Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
05.12.2016
11:27
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 194

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [396]
Суздаль [151]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [101]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [60]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [22]
Гусь [31]
Вязники [82]
Камешково [24]
Ковров [28]
Гороховец [14]
Александров [44]
Переславль [35]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [14]
Религия [1]
Иваново [10]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [5]

Статистика

Онлайн всего: 14
Гостей: 14
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Сергиевская церковь города Владимира

Сергиевский монастырь

При деревянной Сергиевской церкви был женский монастырь, в котором, по переписным книгам 1715 г., числилось 10 монахинь. О времени основания этого монастыря сведений никаких не сохранилось.
1 октября 1719 г. в 8 часов ночи во Владимире произошел пожар в «Царицыне слободе подле Земской избы и Гостина двора у вдовы Федосьи Тимофеевой дочери Леонтьевской жены Исаевской». Сергиевский монастырь был упразднен после этого пожара, когда сгорела и Сергиевская церковь.

Не сохранилось сведений о том, когда в первый раз построена на этом месте церковь; но она существовала уже в самом нач. XVII в., как это подтверждается записью в патриарших данных книгах 1628 г. : «церковь преподобнаго чудотворца Сергия въ Ветчаноъм городе... дани пятнадцать алтынъ, наместничьихъ и заезда гривна». В 1656 г. по новому дозору Семена Извольскаго дань увеличена: «приказано платить тридцать алтынъ 2 деньги».

В XVII в. при Сергиевской церкви была другая теплая церковь во имя Трех Святителей.

Сергиевская церковь


Иконостас холодной Сергиевской церкви. Фотооткрытка. 1916–1928 гг.

В высоком, в два яруса окон, верхнем этаже ярусный иконостас с накладной золочёной резьбой по дереву (XIX в.). В центре резные царские врата с «Благовещением» в овальном медальоне и евангелистами в круглых медальонах. Над вратами арка и картуш, заслонённые паникадилом. По сторонам врат очень высокие иконы с широкими плоскими колоннами по бокам, закрытые более низкими иконами, в резных рамах с херувимами; слева Одигитрия, очень тёмного письма, под которой выступает надпись: «Гавриил архистратиг». Живопись правой иконы не видна. Внизу две малые горизонтальные иконы, вверху широкий резной карниз. По сторонам малые одностворчатые врата с изображением архангелов в рост. Над карнизом малые горизонтальные иконы с Праздниками; над ними в центре очень высокая икона Вседержителя на престоле с предстоящими, по сторонам иконы апостолов. Между ними широкие лопатки с резьбой. Над апостолами частично видны иконы следующего яруса. Передний план перекрывает арка (трапезы под колокольней), с поперечной связью.
Надписи. На обороте, чернилами: «Сергиевская церковь в г. Владимире. Иконостас холодной церкви (верхний этаж)»; типографским шрифтом: «717021».



Сергиевская церковь

В 1719 г. сгорела деревянная Сергиевская церковь.

В 1779 г. была построена каменная двухэтажная церковь с колокольней.
Храм имел 2 престола: в верхнем этаже (холодная церковь) - во имя преп. Сергия Радонежского, в нижнем этаже (теплая церковь) - во имя Трех Святителей-Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
На фотографиях она расположена на центральной улице у современных домов № 104-106 по ул. Большая Московская. Однако это направление улица приобрели лишь в 1836 г., а старая Нижегородская дорога обходила церковь с юга.

12 апреля 1870 г. сопричислен к ордену Св. Анны 2 степени г. Владимира Сергиевской церкви протоиерей Григорий Крылов.

Церковь Трёх святителей (нижний этаж)


Иконостас тёплой церкви Трёх святителей (нижний этаж). Фотооткрытка. 1916–1928 гг.

В помещении с плоским расписным плафоном одноярусный иконостас (XIX в.) с обильной золочёной резьбой. В центре резные царские врата с круглыми медальонами: в среднем «Благовещение», в угловых – Евенгелисты. Деисус: Вседержитель и многофигурная икона Богоматери в окладах, апостолы Петр и Павел, две крайние иконы (пустые рамы с кирпичной кладкой). Между иконами витые колонки. Внизу резные тябла, вверху два яруса арок с резьбой. Перед иконостасом каменная солея с круглым амвоном, слева два напольных подсвечника. На переднем плане, по бокам расписанные пилоны, переходящие в свод (трапезы), на них иконы в окладах и подсвечники на кронштейнах.
Надписи. На обороте, чернилами: «Сергиевская церковь в г. Владимире. Иконостас тёплой церкви (нижний этаж)»; типографским шрифтом: «717021».

Владимирцы называли храм из-за цвета стен Красною церковью.
«На площади стояла церковь Сергия Радонежского, старинная, снаружи выкрашенная красной краской и расписанная образами...» В.И. Танеев.
Храм стоял посредине Нижегородской улицы.


Сергиевская церковь. Фотография. Мелехов Я.Я. 1890-е гг.

Восточный фасад каменной приходской церкви ярусного типа, прямоугольной в плане, с выпуклой темной кровлей, барабаном с глухими окнами и главкой на шее (1779, снес. 1929). Апсида в два света, окна с фигурными наличниками двух фасонов. Стены темного цвета, отделка белая: угловые лопатки и полуколонны, карнизы, наличники. На апсиде в нижнем ярусе живопись: в центре, над средним (дополнительным) окном – поясная фигура Спасителя на облаке, в темной одежде, в окнах по бокам – святые в рост; без киотов. Церковь без ограды. Слева в углу у апсиды надгробный металлический крест. По сторонам застройка Большой Нижегородской улицы. Слева: верх Богословской церкви (1775, снес. 1933), каменный ансамбль духовной семинарии – двухэтажное (1808, архит. А.Н. Вершинский) и трехэтажное (1860-е гг., архит. Н.А. Артлебен) здания, с навесами крылец, с воротами по бокам; угол трехэтажного кирпичного дома. Справа: Ильинская церковь (1773, снес. 1932), жилая одноэтажная застройка, каменная и деревянная. На переднем плане булыжная мостовая, две женские фигуры слева. Справа – телефонно-телеграфный столб (1887), под навесом крыльца – семинарист.


Сергиевская церковь. Фотография. 1909-1917 гг.

Вид с юго-востока. Каменная приходская ярусная церковь, прямоугольная в плане (1779, снес. 1929). Нижний этаж (теплая церковь во имя Трех святителей) двусветный, с одной апсидой; на нем верхний этаж - четверик в один свет (холодная церковь во имя преп. Сергия Радонежского), с выпуклой кровлей, восьмигранным барабаном с глухими окнами и луковичной главкой на шее, и башнеобразная невысокая колокольня (ее почти не видно) с выпуклой кровлей и маленькой главкой. Фигурные наличники двух фасонов. Окраска контрастная: по темному фону белая отделка - лопатки, угловые полуколонны на апсиде, карнизы, наличники. Над апсидой высокая печная труба. На апсиде живопись: в центре поясная фигура Спасителя в белых одеждах, по бокам в окнах святые в рост, все в киотцах с главками. На углах нижнего этажа водосточные трубы. Вокруг церкви простая металлическая ограда с молодыми деревьями. На переднем плане булыжная мостовая, несколько чугунных столбиков ограждения. Перед зданием керосиновый фонарь, позади среди листвы виден электрический фонарь, справа вдалеке – прохожий. В левом углу у апсиды надгробный металлический крест.

Дом Шумских находился в отдаленной части Дворянской улицы, на углу небольшой площади. На площади стояла церковь Сергия Радонежского, старинная, снаружи выкрашенная красной краской и расписанная образами, высокая, без сводов, постоянно грозившая падением и не падавшая.
Обыкновенно ни на улице, ни на площади не было движения. Редко проезжал экипаж: или проходил пешеход. Неподалеку была семинария. Утром толпы учеников, одетых в халаты, шли в класс, после полудня - из класса. По субботам гнали колодников в Сибирь. Летом, во время ярмарки мимо окон тянулись бесконечные обозы.
От церкви (Богородицкой) на западе находится каменный двухэтажный корпус, с пространною в средине залой, построенный в 1808 г., в котором помещаются классы семинарии. Семинарский корпус выстроен без всякого обременения при самых простых и удобных средствах. Кирпич, кроме пожертвованного владимирскими купцами, имевшими кирпичные заводы, собран был из разных мест, состоявших в епархиальном ведении: из Суздальского Архиерейского дома, где были разобраны так называемые Илларионовские покои; из упраздненного Сновидского монастыря, где также были разобраны ветхие каменные здания, оставшиеся впусте от давних времен, и из некоторых других упраздненных монастырей здешней епархии... Лес для здания доставлен был из Флорищевой пустыни по реке Клязьме. Железо пожертвовано с известных Баташевских заводов.
/ИЕРОМОНАХ ИОАСАФ. Церковно-историческое описание владимирских достопамятностей. 1857./

19 ноября 1865 г. Владимирскому купцу Алексею Семенову Воронову за пожертвование во Владимирскую Сергиевскую церковь на местную икону Смоленской Божией Матери серебряной отзолоченой ризы весом в 15 фунтов, объявлена признательность Епархиального Начальства.

В 1878 г. объявляется признательность Епархиального Начальства церковному старосте Сергиевской церкви губернскому секретарю Николаю Смирнову, за поновление двух паникадил и окраску пола в холодной церкви с пожертвованием на сей предмет 125 руб.

«Перед Главнаукой возбужден вопрос о сносе Сергиевской церкви, мешающей движению по ул. Фрунзе и загораживавшей свет для расположенного против нее педтехникума». «Призыв», 25.10.1928 г.
В 1929 г. церковь была снесена.

Зачатьевский монастырь

Зачатьевская церковь находилась в крайней восточной части древнего «ветчаного города», близ рч. Лыбеди, у каменного моста через неё. Рядом с монастырем располагались древние Зачатьевские ворота. От Ворот дорога вела через броды на реку Лыбедь, далее мимо Федоровского монастыря, через реку Рпень, и по горе через село Красное на Суходол, Порецкое, Спасское городище в Суздаль.
«Въ делахъ патриаршаго казеннаго приказа сохранилась опись земли, принадлежавшей Зачатьевской церкви, произведенная въ 7138 (1630) г. по распоряжению патриарха Филарета княземъ Романомъ Мещерскимъ. Изъ этой описи видно, что въ данномъ году Зачатьевской церкви не было, но по показаниямъ бывшихъ при семъ сведущихъ людей «храм во имя Зачатия святыхъ праведныхъ Богоотецъ Акима и Анны въ старой осыпи на посаде изстари бывалъ». Вероятно, церковь «запустела» после литовскаго разорения подобно многимъ другимъ церквамъ. Въ 183 (1675) г. обозначена была въ патриарш. Окладныхъ книгахъ прибылою вновь изъ пустовыхъ церковныхъ земель «церковь Зачатия св. Анны въ старомъ городе въ осыпи… дани три рубля… платилъ той церкви попъ Иванъ». Въ 1680 г. проверена была вновь мера принадлежащихъ къ церкви угодий. Въ 1710 г. при этой церкви былъ попъ Андрей Ивановъ, дьячекъ Гаврило ивановъ. Въ 1759 г. вместо ветхой Зачатьевской церкви была построена новая деревянная же; на освящение ея въ 1761 г. былъ выдан указъ отъ преосв. Антония, архиеп. Владимирскаго и Суздальскаго, каковой и ныне хранится въ въ Богородицкой церкви».
В 1776 г. церковь была упразднена. В 1776 г. в Богородицкую церковь был переведён причт упразднённой Зачатьевской церкви и были приписаны все принадлежавшие ей угодья.

Феодоровский мужской монастырь

«Феодоровский, мужской, совсем уничтоженный, Владимирской губернии и уезда, где ныне холм, в 3 верстах от Владимира, по направлению к селу Красному».
На месте, где река Почайка впадала в Рпень (в районе завода «Точмаш») и происходило крещение жителей Китежа-Залесского (будущий Владимир-Залесский) святым Федором Суздальским, где впоследствии возник Федоровский монастырь.
Пересекаем речку Ирпень, по течению которой еще в прошлом столетии сохраняли свои имена древние урочища - Княжой луг и Ярилова долина - и было место Федоровского монастыря XII в., где владимирские археологи еще сто лет назад находили цветные майоликовые плитки от пола древнего храма. С Федоровским холмом связывается предание о постройке здесь князем Андреем Боголюбским церкви Федора Стратилата.
Дальше, на подъеме полей, видно древнее Красное (что значило «красивое») село, отмеченное высоким силуэтом шатровой колокольни.

Монастырь был вновь открыт, как Феодоровский в XVI в. царём Иоанном Грозным и несомненно уже существовал в 1657 г., когда им управлял строитель Иустин.
В 1692 г. приписан к Рождественскому монастырю во Владимире.
По переписным книгам 1715 г. в нём числились строитель и 19 монахов.
В 1764 г. упразднён.
В XIX веке от него не осталось и следа.

В 1877 году в Красном селе было 250 дворов, церковь во имя св. Михаила; вблизи холм, на котором белые надгробные камни – остатки бывшего здесь Федоровского монастыря, упраздненного в 1764 году.
На 4-й версте от г. Владимира, по дороге к Суздалю, вправо возвышается довольно большой холм, на вершине которого во многих местах в XIX в. видны были белые камни, бывшие, вероятно, надгробными, и большая часть из них вросли в землю. На этом месте был Феодоровский монастырь. Против холма, где была обитель, по левую сторону дороги, в небольшом овраге, которым протекает речка Почайка, был святой ключевой колодец. Многие сюда ходили умываться и брать воду в дома, как целительную от болезней. Есть предание, что ключ этого колодца обретен первым настоятелем Феодоровского монастыря, по приказанию которого сделан на нем сруб, и братия с того времени пользовалась из него водой. В 1850-е годы при этом колодце стоял столбик, с образом Иоанна Предтечи, под крышей. Из села Красного, находящегося недалеко от этого колодца, ежегодно совершался крестный ход сюда 24 июня, в праздник Рождества Иоанна Предтечи, установленный с давних времен, куда по этому случаю, стекалось немало и жителей Владимира.
См. Красное село.

ИСТОРИЯ города Владимира.

Храмы, монастыри города Владимира.
Улица Большая Московская. Левая сторона
Улица Большая Московская. Правая сторона

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Jupiter (09.05.2015)
Просмотров: 957 | Теги: Церковь, Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика