Главная
Регистрация
Вход
Среда
24.04.2024
20:45
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [134]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Вязники

Женская обитель Святителя Иоанна Милостивого, п. Мстёра

Женская обитель Святителя Иоанна Милостивого

Адрес: Владимирская обл., Вязниковский район, пос. Мстёра, пл. Ленина, 16

В писцовых книгах 1628-1630 гг. впервые упоминается деревянная церковь во имя свт. Иоанна Милостивого, «другая церковь Иоанна Милостиваго древяна вверхъ».
В писцовых книгах Михаила Трусова и дьяка Федора Витовтова 1628, 1629 и 1630 гг. сообщается, что за детьми князя Григория Петровича Ромодановского «написано... отца их старинная родовая вотчина погост Богоявленская слободка на реке Мстёре да на погосте церковь Богоявления Господа и Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа каменная да другая церковь Ивана Милостивого древяна вверх а в церквях образы, книги и ризы...»

К сер. XVII века при церкви был устроен женский монастырь. Когда точно и кем был основан монастырь, сведений не сохранилось. Возможно, что это был домовой монастырь княгинь Ромодановских, из которых в синодике некотрые из них значатся схимонахинями.
Из раздельной описи слободы Мстеры 1710 года мы узнаем, что при церкви Иоанна Милостивого с приделом в честь Казанской иконы Божией Матери был женский монастырь.
В 1710 году в этом монастыре была еще церковь во имя Филиппа Митрополита.

В 1716 году 20 февраля именным указом Петра Великого приказано было всем православным повсегодно исповедоваться у своих духовных отцов и священникам каждый год подавать своей епархиальной власти ведомости о неисповедовавшихся для взыскания с таковых штрафа. Параллельно этому указу, изданному главным образом для усиления контроля над уплатой штрафных денег раскольниками, издавались указы „о неопускном выполнении православными священного долга исповеди и приобщения св. Таин" и отдельными епархиальными преосвященными, желавшими поднять религиозно-нравственное состояние своей паствы. А случаи таких уклонений, судя по старинным делам, были довольно часты и иногда принимали характер массовых уклонений, особенно в тех местностях, где жили раскольники и где прихожане, хотя принадлежали и числились в православной церкви, но находились под сильным влиянием старообрядцев и их воззрений.
Один из таких случаев, характерный для обрисовки как общего положения дела, так и царивших в ту эпоху порядков, произошел 1720 года в с. Мстере, Вязниковского уезда.
18 июня 1720 года в Духовном приказе преосвященного Варлаама, епископа Суздальского и Юрьевского, было зарегистрировано следующее доношение священнослужителей с. Мстеры, Вязниковского уезда:
„В прошлых, Государь, и в нынешнем 1720 году, по указу Великого Государя и по твоему архиерейскому, велено во всей твоей архиерейской епархии всем приходским людем мужеска и женска пола повсягодно в великие посты приходить ко отцем своим духовным, к священником, ко исповеди и по достоинству святых Таин причащатися. А буде, которые в те великие посты у священников во исповедь приходить не будут, велено священником о тех приходских людех вашему архиерейству доносить. А ныне, Государь, у нас нижеявленных богомольцев твоих, в приходех наших, в Суздальском уезде, в Решемской десятине, в с. Мстерской слободе, многие приходские люди к нам нижеявленным богомольцем твоим по многи великие посты во исповедь не приходят и ко святей церкви в Господские праздники и в воскресные дни к молению не ходят же, а для чего, того мы богомольцы твои не ведаем. А кто именно те приходские наши люди во исповедь к нам не приходят, и тем, Государь, людем при сем нашем доношении именная роспись. А иные приходские наши люди ко оной исповеди к нам богомольцем твоим не приходили, и о тех нам богомольцем твоим в сем доношении написать в роспись за неизвестием имян их не ведаем и о тех, Государь, людех принесем мы, богомольцы твои, впредь именную же роспись".
В приложенной к доношению росписи не исповедующимися значились четыре семейства и кроме того пять отдельных лиц. Доношение было подписано: „Села Мстерской слободы староста поповский Богоявленский поп Симеон, да поп Никифор, другого прихода поп Стефан, поп Симеон".
По заслушании доклада, в с. Мстеру командирован был недельщик Василий Филатов „с товарищи" (Недельщиками назывались в до Петровской Руси судебные пристава, исполнявшие свои обязанности по неделям. Обязанности их заключались в оповещении сторон о вызове в суд и доставлении их суду, а также в поимке воров и разбойников. Применительно к такому же назначению существовали в первой половине XVIII века недельщики и в архиерейских духовных приказах.). Ему дана была особая „память", в которой предписывалось, не доезжая Мстерской слободы, взяв с собою в понятые попов, диаконов и церковных причетников, сколько человек понадобится, при тех понятых людях захватить означенных в росписи противников и привезти их с собою в Суздаль для допроса в архиерейском духовном приказе.
30-го июня недельщик с товарищами подал в архиерейский приказ „доезд" за подписью понятых, из которого видно, что учинившие противление крестьяне нашли себе сильных покровителей в лице представителей сельской Мстерской власти и что уполномоченные архиерейским приказом лица поставлены были в довольно затруднительное положение. Прибыв 24-го июня в Мстеру вместе с понятыми, недельщики предъявили архиерейский указ прикащику Никите Станиславскому, старосте Феодору Феодорову и выборному Якову Андрееву. Но те, выслушав указ, при понятых сказали: „Вышеписанных де крестьян, которые в указе архиерейском написаны, дворов их будто не знают. И оной прикащик Станиславской старосте и выборному оных противников для взятия в Суздаль, в которых они дворах живут, указывать и ходить с нами по них в те дворы не велел, и говорил оной же прикащик, возьмите де доносителя старосту поповского попа Симеона Григорьева для указывания дворов, где живут вышеписанные крестьяне, и ежели староста поповский для указывания оных крестьян пойдет, то де все в покорности будут. А староста поповский поп Симеон с нами для указывания оных крестьян не пошел. А понятые сказали, что таковых крестьян и дворов их не знают".
Затребован был в архиерейский духовный приказ подавший жалобу поповский староста священник Мстерской слободы Симеон Григорьев для дачи объяснений, почему он отказался пойти с понятыми и указать дворы ослушников. 5-го июля 1720 года сняли с него в Суздале допрос. На допросе поп Симеон Григорьев повинился пред епархиальною властью в том, что он не пошел указывать дворы ослушников страха ради пред крестьянами и особенно пред прикащиком. „Да и ходить он к тем крестьянам опасался для того, что от прикащика с крестьяны хотели на него послать князю Ивану Феодоровичу Ромодановскому отписку будто в разорении крестьян от него старосты поповского. Да и при вышеозначенных недельщиках приходили к нему старосте поповскому на дом в вечеру той Мстерской слободы староста Феодор со крестьяны, человек с шесть, и тую де ночь на дворе его ночевали, а какого ради умыслу того он староста не ведает, и из двора де оной староста со крестьяны никого не пустили".
Также неудачно закончилась попытка захватить „противников", проживавших в Мстерской слободе и принадлежавших вотчине князя Бориса Михайловича Черкасского (В 1694 году треть села отошла в приданое за Марфой Степановной Ромодановской к князю Борису Михайловичу Черкасскому. Сам раздел произведен был в 1710 году.). Староста и выборные этой вотчины заявили, что таковые де крестьяне, кроме Василия Козмина, в вотчине дворами не живут и из той Мстерской слободы давно отбыли неизвестно куда, а Василий Козмин уехал в Нижний Новгород для покупки товаров. Прикащик этой вотчины сказался в отсутствии.
17-го июля 1720 года в с. Мстеру послан был из Суздаля новый недельщик Семен Бушуев с товарищами по тому же делу. Ему дана была инструкция обратиться к поповскому старосте Симеону Григорьеву и по его указанию забрать в домах всех противников для препровождения в Суздаль. Об этом вторичном наезде уполномоченных епархиальной власти в с. Мстеру поп Симеон Григорьев в тот же день дал такую отписку в архиерейский приказ:
„И я богомолец твой со оными недельщиками для указывания с товарищи ходил, и оных крестьян, которые ’противны святей церкви, мужеска и женска полу, в домех не нашли, бежали с женами и детьми, и домы их пусты".
Очевидно, священнослужители с. Мстеры, под влиянием угроз и запугивания на месте, не желали вступать в конфликт с крестьянами, и дело, таким образом направлялось к безрезультатным последствиям. В этом смысле доносили архиерейскому приказу в своем „доезде" и недельщики.
Но епархиальная власть все еще не теряла надежды на возможность захватить ослушников. Следует новое архиерейское распоряжение о посылке третично недельщиков в с. Мстеру. На этот раз недельщики не нуждались в руководителях и проводниках, так как сами знали хорошо дома „противников". Но и в Мстере, по-видимому, хорошо осведомлены были о намерениях Суздальского епархиального начальства. Разыскиваемые крестьяне отысканы не были. „В домы их ходили", доносили недельщики в третьем „доезде", и в домах их не нашли, и домы их пусты".
На этом дело было прекращено. Продолжительная волокита, созданная им, хотя и не достигла прямо своей цели, но, несомненно, подействовала устрашающе на других. А епархиальное судопроизводство XVIII века, с его длительностью, непрестанными волокитами, в числе других целей, преследовало и ту, „чтобы и другим, глядя на то, чинить таковых продерзостей было неповадно". (В. Е. В. № 10-й. 1912 г.).

Мстерская вышивка гладью зародилась в монастыре святителя Иоана Милостивого.
В 1764 г. монастыри во Мстере были упразднены по указу Екатерины II. Церковь свт. Иоанна Милостивого стала приходской.

В кон. XVIII в. ансамбль бывшего женского монастыря состоял из деревянных церквей во имя свт. Иоанна Милостивого с приделами Казанской Божьей Матери и Филиппа Митрополита, шатровой колокольни с главным входом, каменной ограды, и небольшой часовни рядом с Владимирской церковью.

В 1809 г. деревянная церковь свт. Иоанна Милостивого была разобрана и на ее месте построен однопрестольный каменный храм с 1 главой на невысоком барабане.

В 1860-е годы на средства Вязниковского купца и промышленника, почетного гражданина, уроженца Мстеры О.О. Сенькова в храме был сделан чугунный пол и настенная роспись. Расписывала храм бригада мастеров из Палеха под руководством В.А. Салабанова.

«Церковь Иоанна Милостивого каменная об одном верхе, покрыта железом на четыре ската, алтарь полукруглый троечастный, в южном предъалтарии ризница, а в левом жертвенник. Под алтарем обширная палатка, которая отдается в наем в пользу церкви. Входов в церковь три: с западной, северной и южной стороны, с запада высокая паперть устроена на четырех круглых толстых столбах, а боковые входы без столбов. Неподалеку от церкви не высокая колокольня к югу, колокольня осталась от первобытного времени, в нижнем уступе четыре башенки, в разных местах не большие окна, внизу проход, на колокольне шесть колоколов, на большом надпись: «лил мастер Иван Семенов Саховников, октября дня 1835 года» от колокольни на обе стороны идет низенькая каменная ограда, на оконечности которой с южной стороны каменная не большая часовня.
Церковь Иоанна Милостивого возобновлена в 1809 году как видно из храмозданной грамоты и в алтаре на столбе находится следующая надпись: «Божиею милостию сооружен сей храм при Державе Благочестивейшего Государя Императора Александра Павловича и Ксенофонта епископа Владимирского и Суздальского, старанием Его Превосходительства Генерала Ивана Васильевича Тутолмина, при священнике Петре Егоровом, при бурмистре Петре Скучиловом».
Церковь Иоанна Милостивого однопрестольная теплая, длина церкви от горнего места до западных дверей 32 арш., ширина от северных до южных дверей 18 арш. Внутренность церкви освещается четырьмя большими окнами, алтарь пятью, пол в церкви и алтаре чугунный, у западной стены двои хоры, нижние хоры освещаются тремя полукруглыми окнами, а верхние под самым сводом одним окном.
Алтарь отделяется четырьмя круглыми толстыми столбами отделанными под мрамор; между столбов небольшой иконостас в котором находится двенадцать икон; к западной стороне находятся такие же четыре столба,— этими столбами поддерживается свод храма.
Из икон замечательны в храме следующие:
1-е. В иконостасе над царскими дверями Деисус древней иконописи в медной высеребрянной басменной ризе.
2-е. Образ за южной дверью пред правым клиросом св. Иоаина Милостивого высокой греческой работы, по полям угодника св. мученики Калистрат, Димитрий, Онисифор, Александр, Параскева и глава св. Иоанна Крестителя, икона украшена серебряной вызолоченною ризою, жемчугом и разноцветными камнями; кругом иконы изображены чудеса и явления угодника.
3-е. Образ св. Николая Чудотворца Можайского; угодник вырезан из дерева в серебренной золоченной ризе, в митре с венцом в правой руке меч, а в левой церковь; кругом угодника изображены чудеса и события из жизни его, письма новейшего времени.
4-е. Древний образ в отдельной киоте у столба южных дверей Воскресение Христово в серебряной золоченой ризе отчетливой работы.
5-е. Древний образ св. Троицы в серебряной золоченной ризе высокой работы.
Стены, свод храма и алтарь украшены стенной живописью.
Ризница:
1-е. Евангелие напрестольное старопечатное выхода 1649 года в 3-е лето Иосифа Патриарха, деки Евангелия обложены медным золоченным окладом, на лицевой стороне чеканной работы деисус, на углах четыре Евангелиста, кругом Деисуса Распятие Господне с предстоящими Божией Матерью и Иоанном Богословом, положение во гроб Иисуса Христа, жены Мироносицы и Ангел Господень, три Святителя Василий Великий Григорий Богослов и Иоанн Златоуст и св. Николай Чудотворец, по листам надпись: «Сия книга глаголемая Евангелие напрестольное честнаго диакона Ионы Николы Чудотворца дал сию книгу вкладу в дом Николая Чудотворца по своих родителех лета 7157 года Сентября в 18 день при Игумене Герасиме да приемном священнике Митрофане да при старце Василие да при старце Тарасие и при всей братии».
2-е. Евангелие напрестольное в малый лист выхода 1651 года в 10 лето Иосифа Патриарха, дски евангелия обложены черным плисом, лицевая сторона обложена медным высеребренным окладом с изображением в средине Распятия Господня, а по углам четыре Евангелиста.
3-е. Ковчег серебряный золоченый круглый в 3 яруса, с изображением изваянных Ангелов, Херувимов с узорами, внизу на поддонке вырезана надпись: «Сей ковчег сооружен в Москве в 1826 году месяца ноября 17 дня весу 12 фунт. 74 золотника».
4-е. Резная из дерева плащаница, Иисус Христос, в деревянном гробе, у ног и главы два старца Иосиф и Никодим, по левой стороне жены мироносицы.
В этом храме хранились древние деревянные венцы для бракосочетания, вызолоченные и в мысообразных теремках изображены в кругах Господь Вседержитель, Божия Матерь, Иоанн Креститель и Св. Угодники, верх венцов расписан разными красками по золоту травами. Венцы эти не в давнее время проданы за ничтожную сумму. Как жаль, что не сохраняют и не дорожат памятниками древнего искусства.
Из священно-служительских облачений сохранилась до ныне китайчатая риза черного цвета, оплечья и окрайки, обложены китайкой же зеленого цвета.
В этом храме, вклады и церковная утварь новейшего времени, некоторые довольно ценны; много жертвовал и украшал храмы слободы Мстеры и особенно церковь Иоанновскую, почетный гражданин Вязниковский купец Осип Осипович Сеньков. Прежде отец его был крестьянином сл. Мстеры.
На Богоявленском кладбище (Кладбище для похорон покойников отдельно от церкви отведено с 1859 года, а до этого времени покойники хоронились у церквей.) не в давнее время вырыт из земли близ церкви Богоявления при рытии могилы уцелевший остаток надгробного белого камня, на котором сохранилась высеченная в глубь подпись: «Лета 1686 года августа 20 преставился раб Божий инок схимник Гурий пономарь уроженец деревни Белебелки, камень этот находится у входных западных дверей Богоявленского храма.
В 10 шагах с южной стороны от алтаря Иоанновского храма каменные из кирпича памятники с крестами, указывающие места престолов прежде бывших церквей.
При трех приходах духовенства с причетниками состоит 9 человек; на два православные причта полагается годовой руги 193 руб. серебр. пользуются сенными покосами и огородными землями Единоверческий причт получает казенное жалованье, священник 150 руб. серебр., причетник 70 руб. сереб. в год и кроме того пользуются огородами».

В 1867 г. вместо шатровой колокольни построили новую по проекту епархиального архитектора Н.А. Артлебена. Деньги на постройку колокольни пожертвовал Осип Осипович Сеньков.
18-го октября 1871 года, в селе Мстере происходило торжественное празднество - 25-ти-летний юбилей Законоучителя в Мстерском училище, о. Благочинного священника О.М. Вишневецкого.
«Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Изъ св. иконъ достопримечательны следующия:
1) Храмовая икона св. Иоанна Милостиваго древняго письма; кругомъ угодника изображены свв. муч. Каллистратъ, Димитрий, Онисифоръ, Александръ, Параскева и глава Иоанна Предтечи; изображение св. Иоанна украшено жемчужной ризой, а изображения другихъ святыхъ – серебряной вызолоченной.
2) Икона Николая Чудотворца Можайскаго, голова святаго высечена изъ камня; икона украшена серебряной вызолоченной ризой.
3) Икона св. Троицы въ серебряной вызолоченной ризе.
4) Древняя икона Воскресения Христова въ такой же ризе.
5) Деисусъ древняго письма.
6) Древняя икона св. Филиппа, Митрополита Московскаго.
7) Древняя резная изъ дерева плащаница.
Въ церкви сохранилось напрестольное Евангелие печат. 1649 года съ подписью по листамъ: «сия книга честнаго диакона Ионы, далъ сию книгу вкладу въ домъ Николая Чудотворца по своихъ родителехъ лета 7157 при игумене Герасиме, священнике Митрофане и старцахъ Василие и Тарасие и при всей братии». Другое малое Евангелие – изд. 1651 года.
Причта при Иоанновской церкви по штату положено – священникъ и псаломщикъ. На содержание ихъ получается около 1,200 руб. въ годъ. Дома для обоихъ членовъ причта церковные.
Земли при церкви – усадебной 1,200 саженъ и сенокосной около 10 дес.; планъ на землю общий съ Богоявленской церковью.
Приходъ состоитъ изъ части слободы Мстеры (217 дворовъ), въ которой по клировымъ ведомостямъ числится 649 душъ мужескаго пола и 722 женскаго, изъ нихъ раскольниковъ 52 души обоего пола».

В годы гонений храм свт. Иоанна Милостивого был опечатан, кресты и колокола сняты 30 марта 1929 г. ночью в до часов.
В начале 1930-х годов храм был приспособлен под клуб имени Первого мая (позднее он становится клубом клееночной фабрики им. Дзержинского).
Стенная роспись закрашивается, устраивается сцена, колокольня и ограда разобраны, часовня превращена в лавку по продаже керосина.
В конце 1950-х годов разобрали часовню. Кирпич от разборки сооружений использовался для строительства с северной стороны здания фойе и с западной стороны для устройства кинобудки и касс. После таких перестроек церковь теряет свой первозданный вид и становится некрасивой.


Храм святителя Иоанна Милостивого в Мстере

Иконостас церкви Иоанна Милостивого

Витраж церкви Иоанна Милостивого

В 2005 году начато восстановление храма.
В 2006 году был установлен поклонный крест на территории Обители. Установка главного купола на храме свт. Иоанн Милостивого. Были проведены штукатурные работы и побелка алтаря, обработка от грибка и плесени, установка престола, заливка пола в алтаре.
Январь 2007 года - освящение и установка креста на куполе. Разобрана пристройка с южной стороны храма, изготовление 3-х окон, изготовление 3-х круглых окон в западной части храма, разобрана пристройка старой кочегарки со стороны алтаря.
20 сентября 2009 года открыта Воскресная школа.

При обители действует социальный реабилитационный центр "Чаша Спасения" для страждущих от наркомании и алкоголизма, а так же людей с тяжёлой жизненной ситуацией. Где приобщение к православному христианству и монастырскому укладу жизни, помогает людям вновь обрести себя и Веру в Бога, так как православие есть путь к Истине через Веру! Вы можете связаться с нами через контакты на сайте.
Благотворительность и духовность всегда вместе и благотворители помогают восстановлению монастыря и детям сиротам из детского дома интерната.

За православный женский монастырь закреплены:
храм святителя Иоанна Милостивого в поселке Мстера и
церковь Иконы Казанской Божьей матери в селе Налескино.

Сайт обители: http://www.ioann-milostiv.ru/2005.htm
Город Вязники.
Пос. Мстёра.
Свято-Богоявленский Мстёрский мужской монастырь
Свято-Троице Серапионова пустынь.
Свято-Казанский скит. д. Акиншино.
Монастыри Владимирской области.

ИСТОРИЯ Владимирской области.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Вязники | Добавил: Николай (10.11.2015)
Просмотров: 5984 | Теги: церковь, монастыри, Мстера | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru