Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
08:56
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Суздаль

София Суздальская (Соломония Сабурова), Преподобная

Преподобная София Суздальская


Образ преподобной Софии Суздальской

Преподобная София, в миру Соломония, происходила из боярского рода Сабуровых. По преданию, этот род берет свое начало от ордынского мурзы Захарии Чета, принявшего в 1330 г. Святое Крещение. Церковный историк митрополит Макарий (Булгаков) называет отца Соломонии, Юрия Константиновича, князем. Примерно со времени правления Иоанна III князья, несшие службу при дворе, именовались боярами. Соломония рано лишилась родителей и воспитывалась в благочестивой семье своей набожной тетки, любившей ее как родную дочь.

Государь избрал Соломонию в невесты из полутора тысяч знатных девиц, приехавших с разных концов Русского государства на смотрины Князя Василия Иоанновича привлекала не знатность рода его избранницы, но ее высокие добродетели. Он понял, что именно Соломония сможет воспринять идею великокняжеского служения как особого служения Богу, разделить с ним трудности управления государством, понести его крест. И он не ошибся в своем выборе: Соломония была удивительно красива и при этом добродетельна, целомудренна и необыкновенно скромна, отличалась умом и благочестием.
4 сентября 1505 г. было совершено Таинство Венчания великого князя Василия и княжны Соломонии. Их брак был на редкость счастливым: супруги жили в любви, мире и согласии.

Ни близость к власти, ни богатство не изменили благочестивого настроя души Соломонии. Она видела в своем новом служении поприще для еще больших подвигов и благотворительности. Подобно своей святой предшественнице, благоверной великой княгине Евдокии, она усугубила свои молитвы о благе отечества, испрашивая помощи Свыше своему державному супругу. «Вся Москва знала милосердие великой княгини к убогим, обездоленным и голодным. В стенах княжеского дворца Соломония ежедневно кормила множество нищих. С необычайной щедростью она раздавала милостыню, особенно в родительские субботы и дни памяти усопших. Княгиня заботилась о вдовах и сиротах, давая им средства "на постриганье". Она не оставляла без попечения и монашеские обители, стараясь облегчить тяготы монашеской жизни, украсить храмы, поскольку любила и чтила людей, ищущих Бога и вечной жизни. В покоях Соломонии изготовляли церковные облачения и покровы для святых обителей. Так, на раку преподобного Сергия в знак его особого почитания в великокняжеском роде княгиня собственноручно вышила покров, сохранившийся до сего времени». В высоком звании великой русской княгини она прожила двадцать с лишним лет, оставив по себе добрую память у современников.

Лишь одно обстоятельство омрачало жизнь великокняжеской четы: у них не было детей. Супруги переносили ниспосланное испытание по-христиански: скорбь побуждала их ко многим совместным молитвам о даровании наследника. Почти ежегодно они совершали паломничества в святые обители. «Чаще всего супруги ездили в Троицкий монастырь на поклонение Сергию Чудотворцу и со слезами молились у его святой раки». Московская Богородице-Рождественская обитель, возрожденная из пепла державным отцом Василия III, была близка и дорога обоим супругам по многим причинам: она была исторически и духовно связана и с монастырем преподобного Сергия, и с великокняжеским домом.

Враг рода человеческого – диавол, сеющий вражду и разделение между людьми, сильно восстал на великую княгиню Соломонию за ее добродетельную, подвижническую жизнь. Приближенные к государю князья и бояре, среди которых нашлось немало людей, преследовавших своекорыстные цели, стали почти единодушно убеждать князя в том, что именно его супруга служит прямым препятствием к продолжению рода. Вопрос был поставлен ими так, что касался и блага отечества, и самого заветного желания великого князя – иметь сына-наследника.

В 1523 г., вернувшись с объезда своих земель в Москву, князь Василий III стал советоваться с боярами: «Кому по мне царствовать на Русской земле, и во всех городах моих и в пределах? Братьям ли отдать? Но они и своих уделов не умеют управить». Бояре отвечали: «Неплодную смоковницу посекают и извергают из виноградника», намекая на необходимость развода. В ближайшем окружения великого князя нашлись люди, которые смело объяснили ему всю противозаконность его намерения. То были митрополит Московский Варлаам, преподобный Максим Грек, Симеон Курбский, инок Вассиан. Нужно сказать, что, по свидетельствам древнерусских летописей, несмотря на опасения за судьбу своего рода и государства, великий князь долго не решался расстаться со своей супругой, которую искренно любил и с которой вместе прожил более двадцати лет.

Начиная с 1523 г. подспудные придворные интриги переросли в открытые распри боярских «партий». Но великая княгиня стояла выше дворцовых распрей. Не желая ссор при дворе, она стала просить супруга позволить ей оставить престол и вступить в монастырь. Вопрос о разводе предстояло решить церковной власти. Митрополит Даниил дал благословение на развод, полагая, что это необходимо для блага государства.

В 1525 г. после двадцатилетнего супружества жена великого московского князя Василия III Соломония (Сабурова) была объявлена «неплодной». Соломония была пострижена в черницы с именем София в Московском Рождественском монастыре 28 ноября 1525 г. Новопостриженную инокиню Софию 20 ноября 1526 г. отправили в Суздальский Покровский девичий монастырь.
Согласно свидетельству целого ряда летописей, развод супругов и пострижение великой княгини совершились по просьбе последней. Приведем здесь наиболее полное из них. По «Типографской летописи»:
«В лето 7034-е благоверная княгиня Соломонида, видя неплодство из чрева своего, якоже и древняя она Сара, начат молити государя великого князя Василия Ивановича всея Руси, да повелит ей облещися в иночески образ. Цари же государь всея Руси не восхоте сотворити воли ея, начаша глаголати сице: "Како могу брак разорити и вторым совокупитися?", понеже государь богочтив и совершитель Заповедем Господским и законному повелению. Христолюбивая же великая княгиня с прилежанием и с слезами начат молити государя, да повелит ей сотворити тако, якоже хощет. Царь же и государь всея Руси ни слышати сего не восхоте и приходящих от нея велмож отревая з злобою. Великая же княгиня, видя непреклонна государя на моление ея, начат молити святейшаго архиепископа Данила, митрополита всея Руси, да умолит о сем государя, дабы сотворил волю ея быти, понеже Дух Святый всея пшеницу в сердце ея и да възрастит плод добродетели. Святейший же Данил, митрополит всея Руси, моления, слез ея не презре, много моли о сем государя и с всем священным сонмом, да повели воли ея быти. Царь же и государь всея Руси, видя непреклонну веру ея, и моления отца своего Данила митрополита не презре, повеле совершите желание ея».
Василий III женился вторично на Елене Глинской в январе 1526 г. В 1530 г. у них родился долгожданный наследник, будущий царь Иван Грозный.
«Любящим Бога, по слову апостола, вся поспешествуют во благое». То, что великой княгине суждено было переселиться из чертогов княжеских в монашеские келлии, послужило ей ко благу. Для преподобной Софии, которая и до пострига была по своему внутреннему устроению далеко не обычной мирянкой, Богородице-Рождественский монастырь стал дверью в жизнь иноческую, в новое, но, по существу, родное и близкое бытие в Боге. В суздальской же обители, в которой прожила она семнадцать лет в подвиге поста и молитвы, совершилось ее восхождение к вершинам святости.

Жизнь великой княгини в обители отличалась от жизни прочих монахинь, пожалуй, лишь большими и труднейшими подвигами. Одним из свидетельств тех подвигов явилось то, что по любви к сестрам обители она собственноручно ископала колодец для нужд обители.


При дворе и в народе ходили разные толки и сказания о заточеннице Покровского монастыря. Сказания эти сложились в один рассказ,- что Соломония беременна и в стенах св. обители разрешилась запоздалым сыном. Слух подтвердили две боярыни, жены первостепенных сановников, казначея Георгия Малаго и постельничаго Якова Мазура; они уверяли, что из уст самой Соломонии слышали о ее беременности. Молва, облетев Москву и ее пригороды, дошла до государя; тот сильно смутился, удалил обеих боярынь, а одну из них, жену государственного казначея, высек за то, что она не донесла ему раньше о беременности Соломонии. Желая удостовериться в истине, великий князь послал в Суздаль боярина и дьяка хорошенько разведать дело.
Современник Герберштейн, в бытность свою в Москве, слышал от многих, что Соломония родила сына Георгия, которого, однако, не показывала никому.
«Ваши глаза еще не достойны видеть моего сына»,- сказала инокиня Покровской обители присланным к ней следователям: «вы его увидите в свое время в могуществе и славе».

Монастырские стены не могли скрыть от мира свет добродетелей преподобной Софии: еще при жизни молва о ней, как об угоднице Божией, распространилась по всей Руси, ибо, по слову Христову, «не может град укрытися верху горы стоя: ниже вжигают светильника и поставляют его под спyдом, но на свещнице, и светит всем, иже в храмине сyть». Святая угодница стала духовной матерью инокиням и молитвенницей о всех просящих ее помощи.

В 1542 г. София была погребена в усыпальнице Покровского собора.

Одним из первых агиографов преподобной Софии был епископ Суздальский и Тарусский Серапион. В свою бытность епископом, спустя век по кончине Софии, он обратился с донесением к патриарху Иосифу, прося рассмотреть вопрос о причислении великой княгини к лику святых и ее церковном прославлении. Чудеса и исцеления, в течение целого столетия происходившие у гробницы преподобной Софии и в иных местах по молитвам к ней, многочисленные рассказы о случаях благодатной помощи, засвидетельствованные устно и письменно многими людьми, побудили епископа Серапиона сообщить о происходившем Первосвятителю. Так, например, в 1598 г. на могиле святой прозрела княжна Анна Ногтева, бывшая слепой в течение шести лет; многие исцелялись по молитвам преподобной от полной слепоты, глухоты и других неизлечимых недугов, выздоравливали душевнобольные.

В 1609 г. во время польско-литовского нашествия великое зло Русской земле причиняли отряды Лисовского, отличавшиеся особой беспощадностью при взятии городов и обителей, которые они подвергали полному разорению. Когда бандиты были уже в стенах Суздаля, явилась во сне атаману преподобная жена в иноческих одеждах с горящими свечами в руках и стала опалять его пламенем. На атамана напал сильный страх и вскоре после явления он впал в тяжкий недуг: у него отнялась правая рука. Пораженный гневом Божиим, Лисовский тотчас отступил от Суздаля. О заступничестве святой за город и обитель было хорошо известно суздальцам, задолго до того почитавшим преподобную Софию как свою небесную покровительницу.
В ответ на донесение Суздальского архиерея патриарх Иосиф благословил положить на гробницу преподобной Софии покров и совершать молебны и панихиды у гроба святой, но не разбирать саму гробницу и не разрывать под ней земли.

Вскоре епископ Серапион составил службу святой Софии Суздальской в связи с предстоящей канонизацией. Однако канонизация последовала не скоро. Со второй пол. XVII в. Русская Православная Церковь вступила в период тяжких испытаний.


Колонки от надгробной сени над захоронением Софии Суздальской (Соломонии Сабуровой). XVIII в.

Суздальский летописец XVIII в. ключарь Богородице-Рождественского собора священник Анания Федоров оставил для будущих поколений подробную запись о знамениях и чудесах, совершившихся по молитвам преподобной Софии Суздальской со времени ее праведной кончины до современных летописцу событий. Будучи сам очевидцем многих событий, происходивших у гробницы праведницы, и свидетелем глубокого всенародного почитания ее, он верил в грядущее прославление преподобной, ибо не ложны слова пророка, многократно повторяемые в течение года на богослужениях: «В память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится».

Вопрос о прославлении святой Софии был затронут в кон. XIX – нач. XX вв. Этому немало способствовало некоторое оживление интереса к русской истории в царствование императоров Александра III и Николая II. О личности и судьбе преподобной Софии стали упоминать в своих трудах церковные и светские историки. В кон. XIX в. имя святой «было внесено для почитания в Православный Церковный календарь на 1893 г., а также в Церковный календарь на 1916 г. под редакцией Издательского Совета при Святейшем Синоде».

Нынешнее прославление великой княгини Соломонии – преподобной Софии Суздальской подготовлено ее предшествующим почитанием. Существует древняя служба преподобной, подробное жизнеописание, свидетельства о посмертных чудесах. В 1984 г. Святейший Патриарх Пимен благословил включение имени святой Софии и службы ей в Минеи и Православный Церковный календарь в лике местночтимых святых Владимиро-Суздальской епархии. В 2007 г. имя Софии Суздальской внесено в Месяцеслов Русской Православной Церкви.

В 90-х гг. XX в., по прошествии тяжелого для Русской Церкви периода гонений, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось освидетельствование и торжественное открытие для всеобщего поклонения святых мощей преподобной Софии в Суздальском Покровском монастыре. Произошло это событие более чем через 450 лет после блаженной кончины праведницы. Присутствовавшие в то время у раки преподобной свидетельствовали об испытанной ими великой, ни с чем не сравнимой духовной радости.

В усыпальнице Покровского монастыря было 27 исторических гробниц. Над местом погребения Софии (Соломонии Сабуровой) находился «деревянный саркофаг, с резьбой и позолотой; в середине покров, шитый золотом и шелками, с изображением лика преподобной Софии. Над саркофагом - балдахин на столбах с резными и по резьбе золочеными клеймами - 1543 года» (Н.Н. Ушаков, 1913 год).
Лишь покров и четыре резные колонки удалось вывезти в музей. Все остальное было уничтожено. Надгробия пошли на восстановление рухнувшей в 1933 году восточной ограды монастыря - в фундамент её употребляли белокаменные плиты из усыпальницы, а также те, что лежали на захоронениях возле стен, в том числе Елены Шуйской, Марфы Шуйской — вероятно, жены Василия Ивановича, и другие. Варганов А.Д. пишет, что уцелело лишь два надгробия:
«Первое надгробие малое белокаменное размером 0,95 см на 40-50 с орнаментацией XVI в., приписываемое младенцу Георгию, рожденному Соломонидой Сабуровой, и второе фрагментарное заштукатуренное и заложенное кирпичом. С надписью, оказавшейся после расчистки, - «1525 года княгини инокини Александры» (видно, сестра Василия III)».
«Малое белокаменное надгробие» успели перевезти в музей. «15 августа 1935 года... Осторожно снята белокаменная плита. При свечах (электричества там сейчас нет) началось «таинство» вскрытия. Тщательно, небольшими слоями расчищается земля. Дерево! Небольшая колода-гробик. Вот где разгадка! Захватило дыхание. Вскрыли. Перед нами внутренность колоды, обмазанная слоем извести, а в ней куски старинных тканей, свернутых и завязанных шелковым пояском наподобие куклы. Тщательные поиски косточек, черепа, которые в условиях сухой земли подцерковья должны были сохраниться, - ничего нет. Где же Георгий? Фиктивное погребение! Видимо, для боярских следователей, присланных царем, подложили «куклу». А может быть, это остатки погребения Анастасии Шуйской? Нет. Надгробие типичное для начала XVI века».
Письмо, адресованное Н.Н. Воронину 24 октября 1942 года: «Кофточку Георгия сдал в ГИМ — она вызвала бурный восторг, но даты пока разнятся - одни за XVI, другие за XVII век. Очистка и препоровка фрагментов будет стоить денег, — как рассчитают, то пошлют тебе запрос (руб. 400-500) на согласие».


Рубашечка с фрагментами ткани, шнуров, тесьмы, поясочка после реконструкции и реставрации

«Кофточка», как свидетельствовала Е. Видонова — сотрудник отдела реставрации тканей Государственного Исторического музея, представляет «небольшой спуток обрывков шелковой темно-коричневого цвета ткани, связанных между собой почерневшей металлической плетеной тесьмой, нагрудное украшение из металлического шнурочка ...плетеный поясок из некрученого шелка красноватого цвета... Со всего этого материала сыпалась сухая земля... Ткань сморщилась и слежалась».
Была проведена не «очистка и препоровка» и даже не реставрация, — а скорее, реконструкция рубашки по сохранившимся фрагментам. Заключение Е. Видоновой: «Судя по материалу, украшениям и всему оформлению рубашки, она принадлежала мальчику в возрасте 3-5 лет».
В 1951 г. она писала: «Об истории находки, несмотря на весь наш интерес и неоднократные запросы в Суздальский музей, ответа получено не было». Только 14 февраля 1962 года, по настоятельной просьбе Владимиро-Суздальского музея-заповедника, почти через тридцать лет, находка вернулась в Суздаль. Реконструкция детской рубашечки с фрагментами ткани, шнурков, тесьмы, поясочка. Она находится в исторической экспозиции рядом с надгробной плитой Георгия.


София Суздальская на памятнике князю Владимиру Святому во Владимире

Икона в окладе. Преподобная София Суздальская.
Сер. – вторая пол. XVII в.
Дерево, левкас, серебро, темпера, басма, гравировка, чернь, золочение. 32 x 27 x 3.
Происходит из Покровского монастыря в Суздале.
Описание: В среднике фронтально, в рост, изображена святая в монашеской одежде. В левой руке – свиток, в правой, поднятой вверх, – шестиконечный крест. Мантия коричневая, ряса охристая, зеленый параман с красными крестами. На верхнем поле помещен образ «Нерукотворного Спаса».
Оклад фона и полей басменный с растительным орнаментом. Венцы Софии и Спаса гравированы травами. На верхнем поле, слева, – надпись: «ПР(Е)П(О)Д(ОБ)НАЯ В(Е)Л(И)КАЯ КН(Я)ГИНЯ СОФИЯ», справа сохранилась дробница с черневой надписью: «СУЖДАЛСКАЯ».
Легенда: Икона представляет собой самый ранний памятник с изображением преподобной Софии Суздальской в коллекции ВСМЗ.тИнтересной особенностью произведения является изображение креста в руке святой, придающее ее образу мученическое звучание.
Экспозиция: «История суздальских монастырей»

Икона в окладе. Преподобная София Суздальская.
Вторая пол. XVII в.
Дерево, левкас, серебро, металл, нити золотные, блестки, темпера, басма, гравировка, канфарение, золочение, шитье. 194,4 x 75 x 4.
Происходит из Покровского монастыря в Суздале.
Описание: Святая представлена в монашеских одеждах, фронтально, в рост. Руки поднесены к груди, в левой – свернутый свиток. Письмо лика темное, без высветлений. Мантия темно-вишневая, ряса коричневая с белильными описями складок, клобук и параман темно-зеленые с красными Голгофскими и четырехконечными крестами. Над головой Софии, в круглом медальоне, изображена «Богоматерь Знамение».
Венец Софии накладной, в центре гравирован поясной трехфигурный Деисус, вокруг – выполненный канфарником растительный узор. Цата гравирована растительным орнаментом.
На Богоматери и Младенце – два соединенных между собой венца, украшенных гравированным орнаментом. Изображение и фон медальона закрыты шитой ризой, выполненной «в прикреп» золотными нитями и украшенной блестками. Фон иконы, а также верхнее и правое поля закрыты медными золочеными пластинами разной формы с басменным орнаментом по краям в виде «пирамидки с зернью» и «жемчужника». На левом и нижнем полях – серебряные золоченые пластины с басменным растительным узором. По сторонам венца – две дробницы с гравированными надписями: «БЛ(А)ГОВЕРНАЯ ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ; СОФИЯ СУЖДАЛСКАЯ НОВАЯ ЧЮДОТВОРИЦА».
Легенда: Масштаб доски и характер изображения позволяют предположить, что образ мог располагаться на гробнице св. Софии в усыпальнице Покровского собора. Очевидно, это одна из самых первых икон, написанных после начала почитания Софии Суздальской, о чем свидетельствует надпись: «новая чюдотворица».


1995 год. “На Владимиро-Суздальской земле прошли церковные торжества, связанные с прославлением преподобной благоверной княгини Софии Суздальской. 13 августа в Покровском женском монастыре Суздаля было совершено торжественное богослужение с изнесением св. мощей преподобной из крипты Покровского собора и крестным ходом с ними в центре города”.
Обретение мощей прп. Софии было совершено 14 августа 1995 года.
В настоящее время многие получают помощь по ее молитвам. Монастырская летопись хранит более сорока свидетельств. Половина из них - случаи исцеления от бесчадия.
В честь прп. Софии Суздальской уже в наше время выстроены и освящены храмы в Ростове-на-Дону, в г. Шахты Ростовской области, в г. Кемерово, в поселке Кубанском Новопокровского района Краснодарского края.


Нижний храм в честь преподобной Софии Суздальской

Под Покровским собором находится храм в честь прп. Софии Суздальской. Именно здесь 26 апреля 1992 года, на Пасху, прошла первая служба, с которой началось возрождение обители.
Освящение храма в честь прп. Софии Суздальской было совершено митрополитом Владимирским и Суздальским Евлогием 20 мая 2015 года.
Храм является усыпальницей именитых пострижениц, которые подвизались в монастыре в XVI-XVII веках. Здесь сохраняется место погребения святой подвижницы, почившей в 1542 году.


Чтимая святыня Свято-Покровскогомонастыря – мощи преподобной Софии Суздальской

Мощи прп. Софии Суздальской в летний период находятся в Покровском соборе. Доступ к мощам открыт с 8.00 до окончания вечернего богослужения.
На зимний период мощи прп. Софии переносятся в зимний Зачатьевский храм. Доступ к ним открыт с 8.00 до окончания вечернего богослужения.
Экскурсии по монастырю проводятся ежедневно с 11.00 до 16.00. Продолжительность экскурсии 45 мин. В программу входит посещение Покровского собора XVI в. (в зимнее время - храма Зачатия прав. Анной Пресвятой Богородицы, осн. 1551 г.), посещение усыпальницы царственных пострижениц. Во время экскурсии можно приложиться к мощам прп. Софии Суздальской и другим святыням обители. Экскурсии проводятся на пожертвование.

Акафист преподобной благоверной великой княгине Софии Суздальской

Память совершается: 16/29 декабря – преставление (1542), 1/14 августа – обретение мощей (1995) и в Соборе Владимирских святых.

Кондак 1
Избранней Божественным промышлением славней подвижнице земли Суздальския, преподобней матери Софии достойную честь и похвалу воздадим, яко святей угоднице Божией и усердней молитвеннице о всех почитающих ея пречестную память. И ныне припадающе к ея святому гробу со умилением зовем: Радуйся, богомудрая мати Софие, прехвальная молитвеннице земли Суздальския.

Икос 1
Ангелов лики возрадовашася, видяще твое иноческое житие в подвизех поста, бдения и богомыслия, и яко единонравную прияша душу твою, достойно венчанную чином ангельским в пострижении монашестем, да будеши образ жития во Христе всем ищущим спасения. Темже воспеваем ти:
Радуйся, прославленная подвижнице, Богом избранная;
Радуйся, Христа Подвигоположника всем сердцем возлюбившая.
Радуйся, к ангельскому лику монашеским чином сопричисленная;
Радуйся, чистоту душевную неустанными трудами стяжавшая.
Радуйся, с небесными силами Господа Вседержителя воспевшая;
Радуйся, Бога Творца всяческих мудрость познавшая.
Радуйся, промышление Вышняго на себе во благих испытавшая;
Радуйся, Его Божественней воли всю себе предавшая.
Радуйся, богомудрая мати Софие, прехвальная молитвеннице земли Суздальския.

Кондак 2
Видящи злострадания жительства в мире сем, волнами житейскаго моря обуреваемем, презрела еси всяческую тленность благ земных: богатства, власти и чести, и в надежде живота вечнаго оставила еси славу великокняжескую, в благодарении поющи Богу: Аллилуия.

Икос 2
Разумеющи вся суетная и скоротечная в мире сем, покорила еси себе, яко кроткая агница, воли Всемогущаго Бога и, вземши крест на рамо свое, понесла еси во след Христа Жизнодавца. Мы же, дивящеся твоему смирению и послушанию, во умилении поем ти:
Радуйся, мира сего тленную красоту совершенне отвергшая;
Радуйся, славу его и богатство нивочтоже вменившая.
Радуйся, земнаго жительства скорогибнущия прелести отвергшая;
Радуйся, в нетленныя одежды равноангельскаго жития облекшаяся.
Радуйся, яко свеща негасимая, любовию к Богу возженная;
Радуйся, яко роса небесная, благодатию Божиею напоенная.
Радуйся, миро благоуханное, добродетельми насыщенное;
Радуйся, розго многоплодное, от лозы, Христа, взращенное.
Радуйся, богомудрая мати Софие, прехвальная молитвеннице земли Суздальския.

Кондак 3
Силою свыше вооружившися, противостала еси всем кознем диавольским; ты непрестанным пощением, псалмопением и терпением попрала еси древняго змия, имущи в сердце своем сладчайшее имя Иисуса, и тем обрела еси покой душе своей, в благодарении Богу зовущи: Аллилуия.

Икос 3
Имущи боголюбивую душу, взыскала еси Царствия Небеснаго и правды его; неустанным деланием правил монашескаго жития восходила еси от силу в силу и достигла еси высоты совершенства в меру полнаго возраста духовнаго. Мы же, славяще твоя труды и добродетели, сице тебе поем:
Радуйся, вся искушения вражеская силою свыше победившая;
Радуйся, похоть плоти многим воздержанием умертвившая.
Радуйся, похоть очес непрестанною молитвою угасившая;
Радуйся, гордость житейскую нелицемерным смирением искоренившая.
Радуйся, яко добропобедно взошла еси на гору святости;
Радуйся, яко узрела еси очима души обители небесная.
Радуйся, горлица чистая, к Божественным чертогам возлетевшая;
Радуйся, кроткая голубице, к Богу вознесшаяся.
Радуйся, богомудрая мати Софие, прехвальная молитвеннице земли Суздальския.

Кондак 4
Бурю помышлений претерпела еси, преподобная мати Софие, егда направила еси стопы своя путем иноческаго жития, обаче скоро познала еси душею неизглаголанную радость общения со Христом в непрестанных трудех поста, бдения и молитв и в мире сердца своего прославила еси Всещедраго Бога, поющи: Аллилуия.

Икос 4
Слышавше о мнозех бедах и мятежах жительства суетнаго мира, утешалася еси Божиим изволением, данным тебе жребием монашескаго бытия. Темже славяще твое благочестное житие в подвизех послушания, целомудрия и нестяжания, воспеваем тебе сицевая:
Радуйся, волею Божиею от мира во обитель благоотишную пресельшаяся;
Радуйся, тамо сокровище нетленное неложно себе стяжавшая.
Радуйся, яко жена потерянную драхму жития во Христе иночеством нашедшая;
Радуйся, подобне купцу богатство, честь и славу на бисер Царства Небеснаго пременившая.
Радуйся, яко тамо сердце твое, идеже сокровище твое;
Радуйся, яко скрыла оное на Небеси, идеже червь не тлит.
Радуйся, зерно горушично, доброделанием в велие древо взрастившееся;
Радуйся, яко семя словес Христовых богате уплодоносила еси.
Радуйся, богомудрая мати Софие, прехвальная молитвеннице земли Суздальския.

Кондак 5
Богозданную обитель во имя Покрова Божия Матере возлюбила еси всею душею твоею, под священный Ея омофор всельшаяся, и святым водительством Царицы Небесныя обрела еси покой и сладость душевную, и Сыну Ея Христу Богу воспела еси благодарственную песнь, зовущи: Аллилуия.

Икос 5
Видевши путь к Царствию Небесному, предначертанный Христом во Святем Евангелии, нопоколебимо шествовала еси стезями богоугоднаго жития и достигла еси неизреченных благ, уготованных Богом любящим Его. Мы же, назидаемии твоим добрым житием, воспеваем ти:
Радуйся, прежде всего Царствия Небеснаго искавшая;
Радуйся, чаяние жизни будущаго века исповедовавшая.
Радуйся, заповеди Новаго Завета в жительстве исполнившая;
Радуйся, к нищим духом себе присовокупившая.
Радуйся, с плачущими в покаянии утешение себе обретшая;
Радуйся, преподобная, с кроткими блаженство унаследовавшая.
Радуйся, с алчущими правды Божия зело насыщенная;
Радуйся, с милостивыми от Бога помилование получившая.
Радуйся, богомудрая мати Софие, прехвальная молитвеннице земли Суздальския.

Кондак 6
Проповеда земля Суздальская твое изрядное житие, во мнозех добродетелех процветшее; мирстии людие текоша к тебе, да узрят тя, духовне совершенную, и слышат душеспасительныя глаголы твоих богомудрых уст, в благодарении Богу зовущи: Аллилуия.

Икос 6
Возсия свет благодати подвигов твоих, просвещающий всякаго человека, грядущаго ко святей обители Покрова Божия Матери на поклонение, да приимут зде хотящии спастися помощь твоими молитвами от Всещедраго Бога, внемлющаго гласу моления угодников Своих. Сего ради возглашаем ти:
Радуйся, Богом Светодавцем в иноческих трудех просвещение; Радуйся, огнем святости людем приходящим возсиявшая. Радуйся, свещнице, не под спудом, но вверху стоящая; Радуйся, лучами Солнца Правды вся блистающая. Радуйся, в нощи грехов людских тьму погибельную прогоняющая; Радуйся, яко седящии во тьме греха видят свет твоего жития. Радуйся, тако просветившаяся пред человеки светом души твоея; Радуйся, тако прославившая Отца милости и щедрот, Иже есть на Небесех. Радуйся, богомудрая мати Софие, прехвальная молитвеннице земли Суздальския.

Кондак 7
Хотящи последовати Искупителю рода человеческаго, рекшему: «Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой, и по Мне грядет», возненавидела еси вся красная земных благ и всею крепостию души своея возлюбила еси Сладчайшего Иисуса, поющи: Аллилуия.

Икос 7
Дивную тя во святых показа Христос Бог, сподобивый ангельскаго чина прияти и нарещи тя Софиею, тезоименитая Премудрости Божией, да будеши великая и неизреченная домостроительства Божия тайны, да ведаеши и благая вечная, да Царство Небесное наследуеши со всеми небожителями. Мы же таковому Божию изволению чудящеся, зовем ти:
Радуйся, Божественнаго промышления достойная избраннице; Радуйся, света небеснаго земное зерцало. Радуйся, печати Премудрости Божия дивная носительнице; Радуйся, благодати Духа Святаго непорочное вместилище. Радуйся, сосуде златый чистоты душевныя и телесныя; Радуйся, образе честный иноческаго жития. Радуйся, ангельскому славословию непрестанными песньми подражавшая; Радуйся, деланьми благочестия на лествицу духовную возшедшая. Радуйся, богомудрая мати Софие, прехвальная молитвеннице земли Суздальския.

Кондак 8
Странное чудо видимо есть, како честь и хвалу века сего на тихое и безмолвное житие пременила еси и славное звание великия княгини смиренно сложила еси; едино, еже есть на потребу, сие возлюбила еси, благодарственно гласом радования Богу поющи: Аллилуия.

Икос 8
Всю себе, яко Жениху, Господу Иисусу предавши, уподобилася еси мудрым девам, елеем добрых дел светильники своя исполнившим, и, бодрствующи, в радости сретила Его. Сего ради ублажаем тя сице:
Радуйся, небесных чертогов богоизбранная наставнице; Радуйся, обители горния преславная насельнице. Радуйся, многими добродетельми путь свой к небеси уготовившая; Радуйся, слезами, скорбьми и покаянием стези своя оросившая. Радуйся, глас Жениха Небеснаго всерадостно услышавшая; Радуйся, пира брачнаго жизни вечныя приобщившаяся. Радуйся, Божественнаго рая сладость вкусившая; Радуйся, света невечерняго приснотекущую радость восприявшая. Радуйся, богомудрая мати Софие, прехвальная молитвеннице земли Суздальския.

Кондак 9
Всякое плотское мудрование в себе упразднила еси силою Божественныя благодати, сораспявши себя Христу со страстьми и похотьми, добре в иночестве пожила еси; темже и была еси яко древо, насажденное при исходищих вод, приносящи мног плод Богу Жизнодателю, поющи: Аллилуия.

Икос 9
Вития многоглаголивая не возмогут изрещи твоя труды сокровенныя, подвиги и благодеяния, ими же угодила еси Богу, Прославляющему прославльших Его, Иже содела тя нарочитым сосудом благодати Своея, из него же преизливаются чудеса всем тя воспевающим:
Радуйся, Премудрости Божия житием своим проповеднице; Радуйся, благости Божией в человецех свидетельнице. Радуйся, любве Божия невредимое хранилище; Радуйся, милосердия Божия достохвальное приятелище. Радуйся, яко тобою славится Бог, дивный во святых Своих; Радуйся, яко тобою посрамляется отец лжи диавол. Радуйся, смирением своим Богом вознесенная; Радуйся, чистотою сердца своего Господом прославленная. Радуйся, богомудрая мати Софие, прехвальная молитвеннице земли Суздальския.

Кондак 10
Спасти хотя всякаго человека, великодаровитый Господь управи житие твое, преподобная мати Софие, и благослови твоя стопы исправити к деланию заповедей Своих. Ты же, яко благопослушливая раба Господня, в смиренномудрии познала еси волю Небеснаго Домовладыки Христа и исполнила вся заповеданная Им, воспевши с радостию: Аллилуия.

Икос 10
Стена необоримая бысть тебе всемогущий Покров Пресвятыя Богородицы, препобедила еси вся искушения духов злобы, облекшися в броню правды, и угасила еси разженныя стрелы лукаваго, вземши щит веры. Сего ради восхваляем тя сице:
Радуйся, Пресвятыя Богородицы усердная почитательнице; Радуйся, всечестнаго Покрова Ея неумолкаемое хваление. Радуйся, возлюбленная дщере Царицы Небесныя; Радуйся, ревностная печальнице пред Нею за вся единоверныя. Радуйся, смирению Девы Марии благочестне учившаяся; Радуйся, Ея святейшему послушанию неленостно последовавшая. Радуйся, всеблаженным Ея омофором во иночестве утвержденная; Радуйся, милостию Богородицы вся обеты монашества соблюдшая. Радуйся, богомудрая мати Софие, прехвальная молитвеннице земли Суздальския.

Кондак 11
Пением чудес, от твоих молитв проистекших, утешаемся, о преподобная мати Софие, величаем твоя подвиги, их же неослабно понесла еси до последняго издыхания. Егда же скончала еси поприще земнаго живота своего, преселилася душею в небесныя жилища и тамо воспеваеши Царю царствующих хвалебную песнь: Аллилуия.

Икос 11
Светоприемную свещу славы Божия зрим тя, во тьме грехов наших светящую, и ко святей иконе твоей, надеющися на твое вспоможение, притекаем, и к раце мощей твоих с верою и любовию припадаем, воспевающи тебе таковая:
Радуйся, яко подвигом добрым подвизалася еси; Радуйся, яко течение земнаго жительства доблественне скончала еси. Радуйся, яко веру правую нелицемерно соблюла еси; Радуйся, яко в радость Господа твоего достойно взошла еси. Радуйся, жизни вечныя красоту узревшая; Радуйся, доброту неизреченную в селениих вышних обретшая. Радуйся, с чины ангельскими немолчно ликующая; Радуйся, со всеми святыми Бога Творца славословящая. Радуйся, богомудрая мати Софие, прехвальная молитвеннице земли Суздальския.

Кондак 12
Благодати чудо явила еси ныне: грех наших ради по многолетии судом Божиим попущеннаго запустения обитель сию Покрова Богородицы, юже во граде Суздали, твоим предстательством, праведная мати Софие, Господь паки возроди и дарова ю ищущим спасение, да вси благодарственно поют Богу: Аллилуия.

Икос 12
Поющи твоя новая чудеса, блаженная мати Софие, почитаем твою пречестную память, твоим бо непрестанным тщанием и небесными молитвами пред Престолом Божиим святая обитель, в ней же ты телом почиваеши, вновь созидается и милостию Царицы Небесныя новым стадом монашествующих обильно населяется. Поминающи твоя таковая благодеяния, приносим тебе песнь сию:
Радуйся, своим попечением обитель сию не оставившая; Радуйся, дерзновенным ходатайством пред Богом о ней болезнующая. Радуйся, яко твоим предстательством новыя свещи иночества зде возгораются; Радуйся, яко твоими молитвами токи благодати Божия заблудшия во граде Суздале к Церкви обращают. Радуйся, обители сия присная хранительнице; Радуйся, иночествующих в ней незримая наставнице. Радуйся, прибегающим к тебе в молитвах скорая помощнице; Радуйся, чудес многоразличных неоскудеваемый источниче. Радуйся, богомудрая мати Софие, прехвальная молитвеннице земли Суздальския.

Кондак 13
О, святая и богомудрая угоднице Божия, преподобная мати Софие, приими благодарственную песнь, тебе ныне возносимую недостойными устнама нашима. Не забуди молений и прошений всех, чтущих твое святое имя и с любовию ублажающих твою пречестную память. Не остави сию обитель нашу, но сохрани ю целою в часы бед и напастей, да вси вкупе сподобимся воспевати хвалу Богу Спасителю нашему, верою зовущим: Аллилуия.

Этот Кондак читается трижды, затем Икос 1и Кондак 1.

Молитва

О, прехвальная и праведная мати Софие, Суздальския страны досточудная подвижнице! Славим твое богоугодное житие, чтим твоя великия добродетели, поклоняемся честным мощем твоим, с любовию лобызаем твой святый образ и с верою приносим тебе прилежныя наша молитвы. Помози нам, яко странним и пришельцем в мире сем, стати на истинный путь христианскаго жития, не отврати лица своего от всех прибегающих к твоему покровительству, духовне умудри подвизающихся в иночестве познати коемуждо образ спасения своея души, настави в подвизех смирения, терпения и покаяния, поспешествуй стяжати нам целомудрие, послушание и любовь Божию. Буди щит и ограждение обители сия от всякаго зла, в ней же сама ревностно подвизалася еси. Обрати и вразуми заблудшия люди на путь правый. Умоли Господа сил пощадити души наша и даровати нам время на покаяние, да твоим предстательством сподобимся безпагубне прейти поприще многоскорбнаго нашего земнаго жития и быти причастники вечнаго блаженства в небесных обителех Бога и Спаса нашего, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4
Вышняго красотою явственно украшаяся, / постническими бо труды подвизася, преподобная Софие, / и бысть наследница Небесному Царствию, / и вниде в Небесный Чертог насладитися Христовы красоты. / Его же моли спастися граду Суздалю / от вражиих нахождений и междоусобныя брани // и подаждь душам нашим велию милость.

Кондак, глас 4
Нощи страстныя избегши, богомудрая Софие преподобная, / к Незаходимому же Солнцу Христу пришедши, / умертвила еси плотское мудрование, постом же, воздержанием и молитвами, / показася равна Ангелом. / На земли бо поживе и духи нечистыя от человек отгнала еси, / и различная исцеления подаваеши, от многих бед и зол избавляеши, / Софие преподобная, // моли спастися душам нашим.

Величание
Ублажаем тя, / преподобная мати наша Софие, / и чтим святую память твою, / ты бо молиши за нас // Христа Бога нашего.

Усыпальница именитых постриженниц Покровского монастыря

Усыпальница находится в подвале Спасского собора.
Список цариц, великих княгинь и царевен, погребенных в усыпальнице Покровского монастыря:
- Первая игумения монастыря, племянница прп. Евфимия Суздальского. †XIV;
- Княжна инокиня Александра, дочь великого московского князя Ивана III. †11 апреля 1525. В подклете Покровского собора;
- Княгиня Мария Волоцкая, в монашестве Александра, супруга князя Федора Борисовича, племянника великого московского князя Ивана III. †1525. В подклете Покровского собора;
- Княгиня Евфимия Щемятичева и ее дочери княжна Евфросинья (дочь князя Василия Ивановича Шемятича. †середина XVI. В подклете Покровского собора.) и княжна Марфа (дочь князя Василия Ивановича Шемятича. †середина XVI. В подклете Покровского собора.);
- Великая московская княгиня Соломония Юрьевна Сабурова, в постриге София, супруга Василия III. †16 декабря 1542 г. В подклете Покровского собора;
- Княгиня Анна Васильевна Бельская, в монашестве Александра, супруга князя Федора Ивановича Бельского. †XVI. Под лестницей Покровского собора;
- Инокиня Петранида. †29 декабря 1549 г. Имя восстановлено по надписи на сохранившейся надгробной плите XVI века;
- Инокиня Анастасия (Коробова). †31 декабря 1551 г. Имя восстановлено по надписи на сохранившейся надгробной плите XVI в.
- Княгиня инокиня Евфимия Шемятичева, супруга князя Василия Ивановича Шемятича. †сер. XVI. В подклете Покровского собора;
- Игумения Василисса. †1570 (?);
- Княгиня Евдокия Александровна Старицкая (дев. Нагая), в монашестве Евпраксия, супруга князя Владимира Андреевича Старицкого, двоюродного брата Ивана Грозного. †1597. В подклете Покровского собора;
- Княжна Ирина Михайловна Нагая, племянница княгини Евдокии Александровны Старицкой. †XVI. В подклете Покровского собора;
- Княжна инокиня Александра Сабурова, дочь князя Федота (Богдана) Ивановича Сабурова. †17 августа 1589 г. Имя восстановлено по надписи, сохранившейся на надгробной плите XVII в.;
- Царица Анна Григорьевна (дев. Васильчикова), супруга Ивана IV (Грозного). †1576 (? начало 1577). В подклете Покровского собора;
- Княгиня инокиня Марфа, супруга князя Ивана Петровича Шуйского. †21 января 1581 г.;
- Инокиня София Басманова, супруга опричника Алексея Даниловича Басманова. †14 сентября 1577 г. (?);
- Княгиня инокиня Евфросиния Ногтева, супруга князя Андрея Ивановича Ногтева. †16 марта 1580 г. (?);
- Княжна инокиня Александра Черкасская. †5 мая 1586 г.;
- Княжна Елена Ивановна Шуйская;
- Княгиня Марфа Скопина-Шуйская, супруга князя Федора Ивановича Скопина-Шуйского. †вторая половина XVI в.;
- Княгиня инокиня Варсонофия, супруга князя Василия Ивановича Горбатого Суздальского. †вторая половина XVI в. У Покровского собора;
- Княгиня инокиня Марфа Татева, супруга князя Федора Татева. †вторая половина XVI в. У Покровского собора;
- Княгиня Марфа Федоровна Шуйская, в монашестве Анна, мать царя Василия Шуйского. †конец XVI в.;
- Царевна младенец Анастасия Шуйская, дочь царя Василия Шуйского. †1610 (?). В подклете Покровского собора;
- Княгиня Евдокия Богдановна Сабурова, в монашестве Александра, супруга царевича Ивана Ивановича, сына Ивана Грозного. †28 ноября 1614 г. В подклете Покровского собора;
- Княгиня Анна Ногтева, в монашестве Александра, супруга князя Даниила Андреевича Ногтева. †После 1600 г. У Покровского собора;
- Игумения Ольга. †1615;
- Княгиня Марфа Владимировна Долгорукая-Шуйская, супруга князя Ивана Ивановича Шуйского, брата царя Василия Шуйского. †15 июня 1634 г.;
- Княгиня Екатерина Григорьевна Шуйская, супруга князя Димитрия Ивановича Шуйского, брата царя Василия Шуйского. †1612 в польском плену. Перезахоронена в Покровском монастыре в 1635 г.;
- Игумения Магдалина. †1769. Под Покровским собором;
- Игумения Аполлинария (Платонова). До 1811 года – игумения Суздальского Ризоположенского монастыря. 1811–1819 – игумения Александровского Успенского монастыря. 1819–1831 – игумения Суздальского Покровского монастыря.†1831;
- Игумения Варсонофия. †1837. Под Покровским собором;
- Игумения Македония. †1845;
- Игумения Максимилла. †1862;
- Игумения Митрополия. †4 июня 1866 г. Под Покровским собором;
- Игумения Евлампия (Никитина). Возведена в сан игумении святителем Феофаном (Говоровым), епископом Владимирским. †9 мая 1883 г. С западной стороны Покровского собора;
- Протоиерей Петр Зверев. †21 апреля 1889 г. У алтаря Покровского собора. Настоятель храмов Покровского монастыря в 1876–1885 гг. У алтаря Покровского собора похоронены и его родственники;
- Игумения София (Шорина). †12 апреля 1899 г. Под Покровским собором. Дата кончины восстановлена по сохранившейся надписи на надгробной плите;
- Василий Иванович Шишкин, купец. XIX в.;
- Мария Кузьминична Шишкина, супруга Василия Ивановича Шишкина. XIX в.;
- Василий Иванович Шишкин. †1865. Умер в 35 лет;
- Анна Александровна Шишкина, супруга Василия Ивановича Шишкина. Монастырская благотворительница. †29 (24) марта 1903 г. В подклете Покровского собора. По воспоминаниям суздальского краеведа В.М. Снегирева, могила была кощунственно вскрыта в советское время;
- Игумения Мелитина (Любимова). †22 апреля 1909 г. С западной стороны Покровского собора;
- Протоиерей Иоанн Бережков. †27 апреля 1913 г. У алтаря Покровского собора. Настоятель храмов Покровского монастыря в 1889–1899 гг.;
- Игумения Мария (Белаго). †3 июня 1915 г. С западной стороны Покровского собора;
- Игумения София (Комарова). †4 апреля 2016 г. У алтаря Покровского собора.
История Суздаля
Свято-Покровский женский монастырь
Святость.
Православные Святые и Апостолы.
Собор Владимирских святых.
Категория: Суздаль | Добавил: Николай (23.04.2015)
Просмотров: 6090 | Теги: Суздаль, святость | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru