Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
05.12.2016
11:26
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 194

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [396]
Суздаль [151]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [101]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [60]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [22]
Гусь [31]
Вязники [82]
Камешково [24]
Ковров [28]
Гороховец [14]
Александров [44]
Переславль [35]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [14]
Религия [1]
Иваново [10]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [5]

Статистика

Онлайн всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Суздаль

Село Васильково, Суздальский район

Село Васильково

Васильковский археологический комплекс – крупное гнездо средневековых поселений на правом берегу Нерли между Суздалем и Владимиром. Комплекс включает четыре компактно расположенных селища общей площадью 23 га, небольшое мысовое городище с культурным слоем железного века и средневековья и остатки нескольких курганных групп с частично сохранившимися или полностью снивелированными насыпями.
- Городище «Городок», р.ж.в., X-XIII вв. 0.15 км. к северо-востоку от северной окраины села, мыс правого коренного берега р. Нерль при схождении двух оврагов, 0.3 км. от русла. Площадка овальной в плане формы, размерами 40х35 м., возвышается над поймой на 10-14 м. С напольной северо-западной стороны сохранились вал высотой 1.0-1.5 м. при ширине в основании 8 м. и ров глубиной 1 м. при ширине 2-4 м. В средней части системы укреплений перемычка въезда шириной 3-4 м. Исследовано (Н.Л. Щелокова, 1974 г.; Т.Ф. Мухина, 1980 г.) ок. 400 кв. м. Для нижних горизонтов культурного слоя характерна лепная керамика с сетчатыми отпечатками на внешней поверхности, дьяковской культуры. Здесь найдены также кремневый наконечник стрелы и обломки глиняного грузила. В верхних горизонтах слоя, кроме описанной выше дьяковской керамики, обнаружены обломки лепной и гончарной древнерусской посуды и другие предметы X-XII вв. Хрустальная многогранная и глазчатая бусины, шиферное пряслице и др. По мнению А.Е. Леонтьева, они могли попасть сюда случайно, с соседнего селища. Разрез вала показал, что укрепления были сооружены в р.ж.в. и в последующее время не подновлялись.
- Васильково. Селище, X-XIII вв. 0.3 км. к востоку от села, 2 км. к юго-западу от с. Мордыш, правый берег р. Нерль, 0.2 км. к юго-востоку от городища. Размеры 300х200 м. Исследовано (Т.Ф. Яковлева, 1977, 1978 гг.) 220 кв. м. Керамика лепная и гончарная древнерусская, железные ножи, шило, рыболовный крючок, обломок проушного топора, бронзовые крестик, височное кольцо с заходящими концами, костяные проколки, шиферное пряслице. Выявлены остатки полуземляночной постройки размерами 4х4 м.
- Древнерусское селище «Васильково – 1», X-XII вв.
- Древнерусское селище «Васильково – 2». X-XII вв.
- Меряно-славянское селище «Васильково – 3», IX-XIII вв.
- Древнерусское селище «Васильково 4», X-XII вв.
- Курганный могильник «Панки», X-XIII вв. Правый берег р. Нерль. Состоял из трех групп, насчитывавших более 300 курганов; сохранились 30 насыпей высотой 0.3-0.6 м., диаметром 4-6 м., с кольцевыми ровиками у основания, 14 из которых имеют следы старых раскопов колодцем. Исследовано (К.Н. Тихонравов, 1852 г.; А.Ф. Дубынин, 1927 г.; В.П. Глазов, 1968 г.) ок. 300 курганов с трупоположениями и трупосожжениями. Преобладали захоронения, совершенные по обряду трупосожжения. Остатки кремации помещались на горизонте или в насыпи вместе с остатками погребального костра. В некоторых курганах выявлено по два трупосожжения, располагающихся в два яруса. Иногда захоронения остатков кремаций перекрывались трупоположениями. В отдельных курганах, наряду с человеческими, встречены пережженные кости лошади и другие животных. Сопровождающие находки чаще всего лежали в слое жженых костей и угля. Некоторые найденные предметы несут следы воздействия огня, но большинство вещей помещалось в могилы после кремации. Погребения по обряду трупопожения помещались в неглубоких подкурганных ямах, имели западную (в одном случае северную) ориентировку. В нескольких случаях погребенные находились в дубовых гробах. Отмечены захоронения с конем. Среди находок в женских погребениях разнообразные височные кольца: бронзовые трехбусинные и однобусинные, перстнеобразные, золотое проволочное с красной пастовой бусиной. Ожерелья, найденные в могилах, состояли из разноцветных стеклянных и сердоликовых бус бронзовых подвесок с различными узорами, бубенчиков, лунниц, крестиков, подвесок из монет, имевших приклепанные ушки или отверстия для крепления. Одна монета найдена возле руки погребенного. Монеты арабские, византийские, западноевропейские Х - нач. ХI в. Найдены шейные гривны бронзовая витая и узорчатая плетеная из серебряной проволоки. Среди браслетов есть разноцветные стеклянные, бронзовые проволочные с разомкнутыми и закрученными концами, гладкие, витые из бронзы и серебра. Разнообразны перстни пластинчатые, проволочные, широкосрединные завязанные, щитковые. Среди находок есть скорлупообразные фибулы скандинавского типа, серебряная цепочка, костяные гребни, поделки из янтаря. В мужских погребениях обнаружены детали поясного набора и оружие. Один кожаный пояс украшали 69 бронзовых бляшек, второй 62 бляшки с изображениями голов животных. Часты находки топоров, несколько реже встречались наконечники копий, стрел и предметы конского снаряжения: удила, стремена, пряжки. Из орудий труда и бытовых предметов встречены серпы, сошник, ножницы, рыболовные крючки, ключи. Найдены весовые гирьки и весы с коромыслом. Находки глиняной льячки с железной ручкой, тиглей и бронзовых слитков говорят о наличии среди погребенных мастеров-ювелиров. Ножи встречались и в мужских, и в женских захоронениях. На груди одного из погребенных сохранилась часть ворота одежды из золотистой паволоки, отороченной узким позументом на берестяной подкладке. В некоторых погребениях по обряду трупосожжения найдены ритуальные предметы глиняные кольца и изображения звериных (медведя или бобра) лап, в одном кургане пять изображений змеек, вырезанных из тонкого листового железа.

Село Васильково. Вид с села Мордыш


Село Васильково


Село Васильково. Вид со стороны села Порецкое

Село Васильково. Вид со стороны села Мордыш

Село Васильково. Вид со стороны д. Раменье

«Село Васильково отъ Владимира 20 верстъ, а отъ Суздаля 16 верстъ, при реке Нерли».

Зимой 1238 г. часть татаро-монгольских орд от Владимира направилась к Суздалю, выжигая и разграбляя всё на своём пути. К юго-востоку от Суздальского кремля находились укрепление, называвшиеся - Большое Городище (сейчас село Якиманское) и Малое Городище (село Спасское городище).
Татаро-монголы встали лагерем на месте, где до 1960-х гг. существовало село Батыево («Село Батыево отъ Владимiра въ 20-ти верстахъ, а отъ Суздаля въ 14-ти верстахъ, при ръчкъ Уловкъ»). Малочисленная суздальская дружина пыталась задержать врага в первом на пути татаро-монгол - Большое Городище (с. Якиманское). Силы были слишком неравны и все суздальцы геройски погибли. Здесь под холмом нашли вечное упокоение тела погибших русских витязей. Татары похоронили своих убитых под курганом на месте своего становища, где потом и появилось село Батыево. В 1835 г. на Батыевом кургане был построен каменный храм Воскресения Христова с приделами во имя Михаила Архангела и Николая Чудотворца, на средства коммерции советника, московского 1-й гильдии купца Михаила Ивановича Титова, владевшего в то время частью села Батыево. Её развали ещё были видны в кон. 1980-х гг.
Народное предание вспоминает это место летописи следующим образом: «Егда злочестивый и безбожный татарский Царь Батый, разоряя Русскую землю войною, взя славный град Владимир мечем, и оттуду со всею своею богомерзкою подвижеся силою ко граду Суждалю, хотя его себе покорити и разорити, и не доходя до него за несколько поприщь постави стан свой (где бысть стан безбожнаго Батыя, ныне ту село имеется называемо Батыево) и из того исходя стана, творяше войну с воинством Суждальским». Историч. Собр. О гр. Сужд. Ан. Федорова, стр. 95

Из исторических источников известно старое название села - Висильки, которое возникло, по преданию, от того, что татарские баскаки вблизи села казнили через повешение трёх русских, которые не в состоянии были уплатить положенной дани. На том месте, где по преданию, вешали баскаки несостоятельных данников, существуют курганы. В районе курганов Тихонравовым были раскопаны и христианские погребения (трупоположения в гробах, лицом на восток, со сложенными на груди руками).
Село было пожаловано Владимирскому Рождественскому монастырю в 1506 г. великим князем Василием Ивановичем (акт пожалования был подтверждён царём Иваном IV Васильевичем в 1534 и 1551 гг.). Васильково, как и Улово, находилось в собственности монастыря до передачи государству монастырских вотчин в 1764 г.
Открытая в самом кон. XIX в. сельская школа просуществовала более полувека и была закрыта через некоторое время после укрупнения колхозов, когда в нач. 1950-х гг. васильковский колхоз "Красный пахарь" и уловский колхоз им. МОПР были объединены с порецким колхозом им. Калинина.
В XIX - и первой четв. XX в. входило в Городищевскую волость Суздальского района, затем в 1924 - 1929 гг. в Борисовскую волость Владимирского района. С 1930 г. относилось к Павловскому сельсовету, а с 2006 г. входит в Павловское сельское поселение.

Церковь Илии Пророка

Ильинская церковь с колокольней стоит в центре села Васильково на главной улице и являлась бы доминантой живописных окрестностей поймы реки Нерли, но типовая архитектура и скудость каких либо искусных находок зодчих не дают ей такой возможности.
Холодная каменная церковь в селе Васильково во имя св. пророка Божия построена в 1868 г. усердием прихожан при ней тёплая каменная трапезная с двумя престолами: в честь Покрова Пресвятыя Богородицы и в честь св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, построена также усердием прихожан в 1877 г. Колокольня каменная.
«Причтъ-штатъ: священникъ и псаломщикъ. При церкви земли: усадебной одна десятина, пахатной и сенокосной 33 десят. Планъ и межевая книга имеются. отъ земли и за требоисправления причтъ получаетъ дохода до 400 руб. сер. Въ годъ. Для священника – домъ церковный; псаломщикъ живетъ на квартире.
Приходъ состоитъ изъ одного села, въ коемъ 128 дворовъ, 315 душъ мужескаго пола, а женскаго пола 345 душъ».

В 1968 г. была признана памятником архитектуры.
Престолы: Илии Пророка, Иоанна Предтечи, Покрова Пресвятой Богородицы.

17 августа 1999 г. был зарегистрирован приход Свято-Ильинского храма села Васильково Суздальского района Владимирской области Владимирской Епархии Русской Православной Церкви. Руководитель религиозной организации – Зотов Юрий Александрович (Церковь Святителя и Чудотворца Николая в с. Мордыш.


Село Улово

- Мерянское селище VIII-X вв., древнерусское селище «Уловское» XI-XIII вв. 0.2 км. к северо-западу от церкви с., левый берег р. Уловка. Керамика лепная неорнаментированная, мерянского типа.

«Село Улолъ (или Улово) отъ Владимира 20 верстъ, а отъ Суздаля 10,5 верстъ, при речке Уловке».


Пруд на речке Уловка

Село Улово расположено в юго-восточной части Суздальского ополья на высоком левом берегу речки Уловки, впадающей в реку Нерль между сёлами Порецкое и Васильково. С севера естественной границей села является ручей Озмеинец, протекающий в глубоком овраге и в настоящее время почти пересохший. Имеющее многовековую историю Улово окружено другими старинными сёлами, ближайшими из которых являются Порецкое, Васильково, Заполицы, Мордыш, Павловское и Борисовское.

Современное название села происходит от более ранних его названий - Улол, Улоло, Улала, значение которых неясно.
Старинные сёла ведут своё летосчисление обычно с даты, которая впервые упомянута в каком-либо дошедшем до нас документе. Применительно к Улову таким документом считается несохранившаяся грамота великого князя Юрия Даниловича, упоминаемая в описи архива Владимирского Рождественского монастыря 1721 г., а именно: "Грамота великого князя Юрьи Даниловича, жалованная на село Васильевское да на село Улолское; писана на хартье; году и месяца и числа не знать, все слиняло; за печатью". Эта грамота датируется предположительно 1317-1322 гг., когда московский князь Юрий Данилович был великим князем владимирским. Таким образом, село Улово существовало уже в первой четв. XIV в., когда Русь представляла собой ещё ряд политически самостоятельных княжеств, номинально объединённых под властью великого князя владимирского.
В писцовой книге 1628-1630 гг. имеются некоторые данные о селе Улала (так именовалось тогда Улово), входившем в Опольский стан Суздальского уезда и являвшемся вотчиной Рождественского монастыря во Владимире. В то время в селе было 42 крестьянских двора и одно монастырское строение. В центре села стояла деревянная церковь Ильи Пророка, которой принадлежало 4 двора. Улово находилось в собственности монастыря до 1764 г., когда все монастырские вотчины были изъяты в пользу государства и переданы в ведение Коллегии экономии. Земля не принадлежала государственным крестьянам, а находилась в собственности сельской общины, мирской сход которой проводил раздел общинных земель в пользование крестьянских семей.
Данные переписей населения (ревизий), проведенных в XVIII-XIX вв., показывают, что численность уловских сельчан постоянно увеличивалась и к 1897 г. составила 696 человек. В то время в сельской общине Улова числилось 124 двора. В общинном владении находилось всего 737 десятин удобной земли, в том числе пашни - 583, покосы - 42, под усадьбами - 21, выгоны - 60 и леса - 4 десятины.
До 1837 г. входило в Опольский стан, затем в 1-й стан Суздальского уезда.
В селе числилось 103 двора, 309 душ мужского пола, а женскаго пола 334 души.
Октябрьская революция 1917 года не разрушила крестьянскую общину и общинное землевладение сохранялось в Улове до периода коллективизации, когда были устранены сами условия существования общины как объединения крестьян-единоличников по совместному пользованию землёй.
До 1924 г. было в составе Городищевской волости Суздальского уезда. По постановлению ВЦИК от 8 мая 1924 г. Городищевская волость почти целиком вошла в состав Борисовской волости Владимирского уезда с центром в с. Борисовском, которая существовала до ликвидации в 1929 г. Перед Великой Отечественной войной входило в состав Павловского сельсовета.
Первый колхоз "Свой Труд" был организован в Улове 25 февраля 1930 г. На собрании был принят устав сельскохозяйственной артели, в которую вступили 97 крестьянских хозяйств. Этот колхоз просуществовал недолго и вскоре распался. Несколько позже в 1932 г. в селе был создан новый колхоз, получивший название "Имени МОПР". Этот колхоз просуществовал до начала 1950-х гг., когда было принято решение об укрупнении мелких хозяйств.
После укрупнения колхозов в 1950-х гг. Улово стало составной частью колхоза им. Калинина с центральной усадьбой в с. Порецком. В то время село относилось к Борисовскому сельсовету Владимирского района наряду с Порецким, Борисовским, Васильковом и Батыевом. Позже, по административно-территориальному делению Владимирской области на 1 декабря 1986 г. Улово входит уже в Порецкий сельсовет, который объединял тогда сёла Порецкое, Борисовское, Васильково, Воскресенскую Слободку, Заполицы, Мордыш и Улово.
С распадом колхозов уловчане полностью прекратили занятия сельским хозяйством. Не получило развития и фермерство и на всё село приходится лишь одно фермерское хозяйство. С прекращением хозяйственной жизни села оно постепенно превратилось в дачный посёлок. В настоящее время в Улове насчитывается около 140 домов, но круглый год в селе проживает не более 10 семей. Село становится многолюдным с наступлением весны, а осенью с началом учебного года и приближением холодов село пустеет и уловчане перебираются на "зимние квартиры" во Владимир, в Москву и другие места.
С 1 января 2006 г. село Улово вошло в Павловское сельское поселение, объединяющее 17 населённых пунктов Суздальского района.
В 2009 г. были начаты работы по газификации села. Был проложен магистральный газопровод, сделана подводка труб к домам, но пуск газа по неизвестным причинам задерживался до кон. 2011 г. Радостное событие в жизни уловчан произошло 31 октября - газ был пущен и в домах загорелись голубые огоньки газовых плит, а в некоторых заработали и системы отопления на газе.


Село Улово

В 2010 г. рядом с селом начато строительство двух коттеджных посёлков на площади около 100 га. Село превратилось в престижное дачное поселение.

Ильинская церковь

Каменная церковь в честь святого Пророка Илии с колокольней, построена в 1796 г. усердием прихожан вместо деревянной.
Главным престольным праздником села Улова был Ильин день (2 августа н.ст.). Позже, когда в храме появились два дополнительных престола в честь Покрова Пресвятой Богородицы и Архистратига Михаила, в селе стали праздновать ещё два престольных праздника - Покров (14 октября н.ст.) и Михайлов день (21 ноября н.ст.).
«Причтъ-штатъ: священникъ и псаломщикъ. Отъ земли и за требоисправления причтъ получаетъ дохода 425 р. с. Дома для причта церковные. Въ селе числится 103 двора, 309 душъ мужескаго пола, а женскаго пола 334 души».

Церковь села Улово была закрыта в 1930 г., и десятилетия использовалась как зерносклад колхоза затем объединенного колхоза им Калинина.
Статус памятника архитектуры был присвоен Ильинской церкви в марте 1974 г.
В наследство от колхоза имени МОПР остался остов церкви, обезображенный прорубленным в центральной апсиде проемом для парковки тракторов. Внутри помещения потолки были покрыты плотным слоем сажи - следствие длительного горения автопокрышек.
В 2008 г. храм был прибран, расчищен и перестал использоваться как гараж сельхозтехники, однако по-прежнему раскрыт, службы не проводились.
В 2010 г. жизнь уловского храма стала постепенно оживать стараниями владимирского священника Андрея Воскобойника. С участием жителей села была проведена уборка территории, по праздникам проводятся службы, есть планы по восстановлению полуразрушенного храма.
Восстановление Ильинской церкви курирует о.Андрей (Воскобойник), священник церкви Михаила Архангела на Студеной горе во Владимире.
При храме начала действовать приходская Воскресная школа летнего периода.

Рядом с Ильинской церковью в августе 2014 г. прошли "Дербенёвские посиделки". В этом храме венчались бабушка и дедушка Леонида Петровича. На земле своих предков Леонид Петрович начал строить дом, сюда каждый год приезжает вдова поэта Вера Ивановна: без участия этого самого преданного наследию Дербенева человека не обходится ни один фестиваль его имени.
На празднике звучат любимые всеми песни на стихи Леонида Петровича Дербенева. «Есть только миг», «Где же ты была?», «Я к тебе не подойду», «Ты помнишь, плыли в вышине и вдруг погасли две звезды», «Родная земля», «Ты на свете есть», «Разговор со счастьем», «Льется музыка», «У синего моря», «Лучший город земли», «Эвридики»… В течение всей его творческой жизни вышло около сорока пластинок с записями его песен. Леонид Дербенев написал более двух тысяч стихотворений, которые стали основой для сотен песен, написанных в содружестве с замечательными композиторами – Александром Флярковским, Арно Бабаджаняном, Александром Зацепиным, Максимом Дунаевским, Вячеславом Добрыниным. Многие звезды отечественной эстрады за честь почитали иметь в репертуаре его песни: Алла Пугачева, Михаил Боярский, Филипп Киркоров, Вячеслав Малежик, Маша Распутина…
Конечно, Леонид Дербенев – величина огромного масштаба. Не удивительно, что во Владимирской области проводится большое количество праздников, посвященных его творчеству. Несколько лет Дербеневские фестивали проходили в селе Новое Суздальского района, вот уже четыре года фестиваль исполнителей эстрадной песни имени Леонида Петровича Дербенева проходит во Владимире под крылом общественной организации «Милосердие и порядок», теперь эстафетную палочку подхватил фестиваль «Дербеневские посиделки» в селе Улово.
Высоко над речкой Уловкой лились прекрасные песни. Алексей Молдалиев, Артур Фирсов, Лариса Семина, Роман Васильев, Сергей Горшков, Надежда Горшенина, Ольга Кулистова, Михаил Барыкин, Евгений Гущин и другие исполнители еще раз напомнили всем гостям фестиваля и популярные, и слегка подзабытые песни Леонида Петровича. Этот летний фестиваль обещает быть ежегодным.

Рыбопромысловый участок на реке Уловка

Возведение двух больших плотин изменило вид речки Уловки - многие омута заросли, исчезли традиционные места купания сельчан и речка обезрыбила. Активное развитие платной рыбалки в водоёме площадью 22 га в Романовке привело к появлению в окрестностях села сотен автомобилей приезжих рыбаков, разрушению порецкой дороги и замусоренности прилегающей к селу территории.

Источник:
Зезюлёв В. Д. Село Улово в прошлом и настоящем: Материалы по истории села/В. Д. Зезюлёв.-М.,2006


Уловский лес


Село Мордыш.
Село Порецкое.
Деревня Раменье.
Храмы и часовни Суздальского района
История Суздаля и Суздальского района.
Городищи развитого средневековья Владимиро-Суздальского княжества.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Суздаль | Добавил: Jupiter (30.05.2015)
Просмотров: 949 | Теги: суздальский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика