Одним из самых замечательных ковровских священников был настоятель церкви в честь Феодоровской иконы Божией Матери при железнодорожных мастерских протоиерей Николай Александрович Преображенский. Биография о. Николая заслуживает особого внимания, его по праву можно считать ковровским священном учеником XX столетия.
Н. А. Преображенский родом происходил из старинной духовной семьи. Его прадед и дед служили дьячками в древнем судогодском погосте Спас-Беседа, а отец священствовал в не менее известном историческом погосте Архангел на реке Унжа Меленковского уезда. Свою фамилию Преображенские получили по Преображенскому храму в Спас-Беседе, где служили предки о. Николая. Первыми фамилию Преображенские получили дети дьячка погоста Спас-Беседа Елисея Степанова и его жены Марии Петровны во время обучения в духовных училищах. Известно, что их старший сын Андрей после окончания Муромского духовного училища и кончины отца в 1840-х гг. стал дьячком в Спас-Беседе. Двое других сыновей Иван и Александр Преображенские, окончив Владимирскую духовную семинарию, служили священниками. О. Иоанн священствовал в селах Фомино Покровского уезда (1855-1860), Никульское Владимирского уезда (1860-1869), Яковлево Покровского уезда (с 1869). Скончался И. Е. Преображенский 8 января 1893 г. в возрасте 66 лет. Большую известность во Владимирской епархии получил его сын Алексей Иванович Преображенский, который после окончания Владимирской духовной семинарии и Киевской духовной академии служил преподавателем, а затем делопроизводителем совета Владимирского епархиального женского училища. Алексей Иванович являлся автором многочисленных статей в центральных и местных периодических изданиях, а также книги «История Владимирского епархиального женского училища в первый период его существования (1865-79 годы)», изданной в 1902 г. во Владимире. Александр Елисеевич Преображенский — отец ковровского протоиерея Н. А. Преображенского — после окончания по первому разряду семинарии в 1856 г. несколько лет прослужил наставником сельских училищ: сначала Шараповского (с октября 1856 по февраль 1857 гг.), а затем Филипповского (с февраля 1857 по декабрь 1860 гг.). В июле 1859 г. А. Е. Преображенский за ревностное прохождение должности наставника сельских училищ получил благословение тогдашнего владимирского епископа Иустина (Михайлова). В начале 1861 г. Александр Преображенский вступил в брак с дочерью священника Архангельского погоста на Унже Александрой Алексеевной Добротворской и был рукоположен во священника (помощника настоятеля) местной церкви. Служение о Александра в Архангельском погосте Меленковского уезда продолжалось более 40 лет, до выхода его за штат 19 октября 1902 г., сначала как помощника настоятеля, а с 1883 г. и как настоятеля двух храмов — в честь собора Архангела Михаила и в честь Воздвижения Местного и Животворящего Креста Господня. За время своего служения А. Е. Преображенский за усердное проповедование Слова Божия и деятельное участие в украшении храмов неоднократно получал благодарности от архиерея и епархиального начальства, удостаивался благословения Св. Синода, имел многочисленные награды. Свои пастырские обязанности батюшка Александр совмещал и с преподавательской деятельностью, с 1868 по 1878 гг. он состоял помощником учителя Архангельского народного училища, а в 1871 г. был избран уполномоченным для совещаний на съездах духовенства Муромского духовного училищного округа. С 1875 г. А. Е. Преображенский являлся ведомственным депутатом на епархиальных съездах. У Александра Елисеевича и Александры Алексеевны Преображенских известны три дочери — Мария, Екатерина и Александра, и четверо сыновей — Евлампий, Николай, Алексей и Иван. Старший из сыновей Евлампий родился в 1863 г., начальное образование получил в Муромском духовном училище, по всей видимости, обучался во Владимирской семинарии, но закончить ее ему не пришлось. Дальнейшая служба диакона Евлампия Александровича Преображенского с 1885 г. проходила в храмах Меленковского и Муромского уездов, а в 1908 г. он был определен во священника к церкви села Данильцево-Языково Ковровского уезда. Будучи настоятелем ковровского сельского храма, о. Евлампий получил первые свои награды — набедренник в 1915 г. и скуфью в марте 1919 г. Последний раз о. Евлампий упоминается в 1920 г., когда по требованию ЧК все духовенство обязано было заполнить биографические анкеты в уездной милиции. К этому времени у Е. А. Преображенского упоминаются жена и четверо детей, из них один из сыновей служил в Красной Армии, второй сын работал на ковровском почтамте, третий сын жил при родителях, так как был еще малолетним Единственная дочь о Евлампия служила учительницей. Никакого имущества у четы Преображенских не было, месячный доход от выполнения треб священником Преображенским составлял от 150 до 200 руб., так как определенного размера платы за требы не было, и настоятель пользовался только тем, кто сколько давал. Интересно отметить, что в графе анкеты об отношении к советской власти о. Евлампий записал: «советской власти обязан подчиниться и подчиняюсь». О дальнейшей судьбе Е. А. Преображенского пока ничего не известно. Священником стал и один из сыновей о. Евлампия — Александр. Он родился 2 сентября 1887 г. (по другим данным 28 сентября 1884 г.) в селе Кудрино Меленковского уезда. В 1909 г. Александр Преображенский закончил Владимирскую духовную семинарию, после чего служил учителем в земской школе сельца Бараново (в приходе села Данильцево-Языково) Ковровского уезда и Львовской церковно-приходской школы Елизаветградского уезда одноименной губернии. Позже, а именно 1 января 1918 г., А. Е. Преображенский был рукоположен во священника и служил на различных приходах Владимирской епархии. Начало Советской власти он встретил священником села Рясницыно Александровского уезда, а 4 января 1918 г. был определен в настоятели Похвалынского храма с. Марьино Ковровского уезда, соседнего с селом Данильцево-Языково, где служил его отец. Как и всем представителям духовенства, о. Александру пришлось в 1920 г. для чекистов заполнять анкету. Наряду с биографическими данными, в указанной анкете настоятель марьинской церкви высказал свое отношение к принятому советским правительством декрету об отделении церкви от государства и школы от церкви: «декрет приветствовать не приходится, обождать, как он будет проведен в жизнь». Свое отношение к новой власти о. Александр Преображенский определил как «сочувственное». К 1920 г. семья А. Е. Преображенского состояла из супруги и двухлетнего сына, и доход семьи от выполнения треб священником составлял 300-400 руб. в месяц. Позднее протоиерей о. Александр Преображенский священствовал в Москве. 5 февраля 1938 г. он был выслан из Москвы в Красноярский край сроком на 5 лет. После отбытия срока наказания Александр Евлампиевич Преображенский священствовал в Ужуре, Абакане и Красноярске. С 1962 по 1965 гг. о. Александр был настоятелем Никольской церкви в Минусинске и там же скончался. Сохранилось упоминание и еще об одном сыне о. Евлампия Преображенского Сергее, который, по-видимому, в начале 1920 г. служил в Красной Армии В том же гаду он стал руководить школьной коммуной в Коврове. Два младших брата Евлампия Александровича Преображенского Алексей и Иван также служили священниками во Владимирской епархии. А. А. Преображенский в 1896 г. закончил Владимирскую духовную семинарию по первому разряду. В начале 1897 г. он сочетался браком с дочерью священника села Кохма Шуйского уезда Ивана Ильича Марсова Софией и тогда же 27 января был рукоположен во священника к Христорождественской церкви этого большого промышленного села. С этого времени Алексей Александрович также состоял законоучителем земского женского училища и земского начального училища при фабриках товарищества «А. Щербаков с сыновьями», и, кроме этого, являлся членом противораскольнического отделения Александро-Невского братства. Служба о. Алексия Преображенского в Кохме продолжалась около 30 лет. За свою пастырскую, проповедническую и законоучительскую деятельность А. А. Преображенский неоднократно получал благодарности епархиального начальства, был удостоен многочисленных наград, в том числе в 1917 г. камилавки. Судьба о. Алексия Преображенского, как и многих священнослужителей РПЦ в советское время, сложилась трагически. За верность православию он был арестован новой властью и скончался в заключении. Младший из братьев Иван Александрович Преображенский (1877 - 1938) в 1898 г. закончил Владимирскую духовную семинарию одним из лучших в выпуске. Через два года он был рукоположен во священника к Введенской церкви г. Вязников, где и прослужил 37 лет.
Последний из братьев Преображенских Николай Александрович родился 21 апреля 1868 г. Начальное образование он получил в Муромском духовном училище, а в 1888 г. закончил Владимирскую духовную семинарию одним из лучших учеников — третьим в списке. Аттестат Николая Преображенского свидетельствует, что в семинарии им было пройдено 27 предметов, из них оценка «4» стояла по истории русской литературы, геометрии, физики, психологии, краткой истории философии, по остальным предметам семинарист имел оценку «5». По итогам получения среднего духовного образования Н. А. Преображенский имел право по направлению от семинарии поступить и продолжить образование в одной из духовных академий, что он и намеривался сделать. Однако, по каким-то причинам, академическое образование Николаю Александровичу пришлось отложить на несколько лет и лишь в 1892 г. он поступает волонтером в Московскую духовную академию. Сокурсниками Н. А Преображенского в академии были еще три выпускника Владимирской семинарии: Николай Павлович Веселовский, впоследствии учитель Николаевского училища в Самарской губернии; Николай Иванович Семеновский, служивший затем учителем в Тульском духовном училище, и Михаил Павлович Добротворский, двоюродный брат Николая Преображенского, гражданский чиновник, в начале XX столетия бывший помощником податного инспектора в г. Коврове. В 1896 г. Н. А. Преображенский закончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия и вернулся в родную епархию. 21 апреля 1897 г, в день, когда Николаю Александровичу исполнилось 29 лет, он получил назначение надзирателем во Владимирскую духовную семинарию. Однако, служба его здесь продолжалась недолго, и уже 12 августа того же года по прошению он был уволен в гражданское ведомство и поступил бухгалтером во Владимирскую казенную палату. Здесь, во Владимире Н. А. Преображенский вступил в брак с дочерью надворного советника Лидией Александровной Смирновой. Венчание состоялось в Ильинской церкви 3 сентября 1897 г. Поручителями при совершении таинства состояли: со стороны жениха — диакон села Новоселки Муромского уезда Евлампий Александрович Преображенский и священник села Алферьево Шуйского уезда Николай Иванович Орлов; со стороны невесты — диакон Александро-Невской церкви г. Владимира Николай Миролюбов и помощник инспектора Владимирской духовной семинарии кандидат Киевской духовной академии Николай Николаевич Ушаков. Супруга Преображенского Лидия Александровна родилась 6 марта 1877 г. в семье студента 2-го курса медицинского факультета Императорского Московского университета Александра Васильевича Смирнова и его жены Евдокии Николаевны, дочери дьячка Ильинской церкви г. Владимира Николая Алексеевича Миролюбова. Впоследствии ее отец А. В. Смирнов стал судогодским, а затем владимирским земским врачом, одним из создателей Владимирской ученой архивной комиссии, знаменитым краеведом и библиографом. Окончив Владимирскую губернскую женскую гимназию, Лидия Смирнова накануне брака служила учительницей в Уршельском народном училище Судогодского уезда. В ГАВО в личном фонде А. В. Смирнова сохранилась обширная переписка Лидии Александровны с отцом за разные годы, начиная с гимназических и заканчивая 1918 г. В данной статье ниже будут неоднократно приводится выдержки из этих писем, которые являются важным историческим источником. 30 сентября 1898 г. в Коврове скончался настоятель Феодоровской церкви при железнодорожных мастерских Иоанн Алексеевич Соколов. На его место вскоре был определен новый священник — служащий Владимирской казенной палаты Николай Александрович Преображенский. О. Николай с супругой Лидией Александровной приехал в Ковров 26 ноября, а уже 1 декабря Л. А. Преображенская отправила отцу во Владимир письмо, в котором рассказывала о первых днях в Коврове: «Дорогие папа, мама и Веня (родной брат Лидии Александровны)! Добралась я до Коврова благополучно и была встречена попом, диаконом (Ставровский Василий Евграфович) и сторожем. Привели они меня в диаконскую квартиру, здесь сторож сменился диаконшей (как здесь зовут!), принялись мы за чай, а потом за ужин. Постель нам устроили в нашей уже квартире на полу. Всю ночь почти не слала и все желала, чтобы скорее приходило утро. Заслышав наше хождение по комнатам, диакон явился звать нас пить чай, на что мы согласились. Потом Коля (Николай Александрович Преображенский) ходил к Дмитриеву (церковный староста Феодоровской церкви) за обещанными рабочими и началась переноска вещей. Так как это было 27 числа, то муж мой с диаконом пошли в 10 часов в кузницы служить молебен Знамения Божией Матери за трешницу. Все вещи пришлось мне одной принять, а в вагон был поставлен десятский. Как только была окончена переноска (ничего не перевозили), я пошла на вокзал встречать Елену; по возвращении с вокзала были мы позваны на обед к диакону. А конец дня проводили в уборке комнаты. Комнаты здесь большие, очень удобные; только, конечно, зала не владимирская, зато отдельный уютный кабинет. В этот же день заявился к нам вечером дядя Коли, Катин муж, из солдат. В субботу же вечером приехал другой дядя, Николай Иванович (возможно, священник села Алферьево Шуйского уезда Николай Иванович Орлов). Благодаря взносу пятирублевому в потребительскую лавку, мы могли нужное забрать там. Да еще в квартире нашей ждала нас кухарка, которая жила у о. Ивана (прежний настоятель Феодоровской церкви Иоанн Алексеевич Соколов) последние три дня его жизни; она надеялась, не возьму ли я ее, в случае, если не привезу своей. Она на первых порах услуживала нам, пособляла мыть полы и сегодня стирать белье. Первый наш гость уехал в воскресенье утром, а второй живет и теперь и пробудет до вечера четверга. Он учит Колю, и даже исправлял за него две требы. Пришлось нашему батьке и крестить, и причащать, и отпевать младенца. Ожидаемая молитва у начальника дистанции была, получил 3 рубля, а крестины будут через месяц. Теперь мы поустроилисъ и хотим начать уже правильно жить, я, например, сегодня заплаты пришивала к кофте. Визитов мы не делали в воскресенье, так как после обедни была присяга новому старосте, а потом акт в Техническом училище (Ковровское техническое железнодорожное училище). В Николин день здесь некогда, говорят, вздохнуть; служат много молебнов с акафистами и освобождаются часам к 4-м вечера. Надо собраться в будни. Мне хотелось бы, чтобы вы приехали ко мне, можно ли мне Вас ждать? Я думаю приехать числа 9-го. Приезжайте, а если не соберетесь, то напишите как поживаете. Ведь папа с Веней хотели приехать, так что у меня есть надежда. В Техническое училище Коля ходил заниматься, а в церковно-приходскую школу еще нет; не прислали из Владимира. Почему — не знаем. Не справиться ли, папа? Целуем и еще раз просим приехать». Новый настоятель ковровского храма скоро показал себя как человек очень деятельный, твердый и властный. Свое влияние о. Николай распространил на весь город. С самого начала служения в Коврове он занял посты законоучителя Ковровского технического железнодорожного училища и Феодоровской двухклассной мужской школы. Позже Н.А. Преображенский стал заведовать как Феодоровской мужской, так и одноименной женской школами. В 1899 г. о. Николай возглавил Ковровское отделение Владимирского епархиального училищного совета, став его председателем. В ведении Н. А. Преображенского оказались все церковно-приходские школы Ковровского уезда. После открытия в Коврове женской гимназии и реального училища о. Николай, помимо прочих своих постов, стал законоучителем и в этих учебных заведениях. До октября 1917 г. он состоял членом ковровской педагогической комиссии. Кроме преподавательской деятельности, Николай Александрович ревностно занимался делами своего храма, вникал в повседневный быт и нужды своих прихожан-мастеровых. По церковным праздникам он неукоснительно обходил все дома своего прихода, а их было более 150, и поощрял работников мастерских к трезвому образу жизни, добросовестной работе и развитию внутреннего духовного мира. К пьяницам, лодырям и смутьянам о. Николай относился очень жестко, принародно их обличал и захаживал к ним не только по праздникам, но и в будни. Стараниями о. Николая Преображенского в Феодоровском храме впервые в Коврове было устроено калориферное отопление. Котельная, отапливаемая дровами и углем, находилась в подвале церкви, поэтому пол в храме был всегда теплым. Освещение в железнодорожной церкви сделали электрическое, в паникадилах горели лампочки, сделанные в виде свечей. Тогда все это было в новинку. По специальному заказу мастеровых был отлит большой церковный колокол, на который для лучшего звону, кроме меди, пошло большое количество серебра. Этот колокол обладал самым чистым и долгим звучанием из всех ковровских колоколов. Его звучный и сильный голос узнавали из любого конца города, и колокол этот был предметом гордости рабочих мастерских. По инициативе Н. А. Преображенского в 1900 г. было начато переустройство Феодоровской церкви. Предусматривалось возведение с западной стороны обширной пристройки-трапезной, а также притвора и новой четырехъярусной колокольни, увенчанной высоким барабаном с вытянутым наподобие шпиля завершением купола. Внутренний объем храма должен был увеличиться более, чем в два раза. Старую колокольню предполагалось разобрать, а ее материал использовать для фундамента новых построек. Работы продолжались с 1900 по 1904 гг. и были выполнены в полном объеме. Строители отошли от проекта только в верхних ярусах колокольни, сделав ее менее вычурной и более традиционной. Преобразившаяся Феодоровская церковь стала вторым по величине храмом Коврова, лишь немного уступая размерами Спасо-Преображенскому собору. События 1905 г., когда железнодорожные мастерские стали центром возмущения против тогдашних властей, не оставили в стороне и Феодоровскую церковь. Расположенная посреди рабочего поселка, имевшая прихожанами почти исключительно пролетариат, Феодоровская церковь стала своеобразным бастионом в борьбе с приверженцами «великих потрясений». Лишь меньшая часть рабочих была подвержена влиянию левых агитаторов, однако о. Николай Преображенский и в этом видел грядущую угрозу империи и православию. Настоятель Феодоровского храма в своем стремлении противостоять левым встал на крайне правые позиции, именовавшиеся его противниками не иначе как реакционными Н. А. Преображенский стал в Коврове одним из лидеров организованного здесь отделения «Союза русского народа», который также возглавили земские начальники Н. В. Култашев и Н. М. Маньков, купцы А. А. Апарин и Г. М. Сазонов, ковровский городской голова В.Д. Мытарев и его заместитель И. Н. Шкинев. Наиболее образованный, талантливый проповедник и оратор о Николай являлся, по сути, главным идейным вдохновителем ковровских «союзников». В 1906 г. им удалось выиграть в рамках Коврова выборы в I Государственную Думу в выборщики по городу прошли исключительно
представители правых, в том числе и настоятель Преображенский. Однако, уже выборы во II Думу они проиграли, уступив партии «народной свободы» по всем статьям. Неизвестно, как относилось к политическим увлечениям Н.А. Преображенского епархиальное начальство, но его пастырскую деятельность оно ценило весьма высоко. Еще 19 января 1904 г. он был награжден скуфьей. 6 мая 1911 г. — наперсным крестом, 3 февраля 1912 г. — орденом св. Анны III ст., а в 1915 г. пожалован в сан протоиерея. О. Николай активно работал и в рамках епархии. Он был членом Владимирского отдела Императорского Православного Палестинского общества, избирался депутатом от Коврова на съезды духовенства. 9 декабря 1904 г. именно он от лица Коврова поднес поздравительный адрес архиепископу Владимирскому и Суздальскому Сергию (Спасскому) по поводу 50-летия служебной деятельности последнего. Н. А. Преображенский с 14 мая 1899 г. состоял действительным членом Владимирской ученой архивной комиссии, инициатором создания которой являлся его тесть А. В. Смирнов, и передал в ее музей свое собрание старинных монет. Стоит отметить, что супруга о. Николая также оказывала посильную помощь своему отцу в его краеведческой деятельности. Так, во многом благодаря Лидии Александровне Преображенской до нас дошел единственный портрет знаменитого ковровского протоиерея настоятеля Христорождественского собора Силы Алексеевича Архангельского.
В начале сентября 1913 г. настоятель Феодоровской церкви принимал в своем храме митрополита Московского и Коломенского Макария (Невского), посетившего Ковров по пути на свою родину — село Шапкино Ковровского уезда… Во время Первой мировой войны Н. А. Преображенский вел большую заботу по сбору пожертвований для солдат действующей армии среди своих прихожан. Особенно распространен был обычай посыпать на фронт подарки к празднику св. Пасхи. Так, в 1916 г. рабочие железнодорожных мастерских под руководством протоиерея Преображенского собрали на пасхальные подарки сумму в 1135 рублей — весьма немалую по тем временам. Подарки были отправлены в 217-й Ковровский пехотный полк. В том же 1916 г. во Владимире состоялось важное для нашей епархии событие: ректор Владимирской духовной семинарии архимандрит Павел (в миру Павел Петрович Борисовский, однокурсник ковровского протоиерея Преображенского по семинарии) был назначен викарным епископом Суздальским. Накануне хиротонии о. Николай Преображенский получил пригласительное письмо от архиерея на это торжество. В письме родителям от 19 апреля Л. А. Преображенская писала: «Дорогие папа и мама! Коля получил от архиепископа приглашение на хиротонию Павла и на заседание 24-го апреля, а я получила приглашение от супруга сопутствовать ему, на что и изъявила согласие, а потому дорогие наши родители мы намерены в четверг с четвертым классом отправиться во Владимир — приютите нас. В Вязниках Коля не был на праздниках по случаю неопределенного проезда владыки, а я ездила на два денька с Женей. До свидания. Целуем Ваши Преображенские». 23 апреля 1916 г. архиепископ Владимирский и Шуйский Алексий (Дородницын) в сослужении других архиереев совершил хиротонию архимандрита Павла. Накануне во Владимир прибыла великая княгиня Елизавета Федоровна, которая приняла участие в торжестве. 24 апреля 1916 г. в актовом зале Владимирской духовной семинарии прошло собрание архипастырей, участвовавших в хиротонии, пастырей и мирян под председательством архиепископа Алексия. Собрание открыл председатель владыка Алексий, который 8 своей пространной речи раскрыл тесную и глубокую связь русского духа с Православной Церковью. На собрании высказывались и светские лица. После собрания на имя первоприсутствующего в Святейшем Синоде митрополита Киевского Владимира была послана телеграмма: «Петроград Высокопреосвященному Владимиру Митрополиту Киевскому. Собравшиеся во Владимире архипастыри, духовенство и миряне по долгом, внимательном и всестороннем обсуждении вопросов, соединенных с реформою православного прихода, пришли к единогласному заключению, что оживление приходской жизни должно состоять единственно в улучшении совершения богослужения, церковного пения, неустанной живой проповеди духовенства, развитии церковно-приходской благотворительности и просветительных учреждений. Предоставление мирянам права избирать себе членов клира, распоряжаться церковными суммами, церковным имуществом собрание признало пагубным для благоустроения Церкви. Весьма полезным и необходимым для благоустройства Церкви собрание признало полное изъятие чисто церковного законодательства из ведения не конфессиональной Государственной Думы. Архиепископ Владимирский Алексий. Димитрий, епископ Рязанский Александр, епископ Вологодский. Евгений, епископ Костромской. Евгений, епископ Юрьевский. Митрофан, епископ Муромский. Павел, епископ Суздальский...»
События февраля 1917 г. вызвали изменения и в епархиальной жизни 8 марта 1917 г. во Владимире в архиерейском Доме состоялось собрание отцов протоиереев Владимиро-Суздальской епархии, в котором принял участие и о. Николай Преображенский. Собрание высказало свое отношение к новой власти и единогласно постановило, «призвать население во всем подчиниться новой временной власти, всеми силами содействую осуществления ее намерений». В начале апреля того же года состоялось объединенное собрание духовенства, корпораций духовно-учебных заведений и церковных старост г. Владимира. Собрание приняло несколько постановлений, в том числе о созыве епархиального съезда. Съезд должен был состоять из представителей клира и мирян. Предусматривалось выбирать двух делегатов - священника, диакона или псаломщика и мирянина от каждого благочиннического округа, по два делегата от монашествующих каждого благочиннического округа (по одному от мужских и женских монастырей), по два делегата от духовной консистории и духовно-учебных заведений, по одному делегату от учителей церковно-приходских школ каждого уезда и два делегата от группы набл издателей церковных школ. Владимирский Епархиальный Съезд открылся 3 мая 1917 г. в здании Владимирского епархиального женского училища. На нем присутствовало 350 делегатов, в том числе и Н. А. Преображенский. В тот же день съезд постановил: «Удалить архиепископа Алексия из Владимирской епархии... как члена «Союза русского народа» и связанного с Распутиным, за деспотическое управление и дерзкое обращение с духовенством...» Неспокойная политическая обстановка сохранялась и в Коврове. В первый же день работы съезда супруга протоиерея Преображенского Лидия Александровна прислала из Коврова родителям письмо с просьбой передать его о. Николаю: «Сегодня у нас расклеили объявление, что 4-го мая в 7 часов вечера в столовой при мастерских — митинг. Первый вопрос: отношение к политическому выступлению Ковровского духовенства 30-го мая в Спасо- Преображенском соборе. Объявление сделали от Советов рабочих и солдатских депутатов. Считаю необходимым довести об этом до сведения Коли. Сам ли он приедет, пришлет ли о. Евгения (Евгений Михайлович Лавров — священник Ковровского Христорождественского собора в 1908-1937 гг. и в 1946-1955 гг.), чтобы осветить этот вопрос с должной точки зрения. Пожалуйста, если Коля ушел уже на съезд, то перешли ему поскорее это письмо, чтобы он, если сам не поедет, то мог бы передать о. Евгению. Сегодня я звонила, было, по телефону в Епархиальное училище, но там такой нелюбезный швейцар, что отказался вызвать Колю по телефону». В августе 1917 г. во Владимире открылся Чрезвычайный Владимирский Епархиальный Съезд духовенства и мирян, на котором предстояло выбрать нового архиерея, избрать делегатов от Владимирской епархии на Всероссийский Собор Православной Церкви, решить другие епархиальные вопросы. Среди делегатов съезда, а их было более 500 человек, находился и ковровский протоиерей Николай Преображенский. Новым владимирским владыкой по итогам голосования стал архиепископ Финляндский и Выборгский Сергий (Страгородский), будущий Патриарх, а среди 5 делегатов на Всероссийский Поместный Собор от епархии был выбран и настоятель Феодоровской церкви благочинный г. Коврова Н. А Преображенский. Н. А. Преображенский не принял октября 1917 г., насколько возможно он отстаивал права Церкви перед новой Советской властью. В январе 1918 г., когда Русская Православная Церковь декретом Совнаркома была отделена от государства, протоиерей Преображенский возглавил крестный ход в центре Коврова в поддержку гонимого православия. До нашего времени сохранилась собственноручная записка о. Николая одному из священников по поводу данного события «В виду изданного правительством декрета об отделении церкви от государства у жителей гор. Коврова явилась потребность общей молитвой облегчить тяжесть душевного смущения и подавленности. В этих целях в воскресенье 4 февраля по старому календарю (по новому — 14-го) после литургии будет совершен из старого собора крестный ход по улицам города. К концу Литургии прибудут в собор крестные ходы из всех церквей города. Начало крестного хода в ½ 11 часа (не позднее). Настоящее сообщаю Вам на тот предмет, не пожелаете ли Вы лично и Ваши православные прихожане так или иначе принять участие в крестном ходе Облачение – белое. Прот. Преображенский». В марте 1919 г. Святейший Патриарх Тихон наградил о. Николая наперсным крестом с украшениями за ревностную пастырскую деятельность. Большевики также «оценили» заслуги Н. А. Преображенского, припомнили протоиерею его крайне консервативные убеждения. В их глазах он был вдвойне «контра» — во-первых, как «служитель культа», а во-вторых, как реакционер и монархист. Про Преображенского говорили, что он-де шпионил за революционерами при «проклятом царизме». О Николай не умел, а, скорее всего, и не хотел приспосабливаться к новой власти. В официальной анкете 1920 г. Н. А. Преображенский свое отношение к советской власти и к декрету об отделении церкви от государства и школы от церкви определил одним словом: «подчиняюсь». Но, по всей видимости, о. Николай по-прежнему неукоснительно стоял на страже Православия в Коврове. Именно поэтому Феодороеская церковь, где он был настоятелем, стала первой мишенью для властей, которым не терпелось закрыть все храмы в Коврове. Уже в 1920 г. протоиерей Преображенский был осужден условно на 2 года концлагеря. Супруга его к тому времени работала на канцелярской должности в ковровском кредитном кооперативном союзе, зарплата ее была очень незначительной, и доход семьи Преображенских состоял, в основном, из платы прихожан за выполнение треб о. Николаем. К тому же, никаких капиталов и имущества Преображенские не имели. Однако лучшим поводом для закрытия Феодоровсхой церкви был бы арест и ссылка ее настоятеля. Подобным образом представители новой власти действовали по всей России. 15 февраля 1923 г. Николай Александрович Преображенский был арестован органами НКВД и обвинен в том, что под видом чтений и бесед на религиозные темы проводил среди рабочих антисоветскую агитацию. По всей видимости, чекисты учли и раннюю переписку о
Николая с уже репрессированным к тому времени епископом Ковровским Афанасием (Сахаровым). Во время одного из допросов в апреле 1926 г. владыка Афанасий упоминает, что в августе 1922 г. он получил от протоиерея г. Коврова Николая Преображенского письмо относительно Высшего Церковного Управления и Живой Церкви. Через несколько месяцев после ареста, а именно 16 мая 1923 г, комиссия НКВД по административным высылкам приговорила настоятеля Феодоровского храма к высылке в Зырянскую область сроком на 3 года.
Отбыв срок наказания, протоиерей Николай Преображенский возвратился в Ковров, и в 1927 г. вместе со своей супругой Лидией Александровной значился среди «лишенцев», то есть лишенных избирательных прав как священнослужитель. О дальнейшей судьбе Н. А. Преображенского сохранилось очень мало сведений. По всей видимости, в 1930-е гг. о Николай, как и большинство ковровского духовенства, был вновь арестован и сослан на Соловки. Основным источником о его кончине в настоящее время служат воспоминания ковровчанки Елены Викторовны Николаевой, которая в 1990-х гг. проживала в Туле. Необходимо привести выдержки из ее письма: «Мои сведения о нем (священнике Н. А. Преображенском) крайне малы, но они касаются обстоятельств его кончины. Понимаю, что это мало кого может сейчас интересовать, но пусть эта капля горькой правды о человеке поистине прекрасной души будет известна Вам. А там, Бог весть, может быть, она и еще кому-то будет нужна и дорога. Напишу, что знаю со слов моей матери Зинаиды Александровны (1911 г.р.), девичья фамилия Пушкарева, по мужу в то время Музычко. В 1938 году мы с матерью были уже выселены из нашей квартиры и жили в доме деда, Пушкарева Александра Евсеевича (аппаратчик кислородной станции экскаваторного завода). Осенью этого года около полуночи кто-то сильно стукнул в оконную раму нашего дома и тут же быстро ушел, не показавшись. На рассвете в почтовом ящике обнаружили письмо. Было видно, что оно прошло через много рук. Ни нашего адреса, ни обратного не было, так же как обращения и подписи. Текст на полутора страницах был написан крупным отчетливым почерком. Начало письма мать забыла, а конец помнит дословно. «Отец Николай жил в баньке один, никого с ним не было. Помер он зимой, никто не знал. Тело объели собаки. Сообщите родным»... Хочу уточнить, что никто из нашей семьи не состоял с Преображенскими ни в родстве, ни в близком знакомстве. Правда, моя бабушка Агриппина Андреевна и мой дед венчались в Феодоровской церкви, а впоследствии бабушка была постоянной прихожанкой этого храма вплоть до его закрытия. К отцу Николаю она относилась с очень большим уважением. По воскресеньям приводила к нему своих детей — сына Николая (1909 г.р.) и мою мать — для беседы и наставления. Мать хорошо помнит отца Николая, говорит, что все дети его очень любили. Но возникает естественный вопрос — почему письмо принесли именно в наш дом? Ведь просто прихожан в каждом храме было довольно много. Я думаю, наш адрес (вернее, адрес деда) стал известен в тех бесчеловечно жестоких местах от моего отца, Музычко Антона Антоновича (старший конструктор бюро подготовки производства цеха №5 завода №2, ныне ЗиД). Он был арестован по 58-й статье, примерно, в одно время с о. Николаем. Вероятно, что люди, попавшие в столь чудовищное положение, обменивались, устно, конечно, адресами в надежде как-то дать знать о себе своим близким. После предъявления обвинения (шпионаж в пользу Японии) мой отец с полной уверенностью должен был предположить, что нас, по меньшей мере, выселят из прежней квартиры, и мы будем жить у деда, если останемся живы. Видимо, поэтому тот «ночной почтальон» пришел к нашему дому как к надежному месту. Мать отнесла это письмо Ольге Ивановне Некрасовой, учительнице немецкого языка, так как семья Николая Александровича Преображенского к тому времени была выслана из Коврова, а Ольга Ивановна была то ли родственницей, то ли близкой знакомой Преображенских. Она очень испугалась, это неудивительно. Но кому она передала письмо, никто из наших уже не знал. После получения и прочтения этого письма у нас дома не один раз говорили о его содержании, не учитывая моего присутствия, так как мне было тогда всего четыре года. Я не знала, о ком идет речь, но в память на всю жизнь врезалась жуткая картина: «...один в баньке... тело объели собаки…» Эти слова я сама помню с тех давних лет». 26 ноября 1992 г. настоятель Феодоровской церкви г. Коврова протоиерей Николай Александрович Преображенский прокуратурой Владимирской области был реабилитирован.
В заключение хотелось бы привести выдержку из письма епископа Ковровского Афанасия (Сахарова) из сибирских лагерей, написанного в 1946 г. и где речь идет о сохранении памяти о тех, кто пострадал во время гонений на Русскую Православную Церковь. Обращаясь к своим духовным детям, святитель пишет: «Спасибо, что сообщаете о достойных памяти. Записывайте, пожалуйста, что удается вам узнать о таких незаметных, но достойных лицах. Не приходилось ли вам читать «Странички из современного патерика» архиепископа Никона? Вот такие «странички из современного мирского патерика» — очень назидательно было бы составитъ!» Далее в письме владыка Афанасий перечисляет имена нескольких конкретных людей, среди них — отец протоиерей Николай Преображенский, и продолжает: «Вообще и в наше время немало сокровенных среди мира рабов Божиих, и как полезно было бы записать хотя краткие воспоминания о них».