Главная
Регистрация
Вход
Вторник
21.11.2017
09:29
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 381

Категории раздела
Святые [133]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [719]
Суздаль [242]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [183]
Музеи Владимирской области [56]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [46]
Юрьев [100]
Судогда [31]
Москва [41]
Покров [52]
Гусь [46]
Вязники [121]
Камешково [46]
Ковров [132]
Гороховец [29]
Александров [132]
Переславль [83]
Кольчугино [21]
История [14]
Киржач [37]
Шуя [71]
Религия [2]
Иваново [28]
Селиваново [6]
Гаврилов Пасад [4]
Меленки [14]
Писатели и поэты [8]
Промышленность [15]
Учебные заведения [3]
Владимирская губерния [1]

Статистика

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Суздаль

Урочище Батыево Суздальского района. Церковь Воскресения Христова.

Село Батыево

Село Батыево было расположено на ручье Чертовик недалеко от автомагистрали Владимир - Суздаль и в 2-х км. от села Борисовского. «Село Батыево от Владимира в 20-ти верстах, а от Суздаля в 14-ти верстах, при рчк. Уловке».

«Близ села Малого-Городища имеется осыпь земляная акибы городовая (в которой ныне осыпи село стоит называемое Якиманское, и церковь построена деревянная, изрядная) о которой осыпи показывал словесно бывший в живых до 1745 года капитан Сергей Федоров Костеев помещик Суждальской, летами не младый и доснискания писания любопытный, сице: «егда злочестивый и безбожный Татарский царь Батый разоряя Русскую землю войною, взя славный град Владимир мечем, и оттуду со всею своею богомерзкою подвижеся силою ко граду Суждалю, хотя его себе покорити и разорить, и не доходя до него за несколько поприщ постави стан свой (где бысть стан безбожного Батыя, ныне ту село имеется называемо Батыево) именование сицево носяще, яко на том быст месте полчище Батыево (и из тою исходя стана, творяше войну с воинством Суждальским, которой в том месте, где ныне имеется близь села малаго-Городища осыпь, в которой есть село Якиманское) пребывающе отпор воинству Батыеву творяху».
Малочисленная суздальская дружина пыталась задержать врага в первом на пути татаро-монгол – Малое Городище (с. Якиманское). Силы были слишком неравны и все суздальцы геройски погибли. Здесь под холмом нашли вечное упокоение тела погибших русских витязей. Татары похоронили своих убитых под курганом на месте своего становища, где потом и появилось село Батыево.
Близ бывшего села Батыева, по дороге от Владимира к Суздалю, виден насыпной холм, который в народе известен под именем «Батыева Кургана».
Невдалеке, к юго-западу от села Батыева есть небольшая возвышенность, известная в народе под названием «Триречья» — три маленькие речки протекают мимо этой местности потому, вероятно, возвышенность эта и названа триречьем. Сюда, ежегодно в Троицын день жители села собирались для всевозможных игр и забав. Местность села «Батыева» заселена была еще в глубокой древности жителями — язычниками, у которых на месте триречья, вероятно стоял какой-то идол, в честь которого, в известное время приносились жертвы. Так обычай бывать на триречьи перешел от язычников к христианам.
К достопамятностям своего села Батыевские старожилы относили следующее. Невдалеке, в восточную сторону от села, где сосновая Батыевская роща, жил некогда именитый князь Роман. В одно время войско этого князя, под его личным предводительством, сразилось с каким-то неприятелем близ самого почти села Батыева и было разбито на голову. Сам князь быль убит, а имущество его расхищено. В доказательство этого факта батыевцы указывали на огромный курган, существовавший в Романовке (Местность с рощей раньше называлась Романовкой.). - Курган расположен к югу от бывшего с. Батыево. Раскопан А.С. Уваровым в 1850-е гг., содержал погребения с оружием, дата и культурная принадлежность которого не определены.
Около времени этих поисков — на месте, где, по преданию, была сеча князя Романа с неприятелем — причетником села Батыева С. Г. Орфеевым, совершенно случайно, найден был четырех-конечный крест, величиною с небольшим вершок. Крест этот состоит из двух досок верхней и нижней; доски привинчиваются одна к другой в верхнем и нижнем концах (как видно крест был с мощами). На лицевой стороне креста, на месте изображения распятия Господа стоит литое изображение воина, в короне), держащего в правой руке копье, а в левой щит (св. князь Владимир). В верхней части креста виден литой барельеф человека, держащего в правой руке скипетр, а в левой четырех-конечный крест. В правой части тоже фигура человека, в правой руке коего скипетр, а в левой держава. Дека этого креста находилась в деревянном кресте над могилой причетника Орфеева, погребенного при местном храме. Кроме этого, крестьяне сел: Батыева и Порецкого на полях около Романовки находили много битой глиняной и стеклянной посуды, ржавые мечи, ножи и т. п. вещи.

Во 2-й пол. XVII – нач. XVIII вв. часть Батыева принадлежала боярину Петру Ивановичу Матюшкину. Затем владельцами стали его сыновья стольники Иван и Кирилл Петровичи Матюшкины. Эта семья владела своей половиной села Батыева до 1762 г., когда она была продана вместе с крестьянами московскому 1-й гильдии купцу Панкрату Васильеву Колосову за 1800 рублей".
/Найденов Н.А. Воспоминания о виденном, слышанном и испытанном.-М., 2007/

Батыево было единственным селом в Уловской округе, в котором в течение столетия работала текстильная фабрика. Она была построена московским 1-й гильдии купцом Панкратом Васильевичем Колосовым, купившим часть села в нач. 2-й пол. XVIII в. вместе с приписанными к ней крестьянами, которые и стали впоследствии работать на новой фабрике.
Тяжесть крепостного права вызвала в XVIII в. крестьянские выступления на территории уезда. В марте 1765 г. возмутились крестьяне села Батыево, купленные мануфактуристом Колосовым к его московской шелковой мануфактуре. Он обращался к Московской губ. канцелярии о приведении в послушание крестьян Батыева дважды, но провинциальная суздальская администрация, по некоторым личным счетам с мануфактуристом, тормозила исполнение указов. Две роты Азовского полка, отправленные для усмирения, не исполнили заданий власти и вернулись ни с чем. В мае была отправлена другая команда с теми же инструкциями — «драк не чинить, брать под караул пристойным образом и увещевать, что видно они (крестьяне) указы истязания забывают», что вышли из послушания. Из следствия по этому делу выяснилось, что главными зачинщиками и подстрекателями бунта были «поп Андрей Гаврилов, да староста с. Тарбаева Прокофий Максимов», их в силу указа отрешили от должности.
В виду продолжающегося волнения и неуспехов воинских команд, 21 июня направляется из Владимира отряд из местного гарнизона под командой поручика Саблина. Он рапортует, что нашел только рогатины и прочее оружие и несколько крестьян, укрывавшихся в овинах и гумнах; арестованные были заперты в избу. В этот момент «неведомо откуда» явилась укрывавшиеся бунтовщики и с «набатным боем, дубьем, топорьем, с вилами и великими обнаженными ножами» отбили у команды оружие и требовали выдачи поверенных фабриканта — приказчиков Титова и Токарева. Их нашли, вытащили за волосы и начали «штыками и рогатинами колоть, обухами, дубинами и кольями бить и доколоть хотели и на мелкие куски изрезать». «А напоследок объявили, что в послушание к Колосову идти не хотят». Приказом обер-коменданта в Батыево направляется 28 июля 100 человек солдат. На этом делопроизводство кончается.
Здесь характерно указание, что в числе главных зачинщиков был «поп Андрей Гаврилов». Участие сельского духовенства будет особенно типично для бунтов Павловского времени. Сельский клир того времени вообще играет видную роль в истории крестьянского движения; священник пишет недовольным челобитье, ведет бунтующих к присяге в единомыслии, присутствует на тайных сходах и т. д. Это не покажется странным, т. к. в XVIII в. сельский священник был, по выражению одного помещика, «мужик — только грамотный» и над ним в значительной мере тяготела помещикова нагайка. Он еще не шел рука об руку с угнетателем и охотно примыкал к движению. В виду сильного участия духовенства в волнениях, Вологодский архиерей составил окружное послание, приглашая сельский клир не только «не принимать ни малейшего с ними участия, но вразумлять их, что обязаны они повиноваться владыкам своим не токмо кротким и благим, но и строптивым».
Безусловно, бунтовавшие крестьяне с. Батыева были силой оружия приведены «в должное рабское послушание господину своему» и бунт был ликвидирован.
В нач. XIX в. наследники П.В. Колосова продали свою часть Батыева вместе с фабрикой Михаилу Ивановичу Титову, при котором фабрика некоторое время не работала. В 1853 г. наследник М.И. Титова отпустил крестьян на свободу без земли и, за исключением нескольких семей, они были выселены в Тобольскую губернию. Принадлежавшая Титовым часть села с фабричными зданиями была продана крестьянину Владимирского уезда Петрову, который в свою очередь продал её в 1870 г. владимирскому купцу А.Н. Никитину.
Новый владелец фабричной части Батыева А.Н. Никитин в 1874 г. вновь организовал в селе ткацкое производство. Фабрика вырабатывала на 236 станах до 8000 штук миткалю. Рабочими на этой фабрике по преимуществу были Батыевские крестьяне. Все, кто только имел возможность работать, шли на фабрику. Фабрика давала работу и старому, и малому и во всякое время года; от фабрики кормились, одевались и оброк платили.
В 1877 г. продал свой участок земли вместе с каменными корпусами и другими фабричными строениями крестьянину Усоеву, который не стал заниматься производством и распродал все строения на снос и вывоз. По другим данным (газета «Владимирские Епархиальные Ведомости») фабрика эта перевезена в гор. Владимир и большая часть Батыевцев, привыкнув к фабричной жизни, последовала за ней во Владимир (из Владимира фабрика была перевезена на место современного пос. Оргтруд. См. Лемешенская мануфактура). Так закончилась история текстильной фабрики в селе Батыево.

«Село Батыево лежало в 14 верстах от города Суздаля, близ большой Владимиро-Суздальской дороги, на отлогой к югу возвышенности, при подошве которой протекает маленькая, но быстрая речка Уловка. Батыево состояло из трех порядков: два из них расположены вдоль отлогости, а третий на вершине ее. Все три порядка так расположены, что из окон каждого дома видно все село. Дома крестьян села Батыева своей постройкой наглядно доказывают бедность и неразвитость владельцев их — все они деревянные, крытые соломой, в три и два окна. Из ряда их, впрочем, несколько выдаются величиной, удобством помещения и отчасти красивой архитектурой дома местной сельской интеллигенции — церковный дом местного священника, дом церковного старосты и дом под питейным заведением. Батыево окружают близлежащие села: Павловское, Васильки, Порецкое, Борисовское и Улово. Величественный храм с колоссальной колокольней и с живописной полукаменной оградой вокруг него, прекрасный вид, особенно в юго-восточную сторону, по направлению к реке Нерли, сухая и здоровая местность ставят село Батыево, относительно окружающих его сел, в завидное положение.
С 1865 года, частая перемена «местных священников в селе Батыеве сильно отразилась на нравственной стороне батыевцев, от этого нравы их, так сказать, порасшатались. В настоящее время энергичный и преданный всецело своим пастырским обязанностям священник о. А. Похвалынский поучениями и домашними наставлениями привел батыевцев на надлежащий путь. Новый церковный дом для священника, недавно построенный обществом, есть как бы плод его пастырских трудов, — не большое и не богатое село нашло возможным хотя что либо сделать для своего священника.
Умственное развитие крестьян села Батыева довольно не удовлетворительно. Крестьяне по сие время не могут завести школы, и потому все почти неграмотны. В последнее время священник о. А. Похвалынский деятельно взялся за дело образования своих прихожан, — в собственном своем помещении открыл для желающих бесплатную школу. Но, к сожалению, охотников образования нашлось очень не много, да и те с заметным неудовольствием посещают школу. Вообще образование в среде батыевцев прививается с великим трудом.
Бытовая сторона батыевцев вообще довольно неказиста: недостаток во всем и бедность почти всюду и у всех; причиной этого, кажется, весьма скудный надел пахотной и сенокосной земли (от 4 до 5 мер на душу, как считают крестьяне); от того земледельческий труд с охотой меняется на ремесла. Крестьянам села Батыева выгоднее показалось, без риску на не урожай и другие несчастия и при сравнительно легком труде, почти всей семьей, с участием даже малолетних, в течение всего года, заниматься на фабриках. Правда, цифра дохода, приобретаемая батыевцами на фабриках лишь только покрывает первейшие надобности их, но за то этот недостаток выкупается, по мнению крестьян, точной цифрой оклада, без всякого почти риска на неудачу при земледелии.
Земля на полях батыевских хороша настолько, что при добросовестном труде может дать значительную прибыль — хлеб мог бы родиться сам 6-ть и более. На полях Батыева сеется рожь, овес, ячмень, не много гречи, лен, а преимущественно пшеница, которая родится сама 6-та и более («Владимирские Епархиальные Ведомости» Часть неофициальная 1880 г.).
Эпидемия холеры. В село Батыево, Городищевской волости, 8-го августа 1893 г. приходил крестьянин села Улова, к своей сестре. Он работал в Москве, но по нездоровью отправился на родину; болезнь его выражалась поносом, который через 2 дня прошел. Прибывший о своей болезни никому не заявлял; 10-го августа обнаружилось 1-е холерное заболевание в Батыеве, именно заболел 1 крестьянин, который работал у сестры прибывшего из Москвы в то самое время, когда тот пришел. Дальнейшие заболевания наблюдались в домах, находящихся на значительном расстоянии от дома прибывшего; 12-го августа вечером заболела сестра его, а 14-го она скончалась; во время ее болезни многие заходили посмотреть на нее. И так, в виду того, что 1-й заболевший работал у сестры пришедшего и что последняя, видевшаяся с братом, тоже заболела, надо думать, что прибывший из Москвы страдал холерой, может быть, в легкой степени, заразил сестру, от которой заразились и другие, навещавшие ее во время болезни. Заболевания в с. Батыеве с каждым днем увеличивались в числе и 15-го августа вдруг заболело 11 человек. В виду такого быстрого распространения эпидемии, в Батыево был послан, согласно телеграмме председателя Суздальской земской управы, врач от губернского земства; до его прибытия, с самого начала эпидемии в Батыеве ежедневно бывал врач из Суздаля и постоянно жили там 4 фельдшера, 3 сиделки и 3 служителя. Народ довольно дружелюбно относился к лицам, пришедшим к нему на помощь. Больные почти без исключения охотно принимали лекарства. Изолирование больных от здоровых пришлось устроить не сразу, так как только к 20-му числу был совсем готов временный барак. Дезинфекция домов покойников и выздоравливающих производилась довольно тщательно каждый день. Хоронили умерших на общем кладбище, но со всеми предосторожностями. Само село Батыево, при общем населении 280 душ обоего пола, состоит приблизительно из домов 50, расположенных на возвышенном месте; между обоими порядками домов проходит широкая чистая улица, заросшая травой, не грязная. Дворы содержатся сравнительно чисто; во время эпидемии каждый домохозяин обязан был растворять ворота для проветривания. Питьевая вода берется жителями из колодцев, находящихся в селе, а также и из речки, протекающей около села. Вода в колодцах чистая, но жестка; в речке после дождей она бывает мутна. Как на одну из благодетельных мер, практиковавшихся в селе Батыеве, можно указать на улучшение пищи больным, сделанное за счет земства. В Батыеве народ вообще довольно бедный и не мог, конечно, на свои средства приобретать даже белый хлеб; в виду этого улучшение пищи особенно для выздоравливающих должно быть рассматриваемо как одно из полезнейших лекарств. Подобный пример был и в практике санитарных отрядов губернского земства: с началом выдачи даровой пищи, по указанию врача, в селе Ундоле вскоре началось уменьшение эпидемии. Эпидемия холеры в селе Батыеве продолжалась менее двух недель, причем только в первую половину своего развития она имела угрожающий характер. Всех больных было 48, из которых умерло 14, т.е. 29 %. Такой благоприятный результат получился, надо думать, благодаря своевременно принятым мерам, которые приводились в исполнение во всей желаемой полноте.

В 1897 г. в селе была открыта начальная школа.
Жители с. Батыева большей частью были каменщиками, летом отправлялись на заработки в Москву.

В нач. 1930-х гг. в селе насчитывалось 64 двора и около 350 жителей.
Во время кампании по укрупнению колхозов в 1950-е гг. село было признано неперспективным, жители разъехались, а через какое-то время был разрушен храм и разобраны последние дома.

Храм Воскресения Христова

Когда в первый раз была построена церковь в Батыеве,- неизвестно. В XVIII в. и до 30-х гг. XIX в. в селе существовала деревянная церковь в честь Воскресения Господня. Об этом свидетельствуют: старинный серебропозолоченный, сохранившийся в церкви, потир 1731 г.; старинный Апостол, с надписью по листам: «сию книгу приложил села Батыева в храм Воскресения Христова… подписал поп Андрей Гаврилов 1753 г.»; старинный Требник, с подписью по листам того же попа 1769 г. 3 февраля. Этого же года и месяца 25 числа вычеканена надпись на полиелейном колоколе. Старинный Типикон, с надписью по листам: «сия книга села Батыева церкви Воскресения Христова… подписал поп Василий в 1778 году марта 19 дня». На звезде шелкового фелоня вылито: «1781». На серебропозолоченной дарохранительнице значится 1781 год.

Каменный храм Воскресения Христова с приделами во имя Михаила Архангела и Николая Чудотворца был построен в Батыеве в 1835 г. на средства коммерции советника, московского 1-й гильдии купца Михаила Ивановича Титова, владевшего в то время частью села Батыево.
То что 1835 год был годом построения и освящения храма, видно было из надписи на деревянном восьмиконечном кресте, который имелся в церкви. «В 1835 году», говорила надпись, «ноября 25 дня на память святого Климента Папы Римскаго освящал (храм Воскресения Христова) Суздальскаго Спасо-Евфимиева монастыря Архимандрит Парфений».

23 декабря 1867 г. села Борисовского священник Михаил Покровский и села Батыево священник Павел Язвицкий перемещены один на место другого.
В 1876 году, по новому расписанию приходов и причтов Владимирской Епархии, храм села Батыева, причислен к Предтеченской церкви села Павловского, священник села Батыева остался при Батыевском приходе в качестве помощника настоятелю в селе Павловском, а Батыевский причетник сверхштатным.
Горько было слышать батыевцам о причислении своего благолепного храма ко храму села Павловского, благолепием далеко уступающему Батыевскому храму. Батыевцы, несмотря на очевидную скудость своих средств, всячески старались поддержать величие своего храма; — «повешенный громогласный колокол на колокольне села Павловского положительно не дает им покоя, подстрекая приобрести если не лучше, то по крайней мере такой же для своей высокой колокольни». Рассказывали, будто батыевцы, заговорив раз с павловцами о своих храмах, поклялись перевесить Павловский большой колокол на свою колокольню.
На содержание священно-церковнослужителей села Батыева отведено 12 квадр. саж. поперечнику и 56 длиннику усадебной земли, 28 десятин и 785 квадр. саж. пахотной земли. Той и другой землей священно-церковнослужители владели сами, которая в общей сложности давала более 100 рублей. Кроме земли на содержание священно-церковнослужителей в 1880 г. имелся 4 %-й билет в 3759 рублей, пожертвованный Е. С. Беловой.
Число душ в селе Батыеве по 8-й ревизии (1834 г.) значилось 184 м. п. и 175 ж. п., 9-й ревизии (1850 г.) 94 м. п. и 98 ж. п.; 1880 г. — временно-обязанных крестьян 104 души м. п. и 117 ж. п., военных 2 душ. м. п. и 5 ж. п., мещан 4 душ. м. п. и 4 ж. п. Крестьянских дворов значится 29, военных 1 и 2 мещан. Деревень при Батыевском приходе не имелось.
Вот как описывали в самом кон. XIX в. Батыевскую церковь: «Наружный вид и внутренность храма отличаются изяществом; хоры, как особенность в сельских храмах, придают ему особенное величие и красоту. Престолов в церкви три: в настоящей холодной в честь Воскресения Христова, а в тёплой, на правой стороне - во имя Архангела Михаила, на левой - во имя Святителя и Чудотворца Николая.
Причт-штат: священник и псаломщик. На содержание причта отведено 12 кв. саж. поперечнику и 56 длиннику усадебной земли; плана на эту землю нет; пахотной земли 28 десят. 785 саж. и сенокосной 3 дес.; неудобной под дорогами 843 саж. От земли и за требоисправления дохода причт получает до 300 руб. сер. в год. Священник живет в церковном деревянном доме, а псаломщик нанимает квартиру.
Приход состоит из одного села (кон. XIX века), в коем числится 47 дворов, 126 душ мужского пола, а женского пола 136».
В конце XIX в. посреди села стояла небольшая каменная часовня, а около неё, лежали огромные камни, служившие основанием еще одной деревянной церкви. Расположение этих камней дает понятие о продолговатой форме бывшего тут храма. Старинный, железный четырех-конечный крест с коронкой вверху и подобием сердца по сторонам, как остаток деревянного храма увенчивал каменную часовню. Старожилы села рассказывали, что действительно на этом месте был деревянный храм с таковой же колокольней, за ветхостью разобранный в год построения каменного храма: добавляют, что в самом храме, по стенам его, поделаны были полки, на которых наставлены были разные иконы. Не много южнее этой часовни издавна существовала другая такая же часовня, сказывали, что тут был когда-то очень давно деревянный храм. В приделах каменного храма были железные крюки, на коих висели медные лампады: по своей затейливой и аляповатой работе крюки эти не остатки ли от древних деревянных храмов?



Храмы и часовни Суздальского района

Храмы Суздаля.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Суздаль | Добавил: Jupiter (03.05.2015)
Просмотров: 1099 | Теги: Церковь, суздальский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика