Степан Иванович Зернов, бакалавр Московской духовной академии, потом почетный член ее и заслуженный протоиерей в Москве, выделявшийся обширной и плодотворной деятельностью. Родился 23 декабря 1817 года в селе Архангеле (погост Унжа — тоже) Меленковского уезда, Владимирской губернии, где отец его в то время был диаконом.
Раннее детство Степана Ивановича прошло при самых неблагоприятных обстоятельствах: отец, смещенный на пономарскую должность, должен был переезжать из села в село (Никульское, Митино), и при этих условиях было не до забот о сыне. Однако нашлись добрые люди и 10-летнего мальчика, не много подготовленного дома, отдали для обучения в ближайшее Муромское духовное училище. Как там, так и к Вифанской семинарии, где Зернов получил среднее образование, он отличался выдающимися способностями и потому всюду шел по успехам в числе первых
В 1840 году С.И. окончил курс в семинарии и тогда же назначен был начальством к поступлению в Московскую духовную академию, вместе с Алексеем Ключаревым (будущий архиепископ Харьковский под именем Амвросия), тоже Владимирским уроженцем. XIV курс академии, в состав которого поступил С. . Зернов, был одним из выдающихся: из него вышли известные С.К. Смирнов, Г.З. Елисеев и восемь лиц, достигших после епископского сана, в числе коих и епископ Муромский Андрей (Поспелов, первый викарий Владимирской епархии), и Амфилохий (Казанский), известный многими учеными трудами, и упомянутый Амвросий, известный церковный проповедник. Несмотря на то, что курс этот был большой, при чем только со степенью магистра выпущено 27 человек (из них 4 с правом на то), Степан Иванович кончил курс академии вторым магистром — в 1844 году.
По окончании курса Зернов был оставлен при академии и назначен тогда же бакалавром по классу библейской истории и в высшем отделении — греческого языка. В академии С.И., однако, прослужил только два года, — в 1846 г. он был определен на должность священника в Москву к церкви Николая чудотворца, что на Студенце.
В 1857 г. С.И. Зернов снова выступил на педагогическое поприще: в этом году он был определен законоучителем Александро-Мариинского училища и Николаевского Сиротского Института; последнюю должность он занимал до смерти.
В 1864 г. он был избран в действительные члены конференции при Московской духовной академии (1864 — 1886). В 1865 г. Степан Иванович был возведен в сан протоиерея и перемещен на более видный приход к церкви Николы Явленного, что на Арбате; кроме того, он был благочинным Пречистенского сорока. В 1865 же году возникло Братство св. Николая, учрежденное в память в Бозе почившего Цесаревича Николая, для вспомоществования бедным ученикам духовных училищ, — и протоиерей Зернов с самого начала был назначен распорядителем этого Братства, что и исполнял до самой смерти. Братство св. Николая в Москве было любимым детищем Зернова. Только благодаря его неустанной деятельности это весьма полезное учреждение, дающее возможность сотням детей и сиротам небогатого духовенства получать образование, было сразу прекрасно организовано и поставлено на твердую почву; Степан Иванович с особой горячностью и любовью относился к делам Братства и следил за его развитием, как отец следит за развитием нежно любимого сына. Он каждый год сам составлял и отчеты по Братству (за 21 год), извлечения из которых иногда печатались в «Православном Обозрении» (см. напр. 1870 г., № 10, стр. 351 — 354). С 1867 г., как известно, был издан новый устав духовных семинарий и училищ, по которому в правлениях при этих заведениях начали принимать участие и выборные от духовенства. В число их для Московской духовной семинарии в первую очередь был избран и С.И. Зернов. Человек с высшим образованием, знакомый с педагогической деятельностью и с нуждами духовенства, он был весьма деятельным и полезным членом правления, особенно в то время, когда вводились совершенно новые порядки.
В 1876 г. С.И. был призван доверием начальства к исполнению не менее важной должности, — он был назначен членом духовной консистории. Наконец, нужно отметить, что он был продолжительное время членом Московского духовного цензурного комитета и цензуровал выходящие в Москве духовные периодические издания. Редакция «Православнаго Обозрения», заявляя, что утрата, причиненная кончиною протоиерея С.И. Зернова, чувствительна во всех областях, где проявлялась его неутомимая и просвещенная деятельность, — говорит, что эта утрата в особенности тяжела для редакции «Православнаго Обозрения», которым он заведывал в цензурном отношении в продолжение более 15 лет. При неудовлетворительности Устава Духовной Цензуры, составленного в то время, когда не существовало духовной журналистики в собственном смысле слова, С.И. Зернов, как цензор, с чуткостью широко просвещенного разума относился к здраво понимаемым интересам духовной науки и церковно-общественным вопросам современной жизни, и недостатки буквы Устава восполнял цензурным преданием первого цензора «Православнаго Обозрения», протопресвитера Д.П. Новского.
Заслуги и труды С.И. Зернова высоко ценились и начальством, которое не оставляло его наградами, даваемыми духовенству, и учеными учреждениями, — так, Московская академия избрала его в свои почетные члены.
Из печатных трудов С.И. Зернова, кроме упомянутых отчетов, известна только «Надгробная речь после отпевания тела Филарета, митрополита Московского» («Православ. Обозрение» 1867 г., кн. XI, стр. 17 — 19, и то же в «Душеполезном Чтении» 1867 г., № 13, стр. 207 — 209 и в «Страннике» 1867, декабрь, отд. IV, стр. 106 — 113).
Смерть С.И. Зернова была из ряда выходящей. 17 октября 1886 г. он участвовал в освящении домовой церкви во втором епархиальном Мариинском женском училище. Во время литургии, приобщившись св. Таин, о. протоиерей отошел к жертвеннику, где поставлена была теплота, вдруг вследствие приступа грудной жабы упал и через несколько минут скончался в соседней с алтарем комнате, куда его немедленно вынесли. Уже мертвого его разоблачили и перевезли в карете в дом. 19 октября был совершен вынос тела в храм, а 20-го совершено отпевание митрополитом Иоанникием вместе с архиереем, протопресвитером и 40 протоиереями и священниками. Народа было при отпевании и провожало до могилы в Покровском монастыре до 30 тысяч.