Главная
Регистрация
Вход
Среда
23.05.2018
10:05
Приветствую Вас Гость | RSS



ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 466

Категории раздела
Святые [132]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [882]
Суздаль [299]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [219]
Музеи Владимирской области [58]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [48]
Юрьев [111]
Судогда [34]
Москва [41]
Покров [67]
Гусь [94]
Вязники [175]
Камешково [50]
Ковров [163]
Гороховец [72]
Александров [146]
Переславль [89]
Кольчугино [26]
История [15]
Киржач [37]
Шуя [80]
Религия [2]
Иваново [33]
Селиваново [6]
Гаврилов Пасад [6]
Меленки [24]
Писатели и поэты [8]
Промышленность [29]
Учебные заведения [12]
Владимирская губерния [19]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]

Статистика

Онлайн всего: 17
Гостей: 17
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Вязники

Единоверие в слободе Мстёра Вязниковского уезда

Единоверие в слободе Мстёра Вязниковского уезда

Появление третьего прихода в Мстере связано с широким распространением в Слободе старообрядчества. Около половины мстёрских жителей придерживались старой веры. По официальным данным их число было значительно ниже. В 1768 году во Мстёре насчитывалось 202 "записных раскольника". Старообрядчество преследовалось официальной Церковью и властями. Особой формой примирения старообрядцев и Церкви стало единоверие. В 1800 году были утверждены "правила единоверия", по которым старообрядцы признавшие иерархию и догматы синодальной Церкви взамен получали клир, обязавшийся служить по старым обрядам. Так в слободе появился единоверческий приход.
В первой половине XIX в., во время пребывания во Мстёре Владимирского архиерея, старообрядцы преподнесли ему большой печатный пряник (а прянику на Руси с древности придавалось большое значение) и ходатайствовали об устройстве единоверческой церкви. Это ходатайство не было оставлено без внимания. В 1849 г. единоверцы слободы были причислены к Дубасовскому единоверческому приходу. Приходский священник посещал их изредка, так как жил за 80 вёрст. По его предложению был нанят особый дом, где он во время своих приездов совершал требы и устраивал общественные богослужения. Духовная консистория разрешила до постройки настоящего храма совершать всё это в частном доме. Там же был устроен иконостас.
В особенности беспокоила о. Максима (Сергиевский Максим Ермеевич) отдаленная слобода Мстера; он видел, что единоверие там могло сильно укрепиться, но для этого необходимо было ему или совсем переселиться туда на жительство, или образовать там самостоятельную единоверческую церковь. Мысль эта была сообщена о. Максимом на благоусмотрение Преосвященного Иустина и одобрена последним. Мстерская часовня была преобразована в новую Единоверческую церковь с особым причтом, а дабы этот новый приход не оставался без надзора и руководства со стороны о. Максима, Преосвященный назначил его Благочинным и обязал несколько раз в год навещать вновь устроенную церковь. С отделением Мстеры от Дубасова, миссионерская деятельность о. Максима продолжалась с не меньшим усердием и скоро число его прихожан, отошедших к Мстерской церкви, восполнялось новыми.
Единоверческая церковь во Мстёре была построена в 1850 г. В 1854 г. её освятили во имя Живоначальной Троицы. Она деревянная, обшита тёсом, одноглавая; состоит из трёх объёмов — паперти, основного куба, пятигранной апсиды.
К середине XIX века местное население по вероисповеданиям распределилось следующим образом: представителей официального православия - 1774 человека, единоверцев - 473, старообрядцев разных согласий - 373.
После открытия во Мстёре самостоятельного прихода к церкви были определены священник, диакон и псаломщик, а приход отнесён к благочинию единоверческих церквей Владимирской епархии.


Единоверческая церковь во имя св. Троицы. Слобода Мстера Вязниковского уезда

Немаловажную роль в жизни общины играли старосты мстёрской единоверческой церкви.
Крестьянинов Яков Андреевич — крестьянин слободы Мстёра. Был старостой в 60—70-х годах XIX в. Священнику слободы Мстеры Единоверческой Троицкой церкви Александру Косаткину и церковному старосте, той слободы крестьянину Якову Андрееву Крестьянинову за приобретение от разных благотворителей 700 руб. сер. на покупку нового для своей церкви колокола, 9 февраля 1870 года, объявлена признательность и благословение от Его Высокопреосвященства, Антония Архиепископа Владимирского и Суздальского.

Вскоре единоверцы решили устроить ещё один храм — каменный. В 1866 г. было получено разрешение на его постройку. На строительство этой церкви много средств пожертвовал уроженец Мстёры, вязниковский 1-й гильдии купец Осип Осипович Сеньков. Но оно затянулось. «Протекло четырнадцать лет, — писали „Владимирские губернские ведомости» в 1880 г., — и храм этот до сих пор внутри не отделан, хотя в среде прихожан единоверческой церкви есть не только зажиточные, но даже обладающие большими капиталами…»
Отделка храма была завершена в 1884 г. стараниями и крупными пожертвованиями старосты единоверческой церкви Ивана Егоровича Мумрикова. Он на свои средства устроил в храме каменный мозаичный пол, иконостас, который расписывали лучшие мстёрские мастера-иконописцы, окрасил стены внутри и снаружи. Церковь получила название Никольской. Над её притвором располагалась звонница.
Причт при церквах состоял из священника, диакона и псаломщика. На содержание их получалось жалованья из государственного казначейства 550 руб., процентов с причтового капитала (3300 руб.) — 132 руб. и от служб и требоисправлений до 500 руб. в год. Для священника и диакона имелся церковный дом.
Земли при церкви не имелось, но лично для священника было 1575 кв. саж. усадебной земли, подаренной граф. Паниным в 1854 г. и 600 кв. саж. для диакона, отведенной Мстерским обществом в 1884 г.
В приходе по мировым ведомостям 1897 г. числилось 339 душ мужского пола и 320 женского, из них 10 душ в гор. Вязниках.


Мумриков Иван Егорович. Нач. XX в.

В 1900-1901 гг. на пожертвования И.Е. Мумрикова, Г.А. Клевакина, Е.И. Голышевой, Е.Ф. Козловой, Д.А. Панкратова, В.М. Кибирева, А.В. Панкратова, В.И. Мумрикова, Е.М. Фатьяновой, П.И. Козловой, И.В. Голышева к храму была пристроена паперть, к юго-западу от него построена часовня, а вокруг обоих церквей — каменная ограда с ажурными коваными решётками. При церквах находились дома для причта. В таком архитектурном решении единоверческий комплекс дошел до 1917 г.

Мумриков Иван Егорович — крестьянин слободы Мстёра, вязниковский 2-й гильдии купец, потомственный почётный гражданин. В разное время он имел во Мстёре различные производства: иконописную мастерскую, фольгопрокатную фабрику, паровую мельницу. Был старостой с 1878 г. И.Е. Мумриков на свои средства отделал Никольский храм, возобновил все иконы в главном иконостасе и поставил новый иконостас в трапезной Троицкой церкви, пожертвовал много предметов церковной утвари, затратив 2175 рублей. За это ему была объявлена благодарность епархиального начальства и благословение св. Синода. За постройку единоверческой школы Владимирское братство св. Александра Невского изъявляет И.Е. Мумрикову признательность. В 1902 г. за пожертвования в пользу единоверческой церкви ему объявлено благословение архиепископа Владимирского и Суздальского. 20 декабря 1900 г. вязниковский 2-й гильдии купец И.Е. Мумриков награждён званием потомственного почётного гражданина за заслуги по духовному ведомству. Это было главной наградой за его полезные труды.
Крестьянинов Василий Семёнович — крестьянин слободы Мстёра, владелец меднопрокатной и фольговой фабрики. Был старостой в начале XX в. За пожертвования в пользу церкви в 1911 г. ему было объявлено архипастырское благословение.

8 сентября 1887 г. в слободе Мстёра была торжественно открыта единоверческая церковно-приходская школа. «Хотя в настоящее время в слободе Мстёра существуют две одноклассные земские школы, мужская и женская, — сообщали „Владимирские епархиальные ведомости» в 1888 г., — но многие приверженцы старины опасаются отдавать в них, для обучения грамоте, своих детей на том основании, что здесь учат по книгам, исправленным при Никоне, вследствие этого дети их и остаются без всякого школьного просвещения». Эта причина заставила И.Е. Мумрикова позаботиться об образовании детей старообрядцев и единоверцев. Он построил деревянное здание школы, снабдил её всеми принадлежностями, израсходовав более 800 рублей из своих личных средств. Учительствовать здесь начал его сын Пётр, проработавший в этой школе до 1916 г. В 1913 г. П.И.Мумриков был награждён серебряной медалью «За усердие» на Александровской ленте для ношения на груди за учительские труды.
Попечителем школы со дня её открытия стал сам И.Е.Мумриков. В 1897 г. в ней обучалось 30 учеников.
В 1917 г. Мстёрская единоверческая церковно-приходская школа передаётся в ведение уездного земства.

Историю единоверия во Мстёре, безусловно, дополняют сведения о деятельности людей, жизнь которых была так или иначе связана со слободой. Это, конечно, священники мстёрской единоверческой церкви.
Косаткин Александр — был священником во Мстёре в 60—70-х годы XIX в. В 1870 г. ему объявлена признательность и благословение от архиепископа Владимирского и Суздальского Антония за труды по сбору денег на покупку нового колокола.
Ризположенский Виталий Порфирьевич окончил полный курс во Владимирской духовной семинарии. 28 августа 1878 г. назначен священником во Мстёру. 25 мая 1886 г. переведён в г.Шую к единоверческой церкви, а из Шуи 12 февраля 1896 г. — во Мстёру к единоверческой же церкви. Умер 10 февраля 1897 г. С 1878 по 1886 гг. был законоучителем в Мстёрском мужском училище. За усердие в службе и преподавание Закона Божия ему неоднократно объявлялись благословения от архиепископа Владимирского и Суздальского, а в 1882 г. он был награждён набедренником.
Скрипкин Афанасий — служил псаломщиком в Никольской единоверческой церкви в Москве. 7 мая 1886 г. переведён во Мстёру и определён священником к единоверческой церкви. В 1895 г. был награждён набедренником. 12 февраля 1896 г. переведён в Шуйский единоверческий женский монастырь.
Перемещен псаломщик Мстерской единоверческой церкви Николай Троицкий 23-го августа 1889 г. в гор. Иваново-Вознесенск к единоверческой же церкви.
Сокольский Дмитрий Иванович — окончил Владимирскую духовную семинарию со званием студента. С 1892 г. был священником в с. Григорьеве Меленковского уезда. 13 февраля 1897 г. переведён во Мстёру к единоверческой церкви. В 1912-1916 гг. был законоучителем в Мстёрском женском училище. Также исполнял должности наблюдателя за Мстёрской народной библиотекой-читальней и заведующего единоверческой церков-ноприходской школой. В 1901 г. за полезные труды по наблюдению за строительством церковных построек (паперть, часовня, ограда, дом псаломщика) ему было объявлено благословение. В 1905 г. был назначен благочинным второго вязниковского благочнннического округа. За свою деятельность награждён: в 1902 г. — скуфьей, в 1908 г. —камилавкой, в 1913 г. — наперсным крестом. 11 июня 1916 г. переведён из Мстёры к Вязниковскому Благовещенскому женскому монастырю.
Павлычев Александр — был священником с. Соколова Нижегородской губернии. 13 октября 1916 г. переведён во Мстёру к единоверческой церкви. С 1916 г. преподавал Закон Божий во Мстёрской единоверческой церковноприходской школе.
Сосновцев Андрей Иванович (епископ Амвросий) — родился в 1868 г. В начале XX в. был священником в г.Бугуруслан Самарской губернии, перед революцией — настоятелем Казанской единоверческой церкви в Самаре. В 1918 г. рукоположен в единоверческого епископа Мстёрского, викария Владимирской епархии. В 1926 г. арестован. Сослан в Туркестан. Вернулся во Мстёру больным. Умер в 1928 г.
После Октябрьского переворота 1917 г. Троицкую и Никольскую церкви постигла та же участь, что и многие другие православные храмы: они были закрыты, их здания использовались для разных хозяйственных нужд без надлежащего за ними ухода, что и привело к аварийному их состоянию в настоящее время. До наших дней сохранились дома для причта. В своё время они были реквизированы и отданы под квартиры.

Источник: «Единоверие в слободе Мстёра Вязниковского уезда Владимирской губернии. Старообрядчество: история, культура, современность. Выпуск 8, М.», 2000
Автор: Владимир Борисов. Сайт Во Мстёре.Ру

Приход Свято-Никольский

Православная религиозная организация "Муромская епархия Русской православной церкви", Вязниковское благочиние, приход Свято-Никольский.




Никольская церковь в п. Мстере

Адрес: Вязниковский район, п. Мстера, ул. Ленинградская, д. 60а.
Пос. Мстёра
Вязниковский уезд

Copyright © 2018 Любовь безусловная


Категория: Вязники | Добавил: Jupiter (03.02.2018)
Просмотров: 140 | Теги: Вязниковский уезд, Вязниковский район, Мстера | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика