Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
30.04.2017
04:06
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 279

Категории раздела
Святые [132]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [522]
Суздаль [197]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [155]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [38]
Юрьев [75]
Судогда [23]
Москва [41]
Покров [38]
Гусь [41]
Вязники [110]
Камешково [34]
Ковров [118]
Гороховец [22]
Александров [56]
Переславль [69]
Кольчугино [18]
История [13]
Киржач [29]
Шуя [56]
Религия [1]
Иваново [19]
Селиваново [4]
Гаврилов Пасад [4]
Меленки [14]

Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Судогда

Село Спас-Беседа Судогодский район

Село Спас-Беседа

Спас-Беседа — село в Судогодском районе Владимирской области России, входит в состав Лавровского сельского поселения. Село расположено в 2 км на запад от центра поселения деревни Лаврово и в 4 км на север от райцентра города Судогда.
Численность населения: в 1859 г. – 40 чел.; в 1905 г. – 25 чел.; в 1926 г. – 32 чел.; в 2010 г. – 3 муж. и 5 жен., всего 8 чел.

Существует такая легенда: «Грозный царь Иоанн Васильевич, возвращаясь из Казанского похода, двигался по судоходным тогда рекам Воймиге и Судогде, и повелел поставить по берегам этих рек три деревянные храма – все в память Преображения Господня. Так и стоят, один за другим, до сих пор три Спаса и три погоста – Спас-Беседа, Спас-Чамерево и Спас-Купалище.
Предание связывает основание погоста Спас-Беседа со временем возвращения царя Ивана Васильевича из-под Казани. Предание говорит о том, что на этом месте получил Иван Грозный известие о рождении сына. В работе И.В. Большакова на основании «Сказания о зачатии царства Казанского и о победах великих князей московских», сочинённого неизвестным автором в XVI веке, пишет о том, что легенда о его беседе недалеко от слободки Судогды соответствовала действительности. Это подтверждается также историком Н.М. Карамзиным, который на основании летописных свидетельств пишет о том, что царь Иван Грозный, возвращаясь из Казанского похода, «... поехал сухим путём через Балахну во Владимир и в Судогде встретил боярина, Василия Юрьевича Малого Траханиота, который скакал к нему...
Он сказал царю: «Супруга твоя государыня царица великая княжна Анастасия Романовна здравствует, тебе же великому Государю Царю родила сына царевича, нареченна Дмитрия». И тогда приде православному царю неизглаголанная радость, яко образу цветущу, и веселием сердца радовашеся, непрестанно славя Бога. А тако, посылает вскоре к царице своей с своим царским приветным словом Никиту Романовича Юрьева, сам же Государь пойде во град Владимир».
Первоначально деревянная Преображенская церковь XVI века была поставлена на левом берегу реки Воймиги (Войнинги) вблизи Муромского тракта. Но погост Спас-Беседа в годы Смуты пришёл в запустение и в патриарших окладных книгах до 1635 г. значилась в числе церковных пустовых земель. Не исключено, что это могло быть связано с грабежами и близостью Муромского тракта.
В 1635 г. была построена новая церковь во имя Преображения Господня, но уже на другом месте верстах в двух от первого. На прежнем же месте сохранились только следы бывшего кладбища и жилых строений.
В 1715 г. в погосте построена другая церковь в честь Казанской иконы Пресв. Богородицы.
В 1808 г. вместо деревянных церквей построен каменный храм с такой же колокольней.
«Погост Спас-Беседы на речке находится в 5 верст от уездного города Судогды (Судогодский уезд) и в 33 от губернского».


Пруд у села Спас-Беседа

Николай Львович Щеглов родился в с. Ляхи 4 марта 1869 г. С 1893 г. диакон в с. Спас Беседы Судогодского уезда Владимирской губ. С 1900 г. приходский священник в с. Русский Саре Уфимской губ. (сейчас Щучье Озерского р-на Свердловской обл.). Служил там верой и правдой 40 лет. Пользовался большим уважением и любовью прихожан. В 1930 г. был выселен из своего дома в церковную сторожку. Дом разобрали и увезли в другое село. Вскоре закрыли и церковь. Умер в с. Русский Саре около 1940 г. В знак глубокого уважения односельчане, прощаясь с Николаем Львовичем, принесли гроб с его телом к заколоченной церкви. И сейчас его потомки следят за его могилой, регулярно приезжая в Саре.
Жена: Любовь Андреевна (ур. Преображенская), родилась во Владимире 17 сентября 1868 г. Умерла в 1943 г. Дети: Елизавета, Антонина, Ольга, Надежда, Серафима, Елена, Алексей, Владимир.
«Престолов в этом храме два: главный в честь Преображения Господня, в приделе теплом во имя преподобн. Сергия Радонежского.
Храмовые иконы Преображения Господня и преп. Сергия Радонежского в житии украшены серебряными вызолоченными ризами.
Причта в приходе по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание их получается: процентов с причтового капитала (3100 руб.), от служб и требоисправлений и земли церковной до 1150 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.
Приход состоит из деревень: Лобанова (3 вер. от церкви), Пеньков (5 вер.), Горок (6 вер.), Овцына (3 вер. Деревня Овцына в переписных книгах 1678 г. значится за ив. Фед. Суворовым. В ней тогда было 3 двора крестьянских и 2 бобыльских, населения 14 душ муж. пола.), Соймы (6 вер.), Хохлачей (5 вер.) и Кощухина (6 вер. В писцовых книгах 1637-1643 гг. д. Кощухина значится за Фед. Фед. Сверчковым.). Во всех этих деревнях по клировым ведомостям числится 906 душ муж. пола и 971 женского».
/Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. 1896 г./


Входные ворота

Колокольня

Храм Преображения Господня

Храм в Спас-Беседе после революции не закрывался. В нем нашли прибежище ряд икон из закрываемых или разрушенных в округе храмов. Так храмовая икона мч. Мины с житием была передана православными в храм Преображения Господня при ликвидации городского собора и сохранилась до наших дней. Образ св. царицы Александры из храма усадьбы Храповицкого прошел такой же путь своего спасения и ныне украшает открывшийся храм мц. Александры. В деревне Лухтоново была каменная часовня с почитаемым образом Спаса Нерукотворного. В советское время часовню разобрали в связи со строительством дороги. Образ Спасителя сохранился в храме погоста Спас-Беседы.


Образ Спаса Нерукотворного

В погосте Спас-Беседах с 1892 г. существовала церковно-приходская школа; учащихся в 1896 г. было 22.
В д. Сойме имелась земская народная школа; учащихся в 1896 г. было 37.

В конце XIX — начале XX века село входило в состав Даниловской волости Судогодского уезда.
С 1929 года деревня входила с состав Судогодского сельсовета Судогодского района, после 1983 года — с составе Лавровского сельсовета.

Храм в Чамереве был закрыт в 1937 году. Ключи от храма в Чамереве одно время были у монаха Андрея, который, живя в церковной сторожке, следил за храмом. Советская власть отобрала ключи, сторожку разобрали на кирпич, а в храме устроили зернохранилище. После этого монах Андрей жил при храме в Спас-Беседе, помогая священнику при богослужении. После своей кончины он был погребен у стен храма на Спас-Беседском погосте.
Не позднее начала 1944 г. верующие начинают ходатайствовать перед Судогодским райисполкомом об открытии храма. Сначала им отказывают, ссылаясь на отсутствие священника. Тогда верующие просят у Патриарха Сергия (Страгородского) прислать им священника. Перед праздником Благовещения к ним перемещают из с. Халтурка Собинского района священника Алексия Миролюбова. Верующим этот священник был известен, репрессиям он не подвергался.
Но местные власти на протяжении более месяца не открывают храм, из-за чего верующие лишились праздников Благовещения, Вербного Воскресения и Пасхи. В апреле верующие из д. Овцыно пишут жалобу на происходящее Патриарху. 16 и 26 мая верующие д. Лобаново и Хохлачи пишут жалобы в Ивановский облисполком, в это же время была передана с ходоками в облисполком еще как минимум одна жалоба. В них верующие указывали, что в Судогодском районе нет ни одной действующей церкви, из-за чего им приходится ходить на службы за 40 км во Владимир, дети остаются некрещеными, а умерших хоронят без отпевания. Во всех письмах верующие неизменно связывали необходимость открытия храма с потребностью поиска утешения в храме от тягот войны (ГАИО. Ф. Р-2953. Оп. 1. Д. 289. Л. 5-10).
Облисполком перенаправил жалобу верующих в райисполком. 8 августа 1944 г. последний написал, что открытие храма нецелесообразно, т.к. недавно открыта церковь в с. Ликино Судогодского района, до которого от указанного села 15 км, кроме того, церковь в Спас-Беседы требует ремонта. Прилагавшееся техническое заключение от 20 апреля 1944 г. гласило:
«По внутреннему и наружному осмотру стен трещин не имеется, в самом помещении церкви имеются следующие недостатки, которые требуют восстановления: 1. Калориферное отопление в плохом состоянии разрушения, требует восстановления или же взамен такового сложить две голландские печи в соответствии коэффициента выделения тепла на общую кубатуру помещения церкви и сложить к печам отдельные отставные трубы в 2 дыма. 2. Произвести частичное оштукатуривание стен. 3. Произвести капитальный ремонт рам частично. 4. Произвести частичное застекливание рам ввиду сквозного ветра через помещения церкви. 5. Произвести укрепление крыши зонта над выходом и дверями в церковь ввиду опасности его обвала. 6. Произвести частичный ремонт железной крыши. 7. Сделать между каменными столбами деревянную решетку 3-х сторон ограды взамен пришедшей в ветхость». Ивановский облисполком поддержал позицию Судогодского райисполкома (ГАИО. Ф. Р-2953. Оп. 1. Д. 289. Л. 1-4).
Верующие не опустили руки. В 1945 г. (когда уже была создана Владимирская область) они 2 раза писали заявления об открытии церкви и 14 раз лично посещали уполномоченного Совета по делам РПЦ при СНК СССР (Зин Н.В. Деятельность Владимирской епархии по открытию приходов в 1943-1953 гг. // Записки Владимирских краеведов. Владимир: Транзит-ИКС, 2010; с. 120. ). 16 декабря 1946 г. Владимирский облисполком дал положительное заключение по вопросу открытия храма, 24 декабря его утвердил СНК СССР (ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 21. Л. 133). По данным на июль 1947 г. церковь действует, на учете памятников Облотдела по делам архитектуры не состоит (ГАВО. Ф. Р-3789. Оп. 1. Д. 76. Л. 92).
В 1953 г. реставрировались настенные росписи, позолота иконостасов и киотов.
В 1976 г. реставрировались росписи в теплых приделах.
В 1998 и 2002 годах осуществлялся частичный ремонт. В храме есть несколько икон нового письма - это икона Казанской Божией Матери и прп. Сергия Радонежского.

Служивший в храме Преображения Господня села Спас-Беседа отец Серафим Сагидуллин был первым священником, отслужившим молебен, а затем и предложившим священникам соборно служить молебны преподобным Прохору и Вассиану Ястребским.
4 октября 2008 г. в селе Спас-Беседа состоялось празднование 200-летия Преображенского храма.
Торжественное богослужение совершал архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий. В своём молитвенном приветствии Высокопреосвященнейший отметил, что «сонм святых, в земле Владимирской просиявших, свидетельствует о том, что Владимирская церковь предстаёт в очах Божиих плодоносной, живой, взыскующей Града Небесного...»
Настоятель храма о. Евгений.


Село Спас-Беседа


Деревня Лухтоново

По переписным книгам 1678 г. в Рамешках вместе с д. Лухтоновым – 3 дв. крестьянских и 5 бобыльских, населения в них 36 душ муж. пола.
Деревня Лухтоново находилась в приходе села Чамерёво.
В деревне Лухтоново была каменная часовня с почитаемым образом Спаса Нерукотворного. В советское время часовню разобрали в связи со строительством дороги. Образ Спасителя сохранился в храме погоста Спас-Беседы.


Дома в деревне Лухтоново

Численность населения в 2010 году – 86 муж. и 85 жен., всего 171 чел.
Входит в состав Лавровского сельского поселения.

Деревня Быково

Численность населения в 2010 году – 2 муж. и 2 жен., всего 4 чел.
Входит в состав Лавровского сельского поселения.


Дома в дер. Быково


Владимирский областной радиотелевизионный передающий центр

В дер. Быково находится "Владимирский областной радиотелевизионный передающий центр"
Дата начала регулярного вещания телевизионных и радиопрограмм - 14 ноября 1977 г.
На станции работал передатчик «Лён» (50 кВт) с первой программой центрального телевидения, передатчик «Якорь» со второй программой центрального телевидения, и передатчик «Дождь-2» с двумя программами УКВ ЧМ радиовещания.
С 1988 года запущено стерео УКВ ЧМ вещание.
В 2001 году началась трансляция программы «ТВ-Центр» (23 ДМВ канал) через передатчик «Онега-5».
В 2008 г. передатчик «Онега-5» заменен на А-108-5000.
В 2010 г. передатчик «Лён» заменен на «Полярис ТВП25000», обновлен антенно-фидерный тракт.
С 2011 года началось стереозвковое сопровождение телеканала «Первый канал».
В 2012 году началось вещание телеканала «Петербург – 5 канал».

Деревня Лобаново

Деревня Лобаново состояла в приходе села Спас-Беседа.

Численность населения в 2010 году – 10 муж. и 17 жен., всего 27 чел.
Входит в состав Лавровского сельского поселения.


Дома в дер. Лобаново

Памятник жителям, погибшим в ВОВ

В д. Лобаново была каменная часовня, уничтоженная в советское время. В деревне почитались святые мчч. Флор и Лавр.
В настоящее время на средства военного из г. Мурманска (Крупнова) построена деревянная часовня. Она была освящена в память мучеников Флора и Лавра архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием 23 августа 2003 года.


Часовня Флора и Лавра


Город Судогда.
Судогодский район
Храм Преображения Господня, с. Спас-Купалище.
Погост Спас-Железино

Copyright © 2016 Любовь безусловная


Категория: Судогда | Добавил: Jupiter (29.10.2016)
Просмотров: 244 | Теги: Судогодский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика