Воскресенская Слободка — село в Суздальском районе Владимирской области России, входит в состав Павловского сельского поселения.
Село расположено на правом берегу р. Нерль, в 17 км к юго-востоку от Суздаля. «Село Воскресенская слобода расстоянием от Владимира 25 верст, а от Суздаля 13 верст, при реке Нерли». [1]
Поблизости от села находится памятники археологии: - Неолитическая стоянка "Старица-III" (IV-III тыс. до н.э.), расположена в 3 км. к юго-востоку от села, дюнообразное всхолмление южного берега левобережной старицы р. Нерль. Всхолмление протянулось вдоль старицы, высота над уровнем воды 4 м., занято редколесьем. Площадь стоянки ок. 4000 кв. м. На глубине 0.5-0.8 м. от современной поверхности, под слоем наносного песка без находок, выявлен культурный слой толщиной 0.7-0.8 м., разделяющийся на три стратиграфических горизонта. В двух верхних слоях обнаружены обломки лепной посуды с ямочно-гребенчатой орнаментацией льяловской культуры, кремневые наконечник стрелы листовидной формы и отщепы. В нижнем горизонте найдены обломки такой же посуды, а также лепной керамики с накольчато-гребенчатой орнаментацией, верхневолжской культуры, кремневые резец на конце сломанной пластины, обломок проколки, отщепы и пластины.
- Поселение бронзового века "Старица-I" (I-II тыс. до н.э.) расположено в 3.5 км. к юго-востоку от села, дюнообразное всхолмление южного берега левобережной старицы р. Нерль. Протянулось вдоль берега старицы, размеры ок. 105х20-25 м., высота над уровнем старицы 3-4 м. Территория всхолмления поросла молодым лесом. Площадь поселения ок. 2000 кв. м. Керамика лепная, с примесями шамота в глиняном тесте, с орнаментом из ямчатых вдавлений неправильной формы и нарезок, предположительно поздняковской культуры, кремневые отщепы. - Поселение бронзового века "Старица-II" (II тыс. до н.э.) расположено в 3.4 км. к юго-востоку от села, южный берег левобережной старицы р. Нерль, 0.17 км. к востоку от стоянки. Протянулось узкой полосой вдоль берега старицы, площадь ок. 500 кв. м., высота над уровнем воды в старице 2.0-2.5 м. Керамика лепная, с примесями шамота в глиняном тесте, без орнамента, кремневые отщепы.
Слобода, слободка – название сохранившееся из старины, когда оно означало поселение, освобожденное от некоторых государственных повинностей. Большинство слобод на официальном языке зовется селами или деревнями, смотря потому, имеется ли в них церковь.
В пол. XVI в. это село принадлежало князю Петру Михайлову Щенятеву, как видно из «Разъезжей полюбовной этого князя с Спасо-Евфимиевым монастырем 1558 г.», в которой о дер. Жаденке (в приходе села Круглова), вотчине монастыря, отстоящей от Воскресенской слободки в полуверсте, говорится, как о пограничной деревне с имением князя Щенятева. Отчего село в простонародье стало называться «Щенячья слободка» («Щенятья Слободка»).
Некогда часть «Щенячьей Слободки» принадлежала князю Вяземскому (кон. XVIII в.). В кон. ХIX в. в селе работала круподерка Андрея Ермолаева. В XIX в. среди жителей был распространен отхожий промысел каменщиков, кровельщиков, маляров.
Относилось к Порецкому сельсовету, с 2006 г. входит в состав Павловского сельского поселения. Численность населения: в 1859 г. – 481 чел.; в 1897 г. – 691 чел.; в 1926 г. – 786 чел.; в 2010 г. – 12 муж. и 11 жен., всего 23 чел.
В Воскресенской Слободке находится дача экс-губернатора Владимирской области Николая Виноградова.
Церковь Воскресения Христова
Сложный и «столичный» декоративный набор на фасадах храма, включающий колонки на постаментах, наличники с разорванными фронтонами, восьмигранные окна и даже «царственные» раковины, свидетельствует, наравне с композиционными особенностями, о том, что храм в Воскресенской Слободке сооружен в период расцвета стиля где-то на рубеже XVII–XVIII вв.
Храм принадлежит к так называемому нарышкинскому стилю, расцвет которого относится к последнему десятилетию XVII в. Конечно, отдельные памятники этого стиля появлялись и в первые десятилетия следующего столетия, но уж точно не в 1740-е гг. Эти запоздалые постройки по своей композиции и декору всегда были провинциальны и никогда не поднимались даже до среднего уровня храмов эпохи расцвета стиля. В церкви Воскресенской Слободки мы, наоборот, сталкиваемся с необычайно сложной композицией, острым силуэтом и тонким по исполнению декором. Основу композиции составляет характерный для нарышкинского стиля объем «восьмерик на четверике» с пониженным трехчастным алтарем. В восточной части четверика размещен балкон хор, что встречается только в усадебных церквах крупнейших вельмож раннепетровского времени.
Короткая трапезная храма несколько позже была расширена к западу.
С востока к храму примыкает необычная двухэтажная трапезная, во втором этаже которой находятся два придела, отмеченные изящными световыми восьмериками. Две дополнительные главы в сочетании с ярусным восьмериком храма и главкой над алтарем создают оригинальный многоглавый силуэт храма. Само расположение двух приделов по сторонам прохода на «владельческие» хоры восходит (через множество промежуточных ступеней) к таким памятникам константинопольской архитектуры времени Палеологов, как церковь Паммакаристос нач. XIV в.
Ещё позже, вероятно, в том самом 1743 г., была построена высокая колокольня, острый силуэт которой завершил формирование комплекса. Четыре яруса колокольни украшены плоскими пилястрами в духе «протестантского» барокко, характерного для времени императрицы Анны Иоанновны. Образцом для этих ярусов послужила очень похожая колокольня московской церкви Козьмы и Дамиана в Кадашах (1730-е гг.), тогда как завершающая часть с полуглавиями и шатриком взята, вероятно, из колокольни усадебной церкви в Вешняках (1734 г.). Так что и колокольня принадлежит к памятникам, связанным со столичной, московской архитектурой. Кажется, что именно во время постройки колокольни в интерьере храма появилась изысканная лепная декорация в духе северного барокко...
Престолов в церкви четыре: в нижнем этаже: главный престол в честь Воскресения Христова, придельные престолы – во имя Святителя и Чудотворца Николая и во имя Св. Великомученника Дмитрия Солунского; в верхнем этаже во имя Св. Равноапостольного Князя Владимира… [1] Причт-штат: священник и псаломщик. При церкви земли: усадебной 1 дес., пахотной и сенокосной 33 дес. План на землю имелся. От земли дохода причт получал до 300 руб. сер. и за требоисправления до 300 руб. сер., а всего в год около 600 руб. сер. Дома причт имел собственные, на церковной земле. [1] Приход состоял из одного села, в коем 111 дворов, 404 души мужского пола, а женского пола 414 душ. [1]
В 1914 г. изъявлена благодарность Епархиального Начальства прихожанам церкви с. Воскресенской Слободки, Суздальского уезда, за пожертвование 800 руб. на благоустройство местного храма в с. Воскресенской Слободке. Преподано Архипастырское благословение священнику церкви с. Воскресенской Слободы Димитрию Георгиевскому за пожертвование 163 руб. 90 коп. на благоустройство храма.
Колокольня
Вход в колокольню
Лестница на колокольню
Воскресенская церковь представляет себя довольно большой, единый, живописный и богато декорированный комплекс. Очень высокий основной объем с сохранившимися элементами барокко в интерьере и деревянной резной статуей распятого Иисуса Христа под куполом. Чрезвычайно легкие белые завитки лепнины на нежно-голубых стенах позволяют представить прежний облик храма. Основной объем имел хоры. Трапезная двухэтажная, с южным приделом. Деревянные перекрытия не сохранились. Особое внимание привлекает колокольня. Своей высотой она занимает уникальное положение в окружающем ландшафте полей и малолюдного села. Колокольня оштукатурена и небогата архитектурными деталями, это придает ей определенную строгость и яркое своеобразие. Один пилон площадки звона выломан, видимо с целью сбрасывания колоколов. Можно предположить основной колокол был значительных габаритов.
Источник: 1. Добронравов, Василий Гаврилович (1861-1919). Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 3]. Суздальский и Юрьевский уезды / Сост. препод. Владимирск. семинарии В. Березин]. - 1896. - 526, VIII с.
Храмы и часовни Суздальского района История Суздаля и Суздальского района. Село Заполицы