Храм в честь Феодоровской иконы Божией Матери, г. Ковров
Храм в честь Феодоровской иконы Божией Матери
Местная Религиозная Организация Православный Приход Храма в Честь Феодоровской Иконы Божией Матери Города Коврова Владимирской области Владимирской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) действует с 12 июля 2000 г. Настоятель, председатель приходского совета - Чернов Михаил Юрьевич (с 25 апреля 2016 г.).
Адрес - город Ковров, улица Лопатина, д. 2а.
27(14) марта Русская Православная церковь чествует Феодоровскую икону Божией Матери. Один из немногих храмов, освящённых в честь этого образа, есть в г. Коврове Владимирской епархии.
Духовные потребности россиян того времени требовали обязательного посещения православного храма. Мастеровые ходили на богослужения в единственный тогда в Коврове Христорождественский собор. Кроме него в городе имелась кладбищенская церковь во имя мч. Иоанна Воина, которая, однако, не была приходской. Два соборных священника не успевали совершать требы, не имея физической возможности уделять сколько-нибудь значительное время кому-либо из многочисленных прихожан. Поэтому почти сразу после создания механического заведения у мастеровых появился замысел построить свой храм.
Вид южного фасада Феодоровской церкви
План Феодоровской церкви по проекту 1900 года
Вид западного фасада Феодоровской церкви по проекту 1900 года
Храм в честь Феодоровской иконы Божией Матери
Решающим событием, подтолкнувшим к воплощению этих замыслов в жизнь, стала весть о чудесном спасении императора Александра II во время покушения на него недовольца Д.В. Караказова 4 апреля 1866 г. Ковровские мастеровые обратились к инспектору Московско-Нижегородских железных дорог, подполковнику А. Казначееву с прошением: “День 4 апреля 1866 г. ознаменовался великим чудом над любимейшим Монархом России; в память этого события во всех концах Империи установлено вообще торжество, строятся храмы, часовни и учреждается многое другое… Движимые чувством любви и преданности к Монарху верно подданные Его,.. чтобы увековечить совершившееся в этот день чудо, поручили нам заявить общее свое желание… устроить при Ковровских мастерских, в память события 4 апреля, Православный храм, который при всём том был бы для нас очень полезен…”После подробного рассмотрения Владимирское епархиальное начальство признало основательными как прошение мастеров, так и изложенные инспектором соображения относительно целесообразности открытия нового прихода. Ковровские мастеровые в пользу нового храма решили жертвовать по одной копейке с получаемого ими каждого рубля, что в общей сложности должно было составить более 1000 рублей в год. Такое обеспечение епархиальное начальство признало вполне достаточным и надёжным. Между тем во время визита Александра II во Францию 25 мая 1867 г. в Булонском лесу под Парижем на него было совершено новое покушение. Когда царь в сопровождении императора французов Наполеона III возвращался с устроенного в его честь смотра французских войск на Лоншанском поле поляк-эмигрант Березовский стрелял из пистолета в российского императора, но промахнулся, ранив лишь лошадь французского шталмейстера, ехавшего рядом. Этот случай чудесного спасения жизни государя от угрожавшей опасности еще более утвердил ковровских мастеровых в стремлении устроить свою церковь. Была открыта подписка по всей линии Московско-Нижегородской железной дороги для сбора добровольных пожертвований на постройку храма. 22 февраля 1868 г. было получено разрешение Священного Синода на устройство церкви при Ковровских мастерских с образованием при ней особого прихода и определением к ней причта. Об усердии ковровских мастеровых обер-прокурор Священного Синода граф Д.А. Толстой доложил императору, и Александр II “на всеподданнейшем докладе по сему предмету… изволил написать собственноручно: “Благодарить”. К августу 1868 г. проект на построение каменной церкви при Ковровских мастерских был утвержден в строительном отделении Владимирского губернского правления. Автором проекта нового храма был епархиальный архитектор Николай Андреевич Артлебен. Работы по постройке храма начались в конце 1868 г. и велись под руководством специально избранного комитета из трех лиц: директора Управления Шуйско-Ивановской железной дороги Ивана Андреевича Бусурина, инспектора Московско-Нижегородской железной дороги А.А. Казначеева и начальника Ковровских железнодородных мастерских О.Б. Шуберта. Непосредственно постройкой занимался И.А. Бусурин. Мастеровые давали по 25, 50, 70 копеек, редко кто рубль. О храме так и говорили, что он выстроен на рабочие пятачки. Всего было собрано 19829 рублей 86 копеек. Ещё около 13 тысяч рублей пожертвовал директор Управления Шуйско-Ивановской железной дороги И.А. Бусурин. Все пожертвования записывались в огромную, переплетенную в кожу книгу. Вплоть до начала 1950-х гг. она сохранялась в заводоупрвлении Ковровского экскаваторного завода. Впоследствии эта книга была утеряна.
К концу 1874 г. здание церкви из красного кирпича в так называемом “русском романтическом стиле” было готово. Купола, крытые кровельным железом, выкрасили в серебристый цвет. До весны 1875 г. продолжались работы по внутренней отделке и благоустройству храма. Они велись под началом первого по времени церковного старосты инженера-технолога мастерских Михаила Яковлевича Косых, занимавшего этот пост с 1875 по 1881 гг. Иконостас, выполненный в древнерусском стиле, клиросы с киотами, шесть местных подсвечников и три паникадила (большое посередине храма с 36 свечами и два по бокам с 18 свечами каждое) были выполнены самими мастеровыми из березы, отполированы с отделкою ореховым деревом и украшены резьбой. Одновременно с возведением здания храма выстроили деревянный дом на каменном основании для причта, крытый железом. В нем находились помещения для священника, псаломщика и церковного сторожа. Позже для священника срубили новый большой деревянный дом, в котором в советское время находилась железнодорожная больница. От церкви к этому дому была насажена липовая аллея. Сильно разросшиеся деревья частично стоят и сегодня. Новый храм решено было наименовать в честь Феодоровской иконы Божией Матери, которая считалась небесной заступницей царствовавшего Дома Романовых. Судьба иконы тесно связана с историей русского государства и восшествием на престол первого царя из династии Романовых Михаила Феодоровича. И.Ф. Рерберг в 1887 г. так описывал новопостроенную церковь: «Церковь построена из кирпича, с облицовкою цоколя и карнизов белым известняком местной породы. В плане она имеет форму квадрата с прямоугольными пристройками с трех сторон и полукруглою с четвертой стороны для алтаря. Над входным портиком с западной стороны устроена колокольня, на которую ведет внутренняя лестница; над средней квадратной частью выведен купол диаметром в 5.5 сажен, с фонарем в средней его части, диаметром в 1.5 сажени. Стены церкви и купол внутри оштукатурены». Освящение новоустроенной церкви в честь Феодоровской иконы Божией Матери при Ковровских железнодорожных мастерских было назначено на 25 мая 1875 г. Для этого из Владимира накануне, 24 мая в 12 часов экстренным поездом прибыл архиепископ Владимирский и Суздальский Антоний (Павлинский). В Коврове его встретил местный благочинный протоиерей Сила Алексеевич Архангельский, в сопровождении которого архиерей посетил новоустроенный храм. Долго и внимательно Преосвященный осматривал его внутри и снаружи и остался весьма доволен увиденным. В 6 часов в новом храме началось всенощное Богослужение, которое совершали ключарь Владимирского кафедрального Успенского собора священник Иоанн Васильевич Благонравов, священник Ковровского Христорождественского собора Алексей Григорьевич Радугин, священник новой Феодоровской церкви Иоанн Алексеевич Соколов и один из московских священников, имевший прихожанами служащих на Московском вокзале Московско-Нижегородской железной дороги. На литию и величание выходил сам Преосвященный. Утром следующего дня в 9 часов 30 минут, после продолжительного звона, началось освящение храма, которое совершал архиепископ Владимирский и Суздальский Антоний с теми же священниками. При этом священнодействии присутствовали высокие гости из Владимира, сам губернатор генерал-лейтенант Владимир Николаевич Струков, чиновники из управления Московско-Нижегородской железной дороги, а также начальство Ковровских железнодорожных мастерских. Кроме прихожан-мастеровых, народу собралось великое множество. После совершения освящения тотчас же в новоосвященном храме началась Божественная литургия, которую совершил Преосвященный. Очевидец описывал эти события так: “Трудно передать душевное состояние молившихся здесь мастеровых и служащих по железной дороге. Это была первая литургия в новом храме, построенном на их трудовые деньги, а труд их, всем известно,- труд нелегкий, нередко соединенный с опасностью жизни. Первый раз за них приносилась Бескровная Жертва, приносилась самим Архипастырем, который благословил их на святое дело храмоздания и только что совершил освящение нового храма. Глубже всякого другого они понимали и чувствовали это, - и слёзы благодатной радости струились по лицам многих из них”. Завершилось торжество по случаю освящения храма обедом, устроенном в конторе при мастерских.
Иоанн Алексеевич Соколов
Первоначально причт новоустроенного храма состоял из священника и псаломщика. Позже в состав причта был введен диакон. Первым настоятелем Феодоровской церкви стал выходец из рода священнослужителей Иоанн Алексеевич Соколов. Родился он в 1840 г. в семье дьячка Владимирской епархии, в возрасте 22 лет окончил Владимирскую духовную семинарию одним из первых учеников, а с 1864 года служил священником в Христорождественской церкви Коврова, когда сочетался браком с дочерью бывшего настоятеля Христорождественской церкви Михаила Матвеевича Туторского Ольгой Михайловной. Однако служба о. Иоанна в Ковровском храме продолжалась недолго. В 1865 г. повсеместно была проведена церковная реформа, в результате которой произошло сокращение церковных штатов. Под такое сокращение попал и И.А. Соколов. Заштатным священником он был до 1870 г. В 1865 г. начал преподавать Закон Божий в училище при механическом заведении. Когда в 1868 г. в Коврове был образован строительный комитет по устройству Феодоровской церкви, то о. Иоанна с момента основания и до завершения работ состоял его постоянным членом. В 1870 г. Ковровская Христорождественская церковь была переименована в соборную, вследствие чего вырос и ее причт. 18 сентября 1870 г. Иоанна Соколова вновь определили священником в Ковровский собор. 23 мая 1875 г. И.А. Соколов был переведен к Феодоровской церкви во священника. Являясь уже настоятелем новоустроенного храма, Иоанн Алексеевич неоднократно по выбору духовенства от десяти причтов проходил должность депутата съезда уполномоченных Владимирского училищного округа. Епархиальное начальство не оставляло без внимания усердную службу священника нового ковровского храма. В декабре 1873 г. о. Иоанн был награжден набедренником, а в апреле 1879 г. – скуфьей. За годы своей службы настоятель Феодоровской церкви получал неоднократно благодарности от епархиального начасльства и от Св. Синода. Более 24 лет священствовал о. Иоанн в церкви при железнодорожных мастерских. Когда при Феодоровской церкви открыли приходскую школу, он и там исполнял должность законоучителя. 30 сентября 1898 г. он скончался и был погребен на Ковровском городском кладбище при церкви Иоанна Воина.
Николай Александрович Преображенский
После кончины И.А. Соколова в Феодоровскую церковь был определён новый священник – Николай Александрович Преображенский. В октябре 1898 г. он был рукоположен в во священника Феодоровской церкви. За всю предшествующую историю Коврова это был самый высокообразованный священник в городе. Н.А. Преображенский очень скоро показал себя как человек очень деятельный, твердый и властный. Постепенно настоятель Феодоровской церкви распространил свое влияние на весь город. с самого начала служения в Коврове он занял посты законоучителя Ковровского технического железнодорожного училища и Феодоровской двухклассной мужской школы. Позже он стал заведовать как Феодоровской мужской, так и одноименной женской школами. В 1899 г. о. Николай возглавил Ковровское отделение Владимирского епархиального училищного совета, став его председателем. В ведении Н.А. Преображенского оказались все церковно-приходские школы Ковровского уезда. После открытия в Коврове женской гимназии и реального училища о. Николай, помимо прочих своих постов, стал законоучителем и в этих учебных заведений. Помимо преподавательской деятельности Н.А. Преображенский ревностно занимался делами своего храма, вникал в повседневный быт и нужды своих прихожан-мастеровых. По церковным праздникам он неукоснительно обходил все дома своего прихода (более 150 домов) и поощрял работников мастерских к трезвому образу жизни, добросовестной работе и развитию внутреннего духовного мира. К пьяницам, лодырям и смутьянам о. Николай относился очень жестко, принародно обличал их, захаживал в их дома и в будни, словно заправский участковый, оставляя однако заблудшим овцам возможность возвратиться к праведной жизни. Рабочих Ковровских мастерских в статьях и книгах, написанных в годы Советской власти, обычно изображали почти исключительно как революционеров-подпольщиков, занятых лишь листовками, маевками, забастовками и изучением произведений Маркса и Ленина. Конечно же, были и такие, но абсолютное большинство рабочих жило тогда совершенно другими заботами. Для них главным было умение хорошо выполнить свое дело, возможность получать сравнительно высоких заработок, когда один мастеровой содержал неработающих стариков-родителей, хозяйку-жену и несколько детей. Люди гордились своим заводом, старались качественно делать порученную работу, а церковь, тоже свою, заводскую, сооруженную на свои же рабочие деньги, считали, и во многом справедливо, лучшей церковью города. Впервые в Коврове в Феодоровской церкви было устроено калориферное отопление. Котельная, отапливаемая дровами и углем, находилась в подвале храма, поэтому церковный пол был всегда теплым, в отличие от холодных каменных плит двух ковровских храмов. Освещение в Феодоровской церкви сделали электрическое, в паникадилах горели лампочки, сделанные в виде свечей. Тогда это было в новинку. По специальному заказу мастеровых был отлит большой церковный колокол, на который для лучшего звону, кроме меди, пошло большое количество серебра. Этот колокол обладал самым чистым и долгим звучанием из всех ковровских колоколов. Его звучный и сильный голос узнавали из любого конца города, и колокол этот был предметом гордости рабочих железнодорожных мастерских. Всему городу был известен звонарь Феодоровского храма Александр Царев – мастер своего дела.
Освященный в 1875 г. храм с течением времени оказался недостаточно вместительным для всё увеличивавшегося числа прихожан. В переполненной церкви порой царили толкотня и давка, как прежде в единственном на весь Ковров городском соборе. В конце 1890-х гг. из-за тесноты и неблагоприятных обстоятельств едва не приключилась трагедия. Вот как передавал обстоятельства этого происшествия автор вышедший в 1903 г. книги об истории Коврова и Ковровского уезда И.Ф. Токмаков. «Несколько лет тому назад в Великую субботу над входом в церковь Феодоровской иконы Божией Матери, что при мастерских Главного Общества российских железных дорог, по распоряжению церковного старосты, г. Дмитриева, поставлена была громадная транспарант-картина, изображавшая Воскресение Христово. Перед началом Пасхальной заутрени, керосиновые лампы картины были зажжены, но человека для наблюдения за горением их оставлено не было. Во время заутрени одна из этих ламп, как предполагают, упала; керосин, брызнувший на деревянные рамы картины, вспыхнул и пламя в один момент охватило все это громадное, пропитанное маслянистыми веществами транспарантное изображение. Один из молящихся, вышедший в это время на паперть, закричал: «пожар!» и в церкви сделалась суматоха. Народ в паническом страхе бросился к выходу, но увидев над собой громадное пламя, в ужасе остановился. В это время, благодаря предусмотрительности некоторых, были затворены железные двери церкви, и огонь кое-какими имевшимися под руками средствами был потушен. Случай этот вызвал со стороны мастеровых ропот на церковного старосту, неосмотрительность которого нарушила торжественный ход пасхального Богослужения» (Историко-статистическое описание города Коврова с уездом. Составил И.Ф. Токмаков. 1903.). По инициативе Н.А. Преображенского в 1900 г. было начато переустройство Феодоровской церкви. Проект нового вида храма утвердил начальник II участка пути и сооружений Московско-Нижегородской железной дороги Н. Коновалов. Предусматривалось возведение с западной стороны обширной пристройки-трапезной, а также притвора и новой четырехъярусной колокольни, увенчанной высоким барабаном с вытянутым наподобие шпиля завершением купола. Внутренний объем храма должен был увеличиться более, чем в два раза. Старую колокольню предполагалось разобрать, а ее материал использовать для фундамента новых построек. Работы продолжались с 1900 по 1904 гг. и были выполнены в полном объеме. Строители отошли от проекта только в верхних ярусах колокольни, сделав ее менее вычурной и более традиционной. Строительство велось, как и прежде, на пожертвования рабочих и служащих Ковровских железнодорожных мастерских и Московско-Нижегородской железной дороги. Имена наиболее ревностных жертвователей были опубликованы на страницах Владимирских епархиальных ведомостях». Активную помощь Н.А. Преображенскому в расширении и перестройке храма оказывал церковный староста в 1900-1902 гг. мещанин Иван Розанов, сам много раз делавший пожертвования и передавший в Феодоровскую церковь три серебряные позолоченные ризы для икон Феодоровской Божией Матери, св. Николая Чудотворца и Св. Благоверного Великого князя Александра Невского. Преобразившаяся Феодоровская церковь стала вторым по величине храмом Коврова, лишь немного уступая размерами Спасо-Преображенскому собору. События 1905 г., когда железнодорожные мастерские стали центром возмущения против тогдашних властей, не оставили в стороне и Феодоровскую церковь. расположенная посреди рабочего поселка, имевшая прихожанами почти исключительно «пролетариат» эта церковь стала своеобразным бастионом в борьбе с приверженцами «великих потрясений». Лишь меньшая часть рабочих была подвержена влиянию левых агитаторов, однако Н.А. Преображенский и в этом видел грядущую угрозу империи и православию. О. Николай в своем стремлении противостоять левым встал на крайне правые позиции, именовавшиеся его противниками не иначе как реакционными. Настоятель Феодоровского храма стал в Коврове одним из лидеров организованного здесь отделения «Союза русского народа», который также возглавили земские начальники Н.В. Култашев и Н.М. Маньков, купцы А.А. Апарин и Г.М. Сазонов, ковровский городской голова В.Д. Мытарев и его заместитель И.Н. Шкинев. Наиболее образованный, талантливый проповедник и оратор Н.А. Преображенский являлся, по сути, главным идейным вдохновителем ковровских «союзников». В 1906 г. им удалось выиграть в рамках Коврова выборы в I Государственную Думу: в выборщики по городу (тогда выборы были многоступенчатыми) прошли исключительно представители правых, в том числе и сам о. Николай. Однако, уже выборы во II Думу они проиграли, уступив партии «народной свободы» (кадетам) по всем статьям. Неизвестно, как относилась к политическим увлечениям Н.А. Преображенского епархиальное начальство, но его пастырскую деятельность оно ценило весьма высоко. Еще 19 января 1904 г. он был награжден скуфьей, 6 мая 1911 г. – наперсным крестом, 3 февраля 1912 г. – орденом св. Анны III ст., а в 1915 г. пожалован в сан протоиерея. О. Николай активно работал и в рамках епархии. Он был членом Владимирского отдела Императорского Православного Палестинского общества, избирался депутатом от Коврова на духовные съезды. 9 декабря 1904 г. именно он от лица Коврова поднес поздравительный адрес архиепископу Владимирскому и Суздальскому Сергию по поводу 50-летия служебной деятельности последнего. Н.А Преображенский с 14 мая 1899 г. состоял действительным членом Владимирской ученой архивной комиссии и передал в ее музей вое собрание старинных монет. 8 сентября 1913 г. настоятель Феодоровской церкви принимал в своем храме митрополита Московского и Коломенского Макария (Невского), посетившего Ковров по пути на свою родину – село Шапкино Ковровского уезда. «Когда поезд подошел к станции Ковров, обширная платформа ее была переполнена встречавшим Владыку Митрополита народом настолько, что с большими усилиями можно было провести его представителям власти городской, гражданской и духовной в станционное помещение. Как только Владыка показался из вагона, вся эта тысячная радостная масса, как один человек, обнажила головы; Владыка преподал общее благословение, послышалось восторженное «ис полла», при пении которого он и проследовал в вокзал, также до тесноты переполненный народом. Здесь Митрополита приветствовали представители Ковровского отдела союза русского народа почтением адреса (довольно пространного), в котором выражена искренняя радость их видеть Великого Святителя Первопрестольной столицы, апостола Алтая, твердого, мощного стоятеля за вековые истины Православия и устои общества и государства особенно во время так называемого «освободительного» движения, к голосу которого (Святителя) тогда прислушивались все искренне верующие русские люди и которому следовали тогда в борьбе с крамолою. Митрополит, принимая адрес, благодарил подносивших за привет, при чем смиренно заявил, что они преувеличивают его деятельность, и что сделано и делалось им, то делалось с помощью Божией и благодати Христовой. Затем Владыке поднесены были хлеб-соль с просьбой принять от осчастливленных его прибытием членов союза и горожан, а также и альбом видов гор. Коврова, последнее от хоругвеносцев. Владыка благодарил за хлеб-соль и в краткой ответной речи высказал благожелание, чтобы хлеб – достаток – был достоянием каждого из них и присутствующих, чтоб его хватало и для других, и на дела благотворения и на украшение храмов, и чтобы соль – мир Христов – царили у них в семьях их и в обществе и во всех взаимных их отношениях, как необходимое условие их благоденствия и процветания. С вокзала Митрополит, пригласив с собой Епископа Юрьевского, в экипаже значительной частью города Коврова через железнодорожный мост проследовал прямо к вокзальному храму, благословляя по пути народ, которого была масса и около вокзала и около храма, и немало около железнодорожного моста, при чем в улице, ведущей к храму, у каждого дома обывателями были поставлены столы с хлебом-солью и иконой при них. В благолепно-украшенном, ярко-освещенном, переполненном народом вокзальном храме Митрополит был встречен со св. крестом и водой о. настоятелем храма, священником Николаем Преображенским, который приветствовал Владыку краткой речью, выражавшей великую радость по случаю прибытия его, Владыки, хотя и проездом, в гор. Ковров, особенно для железнодорожно-служащих и рабочих, в храме которых Владыка соизволяет быть за вечерним и утренним богослужениями. Приложившись ко св. кресту и окропивши себя св. водой, Владыка проследовал в алтарь, где благословил градское и окрестное (собравшееся для встречи его) духовенство. Началось служение всенощного бдения при стройном пении певчих правого и левого хора и неспешном выразительном чтении псаломщиков. Митрополит выходил со всем собравшимся духовенством на литию и величание, при чем на величание выходил и Епископ Юрьевский Евгений. После 1-й кафизмы Митрополит с облачального амвона обратился к предстоящим с глубоко трогательным словом… По окончании утрени Митрополит поручил помазание св. елеем Епископу Юрьевскому, а сам удалился в алтарь: преподал по прочтении 1-го часа молящимся общее благословение, Митрополит направился в квартиру настоятеля вокзального храма о. Н. Преображенского, где ему был приготовлен ночлег, а Епископ Юрьевский продолжал еще с полчаса помазывать св. елеем прикладывавшихся к св. иконе. Откушав чаю и едва коснувшись предложенной радушными хозяевами трапезы, Его Высокопреосвященство распорядился чтобы в вокзальной церкви завтра раннюю литургию начали в 7 часов утра и удалился в приготовленную для него комнату. На другой день 7-го сентября в 6 час. 50 мин. утра послышался благовест к литургии и ровно в 7 часов Митрополит в сопровождении двух иподиаконов проследовал в вокзальный храм, где по обычной встрече и облачении, по прочтении часов, началась божественная литургия, которую Его Высокопреосвященство совершал до сугубой эктении… По окончании божественной литургии, преподав общее благословение, Митрополит, сопровождаемый духовенством и молящимися, вышел на паперть храма, с которой и начал беседу о том, как веровать, жить и молиться… Окончив беседу и выслушав пение нескольких духовных кантов из «Алтайской лепты», которое исполняли бывшие с Его Высокопреосвященством Чудовские певчие трио во время раздачи народу листков и брошюр религиозно-нравственного содержания,- Митрополит направился к квартире о. настоятеля храма при всеобщем пении сопровождавшего его народа «Достойно». В квартире о. настоятеля Владыка пробыл очень недолго, и милостиво благословив и поблагодарив радушных хозяев, снова вышел к ожидавшему его народу, с которым при общем пении «Достойно» направился по тому пути, по которому вчера подъезжал к храму.. дошел до моста через железную дорогу, перешел его; здесь сел в поданную ему карету и по улицам города, переполненным обывателями, при звоне колоколов вокзальной церкви, отправился на свою родину, в село Шапкино. Владыку сопровождали чины полиции с г. уездным исправником, председатель управы, земский начальник и др.» Во время Первой мировой войны Н.А. Преображенский вел большую работу по сбору пожертвований для солдат действующей армии среди своих прихожан. Особенно распространен был обычай посылать на фронт подарки к празднику св. Пасхи. Так, в 1916 г. рабочие Ковровских железнодорожных мастерских под руководством протоиерея Преображенского собрали на пасхальные подарки сумму в 1135 руб. – весьма немалую по тем временам. Подарки были отправлены в 217-й Ковровский пехотный полк, командир которого флигель-адъютант полковник Поливанов писал в Ковров: «От лица Ковровского полка приношу сердечную благодарность всем вам, железнодорожным мастеровым, за присланные подарки. Мы все очень тронуты и с глубоким уважением относимся к проявленной вами заботе о чинах полка, тем более это ценно, что вы уделяете не от своего избытка, а от заработка, полученного тяжелым трудом. Это доброе внимание каждый солдат чувствует и не забудет никогда». Отец Николай Преображенский не принял октября 1917 г., насколько возможно он отстаивал права Церкви перед новой Советской властью. В январе 1918 г., когда Церковь декретом Совнаркома была отделена от государства, о. Николай возглавил крестный ход в центре Коврова в поддержку гонимого православия. В марте 1919 г. патриарх Тихон наградил о. Николая наперсным крестом с украшениями за ревностную пастырскую деятельность. Большевики также “оценили” заслуги Н.А. Преображенского, припомнили протоиерею его крайне консервативные убеждения. В их глазах он был вдвойне «контра» - во-первых, поп, а во-вторых, крайне реакционный «служитель культа». Про Преображенского говорили, что он-де шпионил за революционерами при «проклятом царизме». Отец Николай не умел, а скорее всего и не хотел приспосабливаться к новой ситуации. Возможно, именно поэтому Феодоровская церковь, где он был настоятелем, стала первой мишенью для властей, которым нетерпелось закрыть все храмы в Коврове. 15 февраля 1923 г. Николай Александрович Преображенский был арестован органами НКВД и обвинен в том, что под видом чтений и бесед на религиозные темы проводил среди рабочих антисоветскую агитацию. См. Протоиерей Николай Александрович Преображенский.
Диакон Василий Евграфович Ставровский
За всю историю Феодоровская церковь имела двух настоятелей, а диаконом при них всё это время, около 50 лет, служил Ставровский Василий Евграфович…
Кроме священника и диакона в причте Феодоровской церкви находился и псаломщик. Первым эту должность с 18 мая по 23 декабря 1875 г. занимал Каллистрат Быстрицкий, а затем до 1897 г. В.Е. Ставровский, а с 1897 по 1924 гг. Федор Ефимович Соловьев. Один из сыновей Ф.Е. Соловьева Александр служил табельщиком в железнодорожных мастерских, а другой – Иван учительствовал в Феодоровской церковно-приходской школе.
После ареста о. Николая Преображенского должность священника Феодоровехой церкви исполнял диакон села Плесец Ковровского уезда Михаил Матвеевич Лавров. К тому времени приходская община храма составляла 1307 человек, к церкви были приписаны одна входная часовня на кладбище и три каменных столбика-часовни. Феодоровский храм обладал большим собранием книг (180 наименований). Но, несмотря на это, дальнейшая судьба одной из крупнейших ковровских церквей была уже решена. «Закрыли церковь. (Ковров). 11 мая 1923 г. в клубе железнодорожников Н. Малицким была прочтена лекция «Правда о мощах», которая собрала 800 человек слушателей — рабочих и работниц. Лектор очень подробно обрисовал историю возникновения мощей и их «фальшь», что присутствующим дало богатый материал для заключения о «нетленности святых телес». Выступавший оппонентом свящ. Лавров ничего не мог сказать существенного. То и дело на его минутное выступление слышался смех со стороны аудитории. В заключение присутствующие решили. — Железнодорожную церковь закрыть... Вот выдержки из резолюции... — Мы, собравшиеся на лекцию рабочие и работницы, в числе 800 человек, убедились во лживом учении служителей религиозного культа… И они отрицают поклонение мощам, этим костяшкам и указывают им место, которое носит название: — «Помойная яма!» Так чем-же всю «эту прелесть» они хотят заменить?!.. — Наукой!.. — А посему: — «Мы решаем церковь закрыть, обратить ее для просветительных целей. Ценности-же церкви передать государству. Еще одним храмом темноты стало меньше, еще тысяча просветленных людей. Да здравствует свет! Кр-ец Александр» («Призыв», 17 мая 1923). Сначала были изъяты дома причта и переданы службе путей сообщения 9-го участка, а затем 28 августа 1924 г. президиум Ковровского уездного исполнительного комитета Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов принял решение о закрытии Феодоровской церкви и о передаче ее здания под клуб для рабочих железнодорожных мастерских. В начале сентября того же года церковь в честь Феодоровской иконы Божией Матери была закрыта. «Общее собрание рабочих Ковровских железнодорожных мастерских постановило: закрыть церковь, находящуюся близ мастерских, а здание передать под школу. 3 сентября ребята дружно взялись за работу по снятию колоколов и т. п.» («Красный Луч», 12 сент. 1924). 3 сентября 1924 г. храм начали перестраивать под клуб железнодорожных мастерских. Иконостас был разломан при помощи учеников местного ФЗУ, колокола сбросили на землю и отправили на переплавку. Только самый большой колокол, где серебра было едва ли не больше чем меди, не подошел для плавки и его заброшенные обломки еще долгое время напоминали о варварском разорении храма. Тогда же были разобраны колокольня и барабан церковного купола. По решению рабочих клуб получил имя скончавшегося в январе того года вождя мирового пролетариата В.И. Ленина. Открытие нового клуба было приурочено к празднику 7 ноября 1924 г. На это торжество приехал из Москвы тогдашний нарком путей сообщения Ян Эрнестович Рудзутак, чье имя получил ковровский железнодорожный техникум, устроенный на базе бывшего технического училища. На открытии клуба произнес речь и Широков Николай Николаевич, старый большевик, занимавший позже некоторое время пост директора экскаваторного завода и получивший на склоне лет орден Ленина и звание почетного гражданина Коврова. «И теперь вместо крестов воткнуты красные флаги, а на входной двери вывеска: «Железно-дорожный рабочий клуб имени т. Ленина» Внутри клуб покрыт темно-синей краской, так что от «святых» ликов не осталось и следа. Все здание разбито на 7 комнат, разукрашенных лозунгами, портретами вождей революции. В этих комнатах уголки: ОДВФ, МОПР, Доброхим и ликвидации неграмотности. Здесь устраиваются выставки литературы. За четыре месяца в клуб вступило вновь 450 человек и сейчас он насчитывает 950 членов. За март в клубе было разных собраний 18, спектаклей 2, кино-лекций 2, политсуд и клубный вечер. Кроме того, работают: кооперативный, драматический, газетный, шитья и кройки, физкультуры, музыкальный, радио-любительский, материнства и младенчества, шахматный и ликвиднеграмотности – кружки. В них втянуты все члены клуба, а в некоторые и домашние хозяйки. Занятия ведутся регулярно. Как рабочие относятся к своему клубу, можно судить по посещениям ими лекций. Например, лекция о металле. Кино иллюстрирует эту лекцию. Зало клуба полно и шумно. Тут все три поколения: юноши, отцы и деды. Находясь среди металла, делая из него вагонные паровозные части, они полюбили свою работу. По полотну экрана забегали мурашки, погас свет и лекция началась. Перед зрителями прошла выделка болтов, гаек и гвоздей. Мои соседи – рабочие в кепках, оба пожилые, вслух делали различные замечания: - Вот бы нам такую машину… А то делаешь, делаешь болт или гайкуручным способом, взопреешь даже весь. - Это, пожалуй, верно. Сразу бы поднялась производительность и без лозунгов производственных комиссий все обошлось бы. - А я с вами не согласен, как поставили бы машину, так многих сокращать пришлось бы,- вмешался в разговор третий рабочий. - Ну, не… тогда бы произошло расширение мастерских… Кино-лекция кончилась. На сцену вышел один товарищ и сказал: - В клубе завтра будут красные крестины сына одного рабочего из мастерской. Желающие могут притти. Гром рукоплесканий покрыл его слова» («Призыв», 18 апреля 1925 ). «На ст. Ковров, нужно было переделать церковь под помещение клуба, а прежнее помещение клуба — под читальню. Работа была ударной, и закончить ее нужно было в течение 2 месяцев, ко дню годовщины Октябрьской революции. Работу поручили технику Михаилу Андрееву, а в помощь ему откомандировали смотрителя зданий Кандратьева и техника Гусева. Андреев нанял артели: плотников, каменьщиков, малярных работ и т. д. и при приеме объявил старостам артелей Репину, Посадову. Туркину и другим: — 10 процентов вы должны платить мне с вашего дохода за работу по счетоводству. Таков у нас обычай, и все артели так делают. Артельные старосты, посоветовавшись с пленами артели и, придя к заключению, что лучше внести 10 проц., чем терять заработок, согласились. И стали Репин, Туркин и др. на следующий день после получки носить Андрееву кто 20, кто 30, а кто и 100 р. Андреев делился получкой со своими ближайшими сотрудниками — Гусевым, помогавшим ему в счетоводстве, и Кондратьевым, смотрителем зданий, снабжавшим его материалами. Но работа была ударная, работать приходилось по 10-12 часов в сутки, да и ставки на работу были низкие. Сверхурочных не разрешали уплачивать, и на увеличение ставок зарплаты управление не соглашалось. Поэтому и «заработок» Андреева был не очень велик. И вот Андреев, чтобы выйти из этого положения, стал приписывать «мертвые души», т. е. рабочих фактически не работавших. Таким образом, он и артелям давал наживаться, да и сам, получая с них 10 проц. заработка, соблюдал свою выгоду. Но артельные рабочие заявили, наконец, в профсоюз о проделках Андреева, и дело перешло к судебному следователю. — Я признаю себя виновным только в приписке «мертвых душ», а не во взяточничестве. Приписку заставила меня сделать ударность работы и отказ управления железной дороги в уплате сверхурочных. Но я делал это совсем бескорыстно, отдавая все, что получал старостам артелей. Остальные подсудимые — техник Гусев, смотритель зданий Кондратьев Иван, старосты артелей Репин, Туркин, Посадов, Кабанов, и Кондратьев Артемий, сразу признали себя виновными и во всем сознались. После допроса подсудимых, картина взяточничества и подлогов настолько выяснилась перед губсудом, что он даже счел излишним допрос свидетелей и вынес следующий приговор: Андреева Михаила, Гусева и Кондратьева Андрея к 2 годам лишения свободы, Репина, Кондратьева Ивана, Посадова и Баканова — по 1 году условно. Дело Туркина, не явившегося в суд, выделено для дальнейшего рассмотрения» («Призыв», 30 июня 1926).
Однако, клуб просуществовал в здании бывшей церви очень недолго. Как говорили бывавшие в этом клубе современники, акустика этого помещения оказалась крайне неподходящей, «Звук в горло лез»,- так выражались они. К тому же на прежний храм положили глаз военные Ковровского гарнизона. В мае 1929 г. они добились передачи бывшей церкви под учебный пункт 14-й пехотной дивизии, стоявшей в Коврове. Вплоть до Великой Отечественной войны в бывшем церковном здании размещался городской допризывный пункт. В войну оттуда уходили на вокзал для отправки на фронт вновь сформированные воинские части. Тогда же была разобрана на дрова деревянная церковная ограда. В послевоенное время в бывшей церкви поместилась база промторга.
В нач. 1990-х гг. руководство Ковровского экскаваторного завода предприняло некоторые шаги к восстановлению Феодоровской церкви. Был составлен эскизный проект восстановления храма и начато выполнение рабочего проекта. Храм Феодоровской иконы Божией Матери вновь открыл свои двери для молящихся в 1999 г. С первых дней силами прихожан ведётся нелёгкая работа по восстановлению былого великолепия храма. С 2000 г. регулярно служатся литургии, исполняются различные требы, функционирует детская воскресная школа. Настоятелем вновь открывшегося храма стал рукоположенный 21 июля 1998 г. в сан священника Борис Витальевич Липатов. В настоящее время, как и в былые времена, храм наполняется молящимися, восстанавливаются его стены и в душах людей возрождается истинная вера, которая вдохновляла и поднимала наших предков на создание великолепных храмов, украшающих лицо нашей Православной земли.