Главная
Регистрация
Вход
Суббота
25.11.2017
14:04
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 382

Категории раздела
Святые [133]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [719]
Суздаль [242]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [183]
Музеи Владимирской области [56]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [46]
Юрьев [101]
Судогда [31]
Москва [41]
Покров [52]
Гусь [46]
Вязники [121]
Камешково [46]
Ковров [132]
Гороховец [29]
Александров [132]
Переславль [83]
Кольчугино [21]
История [14]
Киржач [37]
Шуя [71]
Религия [2]
Иваново [28]
Селиваново [6]
Гаврилов Пасад [4]
Меленки [14]
Писатели и поэты [8]
Промышленность [16]
Учебные заведения [3]
Владимирская губерния [6]
Революция 1917 [44]

Статистика

Онлайн всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Ковров

Село Смолино Ковровского района

Село Смолино

Смолино — село в Ковровском районе Владимирской области России, входит в состав Ивановского сельского поселения.
Село расположено на в 13 км на юго-запад от центра поселения села Иваново и в 42 км. на юг от райцентра города Ковров. «Село Смолино находится в 28 верст. от уездного города и в 65 от губернского».

Среди названий многих сёл и деревень не только Владимирской области, но и всей России встречается бесчисленное множество «говорящих» о своей истории. Всевозможные Георгиевские и Рождественские назывались по своим храмам, самые разные Долы и Горки отражали особенности местного ландшафта, а Васильевки, Никифоровки и Спиридоновки доносят до нас имена первых жителей и основателей тех селений. Среди этого разнообразия встречаются названия, говорящие о местных промыслах. Одним из таких сёл является Смолино на юге Ковровского района.
Издавна здешние жители, окружённые сплошными сосновыми лесами (произрастающими здесь до сих пор) занимались смолокуренным промыслом. Смолу вытапливали в печах, а чаще всего в крытых ямах, поставляя её заказчикам многих сёл и городов, включая Москву.
Первое упоминание о Смолино датировано 1628 годом. Село являлось поместьем Моисея Плещеева. «Церковь Николы Чудотворца в селе Смолине в поместье Моисея Плещеева».
По учреждении Владимирской губернии в 1778 году, село Смолино вошло в состав Судогодского уезда. К тому времени оно принадлежало статскому советнику Ивану Семёновичу Любученинову и его жене Екатерине Михайловне. И.С. Любученинов стал первым председателем Владимирской уголовной палаты. В 1780 году его перевели в Пензу, председателем палаты гражданского суда, а ещё через два года он был назначен Вятским гражданским губернатором. Несмотря на все эти назначения, он продолжал оставаться смолинским помещиком, владея в 1782 году в селе 337 душами обоего пола.
Следующим владельцем села стал поручик (позже штабс-капитан) Екатеринославского кирасирского полка Лев Александрович Щербачев, женившись на дочери И.С. Любученинова – Александре Ивановне (упоминается под 1823 годом), и получив Смолино за ней в приданое.

Смолинское училище, Смолинской волости, в селе Смолине основано обществом и земством 9-го октября 1883 г., по инициативе священника А. Смоленского. Ближайшее училище Нечаевское в 3 вер. В 1884 году «Помещение общественное, деревянное, отдельное; по свету в теплоте удобное; квартира учителю есть; классных комнат одна — длиной 8, шириной 8, вышиной 3 арш. Учебных пособий достаточно - на 55 р. 25 к. Библиотеки и земли нет. Законоучитель священник Алексей Смоленский, студент Владимирской духовной семинария; учитель Алексей Крылов, из 4 класса той же семинарии; преподают оба с 1875 года, а в настоящем училище с 9-го октября 1883 г. Попечитель Судогодский купец Василий Андреевич Добровольский; ремонтировал училище на собственные средства и пожертвовал учебные пособия. Поступило при открытии училища 28 м. и 4 д., которые и состояли к 1-му января 1884 г. Учатся все вместе. Возраст: 7 — 8 л. - 1, 8 — 9 л. - 6, 9 — 10 л. - 5, 10 — 11 л. - 3, 11 — 12 л. - 7, 12 — 13 л. - 10. Из учащихся: 12 из с. Смолина, 4 из д. Бедриной в 3 вер., 4 — д. Мордвин — 4 вер., 4 — д. Дмитриевской — 6 вер., 1 — д. Жарков — 9 вер. и 7 с завода Коняшина — 3 вер. Ночлежного приюта нет. Живут на квартирах 20 уч., с платою по 50 к. в месяц. Вероисповедания православного. По сословиям: дух. - 1 м., мещ. - 4 м. и 2 д., крест. - 23 м. и 2 д. Средства: от земства 91 руб. 66 коп., от волости 49 руб. 25 коп.; платы за учение нет. Расходы: отопление, освещение, прислуга и ремонт 10 р.; жалованье — законоучителю 11 р. 66 к., учителю 80 р.; на книги и учебные пособия 39 р. 25 к. Посещали классы исправно. Прием в октябре. За теснотой помещения отказано 2. Учебный год с 10-го октября. Пению обучаются простому. Учатся в день 6 час. и даются уроки на дома. Отделений 2. Уроков в неделю: по Закону Божию - 2, по Русскому языку - 12, по Славянскому языку - 2, по арифметике - 4, по пению - 2. Обозревал училище 1 раз инспектор народных училищ. Обучения ремеслах и рукоделию нет. Воскресных бесед в чтений нет» (Владимирский Земский сборник 1884. № 12. Декабрь.). Учащихся в 1896 г. было 40.
На Вознесенской фабрике имелась начальная школа; учащихся в 1896 г. было 32.
На Нечаевской фабрике имелась церковно-приходская школа; учащихся в 1896 г. было 34.
«Созданные в Судогодском уезде в 1900 г. Мошенская, Большегригорьевская, Смолинская, Пустошьская и Георгиевская земские читальни оказались крайне необходимы для приобщения крестьян к книге» (Сельские Народные библиотеки во Владимирской губернии).

В конце XIX — начале XX века село являлось центром Смолинской волости Судогодского уезда.
Смолинское Волостное Правление (Почт. адр. с. Мошок). Волостной старшина – кр. Козьма Дмитриевич Андреев. Писарь – Василий Андреевич Успенский.
Волостной Суд. Председатель – кр. Максим Лаврентьевич Гусев» (Список служащих всех ведомств Владимирской губернии. 1891).
С 1924 года в составе Клюшниковской волости Ковровского уезда.
С 1929 года и вплоть до 2005 года — центр Смолинского сельсовета в составе Ковровского района.
Из приходских деревень с. Смолина доброй половины уже не существует. Хрустальные фабрики Вознесенская и Нечаевская, с прилежащими к ним рабочими посёлками, переименованы в Красный Октябрь и Красный Маяк, став крупнейшими стеклозаводами области. Село Смолино не угасло в годы коммунизма благодаря организованному в 1965 году колхозу, близости двух стекольных заводов и регулярному автобусному сообщению. Живёт оно полноценной жизнью и сегодня.
Численность населения: в 1859 г. – 514 чел.; в 1897 г. – 509 чел.; в 1905 г. – 415 чел.; в 1926 г. – 534 чел.; в 2010 г. – 377 чел.
В селе имеется клуб, МОУ «Смолинская Начальная Общеобразовательная Школа», отделение связи, СПК «Смолино» (бывш. совхоз «Завет Ильича»).

Церковь Вознесения Господня и Церковь Михаила Архангела

В книгах патриаршего казённого приказа 1628 г. отмечена деревянная церковь с престолом во имя святителя и чудотворца Николая в поместье Моисея Плещеева. «Церковь Николы Чудотворца в селе Смолине в поместье Моисея Плещеева». В 1672 г. Смолинская церковь была передана патриархом в ведение Суздальского архиепископа. Сколько времени простоял Никольский храм, и по какой причине он был упразднён – неизвестно.
В XVIII столетии упоминается уже другая деревянная церковь с главным престолом во имя святителя Василия Великого и приделом во имя Архистратига Михаила.
6 июня 1823 года смолинская трехпрестольная деревянная церковь сгорела. Церковный староста крестьянин Михаил Лаврентьев и священник Порфирий Васильев направили епископу Владимирскому и Суздальскому Парфению (Черткову) прошение о разрешении строительства новой каменной церкви вместо сгоревшей деревянной. Вместе с церковной суммой и пожертвованиями прихожан на строительство выходило всего 537 рублей – сумма недостаточная для каменного строительства. Остальные расходы по возведению сельского храма обязалась взять помещица Александра Ивановна Щербачева, урождённая Любученинова «из собственного своего иждевения». Правда, вопреки обычаю строить каменные храмы в честь бывших деревянных, церковь села Смолино епископ Парфений повелел освятить в честь Вознесения Христова, а при ней два придела – Михаило-Архангельский и Никольский.
К 1829 году каменную церковь окончили и освятили, как и было указано духовной консисторией, в честь Вознесения Христова. Однако предполагаемых приделов так и не было устроено ни тогда, ни позднее.
В Вознесенском храме хранилась икона святителя и чудотворца Николая, принесённая по преданию, из приходского сельца Дмитриевского в ещё смолинскую деревянную церковь. Образ этот почитался прихожанами как чудотворный и находился в церкви вплоть до её разграбления. Иконы Воскресения Христова и Архистратига Михаила современники выделяли среди прочих ценностью своих украшений.

В 1855 году в нескольких десятках метров к западу от Вознесенской церкви, на сельском кладбище купцами Добровольскими была выстроена небольшая каменная церквушка во имя Архистратига Михаила. К тому времени в селе священствовал Николай Алексеевич Добровольский. В 1886 году эта тесная церквушка была расширена на средства всё того же представителя династии Добровольских – Василия Андреевича Добровольского, владельца Вознесенского стеклозавода. Долгое время Василий Андреевич занимал пост церковного старосты, удостоившись за свою деятельность по обустройству и облагораживанию храмов ордена святого Станислава II степени, вручённого ему в 1901 году.
Причт при двух храмах состоял из священника, диакона и псаломщика. Проживали священнослужители с семьями в домах, принадлежащих церкви. На содержание причта получалось: от сдачи церковной земли в аренду до 30 руб., от служб и требоисправлений до 700 руб., от хлебного сбора до 75 руб. и процентов с причтового капитала (2900 руб.) – 116 руб. Земли при церкви: 34 дес. 1724 саж.
В конце XIX века приход состоял из села Смолина и деревень: Мордвин (4 вер. от церкви), Димитриевской (5 вер.), Озерков (6 вер.), Русловки (4 вер.), Хмелищ (5 вер.), Сельников (2 вер.), Вознесенской и Нечаевской стеклянных фабрик (4 вер.); во всех этих поселениях по клировым ведомостям числилось 1397 душ муж. пола и 1483 жен., в том числе раскольников 15 душ муж. пола и 38 женского. Такое необычайно большое количество прихожан обуславливалось находившимися рядом Вознесенский и Нечаевский хрустальными фабриками. Кстати, именно Александра Ивановна Щербачева, ставшая главным строителем первой каменной церкви, продала Нечаевскую пустошь купцам Якунчиковым, построившим там Нечаевский хрустальный завод.
6 декабря 1913 г. в 2 часа дня на Нечаевском хрустальном заводе совершено освящение молитвенного дома, устроенного на средства арендатора завода Судогодского купца А.П. Львова… Накануне священник с. Смолина А. Лебедев с местным причтом, при пении заводского хора певчих, совершил освящение икон молитвенного дома и отслужил всенощное бдение Святителю Николая.
12 февраля 1914 г. диакон с. Смолина Владимир Цветков определен на священническую вакансию к церкви с. Пушкина Судогодского уезда.
27 марта 1914 г. псаломщик с. Смолина Иаков горелов перемещен в с. Языково-Брыково, Судогодского уезда.
17 апреля 1914 г. диакон-псаломщик с. Новых Котлиц Муромского уезда, Иоанн Сокольский перемещен в с. Смолино на псаломщическую вакансию.
Из доклада Предсъездной Подготовительной Комиссии по содержанию прошений, поступивших от причтов на ее рассмотрение, по вопросу о назначении казенного жалованья причтам церквей Епархии и постановлено: «6) Оставить на прежнем месте и ходатайствовать о закрытии диаконской вакансии: с. Смолино, Судогод. у. и с. Чеково, Владимир. у.»
Пожертвования для подарков воинам действующей армии ко дню святой Пасхи, отправленные Его Высокопреосвященством: «… №10. От священника села Смолина, Судогодского уезда, Александра Лебедева: 25 пар варег, 12 шт. кальсон, 6 шт. рубах, 5 шт. жилетов, 4 полотенца, 4 пары портянок, 4 мотка ниток, 1 пара носок».
1 апреля 1916 г. диакон-псаломщик Судогодского собора Василий Взоров определен на штатное диаконское место в с. Смолино.
11 октября 1916 г. диакон-псаломщик с. Смолина Иван Сокольский согласно прошению перемещен на псаломщическое место в пог. Успенский Вязниковского уезда.
1 ноября 1916 г. воспитанник семинарии Владимир Лебедев был допущен к исполнению обязанностей псаломщика в с. Смолино, с 1 ноября по 20-е февраля 1917 года.
Последним сельским священником стал Александр Васильевич Лебедев, служивший в Смолино с 1896 года. В 1926 году он был лишён избирательных прав, а что сталось с ним позднее – неизвестно.
Храмы Вознесения Христова и Архистратига Михаила закрыты решением облисполкома от 30 декабря 1939 года. К тому времени Судогодский уезд, как и Владимирская губерния, были упразднены и село состояло в Ковровском районе Ивановской области.
Здания церквей долгое время использовались местным колхозом и даже «ремонтировались», меняя свой облик, пока не были заброшены, каковыми являлись до недавнего времени. Вознесенский храм выглядит менее удручающе, но и он с каждым годом разрушается всё больше и больше: обвалилась крыша вместе с потолком, некогда покрытым великолепной лепниной, почти полностью утрачена настенная роспись, а всё внутреннее пространство церкви густо заросло травой. От старого кладбища также не осталось следа. Лишь местами можно встретить гранитные надгробия, некоторые из которых представляют несомненный интерес для краеведов.
Город Ковров

Copyright © 2017 Любовь безусловная


Категория: Ковров | Добавил: Jupiter (03.07.2017)
Просмотров: 184 | Теги: Ковровский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика