Главная
Регистрация
Вход
Суббота
10.12.2016
17:35
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 195

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [400]
Суздаль [151]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [102]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [60]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [25]
Гусь [31]
Вязники [86]
Камешково [24]
Ковров [30]
Гороховец [14]
Александров [44]
Переславль [39]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [18]
Религия [1]
Иваново [12]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [6]

Статистика

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Судогда

СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ женский монастырь. Спас Купалище

СПАС-КУПАЛИЩЕ

В нач. 1-го тыс. н.э. в VI-VIII вв., по речной системе Мещеры проходил древнейший водный торговый путь, соединяющий среднее течение рек Оки и Клязьмы, по рр. Гусь, Колпь и Судогда, как одно из ответвлений Волжского серебрянного пути, в обход Волжской Булгарии, по которому серебро Арабского халифата, через Клязьминскую и Волжскую Нерль, Плещеево озеро попадало в Ростов, Новгород и далее в Скандинавию и Западную Европу. Местные жители продавали заморским купцам за серебряные монеты и соль: мед, воск, деготь, пеньку, меха белки, куницы, бобра и невольников – молодых мужчин и женщин.


Спас Купалище – место впадения р. Судогда в р. Клязьма

Когда кафедра патриарха находилась еще в Киеве, по льду Пры, Мещерских озер и Буже пролегал зимний Патриарший путь из Киева через Рязань до Владимира.
В 1171 г., согласно летописям, Андрей Боголюбский заложил в южных пределах Мещеры Андреев Городок. Тогда возник еще один торговый тракт вдоль левобережья рек Колпь и Гусь, связавший Владимир с Городцом Мещерским (город Касимов).

11. Мокеево (Камешковский р-н). Селище 2, 11-13 вв. 0.45 км. к северо-западу от деревни. Площадь ок. 2500 кв.м. Керамика гончарная древнерусская с линейным и волнистым орнаментом, преимущественно 12-13 вв.
12. Мокеево. Селище 3, 11-13 вв. Площадь ок. 3000 кв.м. Керамика гончарная древнерусская с линейным и волнистым орнаментом.
13. Мокеева Гора XII в. Уникальный рукотворный земляной объект находится в 500 м. северо-восточнее деревни Мокеево Камешковского района.

29. Богданцево (Судогодский район). Поселение (Спас-Купалище 3), неолит (Льяловская культура), 11-13 вв. ок. 2.3 км. к западу от южной окраины деревни, 6.4 км. к юго-западу от с. Спас-Купалище, правый берег р. Клязьма, урочище Левины дачи. Протянулось вдоль берега с северо-востока на юго-запад, размеры ок. 250х100 м. Выявлены три горизонта культурного слоя.
В нижнем слое глубиной 1.6 м. в темно-серой супеси с включениями угля, обожженных камней и золы, найдены фрагменты лепных сосудов с ямочно-гребенчатой орнаментацией, льяловской к-ры, а также кремневые отщепы. На глубине 1.6 до 1.9 м. залегает слой серой супеси с аналогичной керамикой. Этот слой подстилается вымосткой из крупных камней, забутованных мелкой галькой.
Верхний горизонт содержит большое количество обломков гончарной древнерусской керамики.
30. Богданцево. Селище 1 (Спас-Купалище 1), 11-13 вв. 2 км. к западу от деревни, 6 км. к юго-западу с. Спас-Купалище, правый берег р. Клязьма, 100 м. от русла, урочище Левины дачи. Протянулось вдоль берега с северо-востока на юго-запад, размеры ок. 200х120 м. Поверхность памятника поросла лесом. Керамика гончарная древнерусская.
31. Богданцево. Селище 2 (Спас-Купалище 2),11-13 вв. Ок. 2.2 км. к западу от деревни, 6.2 км. к юго-западу от с. Спас-Купалище, правый берег р. Клязьма, урочище Левины дачи, к югу от Селища 1, на противоположном от него склоне оврага. Протянулось вдоль берега с северо-востока на юго-запад, размеры ок. 120х30 м., высота над рекой 3-4 м. Керамика гончарная древнерусская.
32. Богданцево. Селище 3 (Спас-Купалище 4), 11-13 вв. Ок. 2.5 км. к западу от деревни, 6.6 км. к юго-западу от с. Спас-Купалище, правый берег р. Клязьма, урочище Левины дачи, к юго-западу от поселения. Протянулось вдоль берега, размеры ок. 100х10 м. Керамика гончарная древнерусская.
33. Богданцево. Курганный могильник Левины Дачи. 2 км. к западу от деревни, 6 км. к юго-западу от с. Спас-Купалище, правый берег р. Клязьма, урочище Левины дачи, с северо-запада от Селища 1. 153 компактно расположенных кургана. В северной части могильника находятся крупные насыпи высотой 2.0-2.2 м., диаметром 16-18 м. С юга их полукольцом окружают курганы высотой 1.4-1.6 м., диаметром 10-12 м. Все курганы имеют кольцевые ровики у основания. По внешним признакам могильник может быть отнесен к древнерусским домонгольского времени.
34. Спас-Купалище. Курганный могильник 1. 2.5 км. к западу юго-западу от села, обширное всхолмление в пойме правого берега р. Клязьма. Всхолмление высотой 5-10 м. над уровнем поймы протянулось с севера на юг. 53 насыпи высотой 0.3-0.7 м., 47 из которых имеют округлую в плане форму, диаметром 1.6-4.0 м., шесть - с овальными основаниями размерами 4.5-5.0х1.5-2.0 м.
35. Спас-Купалище. Курганный могильник 2. 2.7 км. к западу юго-западу от села, 0.6 км. к югу от курганного могильника 1. 27 насыпей высотой 0.6-0.7 м., диаметром 2-4 м., с ровиками у основания. По внешним признакам памятник может быть отнесен к древнерусским домонгольского времени.
36. Спас-Купалище. Курганный могильник 3. 0.05 км. к западу юго-запада от курганного могильника 2. Девять округлых в плане, компактно расположенных насыпей высотой 0.4-0.6 м., диаметром 2-3 м., с ровиками у основания.
37. Спас-Купалище. Курганный могильник 4. 0.08 км. к югу юго-запада курганного могильника 3. Пять округлых в плане насыпей высотой 0.4-0.6 м., диметром 2.0-3.5 м., с ровиками у основания. Древнерусский монгольского времени.

Погост Спас-Купалищи

Спас-Купалище расположено возле впадения реки Судогды в реку Клязьму (Судогодский район). Тут проходил путь из Владимира в Муром.

Существует такая легенда: «Грозный царь Иоанн Васильевич, возвращаясь из Казанского похода, двигался по судоходным тогда рекам Воймиге и Судогде, и повелел поставить по берегам этих рек три деревянные храма – все в память Преображения Господня. Так и стоят, один за другим, до сих пор три Спаса и три погоста – села Спас-Беседа, Спас-Чамерево и Спас-Купалище.
По преданию здесь в Спас-Купалище тонул во время купания царь Иоанн Грозный, возвращавшийся после взятия Казани в Москву. Он был чудесным образом спасен, и выстроил по обету деревянный храм в честь Преображения Господня.
Первые письменные сведения о погосте содержатся в патриарших книгах за 1628 год: «церковь Преображения Господа Бога и Спаса Нашего И. Христа на погосте на Купалищахъ».
В писцовых книгах 1643-1647 гг. о Спас-Купалищском погосте имеются более подробные сведения: «на погосте церковь Преображения Господня древяна клецки – строение приходскихъ людей; при церкви священникъ и дьячекъ, 3 двора бобылей, «питаются отъ церкви Божией»; пашни церковной «худые земли» по 13 четв. въ поле, сена по р. Клязьме 20 копенъ, бору на пол-версты въ длину и ширину».
В писцовых книгах 1653-1654 гг. заключаются те же сведения о Купалищском погосте, только сенных покосов показано вместо 20, 50 копен.
В 1663 г. на погосте была построена новая деревянная церковь во имя Преображения Господня.
В 1711 г. была построена еще одна деревянная теплая церковь во имя Живоначальной Троицы. Бобыльские дворы, показанные в писцовых книгах XVII в., в это время уже запустели. Не смотря на то, что бобыльских дворов уже не было с кон. XVII в., церковь продолжала платить и за них дань. О разнообразии этой дани, взимавшейся с церквей в царствовании Петра Великого свидетельствует перечень, сохранившийся в деталях патриаршего казенного приказа, относительно Спас-Купалищской церкви. «Эта церковь платила: 1) въ военный приказъ полуполтинныхъ по 8 алт. 2 деньги, 2) въ адмиралтейской на починку кораблей 4 алт. 1 д., 3) въ Ямской ямскихъ и полоняничныхъ по 3 алт. 2 д., 4) въ тотъ же приказъ на наемъ на дворъ по 2 алт., 5) въ земской на дачу рекрутамъ – 2 алт., 6) въ моемъ на дворъ по 2 алт., 5) въ земской на дачу рекрутамъ – 2 алт., 60 въ монастырской на жалованье драгунамъ, на кормъ драгунскимъ лошадямъ и на подъемъ каменщикамъ и кирпичникамъ, 7) на платежъ за пустые дворы, которые сбирали въ Александрову слободу, 8) на дело кирпича и на покупку городскихъ припасовъ, 9) въ Ревель на содержание морскаго флота за провиантъ и 10) на покупку въ Ригу и въ Выборской гарнизонъ провианта». (Володимер. Десятина – с. 131)

Храм Преображения Господня был перестроен в 1763 г. и без изменений просуществовал до 1869 г., когда его разобрали. Храм имел одну главу, вокруг него была крытая галерея; над престолом была висячая сень.

Теплая Троицкая церковь в 1762 г. за ветхостью и близостью к деревенским домам была разобрана, а к 1772 г. была построена новая церковь. В 1779 г. она сгорела и более не возобновлялась.

Церковь бывшая в Погосте Спас-Купалищи, Судогодского уезда

В 1800 г. было начато строительство теплого каменного храма, который был освящен в 1805 г. В 1836 г. храм был распространен, а в 1852 г. был разобран и построен вновь в более обширном виде.
В 1869 г. в связи с теплым храмом была начата постройка холодного каменного храма. До 1881 г. продолжались работы по постройке и отделке этого храма, когда он и был освящен.
В 1876 г. была объявлена признательность Его Высокопреосвященства: 1) Прихожанам погоста Спаса-Купалищ за пожертвование двух риз медных высеребренных с отзолоченными венцами на две иконы, святителя и чудотворца Николая, в 109 руб.; 2) Крестьянину деревни Богданцева, Ивану Иванову, за пожертвование 125 руб. на обделку сводов и стен внутри приходского теплого храма; 3) Князю Николая Ильичу Грузинскому, за пожертвование в церковь серебро-позолоченных брачных венцов, таких же ковшичка для теплоты и блюдца.
В 1878 г. уволен из армейского ведомства по прошению священник Иоанн Оранский и 18-го февраля определен младшим священником в с. Спас-Купалищи, Судогодского уезда.

В 1885-1888 гг. была перестроена и каменная колокольня.

В храме было пять престолов: в холодном - во имя Преображения Господня, св. блг. князя Александра Невского и свт. Николая Чудотворца, в теплой трапезе - во имя св. Троицы и Покрова Пресвятой Богородицы.
«Изъ предметовъ древности въ церкви сохранилось напрестольное Евангелие печати 1628 г. и служебникъ изд. 1668 г.
Причта въ приходе по штату положено: два священника, диаконъ и два псаломщика. На содержание ихъ получается: отъ земли церковной до 100 руб., отъ службъ и требоисправлений до 1000 руб., отъ хлебнаго сбора съ прихожанъ до 150 руб. и процентовъ съ причтоваго капитала (1005 руб.) – 40 р. въ годъ. Дома у членовъ причта собственные на церковной земле. Приходъ состоитъ изъ: погоста Спасъ-Купалищъ, сельца Михайловскаго (4 вер. отъ церкви) и деревень: Кисельницъ (2 вер.), Трофимовки (3,5 вер.), Краснораменья (6 вер.), Мичурина (4 вер.), Маслова (3 вер.), Богданцева (4,5 вер.), Трухачева (5 вер.), Глебова (6 вер.), Исакова (5 вер.), Даниловки (2 вер.), Нагорной (7 вер.), Мызина (10 вер.) и Дорофеева (12 вер.). Во всехъ этихъ поселенияхъ по клировымъ ведомостямъ числится 1773 души муж. пола и 2045 женскаго.
В. приходе имеются три земскихъ народныхъ школы: въ д. Данилове, д. Богданцеве и д. Мызине; учащихся въ 1896 г. было во всехъ этихъ школахъ 136».
/Историко-стратистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. 1896 г./

В советское время были репрессированы: протоиереи о. Александр (Анисимов), о. Александр (Преображенский) и псаломщик Петр (Михайлов).
Храм закрыли после Великой Отечественной войны, в 1946-1947 гг.
Жители соседних деревень, приходя в разрушенный храм, чтобы помолиться или просто постоять молча, неоднократно явно слышали таинственное пение под сводами храма. Об этом можно услышать от разных людей, независимо приходящих в храм.


Теплоход «Александр Невский», курсировавший по Клязьме по маршруту Владимир – Спас-Купалище. 1959 г.

Численность населения в с. Спас-Купалище в 2010 году – 34 женщины.
Входит в состав Лавровского сельского поселения.

СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ женский монастырь в СПАС-КУПАЛИЩАХ

Спасо-Преображенская пустынь

Адрес: Судогодский район, с. Спас-Купалище.


Главные ворота монастыря

Датой второго рождения Преображенского храма принято считать 4 ноября 2001 г. - день прибытия первых насельниц - монахини Соломонии (Лукович) и с ней еще нескольких сестер, которые и принялись за восстановление святыни.
В июне 2002 г. Владыка Евлогий дал благословение на создание здесь подворья Свято-Боголюбского женского монастыря.
В июне 2002 г. силами и средствами Свято Боголюбского монастыря, по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия, на пустом месте был возведён целый монастырский комплекс с трехэтажным келейным корпусом, представительским домом и хозяйственными постройками, обустроен чудотворный святой источник с надкладезной часовней святого Вонифатия (Святой Вонифатий помогает избавиться от греховных страстей - пьянства и распутства) и пристроенной купелью (2006 - 2007 гг.). Закончено восстановление Спасо-Преображенского храма, в котором возобновлены богослужения.


Спасо-Преображенский храм в Спас Купалище



Колокольня Спасо-Преображенского храма в Спас Купалище

В 2012 г. Спасо-Преображенское подворье Боголюбского монастыря преобразовалось в самостоятельную церковную единицу - Спасо-Преображенский женский монастырь в Спас-Купалищах Владимирской епархии.

Источник св. мученика Вонифатия «Золотой Колодез»

Здесь на песчаной косе, забил источник. Считается, что купание в нем избавляет от самого неизбывного человеческого страха - страха смерти.


Спас Купалище. Часовня-купель над святым источником.

К каменному святому источнику и купели ведут красивые ступени.
Небольшая часовня-купель над святым источником построена в 2005 г. Освящена в честь: Вонифатия Милостивого.
Святой Вонифатий помогает избавиться от греховных страстей - пьянства и распутства.


Купель внутри часовни Св.муч. Вонифатия

Святой источник

Житие святого мученика Вонифатия

Святой мученик Вонифатий пострадал за Христа в 290 г., в царствование римских императоров Диоклитиана и Максимиана (284— 305 гг.).
Он был рабом знатной римлянки Аглаиды. Она поручила ему управление ее домом и обширными имениями. Вонифатий состоял с Аглаидой в беззаконном сожительстве. Вместе с тем он был милостив к нищим и охотно принимал странников.
Сознавая себя рабом греха, Вонифатий молил Бога, чтобы Он избавил его от сетей дьявольских и сделал бы его победителем над своими вожделениями и страстями.
Господь услышал Своего раба, но устроил так, чтобы он мог греховные дела омыть кровью и увенчать душу свою венцом мученическим.
В то время на Востоке было сильное гонение на христиан. Аглаида пожелала иметь у себя в доме мощи святых мучеников, надеясь под их покровительством получить спасение. Она отправила на Восток Вонифатия с несколькими слугами, чтобы он выкупил святые мощи у нечестивых мучителей.
Уезжая, он спросил Аглаиду: «А если мое тело к тебе, за Христа замученное, принесут, примешь ли его с честью?» Аглаида укорила его в глумлении и заметила, что ему нужно хранить кротость и воздержание, чтобы достойно принять мощи святых.
Вонифатий запомнил слова своей госпожи и, размышляя в пути о своей жизни, сожалел о преждесодеянных грехах. Все время, пока они добирались до Малой Азии, Вонифатий постился и прилежно молился Богу.
В киликийском городе Тарсе (Малая Азия) Вонифатий оставил своих спутников в гостинице, а сам поспешил на городскую площадь, где при стечении множества народа христианских мучеников подвергали жесточайшим пыткам. Лица мучеников сияли духовной радостью, ибо благодать Божия укрепляла их в подвиге.
Пораженный мужеством святых, Вонифатий исполнился Божественной ревности и всенародно объявил себя христианином. Он бросился к мученикам, стал с благоговением обнимать их ноги и молить Господа о даровании и ему мученического венца. Судья допросил святого Вонифатия и, когда получил от него решительный отказ принести жертву идолам, предал его на мучения.
Святого Вонифатия подвесили вверх ногами и начали жестоко бить, пока не показались кости, затем вонзали под ногти иглы. Видя его стойкость, влили ему в горло расплавленное олово. Однако Господь, по молитве мученика, таинственно сохранил его невредимым. Народ прославил Господа Иисуса Христа за терпение страдальца и устремился к языческому капищу, чтобы уничтожить идолов.
Судья спасся от смерти бегством и мог продолжить мучения лишь на следующий день, когда народное волнение несколько утихло. Святого мученика бросили в кипящую смолу, но он вновь остался невредим.
Внезапно сошел Ангел и оросил мученика Небесной прохладой, смола вылилась, вспыхнула и обожгла самих нечестивых мучителей. Тогда судья приказал отсечь святому Вонифатию голову.
Перед казнью святой мученик молился Господу о прощении грехов, в безумии содеянных, и о избавлении стада Христова от всякого нечестия и заблуждения языческого. Из раны святого мученика истекли кровь и молоко. 550 язычников были удивлены этим чудом и уверовали во Христа.
Спутники Вонифатия выкупили тело святого за 500 золотых монет и с почестями доставили Аглаиде, которую Ангел уже предуведомил о происшедшем.
Аглаида с благоговением встретила тело святого мученика. В своем имении, в 50-ти стадиях от Рима, она построила храм, где положила мощи мученика.
Они прославились множеством чудес, по молитвам мученика Вонифатия исцелялись больные и страждущие от духов нечистых.
Аглаида раздала все свое имущество нищим и в покаянии провела 15 лет в монастыре. Еще при жизни она получила дар изгнания бесов. По кончине была погребена рядом с мучеником Вонифатием.
Подвиг святого мученика Вонифатия учит нас, как «растленное естество имуще, покаянием истинным и добрым изменением» сделаться достойными тех страданий, которые претерпел за нас Господь.
По молитвам святого Вонифатия верующие люди обретают исцеление от недугов, избавление от греховных страстей - пьянства и распутства.
День празднования: 19 декабря/1 января.

Молитва святому Вонифатию

О многострадальный и всехвальный мучениче Вонифатие! Ко твоему заступлению ныне прибегаем, молений нас, поющих тебе, не отвержи, но милостиво услыши нас.
Виждь братию и сестры наша, тяжким недугом пианства одержимыя, виждь того ради от матере своея, Церкве Христовой и вечнаго спасения отпадающия.
О святый мучениче Вонифатие, коснися сердцу их данной ти от Бога благодатию, скоро возстави от падений греховных и ко спасительному воздержанию приведи их.
Умоли Господа Бога, Его же ради страдал еси, да простив нам согрешения наша, не отвратит милости Своея от сынов Своих, но да укрепит в нас трезвение и целомудрие, да поможет Своею десницею трезвящимся спасительный обет свой до конца сохранити во дни и нощи, о нем бодрствующе и о нем добрый ответ на Страшнем Судилище дати.
Приими, угодниче Божий, молитвы матерей, о чадех своих слезы проливающих; жен честных, о мужех своих рыдающих, чад сирых и убогих, от пианиц оставленных, всех нас, иконе твоей припадающих, и да приидет сей вопль наш молитвами твоими ко престолу Всевышняго даровати всем по молитвам их здравие и спасение душ и телес, наипаче же Царстве Небесное.
Покрый и соблюди нас от лукаваго ловления и всех козней вражиих, в страшный час исхода нашего помози прейти непреткновенно воздушные мытарства и молитвами твоими избави вечнаго осуждения. Умоли же Господа даровати нам к Отечеству нашему любовь нелицемерную и непоколебимую, пред врагами Церкве святыя видимыми и невидимыми силу непобедимую, да покрыет нас милость Божия в нескончаемыя веки веков. Аминь.

ИСТОРИЯ Владимирской области.

Свято Боголюбский монастырь
МОНАСТЫРИ Владимирской области.
Родники/Святые источники Владимирской области.
Город Судогда.
Прохорова Пустынь.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Судогда | Добавил: Jupiter (16.05.2015)
Просмотров: 1871 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика