Главная
Регистрация
Вход
Среда
17.10.2018
23:24
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

Мини чат

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 522

Категории раздела
Святые [132]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [963]
Суздаль [310]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [279]
Музеи Владимирской области [55]
Монастыри [4]
Судогда [5]
Собинка [49]
Юрьев [114]
Судогда [35]
Москва [41]
Покров [71]
Гусь [99]
Вязники [182]
Камешково [53]
Ковров [277]
Гороховец [76]
Александров [158]
Переславль [91]
Кольчугино [37]
История [15]
Киржач [39]
Шуя [83]
Религия [2]
Иваново [34]
Селиваново [12]
Гаврилов Пасад [7]
Меленки [27]
Писатели и поэты [8]
Промышленность [51]
Учебные заведения [19]
Владимирская губерния [20]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [67]
Медицина [20]

Статистика

Онлайн всего: 34
Гостей: 33
Пользователей: 1
Jupiter

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Судогда

Село Спас-Купалище Судогодского района

Село СПАС-КУПАЛИЩЕ

Спас-Купалище — село в Судогодском районе Владимирской области России, входит в состав Лавровского сельского поселения.

В нач. 1-го тыс. н.э. в VI-VIII вв., по речной системе Мещеры проходил древнейший водный торговый путь, соединяющий среднее течение рек Оки и Клязьмы, по рр. Гусь, Колпь и Судогда, как одно из ответвлений Волжского серебрянного пути, в обход Волжской Булгарии, по которому серебро Арабского халифата, через Клязьминскую и Волжскую Нерль, Плещеево озеро попадало в Ростов, Новгород и далее в Скандинавию и Западную Европу. Местные жители продавали заморским купцам за серебряные монеты и соль: мед, воск, деготь, пеньку, меха белки, куницы, бобра и невольников – молодых мужчин и женщин.


Спас Купалище – место впадения р. Судогда в р. Клязьма

Когда кафедра патриарха находилась еще в Киеве, по льду Пры, Мещерских озер и Буже пролегал зимний Патриарший путь из Киева через Рязань до Владимира.
В 1171 г., согласно летописям, Андрей Боголюбский заложил в южных пределах Мещеры Андреев Городок. Тогда возник еще один торговый тракт вдоль левобережья рек Колпь и Гусь, связавший Владимир с Городцом Мещерским (город Касимов).

29. Поселение «Спас-Купалище 3» (неолит (Льяловская культура), 11-13 вв.) расположено ок. 2.3 км. к западу от южной окраины деревни Богданцево, 6.4 км. к юго-западу от с. Спас-Купалище, правый берег р. Клязьма, урочище Левины дачи. Протянулось вдоль берега с северо-востока на юго-запад, размеры ок. 250х100 м. Выявлены три горизонта культурного слоя.
В нижнем слое глубиной 1.6 м. в темно-серой супеси с включениями угля, обожженных камней и золы, найдены фрагменты лепных сосудов с ямочно-гребенчатой орнаментацией, льяловской к-ры, а также кремневые отщепы. На глубине 1.6 до 1.9 м. залегает слой серой супеси с аналогичной керамикой. Этот слой подстилается вымосткой из крупных камней, забутованных мелкой галькой.
Верхний горизонт содержит большое количество обломков гончарной древнерусской керамики.
30. Селище 1 «Спас-Купалище 1» (11-13 вв.) расположено в 2 км. к западу от деревни Богданцево, 6 км. к юго-западу с. Спас-Купалище, правый берег р. Клязьма, 100 м. от русла, урочище Левины дачи. Протянулось вдоль берега с северо-востока на юго-запад, размеры ок. 200х120 м. Поверхность памятника поросла лесом. Керамика гончарная древнерусская.
31. Селище 2 «Спас-Купалище 2» (11-13 вв.) расположено ок. 2.2 км. к западу от деревни Богданцево, 6.2 км. к юго-западу от с. Спас-Купалище, правый берег р. Клязьма, урочище Левины дачи, к югу от Селища 1, на противоположном от него склоне оврага. Протянулось вдоль берега с северо-востока на юго-запад, размеры ок. 120х30 м., высота над рекой 3-4 м. Керамика гончарная древнерусская.
32. Селище 3 «Спас-Купалище 4» (11-13 вв.) расположено ок. 2.5 км. к западу от деревни Богданцево, 6.6 км. к юго-западу от с. Спас-Купалище, правый берег р. Клязьма, урочище Левины дачи, к юго-западу от поселения. Протянулось вдоль берега, размеры ок. 100х10 м. Керамика гончарная древнерусская.
33. Курганный могильник «Левины Дачи» расположен в 2 км. к западу от деревни Богданцево, 6 км. к юго-западу от с. Спас-Купалище, правый берег р. Клязьма, урочище Левины дачи, с северо-запада от Селища 1. 153 компактно расположенных кургана. В северной части могильника находятся крупные насыпи высотой 2.0-2.2 м., диаметром 16-18 м. С юга их полукольцом окружают курганы высотой 1.4-1.6 м., диаметром 10-12 м. Все курганы имеют кольцевые ровики у основания. По внешним признакам могильник может быть отнесен к древнерусским домонгольского времени.
34. Курганный могильник 1 расположен в 2.5 км. к западу юго-западу от села Спас-Купалище, обширное всхолмление в пойме правого берега р. Клязьма. Всхолмление высотой 5-10 м. над уровнем поймы протянулось с севера на юг. 53 насыпи высотой 0.3-0.7 м., 47 из которых имеют округлую в плане форму, диаметром 1.6-4.0 м., шесть - с овальными основаниями размерами 4.5-5.0х1.5-2.0 м.
35. Курганный могильник 2 расположен в 2.7 км. к западу юго-западу от села Спас-Купалище, 0.6 км. к югу от курганного могильника 1. 27 насыпей высотой 0.6-0.7 м., диаметром 2-4 м., с ровиками у основания. По внешним признакам памятник может быть отнесен к древнерусским домонгольского времени.
36. Курганный могильник 3 расположен в 0.05 км. к западу юго-запада от курганного могильника 2. Девять округлых в плане, компактно расположенных насыпей высотой 0.4-0.6 м., диаметром 2-3 м., с ровиками у основания.
37. Курганный могильник 4 расположен в 0.08 км. к югу юго-запада курганного могильника 3. Пять округлых в плане насыпей высотой 0.4-0.6 м., диметром 2.0-3.5 м., с ровиками у основания. Древнерусский монгольского времени.

Погост Спас-Купалищи

Спас-Купалище расположено возле впадения реки Судогды в реку Клязьму (старое русло). Тут проходил путь из Владимира в Муром.

Известно из летописи, что сюда приезжал на охоту и для отдыха основатель Боголюбского монастыря благоверный великий князь Андрей Боголюбский.
Существует такая легенда: «Грозный царь Иоанн Васильевич, возвращаясь из Казанского похода, двигался по судоходным тогда рекам Воймиге и Судогде, и повелел поставить по берегам этих рек три деревянные храма – все в память Преображения Господня. Так и стоят, один за другим, до сих пор три Спаса и три погоста – села Спас-Беседа, Спас-Чамерево и Спас-Купалище.
По преданию здесь в Спас-Купалище тонул во время купания царь Иоанн Грозный, возвращавшийся после взятия Казани в Москву. Призвав на помошь Спасителя, царь дал обет, если останется жив - выстроить храм, и тотчас чудесным образом был спасен. Вскоре по царскому повелению выстроили деревянный сруб храма в честь Преображения Господня и отслужили литургию с благодарственным молебном.

Первые письменные сведения о погосте содержатся в патриарших книгах за 1628 год: «церковь Преображения Господа Бога и Спаса Нашего И. Христа на погосте на Купалищах».
В писцовых книгах 1643-1647 гг. о Спас-Купалищском погосте имеются подробные сведения: «На погосте церковь Преображения Господня древяна клецки, а в церкви образы и свечи, и книги, и ризы, и колокола, и КОЛ всякое церковное строение приходных людей, да на погосте ж во дворе поп Евтифей Сергеев, во дворе дьячок Силко Устинов, да бобылей три двора питаются от церкви Божией; пашни церковной «худые земли» по 13 четей в поле, сена по р. Клязьме 20 копен, лесу бору на полверсты в длину и ширину».
В 1646 году упоминается погост на государеве Цареве и великого князя Алексея Михайловича земле в Заозерской волости в Синоборе, а на погосте церковь Спас на Купалищах на реке Клязьме да на реке Судогде. На церковной земле пять дворов крестьянских и бобыльских с 9 человеками.
В писцовых книгах 1653-1654 гг. заключаются те же сведения о Купалищском погосте, только сенных покосов показано вместо 20, 50 копен.
В 1663 г. на погосте была построена новая деревянная церковь во имя Преображения Господня.
В 1678 году указано, что на церковной земле двор попа Силы, двор дьячка Лорки Устинова, двор пономаря Мишки Данилова с братом, два двора бобыльских, в них 5 человек.
В 1711 г. была построена еще одна деревянная теплая церковь во имя Живоначальной Троицы. Бобыльские дворы, показанные в писцовых книгах XVII в., в это время уже запустели. Не смотря на то, что бобыльских дворов уже не было с кон. XVII в., церковь продолжала платить и за них дань. О разнообразии этой дани, взимавшейся с церквей в царствовании Петра Великого свидетельствует перечень, сохранившийся в деталях патриаршего казенного приказа, относительно Спас-Купалищской церкви. «Эта церковь платила: 1) в военный приказ полуполтинных по 8 алт. 2 деньги, 2) в адмиралтейской на починку кораблей 4 алт. 1 д., 3) в Ямской ямских и полоняничных по 3 алт. 2 д., 4) в тот же приказ на наем на двор по 2 алт., 5) в земской на дачу рекрутам – 2 алт., 6) в моем на двор по 2 алт., 5) в земской на дачу рекрутам – 2 алт., 60 в монастырской на жалованье драгунам, на корм драгунским лошадям и на подъем каменщикам и кирпичникам, 7) на платеж за пустые дворы, которые сбирали в Александрову слободу, 8) на дело кирпича и на покупку городских припасов, 9) в Ревель на содержание морскаго флота за провиант и 10) на покупку в Ригу и в Выборской гарнизон провианта». (Володимер. Десятина – с. 131)

Храм Преображения Господня был перестроен в 1763 г. и без изменений просуществовал до 1869 г., когда его разобрали. Храм имел одну главу, вокруг него была крытая галерея; над престолом была висячая сень.

Теплая Троицкая церковь в 1762 г. за ветхостью и близостью к деревенским домам была разобрана, а к 1772 г. была построена новая церковь. В 1779 г. она сгорела и более не возобновлялась.


Деревянная церковь бывшая в Погосте Спас-Купалищи, Судогодского уезда

В 1800 г. было начато строительство теплого каменного храма, который был освящен в 1805 г. В 1836 г. храм был распространен, а в 1852 г. был разобран и построен вновь в более обширном виде.

Сведения по состоянию на 1868 год:
1. Священник Тимофей Федоров Никольский, священнический сан. Состоит на службе при означенной церкви с 1836 года, обучался во Владимирской семинарии, где и кончил курс со степенью студента. Имеет бронзовый наперстный крест в память войны 1853-1856 гг. В 1861 году награжден набедренником.
2. Священник Григорий Николаев Талантов, диаконский сан. Состоит на службе с 1853 года при означенной церкви, обучался во Владимирской семинарии, где и кончил курс со степенью студента. Имеет бронзовый наперсный крест в память войны 1853-1856 гг.; в 1865 году награжден набедренником, с 1863 года проходит должность духовника.
Диакон Алексей Егоров Лебедев, пономарский сан. Состоит на службе при означенной церкви с 1856 года, обучался во Владимирской семинарии, где и кончил курс с аттестатом второго разряда.
Дьячок Иван Степанов Арбузов, дьячковский сан. Состоит на службе при означенной церкви с 1858 года. Исключен из высшего отделения Владимирского Духовного Училища; 1859 года посвящен в стихарь.
Дьячок Степан Петров Удальцов, пономарский сан. Состоит на службе при означенной церкви с 1854 года. Исключен из низшего отделения Владимирской семинарии; 1855 года посвящен в стихарь.
Пономарь Иван Герасимов Лебедев, пономарский сан. Состоит на службе при означенной церкви с 1858 года. Исключен из среднего отделения Суздальского Духовного Училища; 1862 года посвящен в стихарь.
Пономарь Павел Евстратьев Полисадов, дьячковский сан. Состоит на службе при означенной церкви с 1860 года. Исключен из высшего отделения Владимирского Духовного Училища; 1858 года посвящен в стихарь.
Церковный староста деревни Кисельницы господ Катениных временно обязанный крестьянин Илларион Евтихиев, состоит на должности церковного старосты с 1863 года.

С 1867 года по случаю повсеместно свирепствовавшей сибирской язвы и коснувшейся частью и здешнего прихода — некоторые прихожане для отвращения видимого гнева Божия, кроме крестных ходов, бывших по всем деревням приходским, сделали обещание каждогодно праздновать один будничный день, в который по совершении Литургии должен быть крестный ход в их селение. Так деревни Мичурина крестьяне установили праздновать пятницу пред Воздвиженской неделей. Крестьяне деревень Кисельницы и Трофимовка — Ианов день и Владимирской Божией Матери.
26 ноября 1868 г. храм был посещен Антонием (Павлинский), Архиепископом Владимирским и Суздальским.
В 1869 году церковный староста деревни Кисельницы Илларион Евтихиев отказался от должности, и на его место избран деревни Даниловки крестьянин Федор Иванов Синоборский.
25 сентября 1869 г. деревянный Преображенский храм, после столетнего своего существования был нарушен; в том же году в октябре месяце был совершенно разобран, и лесной материал в 1870 году употреблен на обжиг кирпича для строящегося каменного храма, а иконы и прочая церковная утварь перенесены – иные в каменный теплый храм, а иные помещены в особо устроенном для сего сарае.
В 1869 г. в связи с теплым храмом была начата постройка холодного каменного храма на средства князя Грузинского.
В 1871 году апреля 4 дня старший священник Тимофей Никольский Всемилостивейше награжден фиолетовою скуфьей.
В 1872 году в январе месяце избран церковным старостою деревни Мичурино крестьянин Гавриил Александров; в 1872 году апреля 10 дня священник Григорий Талантов удостоен благословения Святейшего Синода, на что и выдано ему апреля 28 дня за № 1109 свидетельство от Его Высокопреосвященства Антония, Архиепископа Владимирского и Суздальского.
5 июня 1872 года храм был посещен Иаковом, Епископом Муромским викарием Владимирским.
В 1872 году стены каменного холодного храма выведены до настоящей полноты и вся каменная постройка приведена к окончанию.
В 1873 году за болезнью старшего священника Тимофея Никольского все требоисправления отправляемы были по Указу Владимирской Духовной консистории безместным священником Николаем Виноградовым до 1 августа 1874 года.
В 1874 году в декабре месяце избран и епархиальным начальством утвержден в должности церковного старосты деревни Кисельницы крестьянин Дмитрий Петров Ершов.
В 1874 году главы, своды и четверик временно покрыты черным листовым железом.
8 марта 1875 г. священник Григорий Талантов избран и 24 того же месяца Указом консистории утвержден в должности благочинного 2-го округа Судогодского уезда. 12 апреля Всемилостивейше награжден фиолетовой скуфьей.
В 1875 году по предъявлению реформы в духовенстве от 1 июля последовала перемена в наименовании причта. По новому расписанию причтов в приходе положено быть настоятелю, его помощнику и двоим псаломщикам. На таковые должности по распоряжению и утверждению Епархиального начальства поступили: настоятель благочинный священник Григорий Талантов, помощником священник Тимофей Никольский, псаломщиком диакон Алексей Лебедев, исправляющим должность псаломщика дьячок Степан Удальцев, а прочие члены причта дьячок Иван Арбузов, пономарь Иван Герасимов Лебедев и пономарь Павел Полисадов оставлены сверхштатного числа.
С 1875 года прихожане по настоянию и внушению настоятеля благочинного священника Григория Талантова начали оказывать свое усердие к украшению внутренности теплого двухпредельного храма. Так, первоначально было обращено внимание на местную икону. Местные иконы по лицевой стороне алтаря, перенесенные из прежнего храма были и иные в ризах, другие без них.


Икона Пресвятой Богородицы Цареградская, список с которой стоял в храме с. Спас-Купалище

Так, образ Спасителя по правую сторону Царских врат в Троицком пределе, образ Цареградской Божией Матери, по левую сторону образ Живоначальной Троицы были в ризах окладных посеребренных. В Покровском же приделе только одна икона Господа Вседержителя по правую сторону Царских врат была в ризе, а все прочие иконы были без риз. Такая пестрота в иконах мало придавала красоты и не производила благолепия. Вследствие сего прихожане, любя благолепие храма, усердием своим сделали в Покровском приделе три медно посеребренные с отзолоченными венцами весьма искусной работы ризы на иконы Покрова Пресвятой Богородицы, святителя Николая, Успения Пресвятой Богородицы. В Троицком же приделе на икону Сошествие Святого Духа, медно посеребренную ризу с отзолоченными венцами искусной работы пожертвовало семейство князя Николая Ильича Грузинского. Таким образом, лицевые иконы иконостаса, как в Троицком, так в Покровском приделе облечены были медно посеребренными с позолоченными венцами ризами, что много придало красоты и благолепия храму Божию.
В 1876 г. была объявлена признательность Его Высокопреосвященства: 1) Прихожанам погоста Спаса-Купалищ за пожертвование двух риз медных высеребренных с отзолоченными венцами на две иконы, святителя и чудотворца Николая, в 109 руб.; 2) Крестьянину деревни Богданцева, Ивану Иванову, за пожертвование 125 руб. на обделку сводов и стен внутри приходского теплого храма; 3) Князю Николая Ильичу Грузинскому, за пожертвование в церковь серебро-позолоченных брачных венцов, таких же ковшичка для теплоты и блюдца.
В 1876 году помощник настоятеля священник Тимофей Никольский апреля 22 дня за болезнью уволен за штат, а вместо его исправлять священническую должность допущен безместный священник Стефан Казанский, который 2-го августа того же года и утвержден помощником настоятеля.
В 1876 году усердие прихожан к благолепию храма не охладело, а еще более усилилось. Так, на жертвуемые от прихожан деньги вызолочена серебряная риза на местночтимой иконе Преображения Господня, вызолочена верхняя доска напрестольного Евангелия, а нижняя высеребрена, вызолочен ковчег для хранения Святых Даров. вызолочен Потир, Дискос, Звездица, блюдца и лжица. Сделано несколько меднопосеребренных риз с отзолоченными венцами на мелкие подвижные иконы, именно: на икону Нерукотворного Образа, икону главы Иоанна Крестителя, икону Николая Чудотворца, икону Владимирской Божией Матери, икону Казанской Божией Матери, икону Преображения Господня и икону святой великомученицы Параскевы, нареченной Пятницы. Крестьянином Дмитрием Ерновым пожертвована икона Владимирской Божией Матери в киоте и медно позлащенной ризе, очень искусной работы.
1877 год весьма достопамятен и знаменателен для храма. В этот год усердием прихожан теплый двупредельный храм приведен в самый благолепный и приличный дому Божию вид. Усердием крестьянина деревни Богданцева Ивана Иванова, своды отбелены, арки расписаны разными колерами и стены окрашены сверху голубой, а снизу от пола почти на два аршина темно-коричневою краской и на масле. Иконостасы как в Троицком, так и в Покровском приделах, окрашены кармином под лак, вся резьба покрыта червонным золотом на мардане так искусно, что нисколько не уступает работе на полименте. Вновь сделаны киоты для помещения в них двух месячных икон, за киотами помещаются и два клироса. Место для помещения староста и шкаф для хранения свеч сделаны очень искусно под дуб и помещены у левого столба внутри храма. Суммы на таковое украшение храма употреблено более 1400 рублей и вся эта сумма почти пожертвована доброхотными дателями прихожан. Господь да помянет жертву их и причислит ее как залог и доказательство веры и благочестия!
В 1877 году помощник настоятеля священник Стефан Казанский покончил свою служебную деятельность. За нетрезвость и неисправность на службе и порочную жизнь он лишен священнического сана, ношения рясы и рукоблагословения. Место же его жительства назначена была Солбанская пустынь, в коей и назначено ему проживать в братском послушании.

В 1878 году в январе избран и епархиальным начальством утвержден в должности церковного старосты деревни Кисельницы крестьянин Карп Семенов.
В январе месяце того же года на место священника Казанского поступил безместный же священник Николай Болотов. Этот несчастный молодой человек весьма мало побыл в погосте в должности священника не более двух месяцев. В марте месяце того же года он за нетрезвость, неисправность по службе и за нарушение церковной дисциплины был уволен от должности. В 1878 г. уволен из армейского ведомства по прошению священник Иоанн Оранский и 18-го февраля определен младшим священником в с. Спас-Купалищи.
В 1878 году поделаны в настоящий холодный Преображенский храм рамы для икон и окрашены медянкой главы и кровля оного храма.
1879 года настоятель и благочинный священник Григорий Талантов духовенством вновь избран благочинным на другое четырехлетие и Епархиальным начальством утвержден. Того же года апреля 1 дня за отлично усердное при честном поведении прохождение возложенных должностей Всемилостивейшее награжден бархатной фиолетовой камилавкой.
В 1879 году внутренность храма оштукатурена.
В 1880 году начат поделкой иконостас в холодном храме и написание икон.
1880 года в январе месяце настоятель священник Григорий Талантов по причине тяжкой болезни отказался от должности благочинного и епархиальным начальством был уволен от оной с преподанием от епископа Феогноста благословения Божия за честное и усердное прохождение должности.
1880 года июня 24 дня сверхштатный пономарь Иван Герасимов Лебедев за нетрезвость и неисправность по службе уволен за штат.
1881 года церковный староста деревни Кисельницы крестьянин Карп Семенов избран прихожанами в церковные старосты на другое трехлетие и епархиальным начальством утвержден в этой должности.
В 1881 году 11 июня храм был посещен его Преосвященством, Преосвященнейшим Феогностом, Епископом Владимирским и Суздальским.
1 сентября 1881 г. иконостас, престолы и иконы приведены в должный порядок.
Храм 13 и 14 сентября освящал местный благочинный, отец Гавриил Сергиевский, священник погоста Покрова Башевых, с благословения его Преосвященства. При освящении участвовали: священники Григорий Талантов, Иоанн Оранский (заштатный), Тимофей Никольский (погоста Спас-Купалище). Священники села Послашкина Федор Травчетов, села Картмазова Ефим Равнин (Судогодского уезда), села Кусунова Федор Соколов (Владимирского уезда), села Головина Федор Поспыхов (Юрьевского уезда). Диаконы: погоста Спас-Купалище Алексей Лебедев, села Кусунова Петр Смирнов.
В 1882 году полы, в холодном храме, окрашены желтой масляной краской. 10 июня случилось в храме несчастье. Какой-то злодей проник в храм, сломав в окне главного алтаря решетки с северной стороны. Вор изломал два свечных церковных ящика, и похитил из них деньги — 68 рублей 36 копеек серебром. На Владимирском Окружном Суде выяснилось, что похититель Костромской губернии Юрьевецкого уезда, деревни Слащихи крестьянский сын Иван Артемьев, который бежал от своих родителей, жил под чужим видом около 15 лет. Суд, за неимением явных улик и за несознанием преступника, присудил: сослать его на жительство в отдаленные губернии Сибири.
Настоятель-священник погоста Спас-Купалищ, Григорий Талантов 30 мая 1882 г., согласно прошению, уволен за штат; настоятелем этого прихода утвержден помощник его – священник Спас-Купалищ Иоанн Оранский, а на его место определен окончивший курс Семинарии Александр Сергеевич Анисов.
В 1883 году отлит колокол весом 253 пуда и 34 фунта, который на время повешен на столбах при храме. О приобретении колокола преподано благословение Божие от Феогноста, Архиепископа Владимирского и Суздальского, настоятелю погоста Спас-Купалище — священнику Иоанну Оранскому и церковному старосте крестьянину Карпу Сомову, штабс-капитану Самсону Васильеву за пожертвование на колокол 500 рублей; крестьянину деревни Богданцевой 250 рублей Ефиму Машкову; за пожертвование на тот же предмет крестьянину деревни Даниловки Агафону Гулякову 100 рублей; крестьянину деревни Дорофеевой Андрею Павлову 100 рублей; крестьянину деревни Богданцевой Ивану Румянцеву 75 рублей; Евлампию Федорову, Стефану Иванову, деревни Гатихи Макару Платову и деревни Бородина Макару Тумакову по 50 рублей серебром (пропечатано о сем во Владимирских Епархиальных Ведомостях за 1883 год № 15).
В 1884 году вновь избранный церковный староста крестьянин погоста Спас-Купалище Иван Федорович Дружин, на свой счет выкрасил весь теплый храм масляной краской. Стены до окон окрашены темно-коричневой краской, стены — бледно-зеленой, а своды — светло-желтой краской. Сумма его собственных денег, потраченная им на украшение храма, простирается до 300 рублей серебром.
В 1885 году по предъявлении реформы в духовенстве с апреля месяца последовала перемена в наименовании причта. Разделение священников на настоятелей и помощников настоятелей отменено, а также разделение причетников на псаломщиков и исправляющих должности псаломщиков отменено, а всем состоящим при церквах причетникам предоставлено звание псаломщика. По новому расписанию причта в приходе положено быть: двоим священникам, диакону и двоим псаломщикам. На таковых должностях состоят. 1-й священник Иоанн Оранский, 2-й священник Александр Анисов, диакон Алексей Лебедев, 1-й псаломщик Стефан Удальцов, 2-й псаломщик Иван Арбузов, а сверхштатный псаломщик Павел Полисадов переведен в мае месяце на должность штатного псаломщика в село Смолино того же уезда.
Весной 1885 года начата постройкой новая каменная колокольня, для устройства коей в сем же году пожертвовано светлейшим князем Н.И. Грузинским 25 тысяч кирпича.


Икона над входом в колокольню

Обр. Пресв. Бцы. «Достойно есть» на фасаде колокольни

Колокольня Спасо-Преображенского храма

В 1885 году в июле месяце храм был посещен Преосвященнейшим Феогностом, Архиепископом Владимирским и Суздальским.
1886 года ноября 30 дня заштатный священник Тимофей Федоров Никольский умер. 1 декабря 1886 года старший священник Иоанн Володимиров Оранский умер. 14 декабря на место умершего священника Иоанна Оранского переведен из погоста Тимофеевского священник Димитрий Афанасьевич Левитов. В декабре месяце священник Александр Сергеев Анисов награжден от Высокопреосвященнейшего Архиепископа Феогноста набедренником.


Закладной камень в стене колокольни

В 1888 году в октябре месяце о. Димитрий Левитов определен законоучителем Богданцевского народного училища.
В 1888 году в июне месяце каменная колокольня при Преображенской церкви окончена постройкой, и 6 августа, того же года, поднят и водружен на новоустроенной колокольне Святой Животворящий Крест. Колокольня построена на средства церковные, пожертвованные от прихожан, суммы на постройку колокольни употреблено до 6 тысяч рублей серебром. Приобретенный в 1883 году колокол в 253 пуда и 34 фунта оказался неспособным, взамен его в 1890 году приобретен новый, весом в 249 пудов и 35 фунтов и повешен на новоустроенную колокольню 10 июня 1890 года, новый колокол отлит в г. Ярославле, на заводе купца Оловянникова.




Сохранившаяся храмовая роспись. Фото 2004 г.

В 1890 году произведена была живопись в теплом храме мастером С.Г. Соколовым за 425 рублей (Семен Гаврилович Соколов — мещанин г. Судогды).
В 1890 году устроены крыльца (верхи, колонки и балясники) на северной и южной сторонах холодного Преображенского храма, и на западной стороне, при входе в паперть теплого храма.
В 1891 году о. Александр Анисов определен катехизатором.
В 1892 году в марте месяце священник Димитрий Левитов удостоен благословения Святейшего Синода с выдачей грамоты за отлично хорошее поведение и особые труды по народному образованию.
Летом 1892 года колокольня, теплый и холодный храм обелены известью и окрашены колером под цвет бирюзы. Железная кровля колокольни, теплого и холодного храма окрашены медянкой. Все означенные работы производил крестьянин прихода с. Михалкова, Владимирского уезда, Иван Яковлев Хрящев за 180 рублей серебром.

Летом 1891 года в июле месяце вследствие прошения священно-церковно-служителей в погост Спас-Купалище командирован был землемер Петр Иванович Буяльский, возобновить межевые знаки церковной земли, утраченные от времени. Землемер Буяльский весьма добросовестно исполнил возложенное на него поручение. Церковную землю обвел межником, поставил столбы и вырыл ямы, но действиями Буяльского остался недоволен церковный староста, крестьянин погоста Спас-Купалище Иван Федоров Дружинин и подал в губернское правление жалобу. Вследствие жалобы старосты Дружинина в сентябре месяце 1892 года, проверить действия землемера Буяльского, командирован был начальник межевой партии инженер Сергей Григорьевич Грузов, который произвел работы вновь и отчет препроводил в межевую канцелярию. Независимо от претензии, заявленной Иваном Дружининым на действия землемера Петра Буяльского, тот же Дружинин по доверенности от крестьян погоста Спас-Купалище, в июле месяце 1893 года, подал новое прошение в межевую канцелярию, в котором просил — специальные планы, составленные в 1875 году землемером Флоринским на землю церковную погоста Спас-Купалище и земли крестьян того ж погоста, как бы неправильные — уничтожить, земли церковную и крестьянскую вновь перемежевать и выдать новые планы. Следствием межевых работ землемера Грузова и прошения Ивана Дружинина, 12 мая 1894 года, состоялось следующее определение межевой канцелярии: планы землемера Флоринского признать правильными; в жалобе Дружинину отказать; действия землемера Грузова признать правильными и по его действиям, к планам землемера Флоринского сделать нарезки; межевые признаки в местах оспоренных крестьянами и поставленные землемером Буяльским уничтожить; ходатайство священно-церковно-служителей уважить; межевые признаки возобновить. Определением межевой канцелярии, будущему землемеру и могущему возобновить межевые признаки, указаны линии, которыми должен пройти землемер, а от священно-церковно-служителей потребован отзыв о согласии или несогласии их на определение межевой канцелярии. Ознакомившись с определением межевой канцелярии, священно-церковно-служители заявили по некоторым пунктам свое несогласие, и объяснение свое представили в духовную консисторию для дальнейших распоряжений.

В 1894 г. в марте месяце священник Александр Анисов удостоен благословения Божия от Высокопреосвященнейшего Архиепископа Сергия за ревностное проповедание слова Божия.
В 1894 году в июле месяце священники Димитрий Левитов и Александр Анисов удостоены благословения от Высокопреосвященнейшего Сергия, Архиепископа Владимирского, за отлично успешное преподавание закона Божия в народных училищах. Первым в Богданцевском, а вторым — в Даниловском.
В 1894 году в апреле месяце начата работа стенной живописи в холодном Преображенском храме. Работа производится на церковную сумму, муромским мещанином Иваном Ивановичем Патырьминым за 600 рублей серебром.
В 1894 году в июле месяце устроены два клиросных киота (за правым клиросом в Покровском, и левым — в Троицком приделах), киоты выкрашены кармином и позолочены.
В 1895 году 29 августа живописная работа в холодном Преображенском храме окончена, и 3 сентября в воскресный день совершено освящение храма. В день освящения богослужение совершено соборно: и.д. благочинного села Жилинова священником Николаем Яхонтовым, погоста Спас-Купалище священниками — Димитрием Левитовым и Александром Анисовым, и села Картмазова священником Иоанном Нарбековым.
В 1895 году 24 октября по распоряжению межевой канцелярии прибыл землемер Лев Владимирович Горский. Этот землемер окончательно привел в исполнение определение межевой канцелярии по делу возобновления утраченных межевых знаков. По окончании межевых работ Горским оказалось, что действия первого землемера Буяльского были правильны, что он проходил почти теми же самыми линиями, какими прошел землемер Горский и межевые знаки, назначенные межевой канцелярией и утвержденные землемером Горским, поставлены почти на тех же самых пунктах, где были поставлены и землемером Буяльским. Разница вышла незначительная, но при этом в невыгоду крестьян, аршина два в пользу причта отмежевано усадебной (в саду) земли от крестьянина Андрея Андреева Бобылева. Ясно видно, что жалоба крестьян, в лице их доверителя крестьянина Ивана Федорова Дружинина, была совершенно напрасной. На линии самого спорного пункта, по дороге к Мичурину, за околицей, по неудобству вблизи дороги рыть межевую яму землемером Горским, насыпан земляной курган. Так окончилось дело по возобновлению межевых знаков на церковной земле погоста Спас-Купалище, тянувшееся целых три года, совершенно напрасно, благодаря незаконным притязаниям крестьян — бобылей погоста Спас-Купалище.
1896 году в сентябре и октябре месяцах устроена при церкви Преображения Господня в погосте Спас-Купалищах каменная сторожка. Работу производили крестьяне деревни Даниловки — Петр Данилов Зайцев и Афанасий Афиногенов Арбузов.
В 1897 году в январе месяце священник Димитрий Левитов от Высокопреосвященнейшего Сергия, архиепископа Владимирского и Суздальского, награжден бархатною фиолетовой скуфьей.
1897 года месяца февраля 6 дня крестьянином деревни Дорофеево Андреем Михайловым Михайловым пожертвовано в церковь Преображения Господня погоста Спас-Купалище медное вызолоченное паникадило о 24 шандалах в церковь холодную, стоимостью 400 рублей серебром.

В храме было пять престолов: в холодном - во имя Преображения Господня, св. блг. князя Александра Невского и свт. Николая Чудотворца, в теплой трапезе - во имя св. Троицы и Покрова Пресвятой Богородицы.
Из предметов древности в церкви хранилось напрестольное Евангелие печати 1628 г. и служебник изд. 1668 г.
Причта в приходе по штату положено: два священника, диакон и два псаломщика. На содержание их получалось: от земли церковной до 100 руб., от служб и требоисправлений до 1000 руб., от хлебнаго сбора с прихожан до 150 руб. и процентов с причтоваго капитала (1005 руб.) – 40 р. в год. Церкви принадлежал дом, выстроенный судогодским мещанином Иваном Андреевичем Бабичевым, в котором проживал настоятель (с обязательством его поддерживать во время проживания), а также лобаз, устроенный крестьянином д. Новое Владимирского уезда, Осипом Власовичем Жигаловым.
Приход состоял из: погоста Спас-Купалищ, сельца сельца Михайловского (4 вер. от церкви) и деревень: Кисельниц (2 вер.), Трофимовки (3,5 вер.), Краснораменья (6 вер.), Мичурина (4 вер.), Маслова (3 вер.), Богданцева (4,5 вер.), Трухачева (5 вер.), Глебова (6 вер.), Исакова (5 вер.), Даниловки (2 вер.), Нагорной (7 вер.), Мызина (10 вер.) и Дорофеева (12 вер.). Во всех этих поселениях по клировым ведомостям числилось в 1897 г. 1773 души муж. пола и 2045 женского.
В приходе имелись три земских народных школы: в д. Данилове, д. Богданцеве и д. Мызине (где школа помещалась в общественном доме, в 1879 году учителем в ней был Александр Сергеевич Анисов, впоследствии настоятель Спас-Купалищского прихода); учащихся в 1896 г. было во всех этих школах 136.
В деревне Даниловке и дер. Смыкого, по рассказам старожилов, стояли часовни.

Указом Владимирской Духовной Консистории от 9-го февраля 1898 года за № 1461 священнику Димитрию Левитову преподано Архипастырское благословение за отлично-усердное преподавание Закона Божия в Богданцевском народном училище.
В 1898 году в апреле месяце священнику Александру Анисову преподано Архипастырское благословение за усердное преподавание Слова Божия.
1899 года сентября 22 дня указом Духовной Консистории за № 9994 священник Александр Анисов утвержден законоучителем Мызинского народного училища.
1899 года летом крестьянином дер. Дорофеево Даниилом Сергеевым Сатуркиным-Иерофеевым построена медная позолоченная чеканной работы риза на икону Нерукотворенного Спаса в холодном Преображенском храме.
1899 года в июле месяце крестьянином деревни Богданцево Стефаном Иоанновым Ильиным, на позолоту иконостаса в холодном Преображенском храме пожертвовано 100 рублей.
1899 года в декабре месяце крестьянской женой деревни Богданцево Ириной Васильевой Мартыновой, во Владимирском отделении Государственного банка положен капитал в 100 рублей на вечный вклад с тем, чтобы причт Преображенской церкви погоста Спас-Купалище пользовался процентной суммой за поминовение о здравии: Ирины и Василия, а после их смерти, за упокой, и о упокоении — Василия, Марии, Евфросинии.
1899 года июля 5 дня крестьянином Ковровского уезда деревни Мартемиановой Александром Егоровым Трудолюбовым начата позолота иконостаса в холодном Преображенском храме. По нотариальному условию Трудолюбов обязан в годичный срок произвести позолоту иконостаса трех приделов холодного храма за 3500 рублей.
1900 года декабря 3 дня крестьянской вдовой деревни Богдаанцево Марфой Евфимиевой Тимофеевой внесен капитал в 100 рублей в пользу причта погоста Спас-Купалище, с тем, чтобы причт пользовался процентами с капитала за поминовение на вечное время о упокоении: Евфимия, Екатерины, Марфы, Евлампия.
1900 года в августе месяце усердием диакона погоста Спас-Купалище Алексия Георгиева Лебедева сделаны две медные вызолоченные ризы чеканной работы на местные иконы: св. Иоанна Предтечи и свт. Николая Чудотворца в холодном Преображенском храме. Иконы помещаются в киотах за стеклами, устроены киоты на средства того ж диакона Лебедева. Ризы работал господин г. Владимира мещанин Михаил Иосифов Садовников за 250 рублей.
1900 года августа 1 дня совершено освящение вызолоченного иконостаса в холодном Преображенском храме, на торжество освящения приглашен местный благочинный погоста Тимофеевского священник Алексии Григорьевич Панфилов. Богослужение 1 августа совершено соборно: благочинным Панфиловым и священниками: Димитрием Афанасиевым Левитовым и Александром Сергеевым Анисовым при участии диакона Алексия Георгиева Лебедева.

11 ноября 1916 г. псаломщик пог. Спас-Купалищ Аркадий Корнилов определен в диакона в Старинский Погост.

По клировым ведомостям, судя по количеству бывших на исповеди в 1905 году (мужского пола 1448 человек, женского — 1760 человек), и не бывших по различным причинам (мужского пола по малолетству — 464, женского — 468; по отлучкам соответственно 237 и 152; по опущению, т.е. без уважительной причины — 32 и 7), на приходе в приписных I деревнях проживало 4568 человек.
«На собрании верующих Спас-Купалищевского прихода обсуждался вопрос об изъятии церковных ценностей. Верующие, заслушав доклад об ужасах Поволжского голода, вынесли постановление немедленно сдать из церкви все драгоценности, которые можно реализовать на хлеб. «Если для спасения от голода потребуется сама церковь, мы и ее не пожалеем отдать». Верующие предложили представителю уездной власти немедленно произвести изъятие, дабы не приезжать за ценностями вторично…» (газета «Призыв», 1 мая 1922).
Приходские священники Александр Анисимов, Александр Преображенский и псаломщик Петр Михайлов в 1930-е годы были арестованы, а в 1938 году арестовали и прислуживавшую при храме Ирину Ивановну Краснову.
Храм закрыли после Великой Отечественной войны, в 1946-1947 гг. Был разграблен, и постепенно разрушался.
В разрушенную церковь продолжали приходить жители соседних деревень — помолиться или просто хоть постоять под его сводами. Старожилы вспоминают, что неоднократно слышали таинственное пение в опустевшем храме. А где-то рядом в тихой речной заводи врастают в ил колокола, спрятанные там прихожанами от поругания в лихие 20-е годы.


Теплоход «Александр Невский», курсировавший по Клязьме по маршруту Владимир – Спас-Купалище. 1959 г.

Численность населения в с. Спас-Купалище в 2010 году – 34 женщины.


Дома в с. Спас-Купалище

Священнослужители Спасо-Преображенского храма

Ектифей Сергеев — упоминается в 1645—1647 гг.
Сила Устинов — упом.1678 г., из дьячков оного погоста (упом. 1645-1647 гг.).
Игнатий Петров (1675—после 1729) — упом. 1710—1729, вышел за штат в 1729 г.
Яков Петров (1665—после 1710) — упом. 1710—1717, перешел в с. Давыдовское 14.05.1717 г.
Андрей Игнатьев — с 1729, упом. 1738, сын священника оного погоста Игнатия Петрова, вдов с 1735 г.
Михаил Игнатьев – упом. 1738, сын священника оного погоста Игнатия Петрова.
Ефим Дмитриев (1716—1804) — упом. в сер. XVIII в., заштатный.
Дмитрий Николаев (1749—после 1811) — упом. 1795- 1806 гг., выбыл за штат в 1806 г.
Алексей Ефимов (1750—после 1811) — упом. 1795—1811, сын священника оного села Ефима Дмитриева, выбыл за штат в 1811 г.
Боголюбовский Григорий Тимофеевич (р. 1782) — с 1806, упом. 1811, сын священника с. Боголюбово Владимирского уезда Тимофея Матвеева, окончил Богословское отделение ВДС (1806), священник с. Малахово Владимирского уезда с 1806 г.
Дмитрий Алексеев (1790—упом. 1811) — с 1811, сын священника оного села Алексея Ефимова.
Палеховский Илья Иванович (1764—после 1817) — с 1817, сын священника Владимирского Успенского женского монастыря, поступил в ВДС (1782), назначен на иподиаконское место в архиерейский дом (1784), священник и архиерейский певчий во Владимире.
Уваров Федор — упом. 1830-е гг.
Никольский Тимофей Федорович (1814—30.11.1886) — с 1836 по 1876, окончил ВДС (1836), выбыл за штат (1876), получил пенсию 130 руб. в год, в 1878 г. от Владимирского попечительства о бедных духовного звания получил 20 pуб.
Колеров Иван Семенович (1793—1853) — упом.1849—1853.
Талантов Григорий Николаевич (1822—1882) — с 24.05.1853 по 1882, сын диакона, окончил ВДС (1850), духовник (1863-1875), благочинный (с 24.03.1875), выбыл за штат (1882); награды: бронзовый наперсный крест в память Крымской войны (25.05.1860), набедренник (26.01.1865), благословение Св. Синода (10.04.1872), скуфья (12.04.1875), камилавка (01.04.1879), признательность Главного Правления Общества подания помощи при кораблекрушениях за пожертвование (15.07.1879). Жена: Мария Ивановна, урожденная Колерова, дочь священника Ивана Семеновича Колерова.
Казанский Степан Афанасьевич (1832—после 1902) - с 1870 по 1882, сын пономаря с. Фоминки Гороховецкого уезда Афанасия Ивановича Никольского, окончил ВДС (1854), причетник пoг. Кинешемский Вязниковского уезда, диакон пог. Теша Муромского уезда, там же священник (1861—1873), с. Липня Муромского уезда (1873—1876), тюремной церкви г. Шуи (с 1882); награды: скуфья (07.01.1902).
Оранский Иван Владимирович (1844—01.12.1886) - с 1878 по 1886, сын священника с. Суходол Владимирского уезда Владимира Егоровича Оранского, окончил ВДС (1868), священник 8-го пехотного Эстляндского полка (1871—1878), был в походе в войне с Турцией 1877—1878 гг., участвовал в сражениях при г. Ловчи (22.08.1877), при штурме г. Плевна (27—31.08.1877), контужен в левый бок во время штурма Плевны (30.08.1877), по расстроенному здоровью переведен из армейского ведомства во Владимирскую епархию (26.01.1878), помощник настоятеля оной церкви (с 20.02.1878), настоятель (с 30.05.1882). Жена: Юлия Михайловна (р. 1850). Дети: Владимир (р.1871), окончил ВДС (1892), священник с. Ново-Фроловское Покровского уезда (с 1897); Иван (р.1874); Александр (p. 188l), окончил ВДС (1902), назначен в Петербургскую духовную академию (1902).
Анисов Александр Сергеевич (р. 1856—1940) — с 1882, сын священника с. Зернилово Суздальского уезда Сергея Алексеевича Анисова, окончил ВДС (1878), народный учитель (1878—1882); награды: благословение архиерея за проповедование Слова Божия (8.3.1894), благословение архиерея за преподавание Закона Божия (01.07.1894). Ж.: Мария Абрамовна (р. 1862).
Левитов Дмитрий Афанасьеви (1886—— 02.05.1901) — окончил ВДС (1868), диакон с. Аббакумово Покровского уезда (1869—1879), священник пог. Тимофеевский Судогодского уезда (1879—1886); награды: Благословение архиерея за преподавание Закона Божия (01.07.1894). Его сын — Левитов Кирилл Дмитриевич (р. 1890), преподаватель в д. Улыбышево, арестован (10.02.1938), осужден на 8 лет лишения свободы.
Преображенский Александр Константинович — (р. 1901), окончил ВДС (1898), священник с. Старое Заозерье Владимирского уезда (23.08.1900—1901), лишен избирательных прав как «служитель культа» (1926).

Далее »»» СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ женский монастырь.

Copyright © 2018 Любовь безусловная


Категория: Судогда | Добавил: Jupiter (16.09.2018)
Просмотров: 51 | Теги: Судогодский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика