Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
05.12.2016
05:25
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 194

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [396]
Суздаль [151]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [101]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [60]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [22]
Гусь [31]
Вязники [82]
Камешково [24]
Ковров [28]
Гороховец [14]
Александров [44]
Переславль [35]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [14]
Религия [1]
Иваново [10]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [5]

Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Суздаль

Село Мордыш, Суздальский район

Село Мордыш

- Мордыш. Курганный могильник, XI-XIII вв. Близ села, правый берег р. Нерль. Исследовался в 1850-е гг. А.С. Уваровым. Выявлены остатки трупоположений с западной ориентировкой. Распахан.
- Мордыш. Курганный могильник, XI-XIII вв. Близ села, правый берег р. Нерль. Исследовался в 1850-е гг. А.С Уваровым. Выявлены остатки трупоположений с западной ориентировкой. Распахан.

«Село Мордышъ отъ Владимира 22 версты, а отъ Суздаля 13 верстъ, на реке Нерли».

Село Мордыш с первой пол. XV в. принадлежало Спасо-Евфимьеву монастырю и пожаловано было ему Великим кн. Василием Васильевичем, по завещанию племянника его Семена Александровича. В жалованной грамоте 1431 года говорится: «се азъ князь великий Василий Васильевичъ да моя мати великая княгиня Софья… по приказу мне великому князю своего сестричина, а моей матери великой княгини своего внука князя Семена Александровича… дали есмя въ домъ святому Спасу въ Евфимиевъ монастырь село его Мордышъ и съ хлебомъ, и съ серебромъ и съ животиною, и со всемъ, что къ тому селу потягло изъ старины… на поминокъ его родителемъ…, а архимандриту съ братьею того села ни продати, ни меняти изъ дому Святаго Спаса».
В жалованной грамоте того же Великого Князя ок. 1453 г. говорится: «се азъ князь велики Василий васильевичъ пожаловалъ есмъ архимандрита исакия съ братиею… далъ село Мордашъ Великому Спасу по своемъ сестричичи по князь по Семене Александровиче».
В «правой грамоте по спорному делу о земляхъ монастырей Рождественскаго (во Владимире) и Спасскаго (въ Суздале)» записано показание архимандрита Спасского Филиппа (1485-1486 гг.): «далъ господинъ нашъ князь велики Василий Васильевичь святому Спасу село Мордошь по своему сестричиче по князе по Семене».
В приходорасходных книгах Спасо-Евфимиева монастыря 1697 года записано: «съ села Мордоша взято съ крестьянъ съ 12 вытей съ полувытью 12 руб. съ полтиною; платилъ Аношка Ивановъ».

Вследствие постановления уездного земского собрания, уездная управа в полном своем составе при участии техника выезжала 10 июля 1913 года в село Мордыш для осмотра жертвуемого Ив. Ив. Силуяновым дома под устройство школы, причем оказалось: здание каменное в 3 этажа пришло в совершенно ветхое состояние и требует капитального ремонта. Для обслуживания учащихся в 100 человек здание это слишком обширно и ремонт его по приспособлению под школу по смете, составленной техником, выражается в сумме 5679 руб. 74 коп. Но ввиду того, что каменные стены при осадке дали трещины, управа полагает, что при разборке и укреплении их ремонт обойдется не менее 7000 руб. Ежегодное содержание такого обширного здания также потребует больших расходов и не менее как 1000 руб. в год, так как одно отопление здания потребует расхода до 500 руб., причем необходимо содержать не менее как 2-х сторожей. Ввиду этого и за отсутствием свободных средств уездная управа полагает необходимым воздержаться от ремонта жертвуемого Силуяновым дома, но вместе с сим признает желательным просить жертвователя уступить уездному земству безвозмездно принадлежащий ему дом, как материал; которым земство могло бы воспользоваться.
Принимая же во внимание, что существующее в селе Мордыше школьное здание также пришло в ветхость, но по размерам своим почти удовлетворяет количеству детей школьного возраста Мордышского района и ежегодное содержание его обойдется не выше 300 руб. в год, уездная управа находит более целесообразным ремонтировать это здание, почему представляя смету на ремонт его в сумме 3993 руб. 46 коп., уездная управа ходатайствует земским собранием об отпуске на 1914 год просимой суммы.

Здесь расположена центральная усадьба ТОО "Мордыш" (в недавнем прошлом колхоз им. Батурина".


Здесь, на берегу реки Нерль, Василий Макарович Шукшин в 1969 г. снимал фильм «Странные люди»

25 июля, в день рождения знаменитого советского писателя, кинорежиссёра, актёра, сценариста Василия Шукшина в селе Мордыш открыли мемориальный знак.
Василий Шукшин родился в 1929 г. в селе Сростки на Алтае. В 2014-м г. ему исполнилось бы 85 лет.
Во Владимирском регионе Шукшин провел свои молодые годы. В возрасте 19 лет он начал работать на Владимирском тракторном заводе слесарем-такелажником. Из Владимира – был призван в армию.
А в 40 – опять вернулся во Владимирскую область, уже кинорежиссером. Именно здесь он решил делать фильм. В селах Мордыш и Порецкое Суздальского района Шукшин все лето и осень 1968 г. снимал своих «Странных людей» – авторскую экранизацию собственных рассказов. Многие сельские жители Владимирской области попали тогда в объектив кинокамеры, став без особого грима реальной массовкой для фильма. Некоторые из участников тех съемок до сих пор с теплотой вспоминают то время. Среди них – Валентина Ивановна Постнова, которая внесла свой посильный вклад в незабываемый творческий процесс, не только поучаствовав в массовке, но и оказывая помощь после работы в колхозе, где доила коров, в растапливании бани для съемок одного из эпизодов.
Валентина Постнова, жительница села Мордыш, участница съемок фильма «Странные люди»: «Все съемки пробыла с ним, с Шукшиным. Все песни перепела. Вечерами, после дойки, мы шли на берег. Шукшин любил, чтоб мы старинные песни пели, и бабушки, и молодежь».
Около года назад Геннадий Чуркин, бывший депутат Государственной Думы от нашего региона, обратился к председателю Законодательного Собрания Владимирской области Владимиру Киселёву с просьбой помочь в память о талантливом человеке, настоящем патриоте своей страны, оставившим свой след на Владимирской земле, установить в этом месте мемориальную доску Василию Макаровичу Шукшину. И вот сегодня, в день рождения писателя, в Мордыше на торжественном мероприятии, посвященном открытию памятного знака, собрались владимирские писатели, поэты, поклонники творчества Василия Шукшина, участники съемок фильма «Странные люди». Приехала и дочь писателя Ольга.
Владимир Киселёв, председатель Законодательного Собрания Владимирской области: «Наша задача – хранить память о замечательных людях, которые жили на территории Владимирской области. Кстати, Василий Макарович Шукшин жил не только здесь, в селе Мордыш, но и во Владимире, где работал на Владимирском тракторном заводе. Поэтому мы и запланировали мероприятие по увековечиванию на территории нашего региона памяти прекрасного писателя и известного режиссера. За год мы выполнили все работы, как и обещали».
Ольга Шукшина, дочь Василия Макаровича: «Мне очень приятно, что память об отце живет. Он умер совсем молодым, ему было 45, как мне сейчас. Я жить только начинаю, а его уже так давно нет. Очень важно такую «деревенскую» Россию передать молодежи, чтобы она понимала, как мы жили, как жили наши родители. Величие страны – в памяти людей. Мы все из нашей земли русской вышли. Все в нее и уйдем. Поэтому и должны быть ей благодарны. Российские деревни и сёла нужно возрождать».
Источник: http://www.zsvo.ru/press/view/2103/


Памятник павшим в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.

ДК культуры

Село Мордыш входит в состав Павловского сельского поселения.
Численность населения в 2010 году – 239 муж. и 306 жен., всего 545 чел.

Церковь Святителя и Чудотворца Николая

Церковь въ Мордыше каменная, в честь Святителя и Чудотворца Николая построена в 1825 г. усердием прихожан, при ней построена теплая трапеза с двумя престолами в честь Сретения Господня и Св. пророка Божия Илии. Колокольня каменна.

20 ноября 1865 г. Суздальского Покровского девичьего монастыря диакон Григорий Златоустов перемещен в с. Мордыш.
31 декабря 1866 г. села Мордыша диакон Григорий Златоустов перемещен к суздальскому Покровскому женскому монастырю.
В 1878 г. объявляется признательность Епархиального Начальства крестьянам с. Мордыша, Петру Стефанову Шочкову и Григорью Федорову Парфенову, за устройство в трапезе Никольской церкви мозаического пола с пожертвованием на сей предмет 410 руб.

Утварью, ризнецей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из книг хранится старинное Евангелие печ. 7168 года…
Причт-штат: священник и псаломщик.
От земли и за требоисправления дохода причт получает до 675 руб. сер. в год. Причт имеет собственные дома, на церковной земле.
Приход состоит из одного села, в коем 129 дворов, 440 душ мужского пола, а женского пола 446 душ.

С 1874 г. в селе существовала церковно-приходская школа.

Священник села Мордыш, Иоанн Сергиевский 23 августа 1913 года, утонул.
Священник села Шегодского, Юрьевского уезда, Сергий Шерышев, 4 сентября 1913 года, перемещен в село Мордыш.






Никольская церковь в селе Мордыш

Никольская церковь в с. Мордыш выстроена на подъеме церковной архитектуры. Еще сильно влияние патриархальных и своеобразных суздальских храмов с их искусной выделкой мастерами каменщиками и разнообразием наличников и узоров, устоявшимися канонами в пропорциях, апсидами, напоминающими старые деревянные церкви с гранями, обусловленными естественным использованием прямолинейных бревен.. Тем не менее, новые московские моды и тенденции не обходят стороной и глубинку. Это приподнятый восьмиугольный основной объем, строгая и внушительная колокольня, то и дело встречающиеся на фасадах треугольники античных портиков, как элементы классицизма.
Трапезная для большей вместительности уширена приделами с обеих сторон и перекрыта сложной крестово-купольной системой сводов, к сожалению большей частью на сегодняшний день обрушившихся.
Фресок почти нет, зато Никольская церковь один из немногих храмов, полы которого со всей тщательностью выложены мозаикой, которая сохранилась под «культурным» слоем. Смальты подобраны белых, нежно голубых и бирюзовых оттенков.

Одновременно с делом о закрытии церкви в с. Крапивье разбиралось дело церкви в с. Мордыш.
В нач. июля 1931 г. верующие этого села написали письмо во ВЦИК с жалобой на налоговое переобложение и закрытие храма (у верующих уже требовали ключи от здания). Комиссия по делам культов при Президиуме ВЦИК потребовала у облисполкома разобраться с жалобой. Ответа не было. Тем временем сельсовет уже приступил к снятию колоколов, о чем верующие 2 декабря снова информировали ВЦИК. 3 декабря Комиссия велела облисполкому ответить в 5-дневный срок.
8 декабря облисполком потребовал у райисполкома «немедленно отменить незакономерные действия сельсовета о закрытии церкви и снятии колоколов», а также отменить распоряжение райисполкома об изъятии ключей от церкви, т.к. постановления облисполкома об этом еще не было; церковь со всем имуществом немедленно передать в пользование группы верующих. При этом облисполком просил сообщить в общем-то всю информацию, необходимую для закрытия: расстояние до ближайшего молитвенного здания того же культа, размер и состояние последнего, план использования церкви в с. Мордыш, проект переустройства, сведения о необходимых и имеющихся в распоряжении суммах на переустройство, численность населения села (в т.ч. совершеннолетних), сумма налоговой задолженности на декабрь.
27 декабря райисполком сообщил облисполкому, что «церковь передана в пользование группы верующих. Одновременно райисполком через сельсовет предложил церковному совету в 10-дневный срок уплатить задолженность по налогам со строения за 1931 г. в сумме 792 рубля и пеню в сумме 768 рублей… Налог исчислен правильно в соответствии с циркуляром НКФ от 20/2.- 31 г. В случае неуплаты в указанный срок президиумом РИК будет поставлен вопрос о расторжении договора с группой верующих на пользование молитвенным зданием, а также будет приступлено к определению дальнейшего назначения молитвенного здания».
Тем временем, 5 января 1932 г. президиум Мордышского сельсовета, заслушав сообщение о наличии у общины налоговой задолженности в сумме 1560 рублей, постановил «ходотайствовать перед РИКом» о передаче здания «в пользование народа», под ссыпку зерна, тем более что после большого пожара 1930 г. в селе ощущается острая нехватка помещений, а церковь более года не работает. 8 февраля того же года президиум Суздальского райисполкома утвердил постановление сельсовета на основании указанных аргументов, добавив от себя, что ближайшая действующая церковь находится в с. Воскресенская Слободка (1,5 км).
26 апреля 1932 г. Комиссия по рассмотрению религиозных вопросов при президиуме облисполкома постановила: т.к. общиной не погашена задолженность, заявлений о передаче церкви в пользование других общин не поступало и местный колхоз просит передать церковь под склад – договор расторгнуть, церковь как молитвенное здание ликвидировать с передачей его колхозу под указанные цели.
Верующие опротестовали закрытие, поэтому 8 декабря 1932 г. Комиссия по делам культов при Президиуме ВЦИК потребовала у облисполкома расписать долги и сообщить, в чьем пользовании церковь с. Мордыш в настоящее время. 17 декабря облисполком перенаправил письмо в райисполком. И только 8 января 1933 г. облисполком сообщил во ВЦИК, что у общины с. Мордыш недоимка в сумме 657 рублей за 1932 г., за все остальные годы платежи поступили.
Постановление облисполкома не содержало всей необходимой информации для ликвидации храма, поэтому 4 марта 1933 г. Комиссия по делам культов при Президиуме ВЦИК запрашивает само постановление облисполкома о закрытии, а не только выписку из него, а также спрашивает, где находится ближайшая к Мордышу действующая церковь. 1 апреля облисполком ответил, что ближайшие церкви в с. Воскресенская слободка (1 км) и с. Фомиха (3 км).
21 апреля Комиссия затребовала план использования церкви, на что 13 июня 1933 г. облисполком неожиданно написал во ВЦИК, что по сообщению Суздальского РИКа от 12/5. – 33 г. церковь в пользовании верующих, вопрос о ликвидации не ставится, а только прорабатывается.
13 августа 1934 г. на заседании президиума Ивановского облисполкома снова поставили вопрос о расторжении договора с общиной верующих церкви в с. Мордыш Суздальского района и постановили: «Принимая во внимание, что община не погасила задолженности по налогам в сумме 1012 руб. за 1933/1934 г. без начисления пени, заключенный с этой общиной договор на пользование церковью расторгнуть, поручив Суздальскому райисполкому объявить настоящее постановление верующим с соблюдением ст. 44 постановления ВЦИК и СНК от 8/IV – 1929 года «О религиозных объединениях» и выполнить ст. ст. 34 и 35 указанного постановления ВЦИК и СНК, не допуская ликвидации этой церкви без санкции президиума облисполкома» . 1 апреля 1935 г. ВЦИК запросил облисполком о Никольской церкви в с. Мордыш, закрытой и опечатанной за недоимки в сумме 1776 рублей. При этом верующие считали такую сумму завышенной и утверждали, что все платежи уплачены полностью и в срок. 27 мая 1935 г. облисполком подтвердил, что расторг 13 августа 1934 г. договор с общиной верующих, т.к. долг по налогам со строения за 1933 и 1934 гг. составлял по 506 рублей (итого 1012 рублей без пеней), а т.к. церковь продолжала оставаться в пользовании верующих, то за 1935 г. начислено 764 рубля (итого 1776 рублей). Корень же проблемы заключался в том, что в 1928/1929 г. с церкви взимался налог в сумме 288 рублей, а теперь верующие были недовольны повышением платежей, что и стало причиной появления долга. С точки зрения закона платежи не должны были повышаться. Одновременно облисполком дал указание Суздальскому РИКу выполнять ст. 34 и 35 постановления ВЦИК СНК от 08. 04. 1929 г. «О религиозных объединениях» и не допускать ликвидации Никольской церкви без санкции Президиума облисполкома, а в случае необходимости, то и Президиума ВЦИК. 21 июня 1935 г. ВЦИК потребовал у облисполкома срочно выслать материалы о расторжении договора по с. Мордыш. А уже 29 июля от облисполкома пришло извещение, что «по сообщению Суздальского РИКа от 9. 07.1935 г. за № 0-44, церковь в с. Мордыш находится в пользовании религиозной общины, т.к. последняя уплатила всю числящуюся за ней недоимку по налогам. Вопрос считаем полностью урегулированным».
25 октября 1937 г. был арестован настоятель храма в с. Мордыш Суздальского района Петров Сергей Акимович, в монашестве Софроний. Он, якобы, «будучи непримиримым врагом Советской власти и стоящий на позициях буржуазно-монархической системы государственного устройства, в период 1934-1937 гг. вел активную контрреволюционную деятельность. Из активных церковников, враждебно настроенных по отношению к Советской власти, организовал антисоветскую группу, практической контрреволюционной деятельностью которой и руководил. Среди активных церковников воспитывал и разжигал ненависть к Коммунистической партии и Советской власти, а так же террористические намерения и злобу по отношению к их руководителям. Среди населения с. Мордыш систематически вел контрреволюционную и повстанческую агитацию, заявляя о необходимости организации восстания и свержения Советской власти. Одновременно дискредитировал хозяйственные и политические мероприятия Советской власти, в частности систему колхозного строительства. Кроме того, как Петров, так и участники контрреволюционной группы, созданной им, среди населения распространяли провокационные слухи, добиваясь ослабления доверия колхозных масс к Советской власти и противопоставления их последней».
«В марте 1937 г. поп Петров вел антисоветскую и антиколхозную агитацию в помещении сельского совета, в присутствии нескольких лиц, клеветнически заявляя, что политика Советской власти направлена на ухудшение жизни колхозного крестьянства. В апреле 1937 г. в доме церковника Парфенова Александра в присутствии нескольких лиц Петров высказывался за необходимость организации восстания против Советской власти, заявляя, что почва для этого в народе созрела и что Советская власть долго не продержится. Петрова поддерживала активная церковница Наумова Зиновия. Аналогичную антисоветскую агитацию в группе лиц также в доме Парфенова Петров вел и в мае 1937 г. В том же мае 1937 г., ведя антисоветские деяния с церковником Князевым Степаном, Петров заявлял, что зажиточную жизнь народу, крестьянству может дать только буржуазно-монархическая власть. Тот же Петров систематически проводил нелегальные крещения детей, без разрешения и согласия их непосредственных родителей. Только по его собственному признанию, он произвел до 40 таких крещений. В предъявленном ему обвинении полностью признал себя виновным». Дело примечательно тем, что к нему подшит донос председателя Мордышского сельсовета. В нем сообщается о неосторожно оброненных словах священника и старосты храма Зиновии Наумовой про колхозную жизнь в сравнении с дореволюционными временами. Протоколы допроса не могут служить свидетельством поведения обвиняемого на следствии. Страницы, написанные следователем, сплошь состоят из газетных штампов:
«… Я непримиримый враг Советской власти, не желающий и не могущий примириться с общественно-политическим устройством в СССР. Я стою на позициях буржуазно-монархического строя… Я систематически вел контрреволюционную деятельность… Я систематически вел контрреволюционные разговоры, использовав для этой цели их религиозные предрассудки…».
16 ноября 1937 г. Софроний Петров приговорен к расстрелу.

По данным Суздальского райисполкома, в 1940-1941 гг. храм в Мордыше не функционировал, но при этом не был официально закрыт, его закрыли только в 1948 г.; колокола были сброшены и увезены на переплавку. В храме был создан клуб колхоза им. Батурина, после закрытия клуба большое церковное паникадило было перевезено в клуб с. Павловского. В церкви с 60-х гг. стали хранить газовые баллоны.
Статус памятника архитектуры Никольская церковь получила в 1968 г.

26 мая 2005 г. был зарегистрирован Свято-Никольский приход.
В настоящее время ведутся ремонтные работы по храму. Фасады отремонтированы, побелены. Главы устроены заново. В палатке при колокольне устроена современная газовая котельная, зимой храм отапливается.
Настоятель церкви протоиерей о. Георгий (Зотов Юрий Александрович).
Адрес: 601278, Владимирская область, Суздальский район, село Мордыш, ул. Школьная, д. 3


Село Васильково. Вид с села Мордыш

Село Мордыш. Вид с д. Раменье

Актовые печати князя Михаила

Актовые печати остаются редкими находками на археологических памятниках центральных районов Ростово-Суздальской земли. В Суздале и Ростове за всю историю их археологического изучения найдено лишь по 2 печати, 6 находок происходит из Владимира. Основным источником новых сфрагистических поступлений в этом регионе в последние десятилетия являются несанкционированные раскопки и сборы частных лиц. Потенциал подобных находок как исторических источников в значительной степени обесценивается отсутствием точных географических привязок и недокументированным археологическим контекстом. Среди немногочисленных вновь найденных печатей, полученных в результате научных полевых исследований и имеющих в силу этого надежный археологический паспорт, – булла с селища Мордыш 1 на р. Нерль.

Печать обнаружена в 2012 г. в ходе обследования селища на распаханной поверхности вместе с большой серией средневековых вещей и керамики. Ее диаметр - 23-27 мм, толщина 2,0-2,5 мм. На одной стороне печати помещено изображение архангела Михаила в рост с жезлом в правой руке и со сферой в левой. Справа, под крылом, колончатая надпись «МIХАIЛ», вокруг точечный ободок. На другой стороне печати изображение св. Георгия в полный рост с копьем в правой руке и со щитом в левой. Слева колончатая зеркальная надпись «ГЕОРГIО», надпись справа («О АГIОС») не видна, вокруг точечный ободок.


Актовая печать, найденная на селище Мордыш 1

Тип печатей с изображениями святых на обеих сторонах составляет наиболее многочисленный разряд в древнерусской сфрагистике XI–XIII вв. Н.П. Лихачев, а вслед за ним В.Л. Янин убедительно атрибутировали их как личные печати князей. При этом на одной стороне буллы оттискивалось изображение святого патрона князя, а на другой – его отца. Владелец печати, обнаруженной на селище Мордыш 1, таким образом, именовался Михаилом Юрьевичем или Юрием Михайловичем. Представляется возможным отнести ее к заметной фигуре в политической истории Руси 1160–1170-х гг., одному из младших сыновей Юрия Долгорукого, князю Михалке Юрьевичу.
Известно уже две печати, оттиснутые теми же матрицами, что и публикуемая булла, но ранее не была проведена их персональная атрибуция. Первая обнаружена на Новгородском городище, вторая – на селище Могутово 2 в Щелковском р-не Московской области.


Актовая печать Михалки Юрьевича. Прорись И.В. Волкова по 3 экземплярам

Селище Мордыш 1 входит в состав Васильковского археологического комплекса – крупного гнезда средневековых поселений на правом берегу Нерли между Суздалем и Владимиром. Комплекс включает четыре компактно расположенных селища общей площадью 23 га, небольшое мысовое городище с культурным слоем железного века и средневековья и остатки нескольких курганных групп с частично сохранившимися или полностью снивелированными насыпями. А.С.Уваровым в 1851 г. здесь было исследовано около 300 курганов. Период существования центрального поселения – селища Васильково 1 (площадь его около 13 га) охватывает X–XIII вв., включая вторую половину этого столетия. Селище Мордыш 1, отделенное от Васильково 1 небольшим оврагом, внешне ничем не выделяется среди общей массы суздальских селищ. Площадь его составляет около 6 га, а большинство собранных здесь находок – в коллекции около 130 предметов – можно считать обычными для сельских поселений XII–XIII вв. Тем не менее, помимо печати в коллекции выделяется еще несколько предметов, не характерных для повседневного обихода рядовых сельчан. Это бронзовая книжная застежка, целый энколпион, фрагменты крестов-складней и фрагмент украшения белого металла (серебра?), декорированного зернью, возможно, колта.


Вещевые находки с селища Мордыш 1

Присутствие на ряде селищ Суздальского Ополья некоторых категорий вещей, не соответствующих традиционным представлениям об уровне бытовой культуры и потребления рядового сельского населения, было выявлено в последние годы после первичной систематизации большой коллекции средневековых вещевых материалов, собранных в ходе обследований и раскопок. Серии подобных вещей зафиксированы на 25 поселениях, обследованных в 2001–2011 гг. Условия находки не позволяют установить связь печати с изображением архангела Михаила и св. Георгия, найденной на селище Мордыш 1, с конкретными сооружениями или усадьбами. Однако следует отметить, что перечисленные артефакты, выделяющиеся из «обычного» набора, обнаружены на одном участке размером 45 х 10 м. Таким образом, актовую печать из Мордыша нельзя рассматривать как обособленную находку, она представляет собой часть комплекса вещей, включавших дорогие украшения, книги и предметы личного благочестия со сложной символикой. Набор «статусных» предметов с селища Мордыш 1 пополняет серию вещевых комплексов, которые могут быть идентифицированы как свидетельства присутствия социальной элиты на сельских поселениях Суздальского Ополья.

Владельца печати с изображением архангела Михаила и св. Георгия следует искать среди князей с соответствующими крестильными именами. В числе князей, занимавших столы в Ростово-Суздальской земле в XII–XIII вв., известен лишь один, на печати которого можно было ожидать подобное сочетание патрональных святых. Это Михалко Юрьевич, младший брат Андрея Боголюбского, приглашенный владимирцами на княжение после смерти Андрея, изгнанный из Владимира в 1175 г. своими племянниками, Мстиславом и Ярополком Ростиславичами при поддержке ростовцев и вновь вернувший себе владимирское княжение летом 1175 г.

Появление документов, скрепленных печатью Михалки Юрьевича, можно с большой долей вероятности относить к непродолжительному периоду его правления во Владимире и связывать с новой регламентацией административного управления и имущественных отношений после изгнания Ростиславичей.

При исключительном обилии археологических материалов второй пол. XII в. на территории центра Ростово-Суздальской земли, среди этих древностей почти нет находок, непосредственно связанных с политическими потрясениями 1174-1176 гг., когда статус Владимира как доминирующего центра на короткое время оказался поколеблен, а перспектива сохранения Ростово-Суздальской земли как консолидированного политического образования с сильной княжеской властью была поставлена под вопрос. Печать Михалки Юрьевича - одно из немногих археологических свидетельств этих событий.
Макаров Н.А., академик РАН, Гайдуков П.Г., чл.-корр. РАН
Храмы и часовни Суздальского района
История Суздаля и Суздальского района.
Князь Михаил Юрьевич (Михалко).
Село Васильково.
Деревня Раменье
Село Воскресенская Слободка
Село Заполицы

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Суздаль | Добавил: Jupiter (30.05.2015)
Просмотров: 955 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика