Волосово - село в Собинском районе Владимирской области России, входит в состав Толпуховского сельского поселения.
Село расположено на берегу речки Колочка (бассейн Клязьмы) в 8 км на восток от центра поселения деревни Толпухово и в 28 км на северо-восток от райцентра города Собинка.
Волосово находится около БЕЛЕХОВО поля, упоминаемого в летописи 1176 года: «Ярополк перееха р. Кулакшу и быша на поле Белехове» (Псл. II. 118.).
Образование села связано с возникновением Николо-Волосова монастыря. Монастырь возник при деревни Велисово, или Велесово. Название происходит от имени языческого бога скотов - Волоса, или Велеса.
В конце XIX — начале XX века село входило в состав Богословской волости Владимирского уезда. «Вот так предсельККОВ (Волосово, Владимирской волости). В Волосовском кооперативе назначены были торги на повозку товаров в течение всего года. На торгах председатель сельККОВ Макаров, он же предрайсовета и член ревизионной комиссии о-ва потребителей, ратовал за оставление этого подряда за комитетом взаимопомощи. Все волей-неволей согласились с этим. Торги не состоялись. В результате вместо комитета взаимопомощи Макаров заключил договор с правлением лично и преспокойно возит товар по 20 к. с пуда. Вот так предсельККОВ» «Призыв», 6 мая 1925).
С 1929 года село являлось центром Волосовского сельсовета Ставровского района.
«ПРАЗДНИК «БЕРЕЗКИ» Песни и музыки. В этот день их с утра было слышно в каждой деревне, начиная от самой маленькой — Корякина и кончая центром колхоза имени Мичурина, селом Волосовым. На праздник приехали из городов и соседних сел родные, близкие, просто знакомые. Плохая погода не помешала тому, чтобы к середине дня из девяти деревень всем собраться на центральной усадьбе колхоза. Съезжались на колхозных машинах с музыкой и песнями. Из Владимира приехали шефы, производственники химзавода. Гости привезли духовой оркестр, выступили с программой художественной самодеятельности. Из соревнующегося с колхозом им. Мичурина колхоза «Передовик» прибыл его председатель В.А. Шилин. Хозяева и гости собрались в клубе. Председатель колхоза М.И. Маценко кратко рассказал об итогах работы за пять месяцев, назвал лучших людей колхозного производства. Выступила бригадир Чуриловской бригады А. Собачкина, бригадиры Волосовской и Михлинской бригад. Секретарь Собинского парткома КПСС Н.Т. Васильев поздравил колхозников с их праздником и пожелал им больших успехов в дальнейших делах. Особенно много надо потрудиться сейчас на заготовке кормов. Лучшим механизаторам, животноводам, пастухам, полеводам и бригадирам вручены денежные премии. После торжественной части начался концерт художественной самодеятельности. Тепло встретили колхозники выступления коллектива химзаводцев, агитбригады Ставровского Дома культуры. Затем начались коллективные песни, танцы. Целый день царило веселье и в клубе, и на улицах. ... Прошло три года с тех пор, как жители деревни Азиково отказались праздновать пресловутый «ильин день». В прошлом году их примеру последовали в деревне Чурилово. Были такие и им подобные религиозные праздники в каждой деревне колхоза. Приходились они обычно на страдную пору, нередко из-за них срывалась неотложная колхозная работа. Никого не интересует, в чем смысл «ильина дня», «иванова дня» и других этаких «дней», мало кто связывал праздники с религиозными обрядами. Жила традиция, привычки, иной раз просто дикие обычаи. В дни престолов напивались до одури, дело доходило до драк, поножовщины. Кому же нужно такое празднование. Примечательно то, что инициаторами отмены религиозных праздников явились пожилые колхозники и колхозницы. Потом пришло коллективное решение: «Лучше мы отпразднуем общеколхозный праздник и путь он будет самым веселым днем. Пусть он станет праздником весны и лета». Проводить его наметили во второе воскресенье июня. Колхозники дали своему празднику название «День березки». Душевные лирические слова окрасили праздник в ласкающие глаз тона, теплые, светлые, приятные. Такими и выглядят березки в июне, свежие, нарядные. Н. КРЮКОВА, директор Ставровского Дома культуры» («Луч», 15 июня 1963).
До 2005 года входило в состав Толпуховского сельсовета Собинского района.
Численность населения: в 1859 г. – 295 чел.; в 1926 г. – 318 чел.; в 2010 г. – 256 чел.
Село Волосово
Дома в селе Волосово
Магазин в с. Волосово
Волосовский ФАП. Ул. Мичуринская, д. 11а
Памятник воинам родного края (села Волосово и деревень: Азиково, Велисово, Воронино, Крутой Овраг, Михлино, Пшеничниково, Чурилово), геройски погибшим в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
ДОУ №22 "Ручеек" действует с 24 января 2000 г. Заведующая - Тараканова Валентина Сергеевна. Организация ликвидирована 30 марта 2007 г.
МБДОУ Детский Сад № 22 "Ручеек" зарегистрирована 2 сентября 2010 г. Заведующий - Браилян Лариса Ивановна. Село Волосово, Мичуринская улица, 9а.
МОУ "Волосовская ООШ" действует с 15 февраля 2001 г. Директор - Браилян Лариса Ивановна. Организация ликвидирована 1 сентября 2010 г. Правопреемник: МБОУ "Толпуховская СОШ".
СПК "Волосово" действует с 16 марта 1999 г. Организация СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КООПЕРАТИВ "ВОЛОСОВО" ликвидирована 22 марта 2007 г.
К/Х Шереверовой Т.М. действует с 12 мая 1996 г. Глава крестьянского хозяйства - Шереверова Татьяна Михайловна. Организация ликвидирована 16 ноября 2012 г.
Крестьянское Хозяйство Те Е.Ю. действует с 18 февраля 1992 г. Организация ликвидирована 20 июня 2006 г.
Крестьянское Хозяйство Дюжева М.В. зарегистрирована 23 октября 2006 г. Организация 24 октября 2006 г.
КФХ Топоркова Н.В. действует с 4 августа 1995 г. Глава - Топорков Николай Васильевич. Село Волосово, Новая улица, 1, 2. Организация ликвидирована 27 апреля 2010 г.
Крестьянское Хозяйство Соломонова А.И. зарегистрирована 28 марта 2011 г. Село Волосово, Заречная улица, 1. Организация ликвидирована 28 марта 2011 г.
Крестьянское Хозяйство Борисова В.а действует с 26 октября 1995 г. Село Волосово, улица Строителей, 2, 1. Организация ликвидирована 15 сентября 2014 г.
КФХ Масленникова А.Ю. действует с 20 апреля 1993 г. Организация ликвидирована 10 апреля 2013 г.
КХ Мартюшева В.А. действует с 9 ноября 1993 г. Организация ликвидирована 3 декабря 2014 г.
В 1909 г. Николо-Волосовский мужской монастырь был обращён в женский (см. Свято-Никольский Волосов женский монастырь).
Религиозная Организация "Свято-Никольский Женский Монастырь села Волосово Собинского района Владимирской области Владимирской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)" действует с 29 декабря 1999 г. Руководитель организации: игуменья Ромашова Римма Степановна. Адрес: село Волосово, Мичуринская улица, дом 16.
Святой источник Святителя Николая Чудотворца
Речка Воронки
Родник на р. Воронки у с. Волосово
Святой источник Святителя Николая. Фото 2015 года.
Недалеко от обители обустроен святой источник Святителя Николая. По благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия на источнике святителя Николая Чудотворца должна быть построена деревянная часовня, уже разработан её проект. В этом месте, по рассказам монахинь и местных жителей, неоднократно являлся Святитель Николай Чудотворец. Со слов настоятельницы монастыря матушки Евфимии, во время очистки родника со дна кирпичи поднимались старинные кирпичи, по всей видимости монастырские. В монастыре, только 12 монахинь, которые могут работать, облагородить и тем более построить часовню у источника своими силами. У родника установлен поклонный Крест. Святой источник мало заметен, на уровне земли вкопаны бетонные кольца. Стараниями местного жителя, была выведена из колодца труба и выкопана к реке траншея.
Часовня на источнике святителя Николая Чудотворца. Фото 2016 года.
Источник
В 2016 году по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия на источнике святителя Николая Чудотворца у села Волосово построена часовня.
Владимир Солоухин в разговоре с матерью Евлампией, Николо-Волосов монастырь: - Откуда у вас иконы? - Иные из монастырского храма, иные из Аннина. В Аннине старинная, благолепная церковь была. Когда её ломали, много икон в Петроковскую церковь перевезли, я выпросила себе Казанскую Божью Матерь, да Архангела Михаила, да вот ещё Николая Угодника... См. село Аннино.
…Прощаясь с председателем на папертях Петроковской церкви, мы стали расспрашивать дорогу: нельзя ли проехать прямее, чем мы ехали в эту сторону. Председатель сказал: – А что же вы, разве не хотите посмотреть Волосовский монастырь? Здесь ведь близко...
Мы выехали на высокий холм. Взгляду открылась глубокая и широкая лощина. Строго говоря, было две лощины, и они пересекали друг дружку, образуя крест. В крестовине было самое большое понижение местности, и в этом-то месте стоял игрушечный белый монастырь. Со склонов сползали к нему синеватые туманы лесов. Рядом с ним сверкала извилистая речка. Сама архитектура полутонула в мирной и тихой зелени. Что за вздор, подумали мы, что за идиллия посреди нашей суровой повседневной действительности. Но опасения оказались преждевременными. Вблизи, напротив, все говорило о том, что будто шли здесь некоторое время ожесточенные бои, потом обе сражающиеся стороны отступили, но поле боя так и осталось неприбранным. Трупов, конечно, не было. Однако общая захламленность, разрушенность некоторых частей архитектуры, оббитость стен, многочисленные временные заплатки на зданиях, обезглавленность церкви, трактор, напоминающий подбитый танк, рассыпанная поленница дров, автомобильные баллоны, валяющиеся в беспорядке, – все это говорило о том, что столкновение двух противоборствующих сил действительно произошло. Мы ходили по бывшему монастырю, стремясь проникнуть в какую-нибудь дверь. Но все было закрыто и заколочено. В поисках, куда бы заглянуть, мы спустились по узкой лестнице. Ободранная дверь производила не совсем мертвое впечатление. Мы постучались. Скрипучий голосочек послышался из-за двери. Потянув дверь на себя, мы убедились, что она не заперта, что вообще, должно быть, не запирается, потому что нет у нее ни проушин для замка, ни личины. Пошарив в темных подвальных сенцах, мы нашли вторую дверь и оказались в комнатке: четыре шага в длину, четыре в ширину. Когда пригляделись после дневного света, увидели, что попали не то в маленькую церковку, не то в монастырскую келью. Посреди кельи стоял аналой, а на нем лежала раскрытая церковная книга. Стены комнаты увешаны иконами в металлических окладах и без окладов. Иконы стояли и на окне, поднятом очень высоко. Высота комнаты никак не соответствовала ее площади. Окно было проделано в монастырской стене, толщиной в полтора метра: на окне хватало места, чтобы поставить иконы. Аналой был закапан желтым воском от дешевых свеч, огарочек теплился перед раскрытой книгой. Несколько лампад мерцали пред иконами. В комнате были еще табуретка и узкая железная койка. Перед огарочком, перед раскрытой книгой стояло крохотное согбенное существо, одетое в черное и трясущееся невероятной тряской. Тряслась вся старушка: тряслись ее руки, ее плечи, ее голова, тряслась нижняя губа, трясся язык, которым старушка пыталась что-то нам сказать. Все-таки оказалось, что со странной обитательницей оригинальной комнаты можно разговаривать.
– Одна я живу здесь, одна-одинешенька. Монашка я. Все здесь нарушено, а я осталась. Обжила себе келийку, да и скриплю. Ничего, пока не трогают. Зовут-то? Матерью Евлампией меня зовут. В миру? Эх, люди добрые, давно это было, не стоит и вспоминать. В миру-то я была Катерина. Вот достались мне на хранение иконы. Живу, сохраняю. Теплю негасимые огоньки. – От кого достались? Кто поручил вам эти иконы хранить? – Как от кого? От Бога. Бог мне поручил, а я храню. – Значит, что же, это вроде как ваше основное дело на земле, ваш главный долг? – Других дел у меня вовсе нет. Одно только дело и есть: пока жива, огоньки перед иконами теплить. Погасну я, погаснут и огоньки. – Откуда у вас иконы? – Иные из монастырского храма, иные из Аннина. В Аннине старинная, благолепная церковь была. Когда ее ломали, много икон в Петроковскую церковь перевезли, а я выпросила себе Казанскую Божью Матерь, да архангела Михаила, да еще вот Николая Угодника. Николай-то чудотворный, вся округа его почитала, а теперь он достался мне. В Петрокове церковь цела и служит. Мне бы надо сходить для очищения грехов, помолиться, но сами видите, никуда я не гожусь, и в Петрокове мне уж не побывать. – Мать Евлампия, в Петроково вам идти незачем. Церковь там закрыли, а иконы все изрубили топором. Мы только сейчас оттуда, так что спите себе спокойно. Как всплеснула руками мать Евлампия. И всхлопнули бы ладошки, но из-за тряски ладошка на ладошку не пришлась, и хлопочка не получилось. Монашка повернулась старческим трясущимся личиком к образам и начала креститься, шепча про себя: – Господи, прости ты их, неразумных, не ведают, что творят.
Бабка разрешила, и я неторопливо разглядел все иконы, развешанные по комнате. Правда, снимать иконы с гвоздиков было неудобно, и, таким образом, пришлось довольствоваться разглядыванием только лицевой стороны икон. Но те иконы, которые не были повешены, а просто стояли на монастырском окне, я брал в руки и разглядывал как хотел. Одна из этих стоящих на окне икон была для меня. Это был архангел Михаил, изображенный в рост. Высота доски около метра, ширина сантиметров сорок. Доска сильно прогнута, черна как уголь, на ней грубые следы обработки скребком, кое-где дырочки от шашеля. Шпонки узкие, сквозные, близко к торцам. Да и зачем подробности, доска была шестнадцатого века, и сомневаться в этом было нельзя. Однако архангел на иконе написан в конце девятнадцатого столетия. Голубая масляная краска, неинтересная реалистическая живопись. Надо бы тут же и попросить икону у матери Евлампии, все равно она стоит у нее на окне, не в числе, так сказать, основных ее образов. Но я так был поражен самой комнатой, и самой старушкой, и нахождением ее в запущенном монастыре, и этой ее странной обязанностью: жечь негасимые огоньки перед образами, пока в самой в ней теплится в общем-то не сильнее лампадного огонек, – что язык не повернулся у меня попросить у нее архангела Михаила...
Село Чурилово Город Собинка. Собинский район. Родники Владимирской области. МОНАСТЫРИ Владимирской области