Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
19:34
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Ковров

Погост Венец Ковровского района

Погост Венец

Погост Венец (кладбище Венец) расположен в Ковровском районе Владимирской области в 5-ти км. от дер. Красная Грива.
«Село Венец, при реке Клязьме, находится от уездного города (Ковровский уезд) в 25 верстах и от губернского города в 90 верстах».


Фрагмент карты Менде Владимирской губернии 1850 года

В старину судоходство по Клязьме было весьма интенсивным - ладьи, барки и баржи разных типов при помощи парусов и весел, а то и волоком, поднимались от устья до Владимира с различными грузами, в том числе муки и соли, которые доставлялись с низовьев Волги через Оку. Однако клязьминское русло изобиловало опасными для судоходства мелями, из которых самым серьезным препятствием на пути купеческих караванов по праву считалась Венецкая мель. Река в том месте делала крутой поворот меж лесных берегов, из-за чего заметить перекат издали было невозможно, особенно в темноте или тумане. Не раз случалось, что тяжелогруженые барки выносило прямо на песчаную банку, где они разламывались или переворачивались. Некоторые суда, пытаясь уклониться от мели, врезались в береговую кручу, вообще разбиваясь в щепы.
На высоком берегу Клязьмы, на круче, на Венце срубили еще во время царствования государя Феодора Иоанновича деревянный храм в честь Архангела Михаила. Стоял он над рекой, предупреждая идущие по ней «струги да ладьи» о существовании прямо перед церковью коварной мели, которую так и прозвали «Венецкой». Вечерами на его звоннице зажигали слюдяной фонарь, а в туман и с наступлением темноты оттуда по временам раздавались тревожные удары сигнального колокола. Позже река изменила русло, оставив Венецкую заводь, и стала протекать дальше от храма.

Исторические сведения о церкви относятся к началу XVII столетия и находятся в окладных патриаршего казенного приказа книгах, в которых под 136 (1628) годом записано, что церковь находилась в Медушской десятине, «церковь Михаила архангела на Венце на погосте дани шесть алтын три денги». Эта сумма была сравнительно невелика. К примеру, с Благовещенской церкви села Великово того же стана дани бралось в два раза больше. Уже тогда Венец назывался погостом и сам по себе как поселение был незначительным, но являлся местным центром для соседних деревень.
В 1656 г. церковь погоста Венец вновь упоминается в окладных книгах, «а по новому дозору 164 (1656) года положено дани рубль 2 алтына 3 денги, заезда гривна». Против прежней сумма выплаты увеличилась более чем вдвое. Это может служить косвенным подтверждением версии о том, что с церковью в погосте Венец произошли какие-то изменения. В 1672 г. право на доходы от этой церкви были переданы Суздальскому архиепископу Стефану.
За XVIII век сведения о Венце крайне скудны. В XVIII столетии в селе существовала церковь в честь Преображения Господня, а престол Михаила Архангела сделан был придельным; зданием церковь была деревянная с такой же колокольней.

Из старинных книг, хранившихся в церкви погоста Венец и перечисляемых тем же Березиным, упоминаются церковные издания 1749, 1762, 1774 и 1785 гг. Возможно, что именно по ним постигал основы всякой премудрости сынок причетника церкви с. Венца Михаила Чижова - Григорий. Родился он в январе 1790 г. «в селе Венце». Чижов Григорий Михайлович окончил Владимирскую духовную семинарию, и 4 августа 1812 г. его определили священником к Владимирскому кафедральному собору.
Время тогда было тревожное: армия Наполеона шла на Москву. Во Владимирской губернии началось формирование полков «военной силы» – ополчения. Из приходских селений погоста Венца, деревни Карики и сельца Красная Грива в 3-й полк «Владимирской военной силы» было записано 23 человека крестьян. В составе этого полка земляки отца Григория прибыли во Владимир, где в Успенском соборе и на площади перед ним состоялось общее молебствование, где в сослужении архиепископу Ксенофонту участвовал и священник Григорий Чижов. В память событий 1812 года отец Григорий получил бронзовый наперсный крест на Владимирской ленте.
В дальнейшем Григорий Михайлович Чижов преподавал в различных учебных заведениях, а с 1838 по 1857 гг. занимал пост инспектора Владимирских духовных училищ. Он в совершенстве знал древние языки, его перу принадлежит «Греко-российский словарь к Новому Завету в пользу юношества», изданный в Москве в 1835 г., а также несколько исторических очерков, посвященных местной Владимирской старине. Протоиерей Г. М. Чижов имел все священнические награды до наперсного креста: в 1859 году Всемилостивейше был удостоен ордена святой Анны 3-й степени, а в 1869 году, после награждения орденом святой Анны 2-й степени, ему был пожалован из «Кабинета Его Императорского Величества» золотой крест с драгоценными украшениями.

После грозных событий 1812 г. во многих селах и городах Российской империи строились новые храмы в честь избавления от нашествия французов и великой победы. То же случилось и в погосте Венец. С 1812 года на Венце священствовал местный уроженец Симеон Кириллович Венецкий. Он замыслил устроить вместо старого деревянного новый каменный храм. За помощью батюшка обратился к прихожанам — крестьянам деревень Карики, Красная Грива и Федюнино. Мужики вняли просьбе пастыря-земляка. Так как офенский промысел тогда переживал расцвет, то и денежки у венецких прихожан водились немалые. Особое старание о благолепии будущего храма проявили приходские крестьяне деревни Карики: церковный староста Василий Григорьев, Федор Савельев, Козьма Федоров, Максим Сидоров; деревни Красной Гривы - строитель Анисим Кондратов, Захар Лукьянов, Никифор Маркелов; деревни Федюнино - Василий Васильев, Ефим Васильев. Все вместе они пожертвовали значительную по тем временам сумму в 9600 рублей. На храм пожертвовали также местные помещики Симоновы, Хотяинцевы и Шестаковы.
Строительство каменного храма в честь Преображения Господня с приделом в честь Архангела Михаила началось летом 1820 г. по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Ксенофонта.
За помощью батюшка обратился к прихожанам - крестьянам соседних деревень Карики, Красная Грива и Федюнино. Мужики вняли просьбе пастыря-земляка. Так как офенский промысел тогда переживал расцвет, то и денежки у венецких прихожан водились немалые. Документы Государственного архива Владимирской области сохранили имена тех, кто жертвовал на новую церковь. Особое старание о благолепии будущего храма проявили приходские крестьяне: деревни Карики церковный староста Василий Григорьев, Федор Савельев, Козьма Федоров, Максим Сидоров; деревни Красной Гривы строитель Анисим Кондратов, Захар Лукьянов, Никифор Маркелов; деревни Федюнино Василий Васильев, Ефим Васильев. Все вместе они собрали значительную по тем временам сумму 9600 рублей. На храм пожертвовали также местные помещики Симоновы, Хотяинцевы и Шестаковы.
В 1825 г. был освящен Михаило-Архангельский придел. В 1830 г. освящен основной храм по благословению епископа Владимирского и Суздальского Парфения (Черткова) в честь Преображения Господня (его стали называть Спас на Венце).
Церковь представляла собой широкую ротонду на четверике с «фонариком» над куполом, двумя колонными портиками с северного и южного фасадов. Пятиярусная высокая колокольня придавала всему храму особенно величавый, парадный вид. Пол в церкви был выложен красными, белыми и синими плитками, которые образовывали красивый узор. Преображенский храм на Венце нельзя было спутать по внешнему виду ни с одним другим храмом Ковровского уезда.
Старожилы рассказывали, что колокольный звон Преображенского храма был слышен окрест на десятки верст, особенно на низменном левом берегу, служа часами и ориентиром для жителей многих деревень. Преображенский храм на Венце нельзя было спутать по внешнему виду и его внутреннему великолепию ни с одним другим храмом Ковровского уезда. Проводящие свои барки купцы считали своим долгом жертвовать дорогую церковную утварь в храм-маяк, и даже те из них, кто во второй половине XIX века после упадка судоходства на Клязьме переселился в другие губернии, продолжали поддерживать Спас на Венце.
В 1858 г. при священнике Петре Ивановиче Руберовском и по благословению епископа Владимирского и Суздальского Иустина (Михайлова), при Преображенской церкви на Венце построили придел в честь святой Живоначальной Троицы. В 1891-1895 годах на средства приходских крестьян выстроена и церковная каменная ограда, крытая железом.
В конце 1850-х годов приход погоста Венца переживал свое лучшее время. В Кариках, Красной Гриве, Федюнине и Венце обитало всего 1025 жителей. К 1904 году в том же приходе оставалось всего 365 человек, да и из тех пятая часть уже работала на фабриках и иных заведениях в Коврове, Вязниках и Шуе. После освобождения крестьян в 1861 г. многие из них стали покидать деревни в поисках более легкого заработка или же пытались основать собственное торговое дело.

К 1898 г., по данным В. Березина, «Престолов в церкви три: в холодной — в честь Преображения Господня и в теплой трапезе: в честь Архангела Михаила и в честь Святой Живоначальной Троицы (устроен и освящен в 1858 году).
В церкви имеются старинные книги: Евангелие изд. 1663 г. и Пролог 1689 года, толковое евангелие 1698 года, Православное Исповедание 1749 года, Патерик Печерский 1762 года, Богословие Иоанна Дамаскина 1774 года, Сборник поучений 1785 года и Ответы преосвящ. Никифора на вопросы старообрядцев — 1801 года.
Копии метрических книг с 1803 года и исповедных росписей с 1829 года хранились в целости. Опись церковного имущества составлена в 1872 году.
Земли при церкви: усадебной 3 десятины 626 кв. саж., пахотной 62 десятины 1692 квадр. саж., из коих половина земли, как неудобная, не возделывалась, сенокосной 26 десятин 600 квадр. саж. и лесу 18 десятин.
Какое-то время приход храма погоста Венец был объединен с соседним приходом села Якимово (Покровская церковь), но потом их опять разделили.
Причт: священник и псаломщик. На содержание причт получал: процентов с причтового капитала 400 руб. 60 коп., от земли 8 руб. и за требоисправления 90 руб., а всего в год 500 руб. Священник имел дом собственный, а псаломщик жил в церковной сторожке.
Преображенскому храму на Венце принадлежали две часовни, одна из них стояла на месте прежней деревянной церкви, а также два деревянных на каменном фундаменте дома, построенные в 1898 году. Один из домов служил церковной сторожкой, другом - приютом для богомольцев.
Приход: село и деревни: Красная Грива, Федюнино и Карики. Расстоянием от церкви деревни находятся не далее 8 верст; препятствий к сообщению с ними не имеется.
Всех дворов в приходе 62, душ мужского пола 248 и женского пола 231 душа.


Церковь в честь Преображения Господня в селе Венец

Церковь Преображения Господня в п. Венец

После П.И. Руберовского в Преображенском храме погоста Венец священствовал отец Стефан Агриков.
Выходцы с берегов Клязьмы, обосновываясь очень далеко от родных селений, все равно помнили о своем величавом храме на Венце. Так, к примеру, в Преображенскую церковь погоста Венец мещанин города Ходжента Самаркандской области Константин Степанович Богатырев пожертвовал плащаницу стоимостью в 100 рублей, купец города Асхабада Закаспийской области Федор Игнатьевич Сорокин - священническое облачение стоимостью в 80 рублей, а мещанка села Петровское Пермской губернии Пелагея Ивановна Петрова дала шелку для завесы к царским вратам. К 1902 году капитал причета венецкой церкви состоял из следующих пожертвований: 4 тысячи рублей были пожертвованы уроженцем деревни Красная Грива бийским купцом 1-й гильдии Алексеем Федоровичем Морозовым, столько же рублей было пожертвовано бийским купцом Алексеем Вуколовичем Соколовым, также родом из Красной Гривы. На ремонт и содержание церкви имелся капитал 10 государственной 4% ренты по тысячи рублей каждая, который был пожертвован А. Ф. Морозовым.
Четверть века священником храма погоста служил Ефим Михайлович Белороссов, в 1907 г. награжденный за заслуги по духовному ведомству наперсным крестом от Св. Синода.

В начале XX столетия на Венце началось строительство двух солидных каменных зданий. Соединенные коридором, они имели по переднему фасаду около 70 аршин длины. Стройка началась по инициативе священника Ефима Белороссова и производилась под его наблюдением на средства местных уроженцев Алексея и Елены Морозовых, купцов города Бийска Томской губернии.
Священник Белороссов умер 27 августа 1908 года, а вскоре скончались и благотворители Морозовы.


Купец Алексей Морозов — уроженец и благотворитель прихода Венецкого погоста. Елена Морозова — супруга А.Морозова.

Перед смертью Елена Морозова поручила заведование стройкой проживавшему на Венце во время летних каникул помощнику инспектора Московского императорского технического училища Александру Ефимовичу Покровскому - местному уроженцу, сыну диакона Преображенской церкви. К концу 1908 года одно здание уже было закончено и покрыто. Первоначально предполагалось в этих зданиях открыть профессиональную женскую школу с сиротским приютом, но потом было решено устроить богадельню для престарелых.
После 1917 года начатое священником Белороссовым и купчихой Морозовой благотворительное дело оказалось заброшенным. Сейчас от здания богадельни не осталось и следа, хотя его подвалы кладоискатели ищут до сих пор, так как существует легенда о том, что в них в 1930-е годы были спрятаны церковные ценности. Трагически сложилась и судьба Покровского, под чьим надзором завершалось строительство богадельни. Он погиб во время пожара, случившегося в Венце 14 октября 1928 года, в возрасте 70-ти лет.
Ефима Белороссова сменил священник Федор Васильевич Виноградов, член-сотрудник общества вспомоществования нуждающимся воспитанникам Шуйского духовного училища. 25 сентября 1915 г. Ф. В. Виноградова переместили в село Пищугово Шуйского уезда, а 27 октября 1915 г. в Венец был назначен священник села Булгаково Суздальского уезда Николай Георгиевский, который и стал последним священником венецкого храма.

В 1894 г. в приходской деревне Красная Грива было открыто земское народное училище.

Погост Венец существовал, пока жила церковь. В 1837 г. там проживало 23 человека, в 1857 г. – 25 человек, а в 1904 г. – 17 человек. Население погоста жило в четырех домах, из которых один принадлежал священнику, два других – диакону и псаломщику, а четвертый – церковному сторожу и просвирнице. В начале XX столетия недалеко от этих домов появилась лесная сторожка вязниковского купца Демидова, купившего землю рядом с погостом.

«Я, Покровский Ф. К„ бывший псаломщик с. Венца, Ковровского района, отказываюсь от должности псаломщика с 12/1-30 г. и впредь заниматься церковной службой не буду» («Призыв», 20 января 1930 г.).
Преображенская церковь на Венце была закрыта уже после начала Великой Отечественной войны 14 июля 1941 года. Еще в марте 1941 года располагавшийся по соседству колхоз «Прогресс» просил продать ему на слом церковное здание, но война помешала осуществить этот проект. С тех пор прежде великолепный венецкий храм медленно разрушается, оказавшись в лесной безлюдной глуши. Заросли кустов и травы окружили церковное здание почти вплотную, поэтому его даже толком сфотографировать сегодня нельзя. Храм полуразрушен, свод в приделе и трапезной рухнул, колонные портики снесены, окна и двери выломаны, равно как и плиты пола. Колокольня потеряла свое завершение.
Близ ветшающих кирпичных стен скрываются старинные надгробные камни и плиты, на большинстве из которых надписи уже не разобрать. Однако некоторые из них, еще поддающиеся прочтению, подчас складываются в проникновенные эпитафии. Например, на разбитой беломраморной плите с именем Григория Игнатьевича Зайцева, скончавшегося «25 мая 1839 г. 30-ти лет от роду» выбит несовершенный, но трогающий глубиной чувства стих:
«Ты умер, оставив меня одинокой
Дни коротать без тебя.
Кто даст забвенье в скорби глубокой?
Кто приласкает меня?»
На Венце деревья шумят как будто с особенной грустью, и сам заброшенный погост представляет собой печальное зрелище. На современной топографической карте к маленькому крестику с надписью «погост Венец» ведет лишь тоненькая прерывистая линия исчезающей непроезжей и почти непроходимой дороги. А охотникам и рыбакам, как говорят, и в наши дни порой чудится звон венецких колоколов…
Появились желающие отремонтировать Преображенский храм на Венце. Можно только пожелать удачи в этом благом начинании, однако восстановить полуразрушенную святыню будет очень непросто и потребуется немало времени, сил и средств.

Н. Фролов
Село Клязьминский Городок
Село Якимово
Деревня Красная Грива
Город Ковров

Copyright © 2017 Любовь безусловная


Категория: Ковров | Добавил: Николай (05.04.2017)
Просмотров: 3828 | Теги: Ковровский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru