Главная
Регистрация
Вход
Вторник
24.10.2017
03:38
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 371

Категории раздела
Святые [132]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [691]
Суздаль [236]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [176]
Музеи Владимирской области [56]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [46]
Юрьев [98]
Судогда [30]
Москва [41]
Покров [51]
Гусь [46]
Вязники [115]
Камешково [46]
Ковров [131]
Гороховец [29]
Александров [132]
Переславль [80]
Кольчугино [21]
История [14]
Киржач [35]
Шуя [63]
Религия [2]
Иваново [26]
Селиваново [5]
Гаврилов Пасад [4]
Меленки [14]
Писатели и поэты [7]
Промышленность [0]
Учебные заведения [0]
Владимирская губерния [1]

Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 4
Пользователей: 1
Jupiter

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Собинка

Село Волосово Собинского района. Николо-Волосовский женский монастырь.

Село Волосово

Волосово - село в Собинском районе Владимирской области России, входит в состав Толпуховского сельского поселения.
Село расположено на берегу речки Колочка (бассейн Клязьмы) в 8 км на восток от центра поселения деревни Толпухово и в 28 км на северо-восток от райцентра города Собинка.
Образование села связано с возникновением Николо-Волосова монастыря. Монастырь возник при деревни Велисово, или Велесово. Название происходит от имени языческого бога скотов - Волоса, или Велеса.
В конце XIX — начале XX века село входило в состав Богословской волости Владимирского уезда.
С 1929 года село являлось центром Волосовского сельсовета Ставровского района, позднее вплоть до 2005 года входило в состав Толпуховского сельсовета Собинского района.
Численность населения: в 1859 г. – 295 чел.; в 1926 г. – 318 чел.; в 2010 г. – 256 чел.


Село Волосово

Дома в селе Волосово

Магазин в с. Волосово

Волосовский ФАП. Ул. Мичуринская, д. 11а

Памятник воинам родного края (села Волосово и деревень: Азиково, Велисово, Воронино, Крутой Овраг, Михлино, Пшеничниково, Чурилово), геройски погибшим в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Деревня Крутой Овраг

Деревня Михлино

Николо-Волосовский мужской монастырь

Село Волосово находится около БЕЛЕХОВО поля, упоминаемого в летописи 1176 года: «Ярополк перееха р. Кулакшу и быша на поле Белехове» «Псл. II. 118.).


Николо-Волосовский монастырь

Николо-Волосовский монастырь (Николо-Волосов монастырь) - православный женский монастырь, расположенный в селе Волосово Собинского района Владимирской области.

Время возникновения Николо-Волосова монастыря неизвестно, но сведения о Волосовской обители находятся ещё в XV в.
В России есть множество мест, где древние капища Волоса были замещены Никольскими храмами и монастырями. Одно из них недалеко от Владимира, в селе, которое так и называется - Волосово. Монашки знают предание о том, что изначально их обитель строилась на месте уничтоженного капища бога Волоса (Велеса).
Согласно одной легенде Никольскую церковь поначалу построили на горе, на месте капища бога Волоса, но чудотворный образ Николы, бывший в ней, стал исчезать из церкви и всякий раз оказывался в низине у реки Колочки подвешенным на дереве на волосах. Пришлось переносить монастырь на то место, которое выбрала икона. Там он и появился - при деревне Велисовой.
В 1781 году от настоятелей всех монастырей были затребованы справки о времени основания управляемых ими монастырей и достопримечательных событиях, которые в этих монастырях когда-либо совершались. В докладе, поступившем от архимандрита, настоятельствовавшего в Волосовом монастыре, сообщалось, что по сведениям, полученным им от здешних крестьян и «окрестных старожителей», прежде издавна близ Волосова монастыря были патриаршие села с деревнями, «а то место, где теперь монастырь, лежало впусте, близ сухого болота, где выростали кочки, оброставшия травою, называемою волосатик; между тем кочками якобы являлся образ Николая Чудотворца, почему де как церковь перенесена на то кочковатое место тогда ж, так и являемый образ Николая Чудотворца во оной церкви поставлен, кой и доныне в соборной во имя его созданной каменной церкви стоит во иконостасе и оттуду монастырь называется Волосов. И с того самаго времени бывшия патриаршия села и деревни, так и от прочих вотчинников приложены к нему вотчины и церкви каменныя и ограда построены и учреждено игуменство». Других каких-нибудь преданий об основании монастыря иноки не знают. Предание, сообщаемое в докладе 1781 г., верно отмечает факт зависимости Волосова монастыря сперва от Московской митрополии (был домовым), потом патриархии; вероятно, оно дает и более соответствующее исторической правде объяснение названия монастыря, а отсюда некоторые данные к определению и времени основания его которое нет надобности относить к первым временам христианизации Владимиро-Суздальского края, а лучше датировать применительно к указанным выше хронологическим данным.

Изначально все строения монастыря были деревянными.
Из монастырских грамот и синодиков известны игумены Волосова монастыря: Иона (1511), Дементий (1514-1517), Пафнутий (1519-1524), Ануфрий (1543-1546), Порфирий (1572), Сильвестр (1573), Иона (1577), Пимен (1595-1598), Иосиф (1599-1600), Серапион (1621), Исаакий (1635).
В жалованной грамоте Великого Князя Иоанна Васильевича начала XVI в. (1504 г.) Волосов монастырь перечисляется наряду с теми монастырями и селами, которым дана льгота неподсудности наместникам и волостелям. В 1511 году в Волосов монастырь дана была митрополитом Варлаамом жалованная грамота на сельцо Волосово с землею и сенными покосами. У П. Строева в списке настоятелей Волосова монастыря этим годом помечен первый известный истории игумен этой обители Иона. Преемник митрополита Варлаама Даниил (1522 — 1539) написал в ответ на письмо к нему игумена и старцев Николаевского Волосова монастыря, жаловавшихся, что у них, вопреки общежительному уставу, пресвитеры и диаконы берут приносимое от христолюбцев по рукам, а не в монастырскую казну, — особое послание, в котором преподает соответствующие святительские наставления.
В 1643 г., во время "Владимирского похода" патриарх Иосиф (на патриаршестве с 1642 по 1652 г.) посетил Никольский Волосов монастырь. В книге Казенного приказа (учет милостыни, раздаваемой патриархом в походе) записано: "в Никольском Волосове монастыре игумену на молебен на собор полтину, нищим 6 денег".
С 1645 по 1647 гг. монастырем управлял игумен Феодорит, в 1650 г. - Иона, в том же году - Филарет, 1652 по 1660 г. - игумен Кирилл, в 1662 г. - Никон, с 1667 по 1675 г. - Иустин, с 1675 по 1680 г. - игумен Иларион и с 1685 по 1690 г. - игумен Дионисий.


Трапезный корпус с храмом Сергия Радонежского (XVII в.)

Трапезный корпус с храмом Сергия Радонежского (XVII в.)

Трапезный корпус с храмом Сергия Радонежского (XVII в.)

В XVII в. была построена Сергиевская церковь монастыря. Кроме главного престола, освященного во имя Преподобного Сергия Радонежского, здесь был ещё придельный храм во имя Равноапостольных Константина и Елены.
С 1691 по 1707 г. (в этот год умер) обителью управлял игумен Питирим. В 1713 г. игумен Волосова монастыря Николай (определен во игумены в 1708 г., в 1718 г. переведен в Покровский Усть-Нерлинский монастырь) освятил церковь в с. Ельцыно.

В нач. XVIII в. Петром I началось сокращение числа монастырей, доход которых он предполагал пускать на нужды государства. Маленькие обители, где число монахов не превышало 30 человек либо объединяли с другими монастырями, либо совсем закрывали. Любецкий Успенский монастырь избежал участи закрытия и был приписан к Покровскому монастырю на реке Нерли. В 1722 году указом Святейшего Синода оба этих монастыря приписали к Николаевскому Волосову монастырю.

С 1719 по 1724 г. - игумен Боголеп.
С 1725 г. по 1727 год к Волосову монастрю состоял приписным в качестве малобратственного Козмин монастырь.

Собор Николая Чудотворца


Собор Николая Чудотворца (1727 г.) с колокольней

Собор Николая Чудотворца (1727 г.) с колокольней

Соборная Никольская церковь была построена в 1727 г. при игумене Павле (управлял монастырем с 1725 г., переведен в Волосов монастырь из Цареконстантиновского, умер в Волосове монастыре 22 декабря 1738 г.).
С 1742 по 1748 г. Волосовым монастырем управляет игумен Матфей. В 1748 г. он уволен от управления, позднее помещен в Боголюбовский монастырь. В марте 1749 г. в Волосов и одновременно в Козьмин монастыри определен архимандрит Павел, до 25 февраля 1751 г. В 1751 г. в Никольский Волосов монастырь определен игумен Иоанн.
В ведомости за 1749 год игумен Виктор о вотчинах и доходах монастыря писал: «За оным Волосовым монастырем в Владимирском уезде в селе Чурилове с сельцом Волосовым и с деревнями по нынешней ревизии написано мужеска пола 460 душ. С оных крестьян по окладу сбирается в монастырь за оброчную деревню Фомицыно по 20 рублей в год. Данных денег с. Чурилова с попов с причетники по 2 р. 89 к. на год. Итого окладных денег 22 р. 89 к.».
Неокладные деньги средним числом в год исчислены игуменом Виктором так. С 7 пустошей, сдаваемых в отдачу, 73 руб., «а иногда за недородом, по словам игумена, и ничего не поступало». С отпускаемых венечных памятей, выдаваемых из Волосова монастыря, в силу жалованных грамот, вотчинным крестьянам монастыря, 2 р. 42 к. За отпуск выводных памятей, выдаваемых за девок и вдов, которые выходили в замужество в другие вотчины, 3 р. 90 к. Итого неокладных сборов 79 р. 32 к. А всего с окладными 102 руб. 21 коп.
Кроме сего монастырь владел пашнями при сельце Лукине и при деревне Филиппушке «по 80 ½ десятин в поле а в дву по тому же.» Пашню эту пахали крестьяне с. Чурилова и ближайших деревень. Они же косили сенные покосы на 250 копен. В счет получаемых денег покупались свечи, ладан и церковное вино (20 р.), выдавалось жалованье игумену (10 р.), иеромонаху (5 р.), 2 белым попам (каждому по 5 р.), одному диакону (5 руб.), 4 монахам (20 р.), 3 псаломщикам (9 р.), хлебопекарю (2 р.), подьячему (2 р.), 5 конюхам и одному скотнику (6 р.), игуменскому келейнику (2 р.) и присланному на пропитание отставному солдату (50 к.). Всего средним числом в год выдавалось из денег, поступавших в монастырь, 91 р. 50 коп. Остальные деньги шли на починку монастырских ветхостей. В случае же, если монастырь за недородом не получал показанной на приходе средним числом суммы, жалованье всем проживающим в монастыре уменьшалось соответственно величине недополученной цифры денег.
Приплодный хлеб с монастырских пашен частью отсылался в Московскую Канцелярию Синодального Экономического Правления (муки ржаной по 50 четвертей, круп овсяных по 25 четвертей, толокна по 25 четвертей), частью шел на содержание лиц, живших в монастыре. Сено без остатка употреблялось на корм монастырскому скоту.
Таковы были средства, которыми располагал Волосов монастырь в половине XVIII века. Около того же времени составлена была опись монастырских зданий, священных предметов и всего имущества, принадлежащего Волосову монастырю. Именно, в 1751 году настоятеля Волосова монастыря архимандрита Павла, уволенного из Владимирской епархии за разные бесчинства, сменил игумен Иоанн. Ему поручено было консисторией, при вступлении на настоятельскую должность, составить в присутствии братии подробную опись всего монастырского имущества. Из составленной им описи видно, что в монастыре было три церкви. Первая соборная в честь Николая Чудотворца построена осмериком, глава крыта железом, а кровля тесом. Иконостас этого храма был золоченный; большая часть икон украшена драгоценными камнями. Над входными дверями была каменная колокольня, строенная также осмериком; на ней висело 8 колоколов, из которых в самом большом числилось весу 103 пуда 32 фунта. На колокольне имелись и железные боевые часы. Вторая церковь трапезная теплая в честь Сергия Радонежского — также каменная. Иконостас этой церкви был столярный; позолочен только один пояс. Третья церковь, помещавшаяся на святых воротах, в честь Покрова Пресвятой Богородицы, тоже каменная, к 1751 году пришла в ветхость: «своды расселись, служению быть весьма опасно, чего для ее иконостас взят был в придворную Его Преосвященства церковь, что при Успенском соборе во Владимире.
В монастырской библиотеке, кроме церковных книг, хранилось несколько жалованных грамот, дающих возможность судить о прошлом Волосова монастыря. Именно:
1) Жалованная грамота Великого Государя Царя Михаила Феодоровича всея России несудимая 7131 (1623) г.
2) Жалованная грамота Святейш. Иова Патриарха на лужек Кореевской да на осиновщик за его рукою 7106 (1598) года.
3) Список с грамоты несудимыя Великого Государя Царя Бориса Феодоровича за рукою дьяка Овдокима Никитина 7107 (1599) года.
4) Список с грамоты Антония Митрополита во Владимир на десятинишном дворе пошлин не платить 7081 (1573) года.
5) Грамота Антония Митрополита всея России на половину озера Чиретьева, что в Нижегородском уезде, за его рукою, 7086 (1578) года.
6) Грамота Святейш. Иова Патриарха о том, что по чему слугам в год с крестьян с выти брать денег и хлеба и судоваго и с свадеб, за рукою дьяка Овдокима Никитина 7109 (1601) года.
7) Грамота Антония Митрополита, чтоб с с. Чурилова с церкви во Владимир данных денег не платить 7081 (1573) года.
8) Жалованная грамота Варлаама Митрополита на сельцо Волосово с землею и сенными покосы за его Варлаама рукою 7019 (1511) г.
9) Жалованная грамота Варлаама Митрополита, чтобы данных денег и других никаких не платить за его рукою 7026 (1518) года.
10) Грамота Иоасафа Патриарха за пустошь Фомицыно да за половину Буяково велено брать с крестьян по 20 руб. в год 7149 (1671) г.
11) Жалованная грамота Святейш. Иоакима Патриарха, по которой велено монастырским крестьяном венечные памяти брать в монастыре и пошлины платить в монастырскую казну, за подписанием казначея старца Паисия, за справою дьяка Ивана Вешнякова 7193 (1685) года.
12) Уставная грамота Великого Господина Святейш. Патриарха Иоакима, как повелено крестьянам на монастырь всякия работы работать и в монастырскую казну по чем денег платить, за приписью дьяка Дениса Дятловского и за справою Вашки Светикова 7185 (1677) года.
Кроме грамот в библиотеке монастыря хранились: Книга вкладная записная, кто что пожаловал вкладу 7019 (1511). Выпись в столбцах князя Григория Шеховского да подьячего Петра Васильева, Родиона Бекетова 153, 154 и 155 (1645, 1646 и 1647) годов за прописью дьяка Анисима Невежина. Выпись межевая за скрепою дьяка Ивана Кокошилова 158 (1650) г.
Монастырские церкви были окружены каменными строениями, в которых помещались настоятельские и братские кельи, и деревянными хозяйственными пристройками (два ледника, квасоварня, две житницы, конюшенный двор, три амбара, сараи). Вокруг всего монастырского строения шла каменная ограда в длину 78 сажень, поперек 70 сажень. По углам в трех местах устроены были башни; в двух башнях помещались кельи, а третья служила в качестве «овина солодовного». За монастырем был двор конский, на нем две избы, омшенник и сараи — все деревянное. Такой же двор конский и скотский имелся в с. Лукине, вотчине монастыря.
Судя по этим данным, извлеченным из цитируемой описи, Волосов монастырь к половине XVIII века не был настолько скуден источниками содержания, чтобы можно было предполагать возможность его упразднения. За ним числилось 460 душ. Кроме денежных доходов, в монастырь поступал хлебный приплод с монастырских пашен. Монастырская стройка говорит о значительном развитии монастырского хозяйства. В 1751 году на монастырской конюшне стояло 23 лошади и 8 жеребят. На скотском дворе имелось 27 штук рогатого скота и 46 овец.
С 1758 по 1761 г. обителью управлял игумен Амвросий.


Первая сохранившаяся башня ограды

Вторая сохранившаяся башня ограды

Келейный корпус

Четыре башни и стены, сторожка, келейный корпус (бывший настоятельский) были построены в 1763 г.
В 1763-1764 гг. монастырем управлял игумен Павел, обитель состояла во втором классе.


Покровская надвратная церковь (1763 г.)

Покровская надвратная церковь (1763 г.)

Покровская надвратная церковь

В 1763 г. была построена Покровская надвратная церковь. Покровский храм долго стоял неосвященным и начинал разрушаться. Храм состоял из одних только стен, которые между самим храмом и когда-то сделанной пристройкой к нему, вследствие непрочности бута, разошлись. В 1890-х гг. храм был восстановлен.
Вот что писал в то время во «Владимирских епархиальных ведомостях» А. Борисоглебский: «В монастыре три храма: во имя Святителя и Чудотворца Николая, во имя Преподобного Сергия Чудотворца, 3-й храм - над бывшими Святыми вратами. Этот последний храм, построенный 150 лет тому назад, до настоящего времени стоял неосвященным. За это время здание подверглось значительному разрушению. Однако, по Промыслу Божьему, крестьянин с. Ставрова Владимирского уезда Яков Иванович Бусурин принял на себя святое дело восстановления сего разрушенного храма. 21 сентября совершилось торжественное освящение новоустроенного храма. Накануне освящения, 20 сентября, в Николаевский Волосов монастырь прибыл наместник Боголюбового монастыря, игумен Варлаам, и в новом храме с соборными и местными иеромонахами совершил всенощное бдение.
Утром 21 сентября из Владимира прибыл соборный ключарь Пригкипс-Евгенов с диаконами и хором архиерейских певчих. К 9-ти часам утра в монастырь прибыли: Преосвященнейший Тихон, епископ Муромский, в управлении которого находились монастыри Боголюбов и Николо-Волосов, и ректор семинарии архимандрит Никон. Вскоре началось освящение храма. Немедленно, по освящении, началась в нем первая Божественная литургия, которую совершал также Преосвященнейший Тихон (Клитин, рукоположен во епископа Муромского в 1892 г., с 1895 г. епископ Прилуцкий.) в сослужении упомянутых выше лиц. Пели архиерейские певчие. Во время причастного стиха учитель церковно-приходской школы, находящийся в монастыре, студент семинарии А. Борисоглебский, с благословения Преосвященнейшего, произнес приличествующие случаю слова.
По окончании службы Преосвященнейшему Тихону и сослужащим был предложен чай и обед в помещении братского монастырского корпуса. Преподавши Святительское благословение народу, при колокольном звоне, Преосвященнейший Тихон отправился обратно во Владимир, а за ним отправились и остальные соучастники священного торжества».

18 октября 1764 года во Владимирской консистории был заслушан указ Ея Императорского Величества «об оставлении предназначенной к упразднению Санаксарской пустыни, Темниковского уезда (которая принадлежала в то время к Владимирской епархии), по прежнему в число прочих пустынь и об исключении вместо оной из положенного числа другого какого монастыря или пустыни». Консистория во исполнение указа постановила: «Из оставленных в епархии Его Преосвященства на своем пропитании монастырей Флорищева и Саровская пустыни именно в расписании положены, Ярополческой же Благовещенской монастырь к содержанию своему имеет угодья, а Гороховской Николаевский монастырь, яко в граде состоящий и оставлен на подаянии тамошних граждан, кой от того и содержаться имеет. А хотя ж и о содержании последняго — Волосова монастыря одолжение от вкладчиков имеется, но как оной монастырь не при граде состоит, следственно в оной кроме вкладчиков более ни от кого и подаяния быть неуповательно, чего ради по мнению консистории надлежит вместо той Санаксарской пустыни исключить Волосов монастырь, кой и учинить приходскою церковью, к коей приписать от села Чурилова половину прихода, а именно сто два двора, для священно-служения же определить из того села священника Иосифа Гаврилова с дьячком и пономарем; им на пропитание отделить из пашенной того монастыря земли в силу наказа по десяти четвертей в поле, а в дву по тому же, сенных покосов на четверть по копне, а мерою три десятины».
После отобрания монастырских вотчин и введения штатов в 1764 г., монастырь был упразднен, а его соборнй Николаевский храм обращен в приходскую церковь.
В таком положении упраздненный Волосов монастырь оставался, впрочем, недолго, хотя, насколько можно будет видеть из последующего, и за короткий промежуток времени, вследствие беспризорности, подвергся большому разрушению. В консисторском архиве сохранилось дело, из которого видно, что со стороны назначенного священника была даже попытка, — впрочем, не увенчавшаяся успехом, — продать одному раскольнику 12 образов Волосова соборного храма, помещавшихся за клиросом, и только своевременный донос, по-видимому, приостановил сделку.

11 апреля 1775 года Высочайше утвержденным Синодальным указом повелено было на основании репорта учрежденной о церковных имениях комиссии упразднить Цареконстантиновский второклассный монастырь Владимирской епархии «за неспособностью в нем к жительству», а настоятеля его с монашествующими перевести в упраздненный Волосов монастырь. Цареконстантинов монастырь по описи велено было передать священнику с. Доброго с причетники.

В 1775 г., по указу Святейшего Синода, в Николаевский-Волосов монастырь был переведен Константино-Еленинский монастырь с настоятелем, братией и утварью церковной, отчего он иногда именуется Цареконстантиновским Николаевским-Волосовым монастырем.
Настоятель Цареконстантинова монастыря архимандрит Никодим по приезде в восстановленный Волосов монастырь застал здесь картину полного запустения и неустройства. В особом прошении, поданном на имя Преосв. Иеронима, архимандрит Никодим нарисовал самую мрачную картину всех тех неустройств, какие он застал на новом месте своего жительства:
«Чрез толь многопрошедшее время имеющияся во оном монастыре настоятельския и братския кельи и прочее монастырское нужно потребное строение как снаружи крышками и крыльцами, так и внутренним прибором совсем обветшали, ибо окончин почти ни одной, да и печей с дверьми во многих кельях нет; конюшня монастырская развалилась, на амбарах же и сушилах кровли, а внутри полов, а также сараев и заборов вовсе не имеется, — чего всего не сделав, а особливо келей починкою не исправя, жить в том монастыре способу нет... При том же Волосовом монастыре до упразднения его во владении вокруг оного было с восточной стороны пруд (которой больше должно почитать сажалкою) для содержания рыбы, в коем пруде рыбу на время сажать можно, а плодиться не может. С полденной стороны — монастырский скотской и конюшенной дворы и огороды для сажания капусты и прочих овощей; с западной и полночной сторон кирпичные сараи и гумна монастырские. Ныне ж из тех монастырских усадеб от полдень, где были скотской и конюшенные дворы и огороды, поселились бывшие того ж монастыря, ныне заштатные служители, числом восемь дворов. А с восточной и полночной стороны земля находится во владении упомянутых служителей и крестьян. От запада ж землею доныне владели бывшие при том монастыре священник с причетники... Во оном же монастыре на вратах церковь еще не достроена, а у соборной церкви алтарь, братския и караульная кельи совсем повредились, да и в ограде одна стена почти уже упала». На основании всего представленного архимандрит Никодим просил еп. Иеронима исходатайствовать у Коллегии экономии 500 руб. на необходимо нужные починки в монастыре и о передаче по прежнему во владение монастыря узурпированных сторонними людьми монастырских владений. Просьба была удовлетворена, необходимые починки сделаны и монастырские владения восстановлены в законных пределах. Волосов монастырь к своему прежнему имени присоединил новое имя Цареконстантинова. Цареконстантиновский Николаевский-Волосов монастырь - под таким именно названием монастырь Волосов известен был в конце XVIII и начале XIX века. Настоятелям его поручались видные административные посты в епархии, и среди них было несколько лиц, небезызвестных впоследствии в иерархическом мире.
Но переведенная сюда братия своими симпатиями все же тяготела к месту прежнего своего обитания и долго не могла примириться с распоряжением высшей власти. Когда в 1781 году от настоятелей монастырей затребованы были сведения о времени основания подведомых им монастырей и достопримечательных событиях в их истории, то архимандрит Тихон дал самый восторженный отзыв о местоположении упраздненного Цареконстантинова монастыря и о тех достопримечательных событиях, которые связаны были с его недавним прошлым. Архимандрит писал:
«Означенной Цареконстантинов монастырь составлен общежительной, и селами, водами и всякими потребами был удовольствован святым Алексием, митрополитом Московским и всея России, в лето от создания мира 6870, во дни княжения в Москве Великого Князя Димитрия Иоанновича Донского, по такой причине, что, когда он, по поставлении его от Константинопольского патриарха Филофея на Московскую митрополию митрополитом плыл в корабли из Константинополя в Москву, возставала в море великая буря и от волн корабль сокрушался, то об избавлении от оныя обещался тот монастырь составить во имя царя Константина и матере его Елены, которой потому и составлен и именуется Цареконстантинов, и с самаго этого времени начальство архимандрическое учреждено. Стоит при граде Владимире на месте прекрасном и веселом. Близ его с одной стороны между холмистыми брегами, гладкими и хлебородными полями, покрытыми нивами и часто населенными селами, протекает река Клязьма, которая весною разливается по злачным и чистым лугам верст на пять, рыбами разных родов, кроме осетра и белуги, мало уступает Оке, а по слитии ея в берега сенных покосов косится превеликое множество. А с другой стороны по берегам озера, поймы, бор, роща, поля и также частыя селения. Град Владимир представляется тому монастырю так равномерно и монастырь Владимиру веселовидным. В прошлом же 1753 году месяца генваря 9 дня с самаго глубокого утра в святых вратах в земле продолжался колокольный звон с перебором больших и малых колоколов так, как обыкновенно бывает сзыв к церковным процессиям, на которой звон не только тутошние обыватели, но и из града Владимира многие духовные и светские чины стекались и слышали. А окончился тот звон пред захождением солнца, и стекшееся людство разошлися кииждо во свояси. А в 1775 году апреля 27 дня, по указу Святейшего Правительствующаго Синода, из того монастыря архимандрия переведена оной же епархии в упраздненный Николаевский Волосов монастырь, коему однако велено именоваться по прежнему Цареконстантинов монастырь, а сему называться загородным архиерейским домом».
Совершенно другими чувствами продиктован доклад о Волосовом монастыре.
«Стоит он, пишет архимандрит Тихон, в долинах безводных, безлесных и безвыгодных; одна только протекает маленькая речка Колочка и та летом пересыхает; по берегам оной и вертепам растут кривые кусты и лежат урвины неораны и пусты. Одне только стоят построенныя от вкладчиков две, а третья несовершенная каменныя церкви единственно для погребения тел при оных, да и к падению наклонившияся оградныя стены. От епархиального града Владимира Расстоянием в 20 верстах и к проезду до оного града дорога в каждое, а кольми паче в вешнее и осеннее времена бывает неспособна весьма, и для того властем для исправления церемониев, бываемых в высокоторжественные дни и прочие господские праздники во град Владимир проезжать никак невозможно. Достопамятных же происшествий, кроме бывшего между кочками явления образа Николая Чудотворца, никаких никогда не бывало и ныне нет».

Леонтий Федорович Тихонравов после окончания Владимирской духовной семинарии (1822) был кандидатом Московской духовной академии, в 1830 г. поступил в Волосов монастырь, с 1839 г. - в Спасо-Евфимиевом, с 1839 г. имел светское звание.

До 1844 г. монастырь был самостоятельным, в этот год обитель была приписана к Боголюбовскому монастырю, куда было переведено все его имущество; оставшиеся храмы и здания переданы в заведывание настоятеля Боголюбского монастыря.
Окончательно Николо-Волосов монастырь был закрыт в 1874 г., церковное и монастырское имущество было переведено в Боголюбов монастырь, оставшиеся храмы и здания переданы в заведывание настоятелей Боголюбова монастыря.

«Он отстоит на 27 верст от Боголюбова монастыря, на юго-запад от него, от г. Владимира на 17, а от шоссе на 8 верст. За монастырской оградой с восточной стороны находится большой и красивый пруд, с растилающимся перед ним сенокосным лугом».
В 1891 г. при бывшем Николаевском-Волосовом монастыре имелись следующие здания:
а) Каменный трехэтажный корпус, ремонтирован в 1891 г.; корпус этот служил помещением для настоятеля монастыря.
б) Остатки от второго каменногокорпуса, служившего помещением для братии.
в) Деревянные погреб, сарай и баня – ветхие.
г) Каменная ограда с четырьмя башнями – тоже ветхая.
Николаевскому-Волосову монастырю принадлежат следующие угодья:
а) Земли усадебной, огородной и под прудом 4 десят. 44 кв. саж. План на эту землю имеется от 1821 г.
б) Сенокосной 7 десятин 359 кв. саж. План от 1822 года. Земля эта состоит в аренде у крестьян сельца Волосова по условию на 6 лет с 3 мая 1888 года – по 100 рублей в год.
в) Пахотной при казенной деревне Фомицыной, что в пустоше Старковой, 21 десятина 1909 кв. саж. План от 1831 года. Отдана она в аренду крестьянам деревни Фомицыной за 71 руб. в год, по условию с 1-го февраля 1890 года на 6 лет.
г) Озеро Сковородино в четырех верстах от города Владимира, имеющее меры 3 десят. 5 кв. саж. Озеро это не доставляет никакого дохода монастырю по безводию и болотности.
д) Мукомольная мельница на реке Колокше, при селе Ставрове, находится в аренде у крестьянина Михаила Сергеева Иванова, по контракту с 1-го октября 1888 года на 8 лет, с платою в год по 800 руб.
При передаче Николаевского-Волосова монастыря в ведение Боголюбова монастыря, по монастырской описи, числилось за Николаевским-Волосовым монастырем билетами и наличными деньгами 20727 руб. 8 коп. ассигнациями; сумма эта, по распоряжению епархиального начальства, была передана в Консисторию.

В с. Волосово была церковно-приходская школа. В 1893 г. учителем в ней был Алексей Егорович Борисоглебский в 1892 г. окончивший Владимирскую семинарию. В 1895 г. он был переведен учителем приготовительного класса Шуйского духовного училища.
Законоучителем Волосовской школы стал священник Петр Михайлович Казанский. Он окончил Казанскую духовную академию со званием действительного студента, в 1890 г. - кандидата. В 1884 г. назначен священником с. Георгиевского Меленковского уезда, в 1889 г. - Успенской церкви г. Мурома, по вдовству поступил в Боголюбов монастырь.

Волосов женский монастрь

В 1909 г. монастырь обращён в женский.
При обители существовала водяная мельница на реке Колочке.
27 ноября 1913 г. священник Николо-Волосова женского монастыря Николай Смирнов уволен за штат.
2 декабря 1913 года диакон-псаломщик Сретенской гор. Владимира церкви Иоанн Орлов определен на священническую вакансию к церкви Николо-Волосова женского монастыря.

Закрыт монастырь в 1920-х гг.

В 1927-1928 гг. в Волосове служил о. Сергий Сидоров (род. 1895), автор «Записок». Он трижды был арестован, в 1937 г. расстрелян. С 1923 г. до своего первого ареста в 1925 г. о. Сергий служил в Воскресенской церкви Сергиева Посада. Отец Сергий с семьей приехал в г. Сергиев (как тогда назывался Сергиев Посад) поздней осенью 1923 г. Здесь ему было предоставлено место священника в храме Петра и Павла, что расположен рядом с Уточьей башней Лавры. Сразу же по приезде о. Сергия церковный совет единогласно избрал его настоятелем храма. Поселился он с семьей почти рядом с церковью, на Большой Кокуевской улице, в маленьком деревянном домике с терраской (дом 29).
В 1920-е гг. многие дворянские семьи перебирались из Москвы в Сергиев: в Москве было опасно из-за доносов, арестов, а в Сергиеве, рядом со святынями Лавры и под их покровом казалось более возможным пережить неистовства революции. Отец Сергий был знаком еще до революции, во время московской своей жизни, со многими из переехавших в Сергиев: в семьях Истоминых, Бобринских, Комаровских, Огневых он всегда находил радушный прием, а Сергей Павлович Мансуров стал его другом. В этом подмосковном городке о. Сергий опять вошел в круг людей высокой культуры, православной духовности. И повторялись, как прежде, долгие чаепития и вечерние разговоры, в которых о. Сергий принимал самое пламенное участие, забывая на время о трудностях житейских, о болезнях детей, о постоянной нужде. «Отец Сергий очень скоро стал особо почитаемым верующими священником не только своего прихода, но и всего города. Многие семьи желали знакомства с ним, и он, посещая их, оставлял неизгладимый след... Было что-то притягательное в его красивом, благородном, одухотворенном лице... Будучи широко образованным человеком, о. Сергий легко заинтересовывал слушателей своими увлекательными и проникновенными рассказами на самые различные темы. Беседы касались литературы, истории, искусства и многих других вопросов, относящихся к духовной жизни человека, его поведения в обществе и индивидуальных его качеств. Он убедительно прививал нравственные устои юношеству, мог с большим интересом толковать Евангелие и наряду с этим уводить слушателей в мир неразгаданных тайн природы...»
В 1924 г. в Петропавловском храме служил святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России. Его пригласил о. Сергий, для укрепления верующих в православии, но сам он был арестован за три дня до приезда святителя Тихона. Во второй раз о. Сергий был арестован в 1926 г. по делу Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Петра. По выходе из тюрьмы он был лишен права проживания в 6 самых крупных городах СССР и высылался на 3 года в город по собственному выбору. Отец Сергий выбрал Владимир.
Во Владимире тогда уже многие храмы и монастыри были закрыты, и духовенства был избыток. Отец Сергий не мог получить постоянного места служения до тех пор, кока его не послали в Волосово. 27 июля 1927 г. во Владимире родилась вторая дочь отца Сергия, и назвали ее Татьяной. К этому времени он уже получил приход в старинном Никольском храме бывшего Николо-Волосовского монастыря, и владимирское ГПУ разрешило ему переселиться в село Волосово.
1 апреля 1927 г. приехали двое саней и увезли отца Сергия в Волосово. После Пасхи, когда устанавливается летняя дорога, должна была поехать и семья. Очаровательным местом было Волосово: недалеко лес с рыжиками и земляникой, за монастырем небольшая, но чистая и рыбная речка. Монастырский сад, хотя уже и дичающий, благоухал все еще весною, а стены древнего монастыря окружали заросли шиповника. Сохранилась богадельня для старух и стариков, и уже после революции там открылось училище. Семья о. Сергия поселилась в бывшей сторожке при Церкви, в доме, малопригодном для житья. Очень скоро по приезде о. Сергий столкнулся со всеми тяготами бытия в маленьком бедном приходе, в котором было всего сто пятьдесят домов. Не хватало денег на выплату налогов, не на что было содержать семью. Часто болели маленькие дети, а к врачам можно было обращаться лишь во Владимир. Серьезно заболел и о. Сергий: высокая температура, подозрение на брюшной тиф. Закутанного в тулупы увезли его во Владимир и положили в больницу. Наконец заболела смертельно, раком желудка, нежно любимая им «мамочка», Вера Ивановна Ладыгина.
Она скончалась в 1928 г. в Москве и была похоронена на Ваганьковском кладбище.
Во время последней войны могилка Веры Ивановны затерялась, найти ее теперь невозможно. Отец Сергий, оторванный от друзей, чувствовал себя в Волосове очень одиноко.
В 1928 г. он писал другу: «Жить в Волосове с семьей зимой невозможно. Жена извелась и хворает всё время, дети также». Отец Сергий недолго служил в Волосове - с апреля 1927 до конца 1928 г. За это время прихожане его полюбили. Сохранился листок с благодарностью, которую выражает церковный совет о. Сергию. На маленьком листе, золотой краской, печатными буквами написано: «Настоятелю Волосовской религиозной общины священноиерею Сергею Алексеевичу Сидорову. Преподобнейший отец Сергий! Просим Вас принять от нас глубокую благодарность за те пламенные призывы, которые в наше скудное добродетелями и маловерное время, как звон набата, раздаются в древнем храме исторического Николо-Волосова монастыря, побуждая нас охлаждать пристрастие к тленным мира сего вещам, а стремиться к счастливой бесконечной вечности... Наставник!
Вверенная Вашему водительству и вверившая себя Вам паства усердно просит Вас, чтобы Вы во время оно, став пред страшный Престол Господа Славы, могли сказать: "Се аз и дети, яже ми дал есть Бог!"» И подписи: староста Павел Чугунов, председатель совета. Члены: В. Акимов, М. Захаров, Н. Блинов.
В 1929 г. о. Сергий получает приход в с. Лукине Серпуховского района. На смену ему в Волосово приходит обновленческий священник Сергий Андреев.
Протоиерей Сергий Евгеньевич Андреев (1902-1991) в конце 1923 г. был посвящен в священники обновленческим епископом Лавровым. С 1924 по 1925 г. служил в с. Оликове, с 1925 по 1929 г. - в с. Кистыш, с 1929 по 1932 г. - в Волосове, с 1932 по 1940 г. - в Ставрове.

Помимо церквей уцелели кельи (1763 г.) и часть ограды с башнями (1763 г.).
Обитель была возрождена в 1993 г. сестрами Боголюбского женского монастыря. С 1993 г. существовала, как женский скит суздальского Покровского монастыря, с 1996 г. – самостоятельный монастырь.
Настоятельница монастыря - Евфимия (Ромашова).
/Из книг протоиерея Олега Пэнежко./


Часовня


Входные западные ворота

Образ Николая, который находится в Николо-Волосовом монастыре, выглядит так, словно написан совсем недавно. Монашки говорят, что эта икона чудом уцелела в нише колокольни Свято-Никольского собора со времен революционных потрясений. И что это тот самый образ, который был внесен в монастырскую опись в самом нач. XIX в.

Святой источник Святителя Николая Чудотворца


Речка Воронки

Родник на р. Воронки у с. Волосово

Святой источник Святителя Николая. Фото 2015 года.

Недалеко от обители обустроен святой источник Святителя Николая.
По благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия на источнике святителя Николая Чудотворца должна быть построена деревянная часовня, уже разработан её проект. В этом месте, по рассказам монахинь и местных жителей, неоднократно являлся Святитель Николай Чудотворец. Со слов настоятельницы монастыря матушки Евфимии, во время очистки родника со дна кирпичи поднимались старинные кирпичи, по всей видимости монастырские. В монастыре, только 12 монахинь, которые могут работать, облагородить и тем более построить часовню у источника своими силами.
У родника установлен поклонный Крест.
Святой источник мало заметен, на уровне земли вкопаны бетонные кольца. Стараниями местного жителя, была выведена из колодца труба и выкопана к реке траншея.


Часовня на источнике святителя Николая Чудотворца. Фото 2016 года.

Источник

В 2016 году по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия на источнике святителя Николая Чудотворца у села Волосово построена часовня.

Владимир Солоухин в разговоре с матерью Евлампией, Николо-Волосов монастырь:
- Откуда у вас иконы? - Иные из монастырского храма, иные из Аннина. В Аннине старинная, благолепная церковь была. Когда её ломали, много икон в Петроковскую церковь перевезли, я выпросила себе Казанскую Божью Матерь, да Архангела Михаила, да вот ещё Николая Угодника...
См. село Аннино.

***

Владимир Алексеевич Солоухин. Черные доски. 1969 г.

…Прощаясь с председателем на папертях Петроковской церкви, мы стали расспрашивать дорогу: нельзя ли проехать прямее, чем мы ехали в эту сторону. Председатель сказал:
– А что же вы, разве не хотите посмотреть Волосовский монастырь? Здесь ведь близко...

Мы выехали на высокий холм. Взгляду открылась глубокая и широкая лощина. Строго говоря, было две лощины, и они пересекали друг дружку, образуя крест. В крестовине было самое большое понижение местности, и в этом-то месте стоял игрушечный белый монастырь. Со склонов сползали к нему синеватые туманы лесов. Рядом с ним сверкала извилистая речка. Сама архитектура полутонула в мирной и тихой зелени.
Что за вздор, подумали мы, что за идиллия посреди нашей суровой повседневной действительности. Но опасения оказались преждевременными. Вблизи, напротив, все говорило о том, что будто шли здесь некоторое время ожесточенные бои, потом обе сражающиеся стороны отступили, но поле боя так и осталось неприбранным. Трупов, конечно, не было. Однако общая захламленность, разрушенность некоторых частей архитектуры, оббитость стен, многочисленные временные заплатки на зданиях, обезглавленность церкви, трактор, напоминающий подбитый танк, рассыпанная поленница дров, автомобильные баллоны, валяющиеся в беспорядке, – все это говорило о том, что столкновение двух противоборствующих сил действительно произошло.
Мы ходили по бывшему монастырю, стремясь проникнуть в какую-нибудь дверь. Но все было закрыто и заколочено. В поисках, куда бы заглянуть, мы спустились по узкой лестнице. Ободранная дверь производила не совсем мертвое впечатление. Мы постучались. Скрипучий голосочек послышался из-за двери. Потянув дверь на себя, мы убедились, что она не заперта, что вообще, должно быть, не запирается, потому что нет у нее ни проушин для замка, ни личины. Пошарив в темных подвальных сенцах, мы нашли вторую дверь и оказались в комнатке: четыре шага в длину, четыре в ширину.
Когда пригляделись после дневного света, увидели, что попали не то в маленькую церковку, не то в монастырскую келью. Посреди кельи стоял аналой, а на нем лежала раскрытая церковная книга. Стены комнаты увешаны иконами в металлических окладах и без окладов. Иконы стояли и на окне, поднятом очень высоко. Высота комнаты никак не соответствовала ее площади. Окно было проделано в монастырской стене, толщиной в полтора метра: на окне хватало места, чтобы поставить иконы. Аналой был закапан желтым воском от дешевых свеч, огарочек теплился перед раскрытой книгой. Несколько лампад мерцали пред иконами. В комнате были еще табуретка и узкая железная койка.
Перед огарочком, перед раскрытой книгой стояло крохотное согбенное существо, одетое в черное и трясущееся невероятной тряской. Тряслась вся старушка: тряслись ее руки, ее плечи, ее голова, тряслась нижняя губа, трясся язык, которым старушка пыталась что-то нам сказать. Все-таки оказалось, что со странной обитательницей оригинальной комнаты можно разговаривать.

– Одна я живу здесь, одна-одинешенька. Монашка я. Все здесь нарушено, а я осталась. Обжила себе келийку, да и скриплю. Ничего, пока не трогают. Зовут-то? Матерью Евлампией меня зовут. В миру? Эх, люди добрые, давно это было, не стоит и вспоминать. В миру-то я была Катерина. Вот достались мне на хранение иконы. Живу, сохраняю. Теплю негасимые огоньки.
– От кого достались? Кто поручил вам эти иконы хранить?
– Как от кого? От Бога. Бог мне поручил, а я храню.
– Значит, что же, это вроде как ваше основное дело на земле, ваш главный долг?
– Других дел у меня вовсе нет. Одно только дело и есть: пока жива, огоньки перед иконами теплить. Погасну я, погаснут и огоньки.
– Откуда у вас иконы?
– Иные из монастырского храма, иные из Аннина. В Аннине старинная, благолепная церковь была. Когда ее ломали, много икон в Петроковскую церковь перевезли, а я выпросила себе Казанскую Божью Матерь, да архангела Михаила, да еще вот Николая Угодника. Николай-то чудотворный, вся округа его почитала, а теперь он достался мне. В Петрокове церковь цела и служит. Мне бы надо сходить для очищения грехов, помолиться, но сами видите, никуда я не гожусь, и в Петрокове мне уж не побывать.
– Мать Евлампия, в Петроково вам идти незачем. Церковь там закрыли, а иконы все изрубили топором. Мы только сейчас оттуда, так что спите себе спокойно.
Как всплеснула руками мать Евлампия. И всхлопнули бы ладошки, но из-за тряски ладошка на ладошку не пришлась, и хлопочка не получилось. Монашка повернулась старческим трясущимся личиком к образам и начала креститься, шепча про себя:
– Господи, прости ты их, неразумных, не ведают, что творят.

Бабка разрешила, и я неторопливо разглядел все иконы, развешанные по комнате. Правда, снимать иконы с гвоздиков было неудобно, и, таким образом, пришлось довольствоваться разглядыванием только лицевой стороны икон. Но те иконы, которые не были повешены, а просто стояли на монастырском окне, я брал в руки и разглядывал как хотел.
Одна из этих стоящих на окне икон была для меня. Это был архангел Михаил, изображенный в рост. Высота доски около метра, ширина сантиметров сорок. Доска сильно прогнута, черна как уголь, на ней грубые следы обработки скребком, кое-где дырочки от шашеля. Шпонки узкие, сквозные, близко к торцам. Да и зачем подробности, доска была шестнадцатого века, и сомневаться в этом было нельзя. Однако архангел на иконе написан в конце девятнадцатого столетия. Голубая масляная краска, неинтересная реалистическая живопись. Надо бы тут же и попросить икону у матери Евлампии, все равно она стоит у нее на окне, не в числе, так сказать, основных ее образов. Но я так был поражен самой комнатой, и самой старушкой, и нахождением ее в запущенном монастыре, и этой ее странной обязанностью: жечь негасимые огоньки перед образами, пока в самой в ней теплится в общем-то не сильнее лампадного огонек, – что язык не повернулся у меня попросить у нее архангела Михаила...
Село Чурилово
Город Собинка.
Собинский район.
Родники Владимирской области.
МОНАСТЫРИ Владимирской области

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Собинка | Добавил: Jupiter (20.05.2015)
Просмотров: 1988 | Теги: монастыри, Собинка | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика