Главная
Регистрация
Вход
Четверг
08.12.2016
23:07
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 195

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [400]
Суздаль [151]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [102]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [60]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [22]
Гусь [31]
Вязники [86]
Камешково [24]
Ковров [30]
Гороховец [14]
Александров [44]
Переславль [38]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [18]
Религия [1]
Иваново [11]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [5]

Статистика

Онлайн всего: 17
Гостей: 17
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Вязники

Михаил, верижник Вязниковский

ИНОК МИХАИЛ ВЕРИЖНИК

«Суздальском уезде был некто пустынник, Михаил именем, свят муж, до мора еще преставился (моровое поветрие и голод 1601-1603 гг.). Ныне тут и пустынь заведена над мощами его».
Из письма дьякона Федора Иванова из Пустоозерской ссылки к семье протопопа Аввакума на Мезень, датируемое 1669 годом.

Михайлова пустынь

«Михайлова пустынь расположена на реке Клязьме и находится отъ уезднаго города (Ковров) въ 12 верстахъ, а отъ губернскаго въ 74 верстах (Владимир)».
До 1763 года на месте села существовал монастырь – пустынь, в котором были две деревянные церкви: холодная – в честь Владимирской иконы Божией Матери и теплая – в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Обе церкви, вместе с монастырскими зданиями, в 1763 году сгорели и более пустынь уже не восстанавливалась.

Некто Михаил Верижник, подвизавшийся в Михайловой пустыни, которую одни исследователи видели в Ковровском уезде, другие в Вязниковском уезде уезде. «Михайлова пустынь расположена на реке Клязьме…в 12 верстах от уездного города (Коврова). В этой местности подвизался Преподобный трудник и пустынник Михаил Верижник.…До 1763 года на упомянутом месте существовал мужской монастырь-пустынь, в котором были две деревянные церкви: в честь Владимирской иконы Божией Матери и Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Обе церкви в означенном году сгорели и более пустынь уже не восстанавливалась, а был образован сельский приход».

Успенский мужской монастырь

«Село Станки при речкахъ Мертюхе и Мануйловке находится въ 12 вер. отъ уезднаго города (Вязники) и въ 112 отъ губернскаго (Владимир)».
Успенский мужской монастырь близ реки Клязьмы, издревле был в пределах Ярополческой и Мстерской волостей от гор. Вязников в 10 и Гороховца в 40 верстах.
Здесь были две церкви: Успения Пресвятой Богородицы в Св. Николая Чудотворца.
О времени основания и упразднения этой обители сведений не имеется.
Предание повествует, что Успенский монастырь был в селе Станки Вязниковского уезда, от гор. Вязников в 12 верстах на правом берегу реки Клязьмы при древней того села Успенской церкви.
В ХV веке, некто Михаил инок подвизался в железных веригах более 50 лет в Успенском мужском монастыре, скончавшись 9 ноября 1422 г. погребен в церкви упраздненного Вязниковского Успенского монастыря.
В «Книге глаголемой описание о российскихъ Святыхъ» сказано: «трудник и пустынник Михаил верижник в монастыре Успения Пресвятыя Богородицы и Святого Николы, иже на Клязьме-реке, въ Мстерской волости Государевой новый чудотворец. Подобием стар, без бороды, возрастом (ростом) велик во свитке власяной, чином белец, бысть в лето 6930 (1422). Поживе более 50 лет. От града Вязников 10 верст. Область Патриарша».
Трудник – человек, живущий и работающий в монастыре на добровольной и бескорыстной основе, но не принадлежащий к братии. Целью трудничества является работа во славу Божию. Это люди во многом внешние для монастыря.
Беле́ц - мирянин, не имеющий намерения посвятить себя монашеской жизни, а просто удалившиеся от мирских сует на житье в монастырь.
Свитка власяная - верхняя одежда - шерстяная толстая, какую некоторые монахи носили.
Без бороды. Ношение бороды у монашествующих обязательно, борода - как символ образа Божьего в человеке.
Пустынник - тот, кто из религиозных соображений отказался от общения с людьми, с миром; отшельник.
Подвижник - кто из религиозных побуждений подвергал себя лишениям.
«Бысть в лето 7930» - означает умер в 7930 (1422) г.
В селе Станках начиная с XVII века не было церкви Николая Чудотворца, а волость Мстерская с начала XVII века значилась старинной вотчиной кн. Ромодановских.
Память Михаила Верижника за его о Господе праведную жизнь чтится местными и окрестными жителями как богоугодного подвижника благочестия.

В древних русских святцах писан "святим" и "чудотворцем" и значится:
"9 ноября память преподобного отца нашего праведного трудника и пустынника Михаила Верижника Успенского монастыря /Пресвятая Богородица и Николая Чудотворца/ иже /в Ярополческой и Мстерской волости/ на Клязьме реце нового Вязниковского чудотворца. Преставися 9 ноября в лето 6530". «На гробе его положен камень и крест вырезан и летопись на дске и образ на гробе штилистовой». Церковь над ним Святителя Николая; в древних русских иконописных подлинниках писан; "Преподобный отец наш Михаил Верижник - подобием старообраз, без бороды, ростом велик в свитке власяной, чином - белец был".
/Сергий архим. Полный месяцослов, т.II, Святый Восток; часть III. стр. 66; по описанию русских святых ХVIII в. в библиотеках Погодина и Филимонова. Палехский подлинник ХVIII в. "Владим. Губ. Вед." неоф. часть 1879г. №26. Буслаев. Исторические очерки русской народной слвесности и искусства. тI. СПб. 1861г., с.353-58. Bз толкового подлинника Палехского иконописца Ф.Е. Долотова рукопись XVII в. в 4-ку./

Первые документальные сведения о церкви в селе Станки находятся в патриарших окладных книгах; в них под 136 (1628) г. отмечена «прибылою вновь церковь Медушские десятины Успения Преч. Богородицы въ Ярополче». Т.е. эта церковь здесь была построена вновь.
По писцовым книгам Ярополченского стана 145-155 (1637-1647) гг. значится село Станки за разными помещиками: Гавр. Андр. Ивановым, стольником Фед. Петр. Нащокиным, Нижегородцем Фед. Бартеневым, за Владимирцем С. Владыкиным и Нижегородцем Ив. Плакидиным.
«Ныне в селе Станках две каменные церкви: Успенская в честь Успения Богоматери холодная, с колокольнею и приделами во имя святых Иоанна Богослова и Иоанна Златоуста и Апостольская, теплая с приделом во имя св. мученика Иоанна Воина. Успенская церковь воздвигнута в 1826 г., а Апостольская - когда воздвигнута за древностию неизвестна; сохранилась ее опись, составленная в 1777 г.»
/"Владим. Губ. Вед.".1880 г., № 32/

Церковь св. Николая Чудотворца, упоминаемая древними святцами над могилою инока Михаила Верижника - полагают – есть, на противоположном берегу Клязьмы, против с. Станков стоящая церковь Никольская в погосте Кинешемском (по месткому прозвищу Никола Молошный).
Погост Кинешемский от гор. Вязников 8 верст, на левом берегу реки Клязьмы имел в конце 60-х годов текущего столетия две церкви: деревянную и каменную. Ныне каменная - построенная в 1821 г., а при ней колокольня в 1851г, холодная во имя Николая Чудотворца, а придел теплый в честь Рождества Христова.

В Пировых городищах на месте Ярополча был найден скелет большого мужчины в веригах. Найдены также остатки церкви. Ярополч упоминается в договорных грамотах московского князя Василия Дмитриевича с Серпуховским князем Владимиром Андреевичем в 1390 г. Это время подвижничества Михаила Верижника.
См. Город Ярополч-Залесский.

Свято-Троице Серапионова пустынь.
Вязниковский район.
Город Вязники.

Праведник Карп Медушский
XVII в.

Народное почитание Карпа Медушского Ковровского было распространено в XVII-XVIII вв., хотя точно неизвестно, когда он жил.
Некто именем Карп, из прихожан Богородице Рождественской церкви в погосте Медуше (сейчас это урочище Медуши Ковровского района), некогда подвизался в вере и благочестии и своею праведною жизнью приобрел, как при жизни, так и по кончине, почитание своих односеленцев... В знак отменной той церкви прихожан памяти о подвизавшемся праведнике Карпе, устроили в той церкви придел во имя мучеников Карпа и Попилы - из коих первый угодник Божий Ангел тезоименитого трудившегося Карпа. В день памяти Православною церковыо сих Святых 1З октября, в церковь погоста Медуш бывает стечение богомольцев и все после богослужения спешат поклониться почившему подвижнику благогочестия и слушают служащиеся над ним панихиды.
Погост Медуши. Ковровского уезда, от гор. Коврова в 30 верстах. В нем с 1628 года существовала деревянная Рождества Богородицы церковь. В 1854 году помещиками Александром и Николаем Ефимовичами Андреевыми построена каменная с таковою же колокольнею церковь, в которой настоящая в честь Рождества Пресвятыя Богородицы, и два придела – во имя св. пророка Илии и священномучеников Карпа и Папилы.
Жил Карп в маленькой келье около церкви и окрестными крестьянами почитался как великий праведник. После смерти старца на его могиле будто бы стали происходить исцеления больных, которых специально приносили и привозили туда.

Погост Медуши

Погост Медуши находится в 22 км. к югу от Коврова.
Прежде погост являлся центром Медушского стана, который существовал еще в 16 в. и входил в состав Владимирского уезда. В грамоте 1526 г. По разделу земель между Троице-Сергиевым монастырем и князем Иваном Михайловичем Мезецким в качестве свидетелей выступали медушские бортники Василий Медынцев, сын Филисов, и Дружина Павлов, сын Бобров.
Недалеко от погоста проходила дорога из Владимира на Ярополч и Нижний Новгород. Название же свое Медушский стан получил в связи с наличием на его территории богатых бортных угодий, откуда мед доставлялся во Владимир и даже в Москву.
Из окладных книг книг Патриаршего Казенного Приказа, хранящегося в Московском архиве Министерства Юстиции видно, что в 1628 г. в Медушах существовала деревянная церковь в честь Рождества Пречистой Богородицы. В 1778 г. при учреждении Владимирской губернии и наместничества, земли Медушского стана разделили между Ковровским и Судогодскими уездами. Погост Медуши оказался в южной части Ковровского уезда, на самой окраине.
Каменный храм строился с 1820 по 1854 гг по завещанию помещика Григория Михайловича Дроздова тщанием его правнуков, поручиков Николая и Александра Ефимовичей Андреевых, а также прихожан. В 1833 г. был освящен основной престол храма в честь Рождества Пречистой Богородицы, а в 1854 г. было закончено строительство храмового комплекса, и освящены два придела в честь св. пророка Илии (празднование 20 июля) и св. мучеников Карпа и Папилы (празднование 13 октября).
Каменный храм представляет собой ротонду на четверике с двумя колонными портиками. Храм был выстроен из красного кирпича и оштукатурен. Небольшая по размерам колокольней выстроена в классическом стиле и увенчана высоким шпилем.
При храме находилась могила праведника Карпа, подвизавшегося в вере и благочестии не позднее XVIII в. В честь соименного ему святого и был устроен придел.
С западной стороны располагается старинное кладбище.
Погост Медуши, или как писали на старых картах «Медусский» в 1861 году вошел в состав Дмитриевской волости, которая в 1881 году была преобразована в Клюшниковскую. В Медушах проживало в 1859 г. - 21 человек, а в 1904 г. – 13. Но малонаселенный погост преображался в осенние дни. 6 сентября накануне престольного праздника Рождества Пресвятой Богородицы начиналась трехдневная Медушская ярмарка. На обширном пустыре к северу от храма ставились временные торговые балаганы и лотки. На ярмарку съезжались по нескольку тысяч человек, и товаров продавалось более чем на 10 000 рублей. Вторая однодневная ярмарка проходила 13 октября и была по размаху меньше предыдущей. Церковные документы: копии метрических книг с 1803 года, исповедные росписи с 1829 года и опись церковного имущества хранившегося в ризнице значилось: «Медуши погост при колодцах, в 52 верстах от губернского города и в 27 верстах от уездного города. Земли при церкви имеется 177 десятин, из коих усадебных 2 десятины, пахотной 30 десятин, 18 десятин смешанного леса, и 127 десятин неудобной земли. Дома у причта собственные».
В 1854 году помещиками Николаем и Александром Ефимовичами Андреевыми сооружена ныне существующая каменная церковь с таковою же колокольней. Храм в честь рождества Пресвятой Богородицы с приделами во имя Св. пророка Илии и Свв. мучеников Карпа и Паппилы ( праздн. 13 октября). С 1894 года в деревне Клюшникове существует земская народная школа. Приход Церкви погоста Медуши ныне состоит из прихожан помянутого погоста и деревень: Чурилово, Патрикеево, Дроздовка, Клюшниково, Сергеевка, Юшково, Слободка и Никитское. Всех дворов в приходе 247, душ мужского пола 606, и женского 704 души…
Решением Ивановского облисполкома от 24 июля 1941 года храм был закрыт и начал разрушаться.

Богородице-Рождественская церковь в погосте Медуши стоит в густом лесу, посреди кладбища. Представляет собой весьма большое сооружение интересной архитектуры периода русского классицизма с активным применением белокаменных блоков. Белый камень и в кладке архитектурных деталей на фасаде, и в массиве основных нагруженных элементов конструкций. За счет красивых белокаменных вставок различного профиля в кирпич фасады имеют очень нарядный вид.
Внутри церковь поражает колоссальными масштабами основного объема, декорированного колоннами с хорами для певчих с двух сторон. На хоры ведут лесенки, устроенные в массиве стен. Мощный барабан ротонды с восьмью окнами и большие окна четверика заливают внутренний объем церкви потоками света. Пол выложен белокаменными плитами, которые однако на сегодняшний день вандально вскрыты по всему периметру. Трапезная имеет сложную систему сводов, поддерживаемых колоннами.
Колокольня прекрасно гармонирует своим круглым ярусом звона с главной ротондой.
Церковь была окружена каменной оградой, от которой остались в основном руины. Сохранились главные восточные ворота и одна угловая башня.
Встреча с таким величественным архитектурным ансамблем в совершенно обезлюдевшей лесной местности производит неизгладимое впечатление. К сожалению, нынешнее состояние церкви аварийное, она находится в стадии активного разрушения и повреждения растительностью.
Период восстановления Богородице – Рождественской церкви начинается с обращения 24 августа 2006 года Управляющего Владимирской РПЦ Высокопреосвещеннейшего Архиепископа Евлогия в Администрацию Владимирской области о передаче Владимирской епархии РПЦ здания Богородице-Рождественской церкви, которое было удовлетворено Распоряжением Директора Департамента Имущественных и Земельных Отношений Владимирской области А.В. Денисовым от 11 января 2007 года. Передаче предшествовало обследование зданий церкви (акт обследования 20.11.2005). Высокопреосвещеннийшим Архиепископом Евлогием церкви был дан статус подворья от Свято – Казанского скита, что в селе Акиншино. К осени 2006 года был выполнен большой объем работ по восстановлению храма, в том числе был выстроен дом для причта, и 25 ноября в нем поселился первый насельник.
Постепенно начинает возрождаться молитвенная жизнь подворья, начинают служиться молебны, совершаться крестные ходы.
Весной 2007 года начинаются работы по восстановлению колокольни. На куполе был установлен шпиль, увенчанный крестом. Также к концу строительного сезона 2007 года были восстановлены формы колонн в трапезной части храма, вставлены все окна, сделана бетонная стяжка основного купола и свода алтаря.
С началом зимы работы останавливаются, но Великим постом начинает воссоздаваться придел Карпа и Паппилы.
В 2008 году были продолжено восстановление основных частей комплекса (оштукатуривание, кровельные работы). Также проведена электропроводка по всему храму и сделана отделка трапезной части храма. 26 августа был освящен и затем установлен крест на главном куполе храма, а 23 сентября восстановлен сам купол и окрашен. К 12 октября закончена кровля над алтарем.
В 2009 году была закончена внешняя отделка комплекса, а выполнены все кровельные работы.
В 2010 году предполагается продолжить внутренние работы в храме, а также начать расчистку прилегающей территории от мусора и выкопать колодец. Планируется также начать посильный уход за территорий древнего кладбища.


Церковь Рождества Пресвятой Богородицы



Город Ковров.

Митрополит Макарий (Невский)

В 1992 году на рассмотрение будущего архиерейского собора комиссия передала документы для канонизации в ряду других новомучеников-исповедников Российских и митрополита Макария (Невского), родившегося в с. Шапкино Алексинской волости Ковровского уезда в праздник Покрова Пресвятой Богородицы в 1835 году и крещенного с именем Михаил. Он был шестым ребенком в бедной семье причетника сельского храма Рождества Пресвятой Богородицы Андрея Парвицкого (фамилия Невский у будущего святителя появилась в Тобольской семинарии).
Агиография этого святого начала складываться еще до 1917 года, в 1914 году было даже издано полное собрание его проповеднических трудов (слов, бесед, поучений, посланий, воззваний, постановлений) за время служения в архиерейском сане (1884 - 1913 гг.).


Святитель Макарий Невский, митрополит Московский и Коломенский, апостол Алтая

В 1843 году семья перебирается в Тобольск, где позднее Михаил Парвицкий поступит в духовную семинарию. В 1854 году Михаил окончил духовную семинарию вторым по разрядному списку. Столь серьезные успехи давали ему возможность продолжить учебу в Духовной академии, но он выбрал путь миссионерства и отправился на Алтай к местным алеутам. Выбор этот, в котором так явственно проявились высокие, истинно-христианские стремления души, определил направление всей его долгой 90-летней жизни. Родители благословили Михаила, и он 22 февраля 1855 г. был принят в Алтайскую Миссию в звании учителя и миссионерского сотрудника.
С этого времени начался его более чем полувековой миссионерский путь, который невозможно охарактеризовать в формате данного доклада. Митрополит Макарий занимался не только миссионерским просвещением алтайского населения, но и его образованием. «Грамматика Алтайского языка» Макария Невского высоко оценена ведущими отечественными и зарубежными лингвистами XIX века, о чем подробно написал в одном из Рождественских сборников владимирский исследователь А.В. Торопов.
25 ноября 1912 года вышел «Высочайший рескрипт о назначении Макария Невского, архиепископа Томского на Московскую Митрополию». В нем император Николай II как бы подвел итог его многодесятилетних безукоризненных трудов на благо Церкви: «Ваше служение Святой Христовой Церкви, свыше пятидесяти лет продолжающееся в пределах Томской епархии и отмеченное подвигами ревности Вашей по просвещению светом Христова учения инородцев Алтая, дало Вам возможность близко ознакомиться с просветительными и миссионерскими нуждами Церкви. С особой ясностью Вы уразумели, сколь трудны задачи духовной школы, призванной подготовить к служению Православной Церкви пастырей просвещенных, твердых в вере, согретых искренней любовью к пастве, ограждающих ее словом истины от всяких заблуждений и способных содействовать поднятию уровня ее нравственного и материального благосостояния…».
Предстоятель Московской митрополии, несмотря на свой 77-летний возраст, был деятелен, интересовался всеми сторонами жизни епархии. Страницы «Московских Церковных ведомостей» представляют собой своеобразную летопись его ревностной архипастырской деятельности. Особой заботой митрополита Макария было учебное дело. Его интересовали не только Московская Духовная Академия и другие духовно-учебные заведения, но и состояние воспитательного дела в гимназиях, и даже в приходских школах.
В 1917 году при Временном правительстве митрополит Московский был уволен с занимаемой должности, якобы за преклонностью лет. Ему не разрешили жить в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Он переехал в Зосимову Смоленскую пустынь, но и оттуда попросили его уехать. Местом пребывания определили подмосковный Николо-Угрешский монастырь. «Окружной дорогой повезли святителя на ближайшую к Угреше станцию, не дав ему даже заехать в Москву и проститься с паствой. Выслана была одна лошадь с весьма грязным экипажем, в котором повезли Владыку на место заточения. Добрые люди передавали, что нельзя было без слез смотреть на это унижение Московского Митрополита», - написал позднее в своих «Воспоминаниях» епископ Арсений (Жадановский).
В феврале 1926 года владыка заболел и скончался 16 февраля. Похоронен был митрополит в ограде около алтаря местной церкви села Котельники (близ станции Люберцы), где он жил с 1925 г. после закрытия Николо-Угрешского монастыря.
3 (16) апреля 1957 г. Святейшим Патриархом Алексием была учреждена комиссия, которая вскрыла могилу Владыки. Гроб почти весь разрушился (осталась лишь нижняя доска), а тело и облачения оказались нетленными. Тело митрополита Макария было перенесено в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру и погребено в нижней части Успенского собора.


Икона «Святитель Макарий Невский, митрополит Московский и Коломенский»

В 2000 году на Архиерейском Соборе митрополит Макарий был причислен к лику святых.
День памяти святителя 21 августа/3 сентября вместе с Собором Московских святых.

Православные Церковные Праздники.

Собор Владимирских святых

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Вязники | Добавил: Jupiter (21.06.2015)
Просмотров: 730 | Теги: Вязники, святость | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика