Приведем последнюю опись от 1913 года Николаевского монастыря перед войной 1914 года и революцией:
«Ведомость о состоянии Гороховецкого Николаевского монастыря за 1913 год.
Обитель, именуемая заштатным монастырем, основана в 1643 г, в оном монастыре существуют три каменные церкви:
а) Троицко-Никольская двухэтажная крытая железом. Построена в 1681 г. иждивением Гороховецкого посадского человека Семена Ершова;
б) Покровская каменная над святыми воротами, в 1893 г. покрыта железом, пожертвованным дворянкою Елизаветою Сергеевой Кислинской. Построена в 1689 г. иждивением Гороховецкого посадского человека Григория Авдеева Ширяева. В 1903 г. возобновлен иконостас;
в) Списательская каменная двухэтажная крытая железом. Построена в 1710 г. иждивением Гороховецкого посадского человека Ивана Авдеева Ширяева.
Колокольня каменная, когда и кем построена, неизвестно. Как здания церквей, так и здание колокольни довольно прочные. Кругом всего монастыря каменная ограда не особенно прочная.
Внутри монастыря имеются 4 каменных корпуса:
а) настоятельский каменный двухэтажный крыт железом, в верхнем этаже помещается настоятель, а в нижнем братские кельи;
б) второй корпус одноэтажный, в нем помещаются братские кельи и трапеза;
в) третий корпус одноэтажный, в нем помещаются братские кельи, крыт железом;
г) четвертый корпус в 1898 году покрыт железом.
В оградной стене от последнего корпуса присоединен скотный двор деревянный в каменных столбах; в 1891 г. был перестроен заново, за монастырской оградой в саду находится деревянная баня, крытая тесом».
Наступление на монастыри началось в 1918 году, когда еще не было издано об этом специального закона, по инициативе местных властей, одобренных центральной властью. Протесты против закрытия монастырей и насильственного выселения из них монахов пресекались в судебном порядке как акты сопротивления представителям власти. Массовый характер закрытие монастырей приняло в 1919-1923 гг. в ходе национализации их имущества. Оно сопровождалось глумлением над мощами святых угодников, а также страшными репрессиями против монашествующих.
В 1922-1923 гг. были расстреляны 1962 монаха и 3447 монахинь, на 1 января 1922 года было национализировано 722 монастыря. В «общенародное достояние» перешло 827,5 тыс. десятин монастырской земли, 84 завода, 1816 доходных домов и гостиниц, 277 больниц и приютов, 436 молочных ферм, 603 скотных двора и конюшни, 311 пчелиных пасек. В зданиях «национализированных» монастырей было размещено 48 санаториев и домов отдыха, 168 детских колоний, 97 школ и различных курсов, 287 «советских учреждений» (в большинстве — тюрем), 188 военных учреждений и 349 больниц и лазаретов.
К этому времени относится и закрытие Гороховецкого Николаевского монастыря. Какое-то время из-за отдаленности от центра он мог удержаться от закрытия дольше других. Его закрытию предшествовало прибытие в августе 1919 года в Гороховец представителей Наркомпроса. Первая же встреча с городом вызвала восхищение, в своем дневнике руководитель экспедиции, художник и искусствовед, академик И.Э. Грабарь записал: «...и дивная Муромская архитектура, и сам Феофан поблекли перед Гороховцем. Правда, здесь половину дела сделала природа... Когда на дальнем высоком берегу Клязьмы показались огоньки, зажегшиеся от заходящего солнца в стеклах невидимых еще зданий, то уже это одно было изумительно хорошо. Вскоре стали вырисовываться какие-то монастыри, тонувшие высоко вверху в зелени. Казалось, что это не город, а просто два-три десятка церквей, разбросанных по горе в каком-то игрушечном стиле... Пошли бродить по городу, который весь оказался как бы застывшим с XVII века — ну просто как «Спящая красавица», — до такой степени, что мы не видели даже новых домов. Все церкви белые, все почти без исключения не тронуты с XVII века, — не расшиты, как всюду, сохранили черепичную чешую главы, старые ворота и ограды и столько старых каменных домов, сколько их нет во всей России. Мы ходили весь вечер и часть ночи как во сне... Другого такого «Китежа» я не знаю».
В состав экспедиции помимо И.Э. Грабаря входили научные сотрудники А.И. Анисимов, И.Н. Померанцев, Т.Г. Трапезников, архитектор Н.К. Жуков, художник-реставратор Г.О. Чириков. Они обследовали произведения искусства, находившиеся в церквах, а также старинные постройки города. Наиболее ценные сооружения были взяты под государственную охрану: архитектурные ансамбли Сретенского, Николаевского и Знаменского монастыря, Благовещенский Собор и Воскресенская церковь. Тем самым гарантировалась их неприкосновенность. Все вопросы, связанные с их дальнейшей жизнью решались теперь только Музейным отделом Наркомпроса.
В мае 1922 г. из монастыря власти конфисковали оклады икон и другое церковное имущество из серебра весом 11 фунтов 92 золотника.
14 апреля 1923 г. постановлением Губернской комиссии по ликвидации монастырей Никольский монастырь был закрыт и передан в ведение губернскому музею.
В конце 1922 — начале 1923 гг. последние насельники покинули Николаевский монастырь и он был закрыт и передан сначала в ведение Губмузея, а затем превращен в детский дом. Местные жители пытались отстоять его от полного закрытия и ходатайствовали о переводе его в приход, но получили отказ. Это можно проследить по представленным документам:
«Описи церковного имущества церквей, состоящих в ведении музея за 1923-1925 годы
Опись... Никольский монастырь (гор. Гороховец)... Придел Преображения... Троицкий храм. Колокольный звон состоит из 9 колоколов. Храм Св. Иоанна Лсствицы... 73. Икона Видения Иаковом таинственной лсствицы (археологическая). 74. Икона собора Иоанна Крестителя (археологическая). 75. икона собора Пресвятой Богородицы (археологическая)... 84. старинный резной иконостас орнаментами виноградных веток с 24 иконами... Храм Покрова Божией Матери... 92. иконостас древний резной деревянный с орнаментами тюльпанов и виноградных веток... Кладовая монастырского имущества под колокольней. Опись монастырских помещений вне храмов:
1. каменный дом в 8 комнат, занимаемых в настоящее время детдомом.
2. каменный дом тоже одноэтажный в одну комнату. Занимаемой столярной мастерской детдома.
3. каменный дом тоже одноэтажный, заключающий в себе следующие: дровяник под сводами Покровской церкви.
4. скотный двор с каменной стеной и с каменными столбами размером 80 аршин длины и 15 аршин поперечных, занимаемый скотом детдома.
5. деревянный сарай в 2 раствора.
6. деревянная баня».
«Протокол собрания верующих граждан всех пяти участков новой линии гор. Гороховца (18 апреля 1923 г.):
Обсуждая вопрос об ликвидации Никольского монастыря, что в гор. Гороховце и об учреждении для всех граждан, живущих на новой линии церковного прихода. По вопросу о предстоящем закрытии Никольского монастыря. Все граждане новой линии выражают глубокое сожаление по поводу закрытия и убедительно просят если можно, не закрывать храм монастыря, а оставить его как приходской.
По второму вопросу: все присутствующие граждане единогласно постановили: ходатайствовать пред надлежащими учреждениями об открытии нового церковного прихода, в который входят все граждане новой линии.
Приходскою церковью иметь для прихода храм б. Никольского монастыря. Причем все прихожане обязуются содержать этот храм в надлежащем порядке. Граждане новой линии (далее идут подписи)».
«Главное управление научными, научно-художественными музейными учреждениями. Главнаука. Апреля 1925 г.
Во Владимирский музей.
В связи с поступившим ходатайством общины Воскресенской церкви в г. Гороховце о передаче ей в пользование икон: Николая Чудотворца из закрытого б. Никольского монастыря и иконы Знамения Б. М. из б. Знаменского монастыря...
Список гражданских и церковных архитектурных памятников, состоящих на учет музейного отдела Главнауки НКП (Наркомата Просвещения) по Владимирской губернии: гор. Гороховцу: 36. Благовещенский собор 17 в. — в ведении верующих, 37. Воскресенская церковь 17 в. — в ведении общины, 38. Сретенская церковь 17 в. — то же, 39. Быв. Никольский монастырь 17 в. — в ведении губмузея, 40. Быв. Знаменский монастырь 17 в. — то же, 41. дом 6. Сапожникова 16 в. — то же, 42. дом Шумилина 17 в. — то же, 43. дом Селина 17 в. — в ведении горкомхоза».
«Главное управление научными, научно-художественными музейными учреждениями. Главнаука. Мая 1925 г.
В приходской совет т-н Воскресенской церкви г. Гороховца:
Ходатайство Ваше о передаче Вам в пользование иконы т. н. Николая Чудотворца из быв. Никольского монастыря иконы Знамения Б.М. из б. Знаменского монастыря Главнаукой НКП (Наркоматом Просвещения) удовлетворено быть не может в виду исключительного музейного значения упомянутых икон.
И.О. Заведующий Главнаукой Пинкевич.
Заведующий отделом по делам музеев — Троицкая».
В 1926-1927 гг. верующие города Гороховец предприняли очередную попытку отстоять монастырь и подали ходатайство о передаче в их пользование «молитвенных зданий» (слог госчиновников) бывшего Николаевского монастыря:
«Выписка из протокола №16/121 заседания Президиума Владимирского губернского исполнительного комитета
Совета рабочих крестьянских и красноармейских депутатов
Слушали: ходатайство группы верующих гор. Гороховца и дер. Городищ о передаче в их пользование молитвенных зданий быв. Никольского монастыря в гор. Гороховце.
Постановили: имея в виду:
1. что религиозные нужды верующих граждан гор. Гороховца и пригородных селений вполне удовлетворяются имеющимися в их пользовании другими молитвенными домами гор. Гороховца.
2. что по сообщению губмузея на реставрацию и ремонт двух быв. монастырских храмов, о передаче коих просит группа верующих предусмотрены по смете 1926-27 года необходимые средства.
3. что эти храмы, являющиеся историческими памятниками, будут лучше сохранены и охранены при оставлении их в непосредственном ведении губмузея, чем при передаче их в пользование группам.
Ходатайство группы граждан г. Гороховца и дер. Городищ о передаче в их пользование молитвенных зданий быв. Никольского монастыря в гор. Гороховце, являющихся историческими памятниками — отклонить».
Кроме как издевательством над чувствами верующих эти отписки музейных совчиновников назвать нельзя. Особенно по циничности и наглости поражает 3-й пункт выписки из протокола о том, что «эти храмы, являющиеся историческими памятниками, будут лучше сохранены и охраняемы при оставлении их в непосредственном ведении Губмузея, чем при передаче их в пользование группам». Это документ от 1927 года. А вот документ 1928 года, который уже явно показывает, как будут сохранены эти исторические памятники. Ничуть не колеблясь, эти «ревнители» сохранности русской истории из Владимирского Государственного музея сдают имущество и недвижимость в аренду и в продажу, лишь бы была выгода, не думая ни об охране строений, ни о сохранности имущества, которое в основном было уже распродано или разворовано:
«Гороховецкий волостной исполнительный комитет.
Сентября 17 дня 1927 года
Владимирскому губернскому коммунальному отделу. ВПК уведомляет, что в гор. Гороховце выделено отделу по делам музеев Наркомпроса следующее имущество:
1. каменный 2-х этажный дом б. Сапожкова по Ново-Никольской улице...
2. каменный дом двухэтажный по Средне-Никольской улице б. Сапожкова...
3. Николаевский б. мужской монастырь с плодовым садом около 3-х десятин, сад музея сдается в аренду, б. келий заняты под квартиры. Надворные постройки пришли в ветхость и ремонта не производится...
Сведения о недвижимом имуществе Владимирского государственного музея по состоянию его на 1-е августа 1928 года...
Никольский монастырь в гор. Гороховце.
Земли под строением 422 кв. саж., двором 408 кв. саж., кладбищем 298 кв. саж, фруктовым садом 1 д 2204 кв. саж.
Корпус двухэтажный каменный, крытый железом 74 кв. саж. — сдан частному лицу за ремонт и присмотр на 3 года.
Корпус каменный и флигель одноэтажный 72 кв. саж. — в виду ветхости сдаются беднейшим вдовам за ремонт.
Сад и огород — сданы частному лицу на 3 года.
Фруктовый сад 1 д 2204 кв. саж. — сдан Гороховецкому ВККОВ на 7 лет».
Но ожидать лучшего уже не приходилось, наоборот, наступали еще более страшные времена для Русской Церкви, продолжалось не только закрытие монастырей, но и начиналось их разрушение, начинались не только аресты священнослужителей, но и их массовое уничтожение.
До начала 30-х гг. храмы монастыря оставались приходскими. В 1929-1930 гг. с колокольни были сняты колокола, в сентябре 1930 г. с иконостасов смыта позолота, расхищены старинные иконы, в 1940 г. сломаны Преображенский придел собора, св. врата с Покровской церковью. В кельях и хозяйственных постройках разместились детский дом и общежитие техникума, уничтоженное кладбище использовалось местными жителями под огороды.
После 1945 г. в храмах были устроены гараж, склад районной кинофикации, жилые помещения.
Возрождение монастыря
Для чего только город не использовал Никольский монастырь. Здесь был детский дом, в Троицком храме — склад кино и фотодокументов, затем — общежитие-коммуналка, в самом храме Иоанна Лествичника жили люди: вместо церковного свода — потолки, вокруг алтаря — балкон, на котором жильцы сушили белье.
Решением Священного Синода РПЦ 14 дек. 1993 г. Никольский монастырь был открыт, наместником назначен иеромонах Петр (Радзин).
Казалось, восстановление монастыря невозможно, и многие говорили это новому настоятелю иеромонаху Петру (Радзину), который прибыл в город Гороховец 14 декабря 1993 года вместе с насельниками Муромского Благовещенского монастыря Владимиром, Дионисием (Шустовым), Романом (Радзиным), Вадимом и Владимиром. Помещения были совершенно не приспособлены для жизни людей. На улице зима, а здания уже давно никем не отапливались. Выручала печка, которая стояла посреди храма Иоанна Лествичника. Жили в одной комнате, в ней же готовили и спали, в других комнатах жить было невозможно, в них раньше был скотный двор.
19 декабря в день памяти святителя Николая Чудотворца в монастырь прибыл преосвященнейший владыка Евлогий, архиепископ Владимирский и Суздальский, тогда еще епископ, чтобы отслужить праздничный молебен. Впервые после стольких лет запустения в монастыре вновь зазвучала молитва — началось его возрождение. Владыка подарил монастырю икону свт. Николая, а настоятель Казанского храма г. Гороховца, митрофорный протоиерей Георгий, пожертвовал монастырю 9 икон и часть иконостаса. В конце декабря удалось подготовить храм Иоанна Лествичника к службе. 5 января 1994 года в монастыре был рукоположен первый дьякон, а 18 января состоялась передача актов — монастырь перешел в пользование иеромонаха Петра с братией.
Говорят, у каждого храма и монастыря есть свой Ангел-хранитель. Отец Петр говорил, что у обители есть святые заступники — Небесные Покровители, никогда не оставляющие нуждающихся в помощи: великий Чудотворец Николай, один из самых любимых и почитаемых святых на Руси, и прп. Серафим Саровский, который был приписан к Никольскому монастырю (рукоположение прп. Серафима состоялось во Владимире, а приписан он был к Гороховецкому мужскому Николаевскому монастырю и являлся его монахом, несмотря на то, что проживал в Сарове). Ангел-хранитель, по Божьему произволению, долго поддерживал стены и кровли монастыря, но вот на свой земной подвиг вышли люди, и он скромно уступил место подвижникам. Храм Иоанна Лествичника не выдержал первым. Время взяло свое — сгнили пол и потолки, а 22 января 1994 года рухнула крыша. С первых дней весны ее начали ремонтировать. Это являлось главной задачей монастырской братии и трудников, поэтому уже в мае первую половину работы выполнили — перекрыли трапезную часть храма и приступили к ремонту пола.
27 февраля 1994 года произошло еще одно важное событие в жизни монастыря — перед всенощным бдением в первый раз зазвучал монастырский колокол, впервые разнесся по всей округе радующий душу благовест.
В монастыре в первые же месяцы после его возрождения иноки и послушники занялись реставрацией икон. Дело в том, что прихожане стали приносить образа, найденные на чердаках, в сараях, поврежденные временем и людьми. Был случай, когда большая икона святителей Петра и Алексия служила в доме одной из прихожанок крышкой стола.
Известно, что Троице-Никольский Собор в то время представлял собой обветшавшее строение с прохудившейся крышей с куполами. Но, так как Собор летний, то в конце мая 1994 года братия монастыря стала готовить его к службе. С 30 мая по 12 июня заливали пол бетоном, 16 июня перенесли все богослужебные принадлежности из храма Иоанна Лествичника в Собор, а вечером уже служили в нем.
Летом 1994 года восстановительные работы велись как в Троице-Никольском Соборе, так и в храме Иоанна Лествичника, в котором отремонтировали крышу, сняли потолки и открыли своды, застелили пол новым линолеумом. Помощь в восстановлении тогда оказывали ОАО «Гороховецкий пищевик», а также частные предприниматели М.Г. и С.В. Тихоновы и другие.
Монастырь начал возрождаться, обретать свою вторую жизнь.
В 1994 году Свято-Троице-Никольскому монастырю был передан самый древний в Гороховце, основанный в XVI веке Знаменский Красногривский мужской монастырь, разрушенный почти до основания, в качестве скита, при непосредственном и активном участии владыки Евлогия, который сам приехал 24 июня в монастырь, чтобы отслужить в скиту первый молебен. В советское время Знаменский монастырь был самым заброшенным архитектурным памятником Гороховца. К 90-м годам XX века сохранился только храм Знамения Божией Матери с остатками великолепной росписи на потолках (в храме держали скот) и ветхие стены его предела. С мая 1995 года начались работы по восстановлению монастырских построек. Провели электричество, воду. И уже 6 октября того же года был освящен престол в приделе апостола и евангелиста Иоанна Богослова — крохотная, человек на 20, церковь. Но благодать здесь своя, особая! — Прямо в душу смотрят святые с близко висящих икон, прямо в сердце проникает пение стоящих рядом иноков.
В 1996 году по благословению Владимирского и Суздальского еп. Евлогия (Смирнова) был учрежден Свято-Георгиевский скит Гороховецкого Троице-Никольского монастыря.
...В 1356 году отправился преподобный Сергий Радонежский по поручению князя Димитрия Донского смирить князей, братьев Константиновичей. На пути в Нижний Новгород остановился «...и нашел время в глуши Гороховецкого уезда, на болоте при р. Клязьма, устроить пустыньку, воздвигнуть в ней храм Св. Троицы и поселить «старцев пустынных, отшельников», а питались они лыками и сено по болоту косили». В 1996 году по благословению владыки Евлогия решено было возобновить пустынь силами братии Свято-Троице-Никольской обители и открыть здесь монастырский скит во имя святого Георгия Победоносца.
28 июня 1996 года на «Егорий», как любовно называют его в народе, отправились владыка Евлогий и игумен Петр с иноками, и вблизи того места, где стояла когда-то Троице-Георгиевская церковь, воздвигли большой деревянный крест, отслужили молебен Пресвятой Троице, вмч. Георгию Победоносцу, преп. Сергию Радонежскому.
Завести на скит сруб для храма помогли военные. Осенью 1996 года недалеко от города находилась на учениях Таманская дивизия. Вот что рассказывал о. Петр: «В этой дивизии и командир, и его заместитель были Георгии. Пришел я к ним с просьбой: — Помогите, как Егории Егорию, сруб отвезти!» Как тут было не помочь!
15 сентября 1997 года состоялось освящение домовой церкви Георгия Победоносца владыкой Евлогием с собором священнослужителей в присутствии главы администрации района и гостей из воинских частей. В 2000 году освящена деревянная церковь во имя прп. Сергия Радонежского. Красуется в заповедном уголке Гороховецкого района, омываемом Клязьмой, Духом, богатом озерами, дивный храм, славящий Пресвятую Троицу, святого Георгия и преподобного Сергия, Игуменя земли русской.
18 декабря 1998 года был освящен храм в деревне Перово в честь преп. Силуана Афонского. Старушки, приходящие на «Егорий», сетовали, что от Гороховца до Вязников нет ни одного храма, а им слишком далеко и трудно туда добираться. Тогда жители деревни пожертвовали просторный дом, а насельники монастыря всего за месяц устроили в нем церковь.
В декабре 1998 года возрожденная обитель отметила свое пятилетие. Многое за эти 5 лет изменилось в монастыре. В феврале 1997 года в монастыре запустили газовую линию, полностью закончили ремонт в храме Иоанна Лествичника, привели в порядок Троицко-Никольский Собор, на месте разрушенной церкви Покрова Пресвятой Богородицы построили деревянную часовню, построили баню, дом для гостей, архиерейский домик.
Возрождение обители продолжалось, и в 1999 году был отстроен полностью разрушенный в советские годы алтарь теплой Никольской церкви. В 2000 году освящен крест на главном куполе Троицкого Собора. Освящен и водружен купол с крестом над алтарем церкви свт. Николая. В 2001 году поставлен новый иконостас в церкви Иоанна Лествичника.
28 мая 1999 года распоряжением архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия Знаменский скит был преобразован в Знаменский женский епархиальный монастырь, а в 2001 году при непосредственном и самом активном участии игумена Петра открылся в Гороховце и второй женский монастырь, Сретенский.
Постепенно насельники, «птенцы гнезда Петрова», разлетелись по другим монастырям. Опыт, приобретенный в родной обители, помогал им стать настоятелями и наместниками монастырей по всей Владимирской епархии. Так, благочинный Свято-Троицкого монастыря, тогда иеромонах, ныне игумен Илия (Иванов), в 2001 году был переведен настоятелем Мстерского Богоявленского мужского монастыря, иеромонах Серафим (Семилетов) стал настоятелем Свято-Смоленской Зосимовой пустыни, священноинок Алексий, ныне иеромонах Тихон (Шибеко), бывший послушник, — наместником Лукиановой пустыни, священноинок Евстратий, ныне иеромонах Сергий, — настоятелем монастыря в городе Юрьев-Польский, а священноинок Феодосий, ныне Аристарх, — старшим иеромонахом Георгиевского скита.
Схиигумен Алексий (Радзин) 19.Х.1956 г. – 4.IV.2003 г. наместник Свято-Никольского мужского монастыря (1993-2001). «Недолго был я с вами но успел всех вас полюить. «Любите друг друга…» Помните слова Спасителя: «По тому узнают все, что вы Мои Ученики если будете иметь любовь между собою» (Ин. XIII.35)
4 апреля 2003 года преставился ко Господу первый наместник Свято-Троице-Никольского монастыря игумен Петр (Радзин), в схиме Алексий. Последние полтора года он был настоятелем Свято-Зосимовой пустыни, но погребен он, как первый игумен восстановленной обители, в церкви свт. Николая у южной стены храма. После игумена Петра в монастыре сменилось несколько настоятелей: священноинок Евстратий, иеромонах Сергий, иеромонах Гавриил.
С 6 октября 2005 г. наместник - игумен Илия (Иванов).
Молитевенная жизнь продолжалась, но обители нужен игумен-строитель. И в марте 2005 года вернулся из Мстеры настоятель-первоначальник Богоявленского монастыря, игумен Илия. Работа в Никольском монастыре закипела. В первый же год была достроена новая баня, проведено отопление и сделан декоративный ремонт в храме Иоанна Лествичника, а также в бывшем игуменском корпусе, ныне корпусе для братии. В 2006 году полностью восстановлено ограждение вокруг монастыря, отремонтирована, оштукатурена и окрашена каменная часть ограждения монастыря. Произведен ремонт барабанов купола Троицкого собора, его полная окраска снаружи. Летом 2006 года начали восстановительные работы в теплом Никольском храме, была вновь проведена электропроводка, заведено и подключено отопление, оштукатурены стены алтаря, отремонтированы стены храма, убран старый бетонный пол, проведены земляные работы, настлан деревянный пол. Стены были окрашены, вставлены новые оконные рамы и двери, смонтирован иконостас, завезены и установлены церковные принадлежности (жертвенник, престол, аналой, паникадило, подсвечники). Уже 19 декабря 2006 года в день свт. Николая владыка Евлогий провел первую литургию в теплом храме св. Николая Чудотворца, а 31 декабря 2006 года храм был освящен и стал основным повседневнослужебным храмом монастыря.
Полностью восстановлен Троицкий летний храм, построен архиерейский домик, проведено ландшафтное благоустройство территории.
В монастыре идет работа по духовному просвещению и образованию прихожан: действует воскресно-приходская школа для взрослых и детей, устраиваются концерты и утренники, проводятся экскурсии для приезжающих паломников.
В Свято-Троице-Никольском монастыре есть группа состоятельных прихожан, которые поддерживают материально-хозяйственные начинания игумена Илии: строительство теплого Никольского храма, архиерейского домика и домика причта. Есть такие прихожане, которые отдают свое время и умения в определенном виде деятельности безвозмездно: монтаж и сварка отопительной системы всех монастырских помещений, уход за монастырским цветником и огородом, преподавание в монастырской воскресной школе. Миряне из Нижнего Новгорода, Дзержинска, Мурома привозят продукты и вещи, чтобы поддержать братию. Невзирая на трудности народ приезжает издалека — это тоже подвиг, подвиг мирян, которые стремятся быть на монастырской службе. В этом главное дело монастырей — быть светом для мира, чтобы мир, приходящий в монастырь, нес этот свет в мир, который еще не готов к подвигу.
Есть замечательные слова преп. Исаака Сирина: «Свет для иноков — ангелы, а свет для мирян — иноки». Древние отцы называли монашество «ангельским образом», потому что преимущественно монашество является носителем на земле незримого Божественного света. Первый свет — Св. Троица, второй — ангелы, третий — монахи, молитвенники за мир. Можно привести много примеров того, как человек вставал на путь монашества, казалось бы, уходил из мира, а в итоге мир сам приходил к нему, потому что хотел получить хотя бы маленькую частичку того света, о котором говорит Исаак Сирин. Это свет Духа Святого. Учение о Божественном свете, о стяжании Духа Святого, являющееся сердцем православия, чуждо миру. Мир знает только внешнюю добродетель и внешний подвиг. Монашеская жизнь — искание Фаворского света, света Преображения. Мир не может вместить в себя этот свет напрямую, монахи — те посредники, которые помогают миру воцерковляться, т. к. в их лицах виден отсвет этой Божественной славы. Другое дело, что можно и не увидеть, пройти мимо этого света, но эго уже личный выбор человека, и обусловлен он отношением ко Христу. Если человек верит, что Иисус Христос — Бог, Спаситель, то сегодня, как и 2000 лет назад, он может увидеть тот свет, который излучают люди, ставшие самыми верными Его учениками. Это Фаворский свет преображенного, обожженного человечества, свет любви.
Православное учение о Фаворском свете открывает тайну молитвы как высшего служения миру. Молитва противостоит огромной силе зла и греха, накопленной человечеством. Апостол Павел в Послании к Солунянам говорит об удерживающей силе. Не в столицах мира, сверкающих огнями небоскребов, а в монашеских кельях решается судьба истории. Пока еще есть носители Фаворского света на земле, мир будет существовать.
За всю историю монашества многие старцы, и преп. Сергий, и преп. Серафим, и старцы наших дней настолько любили человечество, что всю свою жизнь посвящали служению ему, молясь Богу за весь мир. Человек, приходящий к старцу, чувствует, что монастырь нс столько в окружающей обстановке, сколько в самих этих подвижниках, внутри них, чувствует их неотмирность. В акафисте преп. Сергию Радонежскому говорится, что «он во плоти жил духовно, на земле — небесно». Это и есть суть монашества для христианской жизни: живя здесь, на земле, сердцем поселиться на Небе. Сердце любого, даже самого далекого от Церкви человека, тянется именно туда, потому что именно там — подлинный покой, радость и Любовь. Если люди видят в монахах этот «кусочек Неба», то они тянутся к таким подвижникам и их обителям, чтобы получить то, чего так не достает в их повседневных отношениях, — Любовь.
Кладбище монастырское
В 1935 году местные власти начали заселение опустевшего монастыря. Могилы на кладбище были вскрыты искателями сокровищ, останки погребенных лежали на поверхности земли. Цинковый гроб жильцы использовали как корыто. Уборную для семнадцати семей соорудили поверх склепов, чтобы не рыть выгребную яму. Территория обители заросла сараями и сорняками, поленницами дров.
Сейчас о некогда богатом некрополе напоминают только несколько надгробных плит, сложенных вместе на территории Троице-Никольского монастыря. Если пройтись вдоль стены, то можно обнаружить еще пару десятков памятников, вросших в землю, заросших мхом и травой. Всего их около 30. Лишь на нескольких можно прочесть надписи, большая часть стала уже безымянной.
Часовня-киворий над усыпальницей Кожина
Петр Павлович Кожин (1829-1890) скончался 8 сентября 1890 года в возрасте 61 года. Был похоронен в специально устроенном склепе в Николаевском монастыре Гороховца, восточнее алтарной части Троице-Никольского собора. Над склепом Кожина и была возведена часовня, в которой прежде красовался мраморный памятник с надписью «Петру Павловичу Кожину благодарное дворянство Владимирской губернии».
Часовня в Николо-Троицком Гороховецком мужском монастыре
Так как сыновья Петра Павловича, вопреки семейным традициям, на военную службу не пошли, суворовская шпага им не досталась. Когда Петр Кожин скончался, клинок, с которым он не расставался всю свою жизнь, был положен вместе с телом Его Превосходительства в массивный гроб и опущен в склеп Николаевского монастыря в Гороховце. Но сохранилась ли она после разорения склепа и где теперь находится - неизвестно. В 1930-е годы, после того, как монастырь был закрыт, часовню и склеп разорили в поисках мифических сокровищ. И теперь среди остатков истлевшего гроба – кусков дерева, ржавых кованых гвоздей, частиц позеленевшего глазета и позумента можно видеть лишь потревоженный прах. Нет ни единой мундирной пуговицы, ни пряжки, а тем более шпаги, при которой покойный в чине, равном генерал-лейтенанту, был когда-то погребен.
В часовне на могиле П.П. Кожина устроили сарай.
В 1858 году в Николаевском (Троице-Никольском) монастыре г. Гороховца был захоронен отставной подполковник, участник войны 1812 года и заграничных походов русской армии Романов Михаил Петрович.
Надпись на одной из надгробных плит в Гороховецком Николаевском монастыре: «Здесь погребено тело генералъ-лейтенанта Александра Ивановича Самарина, преставшагося 1816 года iюля 8 дня. Военную службу проходилъ 39 летъ. Всего житiя его было 70 летъ. Да упокоитъ Господь Богъ душу его. Оставилъ по себе супругу и двухъ дочерей».