Главная
Регистрация
Вход
Четверг
21.11.2024
23:59
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [256]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2406]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Ковров

Ковровский Свято-Знаменский женский монастырь

Свято-Знаменский женский монастырь

Религиозная Организация "Свято-Знаменский Женский Монастырь Города Коврова Владимирской области Владимирской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)" зарегистрирована 25 ноября 2013 г.
Игуменья - Воловик Валентина Николаевна с 25 ноября 2013 г. (монахиня Афанасия).
Адрес - город Ковров, Первомайская улица, д. 28а.

«Прудка»

"Прудка" находилась в районе нынешних Центральной районной больницы, Школы №3 и строений ЗиДа вплоть до клуба им. Дегтярева.
В 1771 г. рассвирепевшая чума дошла и до села Коврова. Лекарства от земных врачей не было. Страшная болезнь уносила из жизни множество людей. И остался бы кто-либо жив, если бы не милость Божия. Храмы переполнились молящимися. Просьба людей к Богу о помощи и избавлении от напасти была так сильна и глубока, что не услышать ее вскоре и не исполнить милосердный Отец Небесный и Его Пречистая Матерь не могли. Чудным образом у часовенки, что была на Прудке, в сосновом лесу за селом, явилась икона Божией Матери «Знамение», а у ее подножья забил источник чудодейственной воды. На этом месте, названном в народе Прудкой, был устроен колодец. Помолится человек у иконы с источником, выпьет воды, омоется ею и исцеляется. Со всех сторон потянулись к Прудке крестьяне окрестных селений, и все исцелялись.
С великой радостью и почестями в сопровождении священников перенесли верующие икону Божией Матери «Знамение» в церковь Рождества Христова и ежегодно 16 августа совершали с ней крестные ходы, а Матерь Божия защищала Ковров от опустошительных эпидемий, бед и напастей.


Часовня, устроенная на месте явления иконы Божией Матери

Мирон Никольский в 1862 г. об этом месте (месте, на котором появится монастырь) писал: «В трех верстах от Коврова, за линией железной дороги, в лесу, принадлежащем городу, есть часовня, составляющая предмет чествования горожан и подгородных жителей. Место, где стоит часовня, называется ПРУДКА. Пруда, от которого могло получить это место свое название, поблизости нет. Во время нашего пребывания в Коврове речь о Прудке особенно была возбуждена тем, что 16-го августа городское общество надеется устроить крестный ход в означенное место и совершать такую процессию ежегодно, в память избавления города от холеры, свирепствовавшей в 1860 г. во Владимирской губернии повсеместно. Поэтому мы не преминули сходить на Прудку. Глухая, извилистая дорожка привела нас к деревянной часовне, близ которой виднелись остатки часовни каменной. В часовне мы нашли колодезь, из которого в это время извозчик черпал воду ведром и поил лошадей. Колодезь огорожен с одной стороны досками, с другой решетчатыми стенками и покрыт тесовою крашеною кровлею, на которой водружен деревянный крест. Проходившие мимо путники снимали шапки и творили крестное знамение. В самой часовне оказалось множество икон старых, с поврежденным от времени писанием, которые были принесены сюда. Внутри часовни была кружка, кем-то поврежденная. Мальчишки, собиравшие в лесу грибы, заходили при мне в часовню посмотреть, не положил ли кто в разломанную кружку от трудов праведных. Вот и все, что удалось нам видеть на Прудке!" Продолжая путь по лесной дороге, мы вышли на поле, где жали рожь. Кстати заметить, что урожаи ржи на правом берегу Клязьмы на песчаной почве плохи. В намерении услышать от крестьян что-нибудь о часовне, мы подошли к рабочим. Разговор завязался очень скоро после того, как мы попросили напиться.
«Не угодно ли, сударь, вот вода из святого колодца», сказала женщина, подавая бурачок.
«Разве этот колодец святой, — возразили мы, — вот, что тут, в лесу?»
«Святой, батюшка, и исцеление многие получают от воды. Вот прошедшей весной женщина окачивалась и получила облегчение от лихорадки...»
«Как же, родная, мужики-то лошадей поят из святого колодца?» — сказали мы.
«Знать дальние какие, не знают».
Затем начался рассказ о том, как мужичок, страдавший многие годы ногами, исцелился от своей болезни действием воды. Была речь и о других чудесных исцелениях. При этом рассказывали нам и историю часовни. Эту историю, с прибавлением сведений, собранных в городе, можно передать в следующих немногих словах. В давнее время стояла на Прудке каменная часовня, неизвестно кем построенная. В часовне явилась икона Знамения Божией Матери. Вследствие чудесных исцелений, о которых распространился слух по окрестности, икона взята была, тоже в давние времена, в соборную городскую церковь, где и по сие время находится, а подле часовни выкопали колодезь, в котором, по перенесении иконы, осталась целебная сила. Между тем, время от времени, опять-таки давно, совершались на колодезь крестные ходы из города, которые в последнее время оставлены. После холеры, от которой избавились жители Коврова, кому-то пришла в голову мысль возобновить крестные ходы на Прудку и совершать их ежегодно 16 августа. Скоро эта мысль сделалась, будто бы, общим желанием жителей Коврова.
Так как настоящие священники не согласились на просьбу граждан о возобновлении ходов, потому что, кроме дальнего расстояния, Прудка сделалась местом народного гульбища со всеми его безобразиями, то городское общество просило разрешения у высшего начальства, какового разрешения теперь ожидают граждане. Нисколько не мешая проявлению религиозного чувств граждан, мы позволим себе сделать несколько замечаний о Прудке:
1. Место это не соответствует задуманному духовному торжеству;
2. Крестный ход на Прудку может быть заменен таковым же ходом вокруг города, что и предполагали священнослужители горожанам;
3. Инициатива подобных учреждений иногда принадлежит не всему обществу, но одному какому-нибудь лицу, которое на истинно доброе дело не даст ни гроша, а на исполнение упомянутого предприятия тратит время и деньги, чтобы сказать после: «ведь это мы устроили!» Гораздо лучше, если бы общество из усердия к церкви обратило внимание на улучшение церковного пения, которое в Коврове далеко не удовлетворительно, по крайней мере, хуже, чем в других городах Владимирской губернии. Но о церковном пении в Коврове мы намерены поговорить в особой, заключительной статье, которую отлагаем до следующего письма» (Московские ведомости. 25 августа 1862 г. № 187.).


Прудка, Знаменская община

При часовне поселились сестрички-молитвенницы, которые и положили начало уединенной монашеской молитве за спасение душ и здоровье всех нас. Начало монашеской жизни в Коврове положено здесь, у чудесного источника, но до открытия монашеской общины оставалось еще более 100 лет.

Свято-Знаменская женская община/Ковровская женская община

Община фактически существовала уже многие годы, и нужен был человек, который возглавил бы ее и позаботился о юридической регистрации. Таким человеком стала одна из первых насельниц уже сформированной общины и ее основательница - дочь крестьянина Московского уезда Стефанида Лукьяновна Перфильева.


Предложение обер-прокурора Статова об учреждении общины

Российском государственном историческом архиве (г. Санкт-Петербург) сохранились исторические документы об открытии общины. Примечательна та скрупулезность и всестороннее изучение всех обстоятельств дела, с какими вышел в Святейший Правительствующий Синод обер-прокурор Статов с предложением об учреждении общины. Была урегулирована и численность сестер, и церковный капитал на содержание священника, и многое другое. Определен был и участок выгонной земли, который Ковровская городская Дума должна была передать в дар общине.
На основании изложенного предложения Синодального обер-прокурора Святейшим Правительствующим Синодом издан приказ № 2513 от 1 июня 1899 г.: «По Указу Его императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод <...> приказали: крестьянская девица Стефанида Перфильева предприняла на свои средства устроение женской общины в городе Коврове, Владимирской епархии, на участке земли в количестве шести десятин, безвозмездно уступаемом под устройство общины местным городским общественным управлением».
И далее, после изложения ряда обстоятельств финансового и другого обеспечения общины, Синод приказал: «Женскую общину, с наименование ее Знаменскою, с таким числом сестер, какое община в состоянии будет содержать на свои средства, о чем, для напечатания во всеобщее известие, сообщить Правительствующему Сенату и редакциям Церковных Ведомостей и Правительственного Вестника - по принятому порядку, к делам юрисконсульта при обер-прокуроре Святейшего Синода передать выписку из сего определения, а Преосвященного Владимирского уведомить указом, поручив Преосвященному, по истребованию от Ковровской Городской Думы надлежащих документов на землю, отводимую в пользу вновь учрежденной Знаменской общины, об испрошении Высочайшего соизволения на укрепление означенной земли за общиной представить Святейшему Синоду».


«Дело об учреждении женской общины, с наименованием ея Знаменскою, в городе Коврове». Обложка архивного документа

27 июля 1899 г. указом Святейшего Синода была учреждена Свято-Знаменская монашеская община, названная так в память явления на этом месте в 1771 г. иконы Божией Матери «Знамение» и целебного источника. Его первой настоятельницей стала Стефанида Лукьяновна Парфильева.
Благочестивые ковровские купцы еще до регистрации общины щедро жертвовали на благоустройство святого места. Городской Думой было выделено общине сначала 4 десятины, а затем еще 3 десятины земли и угодий. Община занимала земельный участок, центром которого было место, где теперь расположены Ковровская городская больница № 2 и Троицкий храм.
К 1900 г. было выстроено несколько домов-келий для проживания сестер, игуменская и другие помещения. К этому же времени был сооружен первый деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» с колокольней и новым колоколом на ней. Молодые послушницы приезжали со всех губерний России.
Стефаниду Перфильеву на посту настоятельницы в 1904 году сменила монахиня Мария (Белаго) из семьи столбовых дворян Тульской губернии. Она приняла постриг и несла ответственные монашеские послушания в Княгинином женском монастыре г. Владимира, где неоднократно получала благодарности за усердие и прилежание. Здесь же монахиня Мария (Белаго) получила хороший преподавательский опыт, перенесла его, развила и укрепила на новом послушании в Свято-Знаменской монашеской общине г. Коврова.
К ее приезду Знаменская община являлась более чем рядовой обителью. Монахиня Мария энергично взялась за обустройство общины.


Игумения Мария Белаго (вторая слева в нижнем ряду); ее спутница, друг и помощник Мария Либеровская (первая слева в верхнем ряду)

Бабушка одного из устроителей общины Е.В. Швецова - Ольга с неизвестной послушницей

В октябре 1904 года по благословению архиепископа Никона (Софийского) ее стараниями там открылась школа для девочек, в которой не только получали общее образование, но и прекрасные навыки по шитью, вышиванию, строчке и другим видам рукоделия, что позволило многим выпускницам выжить в трудные годы.
Через ее посредство в 1905 г. усердием благотворителя Сергея Александровича Калабина была расширена церковь и позолочен иконостас, выстроен новый деревянный на каменном фундаменте дом для помещения начальницы, сараи и погреба для склада дров и хлеба.
Духовная деятельность монахини Марии, особенно в воспитании детей, была по достоинству оценена: настоятельница получила благодарность от Епархиального училищного совета. Дальнейшая духовная жизнь и труды монахини Марии по сей день вызывают особый интерес к ней.
Последние более десяти лет своей жизни монахиня Мария постоянно несла послушание настоятельницы: сначала в Ковровской монашеской общине, затем, уже в звании игумении, - в Свято-Троицком женском монастыре г. Мурома (1906 г. - 1909 г.), а с 1909 г. по день своей кончины (3 июня 1915 г.) - в Суздальском Покровском женском монастыре.
Служение на нашей Ковровской земле этой истинной рабы Божией закончилось 23 апреля 1906 г., но и после, вплоть до закрытия общины в 1920 г., мы находим в летописи интереснейшие факты о событиях и людях Свято-Знаменской монашеской общины.

Ежегодно 25 марта вокруг Ковровской женской общины проходил крестный ход.


Станция Ковров была границей между городом и лесом, в котором находилась Знаменская женская община.

Следующей и последней начальницей Знаменской общины в апреле 1906 г. стала монахиня София (1842 г. р.), дочь крестьянина Владимирской губернии. В возрасте 22 лет 27 февраля 1865 г. она поступила в число послушниц Владимирского Успенского Княгинина монастыря. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. она служила сестрой милосердия в госпитале и 31 июля 1879 г. получила знак Красного Креста. Затем прежняя послушница 9 декабря 1882 г. приняла монашество с именем София. В Княгинином монастыре монахиня София состояла регентшей церковного хора и заведовала монастырской аптекой. В Знаменской общине она деятельно продолжила труды своей предшественницы Марии.


Церковно-приходская Знаменская рукодельная школа (в настоящее время в этом доме расположен наркологический диспансер)

Желающих учиться в монастырской школе было так много, что небольшое здание (единственное из сохранившихся до сих пор, где теперь размещается наркологический диспансер) не смогло вместить всех желающих. В 1907 г. по ее инициативе община украсилась двухэтажным полукаменным домом церковно-приходской школы.
В 1908 г. «на изысканные средства начальницы» был выстроен одноэтажный деревянный на каменном фундаменте корпус для помещения увеличившегося числа сестер-послушниц. В следующем 1909 г. прошел ремонт старого двухэтажного деревянного корпуса келий, где сложили 5 новых печей.
В 1909 г. в общине проживали 4 монахини и 52 послушницы.
Большую заботу начальница София проявляла о конном и скотном дворах общины, строения которых также были отремонтированы. Монастырская молочная ферма во всех отношениях могла считаться образцовой. В сентябре 1908 г. на проводимой земством в Коврове выставке крупного рогатого скота коровы Знаменской общины завоевали первый приз.
В 1910 г. монастырские постройки окружила кирпичная ограда, на протяжении 162 сажен покрытая железом. За «особые труды» на благо общины начальница София в мае 1910 г. была награждена наперсным крестом от Св. Синода. Новые строения Знаменской общины 25-26 августа 1910 г. обозрел архиепископ Владимирский и Суздальский Николай (Налимов), который совершил богослужение в общинной Знаменской церкви.


Ю.М. Узембло

Важным событием в жизни общины стало устройство в 1911 году деревянного водопровода. Работу по проектированию и устройству водопровода возглавил, лично проводил и контролировал начальник XI Ковровского участка службы путей Московско-Нижегородской железной дороги Юлий Мечеславович Узембло, получивший за безвозмездные труды благодарность епархиального управления. Таких водопроводов в Коврове Ю.М. Узембло спроектировал и установил не один, и следует заметить, что уникальность их удивляет и по сей день. Дубовые короба по долговечности и прочности мало чем уступают сегодняшним металлическим, если не превосходят. До сих пор течет вода в таком коробе на бывшей территории Знаменской общины, в подвалах Ковровской городской больницы № 2, и течет из тех же подземных родников, которые, будучи освященными Самой Царицей Небесной, превратились из обычных родников в целебный источник и спасли ковровчан. Не удивительно поэтому, что, когда в наши дни этот водопровод был обнаружен и освящен, несколько человек получили исцеление от своих болезней, омывшись этой водой.
В 1912 г. в Знаменской общине вырос еще один деревянный на каменном фундаменте корпус сестринских келий.
Изъявлена благодарность Епархиального Начальства в 1912 г. инженеру Юлию Мечеславовичу Узембло за безвозмездные труды при устройстве водопровода в Знаменской общине Ковровского уезда.

В Свято-Знаменской монашеской общине был храм в честь иконы Божией Матери «Знамение», но небольшой и деревянный, где молились в основном монахини. Место же это, называлось Прудкой и обозначилось особой святостью через явление здесь Самой Царицы Небесной, спасшей наш город от смертельной эпидемии. И благодарные сердца людские не могли не ответить на это.
Известно, что послушницы общины ездили к святому Иоанну Кронштадтскому за благословением на строительство храма, на что он, по преданию, ответствовал так: «Храм-то вы построите, а служить-то вам в нем не придется». Такое могло быть только задолго до начала строительства, т. к. праведный Иоанн Кронштадтский преставился ко Господу в 1908 г.
21 июля 1913 г. по разрешению архиепископа Николая была произведена закладка нового внушительного каменного храма во имя Св. Живоначальной Троицы. Дошла до наших дней архивная ведомость о Знаменской общине за 1916 г., в которой под пунктом № 19 записано: «В 1913 году 1 июля по разрешению Его Высокопреосвященства архиепископа Николая была произведена закладка каменного храма во имя Живоначальной Троицы». Архитектурный проект и дальнейший надзор за строительством храма осуществлял епархиальный архитектор Шерер Л.М., о чем он собственноручно представил подписку.
Этот пятиглавый храм строился в русском романтическом стиле из красного кирпича. К 1918 г. его уже практически окончили постройкой, даже подняли на главы кресты, но освятить церковь так и не успели. Предсказания Иоанна Кронштадтского полностью сбылись. Вскоре постановлением Владимирского губисполкома все монашеские постройки, включая сам храм, были национализированы и переданы в пользу пулеметного завода. Жизнь монашеской общины приостановилась почти на 90 лет.

Во время первой мировой войны сестры общины собирали пожертвования для действующей армии. Так, например, в мае 1915 г. они послали в армию ко дню Св. Пасхи 27 рубашек, 27 кальсон, 25 полотенец, 18 пар портянок, 5 платков, три с половиной фунта табаку, 25 коробок папирос, 32 куска мыла и пару перчаток.
К 1916 г. запасной капитал Знаменской общины, заключенный в процентных бумагах, составлял 24599 рублей. Ежегодный доход общины к тому времени составлял чуть менее 12 тысяч рублей. В ней состояло 3 монахини и 73 послушницы - выходцев из Московской, Нижегородской, Владимирской, Пензенской, Костромской, Рязанской, Орловской, Тамбовской, Курской и Вятской губерний.


Монахиня Мария (Либеровская)

Матушка Мария (в миру Анна Александровна Либеровская) родилась в 1864 г. Образование получила во Владимирском Епархиальном женском училище. Двадцати трех лет Анна Либеровская поступила во Владимирский Успенский монастырь, где была назначена учительницей при монастырской школе. Она не раз получала благодарности от Епархиального управления. В послужных списках послушницы Анны Либеровской всегда отмечалось ее доброе поведение и кроткий нрав. Прожив 17 лет в обители, Анна была переведена в Ковровскую Знаменскую монашескую общину на должность помощницы начальницы, а затем в Муромский Троицкий монастырь, где в 1908 г. приняла монашеский постриг с именем Марии. Именно эта скромная и очень кратко поминаемая в летописи Ковровской монашеской общины послушница вложила весь свой талант преподавателя и организатора в воспитание детей в нашем городе.
На месте своего последнего пребывания в г. Суздале монахиня Мария (Либеровская) несла послушание казначеи и, видимо, уже не преподавала, т. к. через пять лет после блаженной кончины своей предшественницы Марии (Белаго) она стала настоятельницей Покровского женского монастыря г. Суздаля и продолжила работу с детьми.
Очень трудные годы революционных событий игумения Мария перенесла с сестрами в стенах, а затем у стен монастыря. 3 февраля 1930 г. она была арестована первый раз, 28 сентября 1937 г. ее снова арестовали и 14 октября 1937 г., на день Покрова Пресвятой Богородицы, она была расстреляна.
Другими незаменимыми помощницами для настоятельницы были последующие преподавательницы церковно-приходской школы. К 1915 г. в школе насчитывалось 76 учеников, и их обучали только два преподавателя. Старшей преподавательницей состояла монахиня Ангелина, из крестьян Владимирской губернии, находившаяся прежде в Святоезерской пустыни Владимирской епархии. Ее помощницей являлась рясофорная послушница Анастасия Галкина, из крестьян Пензенской губернии, сдавшая экзамен при Владимирском епархиальном женском училище на право учительствования. Но это уже были помощницы монахини Софии, которые, как и Мария Либеровская, внесли свой неоценимый вклад в становление общины.


Икона сщмч. митрополита Серафима (Чичагова)

В открытии, духовном становлении, росте и жизнедеятельности Знаменской общины сыграл огромную роль еще один ее духовный наставник - это известный теперь святой, бывший тогда благочинным Ковровского уезда и его женских обителей, священномученик Серафим Чичагов.
В 1893 г. будущий митрополит, носивший тогда сан архимандрита, был назначен наместником Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря и благочинным монастырей Владимирской епархии. На рубеже ХІХ-ХХ вв. в Ковровском уезде возникли сразу три женские общины: Знаменская, Владимирская и Николаевская. Большинство вновь возникших обителей были женскими. Эти общины были более открытыми и вели обширную благотворительно-просветительскую деятельность именно в миру. Незаурядность личности о. Серафима наложила свой отпечаток на процесс монастырского строительства во Владимирской епархии. С первого же дня его пребывания в должности благочинного монастыри Ковровского уезда, а также Шуи и Иваново-Вознесенска, стали предметом особой заботы о. Серафима. Он пытался реализовать здесь новую систему устройства женского монашества, предложенную его учителем Иоанном Кронштадтским.
В 1907 г. на послушании благочинного владыку Серафима сменил архимандрит Иннокентий (Никольский). Теперь он стал благочинным ковровских православных женских общин - Владимирской, Свято-Николаевской и Знаменской. Все они принадлежали Владимирской епархии (по данным на 1912 г.) и по какой-то причине располагались только на территории Ковровского уезда, и возникли все они почти одновременно, то есть в 1897, 1898 и 1899 гг.

Обитель закрыта была в 1920 году.
Прекрасное, величественное, а в архитектурном плане - мощное, здание храма сразу понадобилось пулеметному заводу (ныне ЗиД) для хозяйственных нужд. «Монастырь под клуб (Ковров, з. № 4). Ячейка РКСМ решила организовать свой юношеский клуб, наметив для него здание монастыря» («Призыв», 18 ноября 1923). Совершенно новый и, видимо не совсем достроенный храм, перешёл гражданским властям. Пять куполов были предусмотрены проектом и места, где они должны были быть обозначены и обнаружены на крыше здания, но никаких следов их сооружения и никаких архивных документов храма найти не удалось.
Впоследствии здание храма использовалось в самых различных хозяйственных нуждах, в том числе как теплопункт и котельная.
Колодец с чудотворной целебной водой был засыпан. В 1923 году работники пулеметного завода, поселившиеся в кельях Знаменской женской общины, обратились к директору с просьбой закрыть небольшое монастырское кладбище, куда выходили окна их новых квартир. Буквально через пять дней Уисполком удовлетворил просьбу, записав в постановлении, что его близость «не может не действовать в плохую сторону на воспитание детей, заражая их религиозными предрассудками».
«Ковровский госзавод арендовал у коммунального отдела бывший женский монастырь под жилища рабочих. Были в монастыре могильные памятники, их рабочие сломали, а заводоуправление перевезло к себе на склад.
Вот как-то у рабочего умер сын и захотелось ему на могилу решетку поставить. Обратился он в заводоуправление. Сначала ему решетку отдали бесплатно, как лом железный. Потом «одумались» и назначили комиссию «на предмет оценки решеточной стоимости». Оценили ее «эксперты» по 3 руб. 80 к. за пуд, а всего в 34 руб. 60 коп.
Все бы ладно, да об одном заводоуправление забыло совсем: что-то коммунотдел скажет. Ведь, в сущности, заводоуправление никакого права не имеет продавать имущество коммунального отдела» («Призыв», 17 июня 1926).
Довольно обширная территория земли, где тогда еще шумел густой сосновый лес, была быстро застроена множеством строений различного назначения, а вокруг Храма так близко расположились жилые дома, котельная и тому подобные сооружения, что теперь в восстановленном монастыре с трудом можно найти дорожку для крестного хода вокруг Храма. Остался в память об общине и еще один корпус, где ранее была школа и учились девочки. Теперь там наркологический диспансер.

Монастырю в Коврове – быть!

«Монастырю в Коврове - быть» - под таким названием в августе 1999 г. вышла статья ревнителя славы Божией архимандрита Дионисия, посвященная 100-летию открытия Знаменской общины.


Архимандрит Дионисий

На том месте, где 100 лет назад была создана и процветала монашеская Знаменская обитель, тогда стоял до неузнаваемости изуродованный Троицкий храм, а на многочисленные просьбы прихожан о передаче храма Православной Церкви следовал решительный и, казалось, безнадежный отказ.


Протоиерей Стефан Бензюк

Через четыре года отца Дионисия среди нас не стало, а через семь лет сбылись его пророческие слова. В Ковров заехали первые монахини. В стенах возрожденной обители никогда не прекратится молитва о людях - первозачинателях возрождения и главных его участниках: протоиерее Стефане (Бензюке), генеральном директоре ОАО «Зид» Тменове А.В., директоре ООО «ТЭК» Баканове Е.П. и многих других замечательных помощниках и трудниках.


А.В. Тменов

Невозможно не сказать о тех событиях и людях, которые продолжили прокладывать путь для возрождения в граде Коврове монашеской жизни. Более чем за шесть лет до приезда сестер и возвращения Троицкого храма Православной Церкви шла вдохновенная работа по восстановлению исторических ценностей утраченной обители.
В больнице рядом с храмом (ныне Ковровская городская больница № 2), где были келейные корпуса сестер и первый деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Знамение», руководство больницы выделило помещение для устройства молельной комнаты. По благословению владыки Евлогия и при непосредственном участии благочинного округа о. Стефана Бензюка и иерея Алексея Анфалова в молельной комнате скоро был освящен Престол в честь иконы Божией Матери «Знамение» и, наконец, зажглась долгожданная лампада у Царских Врат. Снова зазвучали ангельские звуки Херувимской.
Боголюбивые инициаторы и сподвижники этого благого дела рассказывали, как они тайно и незаметно для других на протяжении пяти лет совершали крестные ходы вокруг бывших монастырских храмов и построек с иконой Божией Матери на груди и молили Господа и Пречистую о возвращении Коврову монастыря. Среди них хотелось бы особенно отметить и поблагодарить семью Швецовых - Евгения и Наталью, Данилову Л.Ф. (насельница монастыря монахиня Екатерина); самоотверженного трудника, как в начале, так и в последующем восстановлении Троицкого храма - врача Игошина В.Ю., иерея Сергия Маринина, Перевозчикову Л.Б. и Тюрина Владимира, а также многих и многих других, чьи имена Господь знает и никогда не забудет.


Алтарь Троицкого храма до 2005 года

Мало что сохранилось в архивах об этом храме, даже проект его пока не удалось найти. Из того, что от храма осталось, архитекторы попытались восстановить его первоначальный проект, но четырех малых главок и колокольни впереди сейчас в храме нет.
Трудно поверить, что такой величественный и довольно большой по размерам (15x15 метров - центральная часть) храм оставался для многих ковровчан, даже рядом живущих, неизвестным строением, вернее, известным как котельная. Наверху вместо барабана и купола была водонапорная башня; сзади, у правого алтаря, стояла огромная дымоходная труба, а весь храм был обустроен гаражами и складскими помещениями. Из алтарных стен выходили огромные трубы - до 60 см в диаметре; весь храм был опутан кабелями.
С улицы в левый алтарь вела железная лестница в туалет, который был оборудован прямо в алтаре. Вместо ладана в храме постоянно стоял запах фекалий.
Внутри храма картина была еще мрачнее. Алтари заполняли трубы и кабельное оборудование, и весь храм был разделен на два этажа и представлял из себя рабочую раздевалку и производственный тепловой пункт со множеством котлов, стеллажей и прочего. Огромные окна-фонари шестиметровой высоты были побиты или заложены. От благолепной Божественной красоты не осталось и следа, но Господь не оставил свой Дом. Многие рабочие рассказывали, как по ночам они слышали ангельское пение и выбегали из храма в страхе и трепете.


Интерьер Троицкого храма. 2005 год

Состояние внешнего вида храма, превращенного в котельную, многим не позволяло рассмотреть в нем истинное назначение этого сооружения, однако вовсе не случайно души людей замирали, глядя на это здание. Послушница монастыря Ксения рассказывает, как еще совсем молодой девушкой, приходя в больницу, она не понимала, почему долго смотрела на это здание котельной и никак не могла оторвать глаз. Только впоследствии, узнав, что это храм и теперь здесь монастырь, очень захотела сама стать его насельницей и стала ею.


Первая Пасхальная литургия в возвращенном храме до возрождения монастыря и приезда сестер. 2005 год

2005 год стал счастливым и судьбоносным как для храма, так и прежде всего и для тех людей, которые долго этого ждали. Руководство завода им. Дегтярева решилось на передачу храма епархии. Благочинный района о. Стефан Бензюк и генеральный директор завода Тменов Александр Владимирович пришли к единому мнению, Пасху Христову прихожане уже встречали в обновленном храме. Владыка Евлогий возглавил первую службу в возвращенном храме и, возможно, первую службу в этом храме со дня его постройки, т. к. храм до революции не успели построить и освятить.
Возвращение храма Православной Церкви и возобновление здесь монашеской общинной жизни - события просто неоценимые и важнейшие как для града Коврова, так и для Владимирского монашества в целом, т. к. в городе - в области втором по численности населения и экономической значимости - до сего дня не было ни одного монастыря. Для сравнения: в граде Муроме их - четыре.
Для приведения храма в надлежащий для богослужений вид предстояло очень много дел, и о. Стефан приложил к сему немалые труды. Алтари храма и нижний этаж были освобождены от котельного оборудования и множества посторонних вещей, но прибытия своих постоянных насельниц и монахинь храму пришлось ждать еще более года.




Церковь Троицы Живоначальной

Возрождение монастыря

Игумения Тавифа (Горланова) - настоятельница Свято-Троицкого женского монастыря г. Муром (почившая схиигумения Фамарь) была третьей игуменией, которую благословил владыка Евлогий взять на себя попечение о восстановлении монашеской жизни в граде Коврове и первой безропотно и бесстрашно принявшей это благословение к исполнению.
Благодаря ее трудам, попечительству и конкретным делам было положено начало и дано направление дальнейшему восстановлению обители.
Неподражаемая духовная сила, организаторские способности, умение видеть цель и пути к ее достижению в любых вопросах, а главное, ее любовь к людям и к Богу - привлекали к матушке Тавифе духовных и гражданских лиц в огромном числе; все тянулись к ней, чувствуя исходящую от нее особую благодать. Она могла и поругать, и строго спросить, но даже это она делала с любовью, и виновный не обижался. Трудоспособности и энергии матушки мог позавидовать любой. Вокруг нее никого и никогда не было праздных. Она зажигала своей активностью всех, и все делалось очень быстро. Матушка часто говорила, что надо крепко молиться, просить у Бога и Матери Его помощи и самому трудиться - и все Господь даст. И это, заметьте, делал человек, находящийся много лет в инвалидной коляске. Такую веру Господь не посрамил. Тот же дух принесла матушка и в град Ковров на восстановление Свято-Знаменской обители, тем же духом она питала всех своих чад.
Матушка была на редкость гостеприимна. Все очень быстро откликались на ее приглашения посетить подворье. Проведенное с ней в непринуждённой обстановке время оставляло очень приятное впечатление. Матушка любила животных, и они всегда отвечали ей взаимностью.
Ушла матушка в иной мир неожиданно, тихо, недолго поболев, и оставила след невосполнимой потери в сердцах людей знавших и любивших ее. Лучше не скажешь в память о ней, как сказали сестры о почившей одной из первых настоятельниц нашей обители игумении Марии (Белаго): «Гряди, незабвенная наша настоятельница... Мы, осиротевшие дети, с великой скорбью предстоя твоему гробу, желаем сими словами воздать тебе последний долг сердечной любви... Ты, усердная труженица, почила от трудов своих... Ты, дражайшая мать наша, мудро руководившая своими чадами, и теперь приникни духом твоим на нас и прими беседу сию, растворенную слезами любви... Господи! Призри па слезы сетующих и на воздыхания скорбящих! Наш долг теперь - молить Тебя о причинении к лику избранных усопшую рабу, Тебе от юности послужившую и в вере скончавшуюся. Со святыми упокой, Христе, усопшую рабу Твою схиигумению Фамарь!»
Матушка не любила затягивать решение вопросов. 3 октября 2006 года Указом владыки Евлогия, тогда архиепископа Владимирского и Суздальского, были направлены в город Ковров для восстановления разрушенного храма и монашеской жизни три сестры из Свято-Троицкого женского монастыря г. Мурома: инокиня Мария Воловик) - старшая сестра, монахиня Рафаила (Протченко) и послушница Фотиния (Соболева). Они были первыми. Целый год их опекала, духовно и материально поддерживала и всячески помогала дорогая матушка Тавифа. Сохранилась с тех древних времен между этими обителями некая преемственность перемещения настоятельниц с той разницей, что в те времена игумения Мария (Белаго) была переведена из Коврова в Муром, а теперь наоборот: муромские сестры приехали возрождать монастырь в Коврове.
Поскольку в Храме был устроен теплопункт - храм был совершенно переоборудован для этих целей. Вместо купола была установлена водонапорная башня, а изнутри ее подпирал бетонный столб, который к приезду сестер обрушился и провалил пол в храме. Никаких помещений для проживания сестер и земельного участка вокруг храма не было, ввиду близко расположенных гражданских построек.
Менее чем за месяц трудами матушки Тавифы была устроена молельная комната в прилегающем к храму помещении. Здесь сразу началось пение акафиста Пресвятой Троице и молебны, а 10 декабря 2006 года, на главный праздник обители - иконы Божией Матери «Знамение» - сестры принимали владыку Евлогия и гостей в этой комнате.
Храм еще не был готов к службе, и Божественная литургия была совершена в больничном Знаменском храме. В возрождаемой обители впервые прошли крестный ход и трапеза.
Особую тревогу вызывало отсутствие какой-либо крыши над алтарями. Тонны снега и воды накапливались в карманах над абсидами алтарей, и на протяжении 90 лет вода непрерывным потоком лилась прямо в храм. Плакали потолки и стены храма, а вместе с ними и прибывшие сестры.
Великой милостью Божией все стены и потолки не разрушились. Оптимизм, вера и решительность матушки не позволили ждать весны и лета. Работы начались сразу же. Господь даровал в этот год удивительно теплую и длинную осень, и к зиме крыши над алтарями были сооружены.
Вокруг прибывших сестер стали собираться боголюбивые ковровчанки, желающие пополнить число насельниц, но пока для сестер никаких условий для проживания в обители не было. Первые шесть месяцев они находились в церковном доме Христо-Рождественского собора и ежедневно ранним утром молились в этом храме. Настоятель храма о. Михаил Чернов - ныне благочинный Ковровского района и нашей обители, предоставив проживание, возможность молиться в этом храме в любое время суток, проявил поистине отеческое и пастырское попечение о прибывших сестрах, за что приносим ему сердечные благодарственные молитвы.
Матушка Тавифа всегда была рядом, часто приезжала, духовно окормляла сестер и помогала в восстановлении. В первый же год матушка начала строительство сестринского корпуса, и в 2008 г. сестры уже проживали в своем доме.
Трудами игумении Тавифы был совершен еще целый ряд очень важных дел. Матушка возглавила строительство барабана и купола над храмом вместо водонапорной башни. Непосредственное руководство этими работами проводил А.Н. Толмачев. Здесь рабочие проявили истинный героизм и мужество, ибо работы проводились зимой, в лютый холод, на огромной высоте. Для обеспечения качества кирпичной кладки и безопасности людей большими усилиями были сооружены деревянные леса и ограждения. Все это обтянули пленкой, а внутрь установили электрообогреватели. Благодаря этому к весне работы уже были завершены, и храм был готов принять крест на купол.
Не останавливались работы и внутри храма. На Пасху 2007 г. временный пол был готов. Уже можно было войти в храм и помолиться, но окна были еще закрыты, солеи и амвона пока не было.
На Святую Троицу в храме была отслужена Великая вечерня и совершен крестный ход вокруг храма, но Божественную Литургию в храме еще совершать было нельзя, и сестры первые месяцы ходили на службы в Знаменский больничный или Феодоровский храмы. В своем же монастырском Троицком храме ежедневно совершались молебны и панихиды, выполнялись утренние и вечерние монашеские правила, читались Псалтирь и акафисты.



Частицы мощей святителя Афанасия Ковровского и святителя Феодора Суздальского

Притвор Троицкого храма. Храм-часовня в честь святителя Афанасия Ковровского

Для усиления молитвы в обители первым делом владыка Евлогий благословил устроить в притворе храм-часовню в честь святителя Афанасия Ковровского, где можно было бы совершать богослужения. К лету 2007 г. была заменена входная дверь в храм, разрушено место, оборудованное для дежурной смены котельной в притворе, открыты заложенные окна, убрано все непотребное и оскверняющее храм, устроен алтарь и установлен иконостас.
В большой центральной части храма были разрушены межэтажные перекрытия храм внутри был разделен на 2 этажа), алтарь освобожден от туалета и всего непотребного, полы в храме опущены на прежний уровень. Устлан досками временный пол, устроена временная солея, переоборудована в трапезную кузница. К Пасхальным торжествам было сделано и многое другое, что привело людей в изумление, т.к. состояние храма еще в начале Великого Поста предвещало не один год усиленных трудов, но с помощью Божией и, конечно, прихожан и военных было сделано, казалось, невозможное.
Венцом первого восстановительного 2007 года стало открытие и малое освящение храма-часовни в честь свт. Афанасия Ковровского в притворе Троицкого храма. Для этого было капитально переоборудовано помещение и обустроено для богослужений, а 10 декабря 2007 г. владыкой Евлогием и благочинным обители архимандритом Нилом (ныне епископ Муромский и Вязниковский) здесь была совершена первая Божественная литургия в честь иконы Божией Матери «Знамение». Владыка Евлогий передал общине на хранение частицу мощей свт. Афанасия. На службу прибыли певчие и сестры из Свято-Троицкого женского монастыря г. Мурома, было много прихожан и гостей.
С этого дня в обители началась по-настоящему новая духовная жизнь: субботние, воскресные и все праздничные богослужения теперь совершались в своем храме в обители. На воскресные Всенощные бдения и Литургии храм был так переполнен прихожанами, что приходилось полностью открывать входную дверь. Протиснуться сквозь плотные ряды молящихся к свечному ящику было невозможно.
Великой радостью для сестер и, конечно, прихожан стало прибытие в общину 10 января 2008 г. штатного постоянного служащего священника - протоиерея Николая Иванова, ныне почившего. Он внес новую и очень живительную струю в богослужение и многому научил сестер и прихожан. Светлая ему память!
Весной 2009 года благочинным обители архимандритом Нилом был освящен и установлен крест и купол для звонницы.


Звонница монастыря

К лету 2009 г. в алтаре был устлан постоянный деревянный пол. Солея и амвон также были готовы. Храм подключили к центральному отоплению.
Внутренние отделочные работы не прекращались ни зимой, ни летом. Благодаря самодельной печке в храме можно было работать при любом морозе. В таких условиях проводились штукатурные работы под самым куполом на огромной высоте. К 2012 году храм был полностью оштукатурен, что делала хрупкая женщина Людмила, одна с ювелирной точностью выводя углы без каких-либо лекал.
В этих трудах по восстановлению храма непосредственное и весьма активное участие принимали и сестры обители, за что Господь их вскоре наградил.
В сентябре 2011 г. монастырь обрел двухэтажный сестринский корпус. На первом этаже корпуса расположена большая трапезная, богадельня, архиерейские покои, просфорня, пекарня, холодильная комната, посудомойка и кладовая. На втором этаже - келии для проживания сестер, швейная мастерская, сестринская библиотека и музыкальный класс.
В марте 2011 года, на празднование Сорока Севастийских мучеников, решением Синода Русской Православной Церкви Свято-Знаменская женская община г. Коврова была преобразована в Свято-Знаменский женский епархиальный монастырь, а 10 апреля в сан игумении была возведена настоятельница монастыря монахиня Афанасия, прибывшая восстанавливать обитель как инокиня Мария и принявшая монашеский постриг в Свято-Троицком женском монастыре г. Мурома в. апреле 2007 г. с именем Афанасия - в честь свт. Афанасия Ковровского.
В обители на то время насчитывалось 12 насельниц, и работы по восстановлению храма и всего монастыря в целом еще были в самом разгаре, но была вера и большое желание поскорее возродить утраченную святыню. Для этого нужна была прежде всего усиленная молитва. Кроме общего сестринского правила и келейных молитв в монастыре вводится чтение ночной Псалтири. В обители изначально за сутки вычитывалась вся Псалтирь, но с присвоением обители статуса монастыря вводится усиленная ночная молитва, которая продолжается и по настоящее время. Ежедневно также читается акафист иконе Божией Матери «Знамение», в том числе ночью. Один раз в неделю служатся молебны с акафистами иконе Божией Матери «Знамение» (в среду), свт. Афанасию Ковровскому (в четверг) и Пресвятой Троице (в воскресенье). С любовью и прилежно сестры совершают ежедневные, а также праздничные крестные ходы вокруг Троицкого храма с обязательным заходом к поклонному кресту на месте явления иконы Божией Матери «Знамение» и источника с пением там тропаря и кондака Божией Матери. Владыка Евлогий утверждает монастырю регламент дня и затем его усовершенствует и усложняет.
«Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущим...» (Пс. 126), - истинность этих слов, как и с всего, сказанного Господом, проходила сквозь сердце каждого, кто прикоснулся к восстановлению Троицкого храма и обители. Господь через своих угодников посылал помощь незримо и очень ощутимо. Одним из первых был почивший за три года до приезда сестер уже упоминаемый ранее архимандрит Дионисий. Он завещал своим родственникам передать свой дом в с. Большие Всегодичи (Ковровский район) монастырю и устроить в нем подворье, что вскоре и сбылось, а на помощь обители по его молитвам один за другим приходили его чада.
Петр Васильевич Шевченко с супругой Людмилой получили от о. Дионисия благословение на брак, а венчались они уже в нашем монастырском храме. Не обращая никакого внимания на слабое здоровье, Метр Васильевич в очень сжатые сроки установил столбы и временный пол в храме, что позволило и Пасху, и Троицу 2007 года встретить в храме. С тех пор он не оставлял обитель своим вниманием и помощью.
И, конечно, он был не один - были многие-многие другие, от начала возрождения до сегодняшних дней, которых знает Господь и которые никогда не будут забыты. Это вашими руками Господь преображает, восстанавливает и возрождает: низкий вам поклон и многая, благая лета.
Не хватит времени и бумаги описать и рассказать о всех милующих и питающих нас, оказавших и оказывающих нам помощь в восстановлении Троицкого храма и всей обители. Их прислал Господь, наставил, вразумил и вдохновил; их физический, душевный и духовный груд согрел, возвел и творил дивные дела в православном возрождении в целом и нашей обители конкретно. Мы ежедневно и не один раз в день молимся о вас, никогда не забываем и не забудем, дорогие наши. Все вы не проходили мимо монастырских проблем и внесли свой посильный, а порой и неисчислимо огромный вклад в восстановление монашеской жизни в граде Коврове. Мы сознательно не указываем здесь их должности, возлагая на Господа воздаяния каждому из них по Ему Одному ведомым мерам.
Великой радостью и утешением для сестер обители и, конечно, для всех прихожан, являются общецерковные двунадесятые, великие и престольные праздники. К ним идет особая подготовка. На престольные праздники: Троицу, Знамение и свт. Афанасия, а также на Рождество и Пасху и во время приезда владыки Евлогия, как правило, бывает общая трапеза с прихожанами. Немалые старания прилагают сестры вместе с матушкой, чтобы украсить цветами Плащаницы и иконы Спасителя на Страстную седмицу и Матери Божией на Успение, а также иконы Божией Матери «Знамение» ко дню памяти свт. Афанасия и ко дню его преставления.
На Рождество, Крещение и Пасху всегда бывают ночные службы, и храм наполнен множеством молящихся.
В праздники проходят многолюдные крестные ходы с обязательным заходом к поклонному кресту на месте явления в 1771 г. иконы Божией Матери «Знамение» и чудотворного источника.
Крещение и Пасхальные седмицы привлекают в обитель множество горожан. Ежегодно выдается людям от 23 до 25 тонн Крещенской воды, а освящать куличи приходят до 5 тысяч человек.
Особыми праздниками в этот 10-летний период возрожденной обители явились: присвоение общине статуса монастыря - март-апрель 2011 г., 5-летний юбилей - 10 декабря 2011 г. и 50-летие со дня преставления свт. Афанасия Ковровского - 28 октября 2012 г.
Эти праздники проходили в совершенно особой торжественной обстановке. С нами в такие великие дни всегда был наш дорогой и горячо любимый владыка Евлогий. Он возглавлял богослужения и привносил в эти праздники особый дух своего святительского благословения и благодати.
К 5-летию возобновления Знаменской обители в день памяти иконы Божией Матери «Знамение» 10 декабря 2011 года владыка Евлогий преподнес монастырю икону Спасителя. В благодарность владыке за его молитвы игумения Афанасия подарила ему икону Божией Матери «Знамение», написанную сестрами монастыря.
К этой юбилейной дате были изданы буклет и газета, сооружен стенд.
Юбилейная дата 50-летия преставления свт. Афанасия стала общецерковным повсеместным торжеством. По-особому это событие праздновалось в граде Коврове, где была его святительская кафедра.
Во всех храмах были торжественные богослужения, организованы конференции и чтения, крестные ходы, специальные выпуски газет, брошюр и многое, многое другое. Конечно, и в нашей обители это празднование было особенно торжественным и радостным.
Труднее всего говорить о буднях. Здесь важно, чтобы было всегда одинаково, ровно и без ропота. Чтобы сестры не утомлялись однообразием будничного дня, но, наоборот, воспринимали его, как живительный глоток питательной прохладной воды, без которого проведенный день был бы неполноценным и пустым. Верится, что в нашей обители за 10 лет ее существования это достигнуто, ибо сестры неукоснительно и практически всегда в полном числе присутствуют на утренних и вечерних правилах. Читают в череде ночную Псалтирь, а в течение дня - полностью все Евангелие. Несколько раз в день поминаются о здравии и упокоении все заказанные имена. В городе бытует мнение, что если в монастыре что-то закажешь, то точно исполнится, поэтому заказов много. Особенно благоговейно молятся сестры у мощей свт. Афанасия и крестителя земли Владимирской свт. Феодора Суздальского.
Главным, конечно, в повседневной жизни является молитва. Литургия в нашей обители пока служится по субботам, воскресеньям, Двунадесятым, Великим праздникам и в дни памяти особо чтимых святых, но суточный богослужебный круг обязательно вычитывается. Следующая неотъемлемая часть монашеской жизни - это послушание. Как и в любой большой семье, нужно обеспечить все стороны ее жизнедеятельности. Сестры обители очень любят принимать участие в общецерковных крестных ходах на Пасхальной седмице, когда вся Владимирская митрополия встречает Благодатный Огонь и затем хранит его в течение года до следующей Пасхи. Особенно близок и дорог крестный ход, который проходит 1 июля, в день празднования Боголюбской иконы Божией Матери, из града Владимира в Боголюбово в память исцеления града от моровой язвы в 1771 году, т. к. совершается в память того же события, которое послужило источником рождения нашей обители. Мы бываем на праздниках и в других обителях, а также совершаем паломничества по святым местам.


ГБУЗ ВО "Ковровская городская больница №2". Первомайская ул, 23
Перестроенный келейный корпус Знаменского женского монастыря.

Домовая церковь иконы Божией Матери "Знамение" существовала с нач. 2000-х гг. до 2010 г. Располагалась церковь в одном из помещений Ковровской городской больницы №2. В ГБУЗ ВО "Ковровская ГБ № 2" больничная церковь была закрыта 01.11.2010 г.
С 20.01.2012 г. открыта молельная комната в честь Великомученика и целителя Пантелеимона.

Женские общины в Ковровском уезде

Свято-Знаменская монашеская община (зарегистрирована 27 июля 1899 г.).
Казанская женская община.
Свято-Николаевская женская община (учреждена в 1898 г. близ села Назарьева, Ковровского уезда, Владимирской губернии).
Город Ковров
Храмы города Коврова
МОНАСТЫРИ Владимирской области
Категория: Ковров | Добавил: Николай (19.06.2015)
Просмотров: 7644 | Теги: монастыри, Ковров | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru