Сергиевская церковь стояла около здания Владимирской духовной семинарии (ул. Большая Московская, д. 104) на улице Большой Нижегородской.
Сергиевский монастырь
При деревянной Сергиевской церкви был женский монастырь. О времени основания этого монастыря сведений никаких не сохранилось. В переписных книгах 1711 и 1715 гг. показано, что «на посаде в ветшаном городе за Ивановскими воротами были два женские монастыря, а именно: Богородицкий, в коем было 15 монахинь, и Сергиевский, в коем было 40 монахинь, и ныне приходские церкви».
Не сохранилось сведений о том, когда в первый раз построена на этом месте церковь; но она существовала уже в самом нач. XVII в. В 1620 году по книгам письма и дозора Григорья Житова упоминается церковь Препод. Чудотворца Сергея в ветчаном городе… дани на Патриарха с этой церкви пятнадцать алтынъ, наместничьихъ и заезда гривна». В 1656 г. по новому дозору Семена Извольскаго дань увеличена: «приказано платить тридцать алтынъ 2 деньги».
Сергиевский приход
В XVII в. при Сергиевской церкви была другая теплая церковь во имя Трех Святителей.
1 октября 1719 г. в 8 часов ночи во Владимире произошел пожар в «Царицыне слободе подле Земской избы и Гостина двора у вдовы Федосьи Тимофеевой дочери Леонтьевской жены Исаевской». Сергиевская церковь сгорела.
Иконостас холодной Сергиевской церкви. Фотооткрытка. 1916–1928 гг. В высоком, в два яруса окон, верхнем этаже ярусный иконостас с накладной золоченой резьбой по дереву (XIX в.). В центре резные царские врата с «Благовещением» в овальном медальоне и евангелистами в круглых медальонах. Над вратами арка и картуш, заслоненные паникадилом. По сторонам врат очень высокие иконы с широкими плоскими колоннами по бокам, закрытые более низкими иконами, в резных рамах с херувимами; слева Одигитрия, очень темного письма, под которой выступает надпись: «Гавриил архистратиг». Живопись правой иконы не видна. Внизу две малые горизонтальные иконы, вверху широкий резной карниз. По сторонам малые одностворчатые врата с изображением архангелов в рост. Над карнизом малые горизонтальные иконы с Праздниками; над ними в центре очень высокая икона Вседержителя на престоле с предстоящими, по сторонам иконы апостолов. Между ними широкие лопатки с резьбой. Над апостолами частично видны иконы следующего яруса. Передний план перекрывает арка (трапезы под колокольней), с поперечной связью. Надписи. На обороте, чернилами: «Сергиевская церковь в г. Владимире. Иконостас холодной церкви (верхний этаж)»; типографским шрифтом: «717021».
Сергиевская церковь
В 1771 году деревянная церковь сгорела.
В 1779 г. усердием прихожан с значительным пособием владимирских купцов Вороновых, вместо сгоревшей деревянной была построена каменная двухэтажная церковь с колокольней. На построение каменного храма выдана храмозданная грамота 1772 г. Преосвящ. Иеронимом, Епископом Владимимрским и Муромским. Храм имел 2 престола: в верхнем этаже (холодная церковь) - во имя преп. Сергия Радонежского, в нижнем этаже (теплая церковь) - во имя Трех Святителей-Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
На фотографиях церковь расположена на центральной улице у современных домов № 104-106 по ул. Большая Московская. Однако это направление улица приобрели лишь в 1836 г., а старая Нижегородская дорога обходила церковь с юга.
12 апреля 1870 г. сопричислен к ордену Св. Анны 2 степени г. Владимира Сергиевской церкви протоиерей Григорий Петрович Крылов (1802-1883).
Наружный вид церкви квадратный с выдающимися около окон из кирпичей орнаментами и с двумя полуколоннами у алтарных углов, покрыт красным колером кроме орнаментов и полуколон. Крест на церкви из цельного железа восьмиконечный с цепями и полулунием, а наверху с короной; такой же крест первоначально был поставлен и на колокольне, но его снесло бурей в 1847 году и поставлен был из белого железа с внутренним шпилем, восьмиконечный. На восточной стороне снаружи изображение Спасителя с двумя Святителями, а на западной – изображение видения Божией Матери Преподобному Сергию. С 1823 г., по случаю встречи образа Божией Матери Боголюбовской 21 мая, ежегодно в нижнем этаже церкви облачались местные Преосвященные: Парфений, Иустин, Феофан, Антоний и Феогност с своим Викарием для шествия с ходом в Успенский собор.
Церковь Трех святителей (нижний этаж) Иконостас теплой церкви Трех святителей (нижний этаж). Фотооткрытка. 1916–1928 гг. В помещении с плоским расписным плафоном одноярусный иконостас (XIX в.) с обильной золоченой резьбой. В центре резные царские врата с круглыми медальонами: в среднем «Благовещение», в угловых – Евенгелисты. Деисус: Вседержитель и многофигурная икона Богоматери в окладах, апостолы Петр и Павел, две крайние иконы (пустые рамы с кирпичной кладкой). Между иконами витые колонки. Внизу резные тябла, вверху два яруса арок с резьбой. Перед иконостасом каменная солея с круглым амвоном, слева два напольных подсвечника. На переднем плане, по бокам расписанные пилоны, переходящие в свод (трапезы), на них иконы в окладах и подсвечники на кронштейнах. Надписи. На обороте, чернилами: «Сергиевская церковь в г. Владимире. Иконостас теплой церкви (нижний этаж)»; типографским шрифтом: «717021».
19 ноября 1865 г. Владимирскому купцу Алексею Семенову Воронову за пожертвование во Владимирскую Сергиевскую церковь на местную икону Смоленской Божией Матери серебряной отзолоченой ризы весом в 15 фунтов, объявлена признательность Епархиального Начальства.
Бывший воспитанник Семинарии Семен Семенов в 1886 г. определен на псаломщицкое место к Сергиевской церкви. В 1878 г. объявляется признательность Епархиального Начальства церковному старосте Сергиевской церкви губернскому секретарю Николаю Смирнову, за поновление двух паникадил и окраску пола в холодной церкви с пожертвованием на сей предмет 125 руб. 22 января 1883 г. в 11-м часу вечера скончался о. протоиерей Сергиевской церкви Григорий Петрович Крылов, на 81-м году от рождения. Настоятель-священник гор. Юрьева Воскресенской церкви Петр Красовский 25-го января 1883 г. перемещен к Сергиевской, гор. Владимира, церкви на место умершего 22-го января протоиерея Григория Крылова.
Перемещен псаломщик Сергиевской г. Владимира церкви Михаил Сущевский 29 мая 1889 г. в село Спас-Чамерево, судогодского уезда, а псаломщик села Спас-Чамерева Иван Покровский того же числа в гор. Владимир к Сергиевской церкви.
В 1895 году Николай Иоаннович Канаровский награжден был камилавкой и в том же году переведен к Сергиевской гор. Владимира церкви.
В 1909 г. преподаватель Владимирской духовной семинарии С.А. Троицкий избран прихожанами и высшей епархиальной властью утвержден старостой Сергиевской, гор. Владимира, церкви.
Священник Сергиевской города Владимира церкви Николай Канаровский, 12 декабря 1911 г., умер. Михаил Авроров, 17 декабря 1911 г., перемещен к Сергиевской города Владимира церкви. В 1912 году уездным наблюдателем церковно-приходских школ Владимирского уезда, на место о. Ключаря Кафедрального собора свящ. В.Г. Валединского, оставившего эту должность за трудностью совмещения, назначен священник Сергиевской церкви гор. Владимира о. М.И. Авроров.
Владимирцы называли храм из-за цвета стен «Красной церковью». «На площади стояла церковь Сергия Радонежского, старинная, снаружи выкрашенная красной краской и расписанная образами...» (В.И. Танеев). Храм стоял посредине Нижегородской улицы. У Сергиевской церкви стоял фонтан.
Сергиевская церковь. Фотография. Мелехов Я.Я. 1890-е гг. Восточный фасад каменной приходской церкви ярусного типа, прямоугольной в плане, с выпуклой темной кровлей, барабаном с глухими окнами и главкой на шее (1779, снес. 1929). Апсида в два света, окна с фигурными наличниками двух фасонов. Стены темного цвета, отделка белая: угловые лопатки и полуколонны, карнизы, наличники. На апсиде в нижнем ярусе живопись: в центре, над средним (дополнительным) окном – поясная фигура Спасителя на облаке, в темной одежде, в окнах по бокам – святые в рост; без киотов. Церковь без ограды. Слева в углу у апсиды надгробный металлический крест. По сторонам застройка Большой Нижегородской улицы. Слева: верх Богословской церкви (1775, снес. 1933), каменный ансамбль духовной семинарии – двухэтажное (1808, архит. А.Н. Вершинский) и трехэтажное (1860-е гг., архит. Н.А. Артлебен) здания, с навесами крылец, с воротами по бокам; угол трехэтажного кирпичного дома. Справа: Ильинская церковь (1773, снес. 1932), жилая одноэтажная застройка, каменная и деревянная. На переднем плане булыжная мостовая, две женские фигуры слева. Справа – телефонно-телеграфный столб (1887), под навесом крыльца – семинарист.
Сергиевская церковь. Фотография. 1909-1917 гг. Вид с юго-востока. Каменная приходская ярусная церковь, прямоугольная в плане (1779, снес. 1929). Нижний этаж (теплая церковь во имя Трех святителей) двусветный, с одной апсидой; на нем верхний этаж - четверик в один свет (холодная церковь во имя преп. Сергия Радонежского), с выпуклой кровлей, восьмигранным барабаном с глухими окнами и луковичной главкой на шее, и башнеобразная невысокая колокольня (ее почти не видно) с выпуклой кровлей и маленькой главкой. Фигурные наличники двух фасонов. Окраска контрастная: по темному фону белая отделка - лопатки, угловые полуколонны на апсиде, карнизы, наличники. Над апсидой высокая печная труба. На апсиде живопись: в центре поясная фигура Спасителя в белых одеждах, по бокам в окнах святые в рост, все в киотцах с главками. На углах нижнего этажа водосточные трубы. Вокруг церкви простая металлическая ограда с молодыми деревьями. На переднем плане булыжная мостовая, несколько чугунных столбиков ограждения. Перед зданием керосиновый фонарь, позади среди листвы виден электрический фонарь, справа вдалеке – прохожий. В левом углу у апсиды надгробный металлический крест.
«Дом Шумских находился в отдаленной части Дворянской улицы, на углу небольшой площади. На площади стояла церковь Сергия Радонежского, старинная, снаружи выкрашенная красной краской и расписанная образами, высокая, без сводов, постоянно грозившая падением и не падавшая. Обыкновенно ни на улице, ни на площади не было движения. Редко проезжал экипаж или проходил пешеход. Неподалеку была семинария. Утром толпы учеников, одетых в халаты, шли в класс, после полудня — из класса. По субботам гнали колодников в Сибирь. Летом, во время ярмарки мимо окон тянулись бесконечные обозы» (Танеев Владимир Иванович. Воспитание Шуйского...).
1924 г. «За Красной церковью бойко торгует в своем магазинчике один из владимирских «Тит Титычей» гр. Темтюгов. Пользуясь тем, что иногда местным жителям далеко ходить за покупками в центр города, торговец цены вздувает по своему усмотрению. Хотя он и староста церковный, но цены ставит отнюдь не «божеские».
«Наблюдательный пожарный пост установлен на Красной церкви. Пост соединен прямым телефонным проводом с пожарной командой» («Призыв», 10 декабря 1926).
«…Как выяснилось, установленный на Красной церкви наблюдательный пожарный пост - совершенно бесполезен. С него ничего, кроме нескольких улиц вокзального района, не видно. В этом районе выгоднее и гораздо целесообразнее поставить в разных местах два-три телефона. Но пока этих телефонов еще нет. Все это вместе взятое вынудило управление пожарной охраны города поднять вопрос о необходимости организовать вторую пожарную команду в районе Красной церкви. Но президиум горсовета не согласился с этим и счел более необходимым построить новую пожарную часть в промышленном районе - близ Нижегородской заставы. С этой целью горкомхозу предложено договориться с заинтересованными хозяйственными организациями губтекстильтрестом, владимирским трестом и др., об их участии в расходах по постройке пожарной части, так как каждое предприятие вынуждено сейчас держать самостоятельную маленькую пожарную команду, что не выгодно» («Призыв», 28 февр. 1928).
«Требуют закрытия церкви На собрании учащихся педтехникума На-днях состоялось общее собрание учащихся владимирского педтехникума и фельдшерских курсов, совместно с преподавателями и техническими служащими. Присутствовало 187 человек. Обсуждался вопрос о церковном звоне, тормозящем учебную работу техникума. Вынесено следующее решение: Ходатайствовать перед горсоветом о прекращении или, в крайнем случае, частичном сокращении звона в церквах сергиевской, богословской, ильинской и других, окружающих наше учебное заведение, так как почти беспрерывный звон сильно мешает нашим учебным занятиям, проведению собраний и всему школьному режиму времени. Собрание далее отмечает чрезвычайную насыщенность нашего района церквами. Четыре церкви — сергиевская, богословская, ильинская и мироносицкая находятся в нескольких шагах друг от друга и обслуживают всего лишь 459 человек верующих, которых могла бы обслуживать одна церковь. Общее собрание считает целесообразным закрыть совсем сергиевскую (красную) церковь, находящуюся всего в 15-20 метрах от техникума. Церковь эта мешает не только нашим занятиям, но загораживает свет в общежитии, а также необычайно мешает и уличному движению» («Призыв», 9 июня 1928).
«По улице III Интернационала, в Красной церкви, церабкооп открыл четвертую мясную лавку. Лавка торгует все дни, кроме понедельника» («Призыв», 10 июня 1928).
«Перед Главнаукой возбужден вопрос о сносе Сергиевской церкви, мешающей движению по ул. Фрунзе и загораживавшей свет для расположенного против нее педтехникума» («Призыв», 25.10.1928).
«На-днях произошло снятие колоколов с закрытой, по требованию рабочих-железнодорожников Сергиевской церкви. Эта церковь, расположенная посредине улицы и мешающая движению, будет снесена» («Призыв», 30 декабря 1928).
Снос Сергиевской церкви. 1929 г.
В апреле 1929 г. церковь была снесена. 13 марта 1929 г. вышел приказ на имя техника строительного отдела ГОРКХ Алексеева. «План по разломке Красной (Сергиевской) церкви в г. Владимире» первым пунктом назначал устройство вокруг церкви «тесового забора на лежнях и стойках высотою 3 метра», с дощатым козырьком сверху. Устройство забора с разных сторон - у здания педагогического техникума, располагавшегося тогда в здании бывшей семинарии (ныне ул. Большая Московская, д. 104) и у водоразборной колонки - подробно описывалось. Расстояние от забора до церкви назначалось в 12 м, с двух сторон ставились ворота. Учитывалась необходимость уличного проезда и пешего прохода. Сначала производилась внутренняя разборка в церкви: «снятие оконных рам, дверей и косяков, разборка плиточных, деревянных и других, дающих строительный материал полов и лестниц». В строгой очерёдности производилось раскрытие крыши «снятием железа, обрешётки и стропил с затяжками и мауэрлатами и спуском канатами по блокам на землю в ограждённую площадь <...>. Кирпичная шейка купола церкви, основанная на кирпичном своде, будет уронена внутрь церкви через свод подбитием свода в пятах и его провалом внутрь. Основные стены церкви и колокольни будут разбираться ломом с лесов изнутри и снаружи, а полученный кирпич спускаться по деревянным лоткам». После полной разборки внутри и снаружи с крышей и куполами, приступали «к сломке двух ярусов колокольни, состоящих каждый из них из 4-х угловых кирпичных столбов с проёмами между ними, перекрытыми кирпичными арками; для сломки означенных двух ярусов в 2-х столбах нижнего яруса по лицевой стороне колокольни будут пробиты сквозные борозды от основания столбов на высоту 1,25 м с постепенным, во время пробития борозд, подведением в пробитых местах стоек и клеток из брёвен с расклинкой. По окончании полного пробития борозд и установки в них клеток, последние будут облиты керосином и зажжены на постепенное сгорание. Падение ярусов должно произойти в силу постепенной осадки сгорающих стоек и клеток по определённой линии намеченного уклона падения». «Весь полученный материал от разборки и разломки будет вывозиться в заранее назначенные места на постройки текущего сезона для использования. Столбы и решётки ограды также своевременно будут разобраны. Фундамент под стенами будет также разобран и выкинут из канав, а канавы засыпаны и утрамбованы. По окончании полной сломки всего здания материал и мусор будут с площади устранены, а поверхность площади спланирована. Все работы будут производиться под наблюдением и ответственностью опытного техперсонала с соблюдением всех существующих на сей счёт обязательных постановлений и инструкций мер предосторожности». Ответственным за технику безопасности назначался прораб Алексеев.
Зачатьевский монастырь
Зачатьевская церковь, при которой существовал монастырь, находилась в крайней восточной части древнего «ветчаного города», близ рч. Лыбеди, у каменного моста через нее.
См. Зачатьевский монастырь.