Хотенское — село в Суздальском районе Владимирской области России, входит в состав Новоалександровского сельского поселения.
Село расположено в 3 км на северо-восток от центра поселения села Новоалександрово и в 12 км на северо-запад от Владимира. На севере примыкает к селу Новгородское. «Село Хотенское при речке Акулинке в 13 верстах от г. Владимира (Владимирский уезд)». [1]
Справа село Хотенское, слева село Новгородское
В 1488 году великий князь Иоанн Васильевич III выселил из Новгорода около 8000 семей и дал им земли неподалеку от Владимира. Так что вполне вероятно, что село Новгородское образовали те самые новгородские выселенцы
По народному преданию Хотенское тоже было заселено новгородцами, которые, якобы, сами хотели переселения с неспокойных новгородских земель в благодатное Ополье (отсюда и название села).
Жалованная грамота вел. кн. Василия III Иоанновича Владимирскому Спасскому Золотоворотскому монастырю 1506 г., подтверждает права Золотоворотского монастыря на села Хотенское и Новоселки с деревнями и пустошами в Опольском и Ильмехотском станах Владимирского уезда. Во владении которого село и оставалось до упразднения монастырских вотчин.
Владимирского уезда в казенном селе Хотенском 15 декабря 1843 г. сгорело 5 крестьянских домов. Пожар произошел от неосторожности крестьянина. Убытка понесено на 300 руб. серебром. В конце XIX — начале XX века село входило в состав Оликовской волости Владимирского уезда.
«В селе Хотенковском, Влад. уезда, необыкновенно сильно развито пьянство среди молодежи. В последнее время стали учащаться кражи хлеба у крестьян с целью перегонки на самогонку. Местной власти надо стать на ноги и заняться искоренением этого зла, иначе от этого бед не оберешься» («Призыв», 15 июня 1922).
«Хотенский сельсовет (Владимирский уезд). Семьдесят пять процентов избирателей было на выборах нашего сельсовета. Многое избиратели поручили сделать своему сельсовету, но мало сделано по наказу. Тяжелым ярмом лежала и лежит на районе антихозяйственная заплата,— дальноземелье, трехполье, чересполосица. Длинными, зимними вечерами на собраниях много спора и ругани выльется из сотни ртов по этому вопросу. Несколько десятков постановлений и протоколов говорили о землеустройстве, о многополье, а в результате: таскай сивка соху-мать по старым межам! Был в Хотенском кооператив, работал, как мог. Не получил поддержки от совета,— мало он вел агитации о кооперировании населения,— и... кооператив перевели в другой район. Кооператива в селе не стало. О таких кампаниях, как «неделя обороны» и пр.— один сказ: сельсовету было некогда, чем-то был занят. Хорошо, что молодежь, по своей инициативе, провела ее, а то и похвалиться сельсовету на отчете не пришлось-бы. Сельсовет с бедняками живет врозь. Вся забота его о бедноте выражается в том, что подпишет заявление о сельхозналоге. Настоящей работы среди бедноты не видно. Кулацкий крестком также твердо держится своих убеждений, а сельсовет на изжитие кресткомовской политики пальцем не ударил. Несмотря на то, что в районе есть красный уголок, сельсовет не смог сосредоточить в нем культурно-просветительную работу. Невежество и хулиганство сильно вкоренилось в быт Хотенского района. В районе распространено «повитушество с бабками», наговоры да заговоры болезней скота и людей. Все это говорит за то, что сельсовет бездействует. Горе-дороги и горе-мосты с перебитыми настилами встречаются на каждом шагу. Счастлив тот, кто проедет по ним без потрясений. Далеко в пашни пробиты полевые дороги, а по коренным совсем проехать нельзя. Хоть бюджета не имеем, но выпиваем. Выпить обществом — любезное дельце сельсовета. Много пропито общественного добра, полученного от сдачи в аренду разных угодий. В этих случаях сельсоветчики бывают весьма активные, не то, что в делах благоустройства: пожарный сарай не покрытый, хотя общество на крышу и денег давало. — Сельсовет железа не нашел,— был ответ. В селе, под окнами, находится заброшенный пруд, от которого пользы ни на грош. На новую деревню, на ее передовой отряд ополчился штаб кулачества. Сельсовет дал кулакам потачку, всячески держит с ними связь» («Призыв», 27 сентября 1927 г.).
С 1929 года село входило в состав Ново-Александровского сельсовета Владимирского района, с 1945 года — Ставровского района, с 1965 года — в составе Новоалександровского сельсовета Суздальского района.
В Хотенском две улицы Широкая протянулась с севера на юг, Вознесенская - вдоль Акулинки с запада на восток. Широкая улица в Хотенском отвечает своему названию (расстояние между порядками домов достигает 65 м).
Численность начеления: в 1859 г. – 481 чел.; в 1897 г. – 516 чел.; в 1926 г. – 597 чел.; в 2010 г. – 16 муж. и 17 жен., всего 33 чел.
На реке Акулинке в полукилометре выше сел создан довольно крупный пруд, протянувшийся до Новоалександрова (длина 1,15 километра, ширина у плотины до 250 м). Пруд славится окунем, плотвой, уклейкой.
При впадении Акулинки в Рпень создан небольшой пруд (длина 450 м, ширина до 45 м). В пруду водятся карась и ротан.
Церковь Вознесения Господня
В первой четв. XVII в. в этом селе существовала церковь: в патриарших окладных книгах 1628 г. значится: «церковь Воскресение Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа въ селе Хотенскомъ дани 10 алтынъ две денги, наместничьихъ полтретья алтынъ, заезда и тиунскихъ алтынъ; въ 164 (1656) г. дани положено 2 руб. 4 алтына, 2 деньги, а въ 1746 г. 2 руб. 53 к.». Судьба этой, по всей вероятности, деревянной церкви совершенно не известна. Колокольня с кирпичной церковью в стиле позднего классицизма, близкая к образцовым проектам, построена в 1836 г. на средства прихожан, государственных крестьян. 23 октября 1867 г. освящен новоустроенный теплый придел в с. Хотенском, в честь Казанской Божией Матери.
Хотенское церковно-приходское училище, Богословской волости, в селе Хотенском, основано священником с. Хотенского Василием Косаткиным, 1-го ноября 1883 г. Ближайшие училища: Брутовское в 5 в. и Богословское — 8 в. В 1884 г. «Помещение священника Косаткина, деревянное; по свету и теплоте удобное; классных комнат одна — длиной и шириной 7, вышиной 3 ½ арш. Учебных пособий недостаточно — на 30 р. Библиотеки и земли нет. Законоучитель и учитель священник Василий Косаткин, окончивший курс во Владимирской духовной семинарии, преподает с 1880 г., а в настоящем училище с открытия его. Попечителя нет. Поступило 23 м. которые ни состояли к 1-му января 1884 г. Возраст: 7 — 8 л. - и3, 8 — 9 л. - 5, 9 — 10 л.- 2, 10 — 11 л. - 6, 11 — 12 л. - 5, 12 — 13 л. - 2. Из учащихся — 14 из с. Хотенского, 5 — Гориц (1 ½ в.) и 4 — Новгородского (1/8 вер). Ночлежного приюта нет. Живут на квартирах 5 учен., с платой по 70 к. в месяц. Вероисповедания православного и все крестьянского сословия. Средства: от разных ведомств 15 р.; платы за учение нет. Расходы: на книги и учебные пособия 15 р. Поступило 11 грам., 12 неграмотных. За теснотой помещения отказано 20. Учатся в день 6 час. и даются уроки на дома. Отделений 2. Число уроков в неделю: по Закону Божию - 5, по Русскому языку - 6, по арифметике - 4. Обучения ремеслам нет. Воскресных бесед и чтений нет» (Владимирский Земский сборник 1884. № 12. Декабрь.).
Приделов в храме села Хотенское два: в холодной церкви во имя Вознесения Господня, а в теплой в честь Казанской иконы Божией Матери. Из предметов древности в церкви сохранились: Евангелие, печатанное 7148 (1640) г. при патриархе Иосафе; Евангелие полулистовое, обложено зеленым полубархатом. [1]
Причта положено: священник и псаломщик. Содержание причт получает от требоисправлений, хлебного сбора и земли около 530 руб. в год. Для причта устроены церковные дома, для священника со всеми хозяйственными постройками, а для псаломщика без оных. [1]
Приход состоял из села Хотенского и деревни Новоселки (в 5 верстах от церкви); в приходе 257 душ муж. пола и 302 душ жен. пола, из них раскольников перекрещенцев 17 душ.
В приходе с 1883 г. открыта местным священником церковно-приходская школа, в коей учатся до 30 учеников.[1]
«Рапорт во Владимирскую духовную консисторию свящ. села Хотенского Иоанна Смирнова. В исполнение указа Владимирской духовной консистории от 7-го декабря 1905 года за № 17857, об истребовании от меня подробного объяснения о причинах присоединения из раскола в православие кр. сына Никиты Кондратьева Андреева, имею честь почтительнейше объяснить нижеследующее. Крестьянский сын села Хотенского Никита Кондратьев Андреев рожден в расколе Федосеева согласия, обучался Андреев грамоте вт. церковно-приходской школе, здесь он слушал уроки Закона Божия: Священные истории Ветхого и Нового завета, объяснение Символа Веры, молитвы Господней и заповедей Божиих, а также и Богослужения православной церкви. За уроками Закона Божия попутно, где нужно было, касался я, как и всегда это каждогодно бывает, заблуждений и неправоты раскола. Изучение православного вероучения и обличение раскола мною повлияло на Андреева в течение трехлетнего его пребывания в школе, и он еще здесь, в школе, внутренно почувствовал неправоту раскола. После выхода из школы он посещал мои публичные беседы с прихожанами, получал неоднократно книги и брошюры противораскольнического содержания и имел со мною весьма часто беседы о предметах веры, в последние два лета, когда жил у меня в качестве работника. И вот под влиянием бесед, чтения книг и брошюр противораскольнического содержания, а также под влиянием своих собственных размышлений он окончательно убедился в неправде раскола и истинности и спасительности православной церкви. Января 31-го дня 1906 года» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 9-й. 1906 г.).
11-го ноября 1907 г. о. Епархиальный миссионер А.А. Акципетров провел беседу в селе Хотенском, Владимирского уезда; здесь в местном храме, переполненном православными слушателями, о. миссионер раскрыл положительное учение о церкви. Эта беседа имела в виду главным образом местных старообрядцев безпоповцев—спасовцев поморского толка, которые, как известно, исходя из своей доктрины о наступивших временах антихриста, „опустошившаго таинства", не имеют в своей общине того церковного устройства, которое указано Св. Писанием.
Четверик, увенчанный вторым четвериком со срезанными углами, перекрытым купольным сводом с главкой, с двухпридельной трапезной (нач. ХХ в.) и колокольней. Закрыта не позже 1930-х гг. Согласно предоставленным в 1962 г. Владимирским облисполкомом в Совет по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР сведениям, по данным на 1 января 1961 г. церковь использовалась под склад [ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 330. Л. 78].
Центральный храм возведен формой небольшого одноэтажного четверика со скругленными гранями, на котором установлен массивный равнозначный четырехгранный световой барабан, с характерными для ампира полукруглыми световыми проемами. Единственная глава возвышалась на вторичном восьмигранном барабанчике, установленном на массивном сферическом граненом куполе. Обширная трапезная примыкает с западного торца и расширена за основную линию объема. Невысокая двухъярусная колокольня с открытым ярусом звона завершает архитектурный ансамбль. В наружной отделке из кладочного декора представлены фигурные обрамления граней, пилястры и широкие ступенчатые карнизы. В настоящее время церковь Вознесения Господня пустует и с каждым годом все больше ветшает.
Колокольня церкви Вознесения Господня
Вид церкви Вознесения Господня со стороны с. Новгородское
Вид на церковь Вознесения Господня с села Новгородское
Источник: 1. Добронравов, Василий Гаврилович (1861-1919). Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 1]. Владимир и Владимирский уезд / Сост. В. Добронравов и В. Березин. - 1893. - 283 с.
Сергей Иванович Смирнов
Сергей Иванович Смирнов, сын священника с. Хотенского, Владимирского уезда, родился 25 июня 1892 года и в 1913 году окончил полный курс Владимирской духовной семинарии. По окончании семинарского курса, учился в Москве живописи для поступления в Училище живописи, зодчества и ваяния и состоял вольнослушателем Московского Археологического Института. В сентябре 1914 года принят на военную службу. В феврале 1915 года поступил в Александровское военное училище, откуда вышел 1 июня того же года в чине прапорщика. И июня из г. Владимира отправлен на позицию на австрийский фронт. Участвовал в боях 2, 3 и 4 июля, находясь в военных частях, прикрывавших наше отступление. В ночной атаке с 11 на 12 июля был убит под Майданом Островским, в 17 верстах от гор. Холма. Тело его было вынесено из огня и отпето священником в лесу, а затем студентом добровольцем отвезено в Холм, где похоронено на военном кладбище. Священник, уведомивший родителей о смерти их сына, писал: «Ваш сын взошел на алтарь отечества, умер он честно. Вечная ему память». С. И. Смирнов был инициатором и самым активным участником художественных выставок в семинарии. Несколько его картин приобретено было Высокопреосвященнейшим Николаем. В последнюю выставку 1913 года им была экспонирована картина, обращавшая на себя особенное внимание — «Песня скорби». В поле, поросшем небольшим кустарником, виднелась могила с погнувшимся крестом. Осенний колорит неба, ветер, склонивший к могиле гибкую березу, погнувшийся крест на забытой могиле, производили мрачное, грустное впечатление. Много грустил юноша-художник в период работы над этой картиной, как бы предчувствуя свою близкую и безвременную кончину в далекой стране (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 44-45. 5-го ноября 1916 года).
Село Новгородское Храмы и часовни Суздальского района История Суздаля и Суздальского района.