Спас-Купалище — село в Судогодском районе Владимирской области России, входит в состав Лавровского сельского поселения.
Ходит суждение, выдаваемое за непреложную истину, о том, что «в нач. 1-го тыс. н.э. в VI-VIII вв., по речной системе Мещеры проходил древнейший водный торговый путь, соединяющий среднее течение рек Оки и Клязьмы, по рр. Гусь, Колпь и Судогда, как одно из ответвлений Волжского серебрянного пути, в обход Волжской Булгарии, по которому серебро Арабского халифата, через Клязьминскую и Волжскую Нерль, Плещеево озеро попадало в Ростов, Новгород и далее в Скандинавию и Западную Европу. Местные жители продавали заморским купцам за серебряные монеты и соль: мед, воск, деготь, пеньку, меха белки, куницы, бобра и невольников – молодых мужчин и женщин». В действительности в ХІ-ХІІ веках Спас-Купалище находилось на перекрёстке водного пути по Клязьме и сухопутных путей вдоль Клязьмы и вдоль Судогды. Во времена Андрея Боголюбского и Всеволода Большое гнездо табуны лошадей не только с Волжской Булгарии, но и с Нижней Волги, гнали исключительно посуху. И позже монголы в любое время года пересекали Русь во всех направлениях только верхом. Причиной неверного представления о значении водных и сухопутных путей в древней Руси является глубоко ошибочное мнение о том, что «реки раньше были полноводнее». Конечно, можно было тащить вверх по Гусю и Колпи небольшие ладьи. Затем очень длинный волок с двумя перекладками груза и сплав по Судогде. Водный путь при этом нужно было содержать в порядке. И это было бы очень медленное продвижение в сравнении с сухопутным.
Спас Купалище – место впадения р. Судогда в р. Клязьма
29. Поселение «Спас-Купалище 3» (неолит - Льяловская культура, древнерусское поселение 11-13 вв.) расположено ок. 2.3 км. к западу от южной окраины деревни Богданцево, 6.4 км. к юго-западу от с. Спас-Купалище, правый берег р. Клязьма, урочище Левины дачи. Протянулось вдоль берега с северо-востока на юго-запад, размеры ок. 250х100 м. Выявлены три горизонта культурного слоя. В нижнем слое глубиной 1.6 м. в темно-серой супеси с включениями угля, обожженных камней и золы, найдены фрагменты лепных сосудов с ямочно-гребенчатой орнаментацией, льяловской к-ры, а также кремневые отщепы. На глубине 1.6 до 1.9 м. залегает слой серой супеси с аналогичной керамикой. Этот слой подстилается вымосткой из крупных камней, забутованных мелкой галькой. Верхний горизонт содержит большое количество обломков гончарной древнерусской керамики. 30. Селище 1 «Спас-Купалище 1» (11-13 вв.) расположено в 2 км. к западу от деревни Богданцево, 6 км. к юго-западу с. Спас-Купалище, правый берег р. Клязьма, 100 м. от русла, урочище Левины дачи. Протянулось вдоль берега с северо-востока на юго-запад, размеры ок. 200х120 м. Поверхность памятника поросла лесом. Керамика гончарная древнерусская. 31. Селище 2 «Спас-Купалище 2» (11-13 вв.) расположено ок. 2.2 км. к западу от деревни Богданцево, 6.2 км. к юго-западу от с. Спас-Купалище, правый берег р. Клязьма, урочище Левины дачи, к югу от Селища 1, на противоположном от него склоне оврага. Протянулось вдоль берега с северо-востока на юго-запад, размеры ок. 120х30 м., высота над рекой 3-4 м. Керамика гончарная древнерусская. 32. Селище 3 «Спас-Купалище 4» (11-13 вв.) расположено ок. 2.5 км. к западу от деревни Богданцево, 6.6 км. к юго-западу от с. Спас-Купалище, правый берег р. Клязьма, урочище Левины дачи, к юго-западу от поселения. Протянулось вдоль берега, размеры ок. 100х10 м. Керамика гончарная древнерусская. 33. Курганный могильник «Левины Дачи» расположен в 2 км. к западу от деревни Богданцево, 6 км. к юго-западу от с. Спас-Купалище, правый берег р. Клязьма, урочище Левины дачи, с северо-запада от Селища 1. 153 компактно расположенных кургана. В северной части могильника находятся крупные насыпи высотой 2.0-2.2 м., диаметром 16-18 м. С юга их полукольцом окружают курганы высотой 1.4-1.6 м., диаметром 10-12 м. Все курганы имеют кольцевые ровики у основания. По внешним признакам могильник может быть отнесен к древнерусским домонгольского времени. 34. Курганный могильник 1 расположен в 2.5 км. к западу юго-западу от села Спас-Купалище, обширное всхолмление в пойме правого берега р. Клязьма. Всхолмление высотой 5-10 м. над уровнем поймы протянулось с севера на юг. 53 насыпи высотой 0.3-0.7 м., 47 из которых имеют округлую в плане форму, диаметром 1.6-4.0 м., шесть - с овальными основаниями размерами 4.5-5.0х1.5-2.0 м. 35. Курганный могильник 2 расположен в 2.7 км. к западу юго-западу от села Спас-Купалище, 0.6 км. к югу от курганного могильника 1. 27 насыпей высотой 0.6-0.7 м., диаметром 2-4 м., с ровиками у основания. По внешним признакам памятник может быть отнесен к древнерусским домонгольского времени. 36. Курганный могильник 3 расположен в 0.05 км. к западу юго-запада от курганного могильника 2. Девять округлых в плане, компактно расположенных насыпей высотой 0.4-0.6 м., диаметром 2-3 м., с ровиками у основания. 37. Курганный могильник 4 расположен в 0.08 км. к югу юго-запада курганного могильника 3. Пять округлых в плане насыпей высотой 0.4-0.6 м., диметром 2.0-3.5 м., с ровиками у основания. Древнерусский монгольского времени.
Погост Спас-Купалищи
Спас-Купалище расположено возле впадения реки Судогды в реку Клязьму (старое русло).
Известно из летописи, что сюда приезжал на охоту и для отдыха основатель Боголюбского монастыря благоверный великий князь Андрей Боголюбский. Существует такая легенда: «Грозный царь Иоанн Васильевич, возвращаясь из Казанского похода, двигался по судоходным тогда рекам Воймиге и Судогде, и повелел поставить по берегам этих рек три деревянные храма – все в память Преображения Господня. Так и стоят, один за другим, до сих пор три Спаса и три погоста – села Спас-Беседа, Спас-Чамерёво и Спас-Купалище. По преданию здесь в Спас-Купалище тонул во время купания царь Иоанн Грозный, возвращавшийся после взятия Казани в Москву. Призвав на помошь Спасителя, царь дал обет, если останется жив - выстроить храм, и тотчас чудесным образом был спасен. Вскоре по царскому повелению выстроили деревянный сруб храма в честь Преображения Господня и отслужили литургию с благодарственным молебном.
Первые письменные сведения о погосте содержатся в патриарших книгах за 1628 год: «церковь Преображения Господа Бога и Спаса Нашего И. Христа на погосте на Купалищах». В писцовых книгах 1643-1647 гг. о Спас-Купалищском погосте имеются подробные сведения: «На погосте церковь Преображения Господня древяна клецки, а в церкви образы и свечи, и книги, и ризы, и колокола, и КОЛ всякое церковное строение приходных людей, да на погосте ж во дворе поп Евтифей Сергеев, во дворе дьячок Силко Устинов, да бобылей три двора питаются от церкви Божией; пашни церковной «худые земли» по 13 четей в поле, сена по р. Клязьме 20 копен, лесу бору на полверсты в длину и ширину». В 1646 году упоминается погост на государеве Цареве и великого князя Алексея Михайловича земле в Заозерской волости в Синоборе, а на погосте церковь Спас на Купалищах на реке Клязьме да на реке Судогде. На церковной земле пять дворов крестьянских и бобыльских с 9 человеками. В писцовых книгах 1653-1654 гг. заключаются те же сведения о Купалищском погосте, только сенных покосов показано вместо 20, 50 копен. В 1663 г. на погосте была построена новая деревянная церковь во имя Преображения Господня. В 1678 году указано, что на церковной земле двор попа Силы, двор дьячка Лорки Устинова, двор пономаря Мишки Данилова с братом, два двора бобыльских, в них 5 человек. В 1711 г. была построена еще одна деревянная теплая церковь во имя Живоначальной Троицы. Бобыльские дворы, показанные в писцовых книгах XVII в., в это время уже запустели. Не смотря на то, что бобыльских дворов уже не было с кон. XVII в., церковь продолжала платить и за них дань. О разнообразии этой дани, взимавшейся с церквей в царствовании Петра Великого свидетельствует перечень, сохранившийся в деталях патриаршего казенного приказа, относительно Спас-Купалищской церкви. «Эта церковь платила: 1) в военный приказ полуполтинных по 8 алт. 2 деньги, 2) в адмиралтейской на починку кораблей 4 алт. 1 д., 3) в Ямской ямских и полоняничных по 3 алт. 2 д., 4) в тот же приказ на наем на двор по 2 алт., 5) в земской на дачу рекрутам – 2 алт., 6) в моем на двор по 2 алт., 5) в земской на дачу рекрутам – 2 алт., 60 в монастырской на жалованье драгунам, на корм драгунским лошадям и на подъем каменщикам и кирпичникам, 7) на платеж за пустые дворы, которые сбирали в Александрову слободу, 8) на дело кирпича и на покупку городских припасов, 9) в Ревель на содержание морскаго флота за провиант и 10) на покупку в Ригу и в Выборской гарнизон провианта». (Володимер. Десятина – с. 131)
Храм Преображения Господня был перестроен в 1763 г. и без изменений просуществовал до 1869 г., когда его разобрали. Храм имел одну главу, вокруг него была крытая галерея; над престолом была висячая сень.
Теплая Троицкая церковь в 1762 г. за ветхостью и близостью к деревенским домам была разобрана, а к 1772 г. была построена новая церковь. В 1779 г. она сгорела и более не возобновлялась.
Деревянная церковь бывшая в Погосте Спас-Купалищи, Судогодского уезда
В 1800 г. было начато строительство теплого каменного храма, который был освящен в 1805 г. В 1836 г. храм был распространен, а в 1852 г. был разобран и построен вновь в более обширном виде.
Сведения по состоянию на 1868 год: 1. Священник Тимофей Федоров Никольский, священнический сан. Состоит на службе при означенной церкви с 1836 года, обучался во Владимирской семинарии, где и кончил курс со степенью студента. Имеет бронзовый наперстный крест в память войны 1853-1856 гг. В 1861 году награжден набедренником. В 1845 г. родился сын Никольский Василий Тимофеевич - протоиерей Крестовоздвиженского храма г. Иваново-Вознесенска, благочинный третьего (потом второго) Шуйского округа. 2. Священник Григорий Николаев Талантов, диаконский сан. Состоит на службе с 1853 года при означенной церкви, обучался во Владимирской семинарии, где и кончил курс со степенью студента. Имеет бронзовый наперсный крест в память войны 1853-1856 гг.; в 1865 году награжден набедренником, с 1863 года проходит должность духовника. Диакон Алексей Егоров Лебедев, пономарский сан. Состоит на службе при означенной церкви с 1856 года, обучался во Владимирской семинарии, где и кончил курс с аттестатом второго разряда. Дьячок Иван Степанов Арбузов, дьячковский сан. Состоит на службе при означенной церкви с 1858 года. Исключен из высшего отделения Владимирского Духовного Училища; 1859 года посвящен в стихарь. Дьячок Степан Петров Удальцов, пономарский сан. Состоит на службе при означенной церкви с 1854 года. Исключен из низшего отделения Владимирской семинарии; 1855 года посвящен в стихарь. Пономарь Иван Герасимов Лебедев, пономарский сан. Состоит на службе при означенной церкви с 1858 года. Исключен из среднего отделения Суздальского Духовного Училища; 1862 года посвящен в стихарь. Пономарь Павел Евстратьев Полисадов, дьячковский сан. Состоит на службе при означенной церкви с 1860 года. Исключен из высшего отделения Владимирского Духовного Училища; 1858 года посвящен в стихарь. Церковный староста деревни Кисельницы господ Катениных временно обязанный крестьянин Илларион Евтихиев, состоит на должности церковного старосты с 1863 года.
С 1867 года по случаю повсеместно свирепствовавшей сибирской язвы и коснувшейся частью и здешнего прихода — некоторые прихожане для отвращения видимого гнева Божия, кроме крестных ходов, бывших по всем деревням приходским, сделали обещание каждогодно праздновать один будничный день, в который по совершении Литургии должен быть крестный ход в их селение. Так деревни Мичурина крестьяне установили праздновать пятницу пред Воздвиженской неделей. Крестьяне деревень Кисельницы и Трофимовка — Ианов день и Владимирской Божией Матери. 26 ноября 1868 г. храм был посещен Антонием (Павлинский), Архиепископом Владимирским и Суздальским. В 1869 году церковный староста деревни Кисельницы Илларион Евтихиев отказался от должности, и на его место избран деревни Даниловки крестьянин Федор Иванов Синоборский. 25 сентября 1869 г. деревянный Преображенский храм, после столетнего своего существования был нарушен; в том же году в октябре месяце был совершенно разобран, и лесной материал в 1870 году употреблен на обжиг кирпича для строящегося каменного храма, а иконы и прочая церковная утварь перенесены – иные в каменный теплый храм, а иные помещены в особо устроенном для сего сарае. В 1869 г. в связи с теплым храмом была начата постройка холодного каменного храма на средства князя Грузинского. В 1871 году апреля 4 дня старший священник Тимофей Никольский Всемилостивейше награжден фиолетовою скуфьей. В 1872 году в январе месяце избран церковным старостою деревни Мичурино крестьянин Гавриил Александров; в 1872 году апреля 10 дня священник Григорий Талантов удостоен благословения Святейшего Синода, на что и выдано ему апреля 28 дня за № 1109 свидетельство от Его Высокопреосвященства Антония, Архиепископа Владимирского и Суздальского. 5 июня 1872 года храм был посещен Иаковом, Епископом Муромским викарием Владимирским. В 1872 году стены каменного холодного храма выведены до настоящей полноты и вся каменная постройка приведена к окончанию. В 1873 году за болезнью старшего священника Тимофея Никольского все требоисправления отправляемы были по Указу Владимирской Духовной консистории безместным священником Николаем Виноградовым до 1 августа 1874 года. В 1874 году в декабре месяце избран и епархиальным начальством утвержден в должности церковного старосты деревни Кисельницы крестьянин Дмитрий Петров Ершов. В 1874 году главы, своды и четверик временно покрыты черным листовым железом. 8 марта 1875 г. священник Григорий Талантов избран и 24 того же месяца Указом консистории утвержден в должности благочинного 2-го округа Судогодского уезда. 12 апреля Всемилостивейше награжден фиолетовой скуфьей. В 1875 году по предъявлению реформы в духовенстве от 1 июля последовала перемена в наименовании причта. По новому расписанию причтов в приходе положено быть настоятелю, его помощнику и двоим псаломщикам. На таковые должности по распоряжению и утверждению Епархиального начальства поступили: настоятель благочинный священник Григорий Талантов, помощником священник Тимофей Никольский, псаломщиком диакон Алексей Лебедев, исправляющим должность псаломщика дьячок Степан Удальцев, а прочие члены причта дьячок Иван Арбузов, пономарь Иван Герасимов Лебедев и пономарь Павел Полисадов оставлены сверхштатного числа. С 1875 года прихожане по настоянию и внушению настоятеля благочинного священника Григория Талантова начали оказывать свое усердие к украшению внутренности теплого двухпредельного храма. Так, первоначально было обращено внимание на местную икону. Местные иконы по лицевой стороне алтаря, перенесенные из прежнего храма были и иные в ризах, другие без них.
Икона Пресвятой Богородицы Цареградская, список с которой стоял в храме с. Спас-Купалище
Так, образ Спасителя по правую сторону Царских врат в Троицком пределе, образ Цареградской Божией Матери, по левую сторону образ Живоначальной Троицы были в ризах окладных посеребренных. В Покровском же приделе только одна икона Господа Вседержителя по правую сторону Царских врат была в ризе, а все прочие иконы были без риз. Такая пестрота в иконах мало придавала красоты и не производила благолепия. Вследствие сего прихожане, любя благолепие храма, усердием своим сделали в Покровском приделе три медно посеребренные с отзолоченными венцами весьма искусной работы ризы на иконы Покрова Пресвятой Богородицы, святителя Николая, Успения Пресвятой Богородицы. В Троицком же приделе на икону Сошествие Святого Духа, медно посеребренную ризу с отзолоченными венцами искусной работы пожертвовало семейство князя Николая Ильича Грузинского. Таким образом, лицевые иконы иконостаса, как в Троицком, так в Покровском приделе облечены были медно посеребренными с позолоченными венцами ризами, что много придало красоты и благолепия храму Божию. В 1876 г. была объявлена признательность Его Высокопреосвященства: 1) Прихожанам погоста Спаса-Купалищ за пожертвование двух риз медных высеребренных с отзолоченными венцами на две иконы, святителя и чудотворца Николая, в 109 руб.; 2) Крестьянину деревни Богданцева, Ивану Иванову, за пожертвование 125 руб. на обделку сводов и стен внутри приходского теплого храма; 3) Князю Николая Ильичу Грузинскому, за пожертвование в церковь серебро-позолоченных брачных венцов, таких же ковшичка для теплоты и блюдца. В 1876 году помощник настоятеля священник Тимофей Никольский апреля 22 дня за болезнью уволен за штат, а вместо его исправлять священническую должность допущен безместный священник Стефан Казанский, который 2-го августа того же года и утвержден помощником настоятеля. В 1876 году усердие прихожан к благолепию храма не охладело, а еще более усилилось. Так, на жертвуемые от прихожан деньги вызолочена серебряная риза на местночтимой иконе Преображения Господня, вызолочена верхняя доска напрестольного Евангелия, а нижняя высеребрена, вызолочен ковчег для хранения Святых Даров. вызолочен Потир, Дискос, Звездица, блюдца и лжица. Сделано несколько меднопосеребренных риз с отзолоченными венцами на мелкие подвижные иконы, именно: на икону Нерукотворного Образа, икону главы Иоанна Крестителя, икону Николая Чудотворца, икону Владимирской Божией Матери, икону Казанской Божией Матери, икону Преображения Господня и икону святой великомученицы Параскевы, нареченной Пятницы. Крестьянином Дмитрием Ерновым пожертвована икона Владимирской Божией Матери в киоте и медно позлащенной ризе, очень искусной работы. 1877 год весьма достопамятен и знаменателен для храма. В этот год усердием прихожан теплый двупредельный храм приведен в самый благолепный и приличный дому Божию вид. Усердием крестьянина деревни Богданцева Ивана Иванова, своды отбелены, арки расписаны разными колерами и стены окрашены сверху голубой, а снизу от пола почти на два аршина темно-коричневою краской и на масле. Иконостасы как в Троицком, так и в Покровском приделах, окрашены кармином под лак, вся резьба покрыта червонным золотом на мардане так искусно, что нисколько не уступает работе на полименте. Вновь сделаны киоты для помещения в них двух месячных икон, за киотами помещаются и два клироса. Место для помещения староста и шкаф для хранения свеч сделаны очень искусно под дуб и помещены у левого столба внутри храма. Суммы на таковое украшение храма употреблено более 1400 рублей и вся эта сумма почти пожертвована доброхотными дателями прихожан. Господь да помянет жертву их и причислит ее как залог и доказательство веры и благочестия! В 1877 году помощник настоятеля священник Стефан Казанский покончил свою служебную деятельность. За нетрезвость и неисправность на службе и порочную жизнь он лишен священнического сана, ношения рясы и рукоблагословения. Место же его жительства назначена была Солбанская пустынь, в коей и назначено ему проживать в братском послушании.
В 1878 году в январе избран и епархиальным начальством утвержден в должности церковного старосты деревни Кисельницы крестьянин Карп Семенов. В январе месяце того же года на место священника Казанского поступил безместный же священник Николай Болотов. Этот несчастный молодой человек весьма мало побыл в погосте в должности священника не более двух месяцев. В марте месяце того же года он за нетрезвость, неисправность по службе и за нарушение церковной дисциплины был уволен от должности. В 1878 г. уволен из армейского ведомства по прошению священник Иоанн Оранский и 18-го февраля определен младшим священником в с. Спас-Купалищи. В 1878 году поделаны в настоящий холодный Преображенский храм рамы для икон и окрашены медянкой главы и кровля оного храма. 1879 года настоятель и благочинный священник Григорий Талантов духовенством вновь избран благочинным на другое четырехлетие и Епархиальным начальством утвержден. Того же года апреля 1 дня за отлично усердное при честном поведении прохождение возложенных должностей Всемилостивейшее награжден бархатной фиолетовой камилавкой. В 1879 году внутренность храма оштукатурена. В 1880 году начат поделкой иконостас в холодном храме и написание икон. 1880 года в январе месяце настоятель священник Григорий Талантов по причине тяжкой болезни отказался от должности благочинного и епархиальным начальством был уволен от оной с преподанием от епископа Феогноста благословения Божия за честное и усердное прохождение должности. 1880 года июня 24 дня сверхштатный пономарь Иван Герасимов Лебедев за нетрезвость и неисправность по службе уволен за штат. 1881 года церковный староста деревни Кисельницы крестьянин Карп Семенов избран прихожанами в церковные старосты на другое трехлетие и епархиальным начальством утвержден в этой должности. В 1881 году 11 июня храм был посещен его Преосвященством, Преосвященнейшим Феогностом, Епископом Владимирским и Суздальским. 1 сентября 1881 г. иконостас, престолы и иконы приведены в должный порядок. Храм 13 и 14 сентября освящал местный благочинный, отец Гавриил Сергиевский, священник погоста Покрова Башевых, с благословения его Преосвященства. При освящении участвовали: священники Григорий Талантов, Иоанн Оранский (заштатный), Тимофей Никольский (погоста Спас-Купалище). Священники села Послашкина Федор Травчетов, села Картмазова Ефим Равнин (Судогодского уезда), села Кусунова Федор Соколов (Владимирского уезда), села Головина Федор Поспыхов (Юрьевского уезда). Диаконы: погоста Спас-Купалище Алексей Лебедев, села Кусунова Петр Смирнов. В 1882 году полы, в холодном храме, окрашены желтой масляной краской. 10 июня случилось в храме несчастье. Какой-то злодей проник в храм, сломав в окне главного алтаря решетки с северной стороны. Вор изломал два свечных церковных ящика, и похитил из них деньги — 68 рублей 36 копеек серебром. На Владимирском Окружном Суде выяснилось, что похититель Костромской губернии Юрьевецкого уезда, деревни Слащихи крестьянский сын Иван Артемьев, который бежал от своих родителей, жил под чужим видом около 15 лет. Суд, за неимением явных улик и за несознанием преступника, присудил: сослать его на жительство в отдаленные губернии Сибири. Настоятель-священник погоста Спас-Купалищ, Григорий Талантов 30 мая 1882 г., согласно прошению, уволен за штат; настоятелем этого прихода утвержден помощник его – священник Спас-Купалищ Иоанн Оранский, а на его место определен окончивший курс Семинарии Александр Сергеевич Анисов. В 1883 году отлит колокол весом 253 пуда и 34 фунта, который на время повешен на столбах при храме. О приобретении колокола преподано благословение Божие от Феогноста, Архиепископа Владимирского и Суздальского, настоятелю погоста Спас-Купалище — священнику Иоанну Оранскому и церковному старосте крестьянину Карпу Сомову, штабс-капитану Самсону Васильеву за пожертвование на колокол 500 рублей; крестьянину деревни Богданцевой 250 рублей Ефиму Машкову; за пожертвование на тот же предмет крестьянину деревни Даниловки Агафону Гулякову 100 рублей; крестьянину деревни Дорофеевой Андрею Павлову 100 рублей; крестьянину деревни Богданцевой Ивану Румянцеву 75 рублей; Евлампию Федорову, Стефану Иванову, деревни Гатихи Макару Платову и деревни Бородина Макару Тумакову по 50 рублей серебром (пропечатано о сем во Владимирских Епархиальных Ведомостях за 1883 год № 15). В 1884 году вновь избранный церковный староста крестьянин погоста Спас-Купалище Иван Федорович Дружин, на свой счет выкрасил весь теплый храм масляной краской. Стены до окон окрашены темно-коричневой краской, стены — бледно-зеленой, а своды — светло-желтой краской. Сумма его собственных денег, потраченная им на украшение храма, простирается до 300 рублей серебром. В 1885 году по предъявлении реформы в духовенстве с апреля месяца последовала перемена в наименовании причта. Разделение священников на настоятелей и помощников настоятелей отменено, а также разделение причетников на псаломщиков и исправляющих должности псаломщиков отменено, а всем состоящим при церквах причетникам предоставлено звание псаломщика. По новому расписанию причта в приходе положено быть: двоим священникам, диакону и двоим псаломщикам. На таковых должностях состоят. 1-й священник Иоанн Оранский, 2-й священник Александр Анисов, диакон Алексей Лебедев, 1-й псаломщик Стефан Удальцов, 2-й псаломщик Иван Арбузов, а сверхштатный псаломщик Павел Полисадов переведен в мае месяце на должность штатного псаломщика в село Смолино того же уезда. Весной 1885 года начата постройкой новая каменная колокольня, для устройства коей в сем же году пожертвовано светлейшим князем Н.И. Грузинским 25 тысяч кирпича.
Икона над входом в колокольню
Обр. Пресв. Бцы. «Достойно есть» на фасаде колокольни
Колокольня Спасо-Преображенского храма
В 1885 году в июле месяце храм был посещен Преосвященнейшим Феогностом, Архиепископом Владимирским и Суздальским. 1886 года ноября 30 дня заштатный священник Тимофей Федоров Никольский умер. 1 декабря 1886 года старший священник Иоанн Володимиров Оранский умер. 14 декабря на место умершего священника Иоанна Оранского переведен из погоста Тимофеевского священник Димитрий Афанасьевич Левитов. В декабре месяце священник Александр Сергеев Анисов награжден от Высокопреосвященнейшего Архиепископа Феогноста набедренником.
Закладной камень в стене колокольни
В 1888 году в октябре месяце о. Димитрий Левитов определен законоучителем Богданцевского народного училища. В 1888 году в июне месяце каменная колокольня при Преображенской церкви окончена постройкой, и 6 августа, того же года, поднят и водружен на новоустроенной колокольне Святой Животворящий Крест. Колокольня построена на средства церковные, пожертвованные от прихожан, суммы на постройку колокольни употреблено до 6 тысяч рублей серебром. Приобретенный в 1883 году колокол в 253 пуда и 34 фунта оказался неспособным, взамен его в 1890 году приобретен новый, весом в 249 пудов и 35 фунтов и повешен на новоустроенную колокольню 10 июня 1890 года, новый колокол отлит в г. Ярославле, на заводе купца Оловянникова.
Сохранившаяся храмовая роспись. Фото 2004 г.
В 1890 году произведена была живопись в теплом храме мастером С.Г. Соколовым за 425 рублей (Семен Гаврилович Соколов — мещанин г. Судогды). В 1890 году устроены крыльца (верхи, колонки и балясники) на северной и южной сторонах холодного Преображенского храма, и на западной стороне, при входе в паперть теплого храма. В 1891 году о. Александр Анисов определен катехизатором. В 1892 году в марте месяце священник Димитрий Левитов удостоен благословения Святейшего Синода с выдачей грамоты за отлично хорошее поведение и особые труды по народному образованию. Летом 1892 года колокольня, теплый и холодный храм обелены известью и окрашены колером под цвет бирюзы. Железная кровля колокольни, теплого и холодного храма окрашены медянкой. Все означенные работы производил крестьянин прихода с. Михалкова, Владимирского уезда, Иван Яковлев Хрящев за 180 рублей серебром.
Летом 1891 года в июле месяце вследствие прошения священно-церковно-служителей в погост Спас-Купалище командирован был землемер Петр Иванович Буяльский, возобновить межевые знаки церковной земли, утраченные от времени. Землемер Буяльский весьма добросовестно исполнил возложенное на него поручение. Церковную землю обвел межником, поставил столбы и вырыл ямы, но действиями Буяльского остался недоволен церковный староста, крестьянин погоста Спас-Купалище Иван Федоров Дружинин и подал в губернское правление жалобу. Вследствие жалобы старосты Дружинина в сентябре месяце 1892 года, проверить действия землемера Буяльского, командирован был начальник межевой партии инженер Сергей Григорьевич Грузов, который произвел работы вновь и отчет препроводил в межевую канцелярию. Независимо от претензии, заявленной Иваном Дружининым на действия землемера Петра Буяльского, тот же Дружинин по доверенности от крестьян погоста Спас-Купалище, в июле месяце 1893 года, подал новое прошение в межевую канцелярию, в котором просил — специальные планы, составленные в 1875 году землемером Флоринским на землю церковную погоста Спас-Купалище и земли крестьян того ж погоста, как бы неправильные — уничтожить, земли церковную и крестьянскую вновь перемежевать и выдать новые планы. Следствием межевых работ землемера Грузова и прошения Ивана Дружинина, 12 мая 1894 года, состоялось следующее определение межевой канцелярии: планы землемера Флоринского признать правильными; в жалобе Дружинину отказать; действия землемера Грузова признать правильными и по его действиям, к планам землемера Флоринского сделать нарезки; межевые признаки в местах оспоренных крестьянами и поставленные землемером Буяльским уничтожить; ходатайство священно-церковно-служителей уважить; межевые признаки возобновить. Определением межевой канцелярии, будущему землемеру и могущему возобновить межевые признаки, указаны линии, которыми должен пройти землемер, а от священно-церковно-служителей потребован отзыв о согласии или несогласии их на определение межевой канцелярии. Ознакомившись с определением межевой канцелярии, священно-церковно-служители заявили по некоторым пунктам свое несогласие, и объяснение свое представили в духовную консисторию для дальнейших распоряжений.
В 1894 г. в марте месяце священник Александр Анисов удостоен благословения Божия от Высокопреосвященнейшего Архиепископа Сергия за ревностное проповедание слова Божия. В 1894 году в июле месяце священники Димитрий Левитов и Александр Анисов удостоены благословения от Высокопреосвященнейшего Сергия, Архиепископа Владимирского, за отлично успешное преподавание закона Божия в народных училищах. Первым в Богданцевском, а вторым — в Даниловском. В 1894 году в апреле месяце начата работа стенной живописи в холодном Преображенском храме. Работа производится на церковную сумму, муромским мещанином Иваном Ивановичем Патырьминым за 600 рублей серебром. В 1894 году в июле месяце устроены два клиросных киота (за правым клиросом в Покровском, и левым — в Троицком приделах), киоты выкрашены кармином и позолочены. В 1895 году 29 августа живописная работа в холодном Преображенском храме окончена, и 3 сентября в воскресный день совершено освящение храма. В день освящения богослужение совершено соборно: и.д. благочинного села Жилинова священником Николаем Яхонтовым, погоста Спас-Купалище священниками — Димитрием Левитовым и Александром Анисовым, и села Картмазова священником Иоанном Нарбековым. В 1895 году 24 октября по распоряжению межевой канцелярии прибыл землемер Лев Владимирович Горский. Этот землемер окончательно привел в исполнение определение межевой канцелярии по делу возобновления утраченных межевых знаков. По окончании межевых работ Горским оказалось, что действия первого землемера Буяльского были правильны, что он проходил почти теми же самыми линиями, какими прошел землемер Горский и межевые знаки, назначенные межевой канцелярией и утвержденные землемером Горским, поставлены почти на тех же самых пунктах, где были поставлены и землемером Буяльским. Разница вышла незначительная, но при этом в невыгоду крестьян, аршина два в пользу причта отмежевано усадебной (в саду) земли от крестьянина Андрея Андреева Бобылева. Ясно видно, что жалоба крестьян, в лице их доверителя крестьянина Ивана Федорова Дружинина, была совершенно напрасной. На линии самого спорного пункта, по дороге к Мичурину, за околицей, по неудобству вблизи дороги рыть межевую яму землемером Горским, насыпан земляной курган. Так окончилось дело по возобновлению межевых знаков на церковной земле погоста Спас-Купалище, тянувшееся целых три года, совершенно напрасно, благодаря незаконным притязаниям крестьян — бобылей погоста Спас-Купалище. 1896 году в сентябре и октябре месяцах устроена при церкви Преображения Господня в погосте Спас-Купалищах каменная сторожка. Работу производили крестьяне деревни Даниловки — Петр Данилов Зайцев и Афанасий Афиногенов Арбузов. В 1897 году в январе месяце священник Димитрий Левитов от Высокопреосвященнейшего Сергия, архиепископа Владимирского и Суздальского, награжден бархатною фиолетовой скуфьей. 1897 года месяца февраля 6 дня крестьянином деревни Дорофеево Андреем Михайловым Михайловым пожертвовано в церковь Преображения Господня погоста Спас-Купалище медное вызолоченное паникадило о 24 шандалах в церковь холодную, стоимостью 400 рублей серебром.
В храме было пять престолов: в холодном - во имя Преображения Господня, св. блг. князя Александра Невского и свт. Николая Чудотворца, в теплой трапезе - во имя св. Троицы и Покрова Пресвятой Богородицы. Из предметов древности в церкви хранилось напрестольное Евангелие печати 1628 г. и служебник изд. 1668 г. Причта в приходе по штату положено: два священника, диакон и два псаломщика. На содержание их получалось: от земли церковной до 100 руб., от служб и требоисправлений до 1000 руб., от хлебнаго сбора с прихожан до 150 руб. и процентов с причтоваго капитала (1005 руб.) – 40 р. в год. Церкви принадлежал дом, выстроенный судогодским мещанином Иваном Андреевичем Бабичевым, в котором проживал настоятель (с обязательством его поддерживать во время проживания), а также лобаз, устроенный крестьянином д. Новое Владимирского уезда, Осипом Власовичем Жигаловым. Приход состоял из: погоста Спас-Купалищ, сельца сельца Михайловского (4 вер. от церкви) и деревень: Кисельниц (2 вер.), Трофимовки (3,5 вер.), Краснораменья (6 вер.), Мичурина (4 вер.), Маслова (3 вер.), Богданцева (4,5 вер.), Трухачева (5 вер.), Глебова (6 вер.), Исакова (5 вер.), Даниловки (2 вер.), Нагорной (7 вер.), Мызина (10 вер.) и Дорофеева (12 вер.). Во всех этих поселениях по клировым ведомостям числилось в 1897 г. 1773 души муж. пола и 2045 женского. До революции здесь стояла большая мельница, где вырабатывали муку-крупчатку. На баржах её отправляли в Нижний Новгород. В приходе имелись три земских народных школы: в д. Данилове, д. Богданцеве и д. Мызине; учащихся в 1896 г. было во всех этих школах 136. В деревне Даниловке и дер. Смыкого, по рассказам старожилов, стояли часовни.
Указом Владимирской Духовной Консистории от 9-го февраля 1898 года за № 1461 священнику Димитрию Левитову преподано Архипастырское благословение за отлично-усердное преподавание Закона Божия в Богданцевском народном училище. В 1898 году в апреле месяце священнику Александру Анисову преподано Архипастырское благословение за усердное преподавание Слова Божия. 1899 года сентября 22 дня указом Духовной Консистории за № 9994 священник Александр Анисов утвержден законоучителем Мызинского народного училища. 1899 года летом крестьянином дер. Дорофеево Даниилом Сергеевым Сатуркиным-Иерофеевым построена медная позолоченная чеканной работы риза на икону Нерукотворенного Спаса в холодном Преображенском храме. 1899 года в июле месяце крестьянином деревни Богданцево Стефаном Иоанновым Ильиным, на позолоту иконостаса в холодном Преображенском храме пожертвовано 100 рублей. 1899 года в декабре месяце крестьянской женой деревни Богданцево Ириной Васильевой Мартыновой, во Владимирском отделении Государственного банка положен капитал в 100 рублей на вечный вклад с тем, чтобы причт Преображенской церкви погоста Спас-Купалище пользовался процентной суммой за поминовение о здравии: Ирины и Василия, а после их смерти, за упокой, и о упокоении — Василия, Марии, Евфросинии. 1899 года июля 5 дня крестьянином Ковровского уезда деревни Мартемиановой Александром Егоровым Трудолюбовым начата позолота иконостаса в холодном Преображенском храме. По нотариальному условию Трудолюбов обязан в годичный срок произвести позолоту иконостаса трех приделов холодного храма за 3500 рублей. 1900 года декабря 3 дня крестьянской вдовой деревни Богдаанцево Марфой Евфимиевой Тимофеевой внесен капитал в 100 рублей в пользу причта погоста Спас-Купалище, с тем, чтобы причт пользовался процентами с капитала за поминовение на вечное время о упокоении: Евфимия, Екатерины, Марфы, Евлампия. 1900 года в августе месяце усердием диакона погоста Спас-Купалище Алексия Георгиева Лебедева сделаны две медные вызолоченные ризы чеканной работы на местные иконы: св. Иоанна Предтечи и свт. Николая Чудотворца в холодном Преображенском храме. Иконы помещаются в киотах за стеклами, устроены киоты на средства того ж диакона Лебедева. Ризы работал господин г. Владимира мещанин Михаил Иосифов Садовников за 250 рублей. 1900 года августа 1 дня совершено освящение вызолоченного иконостаса в холодном Преображенском храме, на торжество освящения приглашен местный благочинный погоста Тимофеевского священник Алексии Григорьевич Панфилов. Богослужение 1 августа совершено соборно: благочинным Панфиловым и священниками: Димитрием Афанасиевым Левитовым и Александром Сергеевым Анисовым при участии диакона Алексия Георгиева Лебедева. «30 января 1905 г. в приходском храме погоста Спас-Купалищ, Судогодского уезда, совершалось скромное, но в высшей степени отрадное торжество. По почину членов и участников вольной пожарной дружины, находящейся в означенном приходе, при большом стечении народа после литургии отправлен был молебен о здравии и спасении Государя Императора, а также большая панихида по павшим на поле брани воинам. По окончании богослужения, вышедши из храма, дружина, причт и все молящиеся просили присутствовавшего на торжестве г-дина исправника г. Судогды донести через Начальника губернии о своих верноподданнических чувствах Государю Императору; получив согласие, весь народ при громком крике «ура» в радостном настроении разошелся по своим местам» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 5-й. 1-го марта 1905). В погосте Спас-Купалищ, Судогодского уезда, благодаря стараниям местного священника А. Преображенского, с Пасхи 1908 года открыто Попечительство о бедных. Открытие Попечительства совершилось при благоприятных условиях, так что в первый же обход по приходу пожертвований оказалось до 140 руб. Вследствие этого с первого же года явилась возможность оказывать помощь более бедному населению прихода. Теперь имеется в виду открыть при храме книжную лавку с продажею книг религиозно-нравственного содержания. Пред открытием Попечительства священником А. Преображенским произнесено было к прихожанам следующее краткое и простое поучение. «Сия заповедаю вам, да любите друг друга» (Иоан. 15, 17). В этих словах заключается, прав. слуш., сущность Христова учения и вместе условие истинно христианской жизни. Только при исполнении этой заповеди христиане достигнут улучшения своей жизни и братских, добрых отношений. Но вот прошло уже почти 2000 лет с тех пор, как в первый раз раздались эти святые слова Спасителя, а христиане все еще не усвоили их и до сих пор не заметно среди людей братской, чистой любви; и до сих пор одни из них утопают в роскоши, а другие бедствуют, одни пресыщаются, а другие чуть не умирают с голоду. Много горя, бр., мы видим кругом себя. Видим часто, как выбивается из сил ближний наш от приключившихся с ним несчастий, как бедствуют безродные старцы, лишившиеся родителей малолетние сироты. Что же нам делать при виде бедствующих братьев наших? Св. Апостол Павел в 1-м послании к Коринфянам, сравнивая христиан с членами тела, говорит: «страдает-ли один член, страдают с ним все члены, славится-ли один член, с ним радуются все члены» (1 Кор. 12, 26). Вот как мы христиане должны относиться друг к другу; мы должны сочувствовать страданиям брата своего и радоваться его радостям. Но так-ли поступаем мы, слушат.? Далеко нет. Только о себе мы заботимся, только своим горем убиваемся, безучастно относясь к несчастию своего ближеяго. Оттого-то мы так и боимся болезни или какой-нибудь разорительной беды. Судя по себе, мы не надеемся на поддержку и помощь окружающих. Имея это в виду, благочест. слуш. и памятуя заповедь Христову о любви к ближнему, сделаем что-нибудь в облегчение участи несчастных братьев наших. Верьте, что этим мы обеспечим и себя на случай старости и болезни или вообще разных несчастных обстоятельств. В книге Деяний св. Апостолов о первых христианах говорится: «между ними не было никого нуждающагося, ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного, и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду» (Деян. 4, 34 — 35). Вот для нас образец того, как нужно помогать ближнему своему! По примеру первых христиан следует и нам завести общую сокровищницу для оказания помощи несчастным братьям нашим. Так как самым подходящим учреждением в этом духе является Попечительство о бедных и несчастных, то постараемся, бр., и мы открыть с благословения Божия подобное учреждение при нашем храме! В это т. н. церковно-приходское Попечительство все мы должны будем добровольно жертвовать из имений своих, а оно чрез своих членов будет заботиться о всех убогих и неспособных к труду братьях наших, а также оказывать помощь тем из прихожан, которые, благодаря стечению каких-либо несчастных обстоятельств, дойдут до крайней бедности. Это первая задача Попечительства. Другою задачею его должна быть борьба общими силами со всеми дурными, безнравственными явлениями в приходе, гибельными для вас, а особенно для юношества, в роде пьянства, картежной игры, сквернословия, а в последнее время даже безбожия. Эту борьбу придется вести чрез распространение добрых и полезных книг. Одним словом, Попечительство будет учреждением, около которого мы объединимся и общими силами будем стараться переустроить свою жизнь на чисто христианских началах. Откликнитесь же, дорогие слуш., на доброе начинание и поддержите его своим сочувствием, а все имеющие достаток и своею щедрою жертвою, когда это потребуется. «Господь положил за нас душу Свою, говорит св. Апостол Иоанн, и мы должны полагать души свои за братьев. А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое: как пребывает в том любовь Божия? Дети мои, станем любить не словом и языком, но делом и истиною» (1 Иоанн. 3, 16 — 18). Посему, если мы желаем быть со Христом, будем милостивы к несчастным братьям нашим, будем помогать всячески им. Но так как в одиночку мы, при своей несостоятельности, не можем оказать им существенной помощи, то, повторяю, всеми силами постараемся устроить у себя Попечительство. Поистине великое и доброе дело совершили бы мы, устроив подобное учреждение. Тогда многие избавились-бы от горя и слез, легче бы стало дышать всем несчастным нашего прихода, добром бы помянули нас потомки наши. Для них наше учреждение будет служить живым уроком того, что Богу служить — значит ближнего своего любить не на словах только, но и на деле». (В. Е. В. № 49-й. 1908).
По клировым ведомостям, судя по количеству бывших на исповеди в 1905 году (мужского пола 1448 человек, женского — 1760 человек), и не бывших по различным причинам (мужского пола по малолетству — 464, женского — 468; по отлучкам соответственно 237 и 152; по опущению, т.е. без уважительной причины — 32 и 7), на приходе в приписных I деревнях проживало 4568 человек. «На собрании верующих Спас-Купалищевского прихода обсуждался вопрос об изъятии церковных ценностей. Верующие, заслушав доклад об ужасах Поволжского голода, вынесли постановление немедленно сдать из церкви все драгоценности, которые можно реализовать на хлеб. «Если для спасения от голода потребуется сама церковь, мы и ее не пожалеем отдать». Верующие предложили представителю уездной власти немедленно произвести изъятие, дабы не приезжать за ценностями вторично…» (газета «Призыв», 1 мая 1922). Приходские священники Александр Анисимов, Александр Преображенский и псаломщик Петр Михайлов в 1930-е годы были арестованы, а в 1938 году арестовали и прислуживавшую при храме Ирину Ивановну Краснову. Храм закрыли после Великой Отечественной войны, в 1946-1947 гг. Был разграблен, и постепенно разрушался. В разрушенную церковь продолжали приходить жители соседних деревень — помолиться или просто хоть постоять под его сводами. Старожилы вспоминают, что неоднократно слышали таинственное пение в опустевшем храме. А где-то рядом в тихой речной заводи врастают в ил колокола, спрятанные там прихожанами от поругания в лихие 20-е годы.
Теплоход «Александр Невский», курсировавший по Клязьме по маршруту Владимир – Спас-Купалище. 1959 г.
Возле села находился пионерский лагерь медработников «Солнечная поляна». Чтобы дети не бегали тайком в заброшенный храм (местные и на колокольню забирались, и в подвал лазили), их по приезду талантливо загружали жуткой историей о девочке Синегубке - утопленнице, похороненной на местном кладбище. Она, якобы, встав из могилы, могла даже днём и в омут речной утащить, и в подвалы церковные. «Открытие пионерского лагеря — как открытие маленькой планеты. Ребята встречаются с серебряной зеленью ив, с рекой, со звонкой негородской тишиной... Мальчишкам и девчонкам, отдыхающим в пионерском лагере медицинских работников «Солнечный городок», особенно повезло. Местечко называется Спас-Купалище. Белый, пропахший солнцем песок, торжественный лес — все это уже видели ребята. Побывав в интересных походах, они узнают и выучат много песен, научатся разбивать палатку и разжигать костер одной спичкой. А сначала было открытие лагеря. Белые наглаженные рубашки, красные галстуки, рапорты. Счастливого отдыха, хорошего здоровья пожелали ребятам заместитель заведующего облздравотделом Софья Андреевна Петрова председатель горкома профсоюза медработников Елена Евдокимовна Васильева и начальник пионерского лагеря Юлия Васильевна Овчинникова. Подняли флаг. А потом на эстраде замелькали яркие платьица девочек. Танцевали «Березку»... В ярком калейдоскопе праздника, в играх незаметно бежит время. И вот уже горнист с особой охотой исполняет этот «аппетитный» мотив: «Бери ложку, бери бак…» Детям здесь нравится не только прекрасная окружающая природа, по душе им и наставники. Они по пятам ходят за баянистом Юрием Владимировичем Черепановым. Сколько танцев он знает, сколько песен! И на горне, и не только на баяне, может любой сигнал сыграть... Работают тут и такие опытные воспитатели, как Татьяна Ивановна Арсеньева, Валентина Илларионовна Струева. С ними всегда очень интересно. ... В лагерь приходит ночь. Она осторожными пальцами касается ресниц ребят, и они засыпают под колыбельную песню леса. И снится им украшенное книгами, интересными рассказами взрослых, играми и песнями солнечное пионерское лето. В. УЛИТИН» («Призыв», 25 июня 1970). Лагерь был закрыт (сейчас на его месте за высокими заборами элитные коттеджи), и село, которое и без того было небольшим, совсем обезлюдило. Остались лишь полуразрушенная церковь и старое кладбище рядом с ней. В 2002 году владыка Евлогий дал своё благословение на создание здесь подворья Свято-Боголюбского женского монастыря. Численность населения в с. Спас-Купалище в 2010 году – 34 женщины (все - сёстры подворья). В 2012 году Спасо-Преображенское подворье Боголюбского монастыря преобразовано в Спасо-Преображенский женский монастырь в Спас-Купалищах Владимирской епархии.
Дома в с. Спас-Купалище
Священнослужители Спасо-Преображенского храма
Ектифей Сергеев — упоминается в 1645—1647 гг. Сила Устинов — упом.1678 г., из дьячков оного погоста (упом. 1645-1647 гг.). Игнатий Петров (1675—после 1729) — упом. 1710—1729, вышел за штат в 1729 г. Яков Петров (1665—после 1710) — упом. 1710—1717, перешел в с. Давыдовское 14.05.1717 г. Андрей Игнатьев — с 1729, упом. 1738, сын священника оного погоста Игнатия Петрова, вдов с 1735 г. Михаил Игнатьев – упом. 1738, сын священника оного погоста Игнатия Петрова. Ефим Дмитриев (1716—1804) — упом. в сер. XVIII в., заштатный. Дмитрий Николаев (1749—после 1811) — упом. 1795- 1806 гг., выбыл за штат в 1806 г. Алексей Ефимов (1750—после 1811) — упом. 1795—1811, сын священника оного села Ефима Дмитриева, выбыл за штат в 1811 г. Боголюбовский Григорий Тимофеевич (р. 1782) — с 1806, упом. 1811, сын священника с. Боголюбово Владимирского уезда Тимофея Матвеева, окончил Богословское отделение ВДС (1806), священник с. Малахово Владимирского уезда с 1806 г. Дмитрий Алексеев (1790—упом. 1811) — с 1811, сын священника оного села Алексея Ефимова. Палеховский Илья Иванович (1764—после 1817) — с 1817, сын священника Владимирского Успенского женского монастыря, поступил в ВДС (1782), назначен на иподиаконское место в архиерейский дом (1784), священник и архиерейский певчий во Владимире. Уваров Федор — упом. 1830-е гг. Никольский Тимофей Федорович (1814—30.11.1886) — с 1836 по 1876, окончил ВДС (1836), выбыл за штат (1876), получил пенсию 130 руб. в год, в 1878 г. от Владимирского попечительства о бедных духовного звания получил 20 pуб. Колеров Иван Семенович (1793—1853) — упом.1849—1853. Талантов Григорий Николаевич (1822—1882) — с 24.05.1853 по 1882, сын диакона, окончил ВДС (1850), духовник (1863-1875), благочинный (с 24.03.1875), выбыл за штат (1882); награды: бронзовый наперсный крест в память Крымской войны (25.05.1860), набедренник (26.01.1865), благословение Св. Синода (10.04.1872), скуфья (12.04.1875), камилавка (01.04.1879), признательность Главного Правления Общества подания помощи при кораблекрушениях за пожертвование (15.07.1879). Жена: Мария Ивановна, урожденная Колерова, дочь священника Ивана Семеновича Колерова. Казанский Степан Афанасьевич (1832—после 1902) - с 1870 по 1882, сын пономаря с. Фоминки Гороховецкого уезда Афанасия Ивановича Никольского, окончил ВДС (1854), причетник пoг. Кинешемский Вязниковского уезда, диакон пог. Теша Муромского уезда, там же священник (1861—1873), с. Липня Муромского уезда (1873—1876), тюремной церкви г. Шуи (с 1882); награды: скуфья (07.01.1902). Оранский Иван Владимирович (1844—01.12.1886) - с 1878 по 1886, сын священника с. Суходол Владимирского уезда Владимира Егоровича Оранского, окончил ВДС (1868), священник 8-го пехотного Эстляндского полка (1871—1878), был в походе в войне с Турцией 1877—1878 гг., участвовал в сражениях при г. Ловчи (22.08.1877), при штурме г. Плевна (27—31.08.1877), контужен в левый бок во время штурма Плевны (30.08.1877), по расстроенному здоровью переведен из армейского ведомства во Владимирскую епархию (26.01.1878), помощник настоятеля оной церкви (с 20.02.1878), настоятель (с 30.05.1882). Жена: Юлия Михайловна (р. 1850). Дети: Владимир (р.1871), окончил ВДС (1892), священник с. Ново-Фроловское Покровского уезда (с 1897); Иван (р.1874); Александр (p. 188l), окончил ВДС (1902), назначен в Петербургскую духовную академию (1902). Анисов Александр Сергеевич (р. 1856-1940) — с 1882, сын священника с. Зернилово Суздальского уезда Сергея Алексеевича Анисова, окончил ВДС (1878), народный учитель (1878-1882); награды: благословение архиерея за проповедование Слова Божия (8.3.1894), благословение архиерея за преподавание Закона Божия (01.07.1894). Ж.: Мария Абрамовна (р. 1862). Левитов Дмитрий Афанасьеви (1886- 02.05.1901) — окончил ВДС (1868), диакон с. Аббакумово Покровского уезда (1869-1879), священник пог. Тимофеевский Судогодского уезда (1879-1886); награды: Благословение архиерея за преподавание Закона Божия (01.07.1894). Его сын — Левитов Кирилл Дмитриевич (р. 1890), преподаватель в д. Улыбышево, арестован (10.02.1938), осужден на 8 лет лишения свободы. Преображенский Александр Константинович — (р. 1901), окончил ВДС (1898), священник с. Старое Заозерье Владимирского уезда (23.08.1900-1901), лишен избирательных прав как «служитель культа» (1926).
(Журнал "Радио - всем" №11 1926 года). «Между всеми обязанностями отпускника по отношению к деревне я не забыл и радиообязанностей. Самодельный детекторный приемник составлял чуть ли не большую часть моего багажа. Вполне понятно, что шагая 12 - 14 верст от ст. Второво (Нижегородско-Муромской ж.д.) до села Спас-Купалище я жадно искал глазами, в часто разбросанных по пути деревнях, антенн. Увы, их не было!. По водворение на место жительства первым делом было укрепление шестов одного на 10-12 метровой липе, другого на сеновале. Вдруг появившаяся антенна большого удивления не вызвала, но любопытство одинаково было проявлено как стариками, так и молодежью. Только выйдешь на улицу, первый встречный задает вопрос: "Радион говорит?" "Говорит!" "А чего?" "Сейчас передаются сведения о погоде". "А-а, вот как! Ну, а все таки, послушать можно?" "Можно, заходи". Заходят, слушают, качают головами, и старый, и малый задают вопросы, подчас высказывают догадки, вроде того, что, мол, не из Москвы говорят, а просто "ящик-де, заводится". Но, как оказалось, на весь район, в 40 деревень, в радиусе 10 верст, мой приемник не первый - позапрошлым летом в селе Чамерёво установлен приемник, уплачено за него приезжему технику 70 рублей, а он говорил хуже, чем у меня, а теперь совсем замолк. Значит, следующим делом была прогулка за 9 верст в Чамерёво, наладка там приемника к большой радости секретаря местной ячейки ВЛКСМ…».
Старый Спас (кон. XIX века) Коровин К.А. "То было давно... там... в России...": Воспоминания, рассказы, письма: Кн. 1. "Моя жизнь": Мемуары; Рассказы (1929-1935)
На отлогом берегу Клязьмы, где синели, уходя вдаль, муромские леса, на зеленом холме стоял с златой главой белый Старый Спас, древний храм. Какой красотой, приветом и миром веяло от него. Вечером, когда я его увидел, белые стены его освещали последние лучи зари. За ним темнели во мгле дремучие леса, и река Клязьма внизу, проглядывая между холмами, отражала розовый вечер небес. Старый Спас, одинокий, оставлен. Один раз в году в нем была служба Спасу Нерукотворному. В тот день Спаса, около него было торжище - ярмарка. Шла торговля лошадьми, телегами, колесами, сбруей. Были раскинуты палатки со снедью, пряниками, орехами, патокой, ситцем. Крестьяне из соседних сел и деревень приезжали в тот день. Только и видел Спас тогда у себя богомольцев, а потом заштатный храм пустел, и только из бедной сторожки выходил звонарь-сторож и ударял в колокол в вечеру и в полночь. Далеко и торжественно разносился по долам и лесам звон Старого Спаса. В звоне его, помню я, было что-то отрадное, как бы напоминание чего-то забытого, такого родного, мирного, чему верила и чего ждала душа. В нем был родной дом, отчизна, что-то самое нужное - отец, мать, дружба. Румяной зарей светился Старый Спас и замирал в сиянии вечера,- несказанная красота чудной, таинственной нежности... Там, где-то во мне, я говорил Старому Спасу: "Как забыт ты, одинок... Как чист и торжествен ты в пустыне лесов... В стране моей родной..." Медленно ударял колокол, и замирал звук его в сумраке вечера. Усталый, я лег у заросшей дороги. Так глухо, тихо кругом. Померкла над лесом вечерняя заря, и на Спасе погасли розовые лучи солнца. Задремала земля, и во мгле летнего сумрака белел Спас... Так тиха пустыня кругом... Чу, на речке крикнул кулик, и опять все смолкло. Я встал, взял ружье, пошел по дороге к Спасу. Собака моя, пойнтер, бежит около. Огромные стены Спаса, вверху темнеют узкие окна старого собора. По лесенке звонницы сходит сторож-звонарь. Остановился, смотрит на меня. - Здравствуй,- говорю я,- вот с охоты зашел... Нельзя ли переночевать тут? - У меня мала сторожка-то...- отвечает звонарь.- А вот ежели на сене в сарае, чего ж - можно. А откелева ты? - Из Москвы,- говорю.- С Гороховца иду. - По охоте, значит... Ну что ж, пойдем в избу. Я изготовлю испить чаю, рад охотнику. - Вот,- говорю я.- Хорошо бы просфорок достать... - Нету,- отвечает сторож, улыбнувшись.- Ведь здесь никого не бывает... Место это брошено... Погост был, службы нет, да упокойников-то не везут сюды уж давно... Хоронить далече. Не едут. По месяцу человека не увидишь. Бывает, редко,- кто веру помнит, придет, ну вот вроде как ты. Помолится другой, ну даст пятак. И все тут. Какие просфоры... Нет... Ну и живешь, покос свой, огород, огурцов посадишь, капуста своя, грибов наберешь... Ну и все тут. Живу хорошо, нече... Привязался к Спасу - он вроде свой, живой... Вестимо, тоже в горести живет. Забыт, значит... Прежде-то э-э-э... Говорил мне один башковитый такой человек, торговый старик, умник старый. Он, Спас-то, в поче-е-е-те был. Сам царь Иван Васильевич Грозный приезжал сюда. В речке тут, что в Клязьму входит, вот тута, купаться приезжал... Да... И рать кругом его, и воеводы. Вот тут царь молился, в притворе храма, при звоне покаянном взывал: "Верую, прости раба грешнаго, ниспошли священный гнев в сердце рати православной... Спаси Русь, опрокинь, Господи, врага под нози наши..." И все тута падали ниц, вот тут, перед ним... А ноне за штатом... Нету правды... Пойдем в избу, я тебе самовар сготовлю, попьем чайку.
* * * В убогой сторожке, с одним окном, низким потолком, сел я на лавочку, у оконца, и сторож поставил на стол самовар. Положил хлеб, картошку в миске, соленых огурцов. - А что ж,- спросил я.- Знать, ты не женат? Он отпил чай, как-то особенно повернул длинный нос в сторону и, глядя в потолок, ответил протяжно: - Нет, не женился... Он меня на монашество ставит... И при этом он показал большим пальцем в сторону Старого Спаса. - Почему ставит? Трудно жить так, одному. - Да... верно... и нет,- ответил звонарь.- Я ведь не один, а с им. Как ты его оставишь-то? Вишь, он какой старый... сколько слез он на себя взял... Э-э... как его бросить. Он теперь чисто сирота, дитя старое. Я его и подмету, сор почищу, паутину достану, ну и позвоню... Он и рад... Эвона куда звон-то идет, до Володимера. По лесам, долам стелется. "Помни час твой..." Разбойник слышит - нож бросает. Сквалыгу - совесть возьмет, деньгу отдаст, не обманет. Слышит жена - боится, верность блюдет... В звоне-то его сказ есть, совесть будит, и человеку хорошо. Люди в злобе жить норовят, а звон правду держит. А то бы… Вздохнув, он поставил блюдце на стол и сказал: - Верно, хотел я жениться, да не берет душа. Сиротскую долю с им веду. Не могу без его. Жалко мне его... Я ведь и в Москве был. Там это што. И Кремь - головья золотые... Ан нет. Мой, вот этот, лучше. А уж вот беден... одинок, кругом чистый лес. Его цыгане любят...- вдруг сказал он. - Как цыгане? - удивился я. - Да, каждый раз стоят тут. И чего - на самой заре, только вот чуть свет, стоят вот тут, против, и вот поют... Ему поют... и хорошо поют, до чего хорошо. А то плясать ему зачнут... и пляшут. - Как же это цыгане... плясали ему? Я что-то этого никогда не слыхал... - Ловко плясали,- ответил сторож.- Пляшут и потом на землю упадут, все головами к ему, и закроют лицо руками. Полежат так, поплачут, а потом соберутся, поговорят, ну и уедут... Полну корзину ему оставят с хлебом, пряниками, маком, баранками. Ну, простятся со мной, скажут: бери себе... Понимают бедность мою. Я-то один не ем. Странники тоже есть - делюсь. - Слушаешь ты меня, охотник,- перебил себя сторож.- А ничего не ешь. Поешь, чего есть... И он молча стал есть со мной картошку и грибы. - Не пьешь вино-то? - спросил я. - Нет,- ответил сторож.- Нешто можно... Я хотел покормить собаку. Он достал расколотый горшок, сказал мне: - Постой, я щец полью... Я наломал хлеба, он полил его щами. Из ягдташа я достал колбасу, нарезал, угостил сторожа и дал Фебу. * * * После чая я пошел спать в сарай. Сторож проводил меня туда. Ветхий сарай, деревянные толстые столбы держали крышу. Стены - плетенье из прутьев. Внутри сено. Я забрался на сено и лег. - Слышь... в полночь я ударю в большой,- сказал звонарь и ушел. Феб, повернувшись несколько раз, лег рядом со мной. Тихо. Слышно, как трещат кузнечики в траве. Мне было почему-то так хорошо, так отрадно в сарае. Рассказы сторожа про Спаса, как про какое-то живое существо, убедили меня. И я смотрю в щель на белые высокие стены Спаса при луне и теряющийся в ночи огромный купол. * * * Проснулся. Надо мной гул колокола. Далеко, качаясь, разносилось оно, замирая постепенно в ночи... В душу входила неведомая красота. Звук колокола замирал вдали, замолк...
* * * Утром рано проснулся я. Солнце осветило лес и пригорок, как бисером осыпанный цветами. Старый Спас торжественно блистал. Он был прекрасен и одинок. Сколько видел Старый Спас: нашествие татарских орд... И видно было, что на холмах кругом него были селения, а теперь синеет дремучий лес. - Пойдем, искупаемся,- сказал мне звонарь.- Покажу тебе речку, тут она недалече, вот за им... Спускаюсь по зеленому холму вниз от Спаса. Среди больших дубов блестела речка и помост маленькой мельницы. Звонарь подвел меня к реке, и я увидел дно в мелких камушках, а воды как будто и не было. Она была так прозрачна, что я никогда раньше не видал такой реки. У берега лежали ровно большие камни, спускаясь в самую реку. Это было что-то вроде лестницы. Вода была холодна. Плывя, я видел все дно. Хотел встать, но оказалось глубоко. Опустился в воду с головой и открыл глаза, и как будто через стекло увидел песок и камушки, другой мир... Проплыв, я опять нырнул, и большие рыбы, быстро, как стрелы, пронеслись мимо, и их золотая чешуя ослепительно блистала в воде на солнце. Это было волшебно красиво. "Это язи..." - подумал я. Вода попала в рот, но какая странная вода. Я вздумал выпить - это не вода, пить нельзя. Похожа на раствор соды. - Какая вода странная...- сказал я на берегу звонарю, когда мы оделись. - Ее не пьют,- ответил он,- она вот недалеко из болота прет. Чай из ее нипочем не выпьешь. А купаться пользительно. Вот, в это самое место царь-то, Иван Васильевич Грозный, купаться приезжал, и князья-бояре купались. И Андрей Боголюбский тута купался, и князья Суздальские. Вода завсегда холодная, и зимой ее льдом не берет нипочем... А теперь никого нет, никто и не едет. Спаса-то все забыли... Придя со звонарем к мельнику пить чай, я был поражен: все глубокое дно омута видно, как аквариум. Все водоросли, бодяги, камни, рыбы. Широкие лещи плыли один за другим. Я присел за стол. Я не мог оторвать глаз от чудесной воды. - Вот, барин,- сказал мне старик-мельник,- дочь нашла... Белье полоскала тут вот, у моста. В воде вот нашла, гривна, што ль, это? И мельник достал из шкафчика и подал мне круглый металлический брусок, шириной в палец. С одной стороны был выбит орел и что-то написано. - Говорят,- сказал мне мельник,- что это старый рупь. Татарин давал мне за его рупь. Дочь не отдает. - Не продавай,- сказал я мельнику,- он стоит дороже. Я узнаю и приеду, скажу тебе. - Отдам,- говорит дочь мельника, смеясь,- ежели ситцу на платье дадут, чтоб только виточки голубые были... Я все смотрел в окно на омут, волшебный край! И, простившись с мельником и с звонарем, отправился в путь через лес на Гороховец. На повороте я обернулся. И далеко увидел Старого Спаса. - Прощай, забытый Старый Спас! И будто он услыхал меня, и протяжный удар колокола пронесся и замер над простором лесов...