Вяткино — поселок в Судогодском районе Владимирской области России, административный центр Вяткинского сельского поселения. Поселок находится в 9 км. к юго-востоку от Владимира и в 28 км к северо-западу от райцентра Судогды. До революции деревня в составе Погребищенской волости Владимирского уезда. В 1859 году: число дворов - 25; число душ мужского пола - 66; женского пола - 63. В XIX в. Вяткино - помещичья деревня: расстояние от губернского и уездного города Владимира, верст – 11 (примерно 9 верст); число дворов - 24; число душ по 8 ревизии (1834): мужского пола - 68, женского пола - 70; число душ по 9 ревизии (1850): мужского пола - 77, женского пола - 84; господствующие виды производительности: занимаются хлебопашеством; 2 ветряных мельницы.
«Конокрады. Недели две тому назад у местных крестьян со двора были похищены две лошади. Несмотря на самые энергичные меры, найти конокрадов не удалось. 8 октября пропавшие лошади были приведены в деревню, но в самом печальном виде. Заморенные сбитые, они еле волочат ноги. Лошадей задержали в Языкове у цыган, которых задержать не удалось» (газета «Владимирская жизнь», Среда, 11 октября 1917).
«Вяткинский колхоз «Безбожник» все задания партии и власти выполняет с честью. Задание по хлебозаготовкам он выполнил с превышением. Картофеля же колхоз сдал около 10 тонн и приготовил к сдаче еще 5 тонн. Среди колхозников проведена подписка на заем, давшая более 100 рублей. Под озимой клин колхоз занял 8,5 гектара. На сельско-хозяйственной выставке в Бараках колхоз получил первую премию — 150 рублей. Эти деньги будут употреблены на покупку жнейки. Все колхозники состоят в ячейке СВБ» («Призыв», 20 октября 1930).
Бараковский сельский Совет депутатов трудящихся и его исполнительный комитет Судогодского района Ивановской области с центром д. Бараки был образован в 1924 году, с августа 1944 года - Владимирской области. С октября 1977 года стал называться Бараковский сельский Совет народных депутатов и его исполнительный комитет и подчиняться районному Совету народных депутатов и его исполнительному комитету. При реорганизации Бараковского сельского Совета в 1992 году образовалась Бараковская сельская администрация. В октябре 1993 года центр перенесен в п. Вяткино и стала называться Вяткинская сельская администрация. В 1998 году образовалась администрация Вяткинского сельского округа и в 2005 году она была реорганизована. Вяткинское сельское поселение образовано 13 мая 2005 года. В его состав вошли территории бывших Бараковского (Вяткинского) и Улыбышевского сельсоветов. Территория сельского поселения расположена к западу от Судогды. Площадь — 220 км². В состав поселения входит 28 населенных пунктов: 1. Байгуши деревня (численность населения в 2010 году – 11 чел); 2. Бараки, деревня (826 чел.); 3. Борисоглеб село (2 чел.); 4. Ванеевка деревня (9 чел.); 5. Верхняя Занинка деревня (40 чел.); 6. Высоково деревня (31 чел.); 7. Вяткино, административный центр (1338 чел.); 8. Гридино деревня (234 чел.); 9. Кадыево деревня (21 чел.); 10. Конюшино деревня (5 чел.); 11. дер. Коняево (67 чел.); 12. пос. Коняево (222 чел.); 13. Коростелево деревня (42 чел.); 14. дер. Ладога (1 чел.); 15. Малахово деревня (22 чел.); 16. Неврюево деревня (15 чел.); 17. Нижняя Занинка деревня (16 чел.); 18. Новокарповка деревня (7 чел.); 19. Ново-Петрово деревня (208 чел.); 20. Павловская деревня (2 чел.); 21. Погребищи деревня (46 чел.); 22. Проскуринская деревня (6 чел.); 23. Соколово деревня (25 чел.); 24. Станки деревня (6 чел.); 25. д. Улыбышево (92 чел.); 26. Улыбышево поселок (338 чел.); 27. Фрязино деревня (29 чел.); 28. Якушево деревня (3 чел.).
Численность населения в Вяткино в 2010 году – 634 муж. и 704 жен., всего 1338 чел.
В поселке: автобусная остановка, почтовое отделение, амбулатория, детский сад, библиотека.
Дома в пос. Вяткино
В 1980-е годы В.И. Пентман занимался проектированием типовых жилых зданий. Двухэтажные дома из объёмных блоков строились по его проектам в поселке Вяткино Судогодского района.
Вяткинский сельский Дом Культуры. ул. Прянишникова, д. 5
Вяткинская средняя общеобразовательная школа. ул. Докучаева, д. 4
В 1985 г. начальная школа из д. Бараки переходит в здание детского сада «Родничок» д. Вяткино и занимает две группы детского сада на первом этаже. В 1986 году была построена и открыта школа в д. Вяткино на территории Бараковского сельского совета. «Приятно иногда зайти в школу, особенно летом, когда коридоры и кабинеты пусты, когда без обычной спешки можно поговорить с учителем, просто посидеть за “своей” партой и вспомнить прошлое, например, последний звонок. Каждый, наверное, помнит это первое официальное прощание в своей жизни: общешкольная линейка, девочки с бантиками и белыми фартучками, отглаженная школьная форма и цветы. Потом появятся и другие памятные даты, но эта, пожалуй, первая в общепринятом понятии “взрослый человек”. А как сейчас проходят такие мероприятия? Прямо скажем, везде по-разному. Вместе со школьной формой канули в прошлое и обязательный для всех один единственный в году день последнего звонка. Любая школа теперь имеет право на определенную законом самостоятельность в выборе даты события и формы проведения. Наверное, это хорошо - больше разнообразия, а может, и плохо - меньше торжественности, короче говоря, кому как нравится. В школе сейчас не лучшие времена, но и не худшие. Можно работать по индивидуальной программе, можно использовать разные учебники, но денег все равно получаешь мало. В период интенсивного накопления капитала низкооплачиваемая работа не престижна, а голый энтузиазм теперь анахронизм, либо явление сугубо индивидуальное. Сейчас и организаций «воспитывающих в духе…», не осталось. А это хорошо или плохо? Мне кажется, хорошо, так как энтузиазм и должен быть индивидуальным, и вообще надо просто воспитывать, а не в каком-то там “духе”, но вот платят учителям мало - это уж точно плохо. Раньше учащийся был обязан сдавать указанные свыше экзамены, теперь он имеет право выбрать, в перспективе выбор будет распространяться и на предметы, изучаемые в школе. Уже сейчас ряд предметов в старших классах носит углубленный характер, так как основная их часть изучается до 10 класса. Такие предметы как история, основы современной цивилизации, литература имеют возможность изучать материал сколь угодно широко и глубоко. Сама возможность подобного - это просто прекрасно, но, к сожалению, не всегда возможно, хотя бы из-за отсутствия нужных учебников и литературы. Некоторые могут засомневаться: мол, за образованием воспитание забыли. Постараюсь успокоить - образование всегда нравственно, иначе говоря, ученье – свет... А что вообще известно о воспитании? Большинству ничего. В прошлом крестьянин или рабочий воспитывал свое чадо тяжелым и терпеливым трудом, купец - набожностью и уважением к старшим, дворянин - понятием о долге и чести. А на какие нравственно-эстетические ценности ориентируется общество сейчас?.. Воспитывать школа может лишь в тесном сотрудничестве с семьей. Поэтому попробуйте представить себе учителя, который пытается что-то донести до сознания малолетнего человека, становящегося вечером из-за отсутствия денег на выпивку малолетним преступником. Но не все так мрачно. Перейдем от абстракции и общих рассуждений к разговору более конкретному. Поговорим о какой-нибудь одной, отдельно взятой школе, например, о вяткинской средней Судогодского района. Поселок Вяткино расположен в 5 км от Владимира в живописном окружении сосновых лесов. На въезде в поселок вас встречает широкое озеро и панорама массивных жилых домов. По правую сторону дороги стоит большое здание НИИ органических удобрений, который является единственным в СНГ (поселок и возник вокруг института). По левую сторону стоит комплекс почта-кафе-магазин-гостиница, и чуть дальше - двухэтажное здание школы. Поселок молодой, соответственно, и школа тоже. В этом году ей исполняется 10 лет. Внешне это аккуратное ухоженное здание с ровно подстриженными аллейками акации и сирени, внутри все так же пристойно и прилично. За состоянием школы следят ответственные люди - Нестеров Александр Алексеевич и его супруга Наталья Анатольевна, зам. директора по хозяйственной части. Нестеров - человек суровый, основательный, свое дело знает. С его приходом школа перестала мерзнуть, а летом с сыном он вообще заменяет строительную бригаду. Не раз мы с ним беседовали о порядке, чистоте в школе и вокруг, и всегда выхолило, что это результат каждодневной работы и каждодневного напоминания детям. Любая школа может чем-то похвастать, а что особенного в вяткинской, кроме аккуратности? А ответ прост - интересно и учиться, и работать. Почему? Об этом лучше поговорить с молодыми учителями, то есть с теми, кто работает первый год. Учитель английского языка Баранов Сергей Николаевич и учитель русского языка Черноиванов Ярослав Николаевич, оба молоды, обоих можно принять за старшеклассников. Беседуем с ними на открытом воздухе, они неспеша курят: “Ребята, не страшно было в школу идти работать?” Первым отвечает Баранов: “Честно говоря, я даже не ожидал, что меня так хорошо здесь встретят”. Черноиванов его поддержал: “Здесь, по-моему, ни с коллективом, ни с администрацией проблем не может быть, всегда поймут и всегда помогут”. Присматриваюсь к парням. Баранов - рослый, глаза прищуренные, наверняка, в него влюбляются старшеклассницы, Черноиванов поменьше, спокойнее, по всему видно - интеллектуал. Как с такими учителями не дружить детям? И действительно, по всем опросам, их рейтинг в школе один из самых высоких, “А может, вы им просто потакаете?” - спрашиваю Ярослава Николаевича. Тот качает головой и даже с некоторой обидой разъясняет, что они, мол, первый год работают и авторитет зарабатывают сурово, но справедливо. Чтобы разрядить обстановку, спрашиваю о каких-нибудь забавных случаях из их практики. Баранов тычет растопыренной ладонью в плечо Черноиванова: “Николаич, а помнишь хохму с шапкой? Значит так, идем домой после работы, а дело было о январе, выходит из-за киоска наш ученик и шапку держит в руке. Мы ему говорим, мол, шапку надень, а он так внимательно и серьезно отвечает: “Я уже опоздал”. Мы по сей день думаем куда”. В школе действует около десятка секций и кружков от спортивных, до музыкальных. В комнатке, что у спортзала, хозяйничает учитель физкультуры Рыбалко Александр Григорьевич, его подопечные не раз были чемпионами района по баскетболу и мини-футболу. За стеной под руководством другого учителя, Тамонова Сергея Анатольевича, “качки” гремят железом. Он показывает мне крепких степенных ребят, которые, между прочим, не имеют права курить. Но душа школы, это подтвердит каждый учитель и ученик, вертится вокруг музыкального клуба Новикова Александра Викторовича. Назвать его обычным музыкальным кружком нельзя, так как в этом объединении учатся петь, играть на музыкальных инструментах, общаются, параллельно действует рок-клуб - это больше напоминает центр эстетического воспитания. Зимой рок-клубу исполнилось 3 года, собрались все, кроме тех, кто был в армии в тот момент. Ребята были в черных костюмах, что придавало мероприятию особенно торжественный вид. Когда поют старшеклассники, понимаешь, что музыка уже стала частью их внутренней культуры, когда же поют самые маленькие - это просто прекрасно. Все праздники проходят в этой школе, как настоящие шоу, где 49% - режиссура, а 51% - экспромт. Ежегодный КВН учителей и учеников, баскетбольные матчи, новогодние праздники и т.д. Например, последний звонок для старшеклассников кроме торжественной части всегда имеет часть развлекательную, где участвуют и ученики, и учителя. Такая активная внутренняя жизнь школы существует благодаря сильному коллективу. Все в нем, начиная с директора Прудентова Владимира Владимировича, и учителя, и актеры, и спортсмены одновременно. В ближайшее время ожидается одно из мероприятий по случаю 10-летия школы, где планируется фейерверк, КВН, выступление учительской рок-группы “ВАСЯ”. С директором мы говорили о проблемах школы и образования вообще. Среди названных, первая и основная проблема - это слабое, на 50%, финансирование. Но у вяткинской школы есть будущее, так как входит она в следующее десятилетие, по словам Владимира Владимировича Прудентова. “сильной школой с хорошим сильным коллективом”. Такая вот она - одна конкретная школа, где тоже вовремя не выплачивают зарплату» (Владимир ПОЛОВ, п. Вяткино. «Старый Владимирец», июнь 1996 год №2). В 2001 г. на основании постановления Главы администрации Судогодского района №71 от 01.02.2001 г. школа получила статус средней общеобразовательной. Первым директором школы был Хачатурян С.В., учитель истории (с 1986 г. по 1989), затем директором школы был Прудентов В.В., учитель черчения и изобразительного искусства (с 1989 г. по 2001). С 2001 г. по 2005 г. директором школы был Баранов С.Н., учитель истории и английского языка. С декабря 2005 года по сентябрь 2014 года директором школы была Таганова М. В., учитель химии и биологии. С 04.10.2014 по настоящее время директором школы является Чернышев Сергей Михайлович.
Футбольное поле в пос. Вяткино
Вяткинский пруд на реке Сосница Река Сосница - приток Черной Речки. Речка маленькая, длина 2,5 километра. Её перегородили плотиной, образовав небольшой, но очень живописный Вяткинский пруд (ширина у плотины - 100 м., длина пруда - 415 м., площадь водного зеркала - 3 га). Вода чистая, прозрачная, но купаться в пруду запрещено, о чём гласит установленный знак «КУПАНИЕ ЗАПРЕЩЕНО».
Берег Вяткинского пруда
Родник в пос. Вяткино, Судогодский район. Расположен северо-восточней школы, у речки Сосница.
Ближайшие населенные пункты: деревня Байгуши, село Погребищи.
ВНИПТИ органических удобрений и торфа
Судогодское Опытное Поле было образовано Владимирским губернским земством в 1913 г. на землях, выкупленных у землевладельца В.С. Храповицкого, в 4 верстах от с. Ильинское Судогодского уезда. Программой полевых опытов, разработанной руководителем опытной организации Владимирского губернского земства Михаилом Андреевичем Севитовым, предусматривалось исследование способов повышения плодородия почв легкого гранулометрического состава, разработка приемов возделывания различных сельскохозяйственных культур за счет совершенствования обработки паров, сроков сева, использования органических и минеральных удобрений, возделывания люпина и других бобовых культур. В 1934 году Судогодское опытное поле вошло структуру ВИУА, в 1956 году Судогодское опытное поле было переподчинено Владимирской областной опытной станции, в 1960 г. опытное поле было возвращено в структуру ВИУА и преобразовано в Судогодскую государственную опытную станцию по удобрениям и люпину ВИУА ВАСХНИЛ. Исследования проводили по трем основным направлениям: разработка вопросов известкования, зеленого удобрения и обработки почвы; агротехника кукурузы, кормового люпина, белого донника и др. В 1981 году близ д. Вяткино, развернул деятельность Всесоюзный научно-исследовательский, конструкторский и проектно-технологический институт органических удобрений и торфа. Его создали на базе Судогодской опытной станции и Владимирского отдела Центрального института агрохимического обслуживания. Наряду с многосторонними общесоюзными разработками институт принимал деятельное участие в подготовке научной системы ведения сельского хозяйства Владимирской области. Применительно к местным условиям разрабатывались и внедрялись технологии производства и внесения в почву различных органических удобрений. «ВСТРЕЧИ НА ВЛАДИМИРСКОЙ ЗЕМЛЕ. Находящаяся в нашей области делегация Северочешского обкома КПЧ во главе с секретарем обкома Франтишеком Ленохом вчера в первой половине дня совершила поездку в Судогодский район. Чехословацкие товарищи ознакомились с деятельностью Всесоюзного научно-исследовательского конструкторского и проектно-технологического института органических удобрений и торфа, интересовались эффективностью его разработок и практикой их внедрения в сельскохозяйственное производство. Делегацию сопровождал первый секретарь Судогодского райкома КПСС В.Н. Паутов» («Призыв», 10 сентября 1987). С 1991 г. Всероссийский научно-исследовательский, конструкторский и проектно-технологический институт органических удобрений и торфа. В 2009 г. он был переименован в ГНУ Всероссийский научно-исследовательский институт органических удобрений и торфа Россельхозакадемии. В этот период институт возглавляли П.Д. Попов, А.А. Егоров, А.И. Еськов. С декабря 2011 года институт возглавляет С.М. Лукин.
Сегодня, базой агрономической науки являются опытные поля. На опытном поле института ежегодно проводится несколько десятков полевых опытов по сравнительной оценке эффективности различных видов и форм органических удобрений при различных способах их внесения, разработке технологий биологизации земледелия, селекции и семеноводству сидеральных и кормовых культур. Длительные стационарные опыты института, многие из которых входят в Географическую сеть опытов с удобрениями, являются фундаментальной базой для разработки методов управления и прогнозирования плодородия почв в современных социально-экономических условиях. За последние годы сотрудниками института разработаны 24 технологии, 39 рекомендаций, 20 нормативов и регламентов, 9 машин и рабочих органов, 8 программных средств ЭВМ по производству и применению органических удобрений, созданы рецептуры 12 новых видов органических и органоминеральных удобрений, получено 22 патента на изобретения, выведены 6 сортов кормовых, сидеральных и зерновых культур, внедрено 217 разработок института с общим экономическим эффектом 894 млн. руб. По технологии ГНУ ВНИИОУ разработаны проекты и построены 3 цеха по производству торфоплит сухого прессования для тепличного овощеводства во Владимирской, Вологодской областях. Институт имеет разносторонние международные связи с научными учреждениями Великобритании, Нидерландов, Мексики, Болгарии, Китая, Германии, Казахстана, Беларуси и Молдовы по оценке динамики органического вещества почв в условиях глобального изменения климата, снижению эмиссии аммиака от сельскохозяйственных источников и загрязнения окружающей среды азотом.
В сентябре 2013 г. состоялось открытие музея института. Первыми посетителями музея стали участники Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Системы использования органических удобрений и возобновляемых ресурсов в ландшафтном земледелии», посвященной 100-летию Судогодского опытного поля, преемником научной деятельности которого является институт. Экспозиция музея тесно связана с историей института. В первом зале музея хранятся различные экспонаты, среди которых имеются раритетные фотографии, личные вещи, уникальные документы и материалы, оборудование, которое использовалось сотрудниками опытной станции. Во втором зале находится выставка, посвященная современным научно-техническим разработкам института. В ней можно видеть экспонаты, которые принимали участие в отечественных и международных выставках. Среди них модели и образцы продукции, выпущенной по проектам института.
Директор - Лукин Сергей Михайлович (с 27 декабря 2011 г.).
Адрес: Судогодский район, деревня Вяткино, улица Прянишникова, д. 2.
Основным видом деятельности является «Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук прочие».
Организация ликвидирована 21 февраля 2018 г. Правопреемник - ФГБНУ "ВЕРХНЕВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АГРАРНЫЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР" (Суздальский район, посёлок Новый, Центральная улица, 3.)
Сайт: http://vniiou.ru/
Деревня Погребищи Село Борисово-Глебское