Святой Праведник Карп Медушский. XVII в. Погост Медуши
Святой Праведник Карп Медушский. XVII в.
Небесным покровителем ковровского края с давних пор считается праведник Карп Медушский. Народное почитание Карпа Медушского Ковровского было распространено в XVII-XVIII вв., хотя точно неизвестно, когда он жил. Возможно, он являлся современником Ивана Грозного или даже жил в XV столетии.
Святой Праведник Карп Медушский
Некто именем Карп, из прихожан Богородице Рождественской церкви в погосте Медуше (сейчас это урочище Медуши Ковровского района, рядом Скит Мстерского Богоявленского монастыря), некогда подвизался в вере и благочестии и своей праведной жизнью приобрел, как при жизни, так и по кончине, почитание своих односеленцев...
По преданию, в Медушах Карп жил в маленькой деревянной келье, которую сам и построил, около церкви, где подвизался в вере и благочестии. Он достиг весьма преклонных лет, и уже при жизни окрестными крестьянами почитался как великий праведник.
После смерти старца на его могиле будто бы стали происходить исцеления больных, которых специально приносили и привозили туда. Именно поэтому ковровчане, не имея других святых в своей округе, стали почитать праведника Карпа Медушского как своего небесного заступника. В Ковровском уезде, на границе к Судогодскому, есть погост Медуши, место уединенное, и теперь не безлесное, а в старину окружалось дремучим лесом. При церкви в погосте живет одно духовенство, прихожане погоста разбросаны по окрестным деревням. Церковь в погосте каменная трех-престольная. Один из престолов в теплом отделе посвящен св. мученикам Карпу и Папиле, празднуемым 13 числа октября. Каждогодно в этот день в приделе мучеников совершается торжественное богослужение. Народ в этот день собирается в Meдуши не из одних приходских деревень, а со всех окрестных селений Ковровского и Судогодского уездов. Богомолье, издавна собиравшее народ, привлекло и торговцев, образовалась в этот день ярмарка. Вне каменной ограды, окружающей церковь в погосте, есть деревянная ветхая часовня над могилой погребенного тут юродивого Христа ради раба Божия Карпа; могилу покрывает известковая плита, незатейливо иссеченная, без надписи. Вокруг этой часовни с утра во весь день 13 октября, покуда идет в церкви служба и суетится ярмарка, собирается народ и молится о упокоении раба Божия Карпа; а когда служба в храме кончается, многие из приходящих просят приходского священника отслужить над Карпом панихиду. Память о достопамятном Карпе живет в народе давно, около двух сот лет. Современники после его смерти чтили его память молитвою на его могиле в день его именин; с течением времени память о нем не слабела, а становилась живее и живее; в первой половине XIX столетия, когда нужно было строить вместо деревянного тесного храма каменный, в прихожанах родилась мысль посвятить один из престолов каменного храма мученикам Карпу и Папиле, из коих первый дал свое имя почитаемому в местном населении Карпу. Устройство престола во имя мучеников дало повод установить в некоторых деревнях Медушевского прихода сельский годовой праздник. Так постепенно о юродивом Карпе возвышалась память в окрестностях погоста Медуши.
Кто же этот Карп, заслуживший по себе такую долгую, светлую память, что и могилу его доселе знают и к ней собираются ежегодно в день его памяти для совершения по нем молитвы, и устрояют престол во имя его ангела, и установляют деревенский праздник в честь мученика, давшего ему свое имя, и каждогодно здесь открывается торжище в означенный день? Приходский священник Медушевской церкви, почтеннейший о. Димитрий Покровский, сообщил мне, что приснопамятный Карп, по преданию, был крестьянин — какого именно селения, неизвестно, но без сомнения из ближайших к погосту Медуши, по занятию — пастух. В простоте сердца работая Богу и сознавая свою греховность, для большего угождения Господу и спасения души своей, он по смирению принял на себя, во время своей жизни, тяжкий подвиг юродства. В чем именно состоял этот подвиг, для потомства осталось неизвестно; известно только, что покуда он был жив и пас стадо, многие над ним смеялись, как над глупеньким, малые дети издевались и оскорбляли его; он все переносил терпеливо, насмешникам отвечал улыбкой, оскорблявшим — незлобием; юродство не мешало ему обязанность пастушества вести рачительно и исправно. Скончался Карп, схоронили его на общем кладбище погоста, не далеко от церкви. Вскоре после его смерти открылся в близь лежащих к погосту Медуши деревнях сильный скотский падеж. Крестьяне, видя поголовную гибель скота, обратились к Господу Богу с сокрушенною молитвою об избавлении от бедствия: не видя ни откуда помощи в оздоровлении домашнего скота, у одного Господа надеялись испросить милость избавления от беды. Одному из крестьян окрестных селений во время всеобщей молитвы открыто было (в сновидении, или как иначе, неизвестно), что для прекращения надежа необходимо отслужить при собрании всех жителей пораженных надежен мест панихиду на могиле пастуха юродивого Карпа и тут же при могиле его помолиться усердно об оздоровлении скота. Получивший открытие свыше немедленно разгласил об оном по всем селениям, — и крестьяне спешно собрались вокруг могилы раба Божия Карпа; приходский причт отпел по прошению их панихиду; молитва собравшихся была слезная, глубокая, — и с того дня падеж скота начал видимо уменьшаться и вскоре кончился. Милость Божия, явленная так скоро по совершении панихиды, поразила всех; вспомнили, как осмеивали и оскорбляли пастуха Карпа; стыд и раскаяние тяготили всех, все со дня прекращения падежа стали просить у усопшего забвения своих издевательств над ним, стали благоговейно произносить его имя, стали душевно чтить его память; благоговейное воспоминание переходило от отцов к детям и внукам, на могилу положена плита, над могилою срублена часовенка. Чем дальше, тем более крепла благоговейная память о юродивом Карпе, переходя из рода в род, — и вот явился придельный престол в приходской церкви во имя мученика Карпа, как священный памятник при могиле благоговейно почитаемого простолюдина, — и в день празднования мученика — сборище народа над могилою юродивого для возношения молитв о упокоении в царствии Божием смиренномудрой души его. Многие из собирающихся на могилу Карпа 13 октябри берут для больных своих из под плиты, покрывающей могилу, землю, по приносе в дома кладут ее в мешочках на больных, и некоторым, слышно, по вере бывает исцеление. Так закончил мне сообщение свое о Карпе о. Дмитрий. П. С. А. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 15-й. 1-го августа 1887 года).
Широкое народное почитание Карпа Медушского продолжалось вплоть до конца 1930-х гг. На его могилу обязательно приходили все посетители Медушских ярмарок, проходивших 6 сентября в канун престольного праздника Рождества Пресвятой Богородицы.
С течением времени место упокоения праведника в Медушах позабылось. Несколько лет назад закрытый решением Ивановского облисполкома от 24 июля 1941 года и затем разоренный медушский храм был восстановлен. Но место погребения святого, который, как указано в архивных документах и старых книгах, «покоится под спудом», возможно, на месте прежде существовавшей деревянной церкви, найти не представлялось возможным.
И вдруг один из местных жителей указал точное место, где похоронен Карп Медушский. Информацию об этом, по его словам, мужчина получил от своего отца. Тот же еще в 1990-е гг., копая недалеко от медушского храма могилу умершему односельчанину (действующее кладбище, где хоронят усопших из соседней деревни Клюшниково, существует там до сих пор), случайно вырыл старинный засмоленный дубовый гроб-колоду, в котором находились нетленные останки старца в монашеской одежде. Испугавшись такой находки, он закопал гроб обратно и долго никому об этом не рассказывал. Однако теперь все-таки поделился информацией. По просьбе активиста группы православных поисковиков Николая Макаревича, сделавший уникальную находку житель Ковровского района и его сын специально приехали в Медуши и точно показали место захоронения Карпа Медушского — к югу от храма.
Теперь для того, чтобы обрести мощи праведного старца требуется разрешение епархиального архиерея. А для этого, согласно определению Священного Синода о порядке обретения мощей подвижников веры и благочестия от 4 октября 2012 года, требуется подать материалы о святом Карпе Медушском в синодальную комиссию по канонизации святых, которая после проведенного исследования должна доложить о результатах Патриарху Московского и епархиальному владыке. И только потом возможно вскрытие захоронения и обретение останков в присутствии епархиальной комиссии, учрежденной епархиальным архиереем после получения благословения Патриарха Московского и всея Руси, в присутствии представителей Синодальной комиссии по канонизации святых.
Этот процесс весьма небыстрый, но если Ковровский край обретет мощи праведника Карпа Медушского, то древний погост может стать одним из центров паломнического туризма. Однако уже с давних пор 13 октября в день памяти святых мучеников Карпа и Попилы, в честь первого из которых был крещен Карп Медушский, в церковь погоста Медуш приезжают богомольцы поклониться почившему подвижнику благогочестия. А у современных иконописцев востребованы образа Карпа Медушского, причем лик этого святого недавно появился и в настенной росписи новой ковровской церкви святой праведной Анны. Теперь помолиться у образа святого можно прямо в городе, что еще больше способствует его почитанию.
Погост Медуши
Погост Медуши находится в 22 км. к югу от Коврова.
Окруженный дремучими лесами Медушский погост возник в глубокой древности, возможно еще при Иване Калите, если не еще раньше в домонгольские времена. Первым документальным упоминанием о нем является грамота великого князя Владимирского и Московского Василия I Дмитриевича, старшего сына Дмитрия Донского, датируемая 1390 годом. По этой грамоте Василий I передал Медушскую и соседнюю с ней Ярополчскую волости своему двоюродному дяде князю Серпуховскому и Боровскому Владимиру Андреевичу, герою Куликовской битвы, взяв взамен город Ржев с округой. Очевидно, что центр столь обширной и значимой волости, которую вместе с соседней обменяли на город и целое удельное княжество, являлся значимым и важным духовным и административным центром.
В грамоте 1526 г. по разделу земель между Троице-Сергиевым монастырем и князем Иваном Михайловичем Мезецким в качестве свидетелей выступали медушские бортники Василий Медынцев, сын Филисов, и Дружина Павлов, сын Бобров. Недалеко от погоста проходила дорога из Владимира на Ярополч и Нижний Новгород.
Название же свое Медушский стан получил в связи с наличием на его территории богатых бортных угодий, откуда мед доставлялся во Владимир и даже в Москву, куда мед поставлялся к великокняжескому столу.
К Владимирской десятине приложены десятины Медушская Еропольческая и Гуская (XVII в.) Медушская десятина, составленная «по письму и дозору Григорья Житкова 128 г.» и состоявшая из жилых данных церквей Владимир. уезда, станов Медушского и частью Боголюбского, и Еропольческой волости и около половины церквей Суздальского уезда, по приход. оклад. книгам патр. каз. приказа начинается с 136 (1628) г. и писалась в тех же книгах по 196 (1688) г. Медушская десятина, хотя и имела своего выборного из среды духовенства старосту поповского и свои приходные книги, но не была вполне самостоятельная и не могла относиться с своими текущими делами непосредственно в патр. каз. приказ, а «ведалась» на Владимир. десятильничем дворе и была зависима от управителей оного двора: архимандрита, или протопопа, или игумена и десятильника. Окладной и неокладной доход, собираемый с духовенства, представлялся в патр. каз. приказ за рукою протопопа, десятильника и старосты поповского, в 140 и 143 гг. за рукою Балахонских старост поповских (?), в 170 г. за рукою Вязниковской слободы Благовещенского игумена Моисея. «180 г. февраля 16 по указу в. г. святейшаго Иоасафа патриарха Московскаго, а по челобитью и по выписке Стефана, архиепископа Суздальского и Юрьевского, за пометою дьяка Ивана Калитина да Перфилья Семенникова Медушския десятины Суздальского уезда данныя церкви велено отдать Суздальскому архиепископу Стефану по писцовым книгам, которыя церкви написаны Суздальского уезда в приходных книгах под всякою церковью, которыя ему отданы, очистить и впредь их не писать в приходную книгу, а которыя церкви отданы и то очищено под всякою церковью». Не смотря на означенный указ Медушская десятина с оставшимися по писцовым книгам Владимирского уезда церквами в приходных книгах писалась до 196 г. А с 197 г. Медушская десятина заменилась Еропольческой. Начало Еропольческой десятины должно собственно отнести к 170 (1662) г., когда Благовещенского монастыря игумен, вероятно по патриаршу указу, сделался управителем этой десятины и приходная книга окладных и неокладных денежных доходов скрепил своею рукою. В 189 (1681) г. в Вязниковской слободе строится двор, «где приежать Благовещенскаго монастыря строителю Аврамию для расправы духовных дел и старостам поповским для сбору окладных и неокладных доходов». Вязниковская слобода с этого времени делается центром Еропольческой десятины и новопостроенный двор, на подобие других дворов, именуемых «десятильничий», становится присутственным местом, в котором заседали управители, десятильники, старосты поповские и два подъячих, из коих один собственно для канцелярских дел, а другой «для помочи» старостам поповским. Под 198 г. в Еропольческой десятине упоминается 6-ть попов закащиков (помощников старост поповских). Такое большое число закащиков и притом на такое ограниченное число жилых церквей (47) указывает на занимаемое большое пространство Еропольческой десятины, и на отдаленность расстояния церквей одна от другой, и на неудобство сообщений. Управители Ероп. десятины в своих отписях нередко заявляли патр. каз. приказу, что «за разлитием водяных рек, за непроездом болот и озер и за разбоем и грабежом от воровских людей» деньги в патр. каз. приказ не могли быть доставлены своевременно.
В Медушской десятине по приход. книге 136 г. жилых данных церквей состояло 63 да новоприбылых 4, да 6 церквей без пения; в 143, 147 и 152 гг. в Медушскую десятину прибыло — 7; в 154 г. из Владимирской десятины — 7; в 155 и 156 гг. — 2; во 164 г. по дозору Извольского — 9; во 168, 179, 185 и 194 гг. — 4; а всего в Медушскую десятину прибыло с 137 по 194 г. 29 церквей, из них «грамотчиков» 19 церквей.
Из Медушской десятины выбыло во 180 — 184 гг. в Суздальскую епархию 38, да в разных годах выбыло: 8 во Владимирскую десятину, 1 в десятину вотчин Троице-Сергиева монастыря, 45 — в Еропольческую, 2 — в Гускую десятины, а о 2-х церквах Николая чуд. в Васильевском и Благовещения Пр. Бог. в Крутце, — куда выбыли — отметки нет.
Еропольческая десятина, хотя и писалась в приходных окладн. книгах патр. каз. приказа с 196 по 1746 г., но из производившегося в синод. каз. приказе дела о священнике Леонтие Иванове видно, что «в 1730 г. по указу свят. Синода Еропольческая десятина отрешена была (вместе с другими десятинами Арзамаской и Балахонской) из Синодальной области и отдана в ведомство Нижегородского и Алатырского архиепископа Питирима», а в 1738 г. октября 3-го указом синод. каз. приказа, состоявшимся по определению свят. правит. Синода вследствие челобитья Владимирского уезда Ярополческой десятины города Арзамаса и гор. Балахны с уездами священно-церковно-служителей «велено обретающимся в ведомстве Нижегородской епархии Синодальной области городом с уезды впредь до разсмотрения свят. Синода отныне ведомством быть по прежнему в Синод. области».
Число всех жилых церквей в приход. окладных книгах под Яропольческою десятиною писалось 60, из них прибыли 45 из Медушской десятины, да 14 новоприбывших между 197 — 1720 гг., да 1 соборная церковь, прибывшая неизвестно откуда и когда; из Яропольческой десятины выбыли: 1712 г. соборная церковь, 1703 г. церковь Пр. Троицы на в. озере «для того, что церк. земля вынесена в пустовую оброчную книгу», 1727 г. церковь Рожд. Прес. Богор. в Курмашине «церковь не построена», в книге 1746 г. Спаской, что в Заволожье, церкви не написано, а по чему или куда выбыла — отметки нет. А всего в Яропол. десятине по книге 1746 г. состояло жилых данных церквей — 56; тоже число упоминается и под 1761 г., а именно: «1762 г. по указу, а по репорту Владимир. духовной консистории Яропольческой десятины на 761 г. с 56 церквей данныя и протчия 209 руб. 83 ¼ коп., да с того сбору нужнейшия 3 р. 6 ½ к. приняты» (печат. конторе безпошлинныя кн. 300, л. 157).
В 1778 г. при учреждении Владимирской губернии и наместничества, земли Медушского стана разделили между Ковровским и Судогодскими уездами. Погост Медуши оказался в южной части Ковровского уезда, на самой окраине.
Из окладных книг книг Патриаршего Казенного Приказа, хранящегося в Московском архиве Министерства Юстиции видно, что в 1628 г. в Медушах существовала деревянная церковь в честь Рождества Пречистой Богородицы. Каменный храм строился с 1820 по 1854 гг. по завещанию помещика Григория Михайловича Дроздова тщанием его правнуков, поручиков Николая и Александра Ефимовичей Андреевых, а также прихожан. В 1833 г. был освящен основной престол храма в честь Рождества Пречистой Богородицы. В знак памяти прихожан о подвизавшемся праведнике Карпе, устроили в церкви придел во имя мучеников Карпа и Попилы - из коих первый угодник Божий Ангел тезоименитого трудившегося Карпа. В 1854 г. было закончено строительство храмового комплекса, и освящены два придела в честь св. пророка Илии (празднование 20 июля) и св. мучеников Карпа и Папилы (празднование 13 октября).
В день памяти Православной церковью этих Святых (Карпа и Папилы) 13 октября, в церковь погоста Медуш бывало стечение богомольцев и все после богослужения спешили поклониться подвижнику благогочестия и слушали служащиеся над ним панихиды.
Каменный храм представляет собой ротонду на четверике с двумя колонными портиками. Храм был выстроен из красного кирпича и оштукатурен. Небольшая по размерам колокольней выстроена в классическом стиле и увенчана высоким шпилем. При храме находилась могила праведника Карпа, подвизавшегося в вере и благочестии не позднее XVIII в. В честь соименного ему святого и был устроен придел. С западной стороны располагается старинное кладбище.
Погост Медуши, или как писали на старых картах «Медусский» в 1861 году вошел в состав Дмитриевской волости, которая в 1881 году была преобразована в Клюшниковскую. В Медушах проживало в 1859 г. - 21 человек, а в 1904 г. – 13. Но малонаселенный погост преображался в осенние дни. 6 сентября накануне престольного праздника Рождества Пресвятой Богородицы начиналась трехдневная Медушская ярмарка. На обширном пустыре к северу от храма ставились временные торговые балаганы и лотки. На ярмарку съезжались по нескольку тысяч человек, и товаров продавалось более чем на 10 000 рублей. Вторая однодневная ярмарка проходила 13 октября и была по размаху меньше предыдущей. Церковные документы: копии метрических книг с 1803 года, исповедные росписи с 1829 года и опись церковного имущества хранившегося в ризнице значилось: «Медуши погост при колодцах, в 52 верстах от губернского города и в 27 верстах от уездного города. Земли при церкви имеется 177 десятин, из коих усадебных 2 десятины, пахотной 30 десятин, 18 десятин смешанного леса, и 127 десятин неудобной земли. Дома у причта собственные». В 1854 году помещиками Николаем и Александром Ефимовичами Андреевыми сооружена ныне существующая каменная церковь с таковою же колокольней. Храм в честь рождества Пресвятой Богородицы с приделами во имя Св. пророка Илии и Свв. мучеников Карпа и Паппилы ( праздн. 13 октября). С 1894 года в деревне Клюшникове существует земская народная школа. Приход Церкви погоста Медуши ныне состоит из прихожан помянутого погоста и деревень: Чурилово, Патрикеево, Дроздовка, Клюшниково, Сергеевка, Юшково, Слободка и Никитское. Всех дворов в приходе 247, душ мужского пола 606, и женского 704 души… Решением Ивановского облисполкома от 24 июля 1941 года храм был закрыт и начал разрушаться.
Богородице-Рождественская церковь в погосте Медуши стоит в густом лесу, посреди кладбища. Представляет собой весьма большое сооружение интересной архитектуры периода русского классицизма с активным применением белокаменных блоков. Белый камень и в кладке архитектурных деталей на фасаде, и в массиве основных нагруженных элементов конструкций. За счет красивых белокаменных вставок различного профиля в кирпич фасады имеют очень нарядный вид. Внутри церковь поражает колоссальными масштабами основного объема, декорированного колоннами с хорами для певчих с двух сторон. На хоры ведут лесенки, устроенные в массиве стен. Мощный барабан ротонды с восьмью окнами и большие окна четверика заливают внутренний объем церкви потоками света. Пол выложен белокаменными плитами, которые однако на сегодняшний день вандально вскрыты по всему периметру. Трапезная имеет сложную систему сводов, поддерживаемых колоннами. Колокольня прекрасно гармонирует своим круглым ярусом звона с главной ротондой. Церковь была окружена каменной оградой, от которой остались в основном руины. Сохранились главные восточные ворота и одна угловая башня. Встреча с таким величественным архитектурным ансамблем в совершенно обезлюдевшей лесной местности производит неизгладимое впечатление. К сожалению, нынешнее состояние церкви аварийное, она находится в стадии активного разрушения и повреждения растительностью. Период восстановления Богородице – Рождественской церкви начинается с обращения 24 августа 2006 года Управляющего Владимирской РПЦ Высокопреосвещеннейшего Архиепископа Евлогия в Администрацию Владимирской области о передаче Владимирской епархии РПЦ здания Богородице-Рождественской церкви, которое было удовлетворено Распоряжением Директора Департамента Имущественных и Земельных Отношений Владимирской области А.В. Денисовым от 11 января 2007 года. Передаче предшествовало обследование зданий церкви (акт обследования 20.11.2005). Высокопреосвещеннийшим Архиепископом Евлогием церкви был дан статус подворья от Свято – Казанского скита, что в селе Акиншино. К осени 2006 года был выполнен большой объем работ по восстановлению храма, в том числе был выстроен дом для причта, и 25 ноября в нем поселился первый насельник. Постепенно начинает возрождаться молитвенная жизнь подворья, начинают служиться молебны, совершаться крестные ходы. Весной 2007 года начинаются работы по восстановлению колокольни. На куполе был установлен шпиль, увенчанный крестом. Также к концу строительного сезона 2007 года были восстановлены формы колонн в трапезной части храма, вставлены все окна, сделана бетонная стяжка основного купола и свода алтаря. С началом зимы работы останавливаются, но Великим постом начинает воссоздаваться придел Карпа и Паппилы. В 2008 году были продолжено восстановление основных частей комплекса (оштукатуривание, кровельные работы). Также проведена электропроводка по всему храму и сделана отделка трапезной части храма. 26 августа был освящен и затем установлен крест на главном куполе храма, а 23 сентября восстановлен сам купол и окрашен. К 12 октября закончена кровля над алтарем. В 2009 году была закончена внешняя отделка комплекса, а выполнены все кровельные работы. В 2010 году предполагается продолжить внутренние работы в храме, а также начать расчистку прилегающей территории от мусора и выкопать колодец. Планируется также начать посильный уход за территорий древнего кладбища.