Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
04.12.2016
17:14
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 194

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [396]
Суздаль [150]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [101]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [60]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [22]
Гусь [31]
Вязники [81]
Камешково [24]
Ковров [28]
Гороховец [14]
Александров [44]
Переславль [35]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [14]
Религия [1]
Иваново [10]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [5]

Статистика

Онлайн всего: 15
Гостей: 15
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Муром

Древний крест в церкви Погоста Унжи

Городище «Архангел»

3. Архангел (Меленковский р-н). Городище, р.ж.в., 3-я четв. 1-го тыс. н.э., 11-13 вв.
Близ села, мыс левого коренного берега р. Унжа при впадении в ее долину ручья Веселовка. Площадка подтреугольная в плане, размерами ок. 60-70х35-40 м., вытянута с запада на восток, высота над рекой 10-12 м., с напольной восточной стороны – остатки рва в виде небольшой западины. В верхних его горизонтах найдены обломки гончарных древнерусских сосудов с линейным и волнистым орнаментом 12-13 вв., в нижних – фрагменты лепных сосудов с текстильными отпечатками на внешней поверхности, а также гладкостенных, иногда с лощением, дьяковской или городецкой культуры.

4. Архангел (Меленковский район). Селище, 11-13 вв.
Территория села, левый берег р. Унжа. Протянулось вдоль берега с севера на юг, размеры ок. 210х60 м., высота над рекой 8-10 м. Керамика гончарная древнерусская с линейным и волнистым орнаментом, донце сосуда с клеймом, обломки глиняной обмазки, железные гвозди, кости животных.

Древний крест в церкви Погоста Унжи, Меленковского уезда, Владимирской губернии

Члена-Сотрудника К.Н. Тихонравова

«Село Архангел на реке Унже или село Унжа находится въ 13-ти верстахъ отъ уезднаго города и въ 110-ти отъ губернскаго».

По документам XVII в. известен погост Животворящего Креста и Архангела Михаила; так он именуется в писцовых книгах 1629-1630 гг. Но основание этого погоста было несомненно гораздо ранее нач. XVII в.

На большом тракте, лежащем от губернского города в Тамбов, не доезжая 13 верст до города Меленок, на левом берегу Унжи, находится погост Унжа, ведомства Государственных Имуществ. В этом погосте две каменные церкви, одна из них во имя Собора Архистратига Михаила, построенная неизвестно кем и когда, другая Воздвиженская, построенная в 1833 году усердием Муромского купца Первова, на том самом месте, где прежде стояла деревянная церковь, сгоревшая в 1658 году.

В числе священных вещей, в Архангельской церкви особенно обращает на себя внимание древний панагийный крест из чистого червонного золота с изображениями с обоих сторон, весом в «14 золотниковъ 75 долей»; крест этот на серебряной цепи; в ней «весу 9 золотниковъ безъ 6 долей».
В середине вырезано распятие Иисуса Христа с предстоящими Божией Матерью и Иоанном Богословом.
На обратной стороне этого креста в середине изображение пророка Захарии, по концам поперечника изображены благоверн. Князья Борис и Глеб, вверху Чудотворец Николай, внизу Св. муч. Георгий.

Крест вложен в серебряный вызолоченный ковчег, украшенный жемчугом; на нем на «верхней дске» по краю вырезано вглубь вязью: «Спаси Богъ люди своя и благослови достояние свое, победы Благоверному Царю и Великому Князю Михаилу на сопротивныя даруй, и своя сохраняя крестомъ люди».


Крест в погосте Унже. «Нижняя дска»

Крест в погосте Унже. «Верхняя дска»

На «нижней дске» также вязью вырезано вокруг: «Повелениемъ Великаго Государя, Царя и Великаго Князя Михаила Феодоровича всея Русии Самодержца и матери его Великие Государыни иноки Марфы Ивановны, зделанъ сий ковчехъ животворящему кресту Господню въ Муромъ въ соборную церковь Архистратига Михаила въ (3) лето государства его лета (7123) Фев. д.»


Ковчег для Креста в погосте Унже. «Нижняя дска»

Ковчег для Креста в погосте Унже. «Верхняя дска»

Этот ковчег вложен еще в другой, устроенный также из серебра и приложенный неизвестными уже в позднейшее время; весом в 2 фунта 24 ½ золотн.

К этому кресту издревле питали особенное благовение Русские цари и народ. Из подписей на богослужебных книгах, пожалованных Царями Иоанном Алексеевичем и Петром Алексеевичем к Унженской Архангельской церкви, видно, что крест этот носили в Москву, в Царский дворец, к Великим Государям ежегодно.
В Цветной Триоди по листам, на 53 листах, подписано: «7200 года октября въ 20 день, по указу Великихъ Государей Царей и Великихъ Князей, Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцевъ, дана сия книга Треодь Цветная изъ Приказу Большаго Дворца въ Муромский уездъ въ Унженской станъ къ церкви Воздвижения честнаго креста Господня, который приноситца къ нимъ Великимъ Государемъ къ Москве на вся годы; по челобитью тое церкви священникомъ Михаила да Тимофея, да диакона Феодора».
В Большом Требнике на 44 листах от начала: «7202 года Марта въ 25 день, Великие Государи Цари и Великие Князи Иоаннъ Алексеевичь, Петръ Алексеевичь, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцы, пожаловали сию книгу Требникъ большой въ свое государское богомолье въ Муромский уездъ въ Унженский станъ въ церковь чудотворнаго креста Господня … (далее слова стерлись) … собора Архистратига Михаила при священникахъ Михаиле Иванове. Тимофее Федорове съ причетники».
В двух книгах октоиха, из которых в первой на 62 листах от начала подписано: «7202 года Октября въ 20 день, по указу Великихъ Государей Царей и Великихъ Князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцевъ, дана сия книга Октай четыре гласа: первый, второй, третий, четвертый, ихъ Приказа Большаго Дворца въ Муромский уездъ въ Унженский станъ къ церкви Воздвижения честнаго и животворящаго креста Господня, который приносится изстари къ нимъ Великимъ Государемъ къ Москве по вся годы; дана по челобитью тое церкви священниковъ Михаила да Тимофея».
Во второй книге Октоиха, заключавшей в себе гласы: пятый, шестой, седьмой и восьмой, надпись точно такая же, только здесь поименован еще: «диаконъ Федоръ Петровъ».
На каждой из 11 книг Месячных Миней (кроме Декабря) по листам находились такие надписи: «7201 года, Ноября въ 15 день, по указу Великихъ Государей Царей и Великихъ Князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцевъ, дана сия книга Минея месяцъ (такой-то) изъ Приказу Большаго Дворца въ Муромский уездъ въ Унженский станъ къ церкви Воздвижения Животворящаго креста Господня, который приносится с давнихъ поръ къ нимъ Великимъ Государемъ къ Москве во все годы; по челобитной той церкви священниковъ Михаила и Тимофея, да дьякона Феодора».
В Декабрьской книге подписано так: «7199 года Ноября въ 15 день, по указу Великихъ Князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцевъ, дана сия книга изъ Приказу Большаго Дворца, изъ полаты верхней типографии въ Муромъ, къ чудотворному кресту Господню, который приносится по вся годы къ Москве, въ церковь Воздвижения Честнаго креста; по челобитью тоя церкви священниковъ съ причетники».
При этой книге замечательно следующее предисловие: «Во славу святыя, единосущныя, животворящия и неразделимыя Троицы, Отца и Сына и Святаго духа: повелениемъ Благочестивейшихъ Великихъ Государей нашихъ и Великихъ Князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича всея Великия и Малыя и Белыя Русии Самодержцевъ: Благословениемъ же въ духовномъ чине отца ихъ и богомольца, во блаженной памяти успшаго великаго господина Святейшаго Куръ Иоакима, Патриарха Московскаго и всея Русии, справися сия Богодуховенная книга Миниа месяцъ Декемврий, съ древнихъ Греческихъ и Славенно-российскихъ рукописанныхъ харатейныхъ и печатныхъ книгъ въ доме Патриршемъ. И Ныне ихъ же Царскаго пресветлаго Величества повелениемъ, благословениемъ же въ духовномъ чине отца ихъ и богомольца, великаго господина, Святейшаго Куръ Адриана, Архиепископа Московскаго и всея Русии и всехъ северныхъ странъ Патриарха: при Благороднейшемъ Государе нашемъ Царевиче и Великомъ Князе Алексии Петровиче издадеся книга сия печатнымъ тиснениемъ въ царствующемъ велкиомъ граде Москве. Въ лето отъ сотворения мира 7199, отъ Рождества же по плоти Бога Слова 1691, Индикта 14, месяца Декемврия».
В Общей Минее, на 34 листах подписано: «По указу Великаго Государя Царя и Великаго Князя Петра Алексиевича, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, сия книга Минея общая дана изъ Приказу Большаго Дворца, изъ книжной палаты въ Муромский уездъ, въ церковь Воздвижения честнаго креста Господа, который крестъ приносится къ Москве».
В ветхом Церковном Уставе, на некоторых листах уцелела следующая надпись: «По указу … сия книга Уставъ … изъ Приказу Большаго Дворца … дана Муромскаго уезда на погостъ что на реке … въ церковь животворящаго креста Господня, который крестъ приносится по вся лета къ Москве».

Недалеко от погоста, на севере и на юго-востоке, находились две часовни. Первая часовня, по преданию, устроена на том месте, где было чудесное видение Марфе и Марии. Построение второй часовни предание объясняет так: когда-то Чудотворный Крест был похищен злоумышленниками, но похитители, когда дошли до того места, где была построена вторая часовня, ослепли и прозрели только тогда, когда раскаялись в своем преступлении. В память этого чуда и была построена часовня.
В XIX веке с мая до половины сентября не только в праздничные дни, но и в будни стекалось много народа в Унженский погост из разных мест, и преимущественно из Мурома и Рязани, на поклонение кресту. В честь его издревле совершаются два крестные хода: один накануне Воздвижения (13 сентября) на родник, находящийся на юго-восточной стороне от погоста Унжи расстоянием в одной версте. Предание говорит, что это место ознаменовано чудодейственною силою креста во время похищения его ворами: «дойдя до сего места они ослепли; положили на землю крестъ, принесли раскаяние и прозрели, но уже не обрели креста, а увидели предъ собою источникъ, тогда какъ до того времени тутъ не было никакой воды».
Другой крестный ход совершался в сам праздник Воздвижения перед литургией в часовню, находящейся на северной стороне в версте от погоста Унжи.

Когда и кем сделан и приложен этот крест в церковь Унженского погоста, достоверно неизвестно. Существует легендарное сказание, объясняющее чудесное происхождение этого креста. Сказание это получило литературную обработку в XVII в., составлено оно будто бы по благословению Моисея, архиепископа Рязанского и Муромского. Содержание сказания следующее.
«Были две сестры, дочери одного вельможи, Мария и Марфа. Мария вышла замуж за некоего Иоанна из Муромской области, а Марфа была выдана за Логина в Рязанскую область. Иоанн был по отчеству честного рода, но имением оскудел, а Логин был родом меньше Иоанна и его отечества, но имением очень богат.
И случилось им быть вместе у тестя своего на пиру и была между ними распря о местах: Иоанн хотел выше сесть по отечеству своему и по старшинству, ибо был старший зять; а Логин не давал места ради богатства своего. И от того времени много лет они между собою не съезжались сами и жен своих не пускали, ни письмами своими не ссылались до самой смерти.
И по многих летах умерли они оба в один день и жены их овдовели; но Мария не знала о Логиновой смерти, а Марфа об Иоанновой; и опечалились о том обе. И помыслила себе Мария говоря: «поеду к зятю своему Логину в Рязань и увижу сестру свою, и если они полюбят меня, буду у них жить, а если не взлюбят, я прощусь с сестрою и ворочусь домой». И Марфа тоже самое помыслила, говоря: «Поеду к зятю своему и сестре и увижу, если они меня призрят, то я имением своим обогащу их, и будут они богаты и славны по отечеству своему». Так обе сестры и сделали.
В один и тот же день обе поехали из домов своих и встретились на пути, и станы каждая свой сделали, а не вместе, потому что не знали, с кем встретились. И послала меньшая слугу своего спросить: «Кто там стоит? И если то женский пол, вместе сойдемся в один стан».
Посланный узнал, что едет вдова из Мурома в Рязань к сестре своей, и поведал о том госпоже своей. Она же сказала: «Сойдемся вместе». И сошлись и поклонились между собой и не признали друг друга, что они родные сестры, пока не спросили об именах и об отчестве; и потом спознались и начали лобызаться со слезами и радостью и скорбеть о мужьях своих… Но о том радовались, что дал им Бог свидеться на кончине века их.
И легли спать; однако не спали, как должно, но и бодрствовать не могли. В мгновение ока явился им во сне Ангел и дал им золота и серебра; Марфе золото, а Марии серебро, и повелел им сотворить в золоте Животворящий Крест, а в серебре ковчег, и сказал, чтобы то золото и серебро отдали они первому человеку, который по тому пути утром поедет. Они же, взявши во сне золото и серебро, завертели себе в рукава и проснулись. И проснувшись говорила одна сестра другой: «Явился мне во сне Ангел Господень и дал мне золота, говоря: «Господь прислал тебе золото по твоей вере; сотвори в нем Животворящий Крест»». И поглядела у себя за рукавами и точно там было золото. Подобным же образом и Мария нашла у себя серебро.
И начали они обе плакать со слезами и радостью, и молились Богу и предивном чуде, что одарил их Господь Бог такой благодатью. И вдруг увидели по дороге идут трое монахов. Сестры подозвали их к себе, и поведали о случившемся и отдали им золото и серебро, повелев им сделать крест и ковчег. «Для того мы к вам и пришли», сказали монахи, и отошли в путь свой.
Сестры прибыли в Муром к своим родственникам и поведали им все бывшее в пути. Но сродники стали на них роптать, зачем такую благодать отдали они неведомым старцам. Нам так велено было сделать, отвечали сестры.
Совещавшись, поехали все родственники на то место, где сестрам встретились старцы. И собралось к ним множество народа и начали договариваться, кому куда ехать вслед тех старцев… И урядили, куда кому ехать не только по большим дорогам, но и по малым станицам. И вдруг видят они: идут трое старцев, несут Животворящий Крест, сделанный из золота, и ковчег из серебра. Монахи, подошедши к сестрам, сказали: «Марфа и Мария! В том золоте и серебре, которое явилось вам во сне, сотворил Господь Бог Животворящий Крест и Ковчег вам на долголетие, а миру на исцеление». И спрашивали старцев: «Где они были?» Они же отвечали: «В Царьграде». И опять их спрашивали: «Давно ли оттуда?». «Третий час»,- отвечали они. Тогда хотели угостить их трапезою, но они сказали: «Мы не пьющие и не едящие», это вам повелел Господь пить и есть. И сказав это, они исчезли.
После того обеим сестрам явился во сне Животворящий Крест, и велено им было поставить его в церкви Архангела Михаила. Так они и сделали. Поставили тот крест в сказанной церкви в Унженском стану на реке Унже, в 25-ти поприщах от города Мурома».
Таково легендарное сказание, объясняющее таинственное происхождение святыни Архангельского погоста. Эта легенда не дает указаний относительно времени происхождения Животворящего Креста. Но если принять во внимание, что он был известен царю Михаилу Феодоровичу в начале его царствования, то можно с достаточной вероятностью предполагать, что крест этот сооружен не позднее XVI века. Из вышеприведенного сказания видно, что в то время, когда был сделан крест, в Архангельском погосте была уже церковь Архангела Михаила.

Архангельский приход

Писцовые книги 1629-1630 гг. сообщают об этом погосте следующее: «погост Животворящего Креста и Архангела Михаила на Унже, на погосте церковь Воздвижения Животворящего Креста Господня и Архангела Михаила, обе церкви деревянные, при них два священника, диакон, пашни церковной по 40 четвертей в поле, перелогу 5 четв., лесом поросло 15 четв., сена 100 копен, лесу не пашенного 10 десят.; при церкви прикладная пустошь, в ней пашни паханые 10 четв., перелогу 5 четв., лесом поросло 10 четв., сена 20 копен; другая пустошь, в ней пашни 2 четв., лесом поросло 13 четв., сена 20 копен, лесу 5 десят., еще пустошь, пожалованная царем Михаилом Феодоровичем, в ней пашни 3 четв., лесу пашенного 17 четв., сена 10 копен, лесу не пашенного на 3 версты в длину и 2 в ширину».
Эти данные писцовых книг указывают на особое привилегированное положение церквей Архангельского погоста; ни одна из приходских церквей того времени, как видно из тех же писцовых книг, не имела столько прикладной земли. Очевидно, это особое внимание оказывалось церкви, благодаря святыне, которая в ней сохранялась.
Дальнейшая история церквей Архангельского погоста остается неизвестной до XIX в.
«В настоящее время (1896 г.) на погосте две каменных церкви. Древнейшая из этих церквей в честь собора Архангела Михаила. Когда построена Архангельская церковь, сведений о том никаких не сохранилось. В 1851 г. к ней пристроен с южной стороны придел в честь св. ап. Петра и Павла. Церковь эта об одной главе, алтарь троечастный, отделен от храма капитальной стеною с арками для царских и чеверных врат; от трапезы храм отделен также стеною с аркой. Что касается внутренних украшений храма, иконостаса и Св. икон, то все это принадлежит новому времени. Из Св. икон сравнительно древняя Смоленская икона Божией Матери, но и она написана в XVIII в.
При этой церкви невысокая каменная колокольня; построена она в конце XVIII в.
Вместо другой деревянной церкви в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в 1822-1833 гг. устроен в погосте каменный храм того же имени; средства для построения и украшения этого храма даны были главным образом Муромскими купцами Первовыми.
Храм этот пятиглавый довольно величественной архитектуры. Внутренние украшения храма довольно богаты. Из Св. икон сравнительно древни: икона Спасителя и Архангела Михаила; они прежде были в старом иконостасе Архангельской церкви…
23 декабря 1817 года у диакона с. Архангел родился сын - Зернов Степан Иванович (1817 - 1886) - протоиерей, бакалавр Московской духовной академии.
«Причта при церкви по штату положено: два священника, диакон и два псаломщика. На содержание их получается от служб и требоисправлений до 750 руб.; процентов с причтового капитала (500 руб.) – 20 руб.; от хлебного сбора и земли до 175 руб. в год. А всего до 950 р. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.
Приход состоит из села Архангела и деревень: Злобина (4 вер. от церкви), Яслева (6 вер.), Прудни (7 вер. Деревня Прудня образовалась из выселенцев из деревни Злобина и д. Ивашина, принадлежащей приходом к собору гор. Меленок.), Копнина (3 вер.), Муралева (1 вер. Дер. Муралева образовалась в конце XVIII в.) и Верхнеунженского железоделательного Баташевского завода (Верхнеунженский чугунно-плавильный завод основан Баташевым во второй пол. XVIII в., им была куплена половина деревни Копниной.), в которых по клировым ведомостям числится 1,791 душа муж. пола и 1,891 женского, из них 118 душ раскольников и 42 души молокан.
В селе Архангеле имеется народная школа; школа эта первоначально открыта в 1845 г. Палатою государственных имуществ и в 1867 г. была передана в ведение земства; учащихся в 1896 г. было 70. Кроме того, в селе Архангеле с 1896 г. открыта школа грамоты: учащихся в ней 30. Школа грамоты с 1893 г. существует и в дер. Прудне; учащихся в 1896 г. было 22».
/Историко-стратистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. 1896 г./

ИСТОРИЯ Владимирской области.

Меленковский уезд.
Воздвижение Креста Господня.
Монастырь Животворящего Креста Господня.

Copyright © 2015 Любовь безусловная

Категория: Муром | Добавил: Jupiter (30.07.2015)
Просмотров: 529 | Теги: Муром | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика