Главная
Регистрация
Вход
Пятница
22.02.2019
21:53
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 581

Категории раздела
Святые [134]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [1017]
Суздаль [323]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [348]
Музеи Владимирской области [56]
Монастыри [5]
Судогда [9]
Собинка [60]
Юрьев [133]
Судогда [74]
Москва [42]
Покров [79]
Гусь [110]
Вязники [219]
Камешково [64]
Ковров [285]
Гороховец [81]
Александров [173]
Переславль [97]
Кольчугино [39]
История [16]
Киржач [43]
Шуя [90]
Религия [4]
Иваново [40]
Селиваново [22]
Гаврилов Пасад [8]
Меленки [32]
Писатели и поэты [12]
Промышленность [64]
Учебные заведения [31]
Владимирская губерния [28]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [74]
Медицина [24]
Муромские поэты [5]

Статистика

Онлайн всего: 21
Гостей: 20
Пользователей: 1
Николай

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Феодоровский мужской монастырь у с. Красное

Феодоровский мужской монастырь

«Феодоровский, мужской, совсем уничтоженный, Владимирской губернии и уезда, где ныне холм, в 3 верстах от Владимира, по направлению к селу Красному».
На месте, где река Почайна впадала в Рпень (в районе завода «Точмаш») и происходило крещение жителей Китежа-Залесского (будущий Владимир-Залесский) святым Федором Суздальским, где впоследствии возник Федоровский монастырь.
Пересекаем речку Ирпень, по течению которой еще в прошлом столетии сохраняли свои имена древние урочища - Княжой луг и Ярилова долина - и было место Федоровского монастыря XII в., где владимирские археологи еще сто лет назад находили цветные майоликовые плитки от пола древнего храма. С Федоровским холмом связывается предание о постройке здесь князем Андреем Боголюбским церкви Федора Стратилата.
Дальше, на подъеме полей, видно древнее Красное (что значило «красивое») село, отмеченное высоким силуэтом шатровой колокольни.


С востока к речке Лыбеди примыкало старое урочище «Ярилова долина». Она тянулась вверх по долине реки Ирпень до села Красного. Местность от этого урочища к югу, по берегу реки Клязьмы, еще в начале XIX века носила название «Дубняк», как воспоминание о дубовом лесе, некогда произраставшем здесь. Большие стволы «мореного» дуба, вымывавшиеся отсюда в половодье рекой Клязьмой, подтверждают справедливость названия этого урочища.
Под Красным селом на правом берегу реки Ирпень лежит еще одно старое урочище «Княжий луг», на котором недалеко от устья речки Почайны некогда находился обширный холм, называвшийся в народе Ярило. По преданию, на этом холме и по всей нижней долине реки Ирпень происходили «Ярилины» — народные торжества восточных славян в честь Ярилы — бога солнца, любви и плодородия. Праздник солнечного божества Ярилы был очень популярен во Владимире, и даже в конце XIX столетия в урочище Ярилова долина стекалось много жителей города и крестьян окрестных селений, где с первыми лучами солнца до его захода происходил красочный весенний праздник древних земледельцев.
В 50-х годах XIX века К. Тихонравовым были произведены археологические раскопки на Яриловом или Феодоровском холме, названном так позже по монастырю Феодора Стратилата, существовавшему на этом холме до 1764 года. К. Н. Тихонравов предполагал, что находившийся тут Федоровский монастырь «не был ли основан на месте Языческого капища».
К сожалению, эти археологические раскопки были произведены без соблюдения основных научных требований, что было характерно для археологии того времени. В частности, при раскопках был применен траншейный метод раскопок, который не дает планиграфию изучаемого археологического объекта. Поэтому трудно судить, существовало ли языческое святилище на этом холме или нет. Правда, при раскопках Федоровского холма были найдены майоликовые плитки от полов храма и части от его белокаменных колонн. Эти находки пока единственное доказательство существования этого монастыря в XII веке.
В 1927 и 1928 гг. при нивеллировке земли около с. Красного под гор. Владимиром, на месте быв. Феодоровского монастыря, были обнаружены следы древней жилой постройки. Здесь, среди щебня и мусора, найдены были многочисленные осколки старинных замечательно интересных изразцов. Все изразцы сделаны из красной глины и, судя по наличию у них с задней стороны рюмки, принадлежали к печной облицовке. Большинство изразцов относится к группе красных, так как на них не заметно ни малейших следов поливы и, кроме того, по материалу, технике и орнаменту они чрезвычайно сходны с вышеописанными. Материал указанных изразцов составляет довольно чистая глина. Преобладающим рисунком на них является сюжет, данный высоким отчетливым рельефом. Насколько позволяют судить сохранившиеся осколки, изразцы имели следующие интересные рисунки:

Изображение единорога с короткими толстыми ногами, с удлиненной лошадиной шеей и удлиненным туловищем; верхний правый угол заполнен пальмовидным растением, такие же растеньица более мелкие впереди и внизу изображения.

Изображение всадника, туловище которого сохранилось только в нижней части по пояс. Седло под всадником очень высокое. Шея у коня — длинная, прямо поставленная. По бокам изображения — стилизованный растительный орнамент.

Изображение всадника в кольчуге и с перевязью через левое плечо, концы которой развеваются сзади; на голове корона; в правой руке короткий меч, похожий на кривой нож; лицо всадника обращено к зрителям. Конь под всадником с четко выделанной гривой и уздечкой. По углам изразца — стилизованный растительный орнамент. На некоторых осколках от изразцов того же рисунка имеется надпись вверху, которую разобрать невозможно.
Изображение всадника, замахивающегося мечем. Фигура всадника очень схематична. Лошадь под всадником с короткими ногами и длинным туловищем.
Изображения двуглавых орлов с расставленными лапами, с опущенными или несколько приподнятыми крыльями, имеющими крупное или мелкое оперение. В углу одного из таких изразцов имеется остаток надписи — К А.
Уголок изразца с прекрасным изображением птички под деревом.
Продолговатый изразец с изображением в центре маски фараона, по бокам — растительный орнамент.
Осколок изразца с стилизованным растительным орнаментом и с надписью вверху, в которой можно выделить буквы Ю и В. Несомненно, здесь мы имеем остаток какого-либо сюжетного рисунка.
На всех перечисленных изразцах, изображения даны высоким рельефом по углубленному лицевому полю, заключенному в широкую боковую рамку. Среди изображений особое внимание обращает на себя изображение всадника, сопровождающееся на некоторых изразцах неразборчивой надписью вверху. С большой вероятностью можно предполагать, что в данном случае, мы дело имеем с изображением Александра Македонского, которое будет часто встречаться в разных вариациях на зеленых и многоцветных поливных изразцах и которое являлось, по-видимому, наиболее распространенным в местной керамике.
Особенности техники, качества материала и изображений (единорог, двуглавые орлы без корон и всадника в короне), а главное, место находки позволяют с решительностью отнести все описанные изразцы ко времени основания быв. Федоровского монастыря, на месте которого они найдены, т. е. ко второй половине XVI века.
Вместе с красными изразцами на том же месте обнаружены были осколки изразцов иного типа. Изразцы этой второй группы сделаны также из красной глины, но более грубого качества. Орнамент на них исключительно растительно-геометрический и дан низким рельефом по гладкому полю. На всех изразцах сохранились в большей или меньшей степени следы зеленой поливы. Указанные признаки заставляют отнести данную группу изразцов к более позднему времени, т. е. к XVII стол., при чем самый факт совместного нахождения „красных" изразцов с зелеными муравлеными изразцами довольно знаменательно указывает на то, в какой последовательности шло развитие изразцового производства.

Монастырь был вновь открыт, как Феодоровский в XVI в. царём Иоанном Грозным и несомненно уже существовал в 1657 г., когда им управлял строитель Иустин.
В 1692 г. приписан к Рождественскому монастырю во Владимире.

Следствие о приездах царицы во Владимирский Рождественский приписной Федоровский монастырь

В 1720-м году дьяку Тайной Канцелярии Тимофею Палехину, именным указом, присланным из С.-Петербурга, из Тайной Канцелярии, велено было ехать во Владимир и в Суздаль для проведения следствия о царице Лопухиной Евдокии Федоровне.
Окончив следствие и допрос в городе Владимире, дьяк Палехин перешел к допросу монахов тех монастырей, которые посещала царица Евдокия и для этого допроса сам лично ездил по монастырям.
Допрос монастырей начался с Федоровского монастыря, что под селом Красным, приписанного к Владимирскому Рождественскому монастырю.
Строитель этого монастыря, иеромонах Гавриил Антилоховский показал, что о приездах царицы Евдокии в этот монастырь он слышал от старых монахов Савватия и Никандра, сам же он о приездах царицы Евдокии ничего не знает, так как переведен в этот монастырь всего год тому назад, на место строителя Матвея, «который был в Рождественском монастыре, а ныне где — не знает».
Монахи Савватий Скоморохов и Никандр Торбаевский показали: бывшая царица Авдотья приезжала в Федоровский монастырь дважды «погодно летним временем, тому назад года с четыре» (числа и месяца не помнят) и останавливалась в кельях, построенных от Рождественского монастыря для приезда властей и ночевала по одной ночи; «а что в той церкви отправляли, того они не ведают», потому что им приказано было, чтоб из келий никто не выходил не только в церковь, но и на монастырь, «а бывший строитель Матвей в то время в церкви был-ли, того они не ведают, потому что был тот строитель в особой келье»; службу в церкви при царице отправлял приезжий с нею поп, «а слышно им было от служителей ее, что оный поп бывшей царицы духовников сын» (имени его не знают); с царицею были старицы и служители, а «каких чинов люди были и сколько человек, и на каких подводах приезживала. того они не ведают же»; к царице приезжал с подносом архимандрит Рождественского монастыря Гедеон, и при подносе был Иван Жиркин. «И подаяние от ней бывшей царицы в тот монастырь какое было-ль и кому, о том они ни о чем не ведают, и ни от кого не слыхали, а им-де давано вместо милостыни по 10 алтын на брата, а что она бывшая царица была пострижена не ведают и не слыхали».
Монахи Геронтий Андреев и Филарет Дырин показали, что о приездах царицы ничего не знают и не слыхали, так как недавно переведены в этот монастырь.
Главного свидетеля приездов царицы Евдокии в Федоровский монастырь, строителя этого монастыря иеромонаха Матвея дьяк Палехин не мог допросить, так как он, по показанию архимандрита Гедеона в его челобитной, еще до приезда Палехина, совсем уехал в Москву, к сроднику своему монастырского приказа подъячему Матвею Боголюбову, который обещал пристроить его в Москве в Новоспасский монастырь. Поэтому дьяк Палехин писал в Москву к преосвященному Игнатию, митрополиту Сорскому и Подонскому о сыске Матвея и о содержании его до указу под караулом.
«В Федоровский монастырь приезжал однажды Рождественского монастыря архимандрит Гедеон, и привез хлеб и рыбу свежую, и яблоки и вишни, и рыбы ж черного ярца на лыках. При том был и Иван Жиркин, и стояли пред нею бывшею царицею; и побыв с полчаса он архимандрит поехал от того монастыря».
Монахи Федоровского монастыря показали: Савватий и Никандр, что когда у царицы в Федоровском монастыре был с подносом архимандрит Гедеон, то при этом подносе был и Ив. Жиркин, «а в кельях (у царицы) за ним архимандритом пред оною бывшею царицею оный Жиркин был-ли, и прежде ль его архимандричья приезда он приехал, или с ним архимандритом, того они не видали и не слыхали» (3567). «Во время посещения царицею Федоровского монастыря, Прасковья была с нею, и при ней царице ночевала, а муж ее оставался во Владимире в доме своем. После литургии пели молебен Федору Стратилату; службы отправлял бывший с царицею поп, «а того монастыря строителя и монахов в церковь не пущали, и из келий выходить не велели; а в том служении на эктениях и на молитвах бывшую царицу царицею поминали-ль, того она Прасковья не слыхала». После литургии в Федоровский монастырь приезжал архимандрит Гедеон, «притом был и муж ее». (Значит он приехал или вместе или в одно время с Гедеоном). По отъезде царицы из Федоровского монастыря, Прасковья с мужем провожали ее версты с 1 ½ и, проводя, возвратились ко двору своему».

По переписным книгам 1715 г. в нём числились строитель и 19 монахов.
В 1764 г. упразднён.
В XIX веке от него не осталось и следа.

В 1877 году в Красном селе было 250 дворов, церковь во имя св. Михаила; вблизи холм, на котором белые надгробные камни – остатки бывшего здесь Федоровского монастыря, упраздненного в 1764 году.
На 4-й версте от г. Владимира, по дороге к Суздалю, вправо возвышается довольно большой холм, на вершине которого во многих местах в XIX в. видны были белые камни, бывшие, вероятно, надгробными, и большая часть из них вросли в землю. На этом месте был Феодоровский монастырь. Против холма, где была обитель, по левую сторону дороги, в небольшом овраге, которым протекает речка Почайна, был святой ключевой колодец. Многие сюда ходили умываться и брать воду в дома, как целительную от болезней. Есть предание, что ключ этого колодца обретен первым настоятелем Феодоровского монастыря, по приказанию которого сделан на нем сруб, и братия с того времени пользовалась из него водой. В 1850-е годы при этом колодце стоял столбик, с образом Иоанна Предтечи, под крышей. Из села Красного, находящегося недалеко от этого колодца, ежегодно совершался крестный ход сюда 24 июня, в праздник Рождества Иоанна Предтечи, установленный с давних времен, куда по этому случаю, стекалось немало и жителей Владимира.

Для строительства здания фабрики Белова в 1910 г. была срыта задняя часть Ярилова холма.

Источник: Николаев Б.П. К истории окраин Владимира // Памятники истории и культуры. Вып. 1, Ярославль, 1976, стр. 142—149.
Сергиевский монастырь
Зачатьевский монастырь
Храмы, монастыри города Владимира.

Copyright © 2017 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Николай (23.08.2017)
Просмотров: 1000 | Теги: монастыри, Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:


Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2019
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика