Местная Религиозная Организация Православный Приход Христо-Рождественского Храма Города Коврова Владимирской области Владимирской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) действует с 10 сентября 1999 г. Настоятель, председатель приходского совета - Шопин Сергей Александрович (до 2021 г.), Капусткин Юрий Иванович (с 8 ноября 2021 г.). Адрес: город Ковров, улица Першутова, д. 15.
Собор Рождества Христова
По легенде первая деревянная церковь на этом месте построена в в 1160-х гг. по воле князя Андрея Боголюбского сыном зверолова Василием Елифановым. Из актов о Коврове сохранилась следующая выпись из Суздальских писцовых книг Михаила Трусова и Федора Витовтова 1360-х, 1370-х и 1380-х гг. уже о селе Коврове, вотчине Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря: «Вотчина Спаса-Евфимиева монастыря село Коврово Рождественное тож, на реке на Клязьме, а в нем церковь Рождество Христово древяна вверх, да другая церковь Покров Пресвятыя Богородицы (Доныне в Рождественской церкви есть древний дубовый аналой; на нем вырезаны слова: «К образу Покрова Пресвятой Богородицы»), да придел Иван Рыльский Чудотворец древян клецки а в церквах образы и свечи, книги и ризы и колокола и сосуды церковные и всякое церковное строение монастырское и мирское, а у церквей поп Федор Лазарев, дьячек Матюшко Афанасьев пономарь Гришка Селиванов, проскурница Оленица Иванова дочь да церковный бобыль Сенька Денисов; в сележ двор монастырской (Двор монастырской находился, как видно, тут, где ныне выезд из города по Муромскому тракту и существует колодезь, под названием «монастырской») детеныш Сенька Фролов дворник монастырской Петрушка Алексеев прозвище Дружинка, да крестьян Антипко Фролов, Спиридонка Терентьев, Павлин Павлов и еще 28 дворов. Пустошь Васьки Елифанова пашни паханые середние земли 20 четвертей да перелогом и лесом поросло 10 четвертей в поле а в дву потомуж, сена по реке по Клязьме в Луке солоной да в Медведковой Луке, да в Рождественной Луке 150 копен, да в Оресцовой Луке половина острова Лукина лесу непашеннова в длину на полверсты, к селу ж Коврову припущено в пашню пустошь Ивонина, пашни перелогом, и лесом поросло 6 четвертей; к селу ж Коврову деревень: деревня Щекина, Салтаново с пустошами и разными землями. Да к селу ж Коврову монастырской рыбной ловли в реке Клязьме стрежень и заводи от реки от Нерехты да от кривой ветлы вниз по Гремячий враг, да по кривой дуб; озер: Букарево, озерко Мольцово, заводь в Клязьме реки Слюда, д в Медведковой луке озерко, а у него по обеим концам по озеринке заводь в Медведковой луке, заводь в Солоной луке, заводь Кукинская, озерко Рождественное». /Владимирские губернские ведомости. 1857 (23 ноября). №47 с.251-253./
Собор Рождества Христова
В 1778 г. вместо деревянного возвели каменный храм. Престолов в нем было два: главный в честь Рождества Иисуса Христа, придельный во имя преподобного Макария Клязинского Чудотворца. В кон. XVIII в. устроен новый придел в честь иконы Смоленской Божией Матери. «Прошение епископу Суздальскому и Владимирскому Виктору (Онисимову) настоятеля ковровской Христорождественской церкви о. Василия Андреева о замене иконостаса. Великому Господину Преосвященному Виктору епископу Суздальскому и Владимирскому. Епархии Вашего Преосвященства Города Коврова церкви Рождества Христова протопопа Василия Андреева с прихожанами Всепокорнейшее прошение В означенной Рождественской церкви имеющийся иконостас пришел в ветхость, почему мы и желаем вместо оного зделать новой. На что и денги в наличии имеются, точию без дозволения Вашего Преосвященства того учинить не смеем. Того ради, Вашего Высокопреосвященства милостивого Архипастыря всепокорнейше просим вместо ветхого иконостаса новой зделать нам дозволить и о том учинить милостивую резолюцию. Марта ... дня 1790-го года. К сему прошению города Коврова Рожественский протопоп Василий Андреев (Протопоп Василий Андреев (1747-после 1798) был настоятелем ковровской Христорождественской церкви в 1789-1798 гг. и в 1798 г. поступил в братство Суздальского Спасо-Евфимиевского монастыря) руку приложил. К сему прошению города Коврова староста церковной купец Андрей Семионов (Старостой ковровской Христорождественской церкви в 1790 г. был ковровский купец 3-й гильдии Андрей Семенович Напалков (1734/35 - 4.11.1804). Церковным старостой Христорождественской церкви в селе Коврово был (упоминается в этом качестве в 1747 г.) и его отец Семен Иванович Напалков (1704/1705 - после 1782). Род Напалковых известен в Коврове с середины ХѴI столетия.) руку приложил. (Резолюция епископа Виктора): Делать благословляется. Марта 13 дня 1790. В консисторию здано того ж числа, предложить к докладу. В журнале 15 марта (ГАВО. Ф.560. Оп.1. Д. 856. Л.1.).
Разноцветными изразцами украшен Христорождественский собор. Изразцы вставлены в гнезда, расположенные по углам в вертикальном направлении. Всего на соборе насчитывается 120 изразцов, но рисунки на них представляют собственно пять узоров. Сюжеты следующие: 1) всадник на коне с знаменем в руке и с короной на голове; на всаднике короткая куртка; позади всадника в правом верхнем углу крепостные ворота с башней; лошадь под всадником не имеет ни седла, ни уздечки; весь рисунок исполнен крайне схематично и грубо: на некоторых изразцах тот же всадник изображен не в короне, а в простой шляпе; 2) стоящие на задних лапах один против другого лев и единорог, а вверху над ними двуглавый орел без короны; изображение напоминает старинные гербы; 3) растительно-геометрический орнамент в виде вазы, расписанной прямыми и ломанными линиями и точками; над вазой поперек протянута цепь, а над ней висящие крючки, похожие на современные оконные закладки; по бокам полукруги с листьями; 4) цветочный и геометрический орнамент, представляющий незамыкаемые вверху и внизу медальоны с цветочками внутри и по углам; 5) цветочный орнамент с крючковидными завитками на концах. Фон всех ковровских изразцов — зеленый, самые рисунки даны
синей, желтой, коричневой и белой поливами.
XIX столетие Ковров встретил в ранге заштатного города, то есть города без уезда. Переход Коврова за штат произошел еще в 1797 г., когда только что вступивший на престол Павел I провел областную реформу. Действуя наперекор своей матери императрицы Екатерины II, новый царь уменьшил в России количество уездных городов. В разряд упраздненных городов попал и Ковров. Вскоре после этого события настоятель Христорождественской церкви первый и единственный в то время Ковровский протоиерей (протопоп) Василий Андреев оставил город и принял иночество в Суздальском Спасо-Евфимиевском монастыре.
Освободившуюся вакансию в храме в 1798 г. занял молодой священник Александр Михайлович Широкогоров.
Александр Михайлович Широкогоров (1776-1820) родился в 1776 г. в семье священника погоста Покровский, что на ручье Меленки, Александровского уезда Михаила Матвеева. Свою фамилию Александр Михайлович получил, обучаясь в Суздальской духовной семинарии. В 1798 г. он закончил богословский курс семинарии, после чего и был определен в Ковров. На время служения А. М. Широкогорова в Христорождественском храме пришлось второе открытие города Коврова. Если император Павел I низвел Ковров на роль заштатного города, то следующий царь Александр 1 вновь восстановил Ковровский уезд. Торжество по случаю второго открытия города состоялось 4 февраля 1804 г. Праздничная церемония, на которую собрался весь Ковров, проходила в городской церкви и ее ограде в присутствии тогдашнего владимирского губернатора князя Ивана Михайловича Долгорукова. В торжественном богослужении участвовал весь причт Христорождественского храма, в том числе и священник Александр Широкогоров. О. Александр в это время в Коврове был самым грамотным и образованным пастырем.
В 1809 году было открыто приходское училище в городе Коврове. В означенном году граждане города Коврова заявили Директору о своем желании иметь в городе приходское училище. На предложение Директора Дмитревского священно-церковнослужителям Христорождественской церкви принять на себя должность учителя, полное свое согласие изъявил священник этой церкви Александр Широкогоров, обещав поместить училище в своем доме. 9 сентября 1809 года священник Широкогоров Преосвященным Ксенофонтом утвержден в должности учителя. К этому времени Широкогоров получил большую известность среди духовенства ковровского округа и своих прихожан. Для части высшего городского общества о. Александр стал духовным отцом. Исповедоваться к нему приходили семейства уездного судьи И.П. Николаева, исправника А.Н. Авдулина, казначея Н.Ф. Ложкина, дворянских заседателей И.П. Кишкина, А.С. Тяпкина, Г.А. Вырубова. В 1810 г. епископ Владимирский и Суздальский Ксенофонт (Троепольский) назначил Александра Михайловича Широкогорова благочинным I округа Ковровского уезда. В его ведении оказались все близлежащие к Коврову сельские храмы. В это же время о. Александр стал настоятелем городской Христорождественской церкви. В августе грозного 1812 г. в Коврове из крестьян трех уездов был сформирован 3-й пеший казачий полк Владимирского ополчения. Путь этой воинской части начался молебном в церкви Рождества Христова. Ее настоятель А. М. Широкогоров первым благословил ополченцев на защиту Отечества. Должность благочинного о. Александр исполнял до самой своей смерти в 1820 г. За это время в трех ковровских селах его округа были построены и освящены каменные храмы: Никольские в с. Алачино и Погосте Нередичи, придел в Благовещенской церкви села Крутово. Скончался Александр Михайлович Широкогоров в Коврове в 1820 г., в возрасте 44 лет. Это был сравнительно редкий случай, ибо чаще всего священники умирали, будучи уже на покое, «за штатом». О. Александр был погребен за алтарем храма, где священствовал 22 года. Единственный сын его Платон не пошел по стопам отца и избрал карьеру чиновника. Сразу же после смерти родителя Платон вынужден был оставить учебу во Владимирском духовном училище. В 1821 г. в возрасте 16-ти лет он поступил на должность копииста в Ковровский уездный суд. Дальнейшая его служба проходила в Ковровском земском суде и Ковровской дворянской опеке. К середине XIX столетия Платон Александрович достиг чина коллежского секретаря и оставался холостым. С его смертью пресеклась фамилия Широкогоровых в Коврове.
Анна Романовна Быкова, урожденная Мытарева (1772-1823), основала богадельню при ковровском Христорождественском соборе в 1822 г. "Первая богадельня в Коврове построена в начале 1822 года ковровской мещанкой Анной Романовной Быковой, урожденной Мытаревой, «для нищих и неимущих себе никакого пропитания и пристанища». Это был небольшой деревянный дом на две комнаты напротив Христорождественского собора (ул. Першутова, 14). Функционировала богадельня около 10 лет и закрылась, вероятно, после смерти хозяйки. Затем несколько десятилетий в Коврове богаделен не было".
Ковровский протоиерей (протопоп) Михаил Петров (1763 - после 1831) - дьячок села и города Коврова до 1794 г., священник Ковровской Христорождественской церкви в 1794-1831 гг., благочинный. В 1831 г. поступил послушником в Борковскую пустынь Вязниковского уезда. Константин Федорович Калайдович (19.5.1792-19.4.1832) – выпускник Московского университета, он по праву называется «Колумбом российских древностей». Открыватель российских древних рукописей, историк и филолог Константин Калайдович находился в Коврове 30—31 января 1814 г. во время поездки «для описания редкостей» по Владимирской губернии. Во время приезда в город он, находясь навеселе, «наделал большой бунт» в доме ковровского священника Михаила Петрова. Там, «быв в пьяном образе, обнажил свою саблю, ударил оною по столу, от чего все на нем стоящее попадало на пол, и навел священнику и всем его домашним великий страх, пошел из дому с обнаженною саблею, всех их ругая». За такие подвиги Калайдович был арестован. Городничий Павел Сыровацкий обнаружил у Калайдовича неправильно оформленные путевые документы и отправил его во Владимир. Следствием ковровского происшествия стало помещение Калайдовича в дом умалишенных и в монастырь. Брат К. Ф. Калайдовича Федор Федорович Калайдович в 1829—1838 гг. был директором Владимирской губернской гимназии.
Император Александр II 4 августа 1837 г. приезжал в Ковров. Город он посетил во время своего путешествия по России, которое предпринял, чтобы познакомиться со своей империей. В Коврове цесаревич посетил Христорождественскую церковь, где слушал молебен, совершенный священниками Михаилом Туторским и Силой Архангельским.
Императора сопровождал Василий Андреевич Жуковский, который тоже присутствовал на молебне в ковровском Христорождественском соборе. В Коврове в то время мог быть сослуживец Жуковского по Московскому ополчению в 1812 г. титулярный советник Алексей Александрович Пожарский. Через отчима, князя И.М. Долгорукова, хорошо знавшего Жуковского, Пожарский, по-видимому, также был знаком с Василием Андреевичем.
В 1851 г. Серафима Петровна Радугина (ур. Уводская) унаследовала место отца в Ковровском Христорождественском соборе (Если у стареющего священника не было сыновей, или они к этому времени уже были при местах, приход наследовался дочери – т.е. передавался ее мужу.). Ее муж - Радугин Алексей Григорьевич в 1846 г. окончил Владимирскую семинарию по первому разряду и стал преподавателем Муромского духовного училища, с 1851 г. священник собора в Коврове, с 1883 г. - протоиерей. Автор многих статей в периодических церковных изданиях и нескольких, отдельно опубликованных.
3 февраля 1865 г. Всемилостивейше пожалован Орденом Св. Анны 3-й ст. Благочинный города Коврова Христорождественской церкви священник Протоиерей Сила Алексеевич Архангельский.
В 1870 г. церковь была расширена и получила статус собора.
Настоятель Ковровского собора и благочинный протоиерей Сила Архангельский 19-го января 1883 г., согласно прошению, уволен заштат, настоятелем собора и благочинным по гор. Коврову того же числа утвержден священник оного собора Алексей Радугин, место же сего последнего предоставлено студенту семинарии Алексею Благовещенскому.
Собор Рождества Христова в Коврове. Открытка нач. ХХ века
Святые Ворота
Кирпичный храм в духе традиционного зодчества. Бесстолпный двусветный четверик, завершенный поясом кокошников под карнизом и пятиглавием, с трапезной с северным приделом, колокольня в стиле классицизма. В трапезной приделы - Смоленский Богоматери и Макария Калязинского (северный).
В соборе хранился чтимый Смоленский образ Божией Матери. Описание этой иконы сохранилось до настоящего времени: "Подле левого клироса образ Пресвятой Богородицы Смоленской осмии листовой на ней венец с цатою и с коруною медной резной золочен убрус у Пресвятой Богородицы и ожерелье низано жемчугом и шито золотом с камешки простыми и звесками по червчатому атласу у превечного младенца венец с цатою серебряной резной позолочен ожерельце низано жемчугом и шито золотом по червчатому атласу в прикладе у Пресвятой Богородицы крест вырезан на кости обложен оловом серьги лапочки серебряные с жемчугами и с камешки простыми разных видов да серьги двочатки серебряные с камешки простыми оплечье и поля обложены серебром позолочен а тот образ в киоте на киоте писан образ Всемилостевого Спаса с пророки красками гладкое около Пресвятые Богородицы и пророков киот и столпцы и поля резные позолочены на киоте коруна резная позолочена на коруне крест резной позолочен у того же образа Пресвятой Богородицы вместо пелены тонба писана красками завеса тафта шахманая цветная". По воскресным дням перед этой иконой причтом ковровской Христорождественской церкви совершались торжественные молебно-акафистные песнопения, а ежегодно 28 июля в день празднования иконы Смоленской Божьей Матери в Коврове проходил большой праздник. Во второй пол. XIX в. к этому празднику была приурочена однодневная ярмарка.
«Христорождественскому Собору принадлежат здания: каменная ризница и сторожка, деревянный амбар, 6 каменных не входных часовен и одна входная — деревянная» (Историко-статистическое описание города Коврова с уездом. Составил И.Ф. Токмаков. 1903.).
«В г. Коврове с 1890 г. существует Общество хоругвеносцев, которое участвовало в крестном ходу, бывшем вокруг Троице-Сергиевской Лавры в память пятисотлетия блаженной кончины Св. Сергия, и принесло в дар его обители копию с чтимой в Коврове Шуйской иконы Божией Матери и хоругви. Владыка Митрополит Московский Леонтий достойным образом оценил усердие Общества Хоругвеносцев и дал в дар для хранения в Христорождественском Соборе г. Коврова покров с мощей св. Сергия. Эта святыня с подобающею торжественностью была помещена в этой церкви на особо уготованном месте. Ковровские хоругвеносцы, собравшись в зале местной городской думы постановили устроить в память пятисотлетия кончины св. Сергия богадельню для призрения престарелых и назвать ее «Сергиево-Елисаветинской» в память того, что в крестном ходу принимали участие Их Императорские Высочества Московский Генерал-Губернатор Великий Князь Сергей Александрович и Августейшая Его Супруга Великая Княгиня Елисавета Феодоровна. Для устройства богадельни была открыта подписка, которая дала благоприятные результаты: один из почетных членов Общества хоругвеносцев пожертвовал две тысячи рублей, один из ковровских купцов такую же сумму, а всех пожертвований собрано до семи тысяч рублей. Общество хоругвеносцев обратилось в Ковровскую Городскую Думу с просьбою помочь ему в этом благом деле. Гласные очень сочувственно отнеслись к этой просьбе и постановили: отвести безвозмездно для устройства богадельни четыреста квадратных саженей городской земли, половину десятины принадлежащего городу лесу и десять кубов бутового камня. Постройка богадельни началась с весны 1893 г., а 29 августа 1899 г. открыта» (Историко-статистическое описание города Коврова с уездом. Составил И.Ф. Токмаков. 1903.).
Сергиево-Елизаветинская богадельня (справа)
27 января 1895 г. псаломщик-диакон собора Алексей Бережков определен вторым штатным диаконом при соборе. 31 января 1895 г. пономарь Владимирского кафедрального Успенского собора Павел Петров определен в псаломщики в г. Ковров к Христорождественскому собору. Псаломщик Ковровского Христорождественского собора Феодор Дроздов, 12 декабря 1903 г. перемещен в село Тейково, шуйского уезда. Псаломщик Воскресенской г. Юрьева церкви Николай Поспехов, перемещен 12 февраля 1904 г., в Ковровский собор.
7 июля 1905 года в 6 час. вечера после продолжительной болезни скончался заштатный протоиерей Ковровского Христорождественского собора Алексей Григорьевич Радугин.
«Священник г. Коврова. Христорождественского собора о. Василий Покровский просит увеличить ему вознаграждение за исправление духовных треб по Ковровской больнице, мотивируя свое ходатайство тем, что за 17 лет его службы больница значительно расширилась, число больных увеличилось, а вместе с тем и увеличился труд по отправлении духовных треб, тогда как вознаграждение остается все то же — 75 руб. На церковные требы по Ковровской больнице ассигнуется 100 р., из них 25 руб. идет причту и в церковь, а 75 руб.— священнику. Управа полагала бы возможным увеличить ассигновку на церковные требы до 150 руб., из коих 100 руб.— священнику и 50 руб.— причту и в церковь» (Журналы 48-го очередного Ковровского уездного Земского собрания 1913 года.).
Священник Христорождественского гор. Коврова собора Василий Покровский 12 февр. 1915 г. умер.
Священник Николаевской гор. Суздаля ц. Иоанн Троицкий 17 февр. 1915 г. перемещен к Ковровскому Христорождественскому собору.
В 1916 г. священник Христорожд. собора о. Парвицкий назначен священником 253 запасного полка (в г. Гороховце).
В 1916 г. псаломщик с. Нового Заозерья, Николай Крылов согласно прошению перемещен к Христорожд. собору г. Коврова.
С 1920 по 1926 гг. собор был кафедральным Ковровского викария Владимирского архиепископа.
Ковровский протоиерей Павел Авроров являлся с 1922 г. уполномоченным от «Владимирской епархии» в Высшем Церковном Управлении (ВЦУ) - центральном органе «обновленческого» движения. Но верующий народ большей массой посещал Христорождественский собор, принадлежавший «старо-церковному» направлению.
Евгений Михайлович Лавров — священник Ковровского Христорождественского собора в 1908-1937 гг. и в 1946-1955 гг.
«Батя спекулянт (Ковров). В 1923 году один из «отцов духовных» — Евгений Лавров выхлопотал в лесничестве около 60-ти дерев строевого леса по дешевой цене, для личных надобностей. Лес пролежал около его дома весь год, пока рядом началась постройка Дворца Труда. Оборотистый поп предложил купить у него бревна и получил за них очень хорошую цену. Не может «батюшка» случая упустить, где поживой пахнет» («Призыв», 27 апреля 1924).
«На-днях, в старом соборе гор. Коврова было собрание «верующих». Обсуждался вопрос о разделе церкви на 2 половины: первая — для православных и вторая — для католиков. Дебаты кончились тем, что католические ксендзы с русскими попами устроили драку. На другой день ксендзы вновь хотели пойти сговариваться, но их встретила поповская рожа, подкрепленная «истинно верующими», и ксендзы вскоре показали тыл» («Призыв», 24 февраля 1926).
В начале 1926 г. в Коврове возникает «независимая» церковная община, в уставе которой было записано, что она создается «в противовес против крайностей Тихоновской и обновленческой церкви...». В ходе конфликтов Христорождественский собор закрепили за общиной староцерковной (2253 чел. прихожан), Спасо-Преображенский за «обновленцами» (1000 чел.), церковь Иоанна Воина (499 чел.) за «автокефалистами».
««Алиментарный» дьякон. Старый собор в Коврове, это все равно, что Печерская лавра в старом Киеве, все равно, что папский дворец Ватикан—в Риме,— святыня. Святая святых. Недаром вереницы «маленьких, сморщенных, словно злым роком приплюснутых старушонок» тянутся при первых ударах большого колокола под старинные мрачные своды собора. За старушонками плывет и кое-кто из доморощенной ковровской «интеллигенции» основным признаком которой является собственный дом на Московской (по-старому) улице, приличный оклад в совучреждении, пара знакомств с заводскими инженерами и уменье перекинуться «по маленькой» в преферанс. Старушки из салопниц тянутся в собор «за благодатью», получая ее за наличные медяки из холодных потных рук рыжего дьякона или теплых и пухлых рук пузатого «батюшки». «Интеллигентки» — из купеческих дочек, совчиновниц, а то и учительниц жаждут «благодати» несколько иного свойства. Если вы человек безбожный и в церковь не ходите, то вы не можете вообразить, какие непередаваемо сладостные и приятно тревожные чарующие взгляды... протодьякона... Ковровский протодьякон Иван Алексеевич Парфенов знаменит на всю губернию. Это никакой-нибудь замухрышка. Он обладает всеми необходимыми качествами: представителен, красив, голосист, умеет себя «прилично» держать, а, главное, нравится прихожанкам. Такой протодьякон, выражаясь нашим газетным языком, — может поднять тираж. Подходящий протодьякон в соборе это все равно, что Москвин во владимирском Центральном клубе, народ так и бежит. Оный протодьякон не жил, а катался, как сыр в масле. О жалованье, квартире и говорить нечего. Каждая служба—для него—бенефис. Поклонницы готовы на руках его нести из церкви. Кроме восхищенных взглядов они дарили его и кое чем посущественнее,— например — полыми рясами, вышитыми рубашками и даже... Много кое-чего перепадало, голосистому «святителю», о чем бы в другой раз и говорить постеснялся. Приличные, солидные семейства из ковровских старожилов в гости его зазывали, чаем с земляничным пареньем поили, пирогами сдобными, да ватрушками румяными кормили, чокались звонкими рюмками и запросто величали Ваней-другом. — A-а! Ваня-друг пришел. Ваня-друг!.. И зазнался Ваня-друг. Разъелся на мирских харчах, как общественный бык, и зазнался. Почудилось ему за сдобными пирогами, звонкими рюмочками, да ласковыми хозяюшками, что живет он в «доброе старое время», когда слоя воля была и никаких запретов ихней породе не было. Распустил Ваня-друг свинство. Как петух — курятник себе завел, на «божественные» мотивы девушкам в уши нашептывал, со смазливыми прихожанками блуд творил и ныне и присно... Жил, как Махмет-паша, в своем гареме. Да скоро проходит любовный угар. Очнулась одна из таких одурманенных да грях — в нарсуд. - Так и так. Осрамил! Мамашей сделал! Заставьте его жениться на мне. А Ваня-друг одно твердит: — Нюрочка! Да ведь я женатый. В Ростове на Дону жена, семь человек детей... да я... ох, господи... Так и присудили с протодьякона алименты. Услали Виню-друга глав-попы куда-то на послушание, а в Коврове одни легенды остались о нем, как о разбойнике Чуркине, что на Шириной горе близ Дунаевской дачи свое логово имел. А. Московский» («Призыв», 7 янв. 1927).
В 1931 г. Спасо-Преображенский собор власти закрыли. Та же участь постигла в 1937 г. Христорождественский собор, венчания храма и колокольни разобраны. Кладбищенская церковь Иоанна Воина оставалась в пользовании «обновленческой» общины, но также недолго. В 1945 г. закрыли и ее.
Колокольня и Святые Ворота Собора Рождества Христова
В 1946 г. собор открыт, венчания восстановлены в упрощенных формах.
Оставался единственным действующим храмом в г. Коврове до 1991 г. К 1000-летию Крещения Руси были восстановлены пятиглавие и завершение колокольни.
Источники:
Королькова В. Христорождественский собор // Владимирская область : интерактивный путеводитель. – М., 2017. – С. 311-312.
Путешествие в Гороховец : губерния в старой открытке / авт. текстов: Л. П. Зрелов, В. П. Машковцев, Г. Г. Мозгова, С. Г. Скрябина ; авт.-сост. В.П. Машковцев. – Владимир : [б. и.], 2003. – С. 14–15.
Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Вып. 5 : Шуйский и Ковровский уезды / сост. В. Березин ; Вязниковский и Гороховецкий уезды / сост. В. Добронравов. – Владимир : Типо-Литография В. А. Паркова, 1898. – С. 147–148.
Город Ковров Церковь Иоанна Воина Свято-Знаменский женский монастырь. Храмы Коврова. Храм в честь Феодоровской иконы Божией Матери