Главная
Регистрация
Вход
Четверг
19.01.2017
17:54
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 220

Категории раздела
Святые [130]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [454]
Суздаль [178]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [120]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [31]
Юрьев [67]
Судогда [16]
Москва [41]
Покров [31]
Гусь [32]
Вязники [93]
Камешково [24]
Ковров [34]
Гороховец [15]
Александров [46]
Переславль [55]
Кольчугино [16]
История [13]
Киржач [19]
Шуя [24]
Религия [1]
Иваново [18]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [2]
Меленки [7]

Статистика

Онлайн всего: 20
Гостей: 20
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Суздаль

Церковь Воскресения Христова. Урочище Батыево

Село Батыево

Село было расположено на ручье Чертовик недалеко от автомагистрали Владимир - Суздаль и в 2-х км. от села Борисовского. «Село Батыево отъ Владимiра въ 20-ти верстахъ, а отъ Суздаля въ 14-ти верстахъ, при ръчкъ Уловкъ».

Малочисленная суздальская дружина пыталась задержать врага в первом на пути татаро-монгол – Большое Городище (с. Якиманское). Силы были слишком неравны и все суздальцы геройски погибли. Здесь под холмом нашли вечное упокоение тела погибших русских витязей. Татары похоронили своих убитых под курганом на месте своего становища, где потом и появилось село Батыево.
Народное предание вспоминает это место летописи следующим образом: «Егда злочестивый и безбожный татарский Царь Батый, разоряя Русскую землю войною, взя славный град Владимир мечем, и оттуду со всею своею богомерзкою подвижеся силою ко граду Суждалю, хотя его себе покорити и разорити, и не доходя до него за несколько поприщь постави стан свой (где бысть стан безбожнаго Батыя, ныне ту село имеется называемо Батыево) и из того исходя стана, творяше войну с воинством Суждальским».
/Историч. Собр. О гр. Сужд. Ан. Федорова, стр. 95/

Близ бывшего села Батыева, по дороге от Владимира к Суздалю, виден насыпной холм, который в народе известен под именем «Батыева Кургана».

- Курган. К югу от бывшего с. Батыево. Раскопан А.С. Уваровым в 1850-е гг., содержал погребения с оружием, дата и культурная принадлежность которого не определены.

Во 2-й пол. XVII – нач. XVIII вв. часть Батыева принадлежала боярину Петру Ивановичу Матюшкину. Затем владельцами стали его сыновья стольники Иван и Кирилл Петровичи Матюшкины. Эта семья владела своей половиной села Батыева до 1762 г., когда она была продана вместе с крестьянами московскому 1-й гильдии купцу Панкрату Васильеву Колосову за 1800 рублей".
/Найденов Н.А. Воспоминания о виденном, слышанном и испытанном.-М., 2007/
Батыево было единственным селом в уловской округе, в котором в течение столетия работала текстильная фабрика. Она была построена московским 1-й гильдии купцом Панкратом Васильевичем Колосовым, купившим часть села в нач. 2-й пол. XVIII в. вместе с приписанными к ней крестьянами, которые и стали впоследствии работать на новой фабрике.
В нач. XIX в. наследники П.В. Колосова продали свою часть Батыева вместе с фабрикой Михаилу Ивановичу Титову, при котором фабрика некоторое время не работала. В 1853 г. наследник М.И. Титова отпустил крестьян на свободу без земли и, за исключением нескольких семей, они были выселены в Тобольскую губернию. Принадлежавшая Титовым часть села с фабричными зданиями была продана крестьянину Владимирского уезда Петрову, который в свою очередь продал её в 1870 г. владимирскому купцу А.Н. Никитину.
Новый владелец фабричной части Батыева А.Н. Никитин вновь организовал в селе ткацкое производство, но позже в 1877 г. продал свой участок земли вместе с каменными корпусами и другими фабричными строениями крестьянину Усоеву, который не стал заниматься производством и распродал все строения на снос и вывоз. Так закончилась история текстильной фабрики в селе Батыево.

Эпидемия холеры. В село Батыево, Городищевской волости, 8-го августа 1893 г. приходил крестьянин села Улова, к своей сестре. Он работал в Москве, но по нездоровью отправился на родину; болезнь его выражалась поносом, который через 2 дня прошел. Прибывший о своей болезни никому не заявлял; 10-го августа обнаружилось 1-е холерное заболевание в Батыеве, именно заболел 1 крестьянин, который работал у сестры прибывшего из Москвы в то самое время, когда тот пришел. Дальнейшие заболевания наблюдались в домах, находящихся на значительном расстоянии от дома прибывшего; 12-го августа вечером заболела сестра его, а 14-го она скончалась; во время ее болезни многие заходили посмотреть на нее. И так, в виду того, что 1-й заболевший работал у сестры пришедшего и что последняя, видевшаяся с братом, тоже заболела, надо думать, что прибывший из Москвы страдал холерой, может быть, в легкой степени, заразил сестру, от которой заразились и другие, навещавшие ее во время болезни. Заболевания в с. Батыеве с каждым днем увеличивались в числе и 15-го августа вдруг заболело 11 человек. В виду такого быстрого распространения эпидемии, в Батыево был послан, согласно телеграмме председателя Суздальской земской управы, врач от губернского земства; до его прибытия, с самого начала эпидемии в Батыеве ежедневно бывал врач из Суздаля и постоянно жили там 4 фельдшера, 3 сиделки и 3 служителя. Народ довольно дружелюбно относился к лицам, пришедшим к нему на помощь. Больные почти без исключения охотно принимали лекарства. Изолирование больных от здоровых пришлось устроить не сразу, так как только к 20-му числу был совсем готов временный барак. Дезинфекция домов покойников и выздоравливающих производилась довольно тщательно каждый день. Хоронили умерших на общем кладбище, но со всеми предосторожностями. Само село Батыево, при общем населении 280 душ обоего пола, состоит приблизительно из домов 50, расположенных на возвышенном месте; между обоими порядками домов проходит широкая чистая улица, заросшая травой, не грязная. Дворы содержатся сравнительно чисто; во время эпидемии каждый домохозяин обязан был растворять ворота для проветривания. Питьевая вода берется жителями из колодцев, находящихся в селе, а также и из речки, протекающей около села. Вода в колодцах чистая, но жестка; в речке после дождей она бывает мутна. Как на одну из благодетельных мер, практиковавшихся в селе Батыеве, можно указать на улучшение пищи больным, сделанное за счет земства. В Батыеве народ вообще довольно бедный и не мог, конечно, на свои средства приобретать даже белый хлеб; в виду этого улучшение пищи особенно для выздоравливающих должно быть рассматриваемо как одно из полезнейших лекарств. Подобный пример был и в практике санитарных отрядов губернского земства: с началом выдачи даровой пищи, по указанию врача, в селе Ундоле вскоре началось уменьшение эпидемии. Эпидемия холеры в селе Батыеве продолжалась менее двух недель, причем только в первую половину своего развития она имела угрожающий характер. Всех больных было 48, из которых умерло 14, т.е. 29 %. Такой благоприятный результат получился, надо думать, благодаря своевременно принятым мерам, которые приводились в исполнение во всей желаемой полноте.

В 1897 г. в селе была открыта начальная школа.
Жители с. Батыева большей частью были каменщиками, летом отправлялись на заработки в Москву.

В нач. 1930-х гг. в селе насчитывалось 64 двора и около 350 жителей.
Во время кампании по укрупнению колхозов в 1950-е гг. село было признано неперспективным, жители разъехались, а через какое-то время был разрушен храм и разобраны последние дома.

Храм Воскресения Христова

Когда в первый раз была построена церковь в Батыеве,- неизвестно. В XVIII в. и до 30-х гг. XIX в. в селе существовала деревянная церковь в честь Воскресения Господня. об этом свидетельствуют: старинный серебропозолоченный, сохранившийся в церкви, потир 1731 г.; старинный Апостол, с надписью по листам: «сию книгу приложилъ села Батыева въ храмъ Воскресения Христова… подписалъ попъ Андрей Гавриловъ 1753 г.»; старинный Требник, с подписью по листам того же попа 1769 г. 3 февраля. Этого же года и месяца 25 числа вычеканена надпись на полиелейном колоколе. Старинный Типикон, с надписью по листам: «сия книга села Батыева церкви Воскресения Христова… подписалъ попъ Василий въ 1778 году марта 19 дня». На звезде шелкового фелоня вылито: «1781». На серебропозолоченной дарохранительнице значится 1781 год.

Каменный храм Воскресения Христова с приделами во имя Михаила Архангела и Николая Чудотворца был построен в Батыеве в 1835 г. на средства коммерции советника, московского 1-й гильдии купца Михаила Ивановича Титова, владевшего в то время частью села Батыево. Вот как описывали в самом кон. XIX в. Батыевскую церковь: "Наружный видъ и внутренность храма отличаются изяществом; хоры, какъ особенность въ сельскихъ храмахъ, придаютъ ему особенное величие и красоту. Престоловъ в церкви три: въ настоящей холодной въ честь Воскресения Христова, а въ тёплой, на правой стороне - во имя Архангела Михаила, на левой - во имя Святителя и Чудотворца Николая".
То что 1835 год был годом построения и освящения храма, видно было из надписи на деревянном восьмиконечном кресте, который имелся в церкви. «Въ 1835 году», говорила надпись, «ноября 25 дня на память святого Климента Папы Римскаго освящалъ (храм Воскресения Христова) Суздальскаго Спасо-Евфимиева монастыря Архимандритъ Парфений».

23 декабря 1867 г. села Борисовского священник Михаил Покровский и села Батыево священник Павел Язвицкий перемещены один на место другого.
«Причт-штат: священник и псаломщик. На содержание причта отведено 12 кв. саж. поперечнику и 56 длиннику усадебной земли; плана на эту землю нет; пахатной земли 28 десят. 785 саж. и сенокосной 3 дес.; неудобной под дорогами 843 саж. От земли и за требоисправления дохода причт получает до 300 руб. сер. в год. Священник живет в церковном деревянном доме, а псаломщик нанимает квартиру.
Приход состоит из одного села (кон. XIX века), в коем числится 47 дворов, 126 душ мужского пола, а женского пола 136».
В конце XIX в. на Батыевом Кургане стояла небольшая каменная часовня, а около неё, лежали огромные камни, служившие основанием видимо еще одной церкви. Старинный железный четырехконечный крест с коронкой наверху и подобием сердца по сторонам, как остаток древнего храма, увенчивали часовню.



Храмы и часовни Суздальского района

Храмы Суздаля.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Суздаль | Добавил: Jupiter (03.05.2015)
Просмотров: 584 | Теги: Церковь, суздальский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика