Главная
Регистрация
Вход
Суббота
27.04.2024
21:40
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [139]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Ковров

Село Малышево Ковровского района

Село Малышево (Плесец)

Малышево — село в Ковровском районе Владимирской области России, входит в состав Малыгинского сельского поселения.
Село расположено на берегу реки Уводи (приток Клязьмы) в 4 км на северо-запад от центра поселения — деревни Ручей; в 8 км на северо-запад от районного центра — города Коврова.

В XI – XIII в., по сведениям археологов на месте Малышево располагалось древнерусское селище.
Селище (11-13, 14-17 вв.) - территория правого берега р. Уводь. Протянулось вдоль берега на расстояние ок. 1 км. при ширине 100-150 м. Керамика гончарная древнерусская и позднесредневековая.

На территории нынешнего села Малышево в середине XIX века находились три населённых пункта: деревни Малышево и Самгина и погост Плесец. В 1974 году в состав Малышево включена ликвидированная деревня Самгина.

В XVII веке Любецкая обитель владела несколькими пожнями вдоль реки Клязьмы и около села Плесец (ныне деревня Малышево). Свои владения монастырь получил в ратное время, и обрабатывались сенные покосы крестьянами подмонастырской слободки. Сохранилось несколько документов того времени по монастырским пожням. Это сказка крестьян Рожок-Любецкой волости от 1641 г. об удостоверении ими давнего права монастыря на владение различными пожнями: «грамота патриарха Иосифа игумену Любецкой обители Трифону на владение лугами близ села Плесец», составленная в 1644 г., а также данные писцовой книги 1644/45 г. о принадлежности монастырю пожни с необычным названием Чертеж.
По данным первой ревизской переписи 1719 года в Малышево насчитывалось 12 крестьянских дворов и один двор монастырский - Нижегородского Вознесенского Печерского мужского монастыря, которому эта деревня была пожалована царем Иваном Грозным еще в 1561 году. Мужское население деревни в 1719-м состояло из 63 человек, общее, вероятно, приближалось к 140 крестьянам обоего пола.
В дальнейшем население деревни значительно выросло. Так по второй ревизской переписи 1744 года там уже значилось 112 душ мужского пола, а по третьей ревизской переписи в 1762-м в Малышево насчитывалось 134 мужского и 171 женского пола душ, % есть всего за 40 с небольшим лет число жителей там выросло более чем вдвое. Вероятно, Малышево столь увеличилось в эту пору благодаря тому, что туда был перенесен из Плесца монастырский двор, и деревня фактически стала центром обширной церковной вотчины. Вскоре после того, как в 1764 году деревня перешла в ведение Государственной коллегии экономии, ее рост замедлился, а после образования в 1778 году Ковровского уезда и вовсе прекратился.
В 1795 году по пятой ревизской переписи еще отмечен дальнейший рост населения - 145 мужского и 173 женского пола душ крестьян (это оказался исторический максимум за всю обозримую историю деревни).

В XVI-XVIII вв. деревня входила в состав Боголюбовского стана Владимирского уезда, а с сентября 1778 г. - в Ковровский уезд Владимирской губернии.
Указом императора Павла I 1797 года образовывается Малышевская волость «для лучшего взимания податей с государственных и экономических крестьян».

В ХѴІІ-ХІХ веках через Малышево проходила торговая дорога на богатое село Лежнево и далее на Суздаль и Иваново. Там же шли и старая дорога на Суздаль через деревни Кисляково, Брызгалово, Шухурдино и погост Веретево, а также дорога на Большие Всегодичи через деревню Крячково. Долгое время в Малышево, волостном центре, на развилке оживленных дорог размещался кабак, в котором немало было пропито денег, добытых тяжким крестьянским трудом.
С давних пор Малышево являлось центром маслобойного промысла, где добывалось льняное и конопляное масло. Но к концу XIX века число ветряных и конных маслобоек там значительно сократилось, так как они уже не могли конкурировать с паровыми маслобойными заведениями. Другим важным промыслом малышевских крестьян был портновский. Из селений Малышевской волости, равно как и из соседней Всегодической, выходило много так называемых «стеголицких» портных, шивших на заказ нехитрую повседневную крестьянскую одежду: «спинджаки», «сибирки», полушубки и шубы. В 1920-х гг. этот промысел окончательно пришел в упадок.
Из традиционных земледельческих занятий малышевские крестьяне на рубеже ХІХ-ХХ веков добились больших успехов в огородничестве и садоводстве. Так в 1910 году в одном из статистических трудов отмечалось, что в Малышево многие «разводят на продажу малину, клубнику, смородину, крыжовник, сливы, яблоки... выращивают для Коврова капусту, огурцы, свеклу, морковь, петрушку, сельдерей». Вся садово-огородная продукция сбывалась в основном на ковровских базарах. Некоторые из малышевских крестьян вели и более крупную торговлю. Так, к примеру, местные крестьяне Иван Васильевич и Ирина Васильевна Калякины в 1901 году держали в Малышево две бакалейные лавки, а малышевский же крестьянин Петр Павлович Ерусланов в 1913 году имел бакалейную лавку в малом каменном корпусе ковровских торговых рядов с годовым оборотом в 4000 рублей.

В 1829 году при очередной реорганизации Министерством финансов была утверждена казенная Малышевская волость, которая находилась под управлением Владимирской палаты земледелия и государственных имуществ.
После образования Министерства государственных имуществ 1 мая 1839 года во Владимире открылась губернская палата этого ведомства, и Малышевская волость перешла под ее управление. В числе остальных казенных селений Малышево находилось под управлением Ковровского окружного начальника - чиновника, назначавшегося, как правило, из бывших армейских офицеров. В самой деревне Малышево находились волостное правление и «сельская расправа» - местный крестьянский суд.

18 августа 1849 года в селе Малышеве родился будущий ковровский фабрикант Иван Андреевич Треумов.
В селе Плесец сохранился массивный памятник розового гранита, на котором значится: «Здесь покоится тело крестьянина деревни Федуловой Андрея Ермолаевича Треумова, род. 17 октября 1801 г. - 28 мая 1868 г. От сына и внука». Этот крестьянин государственной деревни Федулово Малышевской волости Ковровского уезда был отцом Ивана Андреевича Треумова.
14 февраля 1869 г. Иван Андреевич Треумов, тогда еще просто крестьянский сын, венчался в селе Плесец с 16-летней купеческой дочерью из Судогды Еленой Михайловной Еркиной.
В 1887 г. преподано благословение Божие и объявляется благодарность от Его Высокопреосвященства ковровскому купцу Ивану Андреевичу Треумову, за пожертвование в Казанскую церковь села Плесца, ковровского уезда, сребропозлащенных сосудов со всеми принадлежностями и такой же дарохранительницы — на 330 рублей.

Малышевское училище основано обществом в 1847 г. У истоков создания данной школы находился Плесецкий священник Глеб Яковлевич Робустов, служивший в храме в честь Казанской иконы Божией Матери села Плесец с 1836 по 1892 гг. Отец Глеб Робустов стал и самым первым преподавателем Малышевского училища, являясь в то же время еще и наблюдателем Императорского Русского географического общества. Другим педагогом Малышевской школы (с 1868 г.) оказался еще один Плесецкий священник Михаил Никитич Солярский, служивший в храме села Плесец в 1857-1893 гг.
Первоначально это училище находилось ближе к селу Плесец, но потом его перенесли ближе к самой деревне Малышево.
После образования Ковровского уездного земства в 1866 году Малышевское сельское училище перешло в его ведение. Земство выделяло на содержание Малышевского училища вначале по 280 рублей в год, а к 1909 году эта сумма уже возросла до 710 рублей. Кроме того, к данному финансированию добавляло свою лепту и малышевское деревенское общество. Поначалу его ежегодный взнос на школу составлял 80 рублей, а потом достиг 280 рублей.
В 1884 г. «Помещение общественное, деревянное, отдельное; по свету и теплоте удобное; квартира учителю есть; классных комнат одна — длиной 12 ар. 10 в., шириной 7 ар. 12 в., вышиной 3 ар. 7 в. Учебных пособий недостаточно — на 108 руб. 20 коп. Библиотеки и земли нет. Законоучитель священник Михаил Солярский, окончивший курс во Владимирской духовной семинарии, преподает с 1868 г.; учитель Егор Краснов, окончивший курс во Владимирской учительской семинарии, преподает с 1878 г., а в настоящем училище с 1882 г. Попечитель крестьянин Василий Никитин Храмов; пожертвований не делал. Учащихся к 1-му января 1883 г. 81 м. и 11 д. Выбыло до окончания курса по желанию родителей 19 м. и 3 д. Окончило курс со свидетельствами 12 м. Вновь поступило 33 м. и 4 д. К 1-му января 1884 г. состояло 83 м. и 12 д. Учатся все вместе. Возраст: 8 — 9 л. 8, 9 — 10 л. 15, 10— 11 л. 32, 11 — 12 л. 20, 12 — 13 л. 17, 13 и выше 3. Из учащихся: 19 из с. Малышева, 12 изд. Самгиной в ½ в., 11 — д. Ручья — 3 в., 19 — д. Кузнечихи — 2 в., 6 — д. Верхутихи — 2 в., 6 — д. Федулова — 1 ½ в., 8 — д. Бизимова — 1 ½ в., 4 — д. Малыгиной — 3 в., 9 — д. Кислякова — 2 ½ в. и 1 — д. Побочневой — 3 в. Ночлежного приюта и живущих на квартирах нет. Вероисповедания православного. По сословиям: дух. 3 м., крест. 80 м. и 12 д. Средства: от земства 280 руб., от общества 38 руб.; платы за учение нет. Расходы: отопление, освещение, прислуга и ремонт 38 руб.; жалованье — законоучителю 40 руб., учителю 240 руб. Посещали классы не исправно 11 уч.; меры — внушение родителям. Прием в сентябре; поступили 9 грамотн., остальные неграмотными. За теснотой помещения отказано 9. Учебный год с 15-го сентября по 15-е мая. Пению не обучаются. Учатся в день 7 — 8 часов и даются уроки на дома. Отделений 3. Уроков в неделю: в 1 отд. — по Закону Божию 3, по Русскому языку 10, по арифметике 6; во 2 отд. — по Закону Божию 3, по Русскому языку 11, по арифметике 7; в 3 отд. — по Закону Божию 3, по Русскому языку 11, по Славянскому языку 3, по арифметике 7. Получили награды 15. Получившие свидетельства учились 4 — 5 л. Не окончившие курса учились до 5 л. Обозревали училище по 1 разу — инспектор народных училищ и член училищ, совета священник Радугин. Обучения ремеслам и рукоделию нет. Воскресных бесед и чтений нет» («Владимирский земский сборник, 1884 год, № 12, декабрь.).
В 1880-е гг. число учеников Малышевской школы приближалось к 70-ти, а в 1909 году уже достигало 96 человек. Примечательно, что поначалу учениками школы в Малышево являлись почти исключительно мальчики. Например, в 1891 году из 85 учеников мальчиков насчитывалось 78, а девочек лишь 7. Но потом малышевские крестьяне, поначалу считавшие, что их дочери должны заниматься домашним хозяйством и крестьянским трудом, стали понимать необходимость учить и их.
Из числа самых первых учителей там известен Дмитрий Сергеевич Бочаров, преподававший до 1887 года, сын мещанина города Кашина Тверской губернии. Его сменил Иван Ефимович Царицын (преподавал в Малышево в 1887-1889 гг.), сын учителя в Больших Всегодичах и Ильино, выпускник Владимирской духовной семинарии, позже священствовавший в селе Сахтыш Суздальского уезда. Брат учителя Семен Ефимович Царицын служил малышевским волостным писарем.
В 1891-1893 гг. в Малышевской школе преподавал выпускник той же семинарии, позже служивший священником в различных селах Меленковского уезда.
С 1890 до 1900 гг. помощником учителя в Малышевской школе служил Василий Петрович Лебедев, окончивший четыре класса Владимирской семинарии. В 1897-1899 гг. учителем в Малышево работал еще один выпускник Владимирской семинарии Аркадий Алексеевич Введенский, позже служивший священником Михаило-Архангельской церкви Ковровского тюремного замка.
В 1899-1902 гг. учителем в Малышевской школе работал выпускник Киржачской учительской семинарии Юрий Александрович Шевелкин. Далее в том же училище в 1902-1908 гг. преподавала выпускница Владимирского епархиального женского училища Мария Александровна Преображенская, в 1908-1910 гг. - выпускник Владимирской семинарии Константин Алексеевич Нарбеков, в 1899- 1904 гг. окончившая Смоленское женское епархиальное училище Ираида Владимировна Каргополова; в 1904-1909 гг. выпускница Владимирской женской гимназии Зинаида Ивановна Дивавина.
Поначалу школа в Малышево занимала небольшой деревянный домик, в котором имелось всего две комнаты. Одна из них использовалась в качестве учебного класса, а вторая - как помещение для учителя. Места там было мало, и ощущалась потребность в новом школьном здании.
С середины 1880-хх гг. попечителем Малышевского земского училища стал ковровский фабрикант купец 1-й гильдии Иван Андреевич Треумов, уроженец деревни Федулово, входившей, как Малышево, в Плесецкий приход. Решив облагодетельствовать земляков, он в конце XIX века выстроил за свой счет новое школьное кирпичное здание с мезонином, почитавшееся по тем временам роскошным. Правда, существенным недостатком оказались кирпичные полы - холодные и дающие в процессе эксплуатации много пыли. Зато в здании школы имелись не только учебные классы, но и квартира для учителей, состоявшая из двух комнат. Рядом со школьным зданием построили и небольшую кирпичную невходную часовню, которая до наших дней не сохранилась.


Малышевская сельская школа. Фото начала ХХ века

С 1 сентября 1899 года, когда Иван Андреевич Треумов уже находился на пороге смерти (он умер в конце декабря того же года), попечителем Малышевской школы стал сын и наследник фабриканта ковровский купец 1-й гильдии потомственный почетный гражданин Александр Иванович Треумов. Этот почетный пост А.И. Треумов занимал более 9 лет до своей кончины в январе 1909 года.
В 1895 году в том же школьном здании, построенном И.А. Треумовым, открылось Малышевское женское земское начальное училище. В нем вначале обучались 50, а потом и все 70 девочек. Первой учительницей в женской школе стала внучка Я.Г. Робустова Юлия Алексеевна Робустова, окончившая Владимирскую женскую гимназию. В 1909-м ее сменила дочь священника Николо-Нередичского погоста Ковровского уезда Александра Иосифовна Одоранская.
Закон Божий в Малышевской школе преподавали священники Казанской церкви. Так, в 1894-1918 гг. законоучителем там был (так же и в Сергейцевской школе) иерей Михаил Михайлович Алексинский, награжденный наперсными крестами от Святейшего Синода и лично от Патриарха Московского и всея Руси Тихона.
В 1915 году в мужской и женской Малышевской школах насчитывалось 156 учеников и 4 учительницы. В школьной библиотеке имелось 225 книг и учебных пособий - по тем временам для деревни не так уж мало.
Много лет прослужившее по назначению построенное Треумовым школьное здание фактически стало частной дачей. А новую большую двухэтажную кирпичную школу в 1960-е гг. возвели уже в соседнем поселке Малыгино. Она открылась в 1962 году, когда в самой деревне Малышево детей школьного возраста уже оставалось гораздо меньше, чем в быстро растущем поселке. На работу в Малыгинскую школу по большей части перешел педагогический коллектив из Малышево. Первым директором новой школы в 1962-1964 гг. была Валерия Константиновна Шперлинг.

«Предложение г. Владимирского губернатора Ковровской уездной земской управе (от 11-го июня 1894 года, № 2640). Ковровский уездный предводитель дворянства, от 7-го минувшего мая, сообщал на мое распоряжение приговор крестьян Малышевской волости, селений: Малышева, Кузнечихи, Верхутихи, Ручья, Федулова, Бизимова, Малыгина, Кислякова, Самгина, и Побочнева, коим она ходатайствуют о разрешении им свободного прохода через железнодорожный мост на Московско-Нижегородской линии через реку Клязьму под гор. Ковровом.
Поводом к возбуждению означенного ходатайства крестьян, как видно из вышеупомянутого приговора, послужило то, что в весеннее половодье р. Клязьмы г. Ковров имеет сообщение с окрестными селениями посредством только одной земской переправы, на которой в базарные дни бывает так много проезжающих, что пешеходам приходится ждать перевода весьма значительное время. Пользоваться же частной переправой для крестьян крайне обременительно, так как владельцы частных лодок берут непосильную и недобросовестную плату. Во избежание сего крестьяне Малышевской, Горковской, Эдемской и Филяндинской волостей до настоящего времени пользовались беспрепятственно проходом через железнодорожный мост, но в текущем году проход этот железнодорожным начальством воспрещен.
Не усматривая оснований к возбуждению ходатайства о предоставлении крестьянам означенных волостей права свободного прохода чрез железнодорожный мост под г. Ковровом, тем более, что воспрещение это существует по всей линии, но в то же время, принимая во внимание, что на основ. ст. 2 Полож. о зем. учр. попечение об улучшении местных путей сообщения лежит на обязанности земства, предлагаю земской управе озаботиться об устройстве в означенной или в другой более удобной местности особой в весеннее время переправы, дабы крестьяне Малышевской, Горковской, Эдемской и Филяндинской волостей имели удобное и постоянное сообщение с городом, и о распоряжениях управы по сему предмету меня уведомить» (Журналы очередного Ковровского Уездного Земского Собрания 1894 года).

После реформы начала 1860-х гг. весь Ковровский уезд был разделен на 24 волости, и Малышевская оказалась одной из них. Первыми лицами в волостном управлении являлись волостной старшина, председатель волостного суда и волостной писарь, избиравшиеся из числа местных крестьян. Служба в волостном правлении считалась весьма почетной, и тамошние должностные лица получали не только хорошее жалованье, но нередко еще различные знаки отличия и награды. Так, к примеру, только в последний год существования Российской империи в мае 1916-го были награждены медалями сразу несколько служащих Малышевской волости. Волостной писарь Михаил Хрящов, председатель волостного суда Василий Богатов и волостной судья Андрей Кузнецов получили серебряные медали для ношения на шее на ленте ордена св. Владимира, а другой волостной судья Ефим Фадин - золотую медаль для ношения на груди на ленте ордена св. Анны.
Просуществовала Малышевская волость вплоть до 1924 года, когда ее включили в состав новообразованной Эдемской волости.
После 1917 года Малышево входило в состав Самгинского сельсовета (с центром в соседней деревне Самгино).
В конце 1850-х гг. в Малышево насчитывалось 285 постоянных жителей и 39 крестьянских дворов. В дальнейшем близость к городу Коврову (а потом и к поселку Камешково) вместе с развитием промышленности способствовала оттоку части населения деревни на заработки, в основном в качестве фабричных рабочих. Этот процесс продолжался вплоть до 1917 года.
К 1895 году население Малышево сократилось до 242 человек. В 1904 году там значилось 240 жителей и 47 крестьянских дворов.
Последовавшая за чередой революций Гражданская война и разруха первых лет Советской власти привели к обратному перемещению части городского населения в деревни, где в то время было легче прокормиться и обустроиться. Поэтому в 1923 году в Малышево вновь насчитывался 281 житель.
«26-го марта 1917 года общее собрание граждан Малышевской волости постановило учредить Волостной Исполнительный Комитет.
Избранные населением представители собрались 4-го апреля, и в совет Комитета оказались избранными следующие лица: председателем А.В. Кирсанов, товарищем его Г.М. Антропов, членами: П.М. Сергеев, А.Т. Пронин, В.И. Груздев, Е.В. Соколовская (учительница), А.П. Рюмин и диакон И. Покровский. Секретарь М.И. Хрящев.
На собрании Комитета обсуждались вопросы о ревизии волостного правления, об искоренении в Заречной Слободке пьянства и тайной продажи денатурированного спирта, о помощи сельчанам в обработке полей и сенокосов, о приобретении и привозе в волость сельскохозяйственных машин и орудий, об устройстве своего страхового общества, о присоединении вспомогательной кассы старого типа к кредитному товариществу. Большинство вопросов поручено рассмотреть совету Комитета» («Известия Вл. Г.В.Исп. К-та», №30, 12-го апреля 1917).
В 1920-е годы село Плесец, как отдельный населенный пункт, фактически прекратило свое существование и слилось с деревней Малышево. Однако официально старинное селение так и не было упразднено.
«Есть только вывеска, а работы никакой (Малышевская вол., Ковр. у.).
Когда взойдешь в Малышевский Волисполком, то первым долгом бросается в глава вывеска:
— «Комитет общественной взаимопомощи».
Но когда ни зайди, за столом нет никого. Спросишь:
— Где председатель комитета взаимопомощи?
— Его нет — слышится в ответ.
Необходимо работу комитета поднять на должную высоту, обязав и председателя серьезней относиться к своим обязанностям» («Призыв», 4 июля 1923).
По всероссийской переписи 1926 года в деревне Малышево значилось 253 постоянных жителя, 55 крестьянских дворов. Там действовали сельскохозяйственный кооператив, школа первой ступени и почтовое отделение.
С 1928 – 1973 г. деревня была центром Малышевского сельсовета.
В 1929-м Плесец и Малышево были перечислены в новообразованный Ковровский район и одновременно вошли в Ивановскую промышленную область. Эдемскую волость упразднили, и Малышевский сельсовет напрямую вошел в Ковровский район.
В 1929 году деревне Малышево был организован колхоз «Передовик» - один из первых в Ковровском районе.

В 1942 году через несколько месяцев после начала Великой Отечественной войны в деревне Малышево был устроен детский дом, в который через Ладожское озеро (летом - на катерах, а зимой по ледовой «дороге жизни») перевезли оставшихся сиротами детей из блокадного Ленинграда. В кратчайшее время для них создали все необходимые условия, устроили спальни и комнаты для занятий, обеспечили хотя и скудным, военной поры, но по ленинградским меркам царским пайком. Директором Малышевского детского дома все военные годы была Надежда Николаевна Соколова, опытный педагог, все свои силы и время отдававшая работе, детям, которые для нее были словно родные. Н.Н. Соколова скончалась 2 февраля 1945 года в возрасте 69-ти лет. В метрической книге районного ЗАГСа в качестве причины смерти записано «паралич всего организма». Хоронили ее всей деревней. За гробом самоотверженной женщины шли ее коллеги-педагоги, воспитанники детского дома и просто жители деревни Малышево. Могила директора Соколовой на местном кладбище сегодня, кажется, уже затерялась. А жаль, потому что труд таких людей, отдававших свою жизнь за Родину, за ее будущее, вполне сравним с подвигом фронтовиков Великой Отечественной.
Среди малышевцев, не вернувшихся с фронтов Великой Отечественной войны, 29-летний рядовой Василий Петрович Александров погиб в бою в июне 1942 года на станции Кириши, защищая Ленинград. Всего же в годы Великой Отечественной войны не вернулись с фронтов 18 выходцев из Малышево. Большинство из них погибли рядовыми бойцами в два первых военных года. Рядовые Семен Дмитриевич Яснецов, Михаил Алексеевич Парфенов, Александр Александрович Уваров пали смертью храбрых в Сталинградской битве, старший сержант Владимир Петрович Кузнецов погиб в бою в августе 1943-го под Орлом. А рядовой Аркадий Иванович Зубачев погиб в бою в сентябре 1944 года при освобождении Латвии. Их имена и фамилии выбиты на плите при Георгиевской часовне близ старого Плесецкого храма.


Часовня Георгия Победоносца в Малышево

Часовня Георгия Победоносца в Малышево. Фот. Балашов Василий Васильевич

В 1954 году к Малышевскому сельсовету присоединили соседний Авдотьинский сельсовет, а в 1959-м часть территории Малышевского сельсовета отошла в Большевсегодический. Наконец, в 1973 году Малышевский сельсовет был переименован в Ручьевский, и центр сельского поселения перешел из Малышево в деревню Ручей.
26 июня 1974 года решением Владимирского облисполкома к деревне Малышево была присоединена деревня Самгино, с тех пор они составляют один населенный nyнкт с общим названием Малышево.

Малышевский приход

В середине XVI столетия село Плесец было государевым имением.
В 1561 г. царь Иван IV Грозный передал свою вотчину «село Плесец на речке Увоти» с деревнями Малышево, Побочнево, Самгино, Малыгино, Кисляково, Бизимово, Ручьи, Кузнечиха, Верхутиха, Сергейцево, Федулово и 14 пустошей Нижегородско-Печорскому Вознесенскому монастырю. Позднейшие документы подтверждают принадлежность Плесца нижегородской обители, в вотчине которой село находилось до 1764 года.
Описные книги Владимирского уезда Боголюбского стана 1621 года описывают деревянный храм с престолом во имя «Великого чюдотворца Николы». Из тех же документов известно имя настоятеля церкви – «поп Илья». В середине XVII столетия в приходе Никольской церкви кроме дворов священника, дьячка, пономаря и просвирницы было ещё около 140 хозяйств, из них 130 – крестьянских.
Позднее в селе появляется ещё одна деревянная церковь – во второй половине XVII века, кроме уже бывшего к тому времени холодного Никольского храма, в Плесце выстраивают тёплую церковь в честь Казанской иконы Божией Матери об одной главе. Крыша храма была тесовая, а стены утеплены мхом.
Никольская же церковь настолько обветшала, что в 1698 году прихожанами построена новая деревянная с прежним наименованием. «206 (1698) г. августа 31 по благословенной грамоте дан антиминс к освящению новопостроенной церкви Николая Чудотворца в Волод. уезд Боголюбовского стана в вотчину Печерского монастыря, что в Нижнем, в село Плесцо, а взял антиминс тоя ж церкви поп Ермолай Евдокимов и росписался». Полуразрушенная старая церковь в честь чудотворца Николая так и осталась стоять постепенно разрушаясь.
До наших дней дошло подробное описание церквей, составленное тогдашним плесецким священником Ермолаем Евдокимовым 13 марта 1702 года. «1702 г. марта 13 в селе Плесце церковь деревянная шатровая об одной главе, крыта тесом во имя Николая Чудотворца кругом той церкви паперти забраны в косяк тесом, а в церкви царския двери писаны на красках и на золоте флямованныя, сень резная, столбцы гладкие все золочено, на царских дверях евангелисты писаны на красках и на золоте гладкие по правую сторону царских дверей образа: Спасителя седяща на престоле венец серебряной резной цата серебряная ж гладкая с репьями и вызолочена, убрус полотняной, да вместо пелены под тем образом тумба росписана красками; Николая чудотворца в житии венец и цата серебряная басемная и вызолочена, иконы в киотах деревянных писаны на красках и на золоте, перед образом подсвечник вощаной росписан красками; на южных дверях архид. Авива; образ Георгия страстотерпца в киоте писан на красках под образом вместо пелены тумба росписана красками, по левую сторону царских дверей образа: Пр. Богородицы Печерския на престоле седящия с превечным Младенцем венец и цата серебряные гладкие с репьями и вызолочены, убрус полотняной, перед образом лампада медная дощатая, под нею кисть шелковая, под нею вместо пелены тумба писана красками, Прор. Илии убрус полотняной перед образом подсвечник деревянной писан красками, на северных дверях архид. Стефана, подле северных дверей 7 икон деисусов старой церкви на 3 иконах венцы серебряные басемные ветхи, перед ними подсвечник вощаной росписан красками, образ Николая чуд. да Сергия Радонежского чуд. в киоте, обложен флямом столпцы резные белой, образ св. пр. Илии, образ св. великомученицы Парасковии нарицаемых Пятницы, ветх над местными иконами деисусов 27 икон, над деисусы праздников 26 икон, над праздники 25 икон пророков; перед деисусы поликадило деревянное росписано красками, херуговь штилистовая на ней образ Преполовения Господа I. Хр., по другую сторону той цки разных святых, писаны на красках и на золоте, да наложных образов 2 иконы: Воскресения Хр. Николая чуд., писаны на красках и на золоте. В алтаре на престоле индития со всех сторон кумачная красная, крест полотняной, покров выбойчатой бумажной, опушен крашениною, подложен полотном белым, на престоле евангелие обложено кутнею, средина евангелисты медные, крест древянной, обложен серебром, распятие и евангелисты и херувимы литые, крест древянной обложен сребром басемным ветх, за престолом крест выносной писан на красках и на золоте, образ Пр. Б. Казанския писан на красках, венец и цата серебряная вызолочена, по другую сторону Николая чуд. писан на красках и на золоте, над престолом сень на столбах в подволоке в сени образ Нерукотворенного Спаса писан на красках и на золоте.
На жертвеннике одеяние крашенинное лазоревое, сосуды оловянные, на звезде круг Жив. Троицы, лжица медная, копие железное.
В приделе образ Ангели Господни написаны на красках гладкие на золоте.
Да в том же селе другая церковь деревянная низменная мшеная об одной главе крыта тесом во имя Казанския Пресв. Богородицы, а в той церкви царския двери, сень и столицы писаны на красках и на золоте гладкие, по правую сторону царских дверей образа: Вседержителя седящ на престоле убрус полотняной; Николая чудотв. в житии, Пр. Богородицы Одигитрии, образы писаны на красках и на золоте, по левую сторону: Казанския в киоте семи листовой поля и около поль оплечья оклад серебряной чеканной венец и цата серебряные ж резные и вызолочены; Николая чудотв. в житии писан на красках и на золоте, на северных дверях св. Пророка Даниила, над местными иконами деисусов 15 икон на Спасителеве образе и на Богородице и на Предтечи венцы и цата серебряные басемные и вызолочены и пред Апостолы подсвечники деревянные небольшие расписаны красками; в трапезе образ Страшного суда писан на красках и на золоте, в олтаре на престоле индития крашенинная лазоревая, на престоле ж евангелие обложены крашениною цветною, Распятие и евангелисты медные чеканные, крест благословящий древян ветх, на престоле ж покров крашенинной цветной опушен крашениною лазорею, за престолом крест выносной писан на красках, образ Одигитрии Пресв. Богор., а по другую сторону Николая чуд. писаны на красках и на золоте, херугов на ней образ Нерукотворенного Спаса, по другую; сторону Георгия Страстотерпца на красках, на жертвеннике одеяние крашенинное лазоревое ветхо на жертвеннике ж сосуды оловяные, звезда, лжица и копие медные да на тех же сосудах покров полотняной опушен крашениною лазоревою ветхи, налой деревянной покрыт крашениною лазоревою.
В том же селе Плесце третья церковь деревянная шатровая ветха и в ней службы не бывает во имя Николая чудотв., а в той церкви царския двери писаны красками ветхи, а иной утвари никакой нет.
Села Плесца Николаевской поп Ермолай Евдокимов».
«1710 г. Боголюбовского стана при церкви Николая чудотв., в селе Плесцах, вотчины Печерского монастыря, что в Нижнем, попы: Федор Саввинов, Ермолай Евдокимов, пономарь Михаило Антипин, вдовой поп Яков Саввинов».
«1713 г. генваря 29 дана перехожая память по заручной челобитной и по допросным речам Волод. уезда, вотчины Печерского монастыря, что в Нижнем, села Плесца попу Симеону Яковлеву в Москов. уезде в вотчину дьяка Адриана Ратманова в село Троицкое к церкви Живоначальныя Троицы на место бывшаго попа Григория; пошлин 8 алт. 2 ден. взяты».
«1730 г. марта 23 запечатана иеромонашеская грамота за подписанием преосв. Леонида архиепископа Сарского и Подонского Влад. уезда Михайловской пустыни иеромонаха Евфимия, что в мире был ерей Ермолай Евдокимов, в попы он поставлен по благословению свят. Иоакима патриарха Московского и всея России преосв. Ионою, епископом Вятским и Великопечерским во Влад. уезд в село Плесцы к церкви Николая чудотворца в 188 г., а пострижен в 727 г., пошлин 5 алтын».
К концу XVIII века в Плесце было задумано выстроить каменную церковь. К тому времени в ковровском крае уже стояло или строилось около 20 каменных храмов – совсем немного среди общего числа церквей. Было получено разрешение на возведение от епархиального начальства, в 1791 году был заложен первый кирпич, а в 1798 году каменный храм с холодной церковью, тёплым приделом и оградой был построен. Шатровую колокольню увенчала маленькая маковка, а на холодной церкви их было пять. Навес паперти, примыкающей к колокольне удерживали два массивных каменных столба. Главный престол новой церкви освятили в честь Казанской иконы Божией Матери. Приделы освятили в честь святых апостолов Петра и Павла и в память о первой сельской церквушке – в честь святителя и чудотворца Николая.
«О диаконе Вязниковской округи села Плесца Коровницком. 1800 г.
Дело возникло по доносу в Духовную Консисторию благочинного священника села Плесца Пурганского. — 9 апреля на 2-й день Пасхи за обедом у священника дьякон Коровнинкий сказал: «Государь наш худо делает, оброк большой наложил на крестьян; сказал он же Государь, будто французов победил, чего вовсе не бывало и яко бы Суворов умер, а он жив и ныне». За обедом было несколько крестьян и голова малышевского участка. Об этих речах благочинный и донес Консистории. Наряжено было следствие. Диакон на допросе показал, что таких слов он не говаривал и сослался на тех же свидетелей. — Но эти свидетели в общем подтвердили донос благочинного, кроме первой фразы. Консистория, приняв во внимание и прежние грехи Коровницкого (а грехов его было не мало: в 1784 г. за пьянство и озорничество был удален из архиерейских певчих в дьячки, но в том же году возвращен; в 1798 г. был запрещен в священнослужении и отослан на ½ года в Суздальский Спасский монастырь на черную работу; в том же году по просьбе жены был определен дьячком в село Плесец, в 1799 г. за пьянство опять отослан на 1 месяц в Спасский монастырь, но и там пьянствовал и делал дерзкие буйства, поэтому был отослан на 3 месяца в Шартомский монастырь, откуда и возвращен был в Плесец, где также продолжал пьянствовать — пропил сапоги, ходил по кабакам и всех ругал), постановила, лишив его сана, отдать в распоряжение светского суда. Уголовная палата постановила: наказать Коровницкого 150 ударами кнута, вырезать ноздри и сослать на вечную каторгу, крестьянского же голову за то, что он не донес о речах дьякона, наказать 100 ударов плетей, отрешить от должности и впредь никуда не выбирать» (Владимирская ученая архивная комиссия. Труды: Кн. 2. - 1900.).
5-го декабря 1829 г. у дьячка села Плесца родился сын П.В. Миртов.

Альбицкий Иван Иванович (1833-1862) с 1 ноября 1854 г. был определен к исправлению пономарской должности в селе Плесце (Малышеве — тож), Ковровского уезда. На этой должности он пробыл до 1 марта 1856 г., т. е. год и 4 месяца.
В конце XIX века причт церкви состоял из двух священников, двух псаломщиков и диакона. От довольно большого прихода из 11 деревень, которые «находятся не далее 5 вёрст; препятствий к сообщению с ними не имеется», плесецкие священнослужители получали за одни только требоисправления до 1120 рублей в год, а вместе со сбором хлебом и доходом от земли выходило до 1480 рублей. В приходе тогда проживало в 389 дворах 1500 мужского и 1655 женского пола душ и 13 раскольников. Дома священнослужителей стояли на земле, принадлежащей церкви. Также Казанскому храму принадлежали деревянный амбар с погребом и четыре каменные невходные часовенки в приходских деревнях.

Долгое время в Плесце служили представители одного рода. Родоначальником его стал священник Ермолай Евдокимов. Ко времени описания храмов 1702 года он уже более 20 лет священствовал в тогдашней Никольской церкви. В 1727 году, прослужив почти 50 лет, о. Ермолай удалился в Михайлову пустынь (тогда ещё Владимирского уезда), где был пострижен в иеромонахи. На посту настоятеля в селе Плесец его сменил сын Михаил. Внуки, правнуки и праправнуки Ермолая Евдокимова служили в плесецком храме вплоть до середины XIX века. Потомки многочисленного рода служили в других уездах Владимирской епархии и даже далеко за её пределами диаконами и священниками. Были и такие, кто покидал духовное сословие и выходил «в светское ведомство». Например, в 1830 году доктор медицины и профессор Владимирской духовной семинарии Митрофан Иванович Алякринский получил потомственное дворянство вместе с орденом св. Владимира IV степени (медик от Бога, щедрый и отзывчивый, предпочтя карьере в столице работу во Владимире, он завоевал истинную любовь всех слоёв населения тогдашнего губернского центра).
При священниках Алексинском и Либеровском в 1913 году в храме села Плесец прошли торжества в честь 300-летия Дома Романовых, на которые церковным старостой Ефимом Леонтьевичем Кожевниковым был приглашен из Москвы знаменитый архидиакон Константин Васильевич Розов. Божественная литургия в храме в честь Казанской иконы Божией Матери села Плесец с участием «великого архидиакона» Розова стала событием в многовековой истории церкви, о которой даже десятки лет спустя очевидцы вспоминали с восхищением.
В 1915 году в качестве священника в храме села Плесец также упоминается священник Алексей Чижов, но, видимо, там он служил недолго.
Весной 1922 года под видом сбора средств для голодающих Советская власть впервые ограбила храм в селе Плесец. Тогда более 11 фунтов (около 22 с половиной килограммов) серебряной церковной утвари было предписано сдать местной храмовой общине. Для того чтобы спасти церковное имущество, Плесецкие прихожане собрали царскими и советскими серебряными монетами почти все требуемое количество серебра. Однако позже все равно храмовое убранство оказалось разграбленным.
В марте 1937 года ковровский музей в лице А. Бутрякова испросил у Ковровского райисполкома разрешение на изъятие церковных архивов из ряда храмов Ковровского района. 7 мая просимое разрешение было дано. Вместе с «архивами» из церквей изымались остатки драгоценной утвари и старинные книги, особенно в ценных окладах. Среди подвергнутых «изъятиям» храмов оказался и Плесецкий.


Либеровский Евлампий Матвеевич с женой Марией Павловной (Минорская). В семье Либеровских было 12 детей: 6 сыновей и 6 дочерей.

Казанский храм как и многие другие был подвергнут разорению. Последним его священником стал Евлампий Матвеевич Либеровский.
Евлампий Матвеевич Либеровский родился 3 октября 1870 г., сын псаломщика пог. Староникольский Ковровского уезда Матвея Михайловича Либеровского, окончил ВДС (1890), посвящен в стихарь (15.10.1889), учитель и законоучитель Нечаевской ЦПШ при с. Смолино Судогодского уезда (1890-1891), репетитор и наблюдатель при Суздальском духовном училище (1891-1893), законоучитель Малышевского женского училища (с 1895), наблюдатель ЦПШ и школ грамоты Ковровского уезда (с 1897), член Ковровского проповеднического комитета (с 1909).
Е.М. Либеровский обладал более мягким характером, и ученики местной школы называли его «добрым батюшкой».
Священник Евлампий Либеровский, подобно М.М. Алексинскому, во время служения в Плесце получил множество наград: Благословение епархиального начальства (1898), в 1900 году - набедренник, благословение Св. Синода (1904), в 1906-м - скуфью, а в 1912-м - орден св. Анны III степени, в 1918-м - золотой наперсный крест с украшениями, а позже - митру и сан протоиерея. В 1919 году митрополит Владимирский Сергий, побывав в Плесце, передал благословение причту Казанского храма и церковному старосте от патриарха Тихона.
Был арестован в 1922 году, вскоре освобожден. 16 октября 1937 года по надуманному обвинению были арестованы последние священнослужители Плесецкого храма священник Евлампий Матвеевич Либеровский и диакон Ефим Дмитриевич Давыдов. Евлампий Либеровский был осужден на 10 лет лишения свободы. Заключенного из Иваново по этапу отправили в Кинешму , где он умер в декабря 1937 г., на 68 году жизни.
После ареста о. Николая Преображенского должность священника Ковровской Феодоровской церкви исполнял диакон села Плесец Ковровского уезда Михаил Матвеевич Лавров.
Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери после откровенного грабежа (правда, узаконенного властями) закрыли, следуя постановлению Ивановского облисполкома от 5 марта 1940 года. Как в способе избавления от оплота православия, так и в дальнейшем распоряжении плесецким храмом большевики не были оригинальными. В холодной церкви и просторном приделе разместился склад. Потом церковь забросили.


Село Малышево Ковровского района в 60-х годах ХХ века. Фото В. Истарова из архива ковровской газеты «Знамя труда».

В 1980-е годы в храме случился пожар. Позднее сгорели пять его куполов. Практически полностью была утрачена роспись придела, но довольно неплохо сохранились священные картины холодного храма.
Приходское кладбище, на котором было погребено множество священнослужителей Казанской церкви, их родственников и прихожан теперь уже не узнать. Массивным каменным, гранитным, мраморным и чугунным надгробиям XVIII-XIX веков пришли на смену современные памятники. За последние десятилетия кладбище при плесецкой церкви разрослось в несколько раз. Такое впечатление, что погребение на сельском погосте стало «модным», «престижным» и тут место своего упокоения находят не только жители деревень, исстари находившихся в приходе Казанской церкви, но и ковровчане, не имеющие, никакого отношения ни к Плесцу, ни к Малышеву.
В 1990-е годы сельская церковь начала восстанавливаться. Над провалившимся приделом возведена новая крыша. Ухожена территория вокруг церкви. Внутрь храма проведено электричество, появились новые образа, а к запаху свежих досок и древесных опилок добавился церковный аромат жжёных свечей и ладана.


Церковь Казанской иконы Божией Матери в селе Малышево

Церковь Казанской иконы Божией Матери в селе Малышево. Фото © S.E.Nikitin

Чуть было не погибший храм постепенно предстаёт во всём своём благолепии и красе, издалека приветствуя проезжающих в Ковров со стороны Камешково – это сверкают заново возведённые маковки церкви в честь Казанской иконы Божией Матери села Малышево, бывшего Плесца, что при реке Уводи…


Город Ковров.

Категория: Ковров | Добавил: Николай (01.09.2018)
Просмотров: 2739 | Теги: Ковровский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru