Главная
Регистрация
Вход
Вторник
19.03.2024
05:07
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1589]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [170]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2393]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [124]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Суздаль

Село Мордыш Суздальского района

Село Мордыш

Мордыш — село в Суздальском районе Владимирской области России, входит в состав Павловского сельского поселения.
Село расположено на правом берегу реки Нерль (приток Клязьмы) в 10 км. на восток от центра поселения села Павловское и в 18 км на юго-восток от райцентра города Суздаль. «Село Мордыш от Владимира 22 версты, а от Суздаля 13 верст, на реке Нерли». [1]

- Курганный могильник (XI-XIII вв.) располагался близ села Мордыш, правый берег р. Нерль. Исследовался в 1850-е гг. А.С. Уваровым. Выявлены остатки трупоположений с западной ориентировкой. Распахан.
- Курганный могильник (XI-XIII вв.) располагался близ села Мордыш, правый берег р. Нерль. Исследовался в 1850-е гг. А.С. Уваровым. Выявлены остатки трупоположений с западной ориентировкой. Распахан.

Село Мордыш с первой пол. XV в. принадлежало Спасо-Евфимьеву монастырю и пожаловано было ему Великим кн. Василием Васильевичем, по завещанию племянника его Семена Александровича. В жалованной грамоте 1431 года говорится: «се аз князь великий Василий Васильевич да моя мати великая княгиня Софья… по приказу мне великому князю своего сестричина, а моей матери великой княгини своего внука князя Семена Александровича… дали есмя в дом святому Спасу в Евфимиев монастырь село его Мордыш и с хлебом, и с серебром и с животиною, и со всем, что к тому селу потягло из старины… на поминок его родителем…, а архимандриту с братьею того села ни продати, ни меняти из дому Святаго Спаса».
В жалованной грамоте того же Великого Князя ок. 1453 г. говорится: «се аз князь велики Василий Васильевич пожаловал есм архимандрита Исакия с братиею… дал село Мордаш Великому Спасу по своем сестричичи по князь по Семене Александровиче».
В «правой грамоте по спорному делу о землях монастырей Рождественскаго (во Владимире) и Спасскаго (в Суздале)» записано показание архимандрита Спасского Филиппа (1485-1486 гг.): «дал господин наш князь велики Василий Васильевич святому Спасу село Мордошь по своему сестричиче по князе по Семене».
В приходо-расходных книгах Спасо-Евфимиева монастыря 1697 года записано: «с села Мордоша взято с крестьян с 12 вытей с полувытью 12 руб. с полтиною; платил Аношка Иванов».

Вследствие постановления уездного земского собрания, уездная управа в полном своем составе при участии техника выезжала 10 июля 1913 года в село Мордыш для осмотра жертвуемого Ив. Ив. Силуяновым дома под устройство школы, причем оказалось: здание каменное в 3 этажа пришло в совершенно ветхое состояние и требует капитального ремонта. Для обслуживания учащихся в 100 человек здание это слишком обширно и ремонт его по приспособлению под школу по смете, составленной техником, выражается в сумме 5679 руб. 74 коп. Но ввиду того, что каменные стены при осадке дали трещины, управа полагает, что при разборке и укреплении их ремонт обойдется не менее 7000 руб. Ежегодное содержание такого обширного здания также потребует больших расходов и не менее как 1000 руб. в год, так как одно отопление здания потребует расхода до 500 руб., причем необходимо содержать не менее как 2-х сторожей. Ввиду этого и за отсутствием свободных средств уездная управа полагает необходимым воздержаться от ремонта жертвуемого Силуяновым дома, но вместе с сим признает желательным просить жертвователя уступить уездному земству безвозмездно принадлежащий ему дом, как материал; которым земство могло бы воспользоваться.
Принимая же во внимание, что существующее в селе Мордыше школьное здание также пришло в ветхость, но по размерам своим почти удовлетворяет количеству детей школьного возраста Мордышского района и ежегодное содержание его обойдется не выше 300 руб. в год, уездная управа находит более целесообразным ремонтировать это здание, почему представляя смету на ремонт его в сумме 3993 руб. 46 коп., уездная управа ходатайствует земским собранием об отпуске на 1914 год просимой суммы.
„Бегуны" (Крестьяне с. Мордыш, как вы смотрите на поступок ваших терармейцев?)
Из N-ской роты владимирского полка недавно ушли самовольно домой (в с. Мордыш, Суздальский район) четыре красноармейца.
Что побудило их сделать это? Ответ один — был престольный праздник.
Самовольная отлучка подняла на ноги всех бойцов роты. Было устроено общее ротное собрание, на котором бойцы и решили обратиться с письмом к председателю мордышского сельсовета при посредстве нашей газеты.
Вот что говорится в письме.
«Красноармейцы села Мордыш Нeмков М., Громов А., Грачов Д„ а также Бабин Ал. из с. Слободки совершили самовольную отлучку из своей роты. Причины они выставили различные, но достоверно известно, что они ушли домой на праздник «Николу».
Мы, красноармейцы, осуждаем их поступок, совершивших дезертирство, ибо они подрывают дисциплину, товарищескую спайку, а поэтому и боевую подготовку роты. Кроме того, они наложили позорное пятно на всех нас.
Мы просим вас зачесть и обсудить наше письмо на ближайшем сходе и осудить недисципинированность ваших терармейцев, так как они своим побегом на религиозный праздник из рядов армии наложили пятно и на ваше село.
Красноармейцы и вся в целом Красная армия воспитываются на основе сознательной, но твердой дисциплины, выковывающей бойца-революционера и строителя социалистического хозяйства в городе и деревне.
Ваши красноармейцы нарушили эту сознательную дисциплину, опорочили достоинство красного бойца.
Мы просим сообщить нам ваше отношение к поступку ваших новобранцев».
Ждем вместе с бойцами №-ской роты отклика населения с Мордыш на позорный поступок их красноармейцев.
Командир роты сообщает, что при одобрении всех бойцов роты на „бегунов" наложено дисциплинарное взыскание: они отбудут в казарме сверх сбора 10 суток» («Призыв», 11 июня 1930).



«Здесь, на берегу реки Нерль, Василий Макарович Шукшин в 1969 г. снимал фильм «Странные люди»

25 июля 2014 г., в день рождения знаменитого советского писателя, кинорежиссера, актера, сценариста Василия Шукшина в селе Мордыш открыли мемориальный знак.
Василий Шукшин родился в 1929 г. в селе Сростки на Алтае. В 2014-м г. ему исполнилось бы 85 лет.
В 1948 году трест Союзпроммеханизация перевел его с калужского турбинного завода на владимирский тракторный завод. Василий Шукшин трудился на ВТЗ полгода слесарем-такелажником, жил в общежитии в поселке Молодежный в районе улицы Асаткина. С владимирского тракторного завода Шукшин ушел в армию. А в 40 – опять вернулся во Владимирскую область, уже кинорежиссером. Именно здесь он решил делать фильм. В селах Мордыш и Порецкое Суздальского района Шукшин все лето и осень 1968 г. снимал своих «Странных людей» – авторскую экранизацию собственных рассказов. Многие сельские жители Владимирской области попали тогда в объектив кинокамеры, став без особого грима реальной массовкой для фильма. Некоторые из участников тех съемок до сих пор с теплотой вспоминают то время. Среди них – Валентина Ивановна Постнова, которая внесла свой посильный вклад в незабываемый творческий процесс, не только поучаствовав в массовке, но и оказывая помощь после работы в колхозе, где доила коров, в растапливании бани для съемок одного из эпизодов.
Валентина Постнова, жительница села Мордыш, участница съемок фильма «Странные люди»: «Все съемки пробыла с ним, с Шукшиным. Все песни перепела. Вечерами, после дойки, мы шли на берег. Шукшин любил, чтоб мы старинные песни пели, и бабушки, и молодежь».
В 2013 г. Геннадий Чуркин, бывший депутат Государственной Думы от нашего региона, обратился к председателю Законодательного Собрания Владимирской области Владимиру Киселеву с просьбой помочь в память о талантливом человеке, настоящем патриоте своей страны, оставившим свой след на Владимирской земле, установить в этом месте мемориальную доску Василию Макаровичу Шукшину. И вот сегодня, в день рождения писателя, в Мордыше на торжественном мероприятии, посвященном открытию памятного знака, собрались владимирские писатели, поэты, поклонники творчества Василия Шукшина, участники съемок фильма «Странные люди». Приехала и дочь писателя Ольга.
Владимир Киселев, председатель Законодательного Собрания Владимирской области: «Наша задача – хранить память о замечательных людях, которые жили на территории Владимирской области. Кстати, Василий Макарович Шукшин жил не только здесь, в селе Мордыш, но и во Владимире, где работал на Владимирском тракторном заводе. Поэтому мы и запланировали мероприятие по увековечиванию на территории нашего региона памяти прекрасного писателя и известного режиссера. За год мы выполнили все работы, как и обещали».
Ольга Шукшина, дочь Василия Макаровича: «Мне очень приятно, что память об отце живет. Он умер совсем молодым, ему было 45, как мне сейчас. Я жить только начинаю, а его уже так давно нет. Очень важно такую «деревенскую» Россию передать молодежи, чтобы она понимала, как мы жили, как жили наши родители. Величие страны – в памяти людей. Мы все из нашей земли русской вышли. Все в нее и уйдем. Поэтому и должны быть ей благодарны. Российские деревни и села нужно возрождать».
Источник: http://www.zsvo.ru/press/view/2103/


Фрагмент из фильма «Странные люди. В этом фрагменте запечатлен несуществующий уже старый деревянный мост через Нерль, стоявший в Мордыше напротив церкви.

Памятник павшим в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.

ДК культуры

МБУК "Дом Культуры с. Мордыш" зарегистрирована 20 июня 2011 г. Директор - Графова Наталья Левоновна (с 19 декабря 2011 г.). Адрес: село Мордыш, Центральная улица, 13. Организация 25 июля 2016 г. реорганизована. Правопреемник: МКУК "Павловский КДЦ".
МБДОУ "Детский Сад с. Мордыш" действует с 29 апреля 2002 г. Заведующая - Тунева Людмила Дмитриевна (с 26 февраля 2009 г.). Адрес: село Мордыш, Зеленая улица, 1.

Село Модыш был центральной усадьбой совхоза им. Батурина, организованного в 1930 г. В июле 1950 г. в состав его влились три небольших колхоза: «Доброволец», «Победа» (село Кутуково) и «Борьба». Колхоз специализировался на производстве молочно-мясной продукции и картофелеводстве. Сельскохозяйственные угодья занимали 2193 га. На территории колхоза 3 нас. пункта.
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КООПЕРАТИВ "Мордыш" действует с 8 апреля 1998 г. Организация преобразована 28 августа 2006 г. в ОАО "Мордыш".
ОАО "Мордыш" зарегистрирована 28 августа 2006 г. Генеральный директор - Сараева Елена Алексеевна (с 17 февраля 2014 г.). Адрес: село Мордыш, Центральная улица, 28. «Разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока».
ООО "Ширь" зарегистрирована 20 ноября 2008 г. Генеральный директор - Якубовский Василий Брониславович (с 20 ноября 2008 г.). Адрес: село Мордыш, Центральная улица, 28. «Выращивание зерновых культур». Организация ликвидирована 23 января 2017 г.
ООО "Рыбачек" действует с 18 сентября 2001 г. Генеральный директор - Герасимов Василий Валентинович. Организация ликвидирована 7 ноября 2012 г.

Численность населения: в 1859 г. – 659 чел.; в 1897 г. – 844 чел.; в 1926 г. – 780 чел.; в 2010 г. – 545 чел.

Церковь Святителя и Чудотворца Николая

Церковь в Мордыше каменная, в честь Святителя и Чудотворца Николая построена в 1825 г. усердием прихожан, при ней построена теплая трапеза с двумя престолами в честь Сретения Господня и Св. пророка Божия Илии. Колокольня каменна.
7 декабря 1864 г. освящен вновь устроенный Сретенский придел.

20 ноября 1865 г. Суздальского Покровского девичьего монастыря диакон Григорий Златоустов перемещен в с. Мордыш.
31 декабря 1866 г. села Мордыша диакон Григорий Златоустов перемещен к суздальскому Покровскому женскому монастырю.
В 1873 г. были объявлены благословение и признательность Его Высокопреосвященства Суздальского уезда, села Мордыша крестьянам Николаю Смирнову и Петру Степанову Шочкову, за устройство в своей приходской церкви двух изразцовых печей в 200 руб., и за пожертвование полного облачения священнического и диаконского из настоящей парчи в 125 руб., паникадила и каноницы медных чеканных, отбеленных в 80 руб.
В 1878 г. объявлена признательность Епархиального Начальства крестьянам с. Мордыша, Петру Стефанову Шочкову и Григорью Федорову Парфенову, за устройство в трапезе Никольской церкви мозаического пола с пожертвованием на сей предмет 410 руб.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена была достаточно. Из книг хранилось старинное Евангелие печ. 7168 года…[1]
Причт-штат: священник и псаломщик.
От земли и за требоисправления дохода причт получал до 675 руб. сер. в год. Причт имел собственные дома, на церковной земле.
Приход состоял из одного села, в коем 129 дворов, 440 душ мужского пола, а женского пола 446 душ. [1]
6 мая 1915 г. Всемилостивейше пожалован для ношения на груди серебряной медалью – на Станиславской ленте староста церкви с. Мордыша Иван Страхов.

Мордышское училище, Городищевской волости, в селе Мордыше. Основано земством в 1874 г., благодаря просьбе священника Тимофее Добронравова. Ближайшее училище Васильевское в 2 в. Помещение наемное, деревянное, вместе с владельцем дома; по свету и теплоте крайне не удобное; квартиры учителю нет; классных комнат одна — длиной 8, шириной 7, вышиной 3 арш. Учебных пособий достаточно — на 73 р. 97 к. библиотеки нет, кроме 30 экземпляров книг для чтения. Земля нет. Законоучитель священник Тимофей Добронравов, окончившие курс во Владимирской духовной семинария, преподает с 1874 г.; учитель Василий Сперанский, из 3-го класса той же семинария, преподает с 1874 г., а в настоящем училище с 1880 г. Попечитель крестьянин Петр Степанович Шечков; пожертвовал прежде на 37 руб., а в 1883 г. на 3 руб. Учащихся к 1-му январи 1883 г. 58 м. и 14 д. Выбыло до окончания курса по желанию родителей 12 м. и 5 д. Окончило курс со свидетельствами 5 м. Вновь поступило 7 м. и 3 д. К 1-му января 1884 г. состояло 48 м. и 12 д. Учатся все вместе. Возраст: 7 — 8 л. - 8, 8 — 9 л. - 13. 9 — 10 л. - 13, 10 — 11 л. 1- 2, 11 — 12 л. - 8, 12 — 13 л. - 6. Все из села Мордыша. Ночлежного приюта нет. Вероисповедания православного. По сословиям: дух. 2 д., мещанского 2 м., крестьянского 46 м. и 10 д. Средства: от земства 395 р., от общества 40 р., от частных лиц 3 р.; платы за учение нет. Расходы: наем помещения, отопление, освещение, прислуга и ремонт 40 р.; жалованье — законоучителю 35 р., учителю 240 р.; на книги и учебные пособия 23 р. Посещали классы по исправно 17; меры — внушение родителям. Прием в сентябре; поступили все не грамотными. За теснотой помещения отказа не было. Учебный год с 15-го сентября по 4-е мая. Пению обучаются простому и поют в церкви. Учатся в день 6 час. и даются уроки на дома только старшой группе. Отделений 3. Уроков в неделю: по Закону Божию - 4, по Русскому языку - 12, по Славянскому языку - 4, по арифметике - 4. Получивших наград не было. Получившие свидетельства учились 3 — 5 л. Не окончившие курса учишь до 2 лет. Обозревал училище 1 раз инспектор народных училищ. Обучения ремеслам и рукоделию нет. Воскресных бесед и чтений нет» (Владимирский Земский сборник 1884. № 12. Декабрь.).

Священник села Мордыш, Иоанн Сергиевский 23 августа 1913 года, утонул.
Священник села Шегодского, Юрьевского уезда, Сергий Шерышев, 4 сентября 1913 года, перемещен в село Мордыш.
В Суздальском уезде раскол старообрядчества очень незначителен по числу. В 1-м благочинническом округе проживает одна раскольница по спасову согласию, вдова 60 лет, ее сын Петр, хотя и крещен и венчан в Православной церкви, но ни сам он, ни жена его в Церковь православную не ходят и священника с крестом в дом не принимают, проживают все они в селе Мордыше.
6 февраля 1916 г. псаломщик с. Глумовской Новоселки, Юрьевского уезда, Михаил Сергиевский перемещен в с. Мордыш, с возведением в сан диакона.






Никольская церковь в селе Мордыш

Никольская церковь в с. Мордыш выстроена на подъеме церковной архитектуры. Еще сильно влияние патриархальных и своеобразных суздальских храмов с их искусной выделкой мастерами каменщиками и разнообразием наличников и узоров, устоявшимися канонами в пропорциях, апсидами, напоминающими старые деревянные церкви с гранями, обусловленными естественным использованием прямолинейных бревен. Тем не менее, новые московские моды и тенденции не обходят стороной и глубинку. Это приподнятый восьмиугольный основной объем, строгая и внушительная колокольня, то и дело встречающиеся на фасадах треугольники античных портиков, как элементы классицизма.
Трапезная для большей вместительности уширена приделами с обеих сторон и перекрыта сложной крестово-купольной системой сводов, к сожалению большей частью на сегодняшний день обрушившихся.
Фресок почти нет, зато Никольская церковь один из немногих храмов, полы которого со всей тщательностью выложены мозаикой, которая сохранилась под «культурным» слоем. Смальты подобраны белых, нежно голубых и бирюзовых оттенков.

«Я, гр. Кантов Ник. Ник. служитель религиозного культа с. Мордыш, Суздальского района, снимаю с себя сан священно-служителя и хочу заняться физическим трудом, с 21 января 1930 г.» («Призыв», 4 февр. 1930 г.).
Одновременно с делом о закрытии церкви в с. Крапивье разбиралось дело церкви в с. Мордыш.
В нач. июля 1931 г. верующие этого села написали письмо во ВЦИК с жалобой на налоговое переобложение и закрытие храма (у верующих уже требовали ключи от здания). Комиссия по делам культов при Президиуме ВЦИК потребовала у облисполкома разобраться с жалобой. Ответа не было. Тем временем сельсовет уже приступил к снятию колоколов, о чем верующие 2 декабря снова информировали ВЦИК. 3 декабря Комиссия велела облисполкому ответить в 5-ти-дневный срок.
8 декабря облисполком потребовал у райисполкома «немедленно отменить незакономерные действия сельсовета о закрытии церкви и снятии колоколов», а также отменить распоряжение райисполкома об изъятии ключей от церкви, т.к. постановления облисполкома об этом еще не было; церковь со всем имуществом немедленно передать в пользование группы верующих. При этом облисполком просил сообщить в общем-то всю информацию, необходимую для закрытия: расстояние до ближайшего молитвенного здания того же культа, размер и состояние последнего, план использования церкви в с. Мордыш, проект переустройства, сведения о необходимых и имеющихся в распоряжении суммах на переустройство, численность населения села (в т.ч. совершеннолетних), сумма налоговой задолженности на декабрь.
27 декабря райисполком сообщил облисполкому, что «церковь передана в пользование группы верующих. Одновременно райисполком через сельсовет предложил церковному совету в 10-ти-дневный срок уплатить задолженность по налогам со строения за 1931 г. в сумме 792 рубля и пеню в сумме 768 рублей… Налог исчислен правильно в соответствии с циркуляром НКФ от 20/2.- 31 г. В случае неуплаты в указанный срок президиумом РИК будет поставлен вопрос о расторжении договора с группой верующих на пользование молитвенным зданием, а также будет приступлено к определению дальнейшего назначения молитвенного здания».
Тем временем, 5 января 1932 г. президиум Мордышского сельсовета, заслушав сообщение о наличии у общины налоговой задолженности в сумме 1560 рублей, постановил «ходатайствовать перед РИКом» о передаче здания «в пользование народа», под ссыпку зерна, тем более что после большого пожара 1930 г. в селе ощущается острая нехватка помещений, а церковь более года не работает. 8 февраля того же года президиум Суздальского райисполкома утвердил постановление сельсовета на основании указанных аргументов, добавив от себя, что ближайшая действующая церковь находится в с. Воскресенская Слободка (1,5 км).
26 апреля 1932 г. Комиссия по рассмотрению религиозных вопросов при президиуме облисполкома постановила: т.к. общиной не погашена задолженность, заявлений о передаче церкви в пользование других общин не поступало и местный колхоз просит передать церковь под склад – договор расторгнуть, церковь как молитвенное здание ликвидировать с передачей его колхозу под указанные цели.
Верующие опротестовали закрытие, поэтому 8 декабря 1932 г. Комиссия по делам культов при Президиуме ВЦИК потребовала у облисполкома расписать долги и сообщить, в чьем пользовании церковь с. Мордыш в настоящее время. 17 декабря облисполком перенаправил письмо в райисполком. И только 8 января 1933 г. облисполком сообщил во ВЦИК, что у общины с. Мордыш недоимка в сумме 657 рублей за 1932 г., за все остальные годы платежи поступили.
Постановление облисполкома не содержало всей необходимой информации для ликвидации храма, поэтому 4 марта 1933 г. Комиссия по делам культов при Президиуме ВЦИК запрашивает само постановление облисполкома о закрытии, а не только выписку из него, а также спрашивает, где находится ближайшая к Мордышу действующая церковь. 1 апреля облисполком ответил, что ближайшие церкви в с. Воскресенская слободка (1 км) и с. Фомиха (3 км).
21 апреля Комиссия затребовала план использования церкви, на что 13 июня 1933 г. облисполком неожиданно написал во ВЦИК, что по сообщению Суздальского РИКа от 12/5. – 33 г. церковь в пользовании верующих, вопрос о ликвидации не ставится, а только прорабатывается.
13 августа 1934 г. на заседании президиума Ивановского облисполкома снова поставили вопрос о расторжении договора с общиной верующих церкви в с. Мордыш Суздальского района и постановили: «Принимая во внимание, что община не погасила задолженности по налогам в сумме 1012 руб. за 1933/1934 г. без начисления пени, заключенный с этой общиной договор на пользование церковью расторгнуть, поручив Суздальскому райисполкому объявить настоящее постановление верующим с соблюдением ст. 44 постановления ВЦИК и СНК от 8/IV – 1929 года «О религиозных объединениях» и выполнить ст. ст. 34 и 35 указанного постановления ВЦИК и СНК, не допуская ликвидации этой церкви без санкции президиума облисполкома».
1 апреля 1935 г. ВЦИК запросил облисполком о Никольской церкви в с. Мордыш, закрытой и опечатанной за недоимки в сумме 1776 рублей. При этом верующие считали такую сумму завышенной и утверждали, что все платежи уплачены полностью и в срок. 27 мая 1935 г. облисполком подтвердил, что расторг 13 августа 1934 г. договор с общиной верующих, т.к. долг по налогам со строения за 1933 и 1934 гг. составлял по 506 рублей (итого 1012 рублей без пеней), а т.к. церковь продолжала оставаться в пользовании верующих, то за 1935 г. начислено 764 рубля (итого 1776 рублей). Корень же проблемы заключался в том, что в 1928/1929 г. с церкви взимался налог в сумме 288 рублей, а теперь верующие были недовольны повышением платежей, что и стало причиной появления долга. С точки зрения закона платежи не должны были повышаться. Одновременно облисполком дал указание Суздальскому РИКу выполнять ст. 34 и 35 постановления ВЦИК СНК от 08. 04. 1929 г. «О религиозных объединениях» и не допускать ликвидации Никольской церкви без санкции Президиума облисполкома, а в случае необходимости, то и Президиума ВЦИК. 21 июня 1935 г. ВЦИК потребовал у облисполкома срочно выслать материалы о расторжении договора по с. Мордыш. А уже 29 июля от облисполкома пришло извещение, что «по сообщению Суздальского РИКа от 9. 07.1935 г. за № 0-44, церковь в с. Мордыш находится в пользовании религиозной общины, т.к. последняя уплатила всю числящуюся за ней недоимку по налогам. Вопрос считаем полностью урегулированным».
25 октября 1937 г. был арестован настоятель храма в с. Мордыш Суздальского района Петров Сергей Акимович, в монашестве Софроний. Он, якобы, «будучи непримиримым врагом Советской власти и стоящий на позициях буржуазно-монархической системы государственного устройства, в период 1934-1937 гг. вел активную контрреволюционную деятельность. Из активных церковников, враждебно настроенных по отношению к Советской власти, организовал антисоветскую группу, практической контрреволюционной деятельностью которой и руководил. Среди активных церковников воспитывал и разжигал ненависть к Коммунистической партии и Советской власти, а так же террористические намерения и злобу по отношению к их руководителям. Среди населения с. Мордыш систематически вел контрреволюционную и повстанческую агитацию, заявляя о необходимости организации восстания и свержения Советской власти. Одновременно дискредитировал хозяйственные и политические мероприятия Советской власти, в частности систему колхозного строительства. Кроме того, как Петров, так и участники контрреволюционной группы, созданной им, среди населения распространяли провокационные слухи, добиваясь ослабления доверия колхозных масс к Советской власти и противопоставления их последней».
«В марте 1937 г. поп Петров вел антисоветскую и антиколхозную агитацию в помещении сельского совета, в присутствии нескольких лиц, клеветнически заявляя, что политика Советской власти направлена на ухудшение жизни колхозного крестьянства. В апреле 1937 г. в доме церковника Парфенова Александра в присутствии нескольких лиц Петров высказывался за необходимость организации восстания против Советской власти, заявляя, что почва для этого в народе созрела и что Советская власть долго не продержится. Петрова поддерживала активная церковница Наумова Зиновия. Аналогичную антисоветскую агитацию в группе лиц также в доме Парфенова Петров вел и в мае 1937 г. В том же мае 1937 г., ведя антисоветские деяния с церковником Князевым Степаном, Петров заявлял, что зажиточную жизнь народу, крестьянству может дать только буржуазно-монархическая власть. Тот же Петров систематически проводил нелегальные крещения детей, без разрешения и согласия их непосредственных родителей. Только по его собственному признанию, он произвел до 40 таких крещений. В предъявленном ему обвинении полностью признал себя виновным».
Дело примечательно тем, что к нему подшит донос председателя Мордышского сельсовета. В нем сообщается о неосторожно оброненных словах священника и старосты храма Зиновии Наумовой про колхозную жизнь в сравнении с дореволюционными временами. Протоколы допроса не могут служить свидетельством поведения обвиняемого на следствии. Страницы, написанные следователем, сплошь состоят из газетных штампов:
«… Я непримиримый враг Советской власти, не желающий и не могущий примириться с общественно-политическим устройством в СССР. Я стою на позициях буржуазно-монархического строя… Я систематически вел контрреволюционную деятельность… Я систематически вел контрреволюционные разговоры, использовав для этой цели их религиозные предрассудки…».
16 ноября 1937 г. Софроний Петров приговорен к расстрелу.

По данным Суздальского райисполкома, в 1940-1941 гг. храм в Мордыше не функционировал, но при этом не был официально закрыт, его закрыли только в 1948 г.; колокола были сброшены и увезены на переплавку. В храме был создан клуб колхоза им. Батурина, после закрытия клуба большое церковное паникадило было перевезено в клуб с. Павловского. В церкви с 60-х гг. стали хранить газовые баллоны.
Статус памятника архитектуры Никольская церковь получила в 1968 г.


Местная Религиозная Организация Православный Приход Свято-Никольского Храма села Мордыш Суздальского района Владимирской области Владимирской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) зарегистрирована 3 июня 2005 г.
Фасады храма отремонтированы, побелены. Главы устроены заново. В палатке при колокольне устроена современная газовая котельная, зимой храм отапливается.
Руководитель организации: настоятель, председатель приходского совета Зотов Юрий Александрович (о. Георгий).
Адрес: Суздальский район, село Мордыш, ул. Школьная, д. 3


Село Васильково. Вид с села Мордыш

Село Мордыш. Вид с д. Раменье

Актовые печати князя Михаила

Актовые печати остаются редкими находками на археологических памятниках центральных районов Ростово-Суздальской земли. В Суздале и Ростове за всю историю их археологического изучения найдено лишь по 2 печати, 6 находок происходит из Владимира. Основным источником новых сфрагистических поступлений в этом регионе в последние десятилетия являются несанкционированные раскопки и сборы частных лиц. Потенциал подобных находок как исторических источников в значительной степени обесценивается отсутствием точных географических привязок и недокументированным археологическим контекстом. Среди немногочисленных вновь найденных печатей, полученных в результате научных полевых исследований и имеющих в силу этого надежный археологический паспорт, – булла с селища Мордыш 1 на р. Нерль.

Печать обнаружена в 2012 г. в ходе обследования селища на распаханной поверхности вместе с большой серией средневековых вещей и керамики. Ее диаметр - 23-27 мм, толщина 2,0-2,5 мм. На одной стороне печати помещено изображение архангела Михаила в рост с жезлом в правой руке и со сферой в левой. Справа, под крылом, колончатая надпись «МIХАIЛ», вокруг точечный ободок. На другой стороне печати изображение св. Георгия в полный рост с копьем в правой руке и со щитом в левой. Слева колончатая зеркальная надпись «ГЕОРГIО», надпись справа («О АГIОС») не видна, вокруг точечный ободок.


Актовая печать, найденная на селище Мордыш 1

Тип печатей с изображениями святых на обеих сторонах составляет наиболее многочисленный разряд в древнерусской сфрагистике XI–XIII вв. Н.П. Лихачев, а вслед за ним В.Л. Янин убедительно атрибутировали их как личные печати князей. При этом на одной стороне буллы оттискивалось изображение святого патрона князя, а на другой – его отца. Владелец печати, обнаруженной на селище Мордыш 1, таким образом, именовался Михаилом Юрьевичем или Юрием Михайловичем. Представляется возможным отнести ее к заметной фигуре в политической истории Руси 1160–1170-х гг., одному из младших сыновей Юрия Долгорукого, князю Михалке Юрьевичу.
Известно уже две печати, оттиснутые теми же матрицами, что и публикуемая булла, но ранее не была проведена их персональная атрибуция. Первая обнаружена на Новгородском городище, вторая – на селище Могутово 2 в Щелковском р-не Московской области.


Актовая печать Михалки Юрьевича. Прорись И.В. Волкова по 3 экземплярам

Селище Мордыш 1 входит в состав Васильковского археологического комплекса – крупного гнезда средневековых поселений на правом берегу Нерли между Суздалем и Владимиром. Комплекс включает четыре компактно расположенных селища общей площадью 23 га, небольшое мысовое городище с культурным слоем железного века и средневековья и остатки нескольких курганных групп с частично сохранившимися или полностью снивелированными насыпями. А.С. Уваровым в 1851 г. здесь было исследовано около 300 курганов. Период существования центрального поселения – селища Васильково 1 (площадь его около 13 га) охватывает X–XIII вв., включая вторую половину этого столетия. Селище Мордыш 1, отделенное от Васильково 1 небольшим оврагом, внешне ничем не выделяется среди общей массы суздальских селищ. Площадь его составляет около 6 га, а большинство собранных здесь находок – в коллекции около 130 предметов – можно считать обычными для сельских поселений XII–XIII вв. Тем не менее, помимо печати в коллекции выделяется еще несколько предметов, не характерных для повседневного обихода рядовых сельчан. Это бронзовая книжная застежка, целый энколпион, фрагменты крестов-складней и фрагмент украшения белого металла (серебра?), декорированного зернью, возможно, колта.


Вещевые находки с селища Мордыш 1

Присутствие на ряде селищ Суздальского Ополья некоторых категорий вещей, не соответствующих традиционным представлениям об уровне бытовой культуры и потребления рядового сельского населения, было выявлено в последние годы после первичной систематизации большой коллекции средневековых вещевых материалов, собранных в ходе обследований и раскопок. Серии подобных вещей зафиксированы на 25 поселениях, обследованных в 2001–2011 гг. Условия находки не позволяют установить связь печати с изображением архангела Михаила и св. Георгия, найденной на селище Мордыш 1, с конкретными сооружениями или усадьбами. Однако следует отметить, что перечисленные артефакты, выделяющиеся из «обычного» набора, обнаружены на одном участке размером 45 х 10 м. Таким образом, актовую печать из Мордыша нельзя рассматривать как обособленную находку, она представляет собой часть комплекса вещей, включавших дорогие украшения, книги и предметы личного благочестия со сложной символикой. Набор «статусных» предметов с селища Мордыш 1 пополняет серию вещевых комплексов, которые могут быть идентифицированы как свидетельства присутствия социальной элиты на сельских поселениях Суздальского Ополья.

Владельца печати с изображением архангела Михаила и св. Георгия следует искать среди князей с соответствующими крестильными именами. В числе князей, занимавших столы в Ростово-Суздальской земле в XII–XIII вв., известен лишь один, на печати которого можно было ожидать подобное сочетание патрональных святых. Это Михалко Юрьевич, младший брат Андрея Боголюбского, приглашенный владимирцами на княжение после смерти Андрея, изгнанный из Владимира в 1175 г. своими племянниками, Мстиславом и Ярополком Ростиславичами при поддержке ростовцев и вновь вернувший себе владимирское княжение летом 1175 г.

Появление документов, скрепленных печатью Михалки Юрьевича, можно с большой долей вероятности относить к непродолжительному периоду его правления во Владимире и связывать с новой регламентацией административного управления и имущественных отношений после изгнания Ростиславичей.

При исключительном обилии археологических материалов второй пол. XII в. на территории центра Ростово-Суздальской земли, среди этих древностей почти нет находок, непосредственно связанных с политическими потрясениями 1174-1176 гг., когда статус Владимира как доминирующего центра на короткое время оказался поколеблен, а перспектива сохранения Ростово-Суздальской земли как консолидированного политического образования с сильной княжеской властью была поставлена под вопрос. Печать Михалки Юрьевича - одно из немногих археологических свидетельств этих событий.
Макаров Н.А., академик РАН, Гайдуков П.Г., чл.-корр. РАН

Источник:
1. Добронравов, Василий Гаврилович (1861-1919). Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 1]. Владимир и Владимирский уезд / Сост. В. Добронравов и В. Березин. - 1893. - 283 с.
Храмы и часовни Суздальского района
История Суздаля и Суздальского района.
Князь Михаил Юрьевич (Михалко).
Село Васильково.
Деревня Раменье
Село Воскресенская Слободка
Село Заполицы
Категория: Суздаль | Добавил: Николай (30.05.2015)
Просмотров: 6146 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru