском районе Владимирской области России, входит в состав Новосельского сельского поселения.
Село расположено в 10 км. на юго-запад от центра поселения посёлка Новый, в 21 км на юго-запад от райцентра города Ковров и в 4 км от федеральной автодороги М7 «Волга». «Село Алачино, при колодцах, находится от уездного города в 16 верстах (Ковровский уезд) и от губернского города в 45 верстах». [1]

По версии Ивана Федоровича Токмакова, автора краткой истории Ковровского уезда начала 1900-х гг., «первоначальными поселенцами этого села были народ Апача или Алачинский род киргизов Малой Орды Байулинского племени, прежде кочевавший в Зауральской киргизской степи, которые в небольшой части разделившись и поселившись в этой местности, где ныне село Алачино, приняли затем христианство». Однако о прибытии киргизов в эти края сведений нет, и рассказ о них можно считать легендой.
Существовали еще князья Алачевы из остяков — народа Сибири, покоренного Ермаком в XVI веке. Их прозвание тоже созвучно наименованию Алачина. Но представляется вернее всего, что это село получило свое название не от далеких и никогда на Владимирщине не виданных племен, а от древнерусского слова «алчь» — голод. Возможно, это указание на низкое плодородие местных земель, ковровский аналог пресловутой «Неурожайки тож» Некрасова.

История Алачина начинается с первой половины XVI века, когда это село принадлежало князьям Друцким, которые происходили от Рюрика и были потомками великого князя Киевского Мстислава Владимировича Великого, старшего сына Владимира Мономаха и старшего брата Юрия Долгорукова.
В писцовых книгах 1543/1544 г. Романа Образцова указано, что «село Лачино» Медушского стана Владимирского уезда являлось тогда поместьем князя Александра Васильевича Друцкого: «Село Лачино князя Олександра Друцкого, к селу 7 деревень, пашни в селе и в деревнях полсохи без пол-полчети сохи. Деревня Лучино, в споре со князем Олександром Друцким рожественскому архимариту Ефросиму пол-полчети сохи. А четми иметца в селе Лачине з деревнями, опричь спорных деревень, 375 чети, а и с спорною 400 чети». Причем из тех же писцовых книг видно, что часть села оспаривал архимандрит Владимирского Рождественского Богородицкого монастыря. Вероятно, князю Друцкому удалось закрепить Алачино за собой, потому что позже в качестве монастырского владения это село не фигурирует. Князь Александр Васильевич Друцкий еще при великом князе Василии III был вторым воеводой во Владимире на Клязьме в 1527 г. Скорее всего, Алачино было пожаловано ему в поместье еще в то время.
Затем Алачиным владели внук и правнук воеводы, князья Василий Юрьевич и Иван Васильевич Друцкие. Между 1608 и 1610 гг. в пору Великой Смуты царь Василий Иванович Шуйский пожаловал половину села Алачина «на Суходоле» князю Василию Юрьевичу Друцкому - внуку Александра Друцкого — в поместье.
В дозорных книгах письма Никиты Лопухина 1611/1612 г. указано, что Алачино тогда было вотчиной вдовы князя Василия княгини Офимьи Друцкой с сыном князем Иваном Васильевичем Друцким. В 1618 г. новоизбранный первый царь из династии Романовых Михаил Федорович подтвердил за этим селом Друцких права вотчины — наследственного владения.
От князя В. Ю. Друцкого половина Алачина перешла по наследству к его сыну - князю Ивану Васильевичу Друцкому, который известен как владелец этой вотчины в 1637-1648 гг. Правда, половина села в ту пору от Друцких «ушла», возможно, князья передали ее в приданое за одной из дочерей.
С 1648 по 1649 гг. И.В. Друцкий был воеводой во Владимире. Скончался он в 1668 г.
В 1672 г. царь Алексей Михайлович утвердил «Княжескую» половину Алачина мерою в 50 четвертей за сыновьями князя Ивана — Семеном и Федором Друцкими.
В 1680 г. князь Федор Иванович Друцкий выдал свою дочь княжну Анну замуж за помещика соседнего села Заозерья (нынешнего села Воскресенского Камешковского района) Ивана Васильевича Владыкина, который состоял в военной службе и участвовал в войне с поляками. В приданое за дочерью князь отдал Владыкину свою половину Алачина. Но вскоре Анна Федоровна Владыкина умерла, и ее Алачинская вотчина в 1685 г. отошла обратно к ее дяде князю Семену Ивановичу Друцкому.
С. И. Друцкий служил при Дворе царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича стряпчим в 1640-1648 гг. Затем он перешел в более высокий разряд «дворян московских». В 1682 г. находился на воеводстве в Старой Руссе и в 1687 г. принимал участие в 1-м Крымском походе под командой фаворита царевны Софьи Алексеевны князя В. В. Голицына. В том же походе участвовал сын и наследник С. И. Друцкого стольник князь Андрей Семенович Друцкий. Позже он еще раз ходил в Крым, а в 1695 г. уже в армии под началом молодого царя Петра I штурмовал турецкую крепость Азов.
Последним вотчинником Алачина из князей Друцких стал сын А. С. Друцкого Даниил Андреевич. В 1719 г. за ним в селе Алачино и соседней деревне Анохино значилось 12 дворов и в них 80 мужского пола душ крестьян. Среди прочих дворян он в 1730 г. подписал прошение императрице Анне Иоанновне о восстановлении самодержавия, что положило конец недолгому правлению «верховников». 9 декабря 1736 г. князь Даниил Друцкий был пожалован в полковники. В 1738 г. он служил в Белозерском пехотном полку, а в 1739 г. — в Вятском драгунском. В том же 1739 г. князь Даниил был уволен в двухлетний отпуск для лечения. Но происшедший в марте 1740 г. в Петербурге переворот, во время которого был свергнут герцог Бирон, стал причиной возвращения князя на службу. В марте 1740 г. он был назначен вице-губернатором в Белгород и там 27 октября того же года произведен в действительные статские советники. 6 февраля 1742 г. Д.А. Друцкий получил губернаторское место в Нижнем Новгороде. Скончался он 4 июня 1752 г.

Вторая половина села Алачина с начала XVII столетия принадлежала дворянам Бутурлиным. Бутурлины являлись потомками легендарного сподвижника Александра Невского «мужа честна» Ратши, от которого вели счет предкам многие старинные дворянские фамилии, в том числе Пушкины. Первым владельцем Алачина из рода Бутурлиных стал Емельян Иванович Бутурлин. Он принимал участие в Земском соборе 1613 г., избравшем на царство Михаила Федоровича Романова. В 1618 г. во время нашествия поляков Е. И. Бутурлин вместе с князем И. Б. Черкасским отправился в Ярославль «для сбору ратных людей», а в 1622 г. находился на воеводстве в Одоеве. В конце царствования Михаила Федоровича Емельян Бутурлин упоминается в числе стольников. При воцарении Алексея Михайловича Е. И. Бутурлин приводил к присяге украинные города Чернь, Новое иль, Ливны, Ольшанск и другие. В 1648 г. он присутствовал на свадьбе царя Алексея Михайловича. В 1652 и 1658 гг. Бутурлин был воеводой в Белгороде, где оборонял рубежи государства от нападений Крымского хана. В 1654 г. во время похода царя Алексея Михайловича «в Литву» Емельян Иванович являлся головой казанских дворян и участвовал в занятии Дорогобужа. В походе 1655 г. он занимал тот же пост и ходил из Вильны против поляков. На следующий год Бутурлин участвовал в походе под Ригу в должности первого головы «для дозирания сторожей в государевом стане». В 1661 г. он упоминается в церемонии приема послов германского императора. В том же году Бутурлин был отправлен «дозирать Веневскую засеку» (около города Венева). Время кончины Е. И. Бутурлина неизвестно. От него половину Алачинской вотчины к 1688 г. унаследовал некто Иван Самсонович Бутурлин, сведений о котором не сохранилось.
В начале XVIII века половина Алачина от Бутурлиных перешла к дворянам Хоненевым, которые владели обширными имениями во Владимирском уезде. В 1709-1719 гг. помещиком села Алачина был капитан Федор Фаддеевич Хоненев. В 1719 г. за ним в этом селе и в ближней деревне Анохино значилось 19 дворов и в них 76 мужского пола душ крестьян.
Во второй половине XVIII века обе части села Алачина оказались в руках одних владельцев — наследников князей Друцких. Дочь князя Даниила Андреевича Друцкого княжна Татьяна Данииловна вышла замуж за князя Ивана Прохоровича Вяземского (1722-1789/1792) и получила в приданое Алачинскую вотчину. С того времени вплоть до 1833 г. Алачино целиком принадлежало князьям Вяземским.
После кончины княгини Т. Д. Вяземской, это имение к 1770 г. перешло к ее сыну Сергею. В 1775 г. за С. И. Вяземским в Алачине значилось 22 крестьянских двора. Князь Сергей Иванович Вяземский (1743-18.3.1813) сделал карьеру на гражданской службе, достигнув в конце царствования императрицы Екатерины II чина тайного советника и звания сенатора. Другим его имением было сельцо Пущино Серпуховского уезда Московской губернии, известное своей усадьбой и парком. Из Пущина князь перевел в Алачино часть своих дворовых людей. Всего в Алачинской вотчине С. И. Вяземскому на 1811 г. принадлежало 100 мужского пола душ крестьян и дворовых.
Село Алачино после 1778 г. вошло в состав новообразованного Ковровского уезда Владимирской Губернии.
Следующим владельцем села из рода Вяземских в 1813 г. стал генерал- майор князь Сергей Сергеевич Вяземский (5.4.1777-6.8.1847). Он был женат на Елизавете Ростиславовне Татищевой (11.8.1788-10.3.1860). Родственница, сестра князя Елизавета Петровна Янькова в своих ставших поистине классическими мемуарах так вспоминала о Сергее Сергеевиче и его супруге:
«Княгиня Елизавета Ростиславовна, по отцу своему Ростиславу Евграфовичу приходилась батюшке двоюродною племянницей, а мне внучатою сестрой. Она была лет на пятнадцать моложе меня, но со временем эта разница лет сгладилась, и мы с нею очень были дружны. Охлаждение, которое вышло между ею и братом, меня не коснулось, и мы с нею остались в прежних дружеских отношениях, за что невестка на меня сперва немного косилась, но мне до этого дела нет: через чужие нелады я своей дружбы никогда не разорву, ежели сама не имею на то причин.
Она вышла замуж в молодых летах за князя Сергея Сергеевича Вяземского, который по своей матери (Анне Федотовне Каменской) приходился родным племянником бабушке Аграфене Федотовне Татищевой (третьей жене дедушки Евграфа Васильевича); следовательно, хотя он и не был в прямом родстве со своею женою, но в очень близком свойстве.
По своему отцу (князю Сергею Ивановичу) он приходился моему зятю, князю Николаю Семеновичу Вяземскому двоюродным братом.
Он был очень живой и веселый, из себя видный и красивый мужчина, разговорчивый и любезный и большой шутник, когда был помоложе, и не последней руки любезник. Вообще это был человек приятный в обществе, который любил пожить да, кажется, любил и в карточки поиграть; но, впрочем, записным игроком он не был и небольшой был мастер выигрывать. У него было много детей, но до зрелого возраста дожили только трое — два сына и дочь.
Не могу теперь припомнить, по какому случаю княгиня Елизавета хоронила детей своих в Перервинском монастыре; там их схоронено трое либо четверо: все они умершие в детстве; между прочими была одна девочка, которую звали Аглаидой.
Оставшуюся в живых дочь Варвару княгиня Елизавета сама кормила, холила и растила, и так как была начальницей Дома трудолюбия в Москве, который привела в хороший порядок, то своею службой выслужила дочери и фрейленский вензель, должно быть, в 1835 или в 1836 году, а в 1837 г. княжна Варвара вышла за Ивана Ивановича Ершова».
Князь С. С. Вяземский 16 апреля 1827 г. заложил свое Алачинское имение в Московской сохранной казне за 30 тысяч рублей ассигнациями (или 8561 руб. 43 коп. серебром) сроком на 37 лет. В 1831 г. он передал это заложенное имение девице из дворян Марии Матвеевне Поливановой с условием, что она выплатит за него оставшийся долг Московской сохранной казне. Мария Поливанова происходила из старинного дворянского рода и была дочерью секунд-майора Матвея Михайловича Поливанова, служившего в кавалергардах и луховским уездным предводителем дворянства, от брака с Анной Григорьевной Бартеневой в 1833 г. М. М. Поливанова окончательно купила Алачинское имение. В 1834 г. за ней в селе Алачино значилось дворовых 6 мужского и 7 женского пола, крестьян 78 мужского и 86 женского пола душ. Впоследствии Мария Поливанова вышла замуж за полковника Ивана Павловича Пасенко. К 1844 г. она выплатила в счет долга князя Вяземского 1850 руб. 97 кол., проценты по 1842 г. и в счет процентов за 1843 г. еще 319 руб. 72 3/4 коп. В конце концов, М. М. Пасенко избавилась от приносящего более убытков, чем дохода имения, а Алачино в очередной раз сменило владельцев.
Алачино купила поручица княгиня Анна Семеновна Жевахова. На момент покупки в 1844 г. там числилось 78 душ крестьян мужского пола, но в 1845 г. насчитывалось только 69 мужского и 77 женского пола душ в 17 крестьянских дворах. В 1850 г. за А. С. Жеваховой в Алачине значилось дворовых 9 мужского и 11 женского пола душ, а также крестьян 61 душа мужского и 61 женского пола. Ко времени отмены крепостного права Алачино принадлежало уже помещице Е. С. Баратовой (возможно» сестре княгини А. С. Жеваховой).

По генеральному межеванию, проведенному в Алачинской вотчине в 1770 г. землемером I класса премьер-майором Николаем Нелидовым, при селе Алачино и деревне Анохино значилось следующее количество земли: пашенной - 685 десятин 1040 квадратных сажен; лесу строевого и дровяного — 642 десятины 2242 кв. сажен; под поселением и огородами, огуменниками и коноплянниками — 16 десятин 340 кв. сажен; под прудом и дорогами — 6 десятин 2126 кв. сажен; под церковью и кладбищем — 600 кв. сажен. Всего за вычетом неудобной считалось 1344 десятины 1644 кв. сажен земельных угодий.
Ко времени отмены крепостного права половина алачинских крестьян работали на барщине, а половина платили своим помещикам оброк. При селе Алачино считалось 710 десятин земли, в том числе 550 десятин находилось в непосредственном пользовании крестьян. По реформе 1861 г. в соответствии с уставной грамотой между помещицей Е. С. Баратовой и крестьянами села Алачина, последним отходило только 283 десятины земли при норме душевого надела 4,5 десятины.

В 1862 г. село вошло в Дмитриевскую волость. С 1881 г. было перечислено в Бельковскую волость Ковровского уезда.

Помимо хлебопашества и иных сельскохозяйственных промыслов во второй половине XIX — начале XX веков среди алачинских крестьян были развиты офенский промысел, возка дров, бревен и камней, плотницкий и кирпичный промысел. В самом селе 1900-х гг. существовала бакалейная лавка с продажей чая, сахара, муки и крупы местной крестьянки Евдокии Алексеевны Сараниной. Со времени постройки Московско-Нижегородского шоссе в 1840 г. прошедшего поблизости от Алачина, у местных крестьян появился и в течение десятилетий существовал промысел — собирать камни для ремонта шоссейной дороги.

С 1917 г. Алачино стало центром одноименного сельсовета, в который вошли также деревни Пестово и Пестовские дворики.
1918 г. на территории Бельковской волости, куда входило село Алачино, произошло так называемое кулацкое восстание. Оно было вызвано проводимой в деревнях политикой продразверстки, когда у крестьян принудительно отбирались все «излишки» продовольствия. Недовольство крестьян объявлялось «мятежом» и «контрреволюцией». «Кулацкое восстание» было легко подавлено небольшим отрядом коммунистов под руководством продкомиссара Е. Н. Васильева, и отобранный у кулаков хлеб был роздан членам комитетов бедноты. Ковровский уездный совет 9 сентября 1918 г. принял решение «об обложении единовременным налогом-кулаков за их контрреволюционные выступления». Каждому такому «кулаку» полагалось заплатить 100 тысяч рублей. В случае неуплаты у них отбирали имущество, дома, могли и арестовать. 30 октября 1918 г. ВЦИК принял решение еще об одном «чрезвычайном» налоге на «капиталистические элементы города и деревни». В Алачине в декабре 1919 г. присланный туда из Коврова коммунист Андрей Васильевич Кашанов «был отравлен кулацкими элементами». Так название села на долгие годы стало своего рода одним из символов местной «контры».
В 1924 г. село было перечислено в укрупненную Великовскую волость.
В 1926-1929 гг. оно входило в состав Клюшниковской волости, а с 1929 г., после упразднения волостей, находилось в Ковровском районе.

Как и в других селениях Ковровского района, в Алачине в 1934 г. был организован колхоз, получивший название «имени VII съезда Советов». К 1953 г. он вошел в состав нового колхоза «Объединенный труд». В 1965 г. этот колхоз частично вошел в состав нового укрупненного хозяйства — совхоза «Ковровский».
В 1941 г. Алачино числилось в Дмитриевском сельсовете, в 1961 г. — в Ивановском, в 1970 г. — в Великовском и с 1973 г. до 2005 года деревня входила в состав Новосельского сельсовета (с 1998 года — сельского округа).
Численность населения: в 1859 г. – 151 чел.; в 1905 г. – 241 чел.; в 2010 г. – 7 чел.

Церковь Николая Чудотворца


Церковь Николая Чудотворца в селе Алачино

Церковь в селе существовала уже в начале XVII столетия; в окладных патриаршего казенного приказа книгах под 136 (1628) годом она записана так: „церковь великаго чудотворца Николы в селе Алачине в вотчине князя Ивана Друтцкаго дани двенадцать алтын пять денег десятильничих и заезда десять денег", «в селе церковь Николы чудотворца, да предел мученика Георгия древяна клетцки, а в церкви образы и книги и ризы и колокола и все церковное строение вотчинниково, во дворе поп Василий Онтонов, во дворе пономарь Степка Микифоров и просвирница Татьяница...».
Под 161 (1653) годом о состоянии прихода сообщаются следующие сведения: «у той церкви на церковной земле 2 дв. поповых, да в приходе помещиковых 6 дв., дв. монастырской, крестьянских 60 дв., бобыльских 17 дв., пашни церковныя пахатныя середния земли 4 чети в поле, а в дву по тому ж, сена 10 копен»; по новому дозору 164 (1656) года дань увеличена и положено с церкви «рубль 15 алтын 4 денги, заезда гривна»; а в 1746 году в Синодальный приказ церковь платила дани рубль 87 копеек.

В самом начале 1688 года владелец князь Семён Иванович Друцкий, в чьей вотчине было Алачино, обратился к царям Иоанну Алексеевичу и Петру Алексеевичу с челобитной о разрешении строительства новой церкви вместо прежней обветшавшей, «...Царям Иоанну Алексеевичу, Петру Алексеевичу, Великия и Малыя России самодержцам бьет челом холоп ваш Сенка княж Иванов сын Друцкой: вотчина у меня холопа вашего село Алачино и в той вотчине у меня холопа вашего церковь Никола Чудотворец ветха, и я холоп ваш бил челом великому господину святейшему патриарху, чтоб мне по обещанию построить новую церковь, и на патриаршем дворе благословенной грамоты не дают затем, что к той церкви земли не написано. Милосердные государи пожалуйте меня холопа своего, велите государи к той церкви дать земли и о том датъ на Патриарший Приказ память. Великие государи смилуйтеся!»
В 1689-м вместо обветшавшего храма был сооружен новый, тоже деревянный. 9 ноября 1689 года, боярин князь Иван Борисович Троекуров по царскому указу утвердил передачу 30 четвертей пахотной земли и сенокосных угодий на 10 копен С.И. Друцкого церкви.
По данным межевания 1770 г. в пользовании причта этого храма находилось пахотной и сенокосной земли 33 десятины.
Зданием церковь до начала XIX столетия была деревянная с такой же колокольней.
Каменный Никольский храм в Алачино был построен в 1807-1810 гг. на средства приходского помещика коллежского асессора Гавриила Михайловича Бабкина (отставной подпоручик Полтавского мушкетерского полка). Он возвел церковь в память о своем старшем брате капитане Пермского мушкетерского полка Василии Михайловиче Бабкине, павшем в 1807 году в сражении с армией императора французов Наполеона Бонапарта при Прейсиш-Эйлау. Именно поэтому колокольню новой церкви выстроили с использованием элементов готики, так как звонница частично повторяла черты колокольни протестантской кирки близ того места, где погиб капитан Бабкин. 19 сентября 1810 г. новый каменный храм (с теплым приделом в честь Владимирской иконы Божией Матери) был освящен в то же именование благочинным священником Ковровской городской Христорождественской церкви Александром Михайловичем Широкогоровым.

Г. М. Бабкин являлся потомком старинного дворянского рода, известного с XV столетия. Его отец секунд-майор Михаил Васильевич Бабкин в 1800 г. занимал пост Вязниковского уездного предводителя дворянства. Матерью алачинского храмоздателя была Агафья Владимировна Грибоедова, двоюродная бабушка автора бессмертной пьесы «Горе от ума» А. С. Грибоедова. Гавриил Михайлович Бабкин вошел в местную историю как один из первых смотрителей Ковровского приходского училища (с 1814 г.) и ковровский уездный предводитель дворянства в 1827-1829 гг.
19 мая 1808 г. Гавриил Бабкин венчался в Никольском храме села Алачино с дочерью соседнего помещика из сельца Сенино Николая Сергеевича Корякина девицей Татьяной Николаевной. Это венчание проходило еще в старой деревянной церкви.
Новый каменный храм в селе Алачино строился Бабкиным уже совсем по иному, совсем не радостному поводу — в память о старшем брате Василии Михайловиче Бабкине (1780-1807), капитане Пермского мушкетерского полка, погибшем в сражении с французскими войсками в Пруссии. Неслучайно поэтому церковь выстроена предельно просто, без малейших украшений, а колокольня каменной алачинской церкви была «на образец выстроенная готической архитектуры». С гладкими ровными стенами, строгим, четким силуэтом алачинская церковь напоминает средневековый замок. Позднее при церкви были выстроены каменная сторожка и невысокая каменная же ограда с воротами.
Алачинский храм был обеспечен всей необходимой утварью. Клировая ведомость 1873 г. показывает, что церковь «утварью достаточна, а именно: Евангелий пять, четыре креста напрестольные, сосудов с принадлежностями двои, ковчег для хранения Св. даров один. Священнических облачений: риз 17, епитрахилей 10, подризников 4, стихарей 2 и орарей 2; книг все надлежащее количество».

Престолов в ней два: в холодной — в честь Святителя и Чудотворца Николая и в теплой — в честь Владимирской иконы Божией Матери.
Главным храмовым праздником для Алачинского прихода считался зимний Николин день, который праздновали всем селом целую неделю с 6 по 13 декабря.
По описанию 1897 г. в церкви имелись «следующие старинные священные вещи: китайчатая фелонь, деревянный потир, крашенный, с изображениями Спасителя, Божией Матери и Иоанна Крестителя, Евангелие, печ. 1636 года, и Кипрская икона Божией Матери, особенно чтимая прихожанами и соседними селениями».
Церковные документы хранились в целости: копии метрических книг с 1803 года и исповедных росписей с 1859 года. Опись церковного имущества составлена в 1885 году.
При церкви — каменная сторожка.
Земли при церкви: усадебной — около десятины, пахотной 33 десятины, а сенокосной не имелось.
Причта по штату положено: священник и псаломщик. На содержание причт получал: от земли 50 руб., процентов с церковного капитала 12 р., от сбора хлебом 30 р. и за требоисправления 300 р., а всего в год до 400 р. Дома у причта собственные, построенные на церковной земле.
Приход: село и деревни: Высоково, Дмитрове, Онохино, Пестово, Пересекино и Филисова Слободка. Расстоянием от церкви деревни находятся не далее 4 верст; препятствий к сообщению с ними не имелось. Всех дворов в приходе 203, душ мужского пола 660 и женского пола 650 душ.

13 сентября 1887 г. в Алачине открылась церковно-приходская школа. Помешалась она в доме священника Н. И. Снегирева, который являлся и единственным преподавателем. Учительствовал батюшка безвозмездно. На учебники и учебные принадлежности выдавало пособия Владимирское Братство Св. Александра Невского. Курс обучения составлял 3 года. Учили, в основном, чтению, письму, основам арифметики и Закону Божиему. Первоначально в школе насчитывалось 15 учеников, впоследствии их число значительно возросло. В 1896 г. для школы над церковной сторожкой был надстроен второй этаж. К 1902 г. там занимались 41 мальчик и 10 девочек. Законоучитель, в лице местного священника, к тому времени получал жалованье в 36 рублей в год. Учителем Алачинской школы был Георгий Михайлович Ильин, из потомственных дворян — разорившихся помещиков Ковровского уезда. К 1915 г. в Алачине учились 21 мальчик и 28 девочек. Однако, еще 10 мальчикам и 5 девочкам в 1914 г. было отказано в приеме в школу из-за тесноты помещения. Кроме того, в помещении школы и на квартире учителя зимой было очень холодно.
После 1917 г. прежняя Алачинская церковно-приходская школа была перечислена в советскую школу I ступени (начальная). В 1950-е годы школу закрыли, так как население села стремительно сокращалось.

Настоятели Никольской церкви

Дошедшие до нашего времени исторические документы сохранили имена многих настоятелей Никольской церкви с. Алачино. Первым из них можно назвать священника Василия Антонова, который упоминается в 1628 г.
В 1719 г. в алачинской церкви служил о. Петр Осипов. Следующим известным настоятелем храма в с. Алачино был Федор Афанасьев, который священствовал с середины XVIII века и до своей смерти в 1788 г. Преемником умершего иерея стал Матвей Иванов. До этого времени он служил дьячком в погосте Омутец-Пестьянский Владимирского уезда. При о. Матвее началось строительство в селе нового каменного храма. Как настоятель храма, он руководил сбором средств для его постройки. Однако неизвестно, дождался ли Матвей Иванов освящения новой церкви, так как именно в 1810 г. он скончался. Потомки о. Матвея затем носили фамилию Ленинских (произошла от названия села) и числились уже в гражданском ведомстве.
С конца XVIII века в Алачино служил еще один священник - Никита Михайлов, который был переведен сюда из диаконов погоста Дубенки Судогодского уезда. Именно при нем была освящена каменная Никольская церковь.
Все вышеназванные священники не имели фамилий, так как они не обучались ни в каких духовных учебных заведениях. Лишь там представители духовного сословия могли получить ту фамилию, которая, часто, сохранялась и за их потомками.
Первым священником с. Алачино, окончившим учебное заведение, стал Федор Васильевич Тихонравов. Свою фамилию он получил во Владимирской духовной семинарии, которую, однако, не закончил. В 1807 г., как один из лучших учеников семинарии, Федор Васильевич из философского отделения был направлен для дальнейшей учебы в Лаврскую семинарию. Закончив обучение, Ф.В. Тихонравов в 1812 г. стал настоятелем алачинского храма. Здесь он священствовал всего два года и в 1814 г. был переведен в г. Переславль-Залесский.
В 1814 г. в Алачино был назначен новый священник — Филипп Никитич Резвов, который священствовал в Никольском храме 42 года. Родился он в 1794 г. в погосте Нередичи Ковровского уезда в семье пономаря, а затем священника Никиты Степановича и его жены Евдокии Петровны. Фамилию свою он получил, обучаясь в духовном учебном заведении. Интересно отметить, что родные братья Филиппа Никитича также служили священниками в Ковровском уезде, но носили другую фамилию — Ильинских. Настоятелем алачинской церкви Ф. Н. Резвов был вплоть до своей кончины 21 апреля 1856 г. Возможно, что у о. Филиппа не всегда благоприятно складывались отношения с местными властями. Так, якобы, в 1829 г. Филипп Никитич участвовал в возмущении алачинских крестьян против своих помещиков. Однако разбирательство этого темного дела осталось для него без последствий. До настоящего времени за алтарем церкви с. Алачино сохранился массивный надгробный памятник из темно-серого гранита с именами священника Резвова и его супруги Прасковьи Федоровны, скончавшейся через полтора года после мужа.
После смерти Ф. Н. Резвова священником с. Алачино стал Иван Иванович Добролюбов. Это место он наследовал после своей женитьбы на дочери о. Филиппа Евдокии Филипповны. Родился И. И. Добролюбов в семье священника Владимирской епархии. В 1852 г. он закончил Владимирскую духовную семинарию и до посвящения в с. Алачино служил три года пономарем в село Окулово Муромского уезда. В Никольском храме священник Добролюбов прослужил более 20 лет и скончался 15 января 1880 г.
Вскоре на место умершего о. Иоанна был назначен новый священник. Им стал Иван Григорьевич Колоколов. Родился он в селе Суворотское Владимирского уезда в семье местного священника. После окончания семинарии Иван Григорьевич и получил место священника в Алачино. Однако в отличие от предыдущих настоятелей Никольского храма, о. Иоанн Колоколов прослужил здесь недолго. В 1885 г. его переместили в с. Спас-Шелутино Вязниковского уезда.
Недолго священствовал и следующий алачинский иерей - Николай Иванович Снегирев. К Никольской церкви он был назначен в 1885 г. из погоста Кинешемский Вязниковского уезда, где до этого служил псаломщиком. Должность настоятеля алачинского храма о. Николай занимал семь лет, и в 1892 г. его перевели на новое место. Дальнейшая служба Н. И. Снегирева связана с Вязниковским и Муромским уездами.
Преемником о. Николая стал Федор Васильевич Радугин, бывший до этого учителем народной школы. Служба его в с. Алачино началась в 1889 г. и продолжалась 12 лет. За время своего служения здесь он неоднократно получал за примерную службу благодарности епархиального начальства и удостаивался различных наград. Учитывая это, в 1901 г. Федора Васильевича перевели на более доходное место — к церкви Рождества Пресвятой Богородицы погоста Медуши Ковровского уезда, а на его место назначили нового священника — Георгия Якимовича Харламова. До перемещения в с. Алачино о. Георгий 9 лет священствовал в церкви Перемиловой пустыни Муромского уезда. Однако настоятелем Никольской церкви Г. Я. Харламов пробыл недолго: за какие-то проступки он в 1903 г. был низведен в псаломщики и переведен в село Заястребье Судогодского уезда.
На место низложенного священника назначили нового настоятеля. Им стал Василий Иванович Воронцов (1877-1960). Родился 1 (14) августа 1877 года в семье псаломщика Вознесенской церкви с. Хотенское Владимирского уезда. После окончания Владимирской духовной семинарии в 1900 г., он в течение 3-х лет учительствовал в школе при Ярцевской фабрике купца Демидова Вязниковского уезда.
Он познакомился с коллегой-учителем из села Боголюбова под Владимиром Алексеем Семеновичем Минервиным и его дочерью Серафимой. Непременным условием получения священнического сана и получение церковного прихода была женитьба выпускника семинарии. Серафима Алексеевна (1877-1944) стала женой учителя Воронцова – они обвенчались в 1903 году. В Боголюбовском монастыре Василий Иванович был рукоположен во священника и определён в село Алачино Ковровского уезда в 1903 г. Приход села Алачино никогда не был богатым и содержание церковного причта, состоявшее в основном из оплаты за службы и исправление треб, было далеко не идеальным. Таковое положение дел ничуть не удручало молодого иерея. В Алачине о. Василий завел большую пасеку и разбил около своего дома обширный сад из плодовых деревьев (его остатки – одичавшие сливы и яблони – можно видеть до сих пор), всё своё свободное время отдавая уходу за саженцами. Саженцы он специально выписывал из сел Доброе и Боголюбово. Селяне поначалу, что называется, присматривались к новому батюшке. Кто таков? Какого поведения будет? И это не случайно. Прежнего настоятеля за поступки, не приличествующие сану священника, низвели до псаломщика и перевели подальше в соседний Судогодский уезд.
Под руководством своего батюшки местные крестьяне также занялись пчеловодством. И батюшка помогал на первых порах односельчанам, решившим заняться разведением пчёл – кому советом, а кому и материально… Особенно в этом преуспели Агеевы, Коршуновы и Тожокнны. На пасеке самого священника насчитывалось 35 ульев.
Император, по всеподданнейшему докладу Обер-Прокурора Святейшего Синода, в 9 августа 1912 года, в Петергофе, Всемилостивейше соизволил на награждение, за 50-ти летнюю отлично-усердную службу Церкви Божией, золотою медалью с надписью „за усердие" для ношения на шее на Александровской ленте псаломщика церкви с. Алачина, Ковровского уезда, Павла Лебедева.
В январе 1918 года специальным декретом Церковь была отделена от государства. Осенью 1918 г. во время так называемого кулацкого восстания конный отряд продотрядников-коммунистов из деревни Бельково направился в соседнее Ельниково, а оттуда собрался следовать в Алачино. Узнав об этом, местные мужики ударили в набат, собирая народ. Крестьяне решили большевиков в село не пускать. На пути продотряда они устроили засеку. Тогда красный отряд пошел в обход через Дмитриево. В Дмитриеве большевики расстреляли нескольких местных жителей в самом центре деревни. Среди убитых был крестьянин д. Дмитриево Григорий Владимирович Вуколов, бывший церковный староста села Алачино, ударивший в набат с алачинской колокольни и его односельчанин Никифор Швецов, также известный своей церковной благотворительностью. Прямо на месте расстрела их и похоронили. Могилы убитых долго сохранялись, но потом их сравняли, и выстроили там деревянный барак, а рядом — деревенский магазин.
После расстрела в Дмитриево красный отряд добрался и до Алачино. Прежде всего, коммунисты ворвались в дом священника, считая отца Василия главным виновником набата и зачинщиком неповиновения крестьян. К тому же у батюшки весь дом был заставлен крынками и горшками с медом. Лето 1918 г. выдалось на редкость урожайным на этой продукт. Такое обилие меда в то голодное время еще более вывело красных из себя. На глазах матушки и трех детей, младшему которому только исполнился годик, большевики повели Василия Воронцова на расстрел. Когда батюшку уже поставили к стенке, к расстреливавшим подошел председатель алачинского комитета бедноты Павел Егорович Тожокин, бывший военный фельдшер, участник Первой мировой войны и Георгиевский кавалер. Он заступился за священника, сказал, что тот ни в чем не виноват, а мед — результат неустанных трудов самого батюшки. В результате священника не расстреляли, хотя отобрали весь мед и запретили впредь заниматься пчеловодством. О. Василий несколько ульев все-таки оставил. Он поставил их во дворе Тожокиных и продолжал потихоньку заниматься любимым делом.
В 1923 году он примкнул к обновленческой церкви. Состоял благочинным обновленческих церквей.
Во второй половине 1930-х гг. начались попытки закрыть алачинский храм. Вначале с колокольни сбросили колокола.
В 1938 году был арестован. Приговорён к 8 годам исправительно-трудовых лагерей "за принадлежность к конрреволюционной группе".
После отбытия заключения был принят в лоно Православной Церкви. С 16.08.1946 по 03.07.1950 гг. - настоятель Успенской церкви села Большие Всегодичи.
3 июля 1950 года был перемещён во Всех-Святскую церковь села Эдемское Камешковского района. 17 февраля 1953 г. определен настоятелем Михаило-Архангельской церкви села Второво Камешковского района. Оттуда о. Василии неоднократно приезжал в Алачино, где навещал семьи своих бывших прихожан.
В.И. Воронцов скончался в с. Второве 6 ноября 1960 г. и был погребен у южной стены Михаило-Архангельской церкви. Могила последнего алачинского священника сохраняется там до сих пор. В 1989 году протоиерей Василий Иванович Воронцов посмертно реабилитирован "за отсутствием состава преступления".

Алачинский храм украшался и поддерживался в надлежащем состоянии благодаря заботам не только его настоятелей, но и местных церковных старост, а также попечением прихожан. Из церковных старост известны следующие: крестьянин деревни Анохино Савва Никитич Воронин (1868-1881); московский купец Владимир Иванович Чернецов (1884-1887); крестьянин деревни Дмитриеве Григорий Владимирович Вуколов (1901-1903, 1910-1915); крестьянин села Алачино Григорий Владимирович Крашенников (1904-1906). Из них более всех сделал для храма Г. В. Byколов. Не одну сотню рублей пожертвовал он на его ремонт и приведение в благолепный вид, за что неоднократно получал благодарности епархиального начальства и архиерейские благословения. 6 декабря 1912 г. за труды по должности церковного старосты Вуколову была пожалована золотая медаль на Аннинской ленте.

5 марта 1940 года решением Ивановского облисполкома Никольская церковь была закрыта, а в 1941 году приход ликвидирован.
Тогда же определили и стоимость храмовых строений. Церковь оценили в 28 тысяч 800 рублей, а церковную сторожку — в 1 тысячу 110 рублей. С тех пор церковь в Алачино бездействует и постепенно разрушается. Колокола с церкви сбросили, разворотили иконостас, иконы были сожжены. Каменную церковную ограду частью разобрали, частью просто снесли. От церковной сторожки остался лишь фундамент.


Алачино. Церковь Николая Чудотворца. Автор фотографии: Николай. Снято: 1 июля 1972 г.

5 сентября 1960 года Владимирский облисполком признал Никольскую церковь памятником архитектуры.

Летом 2000 г. в Алачине за алтарем Никольской церкви обнаружена вросшая в землю и покрытая мхом белокаменная прямоугольная плита. На ней был высечен крест, по краям которого читалась надпись: «Тело Анны Владимировны Трусовой [погребено] 1808 года». Это не кто иная, как дочь помещика сельца Высоково алачинского прихода Владимира Леонтьевича Грибоедова Анна, родная сестра Агафьи Владимировны Бабкиной. Анна Владимировна Грибоедова была замужем за подпоручиком Афанасием Ивановичем Трусовым (ум. до 1801) из старинного дворянского рода. Сама А. В. Грибоедова в 1782 г. еще была в девицах и проживала в том же Алачине, как зафиксировано в исповедной росписи местной церкви. В метрической книге Никольской церкви за 1805 год имеется запись о кончине и погребении Анны Трусовой. Она умерла в сельце Высоково Ковровского уезда 23 ноября 1808 г. в возрасте 60 лет от чахотки. Отец Анны Владимир Грибоедов приходился родным братом капрала Никифора Леонтьевича Грибоедова — прадеда автора бессмертной комедии «Горе от ума». Плита в Алачино — единственный сохранившийся надгробный памятник члена семейства Грибоедовых в России.
/Ковровский исторический сборник. Выпуск 2. Авторы-составители: Фролов Н.В., Фролова Э.В. 2001/

В 2011 г. создается инициативная группа по восстановлению храма.
В настоящее время он является приписным к храму всех святых в Мелехово.
Село Великово, что в Медушах
Село Венец
Село Кляземский Городок
Город Ковров

Copyright © 2017 Любовь безусловная


Категория: Ковров | Добавил: Николай (29.08.2017)
Просмотров: 2797 | Теги: Ковровский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru