Главная
Регистрация
Вход
Среда
08.05.2024
14:29
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1587]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [202]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2395]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [139]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Ковров

Собор Спаса Преображения города Коврова

Собор Спаса Преображения


Город Ковров. Вид с моста.

Река Клязьма

Местная Религиозная Организация Православный Приход Спасо-Преображенского Храма Города Коврова Владимирской области Владимирской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) действует с 21 декабря 1999 г.
Настоятель, председатель приходского совета - Любченко Игорь Владимирович (с 8 сентября 2015 г.).
Адрес: город Ковров, улица Першутова, д. 28.

Планы постройки ещё одной церкви в Коврове, помимо издревле находящегося там Христорождественского собора, озвучила ковровская городская Дума на заседании 26 февраля 1874 года. Решение «возвести новый храм на месте, которое отведено на плане под городской сад» было отправлено в марте архиепископу Антонию (Павлинскому) ковровским городским головой Я.А. Мытарёвым. Но ковровский благочинный протоиерей Сила Алексеевич Архангельский не одобрил проекта строительства нового храма. Его не устраивало выбранное место (к северу от главного ковровского собора) и по его разумению церковь следовало возводить южнее, учитывая тенденции расширения города (следует заметить, что С. Архангельский оказался весьма прозорлив и к настоящему времени Ковров сильно разросся к югу, по отношению к границам города 1870-х гг.). Кроме того, батюшке просто не хотелось служить в двух храмах сразу, считая это слишком обременительным, так как изначально задумывалось, что новая церковь будет приписана к Христорождественскому собору. Но доводы уважаемого протоиерея показались недостаточно убедительными и в августе того же 1874 года владимирский губернатор утвердил и проект храма, и место его постройки именно к северу, на территории городского сада. Владимирский архиепископ также поддержал решение Думы г. Коврова, о чём 20 сентября вышел Указ Владимирской духовной консистории № 6458.
Автором проекта нового храма стал архитектор Владимирской казённой палаты и Владимиро-Суздальской епархии Николай Андреевич Артлебен, получивший образование в Московском дворцовом архитектурном училище. Учёный и публицист, исследователь древнерусской архитектуры, он со знанием дела спроектировал один из красивейших соборов во Владимирской губернии.
В начале июля 1876 года между г. Ковровом в лице городского головы Я.А. Мытарёва, протоиерея С.А. Архангельского, нескольких купцов и почётных граждан – с одной стороны и крестьянином деревни Даниловки Судогодского уезда Василием Михайловичем Бадьевым с другой, был заключён контракт о строительстве собора. Дворянство, купечество, духовенство и простые жители города собрали 10 тысяч рублей серебром – именно таковой оказалась стоимость подряда. Особенно значительными были пожертвования купцов купцов Дунаевых, Сомовых и дворян Култашевых. Ковровский купец 2-й гильдии Михаил Дмитриевич Сомов руководил строительством храма. В 1879 году, когда новый собор был построен и начались внутренние отделочные работы, Михаил Дмитриевич Сомов пожертвовал 1500 рублей на устройство храмовых и местных икон. В том же году за свою благотворительную деятельность и усердие М.Д. Сомов получил благословение Святейшего Синода и специальную грамоту. А один из четырёх сыновей Михаила Дмитриевича – Иван – тоже был церковным старостой, но уже как раз Спасо-Преображенского собора. В 1905 году за многие пожертвования на украшение церкви он был награждён золотой медалью на Станиславской ленте для ношения на шее.
Пять лет велись отделочные работы в храме. В 1884 году новый собор был освящён в присутствии духовенства и высоких чинов из губернского центра и при большом стечении ковровчан и жителей близлежащих селений.


Собор Спаса Преображения

Престолов в соборе три: главный — в честь Преображения Господня (празднов. 6 августа), придельные: южный — во имя св. Николая Чудотворца (празднов. 9 мая и 6 декабря), северный — в честь иконы Божией Матери,, именуемой «Всех Скорбящих Радость» (празднов. 24 октября)». [2]
Утварью, ризницею и св. иконами церковь снабжена была достаточно. В иконе Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня утвержден небольшой сребро-позлащенный крест с частицами мощей св. великомучениц Варвары и Анастасии — узорешительницы, муч. Наталии, великомучеников Феодора Тирона и Иоанна Белградского и преподобного Авраамия Галичского; сей крест приложен в собор в 1884 году дворянами Култашовыми. [1]
Особого причта при Преображенском соборе не положено. [1]


Храм был приписным к Христорождественскому собору. Собору принадлежали здания: каменная ризница и каменная сторожка.

В 1922 году из Спасо-Преображенского собора вынесли почти все ценные вещи, оставив лишь самое необходимое для проведения богослужений. Один из руководителей изъятия церковных ценностей в Коврове и уезде в 1922 году доносил, что среди прочего количества серебра, изъятого из городских церквей, имеется «один бриллиант из иконы Скорбящей Божией Матери в Спасо-Преображенском соборе».
В начале 1926 г. в Коврове возникает «независимая» церковная община, в уставе которой было записано, что она создается «в противовес против крайностей Тихоновской и обновленческой церкви...». В ходе конфликтов Христорождественский собор закрепили за общиной староцерковной (2253 чел. прихожан), Спасо-Преображенский за «обновленцами» (1000 чел. сторонников патриарха Тихона (Белавина) и его приемника патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Старогородского)), церковь Иоанна Воина (499 чел.) за «автокефалистами».
«По Коврову расклеены маленькие афишки на синей бумаге. На афишках черным:
— «Лекция архиепископа Введенского в новом соборе.
Тема лекции: «Где истина?»..
Вход 50 коп.».
Собралось послушать Введенского немного побольше сотни. В сотне — бывшие барыньки, обыватель и с десяток молодых рабочих.
Введенский свою лекцию начал с критики тихоновцев, a закончил призывом объединиться вокруг обновленческой церкви.
Где же истина?
Бывшие на лекции рабочие подались к выходу. По дороге вели разговор:
— Лучше бы в кино. И дешевле, и больше пользы. А то так и не получили ответ: где истина?
— Чего же тут удивительного! Тихоновцы и обновленцы — все одинаковы! Все стараются скрыть истину подальше от людей.
— Гастролер! Известное дело...
Барыньки же, расходясь, восхищались:
— Какие глаза, а голос, голос!..
— Ах, Мария Дмитриевна, возьмите меня под руку. Я взволнована…
Введенский сел в извощичьи санки и уехал на станцию» («Призыв», 9 января 1927 г.).
В конце 1929 года храм ещё был открыт и находился в ведении религиозной общины обновленческого толка. К тому времени уже вовсю велась бумажная работа по закрытию и ликвидации собора. После череды решений уездного и губернского уровня о расторжении договора с общиной собора, о его закрытии и передаче церковного здания под «дом физкультурника», после отмены этих решений ВЦИКом, собор всётаки был закрыт по решению всё того же ВЦИКа от 20 июня 1931 года. Однако, дому физкультурника не суждено было расположиться в церковных стенах. Бывший собор использовался в качестве тюрьмы, рабочего общежития и склада. Здание значительно пострадало, завершение храма и колокольни оказались утраченными, а церковная ограда разобрана до основания.


Собор Спаса Преображения

Возвращен епархии в 1991 г. после длительных усилий верующих и ряда депутатов Ковровского Горсовета во главе с Владиславом Борисовичем Богатыревым.

Важной святыней Спасо-Преображенского собора является «Самарская» икона Божией Матери с частицей ризы Пресвятой Богородицы. Верующие также называют икону «Дарующая материнство», считая, что она помогает бездетным супружеским парам стать родителями.

Источник:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: Вып. 5 и послед.: Шуйский и Ковровский уезды. Вязниковский и Гороховецкий уезды. - 1898. - 505, VII c.
2. Историко-статистическое описание города Коврова с уездом. Составил И.Ф. Токмаков. 1903.


Соборная икона святых земли Ковровской. Икона Кузнецова.

Святые Ковровского района (уезда)

- Святитель Митрофан Воронежский (родился 8 ноября 1623 года).
- Князь Федор Стародубский Благоверный.
- Карп Медушский Ковровский.
- Михаил-верижник Вязниковский.
- Митрополит Макарий (Невский).
- Афанасий Ковровский.
Собор Рождества Христова
Храмы Коврова
Город Ковров.
Свято-Знаменский женский монастырь.
Категория: Ковров | Добавил: Николай (10.12.2017)
Просмотров: 3532 | Теги: Ковров, храмы | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru