Религиозная Организация "Свято-Богоявленский Мужской Монастырь Посёлка Мстёра Вязниковского района Владимирской области Муромской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)" действует с 24 марта 2000 г.
Игумен - Лукиянчук Виталий Георгиевич.
Адрес: Вязниковский район, поселок городского типа Мстёра, д.14.
В писцовых книгах Суздальского уезда 1628-1630 гг. за детьми князя Ромодановского значилась «отца ихъ старинная родовая вотчина погостъ Богоявленская слободка на р. Мстёре, а на погосте церковь Богоявления Господа Нашего I. Христа каменная да другая церковь Ивана Милостиваго древяна вверхъ, а въ церквахъ образы, книги и ризы и колокола и всякое церковное строение вотчинниково; у церкви 2 кельи черныхъ поповъ, 2 кельи крылошанъ, келья чернаго попа Лариона, келья другого чернаго попа Конона да келья Крылошенника Моисея, да келья другого крылошенника Арсения, да келья старца и оный дворъ попа Ефимия; въ слободке дворъ вотчинниковъ, дворъ прикащиковъ и 20 дв. бобыльскихъ съ населениемъ въ 70 душъ мужескаго пола». Таким образом уже в нач. XVII века в Мстёре существовал каменный храм, а кельи черных попов говорят, что при этом храме был в то время и мужской монастырь.
Вид Богоявленской Слободы Мстёры
Церковь Успения Пресвятой Богородицы к 1683 году оказалась ветхой, и поэтому князья Ромодановские испросили у митрополита Суздальского Илариона благословение на построение новой каменной церкви уже с одним престолом. В Храмозданной грамоте, которая была ответом на челобитную, значилось: "Церковь спостроить, во имя Богоявления Господня на старом церковном месте, алтарь сделать круглый, а чтобы на той церкве верх был не шатровый, а учинить на нем единую главу, а в церковь сделать входные трои двери и перед алтарем церковным сделать две ступени, а помост перед алтарем и во алтарь с верхнею ступенею учинить равно и во алтаре сделать трои двери царские, южные и северные".
Церковь была построена и освящена в 1687 г., как было видно из надписи на сохранившемся храмозданном кресте: "Освятиться алтарь Господа Бога и спаса нашего Иисуса Христа и водружен быть крест сей во храм Богоявления Господня лета 7196 (1688) году ноябрь в 6 день...при святейшем Кир Иоакиме Московском и всех северных стран патриархе". «1710 г. при церкви Богоявления Господня, что на погосте Богоявленском, попы: Аврамий Потапов, Федор Андреев, Симеон Аврамов, Афанасий Аврамов».
В книге "Библиография Владимирской губернии" 1905 г. ссылка под № 380: «Донесение княгине Настасье Федоровне и графу Михаилу Гавриловичу Головкиным, Василья Фатуева, о покрытии после пожара в сл. Мстёре Богоявления и Владимирской Божией Матери церквей драньем, 1734 г. Сообщ. И. Голышев. Влад. Губ. Вед. 1872, № 45». В ответ на предыдущее: «Указ графа Мих. Гаврил. и графини Екатерины Ив. Головкиных Ивану Колышевскому, о исправлении образов в иконостасе, железных решеток в церкви Богоявления после пожара и исправления ветхой колокольни в сл. Мстёре, 1741 г. Сообщ. И. Голышев, Влад. Губ. Вед. 1872, № 41». Владельцы распорядились поправить церковные строения. Но денег не дали, или дали недостаточно, поэтому мы видим следующий документ (384): «Приговор выборных сл. Мстёры, о избрании крестьянина Мощеева для сбора подаяний на церковное строение, 1741 г. И. Голышев. Влад. Губ. Вед. 1872, № 41». По всей видимости пожар был нешуточным, спустя 250 лет трещины в кладке основного объема за иконостасом Богоявленского храма хорошо сохранились, а причину их возникновения не удалось установить даже специальным натурно-инженерным обследованием с применением геодезических приборов и вскрытием фундаментов. Была даже гипотеза, не сползает ли храм к реке по склону. Теперь ответ, откуда такие необычные трещины, вполне очевиден. Церковь об одной главе, покрытой черепицей зеленого цвета; на трибуне главы вставлены разноцветные кафли, которые есть также и в карнизах стен. В иконостасе в кон. XIX века еще сохранялись иконы древнего письма; царские врата также старинные, обложены были по краям золоченым басемным окладом, верх их оканчивался мысообразным теремком, над которым изображение Тайной Вечери в древнем стиле; по сторонам врат столбики, на которых изображены 3 Святителя, Николай Чудотворец, 4 архидиакона и 2 ангела.
Богоявленский храм
Паперти Богоявленского храма в сл. Мстёре XVII века. Храм этот имеет три входа, паперти или предверия церковные. Западная входовая паперть устроена на четырех круглых столбах в 1 арш. толстоты с карнизами; величина паперти в длину 5 ½, а ширину 9 ½ аршин; железная дверь окаймлена карнизами и колонками. Северная и южная паперти сооружены на кувшино-образных в 2 арш. в диаметре столбах, от земли с двумя ступеньками, величина папертей в длину и ширину 4 ¼ арш.; железные двери вокруг с колонками и карнизами, вытесанными из кирпича.
Храмовые окна XVII века Богоявленской церкви в сл. Мстёре.
Подзоры на храме Богоявления в сл. Мстёре.
Князья Ромодановские устроили себе здесь в храме усыпальницу, которая находилась в трапезе у входных западных дверей. Ранее здесь находился вход под самую церковь, где совершались поминовения. Народ считал гробницы чудодейственными, полагая, что лежат там нетленные мощи князей. Когда от сырости в храме на гробницах выступала влага, крестьяне собирали ее и мазали ею больные места.
Монастырь этот был упразднен в 1764 году и церковь обращена в приходскую.
Церковь эта прежде была монастырскою, обнесена кругом каменной оградой, с тремя на углах башенками (1854), ограда имеет в окружности 131 сажень, вышиной 4 аршина ¾, толщиной 1 аршин 6 вершков. Над святыми воротами с западной стороны, устроена в половине XIX столетия колокольня с высоким шпилем, на которой висят 8 колоколов, на большом надпись: «Всесильный и всеблагий Бог, благословил соорудить сей колокол в Богоявленскую слободу в церкви Богоявления Господня от иждивения любящих и доброхотных дателей 1829 года Апреля 8 дня вылит в Богоявленской слободе ». По сторонам колокольни две башни с шпилями, под колокольней ход в святые ворота, над коими находится икона Богоявления Господня, в ограде к юго-востоку другие ворота, которые служат для выхода к реке Мстёре, ворота эти здесь исстари и называются водяными. Богоявленская церковь каменная о двух верхах, первый на восемь, а второй на четыре ската, западный притвор (трапеза) на два ската, покрыты железом; церковь о пяти главах крытых белой жестью, ананасною гранью, главы в виде луковиц, поставлены на круглых шеях с карнизами и теремками, на главах утверждены прорезные восьмиконечные железные вызолоченные кресты, с цепями; алтарь троечастный, окна узкие и длинные с дуговыми перемычками и железными решетками, церковь имеет три входа, с западной, северной и южной сторон, с западной стороны паперть устроена на четырех каменных столбах, а боковые на двух кувшинообразных; все три входа покрыты железом. Стены храма гладкие, вверху оканчиваются кирпичным карнизом, в виде шашек с впадинами, окна и двери окаймлены карнизами, в виде мысообразных тарелок, на обе стороны с колонками кувшинообразными и гладкими, под свесом крыши, в полуциркульных впадинах изображены 12 годовых Господских праздников и 12 Святых Апостолов, а над папертью сретение иконы Пр. Богородицы Владимирской; вверху западных входных дверей Распятие Иисуса Христа, а по сторонам иконы Архистратига Михаила и Архангела Гавриила. Наружный вид церкви выражает архитектурный стиль ХѴII века, толстые в 2 ¼ аршина, стены складены из тяжеловесных кирпичей.
Богоявленская церковь холодная однопрестольная, освящена в 1688 году. Это видно из надписи на храмозданном кресте: «Освятися Олтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и водружен бысть крест сей во храм Богоявления Господня лета 7196 году Ноября в 6 день на память Преподобных Отец наших Павла Исповедника, и Варлама Хутынского, Новогородского Чудотворца, и при Благочестивейших Царях и Великих Князех Иоанне Алексеевиче Петре Алексеевпче всея великия и малыя и белыя России Самодержцех и при Благоверных Царевичах и при Святейшем Кир Иоакиме Московском и всея России и всех Северных стран Патриархе, и при Преосвященном Ларионе Митрополите Суздальском и Юрьевском от воплощения Бога Слова 1687 года индикта 11-го». Храм построен в виде греческого креста длиной от горнего места до западных дверей 40 аршин, а в ширину от северных до южных дверей 16 аршин, освещается девятью окнами в два света, алтарь освещается тремя окнами, и отделяется каменной стеной с тремя пролетами для царских, северных и южных дверей, также отделяется и трапеза от него тремя пролетами, стрельчатые своды храма опираются на двух четырехгранных столбах, крестообразно скрепленных брускового железа связями, трапеза освещается восьмью окнами, а по трем стенам храма двадцать девять слухов; пол в церкви и алтаре из белого камня, а в трапезе из белой лещади, помост алтаря возвышается от помоста храма на две ступени, амвон деревянный в три ступени, клиросы деревянные, на них изображены символы. В алтаре престол и жертвенник деревянные, антиминс на полотне с надписью: 1760 года дан Преосвященным Генадием Епископом Суздальским и Юрьевским». Иконостас в 6-ть ярусов резной, вызолоченный вновь в 1849 году не изменяя впрочем прежнего рисунка резьбы, изображает церковный символизм древних христианских храмов и идею Вселенских церквей: союз Ветхого завета, царские двери деревянные, возобновленные в одно время с новым иконостасом, на южной двери изображены св. Архидиакон Кирилл, а на северной Архидиакон Стефан.
Иконы особенно замечательны по своей древности следующие: 1- й. На поклоне с правой стороны царских врат древний храмовой образ Богоявления, украшен серебряной вызолоченною ризой простой старинной чеканной работы, под ногами Спасителя вычеканена сирена и на воде рыбы. 2- й. Образ Благовещения того же времени в медной высеребряной ризе, венцы с подвесками серебряные вызолочены с просечками и бортиками старинной работы. 3- й. За Южной дверью образ Казанской Божией Матери, величиною 5 вершков Строгановского письма, украшен серебряным вызолоченным окладом, древней чеканной работы, венец с короной и камнями цата сканной работы с целинною поливою и разноцветными камнями, убруз низанный крупным жемчугом, вокруг иконы явления чудес Богоматери писанные в XIX столетии. При этой иконе находится в 4 вершка величиною изображение сей же иконы низанное жемчугом с камнями по серебряному фризу того же времени. 4-й. На левой стороне царских врат местный образ Владимирской Божией Матери величиной 7-ми вершков, высокого, древнего письма, украшена серебрянной золоченной ризой и оплечьем с венцом городками и чернью, на полях оплечья в дробницах вырезаны в глубь Св. Апостолы Петр и Павел, три Святителя Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Св. Преподобный Василий, Св. Мученица Мария, цата серебрянная вызолоченная с изображениями вырезанными вглубь Св. Троицы, Архистратига Михаила и Архангела Гавриила на челе Небесной Царицы четыре нитки крупного жемчуга, и разноцветные камни, поднизь низанная крупным жемчугом, на венце корова из страз, кругом иконы изображены чудеса и явлении Божией Матери писанные в XIX столетии. При этой иконе такой же величины низанная жемчугом шелками и разными камнями, икона Владимирской Божией Матери по шелковой материи, которая от времени обветшала. 5- й. За северной дверью образ Божией Матери Одигитрии Смоленской величиною 7 вершков; икона украшена серебрянным золоченным гладким оплечьем, венец и цата серебряные на которых разноцветные камни, вокруг иконы изображен акафист письма нынешнего времени. 6- й. Образ Неополимой Купины, на Богоматери и Спасителе венцы с подвесками серебряные и убрус правского жемчуга. 7- й. Образ Успения Божией Матери, на облаках изображены Св. Апостолы; икона изукрашена серебряным окладом и венцами, коих 48. У самого амвона на анолое икона высокой живописи Св. Князя Александра Невского пожертвованная крестьянином А.К. Голышевым, в память освобождения крестьян, освященная 11 марта 1861 года; она внесена Голышевым при объявлении Всемилостивейшего Манифеста. По сторонам амвона киоты с правой стороны, в киоте образа: Богоявления в серебряной золоченной ризе высокой живописи новейшего времени; эта икона приложена Его Сиятельством Графом Виктором Никитичем Паниным в 1845 году. Древний образ Богоявления в серебряном окладе, и образ Нерукотворенный Спасителя древнего письма в серебряном гладком окладе, с венцем и цатой. В киоте с левой стороны икона Владимирской Божией Матери величиною 1 аршин 2 вершка, украшена жемчужною ризою по малиновому бархату, с разноцветными камнями, серебряным золоченым оплечьем, венцами с городками и цатою; икона высокой древней работы и особенно чтима Мстёрскими и окрестными жителями, которые имеют к этой иконе особенное благоговение и носится она во всех крестных ходах. За правым клиросом в киоте большой деревянный крест, в него врезан небольшой серебряный с чернью четырехконечный крест, величиною 1 ½ вершка с частями Св. Мощей, на нем вырезано вглубь Распятие Господне, по сторонам Божия Матерь и Иоанн Богослов, вверху всевидящее око, внизу глава Адама. Под этим крестом, отдельно древняя икона в 4 вершка величиной: Божией Матери, Предста Царица, поля иконы обложены серебряной ризой с ценным украшением.
Резная из дерева икона великомуч. Георгий.
Деревянная резная плащаница.
Резной на дереве образ св. князя Владимира Резных из дерева икон сохранилось весьма немного, и они по большей части уничтожены; в 1722 году указом Синода и Сената повелевалось: „А резных икон и отливанных не делать и в церквах не употреблять, кроме распятий, искусною резьбою учрежденных, и иных некиих штукатурным мастерством устроенных и на высоких местах поставленных куштов. А в домех кроме малых крестов и панагий, искусною же резьбою деланных, отнюдь никаких резных и отливных икон не держать". Некоторыя иконы еще существуют и к ним православный люд имеет особенное почитание. К числу таких относится резная плащаница, которую в страстную субботу в сл. Мстёре носят кругом храма; она представляет как гроб покойника, но меньшей величины, к ней приделаны носилки, на которых и обносят ее вокруг храма на плечах, как носятся умершие. Великомученик Георгий - большой резной образ в киоти, у которой прежде были затворы; в церковной описи 1780 года написано: „Образ Великомученика Георгия деревянной резной, на створах с мучением". Князь Владимир - образ св. равноапостольнаого князя Владимира, в длину 8 верш, и ширину 5 ½ вершк., вырезан на доске изваянием или обронно, окрашен, равно как и все резные деревянные образа, соответствующими местам красками с золотом и серебром.
Церковные полотенца в Богоявленском храме
Полотенца
Полотенца Полотенцев минувшего времени уцелело также немного, как и вообще тканей; они частью сохранились кое где в сельских церквах, в которые по обычаю в быту простолюдинов делают приклады полотенцами, вынесенными в приданом, с рисунками из разноцветной бумаги, шерсти, шелка и строчка; на работы их девицы не жалели ни времени ни труда, их называли ручниками и рукотерами. Церковные полотенца жертвуются на аналой священника у Престола и привешиваются к киотам чтимых икон; на таких полотенцах вышивались священные слова, наприм. встречается ирмос великого четвертка, в который Спаситель омывал ноги апостолам: „Союзом любве связуема апостоли владычествующему всеми себе Христу возложше, красны ноги очищаху, благовествующе всем мир". На другом конце полотенца двуглавый орел. Изображение Российского герба встречается на многих предметах прежнего быта: в храмах орел встречается на деревянных паникадилах, аналоях, вышитое на церковных пеленах и проч.; в домашнем быту — на бывших больших почетных и малых пряниках, с хвалебными стихами: Радуйся Российский орледвоеглавный. Ты бо еси ныне во всем мире славный. Кроме пряников, выделывались гербы на сладких свадебных пирогах, на кисельных фирмах, на разной домашней утвари — стаканах, кувшинах, подсвечниках и проч.; на парадных кокошниках, где в правильной форме, а в иных в орнаментах и цветах — только знак герба; потом множество изображений его представляется на вышивных полотенцах, которые во время свадеб в числе приданого развешивались по стенам. Хотя герб имеет государственное значение, но в старину его употребляли, как знаменитое изображение, не на одних казенных принадлежностях, а и в быту предков двуглавый орел красовался на многих вещах. На полотенцах вышивались и выстрачивались также райские птицы, павлины, цветы, травы и фигуры, также и разные речи: „Кого люблю того дарю," „от любовии моея дарю миленький тебя,“ „два сердца един дух, люби одну а не двух," и проч. с фамильными буквами; на казенных салфетках вытканы были орлы с надписями: „Салфетка придворная казенная 1752 года", по углам на них гербы Ярославской губернии. Простыни имели свои затейливые рисунки, кои ныне утратили свой оригинальный характер изящества. Бремя изгладило старику родную.
Оклад Евангелия XVII века, Князя Василья Григорьевича Ромодановского.
Серебряное блюдо князя Михаила Григорьевича Ромодановского, с гербом Князей Ромодановских.
Древняя плащаница
Внутренний вид храма Богоявления в сл. Мстёре.
В трапезе у входных западных дверей, на обе стороны возвышаются четырнадцать каменных надгробниц, по шести на стороне, два отделяются на правой стороне несколько вперед; на трех надгробницах надписи, на двух отделившихся вперед и на третей, находящейся на левой стороне самой крайней к стене храма. Должно полагать, что это усыпальницы Князей Ромодановских; на левой стороне положены женский пол, а на правой мужской, на трех надгробницах надписи в клеймах следующие. На 1-й, с правой стороны: Тысяча семь сот десять третье лета Ианнуария дне тридцатаго воспета Волею Бога раб верн и скончася — Благородный Князь Михаил мертв стася Григорьевич Рамодановский славный Боляринь в службе воевода давный, Града Москвы он Губернатор бывый, Христианск конец в Христе получивый — На сем месте он телом положися, О душе Его зрев гроб сей молися, Боже упокой сего раба верна Любовь бо Твоя к нам и милость безмерна Живе 60 лет в именование Ноемврия 8-го.
Изваяния на усыпальнице князей Ромодановских в Богоявленском храме сл. Мстёры. 1. С надгробницы князя Михаила Григорьевича, 1713 г. 2. С надгробницы князя Андрея Михайловича. 1712 г. 3. С надгробницы княгини Евдокии Васильевны, 1716 г.
Покров на гробнице князя М.Г. Ромодановского в Богоявленском храме сл. Мстёры. По описи 1780 г. значится: «Покров на Князе Михаиле Григорьиче, бархат вишневый красной, на нем крест – чашки серебряные, счетом всего пятьдесят три, и вызолочены, вокруг их плетен, серебряный, а под тем крестом глава Адамова чашка же серебряная, обложена плетнем сребреным, трость и копие плетень серебряной же; вокруг тог опокрова обложено золотом и серебром». На Покрове восьмиконечный крест, с копием, тростью и главою Адама, составлен из серебряных вызолоченных дробниц в виде чашек, на них вырезаны вглубь чернью изображения. Три дробницы на трости у креста гладкие, все они обтянуты плетеным серебряным шнурком; края покрова обложены серебряным и золотым кружевом.
На 2-й, рядом с нею с правой стороны: 1712 года Февраля в 17-й день преставися раб Божий стольник, Князь Андрей Михайлович Ромодановский лет жития ево 32, а теизоменитство ево месяца Октобрия в 17 день.
На 3-й, с левой стороны: 1716 года генваря в 30-й день на память трех святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустаго преставися раба Божия ближняго болярина и Московского Губернатора Его Сиятельства Князя Михаила Григорьевича Ромодановского, жена ево болярыня Авдотья Васильевна дочь думнаго дворянина Василья Яковлевича Голохвастова жития ея было от рождения 60 лет. Чтители отечественной древности перед гробницами этими совершают панихиды. На остальных падгробницах надписей нет.
Ризница
В Богоявленской и Владимирской (теплой) церкви хранятся кроме разной новой утвари и облачений священнических следующие вклады: 1-е. Евангелие старопечатное выхода года при Царе Михаиле Феодоровиче. 2-е. Евангелие старопечатное выхода 1644 года на полуалександрийской бумаге, обложено рытым бархатом, лицевая дека имеет серебряный с позолотою чеканный оклад, украшенный по местам разноцветными камнями, в наугольниках изображены Евангелисты без символов, в средине Распятие Христово с предстоящими Божией Материей и Иоанном Богословом, у досок евангелия литые застежки, в начале евангелия следующая по листам надпись. «Лета 7177 Февраля в 24- день сие евангелие печатное обложено серебром и золотом с камением дал боярин Князь Василий Григорьевич Ромодановский в Стародубскую вотчину в Богоявленскую слободу в монастырь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Успения Пресвятыя Богородицы по деде своем по Князе Петре и Евфимие и по отце своем болярине Князе Григорье Петровиче иноке схиминике Геласие и по матери своей по Княгине Ульянии Ивановне и по своей душе и прочих родителей. А кто сие евангелие от Святаго Богоявления и Успения Пресвятыя Богородицы похитит или отдаст кому и на тем будет страшный суд Божий». 3-е. Потир серебряный с позолотой; на одной стороне вырезан вглубь деисус, с другой восьмиконечный крест, на поддоннике вырезана надпись: «Сии сосуды в Богоявленский монастырь в церковь Богоявления Господня приложил Князь Василий Григорьевич Ромодановский по приказу брата своего 1663 года месяца маия в 24—й день». 4-е. Ковчег серебряный с позолотой в виде церкви, величиною 5 вершков, на нем вырезано вглубь Распятие Христово с предстоящими Божией Матерью и Иоанном Богословом, и положение во гроб Иисуса Христа. 5-е. Ковчег оловянный с изображением вырезанным вглубь Благословляющего Господа. 6-е. Медное маленькое паникадило, в виде церковной главы, в 2 яруса, об 12 свечах, под ними привешено яйцо строфокамилово в серебряной позолоченной оправе с узорами, и шелковой кистью. 7-е. Блюдо большое серебряное с позолотой, весу 3 фунта, на широком поле вглубь, медведь стоящий у корня дерева, вверху дерева на ветвях корона из которой выходит рука с мечем, кругом буквы: Б. К. М. Г. Р. С., изображение - это герб Князей Ромодановских, а буквы означают или боярина Князя Михаила Григорьевича Ромодановского стольника. Блюдо это употребляется при водоосвящении. 8-е. Два кадила большие, оба серебряные с позолотой и резьбой, крышки на них в виде одноглавой шатровой церкви. 9-е. Подсвечник серебряный весом 92 золотника, величиной в вышину 6 вершков, наверху шандал с широкими полями, из средины витой ствол, самый поддон широкий; шандал в диаметре 4 вершка, оба шандалы и ствол очень изящно вычеканены выпукло цветами высокой работы. 10-е. Две ложки домашние серебряные, одна из них с резьбой отчетливой работы с чернью, а другая гладкая ни которой на ручке вырезано Iohan Rodde Аn 1689. Блюдо, подсвечник и ложки должны быть домовые Князей Ромодановских. 11-е. Яйцо строфокамилово, точно такое же как и в теплой церкви, одинакового и украшения, но это более величиной, привешено к паникадилу новейшего времени. 12-е. Древние серьги с подвесками без спеньков, несколько из них с эмалью. 13-е. Две пуговицы серебряные с ценинною поливою, белого и голубого цвета. 14-е. Священнослужительские три древние ризы, две из них парчовые белого и красного цвета, а третий рытого бархата, особенно замечательны у риз оплечья, которые украшены по бархату черного цвета жемчугом и разными камнями, на одной из риз 13810 жемчужин с оплечья этой ризы снят рисунок крестьянином А.К. Голышевым, на котором означена точная величина жемчуга и камней, рисунок этот был представлен бывшему владельцу Генералу Ивану Васильевичу Тутолмину, который сделал следующую надпись: «По сему рисунку жемчуг положить на малиновом бархате при сем посылаемом, но не на черном, чтоб не было похоже на траур, впрочем утверждено ризы с зеленым цветом для церквей только и малиновым. Иван Тутолмин. 18 августа 1836 года». Оплечье ризы до сих пор не перенизано, рисунок хранится в церкви. 15-е. Древняя плащаница, из числа воздухов, длиною 1 аршин. 5 вершк., шириною 1 арш., шитая золотом, серебром и разноцветными шелками по темно-зеленой шелковой материи, изображающая в средине положение во гроб Иисуса Христа; Господь в пеленах, Божия Матерь наклонно лобызает его, три мироносицы, Иосиф и Никодим, надпись серебряной вязью «Снятие со креста Господа нашего Иисуса Христа». Кругом серебряной вязью надпись «Благообразный Иосиф со креста снем пречистое тело Твое плащеницею чистою обвив благоухании поимазав во гробе нове закрыв положи но в третий день воскресе Господь подаяй мирови велию милость Владыко Иисусе Христе помилуй нас» . Над положением во гроб два Ангела с рипидами и два шестокрылатые херувима, на верхнем поле Деисус, на нижнем Св. Николай Чудотворец, Препод. Зосима и Савватий, по сторонам в рост Св. Алексий Митрополит и Св. Антоний Римлянин, на углах символы Св. Евангелистов. Плащаница вышита очень отчетливо искусной работы древнего времени. 16-е. Два малые воздуха величиной длины 11 ½ вершк., ширина 13 верш. На первом в средине воздуха изображен на темно-зеленой же шелковой материи Иисус Христос младенец лежащий в купели, от которой в верх идут четыре дуги, на них звезда, под звездою сходящий на Спасителя Дух Святой, по сторонам два Ангела осеняют рипидами купель с предвечным младенцем, над ними серебряной вязью надпись «Се Агнец Божий в земляй грехи», вверху на облаках благословляющий Господь Саваоф, на углах четыре шестокрылатые херувима. На втором в средине в кругу изображена икона Знамения Божией Матери, по углам четыре Херувима, изображения на обоих воздухах вышиты золотом, серебром и цветными шелками широкие поля воздухов отделяются от средины узким позументом и на оранжевом шелковом фоне вышиты в древнем вкусе сплетенные разные травы в виде ореаментов. 17-е. Древняя пелена величиною квадратно 10-ть вершков средина рытого с золотом бархата, на которой нашит серебряным прозументом четырехконечный крест, широкие поля светло-желтой шелковой материи, на них вышиты золотом серебром и черным шелком травы и цветы, в которых восемь двуглавых орлов, а между них отдельно восемь корон. Плащаница, воздухи и пелена от времени ветшают, последние два воздуха и пелена недавно поставлены в рамы за стеклом. 18-е. Два покрова, которыми в годовые праздники покрываются надгробницы Князей Михаила Григорьевича и Андрея Михайловича Ромодановских; покров первый темно-зеленого цвета, на котором изображен восьмиконечный крест с копием, тростью и главою Адама, 53-мя серебряными золоченными дробницами, на дробницах вырезаны в глубь изображения следующие: 1. Господь Саваоф, 2. Св. Троица, 3. Апостол Петр, 4. Апостол Павел, 5. Иоаким и Анна целуются, 6. Распятие, 7. Херувим, 8. Херувим, 9. Серафим, 10. Серафим, 11. Архистратиг Михаил, 12. Архангел Гавриил, 13. Иоанн Богослов, 14. Евангелист Матфей, 15. Евангелист Лука, 16. Евангелист Марко, 17. Св. Андрей, 18. Фома, 19. Иаков, 20. Иаков, 21. Пармен, 22. Стахий, 23. Кондрат, 24. Св. Андрей, 25. Филлипп, 26. Анисим, 27. Орест, 28. Трофим, 29. Карп, 30. Варфоломей, 31. Прохор, 32. Никонор, 33. Сосипатр, 34. Пуд, 35. Амплей, 36. СтеФфан, 37. Филлипп, 38. Руф, 39. Ассон, 40. Симон, 41. Варнава, 42. Иродион, 43. Иуда, 44. Фадей, 45. Аристарх, 46. Тит, 47. Агав, 48. Сила, 49. Тимон, 50. Иаков. 50 дробниц составляют восьмиконечный крест, а три дробницы находятся на трости у креста, на которых никаких нет изображений. Дробницы окружены серебряным позументом. Второй покров вишневого цвета на нем восьмиконечный крест, с копием, тростью и главою Адама. Из широкого серебряного с золотом позумента, кругом креста вышиты серебряной вязью буквы: Иис. Хс. Царь Славы, Н. К. Г. А. Т. К. Края покровов обложены серебряным позументом. Из церковных книг замечательны: Требник Петра могилы, на заглавном листе написано Евхологион Албо Молитвослов, внизу в рококовых ветвях Helias. Copievsci 1646 года, на этом же листе: «Сия книга глаголемая богоявленской церкви, а по писал дьячек Василий Иванов достоверно. Синодик в бумажном переплете, от заглавного листа 53 гравюры с бордюрами изображающие Евангельские притчи и Св. Отец церкви, синодик начинается в следующем порядке «род попа Ивана», а потом отмечено «Преосвященнаго Илариона Митрополита, Геннадия Епископа, Архимандрита Соломона, Иерея Михаила, Иерея Феодора, Иерея Димитрия, Иерея Иакова, Иерея Симеона, Иеромонаха Мисаила, Иеромонаха Товии и прочих; Иерея Михаила убиеннаго, Иерея Симеона сожженнаго, Схимника Никона, Схимника Ефрема, Схимника Дионисия, род Князей Ромодановских: Князя Бориса, Князя Петра, Схимонаха Евфимия, Князя Григория, Схимонаха Генадия, Князя Иоанна, Схимонаха Ионы, Князя Василия, Схимонаха Варлаама, Князя Григория убиеннаго, Князя Кирилла, Князя Андрея, Князя Михаила, Князя Андрея, Князя Георгия, Князя Иоанна, Князя Феодора, Князя Бориса, Монаха Боголена, Князя Бориса, Княгини Анны, Схимонахини Анфисы, княгини Марии, Схимонахини Марфы, Княгини Анастасии, Княгини Акилины, Княгини Ксении, Княжны Марфы девицы, Княжны Евдокии, Князя Григория младенца, Княжны Евдокии младенца, Княгини Феодоры, Княгини Марфы. Род Графа Петра Ивановича Панина. Графа Мефодия, Графа Иоанна, Болярина Иоанна, Боляриню Агрипину, Графиню Марию, Болярина Феодора, Болярина Василия, Болярини Наталии, Болярини Евдокии, Болярини Марии, Болярини Анны, Болярини Ирины, Болярина Меффодия убиеннаго, Болярина Иродиона, Графа Никиты, Графа Петра, Графиню Екатерину девицу, Графа Петра, Болярина Василия, Болярини Анны, Графини Софии. Далее записаны род священников, диаконов, причетников и прихожан разными почерками. Храмозданная грамота в раме за стеклом в алтаре, за печатью Илариона Митрополита, изображение на печати от времени загладилось, под грамотой надпись. «В 1841 года апреля 25 числа сия грамота отыскана при делах Мстёрского вот-чиннаго правления Его Сиятельства Графа Виктора Никитича Панина, бурмистром Александром Голышевым». Хранится много древних бумаг, которые находятся в Богоявленской церкви. И. Голышев. /Владимир. В губернской типографии. 1865./
Причт при Богоявленской церкви состоял (1896) из священника, диакона и псаломщика. На содержание их получается – процентов с причтового капитала (2100 р.) – 90 руб. и от служб и требоисправлений около 1200 руб. Дома у священника и псаломщика собственные, диакон же живет в церковном доме. Земли при церкви: усадебной 1200 саж. и сенокосной в двух пожнях 9 дес. 1200 саж.; пахотной земли нет. Приход состоит из части слободы Мстёры (162 двора) и деревень: Добриц, Павлова и Погариц; в слободе и деревнях по клировым ведомостям числится 838 душ мужского пола и 994 женского, в том числе раскольников 99 душ обоего пола.
14 октября 1864 г. открыто по благословению Святителя Феофана ЗатворникаБогоявленское церковное православное братство при церкви Богоявления Господня в слободе Мстёре. В слободе имелись две народных школы: 1) мужская – открыта в 1818 г., в кон. XIX века содержалась на средства земства, учащихся в 1897 г. было 125 мальчиков; 2) женская, открытая в 1877 г.; учащихся в 1897 г. было 90 девочек. В дер. Павлове с 1895 года открыта школа грамоты; учащихся в 1897 г. было 20.
Церковь во имя Богоявления Господня
Иконостас церкви Богоявления Господня
«Президиум уисполкома рассматривал на-днях вопрос о Богоявленском соборе, в Мстёре. Собор этот представляет историческо-музейную ценность и частью уже используется по данному назначению. общество верующих, в пользовании которого находился собор, проявило недопустимую халатность к выполнению взятых на себя по договору обязательств. результатом этого была пропажа части имущества, составляющего достояние государства. Принимая все это во внимание, а также считая, что общество верующих обеспечено кроме собора, другими молитвенными зданиями, уисполком постановил ходатайствовать перед ГИК-ом о расторжении договора с обществом верующих, закрытии Богоявленского собора и передаче его, как исторической ценности, в губмузей» («Призыв», 16 сентября 1928).
С 1953 по 1973 г. Богоявленский храм использовался как склад фабрики детской игрушки. Постепенно строение обветшало, появились трещины, протечки кровли привели к сильным повреждениям фасадов. Кованые ворота были сняты и сданы в металлолом. В апреле 1974 г. подростки сорвали решетки в алтарной части, вывернули несколько плит в полу, выбили штукатурку, а вместе с ней и стенопись, сломали надгробия у гробниц. Когда склад выехал, то были начаты работы по реставрации. Проведенное инженерное обследование (инж. Щелоков О.О.) не выявило явных причин деформаций, хотя были подозрения на оползневые процессы откоса реки Мстёрка, на котором стоит монастырь. Шурфование не вызвало сомнений и в качестве строительства, храм выстроен очень добротно. Причина проблем определена как общее бесхозяйственное отношение, как-то отсутствие кровель, скачкообразный отопительный и температурно-влажностный режим, бесконтрольная растительность на территории, деревья. Поэтому дальнейшие шаги были определены в плане консервации и косметических работ без серьезного вмешательства. Произведена реставрация кладки, сделано новое покрытие трапезной (Гороховецкий реставрационный участок, прораб Монакин З.С.). Затем несколько лет "смутного времени" 1990-х гг. постройка стояла полностью раскрытой и бесхозной, все белокаменные полы были вандально вскрыты, захоронения поруганы.
Церковь во имя Владимирской Божией Матери
Рядом с Богоявленской церковью находится теплая каменная церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери. Время построения этой церкви неизвестно. Отдельно от холодной Богоявленской церкви находится не отступая от ограды к Северо-Западу однопрестольная теплая церковь во имя Владимирской Божией Матери. Вышина ее от горнего места до западных дверей 33 ½ аршина, шириной от северных до южных дверей 10 ½ аршин. На этом храме одна глава покрытая черепицею, на главе восьмиконечный крест внизу с луною, алтарь одночастный, снаружи вставлены по карнизу под кровлею кафли с зеленой поливой; кровля лежит на дуговом своде на четыре ската, над алтарем скат кровли круглый, на трапезе на два ската, с южной стороны церковь освещается четырьмя окнами с дуговыми перемычками и железными решетками, с северной стороны глухая стена, алтарь освещается двумя окнами; входов в церковь два, один с западной и другой с южной стороны. В иконостасе все иконы древнего письма. Из икон замечательны по древности: образ Казанской Божией Матери с серебряным венцем и убрусом в ризе украшенной по фольге управским жемчугом и древний образ Св. Иоанна Крестителя в медной ризе с серебряным венцем, кругом лика изображенного в рост, чудесам события из жизни его, древней работы.
Церковь во имя Владимирской Божией Матери в сл. Мстёре до возобновления в 1867 г.
План церкви Владимирской в с. Мстёре
Царские двери церкви Владимирской
Царские двери Владимирского храма по своей древности обращают внимание; они сохранились от первобытного времени, написанные так называемым Византийским или Греческим иконописьмом; на них изображено: вверху благословляющий Господь, по сторонам над дверьми Иисус Христос, приобщающий св. апостолов под обоими видами хлеба и вина, в средине на дверях Благовещение Пресв. Богородицы, как знамение Небесной двери и начала спасения, и четыре Евангелиста, как благовестники искупления. На четырехугольных колонках Вселенские Святители, Николай Чудотворец, четыре архидиакона и над ними два ангела с рипидами; по краям обложено серебряным басемным окладом узорами. Царские двери при постройке нового иконостаса в 1878 году, по ходатайству местного археолога, оставлены не тронутыми и сохранены от уничтожения.
Подзоры на церкви Владимирской
У спусков кровли прежнего времени храмов приделывались прорезные подзоры из листового железа, которыми издревле на Руси любили украшать храмы; на одном храме их было несколько рисунков: так вокруг алтаря подзоры имели свой рисунок, кругом храма другой, у трапезы третий; а над последней не только были спуски у кровли, но еще и гребни вверху крыши, в которых заключались разные узоры и фигуры. Они вместе с кровлей окрашивались краской, а иногда золотились особо от кровли; ныне (кон. XIX века) подзоров на храмах сохранилось очень мало, и они уцелели кое где небольшими отрывками, остальное сорвано ветром или временем и уничтожается обращением в старое железо, как самый негодный материал.
Крест на церкви Владимирской и древнее паникадило Владимирской церкви
На храме Владимирской Божией Матери, от первобытного устройства, уцелел железный водруженный на главе, покрытой зеленой обливной черепицей, крест, на вершине его корона, в подножии креста полулуния, что изъясняется победою креста над луною, или памятником свержения ига Монгольско-Татарского; но Максим Грек, умерший в половине XVI века, истолковывает, что полумесяц, сходный с Греческим упсилоном, прообразует высоту крестного восхождения Христа. Шейка под главой восьмиугольная с карнизами, поясами и колонками, под которой к самой крыше еще восьмиугольный трибун большей величины, на трибуне главы вставлены на все восемь сторон кафли из разноцветной поливы с орнаментами рельефной работы. В этом же храме сохранилось медное паникадило в два яруса о 12 свечниках, единственное от прежнего времени; величина его в вышину 1 арш. 10 верш, и ширину 13 верш., внизу большой медный шар, под которым привешено в серебряной оправе строфокомиловое яйцо с шариком вынизанным жемчугом, и шелковой кистью. В церковных описях 1780 года упоминается: „Паникадило медное под ним ицо строфокомильное, оправа серебрянная, кисть шелковая".
Окно Владимирской церкви в сл. Мстёре
Украшения вокруг окон представляют интересные образцы прежнего искусства; не только в Русском но и в Славянском мире зодчие, под влиянием византийско-ломбардского стиля, любили украшать окна и входные двери храмов Божиих узорчатыми произведениями ваяния, высечками на сандриках и архивольтах. Целью их было придать всевозможное великолепие Дому Божию; над некоторыми из окон тройные дуговые кокошники, над другими мысообразные и стрельчатые карнизы, по бокам колонки с перешейками и подвесками, тройными сандриками и из овальных столбиков, составленные из шаблонных кирпичных штук, какие в XVI и XVII столетиях нарочно заготовлялись в желанной форме из глины и обжигались как обыкновенный кирпич. Составленные из таких шаблонных кирпичей различные украшения очень прочны и по чистоте и правильности формы много лучше нынешних украшений, высекаемых из обыкновенного кирпича. Шаблонные кирпичи, вместе с простыми, употреблялись для составления весьма разнообразных и красивых карнизов, выводившихся под крышами и другими местами, прежних зданий. По характеру кладки И.А. Голышев относил её к XVI - XVII вв. Она не упомянута ни в писцовых книгах 1628-1630 гг., ни в храмозданной грамоте 1683 г., ни даже в описной книге слободы Мстёры 1710 г. В описной и раздельной книге за 1710 г. в Богоявленской слободе обозначено два монастыря: "Монастырь Богоявленский, в монастыре церковь каменная во имя Богоявления Господня. Другая церковь деревянная во имя Иоанна Предтечи. Другой монастырь девичий, а в нем церковь Иоанна Милостивого... Другая церковь во имя Филиппа Митрополита..." В книге "Библиография Владимирской губернии" 1905 г. по ссылке 367 указан документ: «Ведение о наказании дьячка Богоявленской церкви слободы Мстёры Василья Попова батогами за непотребные его действия, 1716 г. ИА. Голышев. Влад. Губ. Вед., 1884, № 50». В доношении иеромонаха Иосафа в Суздальский архиерейский дом в 1717 г. сказано: "В Суздальском уезде...в вотчине князя Ромодановского в Богоявленской слободе, что на Мстёре два монастыря: мужеской Богоявленский монастырь,...да Ивановский девич монастырь, церковь Иоанна Милостивого деревянная и ограда деревянная..." На этом основании можно считать, что Владимирская церковь была построена уже после 1710 года. Первое упоминание о церкви относится к 1734 г. в донесениям князьям Головкиным.
Церковь Владимирской Божией Матери
Престолов во Владимирском храме два – в честь Владимирской иконы Божией Матери и в приделе, устроенном в 1868 году, во имя св. благ. Кн. Александра Невского.
«Освящение придела во имя Св. Бл. Вел. Кн. Александра Невского, при Богородице-Владимирской церкви в слоб. Мстёре (1-го ноября 1898) До 1868 года этот храм был однопрестольный, а в сем году к нему, с южной стороны, был приложен придел в честь Св. Бл. Вел. Кн. Александра Невского, в память событии 19-го февраля 1861 года. Но этот придел, будучи вдвое короче храма, нарушал симметрию целого храмового здания, был темен, очень мал и не представлял никаких удобств ни для священнодействующих, ни для молящихся. Видя все неудобства Александро-Невского придела, церковный староста Богоявленского прихода, крест. сл. Мстёры Иосиф Алексеев Клевакин, задумал переустроить его на собственные средства. Получив на это святое дело благословение Высокопреосвященнейшего Сергия, Архиепископа Владимирского и Суздальского, и выхлопотав дозволение от Археологического Общества, церковный староста, согласно с указом Владимирской Духовной Консистории от 1-го апреля 1897 года, приступил к переустройству Александро-Невского придела. Внешняя стройка была окончена в том же 1897 году. По плану, Александро-Невский придел был удлинен и уширен. Поэтому теперь приделы: Владимирский и Александро-Невский, равны по длине и почти по ширине, и, как смежные, соединяются между собою обширными арками. В октябре 1898 года была готова и вся внутренняя отделка Александро-Невского придела. После этого церковный староста Клевакин, с местным священником, отправился к Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Сергию, просить благословение на освящение новопероустроенного придела. Высокопреосвященнейший Сергий, дав свое благословение на освящение придела 1-го ноября 1898 г., благоволил назначить на освящение, согласно желанию церковного старосты и местного священника, члена консистории, протоиерея Владимирского кафедрального Успенского собора, о. Александра Виноградова, о чем и состоялся указ консистории. Готовясь к торжеству, церковный староста Клевакин пригласил к участию в освящении придела, кроме о. протоиерея Виноградова, еще и Благочинного 2-го округа, Вязниковского уезда, священника села Акиншина о. П. Воскресенского, священника села Старого-Татарова о. П. Парвицкого и священника Мстёрской Иоанновской церкви о. А. Альбицкого, а также диаконов: Владимирского собора А. Благовещенского и слободы Мстёры Ф. Одоранского и А. Виноградова. В 5 часов вечера, в субботу, 31-го октября, настоятелем прихода о. Петром Руберовским отправлено было, среди новоустроенного придела, торжественное всенощное бдение, за которым священником о. А. Альбицким сказано было поучение о значении действий чина освящения храма, о долге христиан благотворить на храмы и об усердии к благоустроению придела церковного старосты Клевакина, заслужившего благодарность прихода. Обширный храм был полон молящихся. На литию и величание выходил о. протоиерей А. Виноградов с бывшими священниками и диаконами. Пел любительский хор Богоявленских певчих. В день 1-го ноября, в воскресение, в 9 часов утра был совершен водосвятный молебен, после которого о. протоиереем А. Виноградовым, в сослужении приглашенных священников и диаконов, начат был величественно знаменательный чин освящения храма. С великим благоговением совершены были о. Протоиереем со священниками окропление, омовение, отирание и облачение Св. престола, а затем с подобающею честью исполнены были священнодействия и над жертвенником, над иконостасом, над сторонами придела, внутреннею и внешнею. После этого собором священнодействующих, в сопровождении огромной массы народа, перенесен был из Богоявленского храма Св. антиминс. Необыкновенные, умилительные минуты были пережиты всеми, когда шествие со Св. антиминсом остановилось перед завесою храма, когда служитель алтаря Господня торжественно вещал о вхождении в храм Даря Славы, осенял храм Св. антиминсом и благоговейно вступал в него. Исполнив все священно-действия, о. протоиерей А. Виноградов, пред отпуском чина освящения, вышел на амвон и сказал приличное торжеству, глубоко-назидательное слово, в котором сначала изобразила, радостные чувства православных чад Св. Церкви по поводу вновь устроенного храма Божия, — этого училища веры и благочестия, хранилища нашего спасения и святой врачебницы душ и телес наших, — а потом выразил глубокую скорбь о потере благ Св. Церкви братиями нашими, уклонившимися от нее на путь заблуждения и раскола, и призывал их уpaзуметь всю опасность своего положения и войти в ограду Св. Церкви. После этого началась Божественная Литургия, во время совершения которой все песнопения были исполнены любительским хором. В конце литургии сказано было местным священником о. П. Руберовским поучение о спасительности жертв на храм Божий и выражена была благодарность строителю придела Клевакину; а пред началом молебна Св. Александру Невскому произнесено было поучение Благочинным о. Воскресенским о доблестной жизни Святого Князя Александра Невского, как великого поборника и защитника земли Русской, которого свято чтит русский народ и которому посвящает свои многочисленные храмы. По окончании Богослужения, духовенство, почетные гости и избранные прихожане были приглашены церковным старостою в его дом, в котором радушным хозяином были предложены чай и обед. Так закончился радостный для Мстёры день церковного торжества. Прихожане душевно благодарили строителя придела И.А. Клевакина, и он вполне заслужил эту благодарность. Клевакин был родовым раскольником; обратился в православие уже в зрелых летах и с тех пор стал истинным членом церкви святой и строгим исполнителем ее уставов. В конце 1890 года он был избран на должность церковного старосты Богоявленского прихода, которую и проходит по настоящее время, имея на своем попечении два храма. Во все это время он неослабно заботился о поправках и украшениях обоих храмов и, как человек состоятельный, не жалел своих средств. Дай Бог, чтобы подобные радетели храмов Божиих не переводились на святой Руси, к вящщей славе Божией, к святой радости служителей алтаря Господня и к неистощимому утешению всех истинно верующих. Святые храмы от крещения Руси и до настоящих дней составляли истинное украшение, величие и славу нашего отечества. Дай же, Боже, чтобы это было и в грядущий времена! Свящ. Альбицкий» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 23-й. 1-го декабря 1898).
Колокольня, братский корпус, часовня
В Описной и раздельной книге 1710 г. сообщается, что на святых вратах колокольня, на ней пять колоколов, подле ее боевые часы на ходу. В октябре 1873 г. на колокольне ураганом повредило шпиль, что послужило началом капитального ремонта строения. Новая колокольня при этих храмах была построена в первой пол. XIX века.
Возобновление обители
24 сентября 1999 г. по благословению Высокопреосвященнейшего Евлогия Архиепископа Владимирского и Суздальского Свято - Богоявленский мужской монастырь был снова открыт. В октябре сформировалась община из четырех человек. Настоятелем был назначен игумен Илья (Иванов). После настоятелем обители стал иеромонах Сергий (Титов). Под его руководством проходили восстановительные работы в обители, отстраивался Богоявленский собор, трапезная, производился ремонт построек на территории обители. Под руководством старшей братии послушники и трудники монастыря несли различные послушания во славу Господа нашего Иисуса Христа на благо обители и во спасение души. В сентябре 2007 года вместо переведённого в Зосимову пустынь иеромонаха Сергия (Титова) настоятелем обители назначен иеромонах Авраамий (Лукиянчук).
Сень в Богоявленском Мстёрском мужском монастыре
Часовня Александра Невского
Святыни монастыря
Икона "Утоли моя печали"
"Суд праведный судите, милость и щедроты творите кийждо искреннему своему; вдовицу и сиру не насильствуйте и злобу брату своему в сердце не творите". На этой иконе Божия Матерь изображена держащей правой рукой Младенца Христа, у Которого в руках развернут свиток со словами: «Суд праведный судите, милость и щедроты творите кийждо искреннему своему; вдовицу и сиру не насильствуйте и злобу брату своему в сердце не творите». Левую руку Богоматерь приложила к Своей голове, несколько склоненной набок, будто она прислушивается к молитвам всех обращающихся к Ней в печалех и скорбях.
На иконе изображен Святитель Николай с мечем в одной руке и с огороженным храмом в другой. История явления этого Образа восходит ко времени татаро-монгольского нашествия на Русь, по крайней мере, к XIV веку, если не раньше.
Задумали однажды, - говорит предание, - враги напасть на Можайск. Тогда явилось дивное знамение. В ободрение жителям Можайска и на страх врагам Святитель Николай чудесно показался в грозном виде - стоящим в воздухе над собором, держа в одной руке меч, а в другой изображение обнесенного крепостью храма. Неприятель так устрашен был этим видением, что снял осаду и бежал - к удивлению и радости осажденных. Вероятно, в память этого чудесного явления Чудотворца для спасения города и создали благочестивые граждане почитаемое ныне резное изображение Угодника в благодарность за его чудную помощь. В память о дивном видении Святителя он представлен на Образе с мечем и храмом. Образ называется теперь явленным, а бывшие потом от него силой Николая Угодника новые чудесные знамения утвердили за ним это название и славу Чудотворного. Об уважении и известности этого Образа у наших предков мы можем судить по тому, что сами великие князья и цари Московские ездили на богомолье в Можайск, на поклонение этому Чудотворному Образу угодника Николая. Так, в 1546 г. отправился сюда Великий князь Иоанн IV Грозный один, а в 1564 г. с царицей Марией, сыном Иоанном, князем Владимиром Андреевичем и митрополитом Афанасием. В 1592 г. был на поклонении Чудотворцу и Феодор Иоаннович.
Икона Божией матери именуемая Корсунская
Официальный сайт монастыря - http://mstera-sbm.ru/