Спас-Беседа — село в Судогодском районе Владимирской области России, входит в состав Лавровского сельского поселения.
Село расположено в 2 км на запад от центра поселения деревни Лаврово и в 4 км на север от райцентра города Судогда. «Погост Спас-Беседы на речке находится в 5 верст от уездного города Судогды (Судогодский уезд) и в 33 от губернского». [1]
В конце XIX — начале XX века село входило в состав Даниловской волости Судогодского уезда.
«2-го августа в дер. Овцыно, Судогодской волости – оживление… Играет оркестр духовой музыки... Торжественное открытое собрание организовавшейся партийной ячейки... Присутствуют представители уездных партийных и профессиональных организаций. Несутся приветствия, пожелания, указания на ряд предстоящих задач ячейки и на необходимость помощи eй со стороны города. Далее идет доклад о задачах партии в связи с международным положением. На торжестве по случаю организации ячейки присутствует все население деревни. Женщины с ребятами становятся ближе к музыке. В первый раз она, музыка, в деревне... Много поработать придется ячейке, чтобы всколыхнуть деревню. И этого она добьется... Решение ячейки - выполнить задачи, стоящие перед партией,— о чем она заявила телеграммой губернскому и центральному комитетам партии - будет выполнено. Порука этому — актив деревни, жадно прислушивающийся к голосу партии, и твердое обещание шеф-города помочь eй в работе» («Призыв», 12 августа 1925).
С 1929 года деревня входила с состав Судогодского сельсовета Судогодского района, после 1983 года — с составе Лавровского сельсовета.
Численность населения: в 1859 г. – 40 чел.; в 1905 г. – 25 чел.; в 1926 г. – 32 чел.; в 2010 г. – 3 муж. и 5 жен., всего 8 чел.
Существует такая легенда: «Грозный царь Иоанн Васильевич, возвращаясь из Казанского похода, двигался по судоходным тогда рекам Воймиге и Судогде, и повелел поставить по берегам этих рек три деревянные храма – все в память Преображения Господня. Так и стоят, один за другим, до сих пор три Спаса и три погоста – Спас-Беседа, Спас-Чамерёво и Спас-Купалище. Предание связывает основание погоста Спас-Беседа со временем возвращения царя Ивана Васильевича из-под Казани. Предание говорит о том, что на этом месте получил Иван Грозный известие о рождении сына. В работе И.В. Большакова на основании «Сказания о зачатии царства Казанского и о победах великих князей московских», сочиненного неизвестным автором в XVI веке, пишет о том, что легенда о его беседе недалеко от слободки Судогды соответствовала действительности. Это подтверждается также историком Н.М. Карамзиным, который на основании летописных свидетельств пишет о том, что царь Иван Грозный, возвращаясь из Казанского похода, «... поехал сухим путем через Балахну во Владимир и в Судогде встретил боярина, Василия Юрьевича Малого Траханиота, который скакал к нему...
Он сказал царю: «Супруга твоя государыня царица великая княжна Анастасия Романовна здравствует, тебе же великому Государю Царю родила сына царевича, нареченна Дмитрия». И тогда приде православному царю неизглаголанная радость, яко образу цветущу, и веселием сердца радовашеся, непрестанно славя Бога. А тако, посылает вскоре к царице своей с своим царским приветным словом Никиту Романовича Юрьева, сам же Государь пойде во град Владимир». Первоначально деревянная Преображенская церковь XVI века была поставлена на левом берегу реки Воймиги (Войнинги) вблизи Муромского тракта. Но погост Спас-Беседа в годы Смуты пришел в запустение и в патриарших окладных книгах до 1635 г. значилась в числе церковных пустовых земель. Не исключено, что это могло быть связано с грабежами и близостью Муромского тракта. В 1635 г. была построена новая церковь во имя Преображения Господня, но уже на другом месте верстах в двух от первого. На прежнем же месте сохранились только следы бывшего кладбища и жилых строений. В 1715 г. в погосте построена другая церковь в честь Казанской иконы Пресв. Богородицы. В 1808 г. вместо деревянных церквей построен каменный храм с такой же колокольней.
26 июня 1866 г. освящена церковь в честь Преображения Господня.
Пруд у села Спас-Беседа
Николай Львович Щеглов родился в с. Ляхи 4 марта 1869 г. С 1893 г. диакон в с. Спас Беседы Судогодского уезда Владимирской губ. С 1900 г. приходский священник в с. Русский Саре Уфимской губ. (сейчас Щучье Озерского р-на Свердловской обл.). Служил там верой и правдой 40 лет. Пользовался большим уважением и любовью прихожан. В 1930 г. был выселен из своего дома в церковную сторожку. Дом разобрали и увезли в другое село. Вскоре закрыли и церковь. Умер в с. Русский Саре около 1940 г. В знак глубокого уважения односельчане, прощаясь с Николаем Львовичем, принесли гроб с его телом к заколоченной церкви. И сейчас его потомки следят за его могилой, регулярно приезжая в Саре. Жена: Любовь Андреевна (ур. Преображенская), родилась во Владимире 17 сентября 1868 г. Умерла в 1943 г. Дети: Елизавета, Антонина, Ольга, Надежда, Серафима, Елена, Алексей, Владимир.
Престолов в этом храме два: главный в честь Преображения Господня, в приделе теплом во имя преподобн. Сергия Радонежского. Храмовые иконы Преображения Господня и преп. Сергия Радонежского в житии украшены серебряными вызолоченными ризами. Причта в приходе по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание их получалось: процентов с причтового капитала (3100 руб.), от служб и требоисправлений и земли церковной до 1150 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле. Приход состоял из деревень: Лобанова (3 вер. от церкви), Пеньков (5 вер.), Горок (6 вер.), Овцына (3 вер. Деревня Овцына в переписных книгах 1678 г. значится за ив. Фед. Суворовым. В ней тогда было 3 двора крестьянских и 2 бобыльских, населения 14 душ муж. пола.), Соймы (6 вер.), Хохлачей (5 вер.) и Кощухина (6 вер. В писцовых книгах 1637-1643 гг. д. Кощухина значится за Фед. Фед. Сверчковым.). Во всех этих деревнях по клировым ведомостям 1897 г. числилось 906 душ муж. пола и 971 женского. [1]
Входные ворота
Колокольня
Храм Преображения Господня
Храм в Спас-Беседе после революции не закрывался. В нем нашли прибежище ряд икон из закрываемых или разрушенных в округе храмов. Так храмовая икона мч. Мины с житием была передана православными в храм Преображения Господня при ликвидации городского собора и сохранилась до наших дней. Образ св. царицы Александры из храма усадьбы Храповицкого прошел такой же путь своего спасения и ныне украшает открывшийся храм мц. Александры. В деревне Лухтоново была каменная часовня с почитаемым образом Спаса Нерукотворного. В советское время часовню разобрали в связи со строительством дороги. Образ Спасителя сохранился в храме погоста Спас-Беседы.
Образ Спаса Нерукотворного
В погосте Спас-Беседах с 1892 г. существовала церковно-приходская школа; учащихся в 1896 г. было 22. [1]
В д. Сойме имелась земская народная школа; учащихся в 1896 г. было 37. [1]
Храм в Чамерёве был закрыт в 1937 году. Ключи от храма в Чамерёве одно время были у монаха Андрея, который, живя в церковной сторожке, следил за храмом. Советская власть отобрала ключи, сторожку разобрали на кирпич, а в храме устроили зернохранилище. После этого монах Андрей жил при храме в Спас-Беседе, помогая священнику при богослужении. После своей кончины он был погребен у стен храма на Спас-Беседском погосте.
Не позднее начала 1944 г. верующие начинают ходатайствовать перед Судогодским райисполкомом об открытии храма. Сначала им отказывают, ссылаясь на отсутствие священника. Тогда верующие просят у Патриарха Сергия (Страгородского) прислать им священника. Перед праздником Благовещения к ним перемещают из с. Халтурка Собинского района священника Алексия Миролюбова. Верующим этот священник был известен, репрессиям он не подвергался. Но местные власти на протяжении более месяца не открывают храм, из-за чего верующие лишились праздников Благовещения, Вербного Воскресения и Пасхи. В апреле верующие из д. Овцыно пишут жалобу на происходящее Патриарху. 16 и 26 мая верующие д. Лобаново и Хохлачи пишут жалобы в Ивановский облисполком, в это же время была передана с ходоками в облисполком еще как минимум одна жалоба. В них верующие указывали, что в Судогодском районе нет ни одной действующей церкви, из-за чего им приходится ходить на службы за 40 км во Владимир, дети остаются некрещеными, а умерших хоронят без отпевания. Во всех письмах верующие неизменно связывали необходимость открытия храма с потребностью поиска утешения в храме от тягот войны (ГАИО. Ф. Р-2953. Оп. 1. Д. 289. Л. 5-10).
Облисполком перенаправил жалобу верующих в райисполком. 8 августа 1944 г. последний написал, что открытие храма нецелесообразно, т.к. недавно открыта церковь в с. Ликино Судогодского района, до которого от указанного села 15 км, кроме того, церковь в Спас-Беседы требует ремонта. Прилагавшееся техническое заключение от 20 апреля 1944 г. гласило:
«По внутреннему и наружному осмотру стен трещин не имеется, в самом помещении церкви имеются следующие недостатки, которые требуют восстановления: 1. Калориферное отопление в плохом состоянии разрушения, требует восстановления или же взамен такового сложить две голландские печи в соответствии коэффициента выделения тепла на общую кубатуру помещения церкви и сложить к печам отдельные отставные трубы в 2 дыма. 2. Произвести частичное оштукатуривание стен. 3. Произвести капитальный ремонт рам частично. 4. Произвести частичное застекливание рам ввиду сквозного ветра через помещения церкви. 5. Произвести укрепление крыши зонта над выходом и дверями в церковь ввиду опасности его обвала. 6. Произвести частичный ремонт железной крыши. 7. Сделать между каменными столбами деревянную решетку 3-х сторон ограды взамен пришедшей в ветхость». Ивановский облисполком поддержал позицию Судогодского райисполкома (ГАИО. Ф. Р-2953. Оп. 1. Д. 289. Л. 1-4).
Верующие не опустили руки. В 1945 г. (когда уже была создана Владимирская область) они 2 раза писали заявления об открытии церкви и 14 раз лично посещали уполномоченного Совета по делам РПЦ при СНК СССР (Зин Н.В. Деятельность Владимирской епархии по открытию приходов в 1943-1953 гг. // Записки Владимирских краеведов. Владимир: Транзит-ИКС, 2010; с. 120. ). 16 декабря 1946 г. Владимирский облисполком дал положительное заключение по вопросу открытия храма, 24 декабря его утвердил СНК СССР (ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 21. Л. 133). По данным на июль 1947 г. церковь действует, на учете памятников Облотдела по делам архитектуры не состоит (ГАВО. Ф. Р-3789. Оп. 1. Д. 76. Л. 92).
В 1953 г. реставрировались настенные росписи, позолота иконостасов и киотов.
В 1976 г. реставрировались росписи в теплых приделах.
Местная Религиозная Организация Православный Приход Спасо-Преображенского Храма села Спас-Беседы Судогодского района Владимирской области Владимирской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) действует с 12 ноября 1999 г.
В 1998 и 2002 годах осуществлялся частичный ремонт. В храме есть несколько икон нового письма - это икона Казанской Божией Матери и прп. Сергия Радонежского.
Служивший в храме Преображения Господня села Спас-Беседа отец Серафим Сагидуллин был первым священником, отслужившим молебен, а затем и предложившим священникам соборно служить молебны преподобным Прохору и Вассиану Ястребским.
4 октября 2008 г. в селе Спас-Беседа состоялось празднование 200-летия Преображенского храма.
Торжественное богослужение совершал архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий. В своем молитвенном приветствии Высокопреосвященнейший отметил, что «сонм святых, в земле Владимирской просиявших, свидетельствует о том, что Владимирская церковь предстает в очах Божиих плодоносной, живой, взыскующей Града Небесного...»
Настоятель, председатель приходского совета - Щукин Сергей Юрьевич.
Село Спас-Беседа
Деревня Быково
Быково — деревня в Судогодском районе Владимирской области России, входит в состав Лавровского сельского поселения.
Деревня расположена в 3 км на север от центра поселения деревни Лаврово и в 7 км на север от райцентра города Судогда на автодороге 17Н-62 Судогда – Чамерёво.
В XIX — первой четверти XX века деревня входила в состав Даниловской волости Судогодского уезда.
С 1926 года — в составе Судогодской волости Владимирского уезда.
С 1929 года деревня входила в состав Лухтановского сельсовета Судогодского района, с 1940 года — в составе Судогодского сельсовета, с 1983 года — в составе Лавровского сельсовета.
С 2005 года — в составе Лавровского сельского поселения.
Численность населения: в 1859 г. – 126 чел. (16 дворов), в 1905 г. – 200 чел. (29 дворов), в 1926 г. – 210 чел. (44 хозяйств), в 2002 г. – 16 чел., в 2010 г. – 4 чел. (2 муж. и 2 жен.).
Дома в дер. Быково
Владимирский областной радиотелевизионный передающий центр
В дер. Быково находится "Владимирский областной радиотелевизионный передающий центр"
Дата начала регулярного вещания телевизионных и радиопрограмм - 14 ноября 1977 г.
На станции работал передатчик «Лен» (50 кВт) с первой программой центрального телевидения, передатчик «Якорь» со второй программой центрального телевидения, и передатчик «Дождь-2» с двумя программами УКВ ЧМ радиовещания.
С 1988 года запущено стерео УКВ ЧМ вещание.
В 2001 году началась трансляция программы «ТВ-Центр» (23 ДМВ канал) через передатчик «Онега-5».
В 2008 г. передатчик «Онега-5» заменен на А-108-5000.
В 2010 г. передатчик «Лен» заменен на «Полярис ТВП25000», обновлен антенно-фидерный тракт.
С 2011 года началось стереозвковое сопровождение телеканала «Первый канал».
В 2012 году началось вещание телеканала «Петербург – 5 канал».
Деревня Лобаново
Лобаново — деревня в Судогодском районе Владимирской области России, входит в состав Лавровского сельского поселения.
Деревня расположена в 6 км на северо-запад от центра поселения деревни Лаврово и в 8 км на северо-запад от райцентра города Судогда.
В XIX — первой четверти XX века деревня входила в состав Даниловской волости Судогодского уезда.
Деревня Лобаново состояла в приходе села Спас-Беседа.
«Местный инструктор животноводства и молочного хозяйства В. И. Барлотти любезно поделился своими впечатлениями, вынесенными им на посадок не места. Проведен ряд лекций в Суховке и Лобанове в помещении молочных артелей. Тема: способ улучшения крестьянского хозяйства при современных условиях. Лекции носили характер живой беседы по следующим пунктам: задачи организации хозяйства, признаки молочной породы скота, значение хорошего племенного быка, наступление и повторение течки, выбор подстилки при условии фуражного голода, значение тепла для организма животного и утепление современного скотного двора. Слушателей собралось в одном случае 40, а в другом 70 человек, из них около ½ женщин. Отношение самое радушное. Просили приезжать почаще. Приглашали агрономов. Озабочены розысками семян клевера. Среди крестьянок определенная жажда к знанию, тяга к коренному улучшению хозяйства. Прежних ссылок на дедовские заветы нет и в помине. Просят популярной литературы. Население интересуется занесением скота в племенную книгу. При осмотре скота в д. д. Суховке и Лобанове выяснилось, что племенные производители — быки, давшие хорошо выраженные швицы, что соответствует по уездному плану улучшению местного скота. В Лобанове из 75 голов оказалось 47 метисов швицен, 3 — тирольских, 1 — ярославки, в д. Суховке из 74 голов - 19, улучшенных метизацией со шпицами, 1 ярославка и 8 — тиролек. Молочные артели работают с большими затруднениями: нигде ничего нельзя достать за деньги, всюду товарообмен, удорожающий производство» («Призыв», 5 марта 1921).
«ШКОЛУ ДОСТРОИЛА МОЛОДЕЖЬ (д. Лобаново, Судогодского у.). Крестьяне нашей деревни вздумали выстроить школу. И решили так: дом для школы должен быть в 2 этажа. Внизу молочная ферма, а вверху сама школа. И что-же? Ферму-то (нижний этаж) отстроили, а о верхнем-то этаже и забыли. Увлеклись барышами от фермы... Молодежь глазела, глазела, да и взялась за достройку. И с честью это выполнила. Теперь школа функционирует!» («Призыв», 13 января 1923).
«Деревня, как она есть (Из беседы с предсельсовета дер. Лобаново, Судог. вол.). Трудно и тяжело живется беднякам крестьянам в наших деревушках, сплошь и рядом разбросанных в медвежьих уголках нашего глухого не связанного железной дорогой уезда. Но и здесь жизнь идет своим чередом. Здесь также проявляется интерес к совершающейся около нас событиям. Здесь больше, чем где-нибудь крестьяне, собравшись на завалинке, обсуждают свое положение. Посмотрим, как живет деревня Лобаново, Судогод. у. Всего в деревне 61 домохозяин. Большинство из них бедняки и даже половина всех крестьян не имеют своих лошадей. Но стремление к лучшей культурной жизни исключительная черта этих крестьян. Они еще с 1918 года перешли на четырехполье и сразу увидали какая от этого польза. Нельзя не пожалеть того, что это четырехполье начинает теперь у них проваливаться. Как то в одно год не было дождей и вместо клевера у них оказалось пустое поле. Благодаря влиянию стариков и отсутствию в то время в деревне молодежи отрицательное отношение к четырехполью установилось, хотя все таки четырехполье существует до сих пор. До нынешней весны у них существовала молочная артель, специально обслуживавшая только свою деревню. Но ввиду ограниченного количества молока весной молочная артель распущена на неопределенный срок. Тяга узнать, что делается на белом свете — есть. У всех имеется желание почитать газеты. Зимой все собирались в помещении молочной артели, а теперь читают в свободное от работы время, собираясь на завалинках. Читают газеты, получаемые от шефа — Судогодской Первомайской фабрики. Со вниманием и интересом читаются газеты «Беднота», «Новь» и «Крестьянская газета». Получаются еще газеты: «Призыв», «Рабочая газета», «Крокодил», «Кипяток». Интересуются чтением газет люди пожилые. Передовая сознательная молодежь большею частью не живет в деревне и уходит на заработки, а те из молодежи, кто остается в деревне занимаются хождением по улице с гармоникой и песнями и мало проявляют интереса к строительству новой жизни. Отношение к крестьянскому займу хорошее. Все видят, что заем приносит крестьянину только пользу. Но многие не могут сейчас приобрести облигаций займа, потому что не имеют денежных средств. Есть много случаев, что семьи отправляют кого-нибудь из своих членов на заработки, чтобы возвратившись осенью с деньгами можно было заплатить с. х. налог, потому что надежды на урожай плохи. В ржаном поле 75% вымочки. Все теперь интересуются по какому разряду и как с них будет исчислен налог. Предсельсовета еще молодой парень 21 года, вполне сознает, что без культурных сил в деревне трудно, что либо сделать. Необходимо почаще туда заглядывать нашим агрономам, а также и шефу следует углубить свою работу среди крестьян деревни вообще и среди молодежи в частности. Зимой, когда деревня отдохнет от своей летней работы удается выше поднять завесу темноты и больше осветить светом знания эту деревню» («Красный луч», 1 августа 1924).
С 1926 года — в составе Судогодской волости Владимирского уезда. С 1929 года деревня являлась центром Лобановского сельсовета Судогодского района, с 1940 года — в составе Судогодского сельсовета, с 1983 года — в составе Лавровского сельсовета, с 2005 года — в составе Лавровского сельского поселения.
Численность населения: в 1859 г. – 194 чел. (26 дворов), в 1905 г. – 247 чел. (46 дворов), в 1926 г. – 307 чел. (65 хозяйств), в 2002 г. – 35 чел., в 2010 г. – 27 чел. (10 муж. и 17 жен.).
Дома в дер. Лобаново
Памятник жителям, погибшим в ВОВ
В д. Лобаново была каменная часовня, уничтоженная в советское время. В деревне почитались святые мчч. Флор и Лавр. В настоящее время на средства военного из г. Мурманска (Крупнова) построена деревянная часовня. Она была освящена в память мучеников Флора и Лавра архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием 23 августа 2003 года.
Часовня Флора и Лавра
Источник:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 4]: Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. - 1897. - 588, VIII c.
Город Судогда. Храм Преображения Господня, с. Спас-Купалище. Деревня Лухтоново Погост Спас-Железино