На основе наиболее поздних памятников Бутовской культуры формируется ранненеолитическая верхневолжская культура (5240 -3430 гг. до н. э.).
Культура, получившая название верхневолжской, была открыта в 1972 г. Верхневолжской экспедицией Института археологии АН СССР под руководством Д.А. Крайнова при раскопках стоянки Ивановское III в Волго-Окском междуречье. Дальнейшее исследование стоянок в этом регионе выявило, что всюду верхневолжский слой располагается над мезолитическим слоем бутовской культуры, датируемой VIII-VI тыс. до н.э.
Распространена на территории Тверской, Ярославской, Ивановской, Московской, Владимирской и ряда других областей. Подразделяется на несколько локальных вариантов.
Уральский праязык распался - в 6 - 5 тыс. до н. э. (по данным глоттохронологии - 17 совпадений в 100-словном списке Сводеша).
Основное занятие охота и гарпунное рыболовство. В культуре характерен каменный инвентарь мезолитического облика: конические нуклеусы, наконечники стрел с частичной обработкой, концевые скребки, ножи, угловые резцы на пластинах, вкладыши из сечений пластин, рубящие орудия с частичной подшлифовкой.
Жилища по типу шалашей.
Поселения верхневолжской культуры располагаются на высоких берегах рек и озер, на озерных островах, дюнных холмах.
Племена Верхневолжской культуры обитали в зоне широколиственных лесов, занимались охотой, рыболовством, собирательством.
Верования - культ небесного оленя-лося.
Антропологический облик человека неолита Русской равнины (слева направо): человек верхневолжской (6 -4 тыс. до н.э.), волосовской (4 - 2 тыс. до н.э., два фото), оленеостровской (2-е тыс. до н.э.) неолитических культур.
Реконструкция облика мужчины верхневолжской культуры
Они хорошо знакомы с гончарным производством, изготавливали керамику из глины с примесью крупного шамота и помета водоплавающих птиц. Орнамент занимал часть или всю поверхность сосуда. Элементы: к массовым относятся гребенчатый, пунктирный, ямочный и накольчатый. Примерно на 1/3 сосудов отмечены неорнаментированные участки поверхности. В большинстве случаев элементы орнамента были организованы в простые горизонтальные и однорядные мотивы. Реже такие мотивы состоят из накольчатых или пунктирных узоров, иногда встречаются сложные мотивы из узоров орнамента. Верхний край внешней поверхности чаще всего украшался мотивами из гребенчатых или накольчатых отпечатков, а на внутренней поверхности и торце венчика орнамент наносился очень редко.
На сосудах преобладали простые образы, состоящие из накольчатого или гребенчатого мотивов и неорнаментированной зоны, из ямочного и гребенчатого или из двух разных гребенчатых мотивов, а также симметричные образы из гребенчатого или накольчатого мотивов, ограниченных зонами без орнамента, или образы из двух гребенчатых мотивов и ямочного мотива между ними. Композиции чаще всего начинались с зоны без орнамента или гребенчатого мотива по краю венчика. Потом обычно следовали гребенчатый или ямочный мотивы, а затем опять гребенчатый мотив или зона без орнамента и т.д. Чередование в композиции разных мотивов и неорнаментированных зон придавало композиции некоторую ритмичность. В развитии верхневолжской культуры выделено три основных периода.
Дно сосуда верхневолжской культуры. Ранний Неолит. Стоянка Замостье 2
К I Периоду отнесены стоянки Гавриловка II, Владычинская-Береговая I и II, Одоевские фермы, Сахтыш I, II, VIII, Ивановское II и др.,
ко II периоду - Гавриловка I, Шагара II, Заречье I, Сахтыш I и II, Ивановское III и VII, Языково I и др.
и к III периоду - Богдарня, Николо-Перевоз I, Берендеево IIа, Репище I.
Ранние верхневолжские памятники сосредоточены в восточной части исследуемой территории, а более поздние - в центральной и западной ее части.
В I период наиболее широко была распространена керамика с частично декорированной поверхностью и примерно одинаково использовались накольчатый, гребенчатый и пунктирный элементы орнамента.
Во II период наибольшее распространение получает пунктирный орнамент, доля керамики с участками без орнамента снижается, а доля пунктирного и гребенчатого элементов почти не меняется.
В III период доминирующими становятся ямочный и гребенчатый элементы орнамента, а другие используются значительно реже.
Во все периоды развития культуры наиболее широко использовались простые мотивы из элементов и реже - из узоров орнамента: накольчатых (в I периоде), пунктирных (во II периоде) и гребенчатых (в III периоде). Сложные мотивы, состоящие из элементов или узоров орнамента, в I и II периоде исключительно разнообразны - зафиксированы 33 варианта. Внутренняя поверхность сосудов вообще украшалась редко, а орнамент на торце венчика получает достаточно широкое распространение только в III период. Значительно возрастает во времени и доля сосудов с орнаментом по внешнему краю венчика. Наиболее часто там наносился гребенчатый мотив, доля которого также возрастала во времени.
В I период преобладают простые образы, состоящие из гребенчатого или накольчатого мотивов и зоны без орнамента, во II период - образы из ямочного и гребенчатого мотивов или из гребенчатого и зоны без орнамента, в III период - образы из гребенчатого и накольчатого, а также из ямочного и гребенчатого мотивов. Сложные орнаментальные образы имели наибольшее распространение в I и II периоды развития культуры.
В I период развития культуры композиция чаще всего начиналась с неорнаментированной зоны по венчику сосуда, затем обычно наносились гребенчатый или накольчатый мотивы, далее могла вновь располагаться зона без орнамента или гребенчатый мотив. Во II период композиция часто начинались не только с зоны без орнамента, но и с гребенчатого мотива, за которыми следовали ямочный или вновь гребенчатый мотив, а далее зона без орнамента или какой-либо сложный мотив. В III период композиция сосудов обычно начиналась с гребенчатого или одного из сложных мотивов, ниже обычно располагался ямочный и реже - сложный мотив, за которыми, чаще всего, следовал мотив из гребенчатых отпечатков. На протяжении всей истории данной культуры композиции орнамента обнаруживают некоторую ритмичность, которая с течением времени постепенно возрастает.
Ямочный орнамент наиболее широко использовался в Московско-Клязьминском междуречье, Центральном и Западном районах; гребенчатый доминировал в Западном районе и несколько меньше применялся в Московско-Клязьминском междуречье, Восточном районе и на Средней Оке; гладкий орнамент чаще использовался в Московско-Клязьминском междуречье; накольчатый был распространен на Средней Оке, в Московско-Клязьминском междуречье и Центральном районе, а пунктирный широко применяли гончары Нижней Оки и Восточного района. Сосуды с частично орнаментированной поверхностью были распространены на Нижней Оке и в меньшей степени на Средней Оке, а также в Восточном и Центральном районах.
Особенности распространения простых мотивов практически целиком повторяют сказанное выше о самих элементах орнамента. Сложные мотивы из узоров особенно разнообразны у гончаров Средней Оки (12 вариантов), Восточного (10 вариантов) и Центрального (14 вариантов) районов. Внутри сосудов орнамент чаще всего наносили гончары Московско-Клязьминского междуречья, на торце венчика - гончары Западного и реже Центрального районов, а по верхнему краю внешней поверхности - преимущественно гончары Восточного, Центрального и Западного районов. Орнаментальные образы широко использовались во всех районах, кроме бассейна Нижней Оки. Сложные объединяющиеся образы изредка наносили на сосуды гончары бассейна Нижней и Средней Оки, междуречья Москвы и Клязьмы и Восточного района, а сложные пересекающиеся образы применялись в Центральном и Западном районах. Асимметричные образы орнамента преобладали на всей территории распространения культуры.
Локальные различия композиций орнамента могут быть охарактеризованы только в самом общем виде. Так, в бассейнах Нижней и Средней Оки орнаментальные композиции чаще всего начинались с зоны без орнамента, в междуречье Москвы и Клязьмы - с такой же зоны или накольчатого мотива, а в Восточном, Центральном и Западном районах, напротив, с гребенчатого мотива. В целом композиции орнамента на сосудах верхневолжской культуры характеризовались слабой ритмичностью, которая несколько шире проявлялась на Средней Оке, в междуречье Москвы и Клязьмы и Центральном районе.
Льяловская культура - неолитическая восточноевропейская археологическая культура 4 тыс. до н. э., локальный вариант культуры ямочно-гребенчатой керамики (4200 - 2000 до н. э. протофинны, лапоноиды, уральцы). Названа по имени поселения в верховьях Клязьмы (Московская область) около села Льялово. Льяловская культура сменяет собой верхневолжскую культуру. Согласно точке зрения Д. А. Крайнова, предки носителей культуры пришли с севера. По мнению В. В. Сидорова и В. В. Ставицкого, данная культура имеет автохтонное происхождение, связанное с трансформацией древностей местных племен верхневолжской культуры.
К раннему Неолиту Владимирщины относится верхневолжская к-ра кон. 6-го – 4-го тыс. до н.э. Для нее характерны остродонные или круглодонные лепные (т.е. вылепленные от руки, без применения гончарного круга) слабо обожженные тонкостенные сосуды, орнаментированные наколами, прочерченными линиями и оттисками мелкого гребенчатого штампа, редко – без орнамента (гребенчато-накольчатая или накольчато-гребенчатая керамика). Такая посуда в небольшом количестве встречается в нижних горизонтах культурного слоя некоторых неолитических памятников Владимирской обл., как, например, на стоянке Колпь близ д. Константиново Гусь-Хрустального р-на. «Чистых» слоев верхневолжской к-ры пока на Владимирщине не обнаружено. С керамикой этого типа связываются находки кремневых орудий мезолитического облика. Допустимо предположение, что носители верхневолжской к-ры были потомками местного мезолитического населения, а сама эта к-ра является связующим звеном между мезолитом и развитым неолитом.
- Алешунино (Муромский р-н). Стоянка 1 (Голянин бор 1), неолит. 1 км. к северо-западу от деревни, дюнообразное всхолмление восточного берега оз. Виша на левобережье р. Ока. Протянулось вдоль берега озера, размеры ок. 220х20-40 м., высота над озером 3-4 м. Исследовано (Л.А. Михайлова, 1978 г.) 144 кв. м. Керамика лепная, относится к трем разновременным неолитическим культурам. Стратиграфического разделения различных типов керамики нет. К верхневолжской ранненеолитической культуре относятся обломки сосудов с примесями песка в глиняном тесте, с орнаментом из наколов и оттисков узкого гребенчатого штампа, а также «шагающей гребенки».
- Борок (Петушинский р-н). Стоянка 1 (Находное оз. 1), неолит. Ок. 3 км. к юго-востоку от восточной окраины деревни, правобережье р. Клязьма, восточный берег оз. Находное, у выхода из него р. Сеньга, левый берег последней. Керамика лепная, слабо обожженная, с поверхностными отпечатками гребенчатого штампа и без орнамента верхневолжской культуры, лепная с ямочно-гребенчатой орнаментацией льяловской культуры, обломки кремневых орудий, кремневые пластины и отщепы.
- Борок. Стоянка 2 (Находное оз. 2), неолит. По сведениям В.В. Сидорова 1974 г., расположено на расстоянии ок. 3 км. к юго-востоку от восточной окраины деревни, близ восточного берега оз. Находное. Найдены обломки сосудов с накольчатым орнаментом, верхневолжской к-ры.
- Чаша (Петушинский р-н). Стоянка, неолит. 4 км. к югу юго-востоку от деревни, правобережье р. Клязьма, южный берег оз. Сеньга, к западу от заболоченного истока безымянного ручья. Керамика лепная, слабо обожженая, с мелкозубчатым орнаментом верхневолжской культуры, лепная с ямочно-гребенчатой орнаментацией льяловской к-ры, лепная толстостенная, с органическими примесями в глиняном тесте и рамчатым орнаментом волосовской к-ру, кремневые нож, сверло и др., сланцевая подвеска.
- Ново (Вязниковский р-н). Поселение 3 (Великоозерское 2), неолит, эпоха бронзы. 0.35 км. к юго-западу от деревни, левобережье р. Клязьма, дюнообразное всхолмление северо-восточного берега оз. Великое. Площадь памятника ок. 6500 кв. м., высота над поймой 4-5 м. Территория поселения поросла хвойным лесом. Культурный слой – темно-серая супесь толщиной 0.2-0.3 м. с включениями угля, кальцинированных костей животных и рыб. Керамика лепная тонкостенная, с накольчато-гребенчатой орнаментацией, верхневолжской к-ры.
- М. Вески (Александровский р-н). Стоянка 2, неолит. 2.2 км. к юго-западу от деревни, ок. 2.5 км. к северо-востоку от церкви с. Годуново, край излучины левобережной старицы р. М. Киржач. Размеры ок. 90х40 м., высота над рекой 4 м. Керамика лепная, с накольчатым орнаментом верхневолжской к-ры, кремневые нуклеус, отщепы.
- Чернецкое (Александровский р-н). Стоянка 1, неолит. 2.8 км. к юго-востоку от села, 2.4 к северу северо-западу от церкви с. Годуново, мысовидный выступ первой надпойменной террасы правого берега р. М. Киржач, между старицами. Размеры ок. 100х70 м., высота над рекой 5 м. Найдены кремневые скребок, отщепы и пластины, предположительно отнесенные к раннему неолиту.
- Чернецкое. Стоянка 3, неолит. 2.6 км. к юго-востоку от села, 2.6 км. к северу северо-западу от церкви с. Годуново, мысовидный выступ первой надпойменной террасы правого берега р. М. Киржач, ок. 100 м. к западу от стоянки 2. Керамика лепная тонкостенная, с накольчато-гребенчатой орнаментацией верхневолжской к-ры, кремневые пластины и отщепы.
- Еловки (Александровский р-н). Стоянка 1, неолит. 2 км. к востоку от деревни, 1 км. к северу от д. Пречистино, пологий мыс первой надпойменной террасы правого берега р. М. Киржач при впадении безымянного ручья, левый берег последнего. Размеры ок. 100х100 м., высота над рекой 5 м. Керамика лепная тонкостенная, слабо обожженная, с накольчато-гребенчатой орнаментацией, отнесенная к верхневолжской к-ре, кремневые скребок, пластины и отщепы.
– Годуново (Александровский р-н). Стоянка, неолит. 2.4 км. к северу от церкви села, 2.8 км. к югу юго-востоку от с. Чернецкое, мыс первой надпойменной террасы левого берега р. М.Киржач (правый приток р. Киржач, левого притока р. Клязьма) при слиянии со старицей. Размеры ок. 130х50 м., высота над рекой 4 м. Поверхность поросла лесом. Керамика лепная, слабо обожженная, с накольчато-гребенчатой орнаментацией верхневолжской к-ры.
- Неолитическая стоянка «Старица – 3», II тыс. до н.э. с. Воскресенская Слободка (Суздальский р-н), 3 км. к юго-востоку от села, дюнообразное вхолмление южного берега левобережной старицы р. Нерль. Всхолмление протянулось вдоль старицы, высота над уровнем воды 4 м., занято редколесьем. Площадь стоянки ок. 4000 кв. м. Культурный слой разделяется на три стратиграфических горизонта.
В двух верхних горизонтах обнаружены обломки лепной посуды с ямочно-гребенчатой орнаментацией, льяловской к-ры, кремневые наконечник стрелы листовидной формы и отщепы.
В нижнем горизонте найдены обломки такой же посуды, а также лепной керамики с накольчато-гребенчатой орнаментацией, верхневолжской к-ры, кремневые резец на конце сломанной пластины, обломок проколки, отщепы и пластины.