Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
25.11.2024
06:14
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [263]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2406]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Муром

Село Архангел Меленковского района

Село Архангел

Архангел — село в Меленковском районе Владимирской области России, входит в состав Бутылицкого сельского поселения.
Село расположено в 13 км. к северу от города Меленки, на берегу реки Унжа. «Село Архангел на реке Унже или село Унжа находится в 13-ти верстах от уездного города (Меленковский уезд) и в 110-ти от губернского». [1]

Городище Архангел (р.ж.в., 3-я четв. 1-го тыс. н.э., 11-13 вв.) расположено близ села Архангел, мыс левого коренного берега р. Унжа при впадении в ее долину ручья Веселовка. Площадка подтреугольная в плане, размерами ок. 60-70х35-40 м., вытянута с запада на восток, высота над рекой 10-12 м., с напольной восточной стороны – остатки рва в виде небольшой западины. В верхних его горизонтах найдены обломки гончарных древнерусских сосудов с линейным и волнистым орнаментом 12-13 вв., в нижних – фрагменты лепных сосудов с текстильными отпечатками на внешней поверхности, а также гладкостенных, иногда с лощением, дьяковской или городецкой культуры. [2]
Селище (11-13 вв.) расположено на территории села Архангел, левый берег р. Унжа. Протянулось вдоль берега с севера на юг, размеры ок. 210х60 м., высота над рекой 8-10 м. Керамика гончарная древнерусская с линейным и волнистым орнаментом, донце сосуда с клеймом, обломки глиняной обмазки, железные гвозди, кости животных. [2]

В конце XIX - начале XX века село являлось центром Архангельской волости Меленковского уезда.
«В селе Архангеле, Меленковской вол., на средства от самообложения построен фельдшерско-акушерский пункт, а Муромский УИК до сих пор не открывает его» («Призыв», 3 ноября 1928).
Архангельский Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов организован в 1929 году. Подчинялся исполкому Меленковского районного Совета депутатов трудящихся Ивановской области. С образованием 14 августа 1944 года Владимирской области Архангельский сельский Совет вошел в ее состав.
На основании решения сессий сельского Совета от 30 октября 1968 г. в состав Архангельского сельского Совета вошла д. Лужи Пруднинского сельского Совета.
С 7 октября 1977 года Архангельский сельский Совет народных депутатов и его исполнительный комитет.
Архангельский сельский Совет Меленковского р-на, центр — с. Архангел, объединял 6 нас. пунктов: Архангел, Верхоунжа, Злобино, Копнино, Лужи, Муралево.
На основании Постановления Главы администрации Меленковского района от 4 декабря 1991 года № 1 "О прекращении полномочий исполнительных комитетов" Архангельский сельский Совет народных депутатов стал называться сельской администрацией Архангельского сельского Совета народных депутатов Меленковского района Владимирской области, с. Архангел.
Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 1993 года № 1617 "О прекращении деятельности сельских Советов" сельская администрации Архангельского сельского Совета народных депутатов переименована в Архангельскую сельскую администрацию Меленковского района, с. Архангел.
С апреля 1998 г. Архангельская сельская администрация переименована в администрацию Архангельского сельского округа Меленковского района с. Архангел и просуществовала до 31.12.2005 г.

Численность населения: в 1859 г. – 463 чел.; в 1897 г. – 680 чел.; в 1926 г. – 1107 чел.; в 2010 г. – 396 чел.
В селе:
- МБОУ "Архангельская СОШ им. Героя Советского Союза Краснова В.М." действует с 26 мая 1998 г. Директор - Бурова Любовь Викторовна (с 8 сентября 2016 г.). Село Архангел, Школьная улица, д. 1б.
- МБДОУ-Детский Сад № 23 с. Архангел действует с 10 июня 1998 г. Заведующая - Есина Татьяна Геннадьевна. Село Архангел, Школьная улица, 1а. Организация реорганизована 27 сентября 2016 г. Правопреемник - МБДОУ-Детский Сад № 16 д. Иватино.
- ООО "Хантинг" зарегистрирована 15 августа 2005 г. Генеральный директор - Забаштан Валерий Викторович. Село Архангел, дом 2б. Основным видом деятельности является «Производство безалкогольных напитков; производство минеральных вод и прочих питьевых вод в бутылках».

Древний крест в церкви Погоста Унжи, Меленковского уезда, Владимирской губернии

/Члена-Сотрудника К.Н. Тихонравова/
По документам XVII в. известен погост Животворящего Креста и Архангела Михаила; так он именуется в писцовых книгах 1629-1630 гг. Но основание этого погоста было несомненно гораздо ранее нач. XVII в.
На большом тракте, лежащем от губернского города в Тамбов, не доезжая 13 верст до города Меленок, на левом берегу Унжи, находится погост Унжа, ведомства Государственных Имуществ. В этом погосте две каменные церкви, одна из них во имя Собора Архистратига Михаила, построенная неизвестно кем и когда, другая Воздвиженская, построенная в 1833 году усердием Муромского купца Первова, на том самом месте, где прежде стояла деревянная церковь, сгоревшая в 1658 году.
В числе священных вещей, в Архангельской церкви особенно обращает на себя внимание древний панагийный крест из чистого червонного золота с изображениями с обоих сторон, весом в «14 золотниковъ 75 долей»; крест этот на серебряной цепи; в ней «весу 9 золотниковъ безъ 6 долей».
В середине вырезано распятие Иисуса Христа с предстоящими Божией Матерью и Иоанном Богословом.
На обратной стороне этого креста в середине изображение пророка Захарии, по концам поперечника изображены благоверн. Князья Борис и Глеб, вверху Чудотворец Николай, внизу Св. муч. Георгий.
Крест вложен в серебряный вызолоченный ковчег, украшенный жемчугом; на нем на «верхней дске» по краю вырезано вглубь вязью: «Спаси Богъ люди своя и благослови достояние свое, победы Благоверному Царю и Великому Князю Михаилу на сопротивныя даруй, и своя сохраняя крестомъ люди».


Крест в погосте Унже. «Нижняя дска»

Крест в погосте Унже. «Верхняя дска»

На «нижней дске» также вязью вырезано вокруг: «Повелениемъ Великаго Государя, Царя и Великаго Князя Михаила Феодоровича всея Русии Самодержца и матери его Великие Государыни иноки Марфы Ивановны, зделанъ сий ковчехъ животворящему кресту Господню въ Муромъ въ соборную церковь Архистратига Михаила въ (3) лето государства его лета (7123) Фев. д.»


Ковчег для Креста в погосте Унже. «Нижняя дска»

Ковчег для Креста в погосте Унже. «Верхняя дска»

Этот ковчег вложен еще в другой, устроенный также из серебра и приложенный неизвестными уже в позднейшее время; весом в 2 фунта 24 ½ золотн.
К этому кресту издревле питали особенное благовение Русские цари и народ. Из подписей на богослужебных книгах, пожалованных Царями Иоанном Алексеевичем и Петром Алексеевичем к Унженской Архангельской церкви, видно, что крест этот носили в Москву, в Царский дворец, к Великим Государям ежегодно.
В Цветной Триоди по листам, на 53 листах, подписано: «7200 года октября въ 20 день, по указу Великихъ Государей Царей и Великихъ Князей, Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцевъ, дана сия книга Треодь Цветная изъ Приказу Большаго Дворца въ Муромский уездъ въ Унженской станъ къ церкви Воздвижения честнаго креста Господня, который приноситца къ нимъ Великимъ Государемъ къ Москве на вся годы; по челобитью тое церкви священникомъ Михаила да Тимофея, да диакона Феодора».
В Большом Требнике на 44 листах от начала: «7202 года Марта въ 25 день, Великие Государи Цари и Великие Князи Иоаннъ Алексеевичь, Петръ Алексеевичь, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцы, пожаловали сию книгу Требникъ большой въ свое государское богомолье въ Муромский уездъ въ Унженский станъ въ церковь чудотворнаго креста Господня … (далее слова стерлись) … собора Архистратига Михаила при священникахъ Михаиле Иванове. Тимофее Федорове съ причетники».
В двух книгах октоиха, из которых в первой на 62 листах от начала подписано: «7202 года Октября въ 20 день, по указу Великихъ Государей Царей и Великихъ Князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцевъ, дана сия книга Октай четыре гласа: первый, второй, третий, четвертый, ихъ Приказа Большаго Дворца въ Муромский уездъ въ Унженский станъ къ церкви Воздвижения честнаго и животворящаго креста Господня, который приносится изстари къ нимъ Великимъ Государемъ къ Москве по вся годы; дана по челобитью тое церкви священниковъ Михаила да Тимофея».
Во второй книге Октоиха, заключавшей в себе гласы: пятый, шестой, седьмой и восьмой, надпись точно такая же, только здесь поименован еще: «диаконъ Федоръ Петровъ».
На каждой из 11 книг Месячных Миней (кроме Декабря) по листам находились такие надписи: «7201 года, Ноября въ 15 день, по указу Великихъ Государей Царей и Великихъ Князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцевъ, дана сия книга Минея месяцъ (такой-то) изъ Приказу Большаго Дворца въ Муромский уездъ въ Унженский станъ къ церкви Воздвижения Животворящаго креста Господня, который приносится с давнихъ поръ къ нимъ Великимъ Государемъ къ Москве во все годы; по челобитной той церкви священниковъ Михаила и Тимофея, да дьякона Феодора».
В Декабрьской книге подписано так: «7199 года Ноября въ 15 день, по указу Великихъ Князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцевъ, дана сия книга изъ Приказу Большаго Дворца, изъ полаты верхней типографии въ Муромъ, къ чудотворному кресту Господню, который приносится по вся годы къ Москве, въ церковь Воздвижения Честнаго креста; по челобитью тоя церкви священниковъ съ причетники».
При этой книге замечательно следующее предисловие: «Во славу святыя, единосущныя, животворящия и неразделимыя Троицы, Отца и Сына и Святаго духа: повелениемъ Благочестивейшихъ Великихъ Государей нашихъ и Великихъ Князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича всея Великия и Малыя и Белыя Русии Самодержцевъ: Благословениемъ же въ духовномъ чине отца ихъ и богомольца, во блаженной памяти успшаго великаго господина Святейшаго Куръ Иоакима, Патриарха Московскаго и всея Русии, справися сия Богодуховенная книга Миниа месяцъ Декемврий, съ древнихъ Греческихъ и Славенно-российскихъ рукописанныхъ харатейныхъ и печатныхъ книгъ въ доме Патриршемъ. И Ныне ихъ же Царскаго пресветлаго Величества повелениемъ, благословениемъ же въ духовномъ чине отца ихъ и богомольца, великаго господина, Святейшаго Куръ Адриана, Архиепископа Московскаго и всея Русии и всехъ северныхъ странъ Патриарха: при Благороднейшемъ Государе нашемъ Царевиче и Великомъ Князе Алексии Петровиче издадеся книга сия печатнымъ тиснениемъ въ царствующемъ велкиомъ граде Москве. Въ лето отъ сотворения мира 7199, отъ Рождества же по плоти Бога Слова 1691, Индикта 14, месяца Декемврия».
В Общей Минее, на 34 листах подписано: «По указу Великаго Государя Царя и Великаго Князя Петра Алексиевича, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, сия книга Минея общая дана изъ Приказу Большаго Дворца, изъ книжной палаты въ Муромский уездъ, въ церковь Воздвижения честнаго креста Господа, который крестъ приносится къ Москве».
В ветхом Церковном Уставе, на некоторых листах уцелела следующая надпись: «По указу … сия книга Уставъ … изъ Приказу Большаго Дворца … дана Муромскаго уезда на погостъ что на реке … въ церковь животворящаго креста Господня, который крестъ приносится по вся лета къ Москве».
Недалеко от погоста, на севере и на юго-востоке, находились две часовни. Первая часовня, по преданию, устроена на том месте, где было чудесное видение Марфе и Марии. Построение второй часовни предание объясняет так: когда-то Чудотворный Крест был похищен злоумышленниками, но похитители, когда дошли до того места, где была построена вторая часовня, ослепли и прозрели только тогда, когда раскаялись в своем преступлении. В память этого чуда и была построена часовня. [1]
В XIX веке с мая до половины сентября не только в праздничные дни, но и в будни стекалось много народа в Унженский погост из разных мест, и преимущественно из Мурома и Рязани, на поклонение кресту. В честь его издревле совершаются два крестные хода: один накануне Воздвижения (13 сентября) на родник, находящийся на юго-восточной стороне от погоста Унжи расстоянием в одной версте. Предание говорит, что это место ознаменовано чудодейственною силою креста во время похищения его ворами: «дойдя до сего места они ослепли; положили на землю крестъ, принесли раскаяние и прозрели, но уже не обрели креста, а увидели предъ собою источникъ, тогда какъ до того времени тутъ не было никакой воды».
Другой крестный ход совершался в сам праздник Воздвижения перед литургией в часовню, находящейся на северной стороне в версте от погоста Унжи.
Когда и кем сделан и приложен этот крест в церковь Унженского погоста, достоверно неизвестно. Существует легендарное сказание, объясняющее чудесное происхождение этого креста. Сказание это получило литературную обработку в XVII в., составлено оно будто бы по благословению Моисея, архиепископа Рязанского и Муромского. Содержание сказания следующее.
«Были две сестры, дочери одного вельможи, Мария и Марфа. Мария вышла замуж за некоего Иоанна из Муромской области, а Марфа была выдана за Логина в Рязанскую область. Иоанн был по отчеству честного рода, но имением оскудел, а Логин был родом меньше Иоанна и его отечества, но имением очень богат.
И случилось им быть вместе у тестя своего на пиру и была между ними распря о местах: Иоанн хотел выше сесть по отечеству своему и по старшинству, ибо был старший зять; а Логин не давал места ради богатства своего. И от того времени много лет они между собою не съезжались сами и жен своих не пускали, ни письмами своими не ссылались до самой смерти.
И по многих летах умерли они оба в один день и жены их овдовели; но Мария не знала о Логиновой смерти, а Марфа об Иоанновой; и опечалились о том обе. И помыслила себе Мария говоря: «поеду к зятю своему Логину в Рязань и увижу сестру свою, и если они полюбят меня, буду у них жить, а если не взлюбят, я прощусь с сестрою и ворочусь домой». И Марфа тоже самое помыслила, говоря: «Поеду к зятю своему и сестре и увижу, если они меня призрят, то я имением своим обогащу их, и будут они богаты и славны по отечеству своему». Так обе сестры и сделали.
В один и тот же день обе поехали из домов своих и встретились на пути, и станы каждая свой сделали, а не вместе, потому что не знали, с кем встретились. И послала меньшая слугу своего спросить: «Кто там стоит? И если то женский пол, вместе сойдемся в один стан».
Посланный узнал, что едет вдова из Мурома в Рязань к сестре своей, и поведал о том госпоже своей. Она же сказала: «Сойдемся вместе». И сошлись и поклонились между собой и не признали друг друга, что они родные сестры, пока не спросили об именах и об отчестве; и потом спознались и начали лобызаться со слезами и радостью и скорбеть о мужьях своих… Но о том радовались, что дал им Бог свидеться на кончине века их.
И легли спать; однако не спали, как должно, но и бодрствовать не могли. В мгновение ока явился им во сне Ангел и дал им золота и серебра; Марфе золото, а Марии серебро, и повелел им сотворить в золоте Животворящий Крест, а в серебре ковчег, и сказал, чтобы то золото и серебро отдали они первому человеку, который по тому пути утром поедет. Они же, взявши во сне золото и серебро, завертели себе в рукава и проснулись. И проснувшись говорила одна сестра другой: «Явился мне во сне Ангел Господень и дал мне золота, говоря: «Господь прислал тебе золото по твоей вере; сотвори в нем Животворящий Крест»». И поглядела у себя за рукавами и точно там было золото. Подобным же образом и Мария нашла у себя серебро.
И начали они обе плакать со слезами и радостью, и молились Богу и предивном чуде, что одарил их Господь Бог такой благодатью. И вдруг увидели по дороге идут трое монахов. Сестры подозвали их к себе, и поведали о случившемся и отдали им золото и серебро, повелев им сделать крест и ковчег. «Для того мы к вам и пришли», сказали монахи, и отошли в путь свой.
Сестры прибыли в Муром к своим родственникам и поведали им все бывшее в пути. Но сродники стали на них роптать, зачем такую благодать отдали они неведомым старцам. Нам так велено было сделать, отвечали сестры.
Совещавшись, поехали все родственники на то место, где сестрам встретились старцы. И собралось к ним множество народа и начали договариваться, кому куда ехать вслед тех старцев… И урядили, куда кому ехать не только по большим дорогам, но и по малым станицам. И вдруг видят они: идут трое старцев, несут Животворящий Крест, сделанный из золота, и ковчег из серебра. Монахи, подошедши к сестрам, сказали: «Марфа и Мария! В том золоте и серебре, которое явилось вам во сне, сотворил Господь Бог Животворящий Крест и Ковчег вам на долголетие, а миру на исцеление». И спрашивали старцев: «Где они были?» Они же отвечали: «В Царьграде». И опять их спрашивали: «Давно ли оттуда?». «Третий час»,- отвечали они. Тогда хотели угостить их трапезою, но они сказали: «Мы не пьющие и не едящие», это вам повелел Господь пить и есть. И сказав это, они исчезли.
После того обеим сестрам явился во сне Животворящий Крест, и велено им было поставить его в церкви Архангела Михаила. Так они и сделали. Поставили тот крест в сказанной церкви в Унженском стану на реке Унже, в 25-ти поприщах от города Мурома».
Таково легендарное сказание, объясняющее таинственное происхождение святыни Архангельского погоста. Эта легенда не дает указаний относительно времени происхождения Животворящего Креста. Но если принять во внимание, что он был известен царю Михаилу Феодоровичу в начале его царствования, то можно с достаточной вероятностью предполагать, что крест этот сооружен не позднее XVI века. Из вышеприведенного сказания видно, что в то время, когда был сделан крест, в Архангельском погосте была уже церковь Архангела Михаила.

Архангельский приход

Основание этого погоста было несомненно гораздо ранее начала XVII столетия.
Этот погост, благодаря своей святыне, Животворящему Кресту Господню, в XVII веке был известен Московским Государям, и память об этом хранилась в церкви Архангельского погоста в виде тех приложений, какие сделаны Московскими Государями.
Главнейшую святыню церкви Архангельского погоста составлял Животворящий Крест Господень; сделан он из чистого золота, четвероконечный, наперсный… Крест этот вложен в серебряный вызолоченный ковчег, украшенный жемчугом: на нем на верхней дске по краю вырезано в глубь вязью: «Спаси Бог люди своя и благослови достояние свое, победы благоверному царю и великому князю Михаилу на сопротивныя даруй и своя сохраняя крестом люди». На обратной стороне ковчега вырезано также вязью: «повелением Великого Государя, Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича, всея Русии Самодержца и матери его Великие Государыни иноки Марфы Ивановны сделан сей ковчег Животворящему Кресту Господню в Муром, в соборную церковь Архистратига Михаила, в … лето государства его лета 7123 февр. Д». На ковчеге вверху вырезано изображение Господа Саваофа, по средине Распятие, по сторонам изображение с надписью: Мариа и Iоа Логин. На обратной стороне ковчега вырезаны изображения: вверху Херувима, посредине Архистратига Михаила, по сторонам благов. кн. Петра Муромского и супруги его Февронии.
Этот ковчег вложен в другой серебряный больший ковчег, устроенный в позднейшее время.
Когда и кем сооружен и приложен этот крест в церковь Унженского погоста, достоверно неизвестно. Но существует легендарное сказание, объясняющее чудесное происхождение этого креста. Сказание это получило литературную обработку в ХѴII столетии, составлено оно будто бы по благословению архиепископа Рязанского и Муромского…
Если принять во внимание, что он был известен царю Михаилу Феодоровичу в начале его царствования, то можно с достаточною вероятностью предполагать, что крест сей сооружен не позднее XVI века. Из сказания видно, что в то время, когда сделан был крест, в Архангельском погосте была уже церковь Архангела Михаила, следовательно эта церковь весьма древнего происхождения. [1]
Писцовые книги 1629-1630 гг. сообщают об этом погосте следующее: «погост Животворящего Креста и Архангела Михаила на Унже, на погосте церковь Воздвижения Животворящего Креста Господня и Архангела Михаила, обе церкви деревянные, при них два священника, диакон, пашни церковной по 40 четвертей в поле, перелогу 5 четв., лесом поросло 15 четв., сена 100 копен, лесу не пашенного 10 десят.; при церкви прикладная пустошь, в ней пашни паханые 10 четв., перелогу 5 четв., лесом поросло 10 четв., сена 20 копен; другая пустошь, в ней пашни 2 четв., лесом поросло 13 четв., сена 20 копен, лесу 5 десят., еще пустошь, пожалованная царем Михаилом Феодоровичем, в ней пашни 3 четв., лесу пашенного 17 четв., сена 10 копен, лесу не пашенного на 3 версты в длину и 2 в ширину».
Эти данные писцовых книг указывают на особое привилегированное положение церквей Архангельского погоста; ни одна из приходских церквей того времени, как видно из тех же писцовых книг, не имела столько прикладной земли. [1]
Дальнейшая история церквей Архангельского погоста остается неизвестной до XIX в.

Древнейшая из двух церквей погоста в честь собора Архангела Михаила. Когда построена Архангельская церковь, сведений о том никаких не сохранилось. В 1851 г. к ней пристроен с южной стороны придел в честь св. ап. Петра и Павла. Церковь эта об одной главе, алтарь троечастный, отделен от храма капитальной стеною с арками для царских и чеверных врат; от трапезы храм отделен также стеною с аркой. Что касается внутренних украшений храма, иконостаса и Св. икон, то все это принадлежит новому времени. Из Св. икон сравнительно древняя Смоленская икона Божией Матери, но и она написана в XVIII в.
При этой церкви невысокая каменная колокольня; построена она в конце XVIII в. [1]

Вместо другой деревянной церкви в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в 1822-1833 гг. устроен в погосте каменный храм того же имени; средства для построения и украшения этого храма даны были главным образом Муромскими купцами Первовыми.
Храм этот пятиглавый довольно величественной архитектуры. Внутренние украшения храма довольно богаты. Из Св. икон сравнительно древние: икона Спасителя и Архангела Михаила; они прежде были в старом иконостасе Архангельской церкви. [1]
23 декабря 1817 года у диакона с. Архангел родился сын - Зернов Степан Иванович (1817 - 1886) - протоиерей, бакалавр Московской духовной академии.
Настоятель — священник пог. Унжи, меленковского у., Иоанн Сергиевский 16 февраля 1883 г. умер. Настоятелем этого прихода 2 марта утвержден помощник — священник означенного прихода Александр Преображенский; на место же сего последнего того же числа определен диакон гор. Меленок Покровского Собора Андрей Назаретский.
Причта при церкви по штату положено: два священника, диакон и два псаломщика. На содержание их получалось от служб и требоисправлений до 750 руб.; процентов с причтового капитала (500 руб.) – 20 руб.; от хлебного сбора и земли до 175 руб. в год. А всего до 950 р. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле. [1]
Приход состоял из села Архангела и деревень: Злобина (4 вер. от церкви), Яслева (6 вер.), Прудни (7 вер. Деревня Прудня образовалась из выселенцев из деревни Злобина и д. Ивашина, принадлежащей приходом к собору гор. Меленок.), Копнина (3 вер.), Муралева (1 вер. дер. Муралева образовалась в конце XVIII в.) и Верхнеунженского железоделательного Баташевского завода (Верхнеунженский чугунно-плавильный завод основан Баташевым во второй пол. XVIII в., им была куплена половина деревни Копниной.), в которых по клировым ведомостям числилось 1791 душа муж. пола и 1891 женского, из них 118 душ раскольников и 42 души молокан.[1]
Диакон погоста Унжи, Меленковского уезда, Феодор Виноградов, 25 марта 1908 г., определен на священническое место в село Окшово. Диакон-псаломщик Меленковского собора Алексей Баскаков 2 апреля 1908 г. определен на штатное диаконское место в пог. Унжу.

Архангельское училище, Архангельской волости, в селе Архангеле-Унже, основано бывшей палатой государственных имуществ 3 февраля 1845 г. В 1867 г. было передано в ведение земства. Ближайшие училища: Синжанское, Денятинское, Папулинское в 8 вер. и Бутылицкое — 9 вер.
В 1884 году «Помещение церковное, каменное, вместе с церковной сторожкой; по свету и теплоте удобное; квартира учителю есть: классных комнат одна — длиной 10, шириной 8, вышиной 4 ½ арш. Учебных пособий недостаточно — на 157 р. 52 к. Библиотека есть: 117 сочинений, 623 тома. Земли нет. Законоучитель священник Александр Преображенский, студент Владимирской духовной семинарии, преподает с 1856 г., а в настоящем училище с 1883 г.; учитель Павел Харизоменов, имеет звание учителя, преподает с 1878 года, а в настоящем училище с 1883 года. Попечитель купеческий сын Владимир Алексеевич Волков; пожертвовал прежде несколько учебных пособий и книг. Учащихся к 1-му января 1883 года 42 м. и 5 д. Выбыло до окончания курса по желанию родителей 8 м. и 4 д. Окончило курс со свидетельствами 3 м. Вновь поступило 13 м. и 3 д. К 1-му января 1884 году состояло 44 м. и 4 д. Учатся все вместе. Возраст: 7 — 8 л. - 3, 8 — 9 л. - 2, 9 — 10 л. - 20, 10 — 11 л. - 17, 11 — 12 л. - 9, 12 — 13 л. - 4. Из учащихся: 24 из с. Архангела-Унжа и 24 с Верхне-Унженского завода в 2 вер. Ночлежного приюта и живущих на квартирах нет. Вероисповедания православного. По сословиям: дух. 3 крест. 41 м. и 4 д. Средства: от земства 300 р., от разных ведомств 35 руб.; платы за учение нет. Расходы: отопление, освещение, прислуга и ремонт 35 р.; жалованье - законоучители 50 р., учители 250 р. Посещали классы все неисправно. Прием в сентябре; поступили все неграмотными. За теснотой помещении отказа не было. Учебный год с 28-го сентября по 4-е мая. Учатся в день 6 час. и даются уроки на дома. Отделений 3. Уроков в неделю: по Закону Божию - 3, по Русскому языку - 9, по Славянскому языку - 3, по арифметике - 3. Получивших награды не было. Получившие свидетельства учились 3 — 4 г. Не окончившие курса учились до 3 ½ л. Училище никто обозревал. Обучения ремеслам и рукоделию нет. Воскресных бесед чтений нет» (Владимирский Земский сборник 1884. № 12. Декабрь.).
Учащихся в 1896 г. было 70. [1] «Архангельское училище помещается в церковном удобном доме, с содержанием помещения и отоплением от общества, которое расходует на этот предмет 30 руб. в год. Собственно училище занимает одну комнату; ночлежной комнаты для учащихся нет. Учителю платится земством 310 руб. в год. В библиотеке училища состоит книг и учебных пособий 642 тома, на сумму 170 р. 23 коп. Учащихся было 56 мальчиков и 7 девочек; окончивших курс — 7 мальчиков. Попечитель — крестьянин дер. Софроновой Василий Климович Цветков» (ОТЧЕТ членов Меленковского уездного училищного совета о состоянии начальных народных училищ Меленковского уезда за 1898—99 учебный год.).
В селе Архангеле с 1896 г. открыта школа грамоты: учащихся в ней 30.
Школа грамоты с 1893 г. существовала в дер. Прудне; учащихся в 1896 г. было 22.

Унженский Крест находился в храме села Архангел до 20-х годов ХХ века.
«Тайна «животворящего креста». В Меленковском районе при оценке церковной утвари и церковных зданий было обнаружено, что нередко попы превращали церкви в склады различных материалов, собранных с темного верующего народа. Здесь обнаружены холсты, шелковье, медь, серебро и т. д.
В 12 обследованных церквах найдено до 800 метров холста, до 200 шелковых платков и большое количество остатков различных тканей по 3-5 метров.
Эти вещи сохранялись в потайных местах. Кроме того, обнаружено старой меди до 13 пудов, поломанных медных изделий до 800 пудов.
В архангельской церкви долгое время сохранялся «животворящий крест» в закрытом футляре. Попы старательно поддерживали среди верующих мнение о том, что крест этот открывать нельзя. Утверждали, что кто его откроет, тот немедленно ослепнет. Интересно, что этой басне поверили даже члены четырех обследовательских комиссий и не вскрыли футляра с крестом. Лишь последняя комиссия по оценке церковного имущества установила, что никакого креста в футляре нет, хотя по описи здесь должен быть золотой крест в 14 золотников. Вместо золота в футляре оказалась земля. В 1921 году члены этой церковной общины во время изъятия церковных ценностей заплатили за этот крест серебряными деньгами, лишь бы он был оставлен в церкви. Куда исчез крест—неизвестно.
Примерно такая же история произошла в денятинской церкви. В алтаре у попа обнаружен пустой футляр, в котором тоже должен был находиться крест. Попы отговариваются тем, что футляров они никогда не вскрывали и знать ничего не знают» («Призыв», 4 января 1930).
Храм закрыли. В помещении устроили колхозный склад.
В 1992 году храм села Архангел передан верующим.
Местная Религиозная Организация Православный Приход Свято-Воздвиженского Храма села Архангел Меленковского района Владимирской области Муромской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) действует с 21 декабря 1999 г.
Настоятель - Тимонин Александр Иванович.
Юридический - 602127, Владимирская область, Меленковский район, село Архангел, д. 114.

Владимирский Фонд Архистратига Михаила зарегистрирована 21 июля 2008 г. Директор фонда архистратига михаила - Маказан Виктор Дмитриевич. Юридический адрес: село Архангел, Совхозная улица, 114. Основным видом деятельности является «Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания». Организация ликвидирована 30 августа 2011 г.

Источник:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 4]: Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. - 1897. - 588, VIII c.
2. Археологическая карта России Владимирская область. Под редакцией Ю.А. Краснова. Москва. 1995.
ИСТОРИЯ Владимирской области.
Воздвижение Креста Господня.
Монастырь Животворящего Креста Господня.

Категория: Муром | Добавил: Николай (30.07.2015)
Просмотров: 5299 | Теги: Муром | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru